Густав Климт «Юдифь II». Описание картины

В 1909 Климт продолжил тему Юдифи, так и не приняв во внимание негативной реакции общества на прежние работы, далекие по своей сути от сюжетов, описанных в Библии. Традиционные представления о добродетели снова уступили место собственному, «пропитанному» чувственной эротикой, взгляду  на мир.

В картине «Юдифь II» живописец сумел создать образ, показывающий, какие мощные внутренние силы могут быть сокрыты в «слабом» женском естестве. В этот период жизни и творчества Климта, в любовных отношениях с Аделью Блох-Бауэр, вероятно еще тлела какая-то искорка, иначе, откуда бы взяться этой страшной, и одновременно чарующей силе энергии зла, фонтаном извергающейся из полотна.

Климт не особо реагировал на шумиху вокруг его первой «Юдифи», оскорбившей чувства как еврейской буржуазии, так и людей христианского вероисповедания, но на этот раз он решил не делать надписи на раме с указанием названия картины, уже зная, что произведение скажет само за себя («Юдифь и Олоферн» была представлена в медной раме, на которой было выгравировано ее название).

Народ решил, что эта роковая женщина, притягивающая взгляд, но отталкивающая душу, может быть только Саломеей, танец которой, должно быть, посвящен Эросу, изображенному в интригующем дуэте со Смертью; зрителю оставалось ждать «развязку», испытывая томительное напряжение. Во многих каталогах работа и значилась под именем библейской танцовщицы, погубившей своим «адским» танцем Иоанна Крестителя, но то, что Климт создал женский персонаж, который мог воплотить самые порочные фантазии, назвав его при этом именем благочестивой Юдифи, снова вызвало резко негативную реакцию критики.

Художник никогда не давал объяснений, касающихся каких-либо деталей своих работ, поэтому осталось неизвестным, что по авторскому замыслу могло быть общего у двух столь противоречивых образов.
Густав Климт «Юдифь II»

1909 г. Холст, масло. 178 x 46 см.
Музей современного искусства, Венеция, Италия