12 известных картин, над содержанием которых и сегодня спорят искусствоведы и ценители искусства

Пастораль, как жанр искусства, была особенно популярна в Италии в начале 16 века, когда были опубликованы работы Саннадзаро «Аркадия». Он описал идиллический мир, населенный нимфами и пастухами, которые погружали читателей в ностальгию по более простой жизни. Источником для его произведения были работы Вергилий. Антураж пасторальных литературных произведений быстро перекочевал в живопись. В Венеции Джорджоне и молодой Тициан быстро оживили стихотворные строки изобразительными эквивалентами.

Истоки

Традиционно «Сельский концерт» приписывается Джорджоне, но в настоящее время считается, что это работа Тициана в юности. Эта таинственная картина предназначается, чтобы быть аллегорией поэзии, чьи символы — флейта и льющаяся вода — распределяются между двумя обнаженными женщинами идеальной красоты. Эти нереальные нимфы существуют только в воображении двух мужчин, которых они вдохновляют. Такое объяснение сюжету соответствовало вкусу распространенного в итальянской живописи одновременного изображения видимого и невидимого.

Виды пейзажа в живописи

Тициан хотел соединить два мира — венецианскую аристократию с одной стороны, и нимф и пастухов с другой стороны, объединенных музыкой. Тема музыки в спокойном пейзаже формирует аллегорию. Тициан придает особое значение ландшафту в пасторали:

  • Природа не используется в качестве простого декора;
  • Пейзаж – это отражение определенного состояния внутреннего мира, настроения;
  • Краски приглушенные и слегка размытые;
  • Поиск баланса показан посредством интеграции фигур в обстановку, где человек и природа должны сосуществовать в полной гармонии, как у Вергилия — счастливая жизнь в тенистой роще, пастухи с музыкой и песнями.

Джорджоне и Тициан — мастер и ученик — развивали пастораль в отдельный жанр. С 1509 два художника начали работать в тесном сотрудничестве, поэтому их стиль написания картин трудно отличить.

Карикатура в живописи

Завтрак на траве. 1863 г.

Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.

Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.

Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.

Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.

Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.

Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.

Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане. Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы.

В 15 веке

В начале 15 века пейзаж был создан как жанр в Европе и демонстрировал места проживания или путешествий людей. В век гармонии и порядка, Ренессанс, пасторальные картины были более приемлемы в обществе, чем натуральное изображение леса или поляны. Сложность естественного ландшафта или непогода не были популярными мотивами – добавлялись пасторальные черты, чтобы рассеять глубоко укоренившиеся страхи и предрассудки людей перед непонятными природными явлениями, сделать эмоциональный посыл картин позитивным.

Поцелуй (1907-1908). Густав Климт

Поцелуй. Густав Климт

Недавние исследования утверждают, что картина, которая когда-то считалась самой романтичной в истории искусства, на самом деле является интерпретацией мифа Овидия. Аполлон был проклят Эросом за то, что тот высмеял его. Затем Эрос сделал так, чтобы Аполлон влюбился в нимфу Дафну, которая чувствовала отвращение и презрение к нему. Когда Аполлон попытался приблизиться к Дафне, та попросила о помощи, и отец превратил ее в лавр. Согласно этой теории, «Поцелуй Климта» представляет собой тот момент, когда Аполлон, переполненный желанием и страстью, обнимает нимфу, а та начитает превращаться.

В 17 веке

Среди художников 17 века, работающих в Риме, Клод также создавал пасторальные идиллии. Этот жанр вошел в моду в Голландии – примером может служить портрет работы Рембрандта «Саския ван Эйленбюрх в образе Флоры». Слово «пейзаж» переводится с голландского как «участок обрабатываемой земли». Нежная лирическая пастораль показывает горы, долины, деревья, реки и леса. Небо почти всегда включается в сюжет, и великолепная погода является элементом композиции.

Историческая живопись

Качели (1767). Жан-Оноре Фрагонар

Качели. Жан-Оноре Фрагонар

Эта картина изобилует эротикой, но Фрагонар, прежде всего, пытался создать пародию на прелюбодеяние посредством стереотипов. Холст был заказан молодым аристократом, изображенным в левом нижнем углу, прячущимся среди кустов роз, чтобы напоминать ему время, когда он жил с женщиной на качелях. Согласно различным источникам, молодой мужчина и женщина наслаждаются тайной любовью, что символизирует палец Купидона, прижатый к губам, как бы в знак молчания. Мужчина, который раскачивает качели, является мужем женщины, а скульптура двух маленьких влюбленных ангелов показывает то, как влюблен тот, кто качает качели.

Барокко

Излюбленными темами барочной живописи является все та же пастораль:

  • Галантные дамы и кавалеры;
  • Невероятно красивые пейзажи;
  • Изящная передача фигур людей;
  • Куртизанки и любовь.

Такие символы, как Венера и любовь, вернулись в жанр живописи и смешались в сценах придворной жизни, придавая композиций чувственный, веселый и свежий тон.

Пастораль во времена барокко и рококо называли очаровательным, галантным стилем. Название происходит от слова «Galer» или «галантный».

Фигура женщины является источником вдохновения в живописи. Женщина с чувственной и красивой фигурой соблазняет или принимает участие в запрещенных приключениях – эти сцены помогают «идеальному» обществу идентифицировать себя с персонажами идиллических пасторальных историй.

Франсис Пуленк. «Сельский концерт»

Судьбы музыкальных инструментов могут делать такие же неожиданные повороты, как человеческие судьбы. Яркий тому пример – судьба клавесина: казалось бы, в XIX столетии этот инструмент был уверенно и окончательно вытеснен фортепиано с его более богатыми динамическими и тембровыми возможностями. Но на рубеже XIX-ХХ веков приходит понимание, что клавесин – не «бледный прообраз» фортепиано, а особый инструмент, обладающий своей собственной индивидуальностью. Появляются концертирующие музыканты, сосредотачивающие свои творческие интересы именно на клавесине, в последующие десятилетия для этого инструмента создаются оригинальные произведения. Мы расскажем об одном из клавесинных сочинений Новейшего времени – «Сельском концерте» Франсиса Пуленка.

Инициатива создания «Сельского концерта» исходила от Ванды Ландовской. Эта польская исполнительница, начинавшая музыкальную карьеру как пианистка (она преподавала искусство фортепианной игры в Парижской консерватории), занималась музыковедческими исследованиями в области старинной музыки, и это привело ее к аутентичному исполнительству. Дебютировав в качестве клавесинистки в 1903 г., она посещала с гастролями различные европейские страны, включая Россию, выступала на «Русских исторических концертах», организованных Сергеем Павловичем Дягилевым в рамках «Русских сезонов». В 1925 г. она открыла Школу старинной музыки в своем доме в предместье Сен-Лё-Ла-Форе.

Ландовская не только исполняла произведения Франсуа Куперена, Жана-Филиппа Рамо и других композиторов XVII-XVIII столетий – клавесин был для нее не «музейным экспонатом», а живым явлением, и она побуждала композиторов-современников создавать новые оригинальные сочинения для него. Например, испанский композитор Мануэль де Фалья создал Концерт для клавесина и камерного ансамбля. Обратилась она с подобной просьбой и к Пуленку, с которым познакомилась в салоне княгини Эдмонды де Полиньяк – известной меценатки, оказывавшей поддержку многим композиторам (среди них – Морис Равель, Эрик Сати, Игорь Федорович Стравинский, Рихард Штраус, Мануэль де Фалья).

Свой клавесинный концерт, написанный в 1926 г. по заказу Ванды Ландовской, Франсис Пуленк назвал «Сельским». По словам композитора, это заглавие отсылает к творениям Жан-Жака Руссо и Дени Дидро – композитор связывал это с тем, что Ванда Ландовская несколькими годами раньше жила недалеко от Эрменонвиля, где обстановка напоминала о деревне XVIII столетия. Разумеется, Пуленк ориентировался на стиль композиторов того времени, но говорить о прямом подражании, тем более – слепом копировании их стиля применительно к «Сельскому концерту» нельзя. Черты старинной музыки в нем преломляются через призму индивидуального композиторского «почерка» Пуленка (подобным образом традиции старинной музыки преломились в «Гробнице Куперена» Мориса Равеля). Примечательно, что произведение рассчитано не на подлинный старинный клавесин или его реконструкцию, а на так называемый «большой концертный клавесин», созданный соответственно указаниям Ландовской – более подходящий для большой концертной эстрады.

Структура концерта представляет собой классический трехчастный цикл. Часть первая – Allegro molto – имеет сонатную трехчастную форму. В медленном вступлении, предваряющем главную партию, типичные для старинной клавесинной музыки мелизмы сочетаются с музыкальным языком начала ХХ века – в гармонической вертикали сочетаются до и до-диез, фа и фа-диез, си и си-бемоль. Главная партия изложена в форме периода, ее дополняют два построения, одно из которых сопоставимо по масштабу с самой темой, а второе отмечено окраской дорийского лада. Связующая партия приводит не к побочной, а к новому проведению главной. В разработке возникает множество новых тем. Реприза сокращена, а в коде появляются фанфарные обороты, присутствовавшие в начале разработки (критики упрекали композитора в том, что это «эхо сигналов вечерней казарменной проверки» не соответствует сельскому колориту, завяленному в заглавии произведения).

Часть вторая – Andante – имеет простую трехчастную форму. Ее основная тема написана в характере сицилианы. Средний раздел основан на светлой кантиленной мелодии. В репризе основная тема звучит в мажорном ладу. Краткая реминисценция среднего раздела предшествует коде.

Финал – Presto – проносится в стремительном «вихревом» движении, в нем возникают фрагменты тем из первой части.

«Сельский концерт» впервые прозвучал в 1929 г. в загородном доме Ванды Ландовской, расположенном в Сен-Лё (оркестровую партию Пуленк сам исполнил на фортепиано). Публичная премьера состоялась в мае того же года в Париже. Солировала Ванда Ландовская, которой композитор посвятил концерт, дирижировал Пьер Монте. Позднее композитор создал версию «Сельского концерта» для фортепиано. Он исполнял ее на концерте в Лимбурге в 1963 г., за несколько дней до смерти.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: