Описание картины Василия Сурикова «Степан Разин». Степан разин картина


Степан Разин: биография

Степан Тимофеевич Разин — атаман донского казачества, организовавший крупнейшее народное восстание допетровского периода, которое было названо Крестьянской войной.

Будущий предводитель мятежных казаков родился в станице Зимовейская в 1630 году. Некоторые источники указывают на другое место рождения Степана – город Черкасск. Отец будущего атамана Тимофей Разя был родом из Воронежского края, но переселился оттуда по неясным причинам на берега Дона.

Портрет Степана Разина

Молодой человек прижился среди вольных поселенцев и вскоре стал домовитым казаком. Тимофей отличался в военных походах отвагой и смелостью. Из одной кампании казак привел в дом плененную турчанку и женился на ней. В семье родилось три сына – Иван, Степан и Фрол. Крестным отцом среднего брата стал сам атаман войска Корнила Яковлев.

Сокровища атамана

Первые упоминания о поисках кладов относятся к началу XIX века. Искатели, которые получали официальное разрешение от государства, обнаружили несколько старых подземелий в Нижегородской области. Однако после этого известия от кладоискателей перестали поступать. В 1904 году сеть поземных галерей обнаружили на берегу Волги. Поиски прервала русско-японская война, после её завершения о найденных подземельях забыли.

Никто никогда сокровищ Стеньки Разина не видел. Значит, или их не существовало вовсе, или они до сих пор спрятаны глубоко под землёй. По мнению кладоискателей, единственный способ найти богатства — прислушаться к легендам и сказаниям.

Смутное время

В 1649 году «Соборным посланием», подписанным царем Алексеем Михайловичем Романовым, на Руси окончательно закрепилось крепостное право. Документ провозглашал наследственное состояние крепостничества и позволял увеличивать срок поиска беглых до 15 лет. После принятия закона по стране начали вспыхивать восстания и мятежи, многие крестьяне пускались в бега в поиске вольных земель и поселений.

Картина Сергея Иванова «В Смутное время»

Наступило смутное время. Казацкие поселения все чаще становились пристанищем «голытьбы», бедных или нищих крестьян, которые примыкали к зажиточному казачеству. По негласной договоренности с «домовитыми» казаками из беглых создавались отряды, которые занимались грабежом и воровством. Теркские, донские, яицкие казачества увеличивались за счет «голутвенных» казаков, их военная мощь росла.

Молодые годы

В 1665 году произошло событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу Степана Разина. Старший брат Иван, принимавший участие в русско-польской войне, решил самовольно покинуть позиции и удалиться с армией на родину. По обычаю вольное казачество не обязано было подчиняться правительству. Но войска воеводы Ю. А. Долгорукова догнали разинцев и, объявив их дезертирами, казнили на месте. После смерти брата Степан воспылал яростью к русскому дворянству и решил идти войной на Москву, дабы освободить Русь от боярщины. Нестабильное положение крестьянства также стало причиной восстания Разина.

Картина Б.М. Кустодиева «Степан Разин»

С юности Степан отличался удалью и смекалкой. Он никогда не шел напролом, а использовал дипломатию и хитрость, поэтому уже в молодом возрасте он входит в состав важных делегаций от казачества в Москву и Астрахань. Дипломатическими уловками Степан мог уладить любое провальное дело. Так знаменитый поход «за зипунами», который закончился для Разинского отряда плачевно, мог привести к аресту и наказанию всех его участников. Но Степан Тимофеевич так убедительно пообщался с царским воеводой Львовым, что тот отпустил все войско домой, снарядив новым оружием, и одарил Степана иконой Богородицы.

Проявлял себя Разин и как миротворец среди южных народов. В Астрахани он выступил посредником в споре между нагайбакскими татарами и калмыками и не допустил кровопролития.

Сочинение по картине Сурикова Степан Разин 6 класс описание

Картина Степан Разин наполнена грустью. Казацкий атаман выглядит мрачным и задумчивым, его товарищи также серьезны и сосредоточены. Единственный веселый персонаж — казак, предлагающий пленному персу чашу с вином. Скорее всего, он пьян, и оттого не тяготят его думы и не тревожат тяжелые мысли. Пленник отказывается отвечать на гостеприимство весельчака. Так же как и остальных, его одолевает грусть.

На картине – раннее время суток, о чем говорит синевато-розовый оттенок, окрасивший реку и небеса в рассветный час. Паруса наполнены ветром, но вокруг словно царит полная безмятежность. Однако спокойствие это обманчиво, и во всем прослеживается тревога и напряжение.

Главным образом, это проявляется в самом атамане, в его напряженной позе, нахмуренных бровях, тяжелом отрешенном взгляде. Казалось бы, все хорошо, рядом верные соратники, но что-то тревожит мысли Разина, беспокоит его. Подперев голову рукой, он слушает песню кобзаря. Но развлечение это не приносит ему радости и удовольствия. Ничто не может отвлечь его от тяжелых дум. Настроение героя передается и зрителю, заставляя его чувствовать тревогу.

Образу Степана Разина противопоставлен персидский князь. Да, с одной стороны, они похожи – оба мрачны и задумчивы, однако их разделяет бездна. Каждый из них имеет разное происхождение, по-разному относится к жизни: если перс уже смирился со своей судьбой, понимая, что обречен, то Разин наоборот стремится к борьбе, пытается спорить со своей судьбой.

Казаки окружены красивым пейзажем. В их образах отсутствует разбойничья удаль и необузданный нрав. Это обычные люди, на долю которых выпала тяжелая судьба. Это сильные люди, но они устали от самих себя и собственной жизни.

Пренебрежительное отношение к богатству подчеркивается автором в нескольких моментах – повсюду валяются охотничьи трофеи, мутную гладь реки рассекают края дорогих ковров. Главная цель казаков – вовсе не обогащение, а стремление к воле. Но вся беда состоит в том, что не знают они, что представляет собой истинная воля. Атаман задумывается об этом, его волнует будущее, которое не сулит никакой радости или особой надежды.

В конце концов, становится ясно, что не откажется атаман от своей разбойничьей судьбы и поисков истинной свободы.

Сочинение-описание вариант 2

Суриков Василий Иванович начал писать картину Степан Разин в 1900 году. Сразу после представления полотна публике, картина имела огромный успех. Это 6-ти метровое полотно, отражающее суть исторического эпизода, пришлось по вкусу многим.

На картине мы видим большую ладью под парусом, которая плывет по спокойной и тихой реке. В этой ладье, на дорогих коврах лежит атаман Степан Разин в богатых одеждах, видимо сняв их с барского плеча, который в своё время поднял на Волге восстание, перешедшее в крестьянскую войну. Его лицо сосредоточено и серьезно, взгляд полон раздумий. Поза атамана говорит о том, что он на стороже и бдителен. Его не веселит ни награбленное, ни веселые песни казаков. Такими же мыслями наделены и гребцы. Их напряженность, усталость и вялость видна невооруженным глазом.

Вокруг Степана Разина изображены казаки, каждый из которых занят своим делом, кто-то спит, а кто-то отдыхает и пьёт, радуясь о превосходной добыче.

Главная фигура Разина изображена в центре картины, привлекая наше внимание. Особенно чувствуется тишина утра, отражающаяся белой дымкой над водой реки и легкими лучами утреннего солнца. Очень сильно запечатлен момент поднятия всех весел, делающее ладью похожую на большую птицу, стремящуюся в простор. Вся картина пропитана воздухом и светом, хотя она выдержана в темных и мрачных тонах, наполняя нас тревогой.

Особенное место в картине занимает плененный персидский князь. Он всем своим видом и сутью противопоставлен атаману. Разин, смотря на княжича, возможно, видит в нем отражение своего скорого будущего. Он спокоен и ожидает своего часа.

Вся картина, а именно ладья, струящаяся по реке, окружена невероятно красивым пейзажем. Пастельные тона неба, берега и воды дают нам осознание тишины и умиротворения. В лицах казаков мы не видим гнева, а наоборот мы видим усталость от того современного быта и горькой людской доли. Главное что тревожит их это свобода души и тела, а не награбленные богатства, такие как ковры.

Обществознание — описание для 6 класса

Описание настроения картины Степан Разин

Чувства картины Степан Разин

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Тропинина Кружевница 4 класс
    При первом взгляде на картину Василия Андреевича Тропинина, мы видим молодую девушку на сером фоне. На самом деле все его картины написаны об окружающем мире людей.
  • Сочинение по картине Богданова-Бельского Виртуоз 6 класс
    Это ироничное название картины, как я понимаю. Не спорю, что мальчик, который играет на балалайке, может хорошо музицировать… Но всё-таки виртуоза представляешь на сцене во фраке. Пусть он юн и хрупок, но все мэтры восхищаются им, устраивают овацию
  • Сочинение по картине Лесистый берег Левитана 6 класс описание
    Пейзаж Лесистый берег написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1892 году. На полотне можно увидеть вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области.
  • Сочинение по картине Золотая осень Поленова 3, 4, 7 класс
    Большинство художников за основу своего творчества брали красоту родных равнин, лесов, рек. Особое вдохновение в красоте природы находили знаменитые писатели и художники
  • Брюллов
    Ещё с тех пор, когда Брюллов обучался в академии, преподаватели подмечали, что он зрел и гениален не по годам. Также принято считать, что – «Нарцисс, любующийся своим отражением» лучшее, что он написал в тот нелегкий для него период жизни и обучения

sochinimka.ru

Восстание

В 1667 году в марте Степан начал собирать войско. С 2000 воинами атаман отправился в поход по впадающим в Волгу рекам грабить суда купцов и бояр. Грабежи не воспринимались властью как бунт, так как воровство было неотъемлемой частью существования казачества. Но Разин пошел дальше привычного разбоя. В селе Черный Яр атаман устроил расправу над стрелецким войсками, а затем отпустил всех ссыльных, находящихся под стражей. После чего отправился на Яик. Войска мятежника хитростью проникли в крепость к уральским казакам и подчинили себе слободу.

Карта Степана Разина

В 1669 году пополнившаяся беглыми крестьянами армия под предводительством Степана Разина отправилась на Каспий, где учинила ряд нападений на персов. В схватке с флотилией Мамед-хана русский атаман перехитрил восточного полководца. Струги Разина имитировали побег от персидского флота, после чего перс отдал приказ объединить 50 кораблей и окружить войско казаков. Но Разин неожиданно развернулся и подверг мощному обстрелу главное судно противника, после чего оно начало тонуть и потянуло за собой весь флот. Так малыми силами Степан Разин вышел из боя у Свиного острова победителем. Понимая, что после такого поражения сефивиды соберут большее войско против разинцев, казаки отправились через Астрахань на Дон.

Литература научная[ | ]

  • Василенко Н. П.
    Разин, Степан Тимофеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. 26. — С. 159—164.
  • Корсакова С.
    Разин, Степан Тимофеевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1901. — Т. 21: Фабер — Цявловский. — С. 415—421.
  • Костомаров Н. И.
    Бунт Стеньки Разина. — М.: Чарли, 1994. — 640 с. — (Актуальная история России). — ISBN 5-86859-014-7.
  • Крестьянская война под предводительством Степана Разина: в 2-х томах. — М., 1957
  • Сахаров А. Н.
    Степан Разин. Хроника XVII века. — М.: Молодая Гвардия, 1973. — 320 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Чистякова Е. В., Соловьёв В. М.
    Степан Разин и его соратники / Рец. докт. ист. наук проф. В. И. Буганов. — М.: Мысль, 1988. — 224, [16] с. — 50 000 экз. — ISBN 5-244-00069-1.
  • Лазарев С. Е.
    Образ Степана Разина в изобразительном искусстве // Преподавание истории в школе. — М., 2020. — № 8. — С. 29-34.
  • Энциклопедия военных и морских наук: в 8 томах / Под ред. Г. А. Леера. — СПб.: Тип. В. Безобразова и К°, 1893. — Т. 6: Пиаве — Русско-турецкая война 1806—12 г.. — С. 246.

Крестьянская война

1670 год начался подготовкой войска Степана Разина к походу на Москву. Атаман пошел вверх по Волге, захватывая прибрежные селения и города. Для привлечения местного населения на свою сторону Разин использовал «прелестные письма» – особые грамоты, которые он распространял среди городского люда. В письмах говорилось о том, что гнет боярщины можно скинуть, если примкнуть к армии мятежников.

На сторону казаков переходили не только угнетенные слои, но и старообрядцы, ремесленники, марийцы, чуваши, татары, мордвины, а также русские солдаты правительственных войск. После повального дезертирства царские войска вынужденны были начать привлечение наемников из Польши и Прибалтики. Но с такими воинами казаки поступали жестоко, подвергая всех военнопленных иностранцев казни.

Картина В.И. Сурикова «Стенька Разин»

Степан Разин распространял слух, что в стане казаков скрывается пропавший царевич Алексей Алексеевич, а также ссыльный патриарх Никон. Тем самым атаман привлекал на свою сторону все больше недовольных действующей властью. За год на сторону разинцев перешли жители Царицына, Астрахани, Саратова, Самары, Алатыря, Саранска, Козмодемьянска. Но в бою под Симбирском флотилия казаков была разбита войсками князя Ю. Н. Барятинского, а сам Степан Разин после ранения вынужден был отступить к Дону.

Арест Степана Разина

Полгода Степан укрывался с приближенными в Кагальницком городке, но местные зажиточные казаки тайно приняли решение о сдаче атамана правительству. Старейшины опасались гнева царя, который мог лечь на все русское казачество. В апреле 1671 года после короткого штурма крепости Степан Разин попал в плен и был вывезен в Москву вместе с близким окружением.

Суриков В.И. Степан Разин. Описание картины.. Художники-передвижники

1906 г. Масло, холст. 318 x 600 см Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Описание картины Сурикова В.И. «Степан Разин»

Огромное 6-метровое полотно – последняя историческая картина художника – изображает эпизод из жизни любимого героя народных былин и песен. Написана виртуозно, но без сложного полифоничного драматизма.

Степан Разин – донской казак и атаман, поднявший на Волге в 1670 году крестьянское восстание, которое переросло в мощную крестьянскую войну, продолжавшуюся примерно год – с весны 1670 по апрель 1671 года. Во власти казаков находились Саратов, Самара, Астрахань. После того как московский патриарх придал Разина анафеме, атаман был захвачен казачьими старшинами и выдан властям. В июне 1671 года в Москве публично казнен.

На картине изображена ладья, плывущая по широкой и просторной глади реки. Она подчинена диагональной композиции – плывет из правого нижнего угла в левый верхний. Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, погруженный в нелегкую думу, лицо его серьезно, поза выдает напряжение и бдительность. Вокруг него – казаки: кто на веслах, кто спит, кто выпивает, кто играет на музыкальном инструменте. Условно они разделены на 2 части: те, что на корме, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу; на носу – гребцы, объединенные общим делом, напряженные и уставшие. Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете.

Фигура Разина расположена в центре картины, поэтому привлекает к себе главное внимание зрителя; ничто не отвлекает от нее, вокруг только вода и небо. Атмосфера утренней тишины передана за счет белой дымки над водой и золотистого отблеска солнечного света, покрывающего гладь реки. Картина выдержана в темноватых тонах и создает впечатление наполненной тревогой.

Первый вариант картины был показан публике в 1906 году, в период, названный впоследствии Первой русской революцией. «В самую революцию попал», замечал автор. Актуальна времени идейная суть картины – судьба людей, выступивших против власти. Это не призыв к действиям и не буйный протест, а размышления о судьбе народа в переломные исторические эпохи – на примере допетровского времени.

Лучшие картины Сурикова В.И.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Личная жизнь

О частной жизни атамана в исторических документах сведений не сохранилось, но известно только то, что в Кагальницком городке проживала супруга Разина и его сын Афанасий. Мальчик пошел по стопам отца и стал воином. Во время стычки с азовскими татарами юноша попал в плен к противнику, но вскоре вернулся на родину.

Степан Разин бросает персидскую царевну в Волгу

В легенде о Степане Разине упоминается персидская княжна. Предполагается, что девушка попала в плен к казакам после знаменитого боя на Каспийском море. Она стала второй женой Разина и даже успела родить казаку детей, но от ревности атаман утопил ее в пучине Волги.

Суриков Василий «Степан Разин» описание картины, анализ

Всем известна романтическая легенда о том, как предводитель крестьянского восстания атаман Степан Разин бросает в набежавшую волну свою возлюбленную — персидскую княжну. Этим сюжетом заинтересовался Василий Суриков и решил на его основе написать картину. Темы превосходства общественного над личным касались многие художники и писатели. Подумав, Суриков решил отказаться от традиционного изображения избитого сюжета и обратиться к внутреннему миру лихого атамана, чьи раздумья масштабны и грандиозны.

Полотно наполнено свободой, простором, светом. Заря красит мягким светом изображённое бескрайнее пространство, по реке, направляемая сильными гребцами летит большая ладья, пойманная художником в тот момент, когда она похожа на огромную птицу. Главный герой картины — погруженный в глубокие раздумья Степан Разин — изображен в центре картины, фоном для него являются паруса и гребцы.

Видно, что совсем недавно казаки со своим атаманом завладели неплохой добычей. Двое из них празднуют удачный набег, ещё один пьёт вино из чаши, другой устало облокотился на борт ладьи. Их атаман, полулежа на красиво украшенном седле и подперев рукой голову, находится в глубоком раздумье, что очень хорошо видно по его лицу.

Перед написанием этой картины художник выполнил множество этюдов с натуры. Самого Степана Разина Суриков писал с Ивана Савенкова — учёного из Красноярска. Но многие современники художника утверждали, что многие черты лица главного героя идентичны чертами самого Василия Сурикова.

Год написания картины: 1906.

Размеры картины: 318 x 600 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: историческая живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Смерть

В начале лета 1671 года охраняемые воеводами стольником Григорием Косаговым и дьяком Андреем Богдановым Степан и его брат Фрол были доставлены в Москву для суда. Во время следствия Разиных подвергали жестоким пыткам, а через 4 дня повели на казнь, которая состоялась на Болотной площади. После оглашения приговора Степана Разина четвертовали, но его брат не выдержал увиденного и попросил пощады в обмен на тайные сведения. Спустя 5 лет, не найдя обещанных Фролом награбленных сокровищ, решено было казнить и младшего брата атамана.

Казнь Степана Разина

После смерти лидера освободительного движения война продолжалась еще полгода. Казачество возглавили атаманы Василий Ус и Федор Шелудяк. Новым предводителям не хватило харизмы и мудрости, поэтому восстание было подавлено. Народная борьба привела к неутешительным итогам: крепостничество было ужесточено, отменены дни перехода крестьян от хозяев, разрешено проявлять крайнюю степень жестокости в отношении к неповинующимся крепостным.

Память

История о восстании Степана Разина надолго осталась в памяти народа. Национальному герою посвящено 15 народных песен, в том числе «Из-за острова на стрежень», «Есть на Волге утес», «Ой, то не вечер». Биография Стеньки Разина вызывала творческий интерес у многих литераторов и историков, таких как А. С. Пушкин, А. А. Соколов, М. И. Цветаева, В. А. Гиляровский, Е. Евтушенко.

Памятник Степану Разину в г. Волгодонск

Сюжет о подвигах героя Крестьянской войны использовался при создании первого российского фильма в 1908 году. Кинолента называлась «Понизовая вольница». В честь Разина названы улицы Санкт-Петербурга, Твери, Саратова, Екатеринбурга, Ульяновска и других населенных пунктов.

События XVII столетия легли в основу опер и симфонических поэм русских композиторов Н. Я. Афанасьева, А. К. Глазунова, Д. Д. Шостаковича.

Певец Леонид Харитонов

Народоволец и черносотенец

Навроцкий Александр Александрович (1839—1914) — из дворян Московской губернии, генерал-лейтенант, крупный чиновник военно-судебного ведомства. В 1857 году окончил 2-й петербургский кадетский корпус. Служил в лейб-гвардии Московском полку. Участвовал в подавлении восстания 1863 года, был ранен. Последствия ранения вынудили в 1867 года оставить строевую службу. В 1903 году стал одним из активных деятелей охранительного общественно-политического объединения «Русского собрания», впоследствии трансформировавшегося в одну из первых черносотенных организаций.

Как беллетрист Навроцкий выступал в печати с 1869 г. в качестве автора многочисленных исторических романов, драм, сказаний и стихотворений. Дебютировал светским романом «Семья Тарских» (Москва, 1869). В начале литературной деятельности в конце 1860-х — начале 1870-х сотрудничал в петербургском либеральном журнале «Вестник Европы». В 1879—1882 гг. редактировал консервативный журнал «Русская речь», где напечатал ряд статей на политические и общественные темы; впоследствии выпустил ряд листовок и обращений к молодежи революционного характера.

Перу Навроцкого принадлежат исторические баллады, драмы в стихах, романы, рассказы, очерки, статьи. Наиболее значительное место в его творчестве занимают своего рода стихотворные иллюстрации к наиболее ярким персонажам и эпизодам русской истории. Стихотворения и стихотворные драмы Навроцкого («Патриарх Гермоген», «Ермак», «Патриарх Никон») написаны на сюжеты главным образом древнерусской истории, эпохи Смутного времени и раскола.

В творчестве Навроцкого выделяются стихотворение «Утёс Стеньки Разина» («Есть на Волге утёс…»; написано в 1864 году, опубликовано в 1870 году) и драматическая хроника «Стенька Разин» (1871). Оба произведения навеяны народными преданиями и песнями о вожде народного восстания Степане Разине, также книгой «Бунт Стеньки Разина» (1858) известного историка Н. И. Костомарова, которому посвящена пьеса и многократно использовались в целях революционной пропаганды.

Заметим, что ранняя проза Навроцкого («Семейство Тарских») и его исторические сочинения носили следы влияния позднего романтизма, сама же песня о волжском утесе восходит очевидно к балладе А. Подолинского «Девич-гора» (впервые в 1837-м):

«Утес Стеньки Разина»:

Есть на Волге утес, диким мохом оброс Он с вершины до самого края; И стоит сотни лет, только мохом одет, Ни нужды, ни заботы не зная. На вершине его не растет ничего, Только ветер свободный гуляет, Да могучий орел свой притон там завел И на нем свои жертвы терзает.

«Девич-гора»:

Есть курган над Днепром, Терем крепкий на нем, По углам златоверхие башни; Неподвижен и тих, Лес на ребрах крутых, И вокруг ни жилища, ни пашни.

Историческая справка:

Степан Тимофеевич Разин родился ок. 1630 в станице Зимовейская на Дону (или в Черкасске) в семье зажиточного казака Тимофея Разина и принадлежал к домовитому казачеству. Вероятно, средний сын из трех (Иван, Степан, Фрол). Первый документ о нем – его просьба об отпуске для поездки в Соловецкий монастырь 1652.
Казаки — вольные люди, жившие на окраинах России и охранявшие русскую границу от «незваных гостей». Многие крестьяне, измученные тяжелым трудом, бежали к казакам. Особенно много беглых людей собиралось на Дону. Но и там люди жили по-разному. Были богатые, зажиточные казаки — их называли «домовитыми», были и те, кого называли «голытьбой».

В 1662 Разин становится атаманом, в 1662–1663 его казаки пошли против турок и крымчан. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными. В 1665 воевода и князь Ю.А.Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время русско-польской войны. Степан решил не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать. Собрав «ватагу» в 600 чел., отправился весной 1667 вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков.

А потом решила голытьба бороться за крестьянскую волю не только на Дону, но и по всей России. В 1667–1669 Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт «казацкой войны» (засады, налеты, обходные маневры). Казаки сжигали села и деревни дагестанских татар, убивали жителей, разоряли имущество. Разин набрал пленных, среди них оказалась дочь Менеды-хана. Ее он сделал наложницей, затем расправился с ней, утопив в реке, доказывая атаманскую удаль. Этот факт попал в текст народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на Стрежень», но уже в то время повсюду расходились легенды о «заговорённом от пули и сабли» разорителе чужого добра, о его силе, ловкости и удаче.

Царские войска несколько лет не могли справиться с отрядами разинцев, где плечом к плечу с русскими сражались татары и удмурты, чуваши и башкиры. Кроме русского сам Степан владел еще польским, татарским и калмыцким языками. Жители многих городов сами открывали перед Разиным и его отрядами городские ворота. Несмотря на жестокость, он остался в народной памяти щедрым, приветливым, оделявшим бедных и голодных. Его считали колдуном, верили в его силу и счастье, именовали «батюшкой».

В мае 1670 года на «большем круге» атаман объявил, что намерен «итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь… чтоб… из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», дать свободу «чорным людем». Летом 1670 поход превратился в мощную крестьянскую войну, но силы были не равны. Под Симбирском в октябре 1670 Степан Разин был ранен, ушел на Дон. Там его вместе с братом Фролом 9 апреля 1671 «домовитые казаки» выдали властям. Привезенный в Москву, Степан был допрошен и подвергся пыткам. По личному распоряжению царя Алексея патриарх Иосиф 12 марта 1671 года предал Степана Разина и его соратников анафеме (церковному проклятию). А 6 июня 1671 года в Москве, на Красной площади, неподалеку от Лобного места Степана Разина казнили четвертованием по приказу царя Алексея Михайловича.

Время нового зовет Стеньку Разина

Эпос о Разине обширен и разнообразен. Не случайно А. С. Пушкин считал повстанческого атамана единственным поэтическим лицом русской истории. «Гениальное произведение о Стеньке Разине создал господин Народ — песни, предания, легенды», как образно заметил великий советский актер Василий Макарович Шукшин. На сегодня известно более 200 записей песен о Разине. Одну из них — «Не шуми ты, мати зеленая дубравушка», по преданию, сложил в тяжелую минуту, предчувствуя скорую свою смерть, сам Степан Тимофеевич.

Песня об утесе давно стала считаться народной, хотя точно известно авторство и время ее создания. Народные версии почти не отличаются от авторской. Впервые авторская версия стихотворения Навроцкого появилась в петербургском журнале «Вестник Европы», № 12, в 1870 году легально. В следующем году в том же журнале (1871, № 5) была опубликована драматическая хроника Навроцкого «Стенька Разин».

К концу ХIХ века в России становилось модно критиковать самодержавие, самодержцев и демонстрировать свою оппозиционность и революционность. Это становилось чуть ли не «хорошим тоном», причем о последствиях такой оппозиционности не задумывались.

Простые народные былинные песни голытьбы (бурлаков, пахарей, каторжан, бунтарей) вдохновляли молодых революционеров-народовольцев той поры. Среди них были такие всем известные песни как «Дубинушка», «Эй, ухнем!», «Ревела буря» (О Ермаке), «Славное море, священный Байкал». Известны и другие излюбленные их песни о Степане Разине, такие как “Из-за острова на стрежень” (она же «Свадьба»), «Песни о Степане Разине” и, конечно же, «Есть на Волге Утес».

Идеализированное представление об образе Степана Разина в хронике Навроцкого привлекало революционных демократов и интеллигентов 1870—1880-х годов. Песня «Утес Степана Разина», по свидетельству И. И. Ясинского, распевалась в 70–80-х годах «радикальной молодежью» и «имела значение русской марсельезы».

Вспомним, что в том же 1870-м году, когда в Симбирске родился В. И. Ульянов-Ленин, а в «Вестнике Европы» явилась песня о волжском утесе Навроцкого, находившийся в женевской ссылке М. Бакунин обратился с письмом «К офицерам Русской армии», призывая их выступить «за святое дело народа». Он предсказывал тогда, что «будущий Стенька Разин» будет «не богатырь одинокий, а Стенька Разин коллективный» (сравним, позже у Маяковского во «Владимире Ильиче Ленине»: «…время нового зовет Стеньку Разина…»).

В 1873 г. хроника Навроцкого была переиздана в Женеве русскими революционерами «чайковцами» под заглавием «Вольный атаман Степан Тимофеевич Разин», с изменениями и без указания автора (фактически — адаптирована, пересказана прозой и украшена «вставками пропагандистского характера»), два отрывка из нее включены в изданный тогда же революционный «Песенник» (Женева, 1873). Стихотворение «Есть на Волге утес» завершало это уже нелегальное издание хроники. В России также шла подготовка народовольческой книги «Хождение в народ» (1874—1875 гг.), и оба эти издания активно использовались для пропаганды в крестьянской среде. «Хождение в народ» потерпело крах, но многие агитационные песни прижились.

Музыка к песне написана революционеркой А. Рашевской, а позднее в 1896 году самим Навроцким («Утес на Волге. Музыкальная картина»). В песенниках начала следующего века текст уже существовал на правах народного, без указания автора.

Историческая справка:

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в Симбирске в семье русского инспектора, а затем начальника народных училищ И.Н. Ульянова, что являлось дворянской должностью. Его мать, М.А. Бланк, происходила из семьи зажиточного крещеного врача-еврея.
В 1879 году Владимир Ульянов поступил и в 1887-м закончил Симбирскую гимназию. Нельзя не обратить внимание, что там учился и А.Ф. Керенский, а директором был отец Керенского. Как тут не вспомнить, что Пугачев и Разин происходили из одной станицы — Зимовейской на Дону.

Ульянов — это настоящая фамилия этого человека, а Ленин — псевдоним (вымышленное имя). У Владимира Ильича были и другие псевдонимы (Ильин, Тулин), однако частое употребление именно этого псевдонима, вероятно, связано с тем, что он использовал паспорт, украденный у вологодского помещика Ленина (в то время на паспортах не было фотографий).

Большую часть своей жизни Ленин посвятил борьбе с царской властью. Сочетание в В.И. Ульянове материалистических и революционных взглядов вылилось в ненависть к великой, православной и единой России. За это его неоднократно арестовывали, сажали в тюрьму, отправляли в ссылку в далекое сибирское село Шушенское. После ссылки В.И. Ленин эмигрировал (уехал за границу в Швейцарию). Там он занимался созданием коммунистической партии — организации, которая боролась за свержение царской власти в России.

И мы пойдем другим путем

«Утес» был одной из самых любимых песен сразу нескольких поколений революционной интеллигенции России. Стихотворение пользовалось огромной популярностью в среде молодежи; в частности, его очень любил народоволец Александр Ульянов (старший брат Владимира Ульянова-Ленина), который в 1887 году организовал террористическое покушение на императора Александра III и впоследствии был казнен через повешение. Бытует даже мнение, что Октябрьской революцией и казнью царской семьи Ленин отомстил за брата, которого очень любил (также как это сделал когда-то Разин).

Известное заявление «Мы пойдем другим путем!» младшего Ульянова, молодого в то время революционера и уроженца волжского города Симбирска, происходит, по всей видимости, из песни Навроцкого «Утес Стеньки Разина»:

…Много дум в голове родилось у него, Много дум он в ту ночь передумал. И под говор волны, средь ночной тишины Он великое дело задумал…

И задумчив, угрюм от надуманных дум, Он наутро с утеса спустился, И задумал пойти по другому пути, — И идти на Москву он решился.

Агент революционной газеты «Искра» М. М. Эссен, встречавшаяся с В. И. Лениным в эмиграции в Женеве в 1902 году, пишет:

«Вспоминаются вечера, которые мы проводили у Ленина. Владимир Ильич обладал довольно приятным, несколько глуховатым голосом и очень любил попеть в хоре и послушать пение. Репертуар наш был довольно разнообразен. Начинали обычно с революционных песен—«Интернационала», «Марсельезы», «Варшавянки» и других… Нравились Владимиру Ильичу песни Сибири — «Ревела буря», «Славное море, священный Байкал» — и песнь о Стеньке Разине — «Есть на Волге утес». Особенно отчетливо пелся куплет:

Но зато, если есть на Руси хоть один, Кто с корыстью житейской не знался, Кто свободу, как мать дорогую, любил И во имя ее подвизался,—

Пусть тот смело идет, на утес тот взойдет, Чутким ухом к вершине приляжет, И утес-великан все, что думал Степан, Все тому смельчаку перескажет».

Как всякий волгарь, В. И. Ленин хорошо знал о Разине не только из исторических сочинений, но и из старинных волжских былей. С легендарным народным героем были связаны многие места Симбирска — города, где родился и рос Володя Ульянов, и где за 200 лет до этого в последней битве сложил свои мечи непокорный атаман.

Когда уже при Советской власти решался вопрос, кому из борцов за свободу, пламенных революционеров победивший российский пролетариат должен поставить памятники, в список одним из первых был включен народный любимец Степан Тимофеевич Разин. Владимир Ильич горячо поддержал эту идею. А 1 мая 1919 года, в день открытия памятника предводителю крестьянской войны, Ленин счел необходимым выступить по случаю этого события.

Скульптор С. Т. Коненков, которому выпала честь воплотить образ Разина в камне, рассказывает о том памятном часе:

«Красные кавалеристы с пиками красовались на чистокровных кончаках, как былинные герои — наследники славы Разина. И все это происходило там, где два с половиной века назад на черной плахе, установленной против Лобного места, стрельцы четвертовали народного героя… Никогда не забыть мне, как шел Владимир Ильич к Лобному месту. Он был без пальто, в своем обычном костюме. Народ, собравшийся на митинг, аплодисментами и восторженными криками приветствовал вождя революции. Владимир Ильич дослушал оратора (выступал представитель оренбургского казачества) и взошел на Лобное место. Он оперся рукой на деревянный барьер трибуны, а потом начал речь…».

Вот что сказал тогда В. И. Ленин:

Ленин на открытии памятника Степану Разину

«Сегодня мы празднуем, товарищи, 1-е Мая с пролетариями всего мира, жаждущими свержения капитала. Это Лобное место напоминает нам, сколько столетий мучились и тяжко страдали трудящиеся массы под игом притеснителей… Этот памятник представляет одного из представителей мятежного крестьянства. На этом месте сложил он голову в борьбе за свободу. Много жертв принесли в борьбе с капиталом русские революционеры… И мы сделаем все для этой великой цели, для осуществления социализма!».

Митинг по случаю открытия памятника С. Т. Разину по тогдашней традиции завершился пением «Интернационала». Владимир Ильич с воодушевлением пел вместе со всеми.

Памятник, выполненный С. Т. Коненковым — «Степан Разин с ватагой», изображавший предводителя крестьянской войны в окружении соратников, был временный, не мог долго оставаться под открытым небом, а потому его скоро перенесли в музей.

Другая эпоха

Все вышеперечисленные исторические факты, связанные с этим произведением, стали причиной такой огромной популярности песни «Утес» и в период всей последующей Советской эпохи нашей страны. Так, например, эта песня была любимой у «вождя народов» И.В.Сталина и у Генерального Секретаря КПСС Леонида Ильича Брежнева.

И в конце стоит также отметить, что именно это произведение принесло первую известность певцу Леониду Харитонову, чья сольная карьера в составе Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии им. А.В. Александрова началась с исполнения «Утеса» на правительственном концерте в 1965 году. Артист вспоминает:

«Мой настоящий творческий и жизненный взлет начался с концерта в Кремлевском Дворце съездов 22 апреля 1965 года, посвященном 95-летию Ленина, когда я исполнил песнью ”Есть на Волге утес”. Это было мое первое сольное выступление. Брежнев тогда прослезился. Он встал со своего места и, вытирая слезы руками, зааплодировал, а следом за ним встал и весь зал. Не знаю, какие ассоциации у Леонида Ильича и других слушателей вызвало мое исполнение, но я этой песней как бы возводил памятник русскому победному духу. С тех пор я продолжал быть солистом ансамбля 7 лет и был принят на всех уровнях.

Еще помню, как после того концерта зашел ко мне за кулисы Маршал Ворошилов. После выражения слов благодарности он по-отечески обнял меня и рассказал, что И.В.Сталин также считал эту песню своей любимой и часто ставил пластинку с этой песней в исполнении А.С.Пирогова всякий раз, когда ему было грустно на душе. „Если бы жив был Сталин, то ты из этого зала вышел бы Народным артистом СССР, — ведь ты ее поешь лучше Пирогова…“ — добавил Ворошилов».

Благодаря активной гастрольной деятельности ансамбля Александрова за рубежом и современным интернет-технологиям песня стала широко известной и за пределами нашей Родины. «Утес» можно услышать в документальных фильмах, передачах и телесериалах. Так, например британская телекомпания BBC использовала ее в своем документальном телесериале «Чернобыль — ядерная катастрофа» (2006) и звучит там, пожалуй, в самый эмоциональный момент во всем сериале. А знаменитая ирландская музыкальная группа «U2» даже включила в свою композицию «Daddy’s Gonna Pay for Your Crashed Car» (1993) несколько первых аккордов из этого произведения, которые звучат там сразу после Шаляпинской «Дубинушки».

Триста лет прошло с тех пор, но память о Степане Разине все еще жива в русском народе. Разин, как и любая крупная человеческая личность, не вмещается в жесткие схемы, во всякие заготовленные для нее определения. Это самобытная, чисто русская историческая фигура. Поэтому он был дорог и близок своим современникам. Поэтому он не утратил притягательности и личностного обаяния и для нас, потомков.

Сольное выступление Леонида Харитонова с Краснознаменным Ансамблем им. А.В.Александрова в зале им. Чайковского в Москве. 1965 г.

«Утес Стеньки Разина»

(авторский текст)

«Утес»

(песня революционеров, народный вариант)

Есть на Волге утес, диким мохом оброс Он с боков от подножья до края, И стоит сотни лет, только мохом одет, Ни нужды, ни заботы не зная.

На вершине его не растет ничего, Там лишь ветер свободный гуляет, Да могучий орел свой притон там завел И на нем свои жертвы терзает.

Из людей лишь один на утесе том был, Лишь один до вершины добрался, И утес человека того не забыл, И с тех пор его именем звался.

И хотя каждый год по церквам на Руси Человека того проклинают, Но приволжский народ о нем песни поет И с почетом его вспоминает.

Раз ночною порой, возвращаясь домой, Он один на утес тот взобрался И в полуночной мгле, на высокой скале Там всю ночь до зари оставался.

Много дум в голове родилось у него, Много дум он в ту ночь передумал. И под говор волны, средь ночной тишины Он великое дело задумал.

И, задумчив, угрюм от надуманных дум, Он наутро с утеса спустился И задумал идти по другому пути, И идти на Москву он решился.

Но свершить не успел он того, что хотел, И не то ему пало на долю; И расправой крутой да кровавой рекой Не помог он народному горю.

Не владыкою он был в Москву приведен, Не почетным пожаловал гостем, И не ратным вождем, на коне и с мечом, А в постыдном бою с мужиком-палачом Он сложил свои буйные кости.

И Степан, будто знал, никому не сказал, Никому своих дум не поведал; Лишь утесу тому, где он бы, одному, Он те думы хранить заповедал.

И поныне стоит тот утес и хранит Он заветные думы Степана; И лишь с Волгой одной вспоминает порой Удалое житье атамана.

Но зато, если есть на Руси хоть один, Кто с корыстью житейской не знался, Кто неправдой не жил, бедняка не давил, Кто свободу, как мать дорогую, любил И во имя ее подвизался,

Пусть тот смело идет, на утес тот взойдет И к нему чутким ухом приляжет, И утес-великан всё, что думал Степан, Всё тому смельчаку перескажет.

Есть на Волге утес, диким мохом оброс От вершины до самого края, И стоит сотни лет, только мохом одет, Ни нужды, ни заботы не зная…

Из людей лишь один на утесе том был, Лишь один до вершины добрался, И утес человека того не забыл И с тех пор его именем звался…

Раз, ночною порой, возвращаясь домой, Он один на утес тот взобрался И в полуночной мгле на высокой скале Там всю ночь до зари оставался.

Много дум в голове родилось у него, Много дум он в ту ночь передумал, — И под говор волны, средь ночной тишины, Он великое дело задумал.

Но свершить не успел он того, что хотел, И не то ему пало на долю. И расправой крутой да кровавой рукой Не помог он народному горю.

Не владыкою был он в Москву приведен, Не почетным пожалован гостем, А в постыдном бою с мужиком-палачом Он сложил свои буйные кости.

И поныне стоит тот утес и хранит Все заветные думы Степана, И лишь с Волгой одной вспоминает порой Удалое житье атамана.

Историческая справка:

Утес (Бугор) Степана Разина, ниже с. Белогорское, расположен почти на границе с Волгоградской областью — эрозионный останец, ограниченный оврагом Невольничьим и рекой Волга. Сложен кварцево-глауконитовыми песками сеноманского яруса (100 млн.лет) и меловыми породами турона-сенона (90 млн.лет). Имеет научное, историко-культурное значение. Официально признан археологическим памятником природы Саратовской области.

Материал подготовил Харитонов М.Л.

Оцените эту статью:

^ НАВЕРХ ^

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Послать это другу (Открывается в новом окне)
  • Нажмите для печати (Открывается в новом окне)

Понравилось это:

Нравится

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: