Жизнь художника В.Л. Боровиковского

Дано об ней воспоминанье Ее минутное внимание Отрадой долго было мне. Твердил я стих обвороженный, Мой стих, унынья звук живой. Так мило ею повторенный, Замеченный ее душой…

А.С.Пушкин

Художник В.Л.Боровиковский, 1799 год

«Портрет Нарышкиной». Поэтический фон сливается с настроением человека, создаёт пространство, в котором чувствуется лёгкая грусть. Елена Александровна Нарышкина славилась удивительной красотой, художник изобразил её в возрасте 14 лет.На портрете мы видим совсем юную девушку с томной улыбкой. Она одета в скромное ,изысканное платье.Голубая шаль,жемчужный браслет и нежные розы. Розы в композиции являются символами юности и духовной красоты.

Елена Александровна Нарышкина

, в первом браке княгиня
Суворова
, во втором браке княгиня
Голицына
(1785 — 3 декабря1855) — светская красавица начала XIX века, фрейлина русского императорского двора. Дочь А. Л. Нарышкина и Марии Сенявиной, внучка адмирала А. Н. Сенявина, сестра Л. А. и К. А. Нарышкиных; невестка генералиссимуса А. В. Суворова, двоюродная сестра графа М. С. Воронцова.

Биография

Старшая дочь одного из остроумнейших людей своего времени обер-камергера Александра Львовича Нарышкина

и статс-дамы
Марии Алексеевны Сенявиной
, любимой фрейлины Екатерины II. Родители её были близкими людьми при Дворе и пользовались одинаково расположением императором Павла I и Александра I. Последний даже называл А. Л. Нарышкина кузеном.

Нарышкины дали дочери хорошее домашнее образование, кроме общеобразовательных наук, Елена Александровна изучала музыку и была наделена от природы красивым по тембру голосом. Совсем юной она была взята ко двору и сделана фрейлиной. Её родители вели шумный, расточительный образ жизни. Двери их особняка на Английской наб., д.10, были всегда открыты для балов и приемов, где Елена блистала своей уникальной красотой.

Семья Нарышкиных была очень дружна с великим полководцем А. В. Суворовым, поэтому его сын Аркадий был своим человеком в их доме. Высокий и стройный белокурый красавец, обладавший звучным голосом и громадной физической силой без труда покорил сердце юной Елены. Но он был помолвлен с богатой герцогиней Вильгельминой Саганской и хотя молодые люди не питали друг к другу никаких чувств, их брака очень желали их родители. С кончиной генералиссимуса этот брак расстроился. Аркадий Суворов стал обладателем большого состояния и был свободен в выборе.

Первый брак

Аркадий Суворов

15 июля 1800 года в Петербурге 15-летний князь Аркадий Суворов стал мужем 14-летней Елены Нарышкиной. Брак этот был, однако, непродолжителен, и едва ли супруги нашли в нём счастье. Одаренный от природы большими способностями и лучшими качествами ума и сердца, сын великого Суворова, подобно отцу, имел много странностей и не был создан для семейной и домашней жизни. Дому и молодой жене он предпочитал рысканье по полям с собаками, холостые компании, среди которой «Бижу

» (как звали Суворова в свете) предавался разгулу, играм в карты и необузданному вранью. Всё это отвлекало его от дома, где жена скучала одна и принимала ухаживания многочисленных поклонников.

В доме Елены Александровны были своими людьми троё неразлучных друзей — двоюродный брат хозяйки граф М. С. Воронцов, сатирический поэт, некрасивый, но умный Сергей Марин, мягкий и сентиментальный полковник Дмитрий Васильевич Арсеньев. Все трое питали к Елене Александровне нежные чувства. Поведение Суворова очень удивляло Марина и он во всем винил супруга

За ту же неискренность и легкомыслие Елены Александровны охладел позднее к ней и её кузен Воронцов, употреблявший все усилия, чтобы спасти от погибельной страсти своего друга Арсеньева, выставляя ему на вид все недостатки прелестной княгини. В 1804 году неудачное увлечение княгиней Суворовой заставило Арсеньева бежать от любви в армию на о. Корфу, а в 1805 году в Италию. Граф М. С. Воронцов писал ему из Петербурга

Не могу описать тебе, сколько я огорчен твоим состоянием и тем больше, что непосредственная виновница оного есть моя двоюродная сестра, которую я всегда любил, как душу свою. Совершенно разлюбить её я не могу, но и на прежней ноге с нею остаться мне невозможно, и никогда уже между нами не будет той откровенности, которая прежде существовала. Слава Богу, по последним твоим письмам мы можем надеяться, что ты совершенно превозмог страсть, которая тебя терзала. Клянусь тебе, хоть мне и больно в этом признаваться, что предмет оной совершенно не заслуживает, чтоб ты ею занимался. Она совершенно избаловалась. На место безпритворной натуры, которая была в ней так любезна, теперь всё кокетство — и притворство. Co мною она очень смирна и, кажется, немного меня боится; но с другими её узнать нельзя. Теперь выпускает все свои стрелы на Константина Бенкендорфа. Презирай её, она то заслуживает — но будь сим доволен и не обнаруживай другим её пороков, ежели не для неё, то для меня …

В апреле 1811 года во время русско-турецкой войны 26-летний Аркадий Суворов погиб при переправе через Рымник, ту самую реку, на берегах которой его отец одержал одну из своих блестящих побед. В тот год Рымник значительно разлился и, переходящие его вброд солдаты сильно рисковали. По одной версии, молодой Суворов предлагал переждать разлив, но после заверений кучера о том, что тот знает здесь каждый камешек, приказал трогать. Где-то посреди реки экипаж пошатнулся, завалился на бок и перевернулся вверх колесами. Судя по всему, Аркадию Александровичу удалось покинуть крытую повозку, после чего он был подмят лошадьми. По другой версии переправляясь через реку, Суворов увидел как течение уносит раненного солдата, бросился в воду, вытолкнул того на поверхность, а сам утонул в водовороте.

Знакомые и друзья глубоко сочувствовали семье Суворова. Закревский А. А. писал М. С. Воронцову 22 апреля 1811 года

…Какая мудреная жизнь была у Суворова! Вот до чего довела молодость и скорость.

Булгаков А. Я. в мае 1811 года писал брату в Бухарест

Всякий раз, как ты графа вспоминаешь, сердце моё кровоточит. Ты еще не знаешь, что уже нет его, молодого героя, опоры отечества своего. Тут до сих пор все безутешны. Император написал матери душераздирающее письмо, кое будет вечным памятником любви его к покойному.

Нарышкины. Елена Александровна. Нарышкины-Суворовы

Нарышкины. Елена Александровна. Нарышкины-Суворовы

Елена Александровна (1785 — 3 декабря 1855) (урождённая Нарышкина, в первом браке Светлейшая княгиня Италийская, графиня Суворова-Рымникская; во втором браке— за князем В. С. Голицыным (1792—1856), сыном княгини В. В. Голицыной) — фрейлина; дочь А. Л. Нарышкина и Марии Сенявиной, внучка известного адмирала А. Н. Сенявина, сестра Л. А. и К. А. Нарышкиных; невестка генералиссимуса А. В. Суворова, двоюродная сестра графа М. С. Воронцова.

Старшая дочь одного из остроумнейших людей своего времени обер-камергера Александра Львовича Нарышкина и статс-дамы Марии Алексеевны Сенявиной, любимой фрейлины Екатерины II. Родители её были близкими людьми при Дворе и пользовались одинаково расположением императором Павла I и Александра I. Последний даже называл А.Л. Нарышкина кузеном.

Vladimir Borovikovsky (1757–1825) Нарышкина Елена Александровна (в детстве, начало 1790-х)/ Русский музей

Нарышкины дали дочери хорошее домашнее образование, кроме общеобразовательных наук, Елена Александровна изучала музыку и была наделена от природы красивым по тембру голосом. Совсем юной она была взята ко двору и сделана фрейлиной. Её родители вели шумный, расточительный образ жизни. Двери их особняка на Английской наб., д.10, были всегда открыты для балов и приемов, где Елена блистала своей уникальной красотой.

Johann Baptist von Lampi the Elder (1751–1830). Елена Александровна Нарышкина (1785-1855),(1800)

Семья Нарышкиных была очень дружна с великим полководцем А.В.Суворовым, поэтому его сын Аркадий был своим человеком в их доме. Высокий и стройный белокурый красавец, обладавший звучным голосом и громадной физической силой без труда покорил сердце юной Елены. Но он был помолвлен с богатой герцогиней Вильгельминой Саганской и хотя молодые люди не питали друг к другу никаких чувств, их брака очень желали их родители. С кончиной генералиссимуса этот брак расстроился. Аркадий Суворов стал обладателем большого состояния и был свободен в выборе.

Князь Аркадий Александрович Суворов (1780-1811) (1809)

15 июля 1800 года в Петербурге 15-летний князь Аркадий Суворов стал мужем 14-летней Елены Нарышкиной. Брак этот был, однако, непродолжителен, и едва ли супруги нашли в нем счастье. Одаренный от природы большими способностями и лучшими качествами ума и сердца, сын великого Суворова, подобно отцу, имел много странностей и не был создан для семейной и домашней жизни. Дому и молодой жене он предпочитал рысканье по полям с собаками, холостые компании, среди которой «Бижу» (как звали Суворова в свете) предавался разгулу, играм в карты и необузданному вранью. Всё это отвлекало его от дома, где жена скучала одна и принимала ухаживания многочисленных поклонников.

В доме Елены Александровны были своими людьми троё неразлучных друзей — двоюродный брат хозяйки граф М. С. Воронцов , сатирический поэт, некрасивый, но умный Сергей Марин,

О. А. Кипренский. Сергей Никифорович Мари́н (1812)

мягкий и сентиментальный полковник Дмитрий Васильевич Арсеньев.

Арсеньев Дмитрий Васильевич

Все трое питали к Елене Александровне нежные чувства. Поведение Суворова очень удивляло Марина и он во всем винил супруга:

…Которого не худо бы прогнать шпицрутенами: как можно променять жену на похабную псовую охоту, а любуясь её маленькой дочкой Мими (Мария), поэт писал :

Как она стала мила, и я думаю, что она, если это возможно, будет так же умна и любезна, как её мать, хотя это божество имеет в себе всё, что ветреность и кокетство имеет опасного!

За ту же неискренность и легкомыслие Елены Александровны охладел позднее к ней и её кузен Воронцов

В апреле 1811 года во время русско-турецкой войны 26-летний Аркадий Суворов погиб при переправе через Рымник, ту самую реку, на берегах которой его отец одержал одну из своих блестящих побед. В тот год Рымник значительно разлился и, переходящие его вброд солдаты сильно рисковали. По одной версии, молодой Суворов предлагал переждать разлив, но после заверений кучера о том, что тот знает здесь каждый камешек, приказал трогать. Где-то посреди реки экипаж пошатнулся, завалился на бок и перевернулся вверх колесами. Судя по всему, Аркадию Александровичу удалось покинуть крытую повозку, после чего он был подмят лошадьми. По другой версии переправляясь через реку, Суворов увидел как течение уносит раненного солдата, бросился в воду, вытолкнул того на поверхность, а сам утонул в водовороте.

Оставшись вдовой в 25 лет, княгиня Суворова скоро уехала за границу. Там она провела довольно продолжительное время, лишь изредка и ненадолго возвращаясь в Россию, так как слабое здоровье её требовало пребывания в теплом климате.

Елена Александровна Нарышкина (1785-1855) (1800-е)

Выделяясь красотой, Елена Александровна часто привлекала внимание художников. Боровиковский В.Л. писал её дважды. В начале 1790-х годов, когда ей было лет шесть-семь и в 1799 году. Среди её изображений выделяется портрет Ж.-Л. Монье, с 1802 года проживавшего в Петербурге, на котором он запечатлел свою модель античной богиней. В 1810 году её писал Дюбуа, по заказу М.А.Нарышкиной, по отзыву А.Х.Бенкендорфа этот портрет – «верх совершенства по сходству и по работе».

1814-й год застал Елену Александровну в Вене, где отец её состоял при Императрице Елизавете Алексеевне во время Венского конгресса. На блестящих балах и празднествах, которыми сопровождался этот небывалый съезд императоров, королей и принцев всей Европы, княгиня Суворова, благодаря своей красоте и любезности, привлекала общее внимание и занимала видное место между красавцами венского двора и высшей европейской аристократии. Один из современников писал о ней:

…Она соединяла в себе с замечательной красотой природную живость ума и обаяние нежной и возвышенной души.

Как в европейских столицах, так и на водах в Германии, где она проводила летние месяцы, Елена Александровна вела светскую жизнь и имела много друзей и поклонников. Ум, образованность, красота, выдающиеся музыкальные способности и прекрасный голос привлекали к ней сердца.Во время нахождения Елены Александровны в Риме в 1815-1816 гг. знаменитый уже тогда Россини, вхожий в её дом, пожелал написать кантату в день её именин или рождения с помещением в кантату какого-нибудь русского мотива, для чего он обратился к Джулиани. Джулиани вспомнил напев „ Ах, зачем было огород городить, ах, на что было капусту садить“, и мотив этот до того понравился Россини, что, поместив его в свою кантату, он повторил его в сочиняемой им тогда опере „Севильский цирюльник“, в финале 2-го действия.

В течение двенадцатилетнего вдовства Елена Александровна имела немало возможностей снова выйти замуж, она очаровывала всех, кто встречался с ней. Но она решила посвятить себя воспитанию четверых детей. И только когда дети выросли, а старшая дочь была замужем, она решила устроить свою судьбу.

Проведя лето 1823 года в Бадене, Елена Александровна вскоре затем вступила во второй брак. Её избранником стал 30-летний князь Василий Сергеевич Голицын, действительный статский советник и камергер. Их свадьба состоялась в Берлине и в обществе вызвала много пересудов.

Князь Василий Сергеевич Голицын (1792-1856), был женат на Елене Александровне Суворовой, ур. Нарышкиной (1820-е)

Выйдя замуж за Голицына, Елена Александровна большую часть времени проводила на юге России, в Одессе и Симферополе и в крымском имении мужа «Василь — Сарай» , наслаждаясь тихим домашним счастьем.

Желание нравиться и прельщать долго не покидало Елену Александровну и послужило предметом меткого замечания князя П. А. Вяземского о «её подведенных ресницах и двух дюжинах парижских зубов». Она была другом Жуковского, который любил слушать её пение, и состояла в постоянной переписке с слепцом-поэтом И. И. Козловым.

До самых последних дней жизни, почти потеряв зрение, Елена Александровна сохранила свежесть ума и чарующую приветливость, которая делала её приятной и интересной собеседницей. Скончалась она 3 декабря 1855 года в Одессе, где и похоронена.

От первого брака Елена Александровны имела двух сыновей и двух дочерей; от второго же мужа детей не было:

СПАСИБО

Вдовство

Елена Александровна

Оставшись вдовой в 25 лет, княгиня Суворова скоро уехала за границу. Там она провела довольно продолжительное время, лишь изредка и ненадолго возвращаясь в Россию, так как слабое здоровье её требовало пребывания в теплом климате.

1814-й год застал Елену Александровну в Вене, где отец её состоял при императрице Елизавете Алексеевне во время Венского конгресса. На блестящих балах и празднествах, которыми сопровождался этот небывалый съезд императоров, королей и принцев всей Европы, княгиня Суворова, благодаря своей красоте и любезности, привлекала общее внимание и занимала видное место между красавцами венского двора и высшей европейской аристократии. Один из современников писал о ней

…Она соединяла в себе с замечательной красотой природную живость ума и обаяние нежной и возвышенной души.

Как в европейских столицах, так и на водах в Германии, где она проводила летние месяцы, Елена Александровна вела светскую жизнь и имела много друзей и поклонников. Ум, образованность, красота, выдающиеся музыкальные способности и прекрасный голос привлекали к ней сердца.

Во время нахождения Елены Александровны в Риме в 1815—1816 гг. знаменитый уже тогда Россини, вхожий в её дом, пожелал написать кантату в день её именин или рождения с помещением в кантату какого-нибудь русского мотива, для чего он обратился к Джулиани. Джулиани вспомнил напев « Ах, зачем было огород городить, ах, на что было капусту садить»,

и мотив этот до того понравился Россини, что, поместив его в свою кантату, он повторил его в сочиняемой им тогда опере «Севильский цирюльник», в финале 2-го действия[8].

От лирического портрета до житейской драмы. Семь интересных картин выставки «Портрет семьи»

«Семейный портрет» Фёдора Толстого

«Художники писали портреты не только на заказ. Например, известнейший скульптор, медальер, живописец, график Фёдор Толстой изобразил себя и свою семью в собственном доме. Жанр портрета семьи в комнатах развивался и приобретал большую популярность», – рассказала старший научный сотрудник Русского музея, куратор выставки Любовь Шакирова.

Любопытно, что квартиру графа оборудовали по его собственному дизайн-проекту. Все члены семьи участвовали в изготовлении убранства. Даже мебель в стиле ампир сделали по рисункам Толстого.

«Портрет М. Я. Нарышкиной с сыновьями Львом и Сергеем и дочерью Александрой» Джорджа Доу

Художника пригласили в Петербург из Англии, чтобы он написал портреты для известной галереи героев 1812 года в Зимнем дворце. После этого он стал очень популярен. Все знатные семьи заказывали у него портреты.

«Здесь изображена Нарышкина с детьми. Это было богатейшее семейство. Их дом находился на Дворцовой набережной», – отметила Шакирова.

Изображённая на картине обаятельная девочка Александра через несколько лет станет обворожительной девушкой. Она была знакома с Пушкиным, её красотой восхищался Лермонтов. После смерти первого мужа Александра получила колоссальное состояние. Уехала в Париж, где второй раз вышла замуж. В 38 лет скончалась в больнице для бедных. О её смерти ходит много слухов. Подозревают мужа, который мог свести Александру в могилу, желая завладеть состоянием.

«Пять братьев Бенуа» Михаила Скотти

В семье Бенуа было 18 детей. Семь из них умерли во младенчестве. На картине – пять сыновей, хотя всего их было шесть. Один из братьев – военный – отсутствует, но он прислал письмо, которое читают остальные. Здесь мы видим особенность, характерную для семейных портретов XIX века: на них старались запечатлеть не только живых и присутствующих членов семьи, но даже умерших. Художники использовали для этого разные творческие ходы: об умершем или уехавшем мог напоминать портрет, висящий на стене, медальон или, как в данном случае, письмо.

Семейство Бенуа знаменито своим значительным вкладом в русскую культуру. Второй слева на картине – архитектор Николай Бенуа. Он участвовал в создании храма Христа Спасителя, стал автором многих зданий в Санкт-Петербурге и Петергофе. Его сын, Александр Бенуа, был известным художником и искусствоведом, написал «Историю русской живописи в XIX веке». Сыновья, Леонтий и Альберт, также стали архитекторами.

Эта картина примечательна ещё и тем, что 25 ноября ей исполнилось 170 лет.

«Весна» Кузьмы Петрова-Водкина

Этот портрет не про семью, а, скорее, про её создание. Художник изобразил юную пару, зарождение отношений, ростки чувств.

«Петров-Водкин – один из основателей Ленинградской школы живописи. Через границу 1917 года он принёс в советское искусство традиции символизма. У него была уникальная философско-художественная система. Художник считал, что любое пространство необходимо изображать как фрагмент Космоса, – объяснила научный сотрудник. – Вот, например, сейчас мы с вами стоим не на горизонтали, а на поверхности огромной сферы. В этой работе он поверхность этой сферы акцентирует, находя ей оправдание в виде вершины холма, которая возносит молодых людей над бескрайним пейзажем. В то же время здесь есть условность. Это не просто холм. Домики совершенно несоразмерны. Он поднимает пару над бытом, над повседневностью. Это своеобразные Адам и Ева, зарождение новой жизни».

Кузьма Петров-Водкин учил видеть прежде всего форму. Например, голова у него – это округлый шар, шея – цилиндр. Поэтому люди на картинах выглядят необычно.

«Семейный раздел» Василия Максимова

Максимов был передвижником. А художники этого объединения стремились отразить в своих работах проблемы семейной жизни. Одну из них мы и видим на этой картине.

«Патриархальный быт рассыпается, разлагается под влиянием прогресса. После реформы 1861 года крестьяне получили возможность выйти из большой патриархальной семьи. Молодые захотели жить своим домом – происходит семейный раздел, в котором участники проявляют себя не лучшим образом. Страсти кипят. В спор уже вступили женщины: делятся веретёна, полотна, домашняя утварь», – отметила Шакирова.

Младшая невестка стоит опечаленная. А жена старшего брата злобно смотрит на неё, восседая на стуле. В этой картине мы видим противопоставление скромности и жадности.

«Сёстры» Андрея Мыльникова

Эта картина одна из самых значимых в творчестве художника. Полотно, показывающее красоту простых человеческих отношений, написано в экспрессивной манере в 1967 году. Старшая сестра уверенно держит своего ребёнка, на её лице – счастье, попытка осознать произошедшее чудо. Средняя сестра смотрит на неё с радостью и в то же время с небольшой печалью. А во взоре младшей читается старание понять недоступное пока ей чудо материнства.

Если присмотреться к этой картине, то мы увидим, что девушки полны жизни и пышут здоровьем. Мыльников воспевает человека труда. Он показывает, что труд и семья – это основополагающие начала жизни.

«Семейный портрет» Аркадия Петрова

В XX веке семьи продолжали заказывать свои образы для услады собственного взора и потомков, но уже начали обращаться к фотографам.

«Традиция семейной фотографии подхватила эстафету семейного портрета. И эта картина Аркадия Петрова спровоцирована как раз семейной фотографией. Это примитивистская работа 1980-х годов играет с ситуацией, когда пара нарядилась и пришла в фотоателье. Художник относится к этому иронически, образы получаются очень забавными, в них масса подробностей», – подчеркнула Любовь Шакирова.

Биография художника

Свой первый гонорар молодой Боровиковский получил в 1788 году благодаря своей работе по декорированию одного из пышных сооружений, от Екатерины II. По рассказу императрица, направлявшаяся в Крым, увидела и восхитилась украшением дворца, декорированным иконописцем. В 1788 году художник переехал в Петербург, где стал жить у Н.А Львова — архитектора и поэта, умнейшего человека своей эпохи. Поэт покровительствовал Боровиковскому и помогал вникнуть в местную художественную жизнь, так как верил в необычный талант художника. Еще один важный человек в жизни живописца Боровиковского— художник Лампи-отец, он помогал ему в обучении культуре живописи и оказывал всевозможное содействие.

Известным в узких кругах русских портретистов он становится в середине 1790 х годов. Портрет Екатерины II свидетельствует о его зрелости и профессионализме. Императрица предстает в облике горделивой, мудрой женщины. Работы Боровиковского тянутся скорее к непринужденной эмоциональности, нежели чем к популярным того времени кричащим работам. Он завершает стилистику портретов 18 го века, однако отличие от его предшественников налицо. Можно провести параллельные линии между его талантом и поэзией русского сентиментализма. Особенно ярко это прочитывается в его женских портретах таких как:

  • портрет М. Лопухиной( 1797);
  • портрет Е. Нарышкиной (1799).

Мягкие, нежные лица на фоне прекрасного пейзажа, слегка затуманенного для акцентности на основной теме, всегда загадочные, ожидающие и меланхоличные, но при этом очень душевные, как показывает портрет Скобеевой. Владимир Лукич ярко передает блеск, сияние тканей и драгоценных камней, но благодаря умению завуалировать этот лоск приглушенным цветом, не возникает и мысли назвать картину бездушной демонстрацией мещанства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: