Густав Климт «Соня Книпс». Описание картины

Внутренний мир Климта, тщательно оберегаемый им от постороннего вторжения, находился под двойной «нагрузкой», ведь его жизнь и творчество совпали с переломной эпохой, и ее новыми, быстро меняющимися формами изобразительного искусства. Во все века актуальный в живописи образ женщины, «ринулся» на свободу, избавляясь от затхлых устоев традиционности, и теперь, для Климта пришло время выставить на суд общества идеал своей женщины – «настоящей», когда чарующей, но иногда и бросающей в дрожь, и все же, сохраняющей загадочность и глубину.

Время роковых соблазнительниц, окруженных символами, и заставляющих зрителя испытывать широчайшую гамму чувств, постепенно приближалось, пока же художник создавал портреты дам из верхушки венской знати, в основном той, которая щедро финансировала «Сецессион».

В 1898 Климт написал «Портрет Сони Книпс», первую работу из этой серии, запечатлев на полотне жену одного из самых богатых австрийских промышленников – Книпса, мецената, покровительствовавшего Модерну. Глубоко индивидуальное произведение, в котором объединились нескольких стилей, на первый взгляд может показаться даже шаблонным.

Дама, знающая себе цену, смотрит гордо, и со сдержанностью аристократки, но обратив внимание на ее пальцы, судорожно вцепившиеся в подлокотник кресла, зритель тут же ощутит исходящую от героини волну внутреннего напряжения, даже дрожи. Почувствовав это несоответствие внешнего и внутреннего состояний, молодая женщина уже перестает ассоциироваться с воздушной бабочкой, готовой вот-вот вспорхнуть. Легкость, которой художник наделил облик модели, появилась благодаря почти импрессионистской манере написания нежно-розового платья.

Ассиметричное положение фигуры и затемненное пространство второго края, напоминают о приверженности Климта дальневосточному стилю. Также этот прием позволил добиться максимальной четкости и выразительности портретируемой.
Густав Климт «Соня Книпс»

«Соня Книпс» 1898 г. Холст, масло. 145х145 см. Галерея Бельведер, Вена, Австрия