Густав Климт «Водяные змеи I». Описание картины

Одной из причин, вызвавших «пристрастие» Климта к золоту, как декоративному материалу, наполнявшему его картины блеском и торжественностью, а также символу божественного или царского, стала поездка в Равенну, где этот благородный металл в буквальном смысле «ослепил» художника. Возвратившись на родину, живописец сразу взялся за написание картины «Водяные змеи I», в которой позолота и оттенки желтого, должны были выделить красоту загадочного водного мира, конечно же, немыслимого без обольстительных женских тел.

Эротичность сюжета мастерски усилена использованием «дополнительного» элемента – женских волос, которые придают сцене чувственности,  загадочности. Этот символ женственности будет использован другими модернистами, но только у Климта «змеиные» волосы не только органично обогатили сюжет, но и наполнили его привкусом скрытой опасности.

Тела подводных обольстительниц прекрасны, ими можно долго услаждаться, но название картины «отрезвляет», напоминая, что за внешней красотой может скрываться скользкое, холодное нутро, к тому же ядовитое. Мир этих существ – океан, тоже прекрасный, загадочный, но ледяной; этим царством можно любоваться, но и только. Обитательницы подводных глубин по-своему счастливы, они не будут страдать от неразделенной любви, или преодолевать мили расстояний, чтобы обрести свою половинку.

Мерцающая подводная симфония поражает своим великолепием: несмотря на океанический холод, волосы «живут», перевоплощаясь в водоросли, и наоборот, а раковины, звезды – это все одно целое громадного волшебного организма.

За счет орнаментальности и узора, Климту удалось увеличить в произведении «градус эротичности», кроме этого, Эрос здесь значительно «подвинул» символичность.
Густав Климт «Водяные змеи I»

«Водяные змеи I» 1904-1907 г. Пергамент, акварель. 50 x 20 см.
Галерея Бельведер, Вена, Австрия