Густав Климт «Дама с веером». Описание картины

Смерть матери в 1915, оказалась для Климта наиболее чувствительным ударом судьбы за все годы его жизни. Живопись, представлявшую для художника наибольшую ценность в жизни, он не бросил, резких стилевых изменений в творчестве тоже не произошло, но мрачные мотивы в ряде произведений, все-таки были заметны. К счастью, этот период длился недолго, и волшебство природы и, конечно же, обворожительные женщины, чарующе засияли в новых полотнах Климта.

Сюжеты с доминированием женщины то исчезали, то появлялись, но полумифические существа, от одного взгляда которых мужчины превращались в безвольных рабов, остались в прошлом. Может быть, Климт уже перестал «бояться» этой дикой, непредсказуемой, иногда гибельной энергии, которую он  видел в женщине, и наконец-то разглядел в ней что-то более интригующее?

Картина «Дама с веером» принадлежит к поздним работам Климта, но в ней, как и в ряде прежних произведений, можно найти не только изысканный эротический подтекст, но и много психологических моментов, интересных ценителям творчества художника.

Заметно, что мастер, создавая образ восточной женщины, не изображал какую-то определенную личность. Обольстительная красавица обладает индивидуальностью, у нее есть ярко выраженная харизма. Это не женщина-вамп, под невозмутимой маской которой скрывается мощь, способная испепелить все живое. Тело модели оголено предельно естественно, с «математической точностью», безо всякого намека на вульгарность. Именно это, оставленное открытым для «домыслов» плечо, хоть и ненавязчиво, но «изуверски расчетливо» порабощает мужчину. Тонко передана и чувственность модели.

Покончено с чересчур откровенными сюжетами, часто с трудом воспринимаемыми самыми верными почитателями творчества художника, но парадокс, теперь зрителю самому хочется, или мерещится, как кимоно соскальзывает с плеч прелестницы, и…

Может ли такая женщина быть служительницей «сферы» телесных утех, ответить сложно, наверное, это очередная психологическая загадка от Климта, заставлявшего зрителей самим искать ответы.

Судя по независимому виду Дамы, «платные отношения», скорее всего, не ее уровень, но изображения цветов и птиц, оригинально обогативших модернистский колоритный фон, в восточном искусстве несут определенную смысловую нагрузку (например, курица, может означать женщину легкого поведения). Также в очередной раз Климт мастерски применил свой «фирменный прием», когда одежда модели, соприкасаясь с элементами фона, плавно перетекает в него.

Более прозаично, но не менее возвышенно звучит одно из мнений историков, полагающих, что «всего лишь» грация и женское изящество, которые боготворил Климт, стали источником вдохновения и основным мотивом, побудившим художника к созданию этого шедевра.
Густав Климт «Дама с веером»

«Дама с веером» 1917-18 г. Холст, масло.