Абстракционизм Василия Кандинского: поиски духовности

Василий Кандинский (4 (16) декабря 1866, Москва, Россия – 13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция) – российский художник, который считается основоположником абстракционизма. Кандинский получил начальное художественное образование еще в детстве, но потом выбрал карьеру юриста. Окончательное решение стать художником он принял после того, как на одной из выставок увидел картину Клода Моне. Учился живописи, а затем и преподавал в Мюнхене. Стал одним из основателей знаменитой художественной группы «Синий всадник». Особенности творчества художника Василия Кандинского: начав с фигуративной живописи, художник через импрессионизм постепенно двигался к абстрактному искусству. Первую абстрактную акварель написал в 1911 году. Кандинский вывел собственную теорию об эмоциях, которые выражает каждый цвет, и основных цветовых контрастах.

Известные картины художника Василия Кандинского: «Композиция V», «Композиция VIII», «Синий всадник», «Капризный», «Синее небо».

Начало. Москва. 1866-1896

Василий Васильевич Кандинский родился 16 (4) декабря 1866 г. в Москве, в обеспеченной культурной семье коммерсанта. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Там, наряду с посещением классической гимназии, мальчик учится игре на фортепиано и виолончели и занимается рисованием с частным преподавателем. «Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности», — писал он впоследствии. Уже в детских работах Кандинского встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что «каждый цвет живет своей таинственной жизнью».
Однако родители Василия в будущем видели его юристом. В 1886 году он едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чемякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. В 1896 году знаменитый Дерптский университет в Тарту, где в то время происходил процесс русификации, предлагает тридцатилетнему Кандинскому место профессора юриспруденции, но именно в это время он решает оставить многообещающую карьеру и полностью посвятить себя живописи. Впоследствии Кандинский вспоминал о двух событиях, повлиявших на это решение: посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году, где он был потрясен картиной Клода Моне «Стога сена», и впечатление от оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре.

Искусство в IT-технологиях…

Многих известных художников также интересовала проблема воздействия цвета. Они исследовали свои собственные ощущения. В. Кандинский исследовал ощущения, которые в нем рождал цвет, рассматривая его как вне, так и в контексте общего картины. Результаты w/ своих наблюдений и размышлений он представил в книге «О духовном в искусстве»1. Кандинский В. О духовном в искусстве. — М.: Архимед, 1992. — 109 с. 96 Произведение искусства является неким целым, в котором художник должен выразить, согласно Кандинскому, то, что ему лично свойственно (индивидуальный элемент), что присуще его эпохе (т.е. стиль как синтез языка эпохи и языка национальности автора), а так же дать нечто, свойственное искусству вообще, а именно, вечно живой художественный элемент. Преобладание в произведении искусства последнего элемента над двумя первыми является признаком гениальности художника. Художественный элемент произведения воспринимается зрителем любой эпохи, его ценность стоит вне времени, отражая нечто большее, чем «главное звучание эпохи». Именно он и является предметом эстетического анализа, и как составляющую этого элемента, можно рассматривать цвет. Кандинский исследует взаимоотношение в живописи цвета и формы. Форма, по словам художника, может существовать самостоятельно, а цвет — нет. Цветовое поле не распространяется бесконечно (только в воображении это возможно), в живописи мы сталкиваемся с неизбежными взаимоотношениями формы и краски, с воздействием формы на краску. Художник должен выбрать цветовой тон, то есть субъективно охарактеризовать цвет, затем он должен ограничить его от других цветов, что меняет субъективный характер цвета, добавляя к нему объективную оболочку. Цвет, таким образом, предстает в форме некоего художественного объекта, «существа», вступающего во взаимоотношения с другими «существами» картины, находящихся с ним в живом диалоге. Так форма может подчеркивать значение цвета, а может, наоборот, притуплять его. Желтому цвету, согласно Кандинскому, наиболее подходит треугольная форма, усиливающая его резкое воздействие. Желтый круг будет восприниматься совсем иначе, более мягко. Несоответствие формы и цвета вовсе не является недопустимым, напротив, оно таит в себе множество новых возможностей. Форма, таким образом, это не просто разграничение плоскостей, а одна из основ, дающих жизнь новым образным единицам картины, 97 выражение ее внутреннего содержания. Гармония форм и цветов должна основываться, и это центральный тезис Кандинского, на принципе внутренней необходимости, то есть целесообразного прикосновения к ф) человеческой душе. Как видно, все элементы картины подчиняются общей цели воздействия на зрителя. Высоко чувствительный человек, согласно Кандинскому, может воспринимать визуальное воздействие картины и на уровне других органов чувств. Особенно это касается цвета. Желтый на картине можно услышать как резкий звук высокой трубы, почувствовать как нечто колючее, он даже способен вызвать у кого-то ощущение кислоты во рту. Это мнение находит подтверждение и сейчас, когда «живопись хочется намазать на хлеб», как сказала одна критик по поводу картин W современного колориста Л.Буха1. Общей характеристикой, отражающей такое разноплановое воздействие на органы чувств зрителя, можно считать динамику этого воздействия. Действительно, общим между чувством кислого, колючего, резкого может быть только скорость достижения максимального эффекта от воздействия, в данном случае, цвета. Выделение динамического элемента, как определяющего, в изучении восприятия произведения искусства, является, на наш взгляд, наиболее важным открытием В.Кандинского, и поэтому результат его работы в * области воздействия цвета можно назвать «динамической
теорией
цветов».
Каждая краска на картине, по мнению художника, вызывает у зрителя сначала чисто физическое ощущение: она либо нравится, либо нет. У людей с не очень высокой душевной восприимчивостью цвет ограничивается этим поверхностным воздействием. Известно, что светлые и теплые тона более привлекательны, а синие и зеленые вызывают чувство углубления и покоя. Однако далее краска должна оказать, более или менее Ш успешно, прямое воздействие на психику человека. Согласно Выражение, взятое из личной беседы Н.Каревой с Л.Ф.Бухом. 98

Кандинскому, она вызывает душевную вибрацию, вызванную как прямым воздействием краски (уровень физических ощущений), так и возникшими у зрителя с ее помощью образами и ассоциациями. Сам же художник, давая анализ воздействия основных красок, раскрывает все эти аспекты восприятия с помощью динамической теории цветов. Краски могут обладать несколькими видами разнонаправленного движения, и условно соотносятся по четырем парам контрастов: синий — желтый, белый — черный, красный — зеленый, оранжевый — фиолетовый

Рис.2 Три типа движения цвета. 99 На рис. 2 показаны три основных типа движения, которыми может обладать краска. Первый тип — движение к зрителю или от него -определяется теплотой краски, то есть насколько данный цвет тяготеет к красному или синему. Этот тип движения во многом определяется конкретным цветовым окружением краски, поскольку ее «теплота» или «холодность» относительна. Так, салатовый цвет будет более теплым в соседстве с зеленым (движение салатового к зрителю) и более холодным рядом с желтым цветом (движение салатового от зрителя). Второй тип движения — эксцентрическое и концентрическое (изогнутые стрелки на рис.2 будут направлены к центру круга). Эксцентрическим движением обладают желтая и белая (в меньшей Ш степени) краски. При восприятии этих красок создается впечатление излучения, приближения цвета к человеку. Синяя и черная краски, напротив, удаляются от зрителя, стремясь к центру своего объема. Третий тип движения, согласно Кандинскому, это горение в себе, свойственное красному цвету. Она характеризуется энергией и интенсивностью, которая кипит внутри себя, мало разбрасываясь во вне. Еще один тип движения, не обозначенный на рисунке, характеризует взаимодействие белого и черного цветов и назван ^ движением сопротивления. По — Кандинскому, в белом заключено вечное сопротивление, как потенциальная возможность рождения (изменения), тогда как в черном сопротивление отсутствует совсем, подобно смерти. Существует еще одна динамическая характеристика — отсутствие движения, то есть покой. Он характерен для зеленой и серой красок. В случае зеленого цвета, заключающего в себе равновесие двух разнонаправленных движений активных цветов: желтого и синего. Это Ш покой, обладающий потенциалом к движению. Покой же серого цвета это безнадежная неподвижность. Как видно, Кандинский оценивает не только явное движение краски, но и ее потенциал. Таким образом, цветовой оттенок может заключать в 100 себе очень много разных возможностей воздействия. Оранжевый цвет, например, обладает, от желтой составляющей, эксцентрическим движением, от красной — движением в себе, и при добавлении к нему некоторого количества белого цвета, может приобрести потенциальное движение сопротивления и усилить свое эксцентрическое вращение. Далее, в зависимости от соседних цветов на картине, оранжевый может получить движение к зрителю, обусловленное теплотой этой краски в данном цветовом контексте. Такой глубокий анализ краски позволяет получить ее развернутую характеристику, что может помочь оценить в полной мере степень ее воздействия на зрителя. Любой графичекий объект, будь то точка или линия на плоскости, так же обладают определенной динамической характеристикой. На основе этого Кандинский связывает цвета с разными геометрическими формами по сходству их внутренних напряжений1. Так, насыщенные желтый и синий цвета имеют родство со свободными нецентрированными прямыми (рис.3). Эти прямые мало сливаются с плоскостью, скорее, пронизывают ее, вызывая ощущение беспокойства. Белый и черный — это «молчащие» цвета (то есть почти статичные), которые близки по своему внутреннему смыслу к горизонталям и вертикалям, «немым», схематичным линиям. Горизонталь у Кандинского является символом смерти и соотносится с черным цветом, тогда как вертикаль, как символ рождения подобен белому, имеющему потенциал сопротивления, как было сказано выше. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — СПб.: Азбука, 2003. — 240 с. 101

рис.3. Соответствие цвета и линии на плоскости.

Красный цвет имеет движение в себе, и не стремиться к эффекту углубления или активного излучения своей энергии во вне. Он плотно прилегает к плоскости картины, подобно диагонали, которая так же, обладая большим внутренним напряжением, остается как бы жестко закрепленной на изображении (визуальный эффект устойчивости этого графического объекта). Подобной устойчивостью обладают зеленый и серый цвета, которые являются равновесной точкой между желтым и синим, белым и черным цветами соответственно. Таким образом, серый и зеленый цвета также родственны по своим динамическим свойствам диагонали. Далее Кандинский исследует визуальный эффект напряжения других графических объектов — углов. По его мнению, острый угол 30° обладает остротой, агрессией подобно желтому цвету. Красный цвет по своим 102 динамическим свойствам близок к прямому углу, который переходным от острого угла к тупому. Тупой угол 150° выражает отсутствие агрессии, остроты, свойственное синему цвету. Угол является как бы предчувствием кривой, имеющей своей конечной целью круг. Можно предположить, что круг для Кандинского означает пассивность, к которой стремиться и синий цвет. Эти соответствия между угловой мерой и цветом представлены ниже: Желтый 30° Оранжевый 60° Красный 90° Фиолетовый 120° Синий 150° Черный 180° Интересно, что углу 180° , то есть прямой, соответствует черный цвет. Это означает, что цветовая последовательность Кандинского отлична от традиционной последовательности цветового круга, где синий цвет закономерно переходит в красный или зеленый. Здесь видно, что синий, динамически развиваясь, переходит в красный или черный. Исходя из соответствия угловых мер и цветов, Кандинский переходит к простым геометрическим фигурам. Желтый цвет, согласно своей динамике, близок равностороннему треугольнику (все углы по 60° ), красный — квадрату (все углы по 90°). Синий цвет подобен, по своим динамическим свойствам, кругу. Так, желтый треугольник, синий круг и красный квадрат должны, по всей вероятности, быть примером устойчивых, гармоничных фигур, в которых цвет приходит в полное соответствие с формой, ограничивающей его. Согласно логике данных соответствий, форма, заполненная цветом с иными динамическими характеристиками, ослабляет воздействие этого цвета. Что же касается белого цвета, ему, видимо, соответствует угол 0° , а это означает, что 103 форма не оказывает никакого влияния на восприятие динамики чистой белой краски. Черный цвет, таким образом, должен приобретать свое наибольшее воздействие в прямой линии, и именно это свойство черного взяли на вооружение создатели графики.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Известен на весь мир этот талантливый человек. Много трудился над своими произведениями художник Кандинский Василий Васильевич. Картины его имеют особый символизм и смысл, именно поэтому его так мало понимали в его время и так ценят сейчас. Другого слова даже не подобрать, ведь в 2012 году картину «Эскиз к импровизации №8» продали за 23,4 млн долларов.

василий кандинский картины и биография

Известными стали практически все работы, которые создал Кандинский Василий Васильевич. Картины его авторства «В сером», «Москва. Красная площадь», «Вибрация» и «Казаки» можно назвать одними из самых популярных его работ, однако довольно сложно сделать выбор, поскольку они все поражают взор и мысли почитателей.

Жизнь за рубежом

Впервые художник отправился за границу еще в 1897 году. Он много путешествовал по Европе и Северной Африке, а также создал несколько значимых в мире искусства обществ. Самое известное его объединение — «Синяя четверка».

До 1921 года Кандинский В.В. бывал за рубежом лишь недолго, однако после переехал насовсем. В эти годы он занялся искусством, писательством, а также преподаванием в университете.

В 1933 г. художник отправился во Францию и жил там довольно длительное время. Несколько месяцев он провел в Соединенных Штатах, однако в 1944 г. Кандинский В.В. умер во Франции.

Благодаря своим путешествиям стал всемирно известным художник Кандинский Василий Васильевич. Картины описание критиков в лучшем свете вполне заслуживают, ведь они на самом деле выполнены рукой мастера. Художник смог совершить прорыв в мире искусства и действительно внести в него новое мышление.

Лучшие годы

Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Münchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmünz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца». Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Münter), 26-летней слушательницей школы. Однако, несмотря на то, что в 1911 году Кандинский развёлся со своей первой женой Анной Чемякиной, новый брак не был оформлен. После начала мировой войны они расстались в связи с отъездом Кандинского в Россию, но в 1915 году снова провели вместе три месяца в Стокгольме. К этому времени Габриэла стала уже настоящей художницей, хотя её манера отличалась от стиля Кандинского. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись. Некоторые из них были сохранены Габриэлой, жившей постоянно в Мурнау-ам-Штаффельзее в доме, в котором они проживали с Василием. Она там же и скончалась в 1962 году.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: