Густав Климт «Серена Ледерер». Описание картины

Заказы на портреты жен австрийской буржуазии поступали Климту непрерывно. Да и кто, как не он, на подсознательном уровне понимающий чего лишены эти «пестрые дополнения» к «супругам-кошелькам», мог бы дать этим женщинам столь щедрое духовное утешение – портрет, созданный кистью венского «брутального ловеласа»?

Финансовое положение живописца было вполне стабильным, он мог бы обойтись и без баснословно оплачиваемых заказов на портреты самодовольных женщин, но он увлеченно работает, тем более что, за редким исключением, от него требовалось всего лишь качественно увековечить очередную жену еще одного чуть более богатого толстосума, и обязательно – ее роскошное одеяние.

Климт не подводил, правда, иногда вместо портрета, написанного на  хорошем ремесленническом уровне, он создавал прекрасный женский образ, не выходя за рамки обыденного сюжета.

Жене венского богача Ледерера – Серене, «посчастливилось», художник увековечил ее романтической облик просто «на ровном месте». «Портрет Серены Ледерер» – одна из работ Климта, где может показаться, что на зрителя взирает обыденная «простота». По сравнению с более «богатыми» портретами, может быть это и так, но чувство вневременности бытия, романтическая мечтательность образа героини, да и сама Серена, появляющаяся как бы из платья, которое само «рождается» из нематериальной субстанции – не это ли показатель мастерства художника-психолога?

Климт не перешел еще к контрастному противопоставлению объемности лица с плоскостью одежды, может быть, поэтому портрет выделяется удачным сочетанием реализма в передаче облика героини, и воздушным платьем, органично дополняющим этот облик.

Густав Климт «Серена Ледерер»

«Серена Ледерер» 1899 г. Холст, масло. 188 x 85,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США