Густав Климт «Надежда». Описание картины

Беременность Гермы – одной из востребованных моделей Климта, сыграла положительную роль в реализации неординарных творческих замыслов художника, чуждого отцовских чувств, но «поучаствовавшего» во многих «таинствах», связанных с появлением на свет внебрачного потомства. Ссылаясь на свое деликатное положение, далекая от пуританского поведения женщина, долго не соглашалась позировать художнику, ведь даже в ее окружении, все что связано с появлением на свет новой жизни, тщательно оберегалось от внимания посторонних. Поняв, что без предлагаемых Климтом денег, попросту не обойтись, Герма уступила настойчивым предложениям живописца, и теперь уже более века невозмутимо «наблюдает» за зрителями из картины «Надежда», нисколько не «смущаясь» отсутствия одежды.

Столь откровенный сюжет вызвал у современников живописца негодование, ее не восприняли даже друзья, ведь кроме эротизма, воспринимаемого многими как вульгарная порнография, в произведении изображалась беременная женщина – тема, которую обходили многие коллеги Климта. На протяжении шести лет коллекционер и промышленник Фриц Верндорфер оберегал картину от «контактов» с посторонними, оригинально храня ее в собственном сакральном алтаре, и только в 1909 публика увидела «Надежду» на выставке.

«Расшифровывать» эту аллегорию, как и остальные свои работы, Климт предоставил публике, и если бы не это жесткое правило, то может быть, мнение о скрытом смысле композиции, наполненной множеством загадочных символов, кардинально изменилось бы, потеряв всю прелесть интриги.

С ожиданием новой, избавляющей от рабства Жизни, символически представленной на картине, можно связать и эсхатологическое настроение, будоражившее в то время значительную часть общества, и Климт выразил надежду, что «слуги тьмы», да и сам символ Смерти, не зря искажены болезненной гримасой: все решится очень скоро.

Многим хотелось, чтобы «Надежда» создавалась художником в русле христианского мировоззрения, с его главной мыслью о рождении Спасителя, и роли в этом таинстве его Матери, но смущение вызывает позировавшая художнику модель, правда, если учесть, что сам Богочеловек с объятиями принимал самых отверженных, то «женское начало мира», по климтовскому «вероисповеданию», логично объясняет все.
Густав Климт «Ожидание I»

«Надежда (Ожидание)» 1903 г. Холст, масло. 189,2 x 67 см.
Национальная галерея Канады, Оттава, Канада