Федор решетников картина мальчишки описание. Сочинение по картине «Мальчишки» Решетникова


История написания картины

Федор Павлович Решетников (1906−1988) — известный советский художник, мастер живописи и графики. Большинство своих работ он посвятил детской тематике, изображая ребят в разных жизненных ситуациях («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»). Полотна автора отражают сюжеты из жизни людей советского периода, актуальные в современной жизни. Школьники узнают в персонажах картин самих себя, друзей, близких людей.

Картина «Мальчишки» написана в 1971 г. и посвящена младшему поколению. Прошло десять лет после первого полета человека в космос. В то время многие дети советской страны связывали свое будущее с космонавтикой. Мир неба — далекий и манящий, покорился первопроходцам. Ребята, которых изобразил художник, мечтали пойти по их стопам. Краткая информация о полотне:

  1. Название. «Мальчишки».
  2. Страна, художник. СССР. Федор Решетников.
  3. Год написания. 1971 г.
  4. Жанр. Сюрреализм
  5. Материалы. Масло, холст.

Описание 3

Картина «Мальчишки» возникла из-под кисти признанного советского художника Федора Павловича Решетникова. Путь в искусство для будущего живописца был предопределен изначально. Родился и вырос он в семье иконописца. Первые навыки получил подмастерьем у старшего брата. Оттачивал мастерство на рабфаке искусств и в Высших художественно-технических курсах столицы. Одним из его учителей являлся Дмитрий Моор – автор распространенных плакатов. Ученик тоже не стал «свободным художником», он творил в рамках соцреализма, картины Решетникова иллюстрировали школьные учебники, распространялись многотиражными почтовыми открытками.

Федор Павлович не слыл «кабинетным работником». Он – один из героических челюскинцев, на стиснутом льдом пароходе двадцатишестилетний выпускник Высшего художественного училища поддерживал дух членов экспедиции своими рисунками, выпуская стенную газету «Не сдадимся». Невероятно документальна его картина «Гибель Челюскина». Тема героизма советских людей красной нитью проходит сквозь творчество художника.

При этом Федор Решетников более известен своими картинами, где героями являются дети. Его «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» знакомы чуть ли не каждому, а мальчишки из менее известной одноименной картины вызывают чувство восхищения.

На ней трое мальчишек, темной ночью взобравшиеся на крышу высотного дома, наблюдают за звездами. Сюда они, скорее всего, пришли тайком от взрослых, вряд ли их бы одних ночью отпустили. Август. Время звездопада. Взоры ребят устремлены туда, где вспыхивают и гаснут звезды. Они определенно владеют азами астрономии, чтоб находить среди мириады светил знакомые созвездия. Особенно тот, который в центре. Именно он показывает друзьям что-то интересное. Возможно, в эту загадочную ночь, паря над огнями улиц и домов большого города, он прокладывает себе будущий маршрут по просторам Вселенной. Мальчик слева преданно следит за товарищем, его вполне устроит роль второго пилота. А третий мальчик мечтателен и задумчив. Он бы согласился воспевать звезды и звездные полеты в стихах. Вполне вероятно, у него уже рождаются поэтические строки.

«Мальчишки» написана в 1971 году, каждый уважающий себя мальчишка тогда мечтал стать космонавтом. Готовили себя к этой нелегкой профессии, усердно занимаясь спортом, закаляя волю и тело, старательно учились. Двоечникам-то путь в космонавты заказан!.

`

Варианты текстов

Прежде чем приступить к сочинению по картине «Мальчишки» (Решетников, 5 класс), следует провести подготовительную работу. После знакомства с картиной важно осмыслить увиденное, и определить структуру текста. Его необходимо поделить на 3 части:

  1. Вступление. Состоит из 3−5 предложений и кратко повествует, о каком полотне пойдет речь.
  2. Основная часть. Состоит из описания переднего и заднего плана картины, а также ее мелких деталей. В описании следует указать на то, в какой цветовой гамме написано полотно, как выглядят и во что одеты герои.
  3. Заключение. Включает выводы автора, его собственное мнение и впечатления от происходящего на картине.

После составления плана можно приступить к написанию сочинения «Мальчишки» (5 класс, Ф. Решетников). Для автора текста важно передать детали полотна, смысл, который хотел донести художник и собственное настроение после знакомства с картиной.

Пример работы № 1

Художник Федор Решетников нарисовал «Мальчишки» в 1971 году. Это было время великих побед в сфере покорения космоса, и большинство ребят равнялись на первых космонавтов. Они мечтали продолжить миссию Гагарина и долететь не только до Луны, но и до других небесных тел, найти обитаемые миры.

На центральном плане картины художник изобразил трех ребят лет 11−12. Они решились на вечернюю авантюру, и забрались на крышу очень высокого дома. Это заметно по тому, что на заднем плане далеко внизу находятся другие здания. В них уже зажглись огни, и люди готовятся к ночному отдыху.

Мальчик в белой рубашке указывает рукой на далекий объект в небе и рассказывает друзьям что-то интересное. Один его приятель даже раскрыл рот от удивления. Другой замечтался, и облокотился рукой об опору. Картина написана темными красками. Несмотря на это она вызывает радостные чувства, поскольку пронизана светом мечты и надежд главных героев.

Художник очень реалистично описал мальчиков. Я вспомнил историю из своего прошлого лета, когда мы с отцом сидели на берегу моря, и он рассказывал мне о закатных звездах. Думаю, тогда я испытывал те же чувства, что и герои картины Ф. П. Решетникова. А именно — восторг от новых открытий и желание сделать что-то хорошее для мира, когда вырасту.

Послесловие

Федор Павлович Решетников своим творчеством запечатлел целую эпоху — эпоху соцреализма в СССР. Его картины открывают дверь в мир честности, открытости, доверия. На первый взгляд, они кажутся обыденными, простыми.

Но стоит присмотреться поближе, внимательнее разглядеть лица — и захватывает круговорот мыслей, чувств, стремлений. Картина Решетникова «Мальчишки», описание которой приведено выше, позволяет понять заинтересованность в открытиях, и стремление к неизведанному у целого поколения.

Произведения Федора Павловича Решетникова хорошо знакомы советскому зрителю. Его картины «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» завоевали широкую популярность теплотой и искренностью в изображении советской детворы, чувством современности в характеристике нового быта и отношений. Пристально всматриваясь в изображаемых людей, художник подмечает в каждом черты ярко индивидуальные, выразительные. Отсюда — удачи портретного жанра Решетникова. В его жанровых картинах, портретах, пейзажах проявляются цельность мировоззрения художника-реалиста, верность его своим убеждениям, горячая любовь к родной стране. И, вместе с тем, необычайная острота взгляда, чувство наблюдательности и юмора позволили раскрыть ему другую сторону своего дарования. Решетников — один из самых выдающихся советских сатириков, мастер шаржей и карикатур, работающий не только в области живописи и графики, но и создатель замечательных скульптурных произведений сатирическо-юмористического характера.

Федор Павлович Решетников родился в 1906 году в селе Сурско-Литовском Днепропетровской области. Он рано осиротел и должен был с юных лет думать о заработке. Сначала он помогал старшему брату, занимавшемуся иконописью и альфрейным делом, а с четырнадцати лет начал самостоятельную трудовую жизнь. Юноша брался за любую работу в жестяных, плотницких, малярных мастерских. Несмотря на все трудности жизни, проявившееся у него с детства страстное стремление к искусству не уходило. Он рисовал, работая на шахтах Донбасса и Подмосковья, оформлял праздничные демонстрации, газеты, спектакли, расписывал стены клубов. В 1926 году рудничный комитет командировал Федора Решетникова в Москву на учебу.

С этого времени начинаются годы упорного освоения мастерства художника сначала на художественном факультете рабфака, а затем на графическом факультете ВХУТЕИНА и в Московском художественном институте у Д. С. Моора и С. В. Герасимова.

С первых же творческих шагов проявилась тяга молодого художника к поиску, эксперименту. Стремление быть полезным народу, родине ведет его в самую гущу жизни. Он делает зарисовки на , создает антирелигиозный плакат к молодежной выставке 1930 года, на которой дебютирует своими работами. Увлеченный романтикой больших открытий, в 1932 году Решетников отправляется с экспедицией ледокола «Сибиряков» в арктический поход. Впервые за одну навигацию ледокол прошел Великий Северный морской путь с Запада на Восток.

Суровые условия похода, непосредственная близость с участниками его оказали громадное воздействие на художника. «В этой экспедиции я понял, что мне предстоит серьезный экзамен перед народом, — писал позже Решетников, — я должен был отчитаться своим искусством в том, что видел. А видел я настоящих людей, преданных своей Родине». Таким отчетом художника оказались его портреты полярников и картины, посвященные историческому рейсу «Сибирякова». Значительную ценность представили зарисовки, сделанные с натуры во время похода,—виды портов, зимовок, портретные наброски. Через год, в 1933 году, Решетников принял участие в экспедиции ледокола «Челюскин». В сложнейших условиях работы на «Челюскине», а затем во время дрейфа на льдине, после гибели ледокола, проявились замечательные качества всех участников экспедиции. Равный член коллектива Решетников нес службу простого матроса, и вместе с тем он продолжал работать как художник. Он оформлял стенгазету «Не сдадимся», живыми юмористическими рисунками поднимал боевой дух коллектива.

Сложнейшие арктические экспедиции, за которые Решетников был отмечен правительственными наградами, укрепили в нем решимость и мужество, жажду постоянного поиска и неуемную энергию, которые отличают всю его дальнейшую творческую деятельность.

Он продолжает учиться, осваивая новые, неведомые ему ранее области живописи. Учителем его становится замечательный пейзажист Н. П. Крымов, вместе с которым Решетников пишет этюды, совершенствуя свое мастерство живописца. Одновременно он продолжал разрабатывать тему Севера, делал иллюстрации, сатирические рисунки и карикатуры для «Крокодила», пробовал свои силы в области монументальной живописи.

Боевые качества искусства Ф. П. Решетникова, и прежде всего его графики, снова проявились в годы Великой Отечественной войны. Художник с первых же дней войны ушел в армию. Получив направление в Севастополь в качестве военного корреспондента газеты «Красный черноморец», он делал рисунки, рассказывающие о героизме моряков-черноморцев, защитников Севастополя, создавал плакаты, мобилизующие на борьбу с врагом, рисовал карикатуры, разоблачающие омерзительный облик фашистских головорезов.

В конце войны им была написана небольшая жанровая картина «Достали языка» (1943), открывающая ряд картин на детскую тему, которая становится одной из основных в творчестве художника на протяжении значительного послевоенного периода. Живая наблюдательность, мягкий юмор отличают незатейливую композицию, написанную по непосредственным впечатлениям, показывающую, как большие события военных лет нашли свое преломление в сознании ребятишек. Впоследствии им были созданы картины, посвященные детям: «На побывку» (1947), «Прибыл на каникулы» (1948), «За мир» (1950) и, может быть, самая популярная — «Опять двойка» (1952). Это целый рассказ о незадачливом ученике, получившем двойку. Коньки в его раздувшемся портфельчике, весь его смущенно растрепанный вид явно объясняют причину плохой отметки. Укоризненно-сожалеющий взгляд матери, строгий — старшей сестры, озорной — младшего братишки, радость верной Жучки, приветствующей хозяина, — все здесь схвачено точно, все соответствует тому определению задач жанровой картины, о которых писал сам автор: «Жанровую картину можно сравнить с коротким рассказом; та. же конкретность сюжета, выпукло очерченные характеры, точность композиции. Художник захватывает зрителя, так же как писатель делает это с читателем. …Картина дает лишь один конкретный момент из жизни героев. Все остальное дано домыслить самому зрителю».

За картины «Прибыл на каникулы» и «За мир» Ф. П. Решетников был дважды удостоен звания лауреата Государственной премии. В 1953 году он был избран действительным членом Академии художеств СССР, в 1966 году получил звание народного художника РСФСР. Казалось бы, Решетников нашел свой творческий путь, но он не успокаивается на достигнутом.

В 1959 году Решетников выступил в новом жанре: в триптихе «Тайны абстракционизма» он создал своего рода сатирический памфлет в живописи, язвительный в обличающем пафосе, броско декоративный. А через некоторое время появились серии дружеских шаржей, исполненные в карандаше, акварели и даже в скульптуре.

Прекрасно зная своих коллег-художников, многократно рисуя их во время дружеских встреч, собраний, Решетников сумел создать гротескные портреты, остро характерные в жесте, мимике, движениях. Он нашел разнообразные композиционные приемы, остроумные метафоры, положения, детали. В шаржах на скульптора С. Т. Коненкова, художников Н. Н. Жукова, А. М. Каневского и др. Решетников сочетал остроту характеристик с глубоким проникновением в человеческую сущность. Не менее остроумны, необычайны в своей пластичности шаржи-скульптуры: Кукрыниксы, А. А. Дейнека. Выполненные с профессиональным блеском, эти произведения раскрывают замечательный дар Решетникова-скульптора.

В скульптуре им были исполнены композиции на гоголевские темы.

К середине 60-х годов Ф. П. Решетников вновь обратился к эксперименту. На этот раз его увлекли возможности применения в монументальной живописи прочных эпоксидных смол. Увлеченно говорит художник о новом материале и его возможностях: «Материал трудный, но дает интересные декоративные эффекты»; за этими словами — твердая вера в возможности творца, несущего своим искусством радость людям, искателя, устремленного в завтра.

М. Кузьмина

Опять двойка. 1952 г.

За уроками. 1952 г.

Достали языка. 1943 г. Государственный Загорский музей

Ф. П. Решетников — чрезвычайно талантливый художник. Его картины очень яркие и реалистичные. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Детская тема в творчестве художника занимает значительное место. Это: «Достали языка», «На побывку», «За мир», «Прибыл на каникулы». Особо выделяется картина «Опять двойка». Решетников создал запоминающееся и интересное произведение.

Решетников Федор — художник яркий и самобытный, необычайно даровитый. Он относится к представителям социалистического реализма. Родился Федор 15 (28) июля 1906 года в с. Сурско-Литовском (Украина). Его отец был иконописцем, поэтому тяготение к искусству живописи было заложено в нем с самого рождения. В три года мальчик остался сиротой. Его воспитанием занимался старший брат Василий, который бросил Киевское художественное училище ради семьи. Во второй половине 20-х годов Решетников Федор Павлович поступил на Московский художественный факультет рабфака. В период 1929-1934 годов он учился в высшем художественно-техническом институте. В студенческую пору большое влияние на его творчество оказали Кукрыниксы. Уже в это время Решетников был известен как мастер графического шаржа. Он был активным пропагандистом системы социалистического реализма. Иные художественные направления не принимал, вел с ними борьбу. Федор Павлович скончался 13 декабря 1988 года. Его могила расположена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Описание картины Мальчишки

Учитель сказал нам внимательно посмотреть на картину «Мальчишки», подумать и написать сочинение. Я смотрел долго и внимательно. Картина мне нравится!

У неё красивый синий цвет. Такой густой, как бывает поздно-поздно вечером. Если вдруг мама увлеклась готовкой обеда или смотрит Малахова и забыла меня позвать домой… Тогда можно ещё посидеть во дворе – не звёзды посмотреть. Они такие красивые! Думаю, мальчишек мамы тоже забыли позвать на ужин. Или даже ребята удрали! Чтобы посмотреть на звезды.

Вообще, здорово залезть на крышу – высоко! Весь город виден. Там у них, наверное, Москва – светятся окошки в высоких зданиях. В общем, точно город! На крыше красиво, чисто, безопасно – перила есть. И вот друзья (ребята одного возраста, они могут и учиться в одном классе) смотрят. Один из них что-то увидел – показывает другу. «Вон, смотри!» Что же там такое?

Например, это может быть падающая звезда. Редкое явление, но важное. Можно загадывать желание. Тогда он – молодец, делится чудом с приятелем. Или там самолёт! Такой красивый… Всегда думаешь, куда же он летит. Или Марс, или Сатурн. Точней, один мальчишка его разглядел и показывает другому. Вдруг этот мальчик увлекается астрономией? Тогда он может, как учитель, всё друзьям рассказывать о звёздном небе.

Хитрый художник – заставляет угадывать, что они там видят. Не мог нарисовать! Хотя так интересней.

Второй смотрит-слушает очень внимательно. И свитер у него красивый. Третий – совсем размечтался! Сидит, наблюдает за звёздами. Все ребята вызывают симпатию!

Мальчики могли залезть на крышу просто в шутку – на город посмотреть, а тут небо оказалось так близко. Сейчас они точно ничего, кроме красивого неба не замечают. Они все, точно, мечтают стать космонавтами! Хотя можно и художниками…

Эта картина даже похожа на фотографию! Конечно, я б так не смог нарисовать, даже мама не смогла бы, даже наш учитель по ИЗО… Но на этой картине всё, как просто в жизни. Даже странно, но звёзд не видно – облака, дымка какая-то. Это будто человек и космос! То есть пока всё туманно, но скоро Человечество начнёт покорять далёкие звезды, строить города на других планетах и отдыхать на Луне. Я думаю, что это обязательно будет! И скоро!

Картины, на которых изображены счастливые детишки, всегда излучают радость и веселье. Ведь именно детство было самой беззаботной порой в жизни каждого из нас.

В творческом арсенале Ф.П. Решетникова есть прекрасное полотно «Мальчишки», на котором автор изобразил трех мальчиков. Они забрались на крышу высокого здания в одну из теплых летних ночей и пытаются рассмотреть все прелести ясного звездного неба.

Один другому они рассказывают какие-то интересные факты о звездах, о других планетах, которые окружают землю, о луне или месяце. Как же им интересно, как они увлечены своими наблюдениями. Кажется, что на одно мгновение, они замерли от неожиданности увиденного.

Образы мальчишек переданы отчетливо и реалистично. Один из героев знает много о звездах, поэтому, приподняв руку, он рассказывает своим товарищам о тайнах космоса. Возможно, друзья мечтают о том, есть ли жизнь на других планетах, кроме Земли, возможно ли человеку высадится на самую холодную или самую жаркую планету солнечной системы? Об этом мы, конечно же, не узнаем. Только автор картины, во время ее написания, вложил какой-то смысл в разговоры своих маленьких героев.

Если всмотреться внимательнее в черты выражения лиц мальчишек, я вижу, что в их глазах торжествует восторг. Они так увлечены наблюдениями за ярким звездным небом, что совершенно не замечают, как пролетает время и уходит ночь.

На заднем плане картины зритель видит большое количество светящихся огней из окон домов. Город спит, он погрузился в теплоту летней ночи. Она окутала его своей темнотой и словно не хочет выпускать из своих объятий.

Полотно Ф.П. Решетникова завораживает не только спящий город, а и меня. Я словно перенесся туда, на крышу высотного здания и вместе с мальчишками рассматриваю красоты ночного звездного неба.

Художник Федор Решетников был широко известен своими разнообразными картинами в то время, когда он создавал новое полотно, которое заинтересовало многих любителей живописи. В своих работах он описывал детей, показывая, что в любое время, даже послевоенное, ребенок остается самим собой. Поэтому ему хочется наслаждаться жизнью и тем миром, который окружает. Известно, что картина «Мальчишки» была написана Федором Павловичем в 1971 году.

На этот раз полотно художника Решетникова делится на три части. Первая и центральная часть картины живописец отдал для главных героев, которыми стали три мальчика, мечтающих о будущем. Их давно уже привлекал космос и звездное небо своими неразгаданными загадками, но теперь у них появилась возможность раскрыть хоть какую-то маленькую тайну огромного звездного пространства. Может быть, это так на них повлияли уроки астрономии, где они проходили какие-то созвездия.

Ночь тиха и спокойна, поэтому мальчишки решили использовать ее для своих опытов и открытий. Они втайне от родителей забрались на крышу и стали наблюдать за тем, что происходит на ночном небе. Эти мальчика изображены художником Федором Решетниковым вполне реалистично. Они живые и яркие, и автор картины запечатлел их в тот момент, когда, смотря на прекрасное и темное ночное небо, усыпанное звездами, они пытаются что-то обсудить и рассказать друг другу, поясняя и дополняя рассказы. Один из мальчиков, который увлечен небом больше остальных, ведет долгий и интересный рассказ о том, что узнал сам совсем недавно. Но зато своим товарищам он рассказывает с большим воодушевлением и восторгом.

Этот мальчик положил руку на плечо одного из своих друзей и, указывая второй рукой на небо, где так много всего интересного, ведет свой воодушевленный рассказ. На нем надета белая рубашка, и она прекрасно гармонирует с его короткими темными волосами. По его позе, воодушевленному взгляду и по тому, как уверено он ведет свой рассказ, можно понять, что о звездном небе, о таинственных галактиках, да и вообще обо всем космосе он знает намного больше, чем остальные ребята. Но он среди остальных ребят выделяется не только своей активностью, знаниями, но и серьезностью во взгляде. Наверное, он не только хорошо слушал на уроках, но и много читал об астрономии в какой-то специальной дополнительной литературе.

Второй мальчик стоит рядом с другом, и он чуть-чуть облокотился на невысокий парапет. Рассказ друга его очень сильно заинтересовал, поэтому он непрерывно и, почти не мигая, смотрит на звездное и чудесное небо. Его рот чуть приоткрыт, скорее всего, что-то из того, что рассказывает его товарищ, все-таки его удивило. Может быть, ему даже немного страшно, потому что так высоко он еще никогда не забирался. Поэтому его рука так крепко держится за перила. Волосы у него светлые и шелковые. Одет ребенок в одежду темного цвета, а из-под свитера виднеется чистая и белая майка.

Не менее интересен и третий герой картины Федора Решетникова. Это тоже невысокий мальчик, который, стоя на крыше рядом с друзьями, о чем-то мечтает и думает. Одежда у него голубого цвета: рубашка и жилет. Но только жилет немного маловат и тесноват. Его задумчивое лицо повернуто к нему, а голову мальчик решил немного подпереть рукой. Это поза настоящего подростка-мечтателя.

Эти трое мальчишек, стоя на крыше, ничего не замечает вокруг, а видят лишь только ночное небо, которые по какой-то неведомой силе так интересно и загадочно усеяно звездами. В глазах у них лишь только интерес и восторг. А ведь кроме этого неба вокруг мальчишек идет жизнь, которая также интересна и прекрасна. И, наверное, они эти мальчика оказались в этот вечер на этой темной крыше большого многоэтажного. Может быть, они даже соседи, и живут в этом самом доме. Но, скорее всего, они еще и лучшие друзья. Может быть, они даже учатся в одном классе.

Большой город медленно погрузился в темные ночные объятья и теперь сладко засыпал под легкое и воздушное дыхание теплого времени года. Город настолько уже уснул, что практически стал сливаться с небом. И лишь только небольшие светящиеся огоньки — это свет в некоторых квартирах многоэтажных домов. Художник использует для изображения всех трех частей своего полотна: детей, звездного неба и ночного города — лишь темные цвета и такие же цветовые оттенки. Можно даже сказать, что цвета, которые использовал в своем полотне Решетников, приглушенные и мягкие. А в ночном городе уже зажглись яркие фонари, которые освещают улицы.

Живописное полотно художника Федора Решетникова рассказывает о дружбе ребят, об их мечтах и настроении. Смотря на них, у зрителя тоже возникает желание посмотреть вечером на ночное небо, насладиться блеском ярких и сверкающих звезд, увидеть, как красиво и быстро падает звезда и загадать самое сокровенное желание.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: