Густав Климт «Обнаженная истина». Описание картины

Сложно определить степень «скандальности» работ Климта, через которые он доносил до зрителя свои взгляды на мир, пропущенные через «эротическую призму» видения тех или иных событий. Художник сторонился политики в любых ее проявлениях, но свободу искусства, заключенного, по его убеждению, в жесткие рамки традиционности, он отстаивал со всей мощью своего таланта, мастерски нажимая на самые «болевые» точки современного ему общества.

В 1899 добропорядочная венская публика была шокирована произведением Климта «Обнаженная истина», в котором автор изобразил голую женщину, с чувством превосходства, и даже с неким вызовом, «насмехающуюся» над оскорбленными чувствами приличного общества. Художник «объявил» о начале новой эпохи своего творчества, которое можно было бы назвать «натуралистическим». В образе модели нет и намека на традиционные каноны живописи, с их идеализацией женского тела. В облике рыжеволосой модели явно угадывалась обычная кокотка, не замороченная какими-либо комплексами; она только что гуляла венскими улицами, и по первому требованию «работодателя», немедленно разделась для позирования.

Заведомо зная реакцию общества на это произведение, Климт решил изощренно поиздеваться над чувствами «добропорядочной толпы», снабдив картину цитатой из Шиллера, в которой говорится, что нравиться многим – плохо.

Часть исследователей творчества Климта связывают этот символический персонаж с его Юдифью, считая эти образы олицетворением чувственных инстинктов, представляющих собой источник зла.

Посещает зрителя «Обнаженной истины» и еще одна, несколько «крамольная» мысль, связывающая самого автора картины с изображенной моделью, зеркало которой «предлагает» возмущенной публике посмотреть в свое отражение и задать себе сокровенный вопрос: «а каков же внутри я, если останусь один на один с собой, отбросив внешнюю оболочку?»
Густав Климт «Голая правда»

«Обнаженная истина» 1899 г. Холст, масло. 240 x 64,5 см.
Австрийская национальная библиотека, Вена, Австрия