Картина Синий всадник Василия Кандинского

История[ | ]

Объединение «Синий всадник» было основано в декабре 1911 года в Мюнхене Василием Кандинским и Францем Марком. Основной целью было освобождение от окаменелых традиций академической живописи. Помимо них в группе также были Август Макке, Марианна Верёвкина, Алексей Явленский и Пауль Клее. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Их объединял интерес к средневековому и примитивному искусству и движениям того времени — фовизму и кубизму.

Август Макке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.

Название „Синий всадник“ мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само[3].

Василий Кандинский. Синий всадник

Василий Кандинский в Брюсселе

Весной 2012 года в Брюсселе проходила выставка «Кандинский и Россия». В настоящее время специальное жюри города вынесло решение о признании этой экспозиции самой выдающейся среди всех, организованных в Брюсселе в 2013-2014 годах. Кроме 50 картин Василия Кандинского на выставке были представлены работы Казимира Малевича, Михаила Врубеля, Михаила Ларионова, Николая Рериха. Выставка проходила спустя 100 лет после первого показа картин Василия Кандинского в Брюсселе.

Невеста. 1903

Василий Кандинский в России

Родился Василий Кандинский в Москве в 1866 году. В 1871 году семья переезжает в Одессу, где мальчик учится в классической гимназии, дома он получает художественное и музыкальное образование. В 1885 году Василий поступает на юридический факультет Московского государственного университета. Окончив юридический факультет МГУ, Василий Кандинский вместе с женой Анной Чемякиной переезжает в Мюнхен.

Калльмюнц. Габриэла Мюнтер. Живопись II. 1903

Василий Кандинский в Мюнхене

Он отказывается от преподавательской должности в Дерптском университете и поступает в художественную школу Ашбе в Мюнхене. Он решил посвятить себя живописи. Вот так решительно поменял свою профессию 30-летний юрист Кандинский. До них в баварскую столицу приехали Алексей Явленский и Марианна Веревкина, которые до этого учились в классе Ильи Репина в Петебургской академии художеств.

Швабинг, Николайплац. 1901-1902

Между прочим, Мюнхен называют столицей искусств конца XIX века, и Василий Кандинский становится полноправным участником художественной жизни Мюнхена. В 1901 году Василий Кандинский основал художественное общество «Фаланга», которое за 4 года организовало 12 выставок современного искусства.

Портрет Габриэлы Мюнтер. 1905

На обучение к Кандинскому поступает Габриэла Мюнтер. Пейзажный класс «Фаланги» на несколько дней выезжает на пленер, и здесь учитель и ученица совершают длительные велосипедные прогулки.

Мурнау. Сад I. 1910

Очевидно, их чувства становятся столь сильными, что в маленьком старом городке Калльмюнце они объявляют о своих отношениях. Возвратившись в Мюнхен, Мюнтер продолжает жить в пансионе, а Кандинский с супругой – на Фридрихштрассе. В марте 1904 года, чтобы испытать свои чувства вдали от Мюнхена и жены художника, пара отправляется в путешествие.

Интерьер (Столовая). 1909

Их странствие затягивается на несколько лет и завершается в 1908 году возвращением в Мюнхен и Мурнау. В начале поездки молодые люди провели несколько недель в Голландии, зима 1904-1905 года застала их в Тунисе. Через Италию они возвращаются в Мюнхен, затем перебираются на все лето в Дрезден. Осенью через Брюссель и Милан пара отправляется в путешествие на полтора года. Их путь лежит на итальянскую Ривьеру.

Василий Кандинский. Восточное. 1909

Летом 1908 года Кандинский и Мюнтер принимают решение вернуться в Мюнхен. В поисках подходящего места для выезда на пленер они находят село Мурнау, которое их так очаровывает, что они приглашают сюда Явленского и Веревкину. Время, проведенное в Мурнау, в корне изменило их последующую личную и творческую жизнь.

Василий Кандинский. Все святые I. 1911

Четверо молодых художников в кратчайший срок открывают для себя выразительные приемы, поисками которых занимались уже давно. Дата «Мурнау 1908», которая стала знаковой для живописи немецкого экспрессионизма, положила начало истории «Синего всадника» и стала символом художественного прорыва, а в творчестве Василия Кандинского – шагом к открытию абстракции.

Альманах Синий всадник Факсимильное издание

Первая выставка «Синий всадник» проходит в Кельне (1912 год), а затем выходит в свет альманах «Синий всадник». Еще со времен немецкого романтизма синий цвет считался символом духовных стремлений человека. Всадник в интерпретации Василия Кандинского является носителем универсального смысла.

Василий Кандинский. Железная дорога в Мурнау. 1909

Кандинский рассказывал:

Название «Синий всадник» мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. И название пришло само.

Впечатление III. Концерт. 1911

Франц Марк – немецкий живописец-экспрессионист, активный участник создания «Синего всадника». С началом Первой мировой войны члены группы «Синий всадник» разъезжаются по всему миру. Кандинский и Мюнтер спешно эмигрируют в Швейцарию, а Франц Марк призван на западный фронт. Он погибает 4 марта 1916 года во время конной разведки.

Гора. 1909

Пути Василия Кандинского и Габриэлы Мюнтер расходятся в конце 1914 года. Мечта художника, о жизни, полной гармонии в любви и работе, не осуществилась. Он был одержим своими недостижимыми идеалами. Кандинский уезжает в Москву, пишет полуабстрактные картины, а после революции занимается общественной работой. В 1917 году он женится на молодой соотечественнице Нине Андреевской. В 1921 году Василий Кандинский едет в командировку в Берлин и в Россию больше не возвращается.

Импровизация 19А. 1911

Когда к власти в Германии пришли фашисты, художник эмигрирует во Францию и живет в Париже. Умер Василий Васильевич Кандинский 13 декабря 1944 года, похоронен недалеко от Парижа на Новом кладбище Нейи.

Композиция VIII. 1923

Габриэла Мюнтер живет в Мурнау до конца своих дней. Она умирает в 1962 году, пережив всех членов группы «Синий всадник». Перед своей кончиной она передает все работы, которые сохранились у нее со времен совместной жизни с Василием Кандинским, мюнхенской галерее Ленбаххаус. С тех пор, просматривая это собрание, как ни в одном другом музее мира, можно проследить историю создания и творческого развития «Синего всадника».

Картина Габриэлы Мюнтер. Явленский и Веревкина. 1908-1909

Во все эти картины я пристально всматривалась на выставке «Кандинский и “Синий всадник”» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в начале 2012 года. Благодаря городской галерее Мюнхена Ленбаххаус в Москву были привезены 60 произведений, из которых 30 картин Василия Кандинского.

Маленькая мечта в красном. 1925

Примечания[ | ]

  1. Книга воспоминаний Нины Кандинской увидела свет в издательстве «Искусство — XXI век» (рус.), The Art Newspaper Russia
    (15 декабря 2017). Дата обращения 21 декабря 2020.
  2. Геташвили Н. В.
    Атлас мировой живописи XI—XX вв. — М.: Олма медиа групп, 2006. — 376 с. — (Искусство и культура). — ISBN 978-5-373-00553-1. — ISBN 978-5-224-04533-4.
  3. Демпси Э.
    Синий всадник // Стили, школы, направления: Путеводитель по современному искусству. — М.: Искусство — XXI век, 2008. — С. 94. — ISBN 978-5-98051-053-4.

Волошин Максимилиан Александрович

Подлинный талант часто бывает многогранен. Стесняемый рамками одного выразительного инструмента или творческого жанра, он выходит за них и охватывает другие виды эстетического самовыражения, реализуясь всюду с максимальной полнотой. Именно таким многогранным талантом был наделен Максимилиан Александрович. Всесторонне эрудированный, обладающий широким кругозором человек, замечательный поэт, высокопрофессиональный переводчик, художественный и литературный критик, Максимилиан Волошин известен и как художник с весьма незаурядным и самобытным дарованием.

Вклад Максимилиана Александровича в российскую культуру, ее сохранение и приумножение в трудные и жестокие годы первой трети двадцатого века остается в определенной степени недооцененным. Этот цельный человек, удивительно гармонично соединивший в своем мировоззрении духовную философию Востока и модернистские искания Запада, не только сам постоянно пополнял культурную сокровищницу новыми стихотворными произведениями, статьями, переводами, но и создал в своем доме в Коктебеле уникальную творческую и дружескую атмосферу, притягивавшую сюда многих лучших представителей российской интеллигенции. Николай Гумилев и Марина Цветаева, Осип Мандельштам и Михаил Булгаков, Алексей Толстой и Владислав Ходасевич, многие другие «паломники», насыщаясь царившей здесь удивительной аурой, получали мощный импульс к новому творчеству, отдыхали душой от тяжести и боли, вызванных происходившими в стране катаклизмами.

Творчество нашего героя как художника неотделимо от творчества в качестве поэта. Стихи Максимилиана Александровича исключительно живописны, насыщены яркими цветовыми эпитетами, красочной и «зримой» образностью. А его акварельные пейзажи похожи на строгие и точные стихи. Они несут в себе сильный медитативный импульс, созвучный произведениям мастеров традиционного японского изобразительного искусства. Природа на них воспринимается, как совершенное божественное творение, наполненное красотой линий, гармонией и величием. Глубокая созерцательность и отрешенность волошинских акварелей, их насыщенность светом, мудростью и любовью первичны по отношению к инструментам передачи внутреннего импульса – линии и цвету. Море и небо, холмы и облака, сохраняющие свою плотность и фактуру, словно наложены на некий вселенский энергетический эфир, из которого когда-то в начале времен и была рождена вся праматерия.

Философский склад ума, умение Максимилиана тщательно анализировать и обобщать факты истории и жизни общества позволили ему заранее предвидеть предстоящие России испытания. Он принял их как данность, с терпением и мудростью. В годы революций и гражданской войны Волошин отказался эмигрировать и остался в своем доме в Крыму. Ему не от кого было спасаться и некуда уезжать. Отвергавший всякое насилие, превыше всего ценивший человеческую жизнь, Максимилиан Волошин не раз укрывал в доме находившихся в смертельной опасности беглецов вне зависимости от того, к какому политическому лагерю они принадлежали. При советской власти Максимилиану Александровичу был сохранен дом, он занимался охраной художественных и культурных ценностей, читал лекции, преподавал, но любые возможности печатных публикаций были для него полностью закрыты.

В обширное творческое наследие Максимилиана Александровича вошли не только его талантливые стихи и замечательные акварели. Многочисленные критические и искусствоведческие статьи, объемная и весьма содержательная переписка со многими лучшими представителями культурной интеллигенции России представляют большой интерес для всех, кому небезразличны российская литература, изобразительное искусство, культура и история нашей страны.

На сайте вы найдете биографию художника, галерею фотографий, большую коллекцию рисунков, акварели, критические статьи, воспоминания, стихотворения. Особого внимания заслуживает опубликованная на сайте работа о В.И. Сурикове, которую написал Волошин в 1913 году, но которая до настоящего времени остаетсяся одним из наиболее глубоких исследований творчества художника.

Мы будем рады, если сайт сможет объединить поклонников творчества Максимилиана Волошина, поможет им найти друг друга, обмениваться мнениями и материалами. Пишите ваши отзывы и предложения в гостевой книге.

Рисунок М.А. Волошина Максимилиан Волошин. Акварель. Пейзаж Максимилиана Волошина.

Примечания

  1. Книга воспоминаний Нины Кандинской увидела свет в издательстве «Искусство — XXI век» (рус.), The Art Newspaper Russia
    (15 декабря 2017). Дата обращения 21 декабря 2020.
  2. Геташвили Н. В.
    Атлас мировой живописи XI—XX вв. — М.: Олма медиа групп, 2006. — 376 с. — (Искусство и культура). — ISBN 978-5-373-00553-1. — ISBN 978-5-224-04533-4.
  3. Демпси Э.
    Синий всадник // Стили, школы, направления: Путеводитель по современному искусству. — М.: Искусство — XXI век, 2008. — С. 94. — ISBN 978-5-98051-053-4.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: