«похищение европы», паоло веронезе — описание картины


У живописцев всего мира миф о похищении Зевсом Европы был очень популярен. Кто его только не писал! Тициан и Веронезе, Рубенс и Буше, Лоррен и Тьеполо. Как это только не изображалось! В каком лазурно-розовом колорите, в каких деталях: чудные пейзажи, амурчики, девушки на берегу. Для примера мы приведем здесь полотно Рембрандта (одна из его редких картин на классическую тему).

«Похищение Европы», картина Серова, крайне лаконична. Она создана темперой на картоне в шести вариантах, и ни один из них не закончен. Вряд ли бы дополнилась новыми деталями картина Серова «Похищение Европы». Кто изображен на ней? Всего два персонажа (основных): девушка и огромный бык.

История создания

В начале XX столетия художник, прошедший большой творческий путь от реализма через импрессионизм к модерну, все еще находился в поисках нового языка. В 1907 году В. Серов вместе с Л. Бакстом совершил поездку в Грецию. Впечатления захватили обоих. Перед ними предстали величественный Акрополь, море, архаическая скульптура Эллады. Л. Бакст уже в 1908 году написал «Древний Ужас», где богиня Кора, зачиная новую жизнь, выпускает на волю голубка, что перекликается с христианским Благовещением. Серову новая работа не давалась. Он переписывал и переписывал «Похищение Европы». Картина Серова не наполнялась деталями, но изменялась по колориту. Он хотел точно перенести на картон то, что чувствовал в руинах Кносского дворца. Так он работал до 1910 года. Неизвестно, какой бы был окончательный вариант, но 5 декабря 1911 г. от приступа стенокардии внезапно оборвалась его жизнь.

Варианты

По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины[2]. Помимо наиболее часто упоминаемого в источниках варианта из собрания ГТГ, существуют два одноимённых эскиза меньшего размера в той же ГТГ и ГРМ (40 х 52 см, темпера, гуашь, картон)[3]. Наиболее завершённый вариант композиции Серова (холст, темпера, 138 х 178 см) до 1996 года хранился у наследников художника. С 1996 года, по соглашению между ГТГ и наследниками, находился на временном хранении в ГТГ в экспозиции музея. В 1999 работа была приобретена у наследников для частного собрания (в качестве нового владельца называется Вячеслав Кантор)[4].

Интерес к античности

В.А. Серов был уже прославлен как блестящий и глубокий портретист. В 1893 году он впервые вместе с портретами создает «Ифигению в Тавриде». А после уже упомянутого посещения Крита его интерес к античности значительно вырос. Начинают появляться первые рисунки и эскизы. Пред вами образ самой Европы, какой она первоначально виделась художнику.

серов похищение европы описание картины

серов похищение европы картина история

Композиция[править | править код]

Используя характерный для эстетики модерна приём стилизации, Серов первым создает свою, далекую от академических канонов, версию античного сюжета. Композиционное решение полотна было им найдено достаточно быстро. С высокой линией горизонта, она построена на диагональном движении форм. В 1909—1910 годах Серов лишь продолжает поиски масштабных соотношений её элементов, подчеркивающих монументальность произведения. Он вытягивает, трансформирует силуэты быка и дельфинов, чтобы подчеркнуть динамику общего композиционного движения. Очень выразителен и особо «упругий» ритм этого произведения. Горизонталь неба и моря как бы взрыты поднимающимися волнами. Море неспокойно, оно вздымает валы. Дельфины повторяют движение плывущего Зевса, чем усиливают динамику композиции.[2]

В колористическом решении Серов также отступил от традиции, использовав ту гамму, которая привлекала его в тот период. Так, быка вопреки сложившимся в искусстве представлениям, он сделал не белоснежным, а рыжим. Это ярко-оранжевое пятно на фоне сине-фиолетового моря необычайно красиво и выразительно. Хотя новаторский замысел остался в итоге неоконченным в связи с безвременной кончиной художника, исследователи сходятся о том, что в «Похищении Европы» Серов нашел не только свой новый изобразительный язык, но и открыл новый вариант утверждавшегося художественного стиля.

Миф о Европе

Увидев прекрасную царскую дочь, Зевс был ею пленен. Он обратился в белоснежного (по Овидию) смирного быка и подошел к толпе забавляющихся девушек. Они надели ему на рога венки из цветов, а Европа села на спину. Он вошел в море и приплыл на Крит. У него от Европы родились три сына: Минос, Радамант и Сарпедон. Европа уподоблялась богине Крита. Ее история, вероятно, является греческой интерпретацией скачек и танцев на быках, которые были популярны на Крите. По еще одной легенде дети Европы стали пасынками критского царя и породили европейцев. Много путешествуя, В. Серов стремился изучить сказания и легенды тех стран, в которых он побывал. Легенды Крита он осмыслял по-новому.

LiveInternetLiveInternet

Среда, 15 Января 2014 г. 20:04 + в цитатник Валентин Серов. Похищение Европы. 1910

Сюжет картины, взятый из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из любимейших сюжетов мирового искусства. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Влюбившийся в нее Зевс явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине). Наконец, Европа решилась сесть на спину быка-Зевса — тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса и впоследствии родила ему трех сыновей-героев. Похищение Европы Серова — не столько изображение мифа, сколько его отблеск, эмблема всего мира греческого искусства с его «высокой декоративностью, граничащей с пафосом», как говорил Серов в одном из писем. Часто присутствующий в работах художника момент игры с художественными воспоминаниями явлен и здесь: ритмично ныряющие дельфины напоминают, например, фрагмент росписи килика Диониса, выполненного греческим мастером VI века до н. э. Экзекием, да и бык напоминает изображения быков на древнегреческих сосудах (быть может, отчасти поэтому Серов первый из художников, изображавших миф о похищении Европы, отступил от первоисточника, рассказывающего о белом быке с золотыми рогами — коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз). Неожиданно живой и осмысленный взгляд быка-Зевса подчеркивает застылость неподвижного лица-лика Европы — маски архаической коры, своего рода символа всего греческого искусства. Одно из значений, имени «Европа» — «широкоглазая», что удивительно созвучно тому изображению лица Европы, которое дает Серов. Интересно, что Бакст, исполнивший по возвращении из Греции (куда он путешествовал вместе с Серовым) картину Древний ужас, также изобразил в ней статую Коры с ее загадочной «архаической улыбкой» как символ и вечную тайну античного мира. Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура — небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины. .

Серия сообщений «Валентин Серов «:
Часть 1 — Портрет княгини Ольги Орловой Часть 2 — ~ Детский портрет – Великая княжна Ольга Александровна ~ Часть 3 — Валентин Серов ~ Женские портреты Часть 4 — Девочка с персиками- Валентин Серов Часть 5 — Валентин Серов. Похищение Европы. 1910 Часть 6 — Русский художник Валентин Серов. Графика, рисунки карандашом Часть 7 — Валентин Александрович Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) … Часть 45 — Валентин Серов. Портреты с животными Часть 46 — История одного шедевра: «Девочка с персиками» Серова Часть 47 — Серов В. А. — Портрет С. М. Драгомировой

Рубрики:рассказы о художниках и картинах

Метки:
Валентин Серов. Похищение Европы. 1910

Процитировано 1 раз Понравилось: 5 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 5
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось5
0

В. Серов, «Похищение Европы». Описание картины, написанной в 1910 году

картина серова похищение европы кто изображен

Композиция изображения построена на диагональном движении могучего быка, которое подчеркнуто вытянутым силуэтом божественного животного, удлиненными контурами дельфинов и самим морем, которое превратилось в поток жизни. Бык, повернув к зрителю огромную голову, с обрывком венка на рогах, спокойно и уверенно пересекает владения Посейдона. В его человеческих глазах можно увидеть печаль и любовь. Отступая от Овидия, В. Серов пишет его в рыжевато-золотистых тонах и этим привлекает еще большее внимание к нему, находящемуся в центре бурлящего синего моря.

Европа, которая полностью покорилась судьбе, – это хрупкая девушка, которая одета не в богатые царственные одежды, а в простое темное платье. Только браслет на изящной руке напоминает о ее происхождении. На ее лице застыла загадочная улыбка, и она полностью отдалась воле богов. Ей как будто передалась сила и мощь быка, и потому она спокойно смотрит в будущее, которое может принести ей неизвестную и радостную жизнь.

Море изображено художником как миф, а не реальные морские волны. За далеким горизонтом скрыта новая жизнь.

Это произведение совершенно не похоже на то, что до В. Серова создавали художники. Он стремился придать реальность нереальному, создавая версию, увиденную глазами античных поколений, передать энергию и движение потока чувств и желаний персонажей картины.

Описание картины Валентина Серова «Похищение Европы»

Серов

Суть мифа, положенного в основу картины, состоит в следующем: Зевс, заметив необычайную красоту земной девушки Европы, дочери царя финикийцев, Агенора, влюбляется в нее и решает ее похитить. Обратившись в быка, он предстает перед прекрасной Европой. Усыпив ее бдительность миролюбивым поведением, дождавшись момента, когда девушка сядет ему на спину, Зевс в образе животного бросается в море и уплывает на остров Крит, неся на спине свою возлюбленную. Так Европа становится его женой и у них появляются трое сыновей.

Конечно, такая красочная легенда привлекала к себе множество художников. Картины на тему похищения Европы писали Тициан, Паоло Веронезе, Рембрандт, Гвидо Рени, Клод Лоррен, Франсуа Буше, Гюстав Моро, Франческо Альбани, Николас Питерс Берхем, Лука Джордано и многие другие. Но работа Валентина Серова отличается от всех своей масштабностью и монументальностью.

Художественная композиция картины Серова «Похищение Европы» строится на напряженном диагональном движении и стремлении ввысь. Все действующие лица на картине специально расположены по диагонали.

Мощные, резкие движения огромного быка, плывущего по волнам с испуганной девушкой на могучей спине, повторяет плывущий рядом дельфин, что только усиливает динамический эффект, который производит изображение.

Большую часть полотна занимает море, сильно волнующееся, грозное и довольно мрачное.

Нестандартно и цветовое решение, выбранное Серовым для написания этого шедеврального полотна.

Все краски, используемые художником имеют очень яркие и насыщенные оттенки, видно влияние античных фресок, которые изучал Серов на острове Крит.

Для изображения быка он берет оранжево-кирпичный цвет, вследствие этого Зевс в образе животного становится мощным светлым энергичным пятном на фоне волн и неба, исполненных в сине-серых тонах.

  • Год написания картины: 1910.
  • Размеры картины: 71 х 98 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: темпера.
  • Жанр: мифологическая живопись.
  • Стиль: модерн.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/serov-valentin/pohisshenie-evropy/

Примечания

  1. [www.liveinternet.ru/users/nadynrom/post65128424/page1.html#BlCom599974489 Картины-пары. «Встреча Одиссея с Навзикаей» и «Похищение Европы» Валентина Серова
    ]
  2. 12
    [creman.ru/article.php?id=29
    Александрова М. Валентин Серов. «Похищение Европы».
    ]
  3. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII — начало ХХ века. Каталог
    . Л., Аврора. 1980. С.302-303.
  4. [os.colta.ru/art_times/collections/details/11984/?expand=yes#expand Коллекционер разумный
    ].

История

Идея написать «Похищение Европы» приходит Серову во время его поездки с Бакстом в мае 1907 в Грецию, посещения острова Крит и изучения найденных там археологами остатков Кносского дворца, украшавших его фресок и других памятников критской культуры. Существуют многочисленные свидетельства того, что эта поездка была им предпринята в целях работы над росписями, предназначенными для Музея изящных искусств в Москве]. Исследователи творчества Серова обращают внимание и на то, что художник создавал именно декоративное монументальное панно, а не станковую картину

.

Литература

  • В. Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Т. 1-2
    . Л., 1971.
  • Государственный Русский музей. Живопись. XVIII — начало ХХ века. Каталог
    . Л., Аврора. 1980. С.302-303.
  • В. А. Серов. Переписка
    . Л., М., 1937.
  • Валентин Александрович Серов. Вступ. Статья А. И. Зотова
    . М., 1964.
  • Валентин Серов. Альбом/ Состав. Д. В. Сарабьянов/ Серия: Золотая галерея русской живописи
    . М., 2000.
  • Рачеева Е. П. Серов
    . М., 2005.
  • Сарабьянов Д. В. Валентин Серов
    . М., 2000.

Примечанияправить


  1. А Совинин Рембрандт Харменс ван Рейн — Великие художники мира — М: Рипол Классик, 2014 — С 38 — 40 с — ISBN 9785386078447

  2. Alix Wood Rembrandt Van Rijn — Artists Through the Ages Series — The Rosen Publishing Group, 2014 — С 22 — 32 с — ISBN 9781615339167

  3. The J Paul Getty Museum The J Paul Getty Museum Journal: Volume 24 — Getty Publications, 1997 — С 112 — 144 с — ISBN 9780892363971

  4. Н А Кун Мифы Древней Греции Герои — М: Эксмо, 2014 — С 57 — 96 с — ISBN 978-5-699-76126-5
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: