Как творчество Хокусая вместе с волнами прокатилось по миру

Кацусика Хокусай (1760 — 1849) — известный японский художник укиё-э, иллюстратор и гравёр периода Эдо.

Большая волна в Канагаве

Хокусай один из самых известных на Западе японских гравёров, мастер завершающего периода японской ксилографии.

На протяжении своей творческой жизни Хокусай использовал около тридцати псевдонимов. Использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, но несмотря на это по числу псевдонимов он существенно превосходит других известных авторов.

Частые перемены места жительства Хокусая (более 90 раз) и смены его собственного имени свидетельствуют о беспокойной натуре художника.

Псевдонимы Хокусая нередко используются для определения периодов его творчества.

Курсы японской живописи. Профессиональные преподаватели! Удобный график! Супер цены! Для записи просим звонить по телефону: +7

Работы мастера оказали огромное влияние на художников-импрессионистов и постимпрессионистов на западе от Ренуара до Моне и Ван Гога.

Интересно, что свою знаменитую серию работ «Тридцать шесть видов горы Фудзи» Кацусика создал после того, как ему исполнилось 60 лет. Эти всемирно известные работы изображают священную гору Фудзиямав разные сезоны и погодные условия с разных углов и расстояний. Всего серия состоит из 46 (36+10 дополнительных) цветных гравюр по дереву.

Победный ветер. Ясный день

Хокусай был женат дважды, но обе его жены умерли очень рано. У него было трое сыновей и три дочери, причём младшая дочь, Ои, тоже стала художницей.

Кацусика Хокусай — биография

Кацусика Хокусай

Кацусика Хокусай родился 21 октября 1760 года в семье ремесленника, в районе Кацусика города Эдо (старое название Токио), Япония. Имя, данное ему при рождении, было Токитаро.

Считается, что его отец был Накадзима Исэ, он занимался изготовлением зеркал для сёгуна.

Хокусай начал рисовать около шести лет, а в подростковом возрасте стал учеником резчика по дереву. В возрасте 18 лет он был принят в студию Кацукавы Сюнсё, известного художника укиё-э, прославившегося изображениями куртизанок, актеров кабуки и борцов сумо.

Сон жены рыбака

Самая ранняя современная работа Хокусая датируется 1778 годом, когда в возрасте 18 лет он стал учеником ведущего мастера укие-э, Кацукавы Сюнсё.

Обладая тонким вкусом и умением передавать самое важное Хокусай начал экспериментировать с другими стилями живописи, включая западные. Со временем популярность Хокусая в жанре якуся-э уже сравнима с популярностью его учителя.

Через несколько лет, после смерти Сюнсё в 1792 году, Хокусай покидает дом Кацукавы. Эти годы стали переломными в жизни художника. Он начал самостоятельную жизнь, и столкнулся с большими трудностями. Известно, что Хокусаю приходилось жить впроголодь, заниматься мелкой торговлей, чтобы как-то прокормить себя. Но в это время и происходит формирование Хокусая как мастера.

Журавли

В этот период творчество мастера охватывают весь спектр японского искусства: гравюры, суримоно, иллюстрирование книг, графических новелл, стихотворных антологий, исторических романов и эротических книг. Так же художник пишет картины и эскизы.

Суримоно — разновидность традиционной японской ксилографии, гравюра, посвящённая определённому событию в жизни или предназначенная для подарка на праздник.

Суримоно

На рубеже веков Хокусай некоторое время экспериментировал с перспективой и колоритом присущими западному стилю.

В начале 19-го века Хокусай начал иллюстрировать исторические романы, которые только входили в моду. Под их влиянием стиль художника начал претерпевать важные и отчетливо видимые изменения между 1806 и 1807 годами. Всё больше внимания уделяется классическим или традиционным темам, особенно самураям, воинам и китайским сюжетам.

Охота на Гото

В 1812 году Хокусай познакомился с художником Бокусэном(1775—1824), в результате чего вышла серия иллюстрированных альбомов «Хокусай манга».

Манга Хокусай («рисунки Хокусая»)— это коллекция рисунков, сюжеты которых включают пейзажи, флору и фауну, повседневную жизнь и мифологию. «Манга Хокусая» первоначально была напечатана в 15 выпусках, выходивших с 1814 по 1878 гг. В совокупности в них содержится около 900 страниц.

В 2020 году издательство Петербургское Востоковедение выпустило сборник «Манга Хокусай», состоящий из четырех книг. В аннотации сказано: «Русское издание — это первая полная и детально прокомментированная публикация «Манга». Подобных изданий (по полноте иллюстраций и комментариев) в мире не существует. Издание состоит из 4 книг. Первая включает введение в «Манга», переводы текстовых фрагментов и комментарии к каждой из 900 страниц, на которых содержатся изображения около 4000 персонажей и сюжетов, плюс указатели. Три другие книги представляют приближенное к факсимильному воспроизведение всех страниц авторской манга».

Манга Хокусай

В 1828 году умерла вторая жена Хокусая, ему было тогда 68 лет. А вскоре вернулась к отцу его любимая дочь Хокусая (и ученица) О-и, разорвав свой неудачный брак с малоизвестным художником по имени Томэй.

Даже в таком преклонном возрасте энергичный художник продолжал работать в своем обычном режиме, он вставал рано и трудился до глубокой ночи.

Из тысяч работ Хокусая его знаменитая серия пейзажных гравюр «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов горы Фудзи») стоит на особом месте.

«Тридцать шесть видов Фудзи»— серия из 46 (36+10 дополнительных) цветных гравюр по дереву. На всех гравюрах присутствует изображение священной горы Японии—Фудзи.

Первые наброски к этой серии Хокусай начал делать, когда ему было около 70 лет. А сама знаменитая серия начала выходить в 1831 году. Работы оказались настолько популярны, что художник сделал еще десять гравюр к серии.

В следующий этап своей творческой жизни, начиная с 1834 года, Хокусай трудился над работой под названием «Гакие Роджин» («старик, помешанный на искусстве»). Именно в это время Хокусай создал «Сто видов горы Фудзи» — еще одина значительная серия работ.

Сто видов Фудзи

Сто видов Фудзи- серия гравюр, изданная в 1834 —1835 годах тремя альбомами. Серия была задумана как продолжение альбома Тридцать шесть видов Фудзи.

В постскриптуме к этой работе Хокусай пишет: «В шесть лет у меня была страсть копировать форму предметов. В пятьдесят я опубликовал много рисунков, но из всего, что я нарисовал к семидесяти, нет ничего достойного внимания. В семьдесят три года я отчасти постиг строение животных, птиц, насекомых и рыб, а также жизнь трав и растений. И так, в восемьдесят шесть лет я продвинусь дальше. В девяносто я еще глубже проникну в их тайный смысл, и к ста годам я, возможно, действительно достигну уровня чудесного и божественного. Когда мне исполнится сто десять лет, каждая точка, каждая линия будут жить своей собственной жизнью».

В 1839 году пожар уничтожил мастерскую Хокусая и большую часть его работ. К этому времени его карьера начала угасать, поскольку молодые художники становились все более популярными. В возрасте 83 лет Хокусай отправился в Обусе – город в провинции Синано (ныне префектура Нагано) по приглашению богатого фермера Такаи Козана, где он прожил несколько лет. За время своего пребывания в Обузе он создал несколько шедевров, в том числе «мужскую волну» и «женскую волну». Хокусай никогда не прекращал рисовать и закончил «утки в ручье» в возрасте 87 лет.

Мастер всю свою творческую жизнь стремился к совершенству и даже смертном одре он сказал: «если бы только небеса дали мне еще десять лет …Еще пять лет, и я смогу стать настоящим художником.»

Он умер 10 мая 1849 года и был похоронен в храме Сэнсо-дзи в Токио.

Сэнсо-дзи («храм молодой, бледной травы»)— храм буддийской школы Сёканнон в Токио. Сэнсо-дзи является самым старым буддийским храмом на территории Токио.

Самые влиятельные работы

Хокусай прожил долгую, творческую жизнь, но большую часть знаменитых работ он выполнил после 60 лет! Его самой популярной работой является серия «Тридцать шесть видов горы Фудзи», которая была создана между 1826 и 1833 годами. Он фактически состоит из 46 печатных работ (10 из них добавлены после первоначальной публикации).

Другим шедевром является «Сто видов горы Фудзи», произведение изданное в 1834—1835 годах тремя альбомами. Серия была задумана как продолжение альбома Тридцать шесть видов Фудзи, но в отличие от него, гравюры были монохромны— напечатаны в два цвета— чёрный и серый. На некоторых из гравюр серии мастер лишь намекает на присутствие горы Фудзи, показывая её отражение в водах озера или чаше с вином, или её изображение на ширмах.

Крупнейшей из работ Хокусая является 15-томный сборник Хокусай манга (北斎漫画), опубликованный в 1814 году. Работа состоит из почти 4000 эскизов животных, людей, предметов и т.д.

Отличная гравюра в японском заточении

Гравюры художника не нашли свое место на Западе до самой его смерти в 1849 году, поскольку во время его жизни в Японии все так же действовала политика сакоку, под страхом смерти запрещающую въезд на территорию страны иностранцам и выезд за ее пределы самим японцам.

Но в 50-е годы того же века, с приходом «черных кораблей» Мэтью Перри, Япония наконец-то отказалась от изоляционной политики – офицеры, дипломаты, а затем художники и коллекционеры обнаружили японские гравюры, ранее скрытые от глаз европейского зрителя. И, хотя в Японии работы Хокусая называли вульгарными, на Западе, благодаря особому разграничению пространства с помощью красок и линий, без зацикливания на одной точке зрения, его гравюры назвали революционными.

Кацусика Хокусай. Красавицы

Кацусика Хокусай. Красавицы

Гравюры, выполненные в стиле “укие-э”, стали своеобразным обращением к молодым художникам, таким, как Феликс Бракемон, который стал один из первых французских граверов, соблазнившихся японским искусством. Хотя, в первые годы после появления кораблей Перри, на запад отправлялись японские гравюры современных художников, а не более ранние творения того же Хокусая или Утагавы Хиросигэ. Кстати, многие из приобретенных коллекционерами гравюр, сначала использовались как оригинальная оберточная бумага для различных товаров. Ситуация изменилась лишь в 1 апреля 1867 года, в день, когда на Марсовом поле, перед самой Эйфелевой башней открылась Всемирная выставка. Именно на ней открылся первый японский павильон и витрина, представляющая стиль “укие-э”. Тогда французские художники смогли впервые оценить всю глубину восточных гравюр.

Влияние на искусство и культуру

Творчество Хокусая оказало огромное влияние на западное искусство XIX века. Тематика гравюр мастера присутствует в работах Клода Монеи Пьера Огюста Ренуара. Даже сейчас на его выставки собираются огромные очереди.

Работы Хокусая послужили вдохновением для американского писателя фантаста Роджера Желязны, из-под пера которого вышла новелла «24 вида горы Фудзи кисти Хокусая», принесшая писателю престижную премию «Хьюго» в 1986 году.

В Британской энциклопедии 1985года Ричард Лейн характеризует Хокусая как «мастера, который с конца 19-го века произвел впечатление на западных художников, критиков и любителей искусства, возможно, больше, чем любой другой азиатский художник».

История Большой волны

«Большая волна в Канагаве», известная гравюра на дереве, была настоящей японской иконой, одним из тридцати шести образов горы Фудзияма, запечатленных Хокусаем, которые стали серией «36 видов Фудзи». Эта работа, созданная в 1830-1831 годах и представленная зрителям в 1832 году до сих пор является важной частью сложной глобальной сети искусства, связанной с коммерцией и политикой. Интенсивного синего цвета, отличающего гравюру, Хокусай добился при помощи использования чернил, содержащих химическое вещество, под названием ферроцен. Ферроцен в то время являлся пигментом, несвойственным для Японии и считающимся иностранным товаром, поэтому, вероятно, импортировался он через Китай из Англии или Германии. Может быть, еще и поэтому, волна, покорившая Японию, в скором времени достигла и Европы.

Кацусика Хокусай. Вид на гору Фудзи

Кацусика Хокусай. Вид на гору Фудзи

Бостонский музей изобразительных искусств, собравший, возможно, самую большую коллекцию японского искусства, которую когда-либо видели за пределами Страны восходящего солнца, в апреле уже открыл огромную ретроспективу творчества Хокусая. На ней были продемонстрированы работы, относящиеся к жанру “укие-э”, также называемом «изображением плавающего мира». Это выставка работ Хокусая стала второй, проведенной менее чем через год, после открытия предыдущей. Так в парижском Большом Дворце осенью 2014 года, за несколько месяцев до выставки в Бостоне, собирались как минимум двухчасовые очереди из желающих увидеть работы японского мастера на шоу, состоящем из двух частей. Этот гравер относится не только к великим деятелям японского искусства, но и является важной фигурой в развитии западного модернизма. Без Хокусая вряд ли бы существовал импрессионизм, а весь мир искусства, привычный зрителям, выглядел бы совершенно по-другому.

Ранние годы Хокусая Кацусико

Один из самых известных художников жанра укие-э родился 21 октября 1760 года в Эдо. Величайший художник работал под множеством псевдонимов, но запомнился истории именно своим оригинальным именем. Кацусика Хокусай жил в современном Токио и учился в нищих кварталах. Там он получил свою профессию художника, чем навсегда записал в историю название своего района. Его настоящим именем было Токитаро Хокусай, о чем стало известно только к началу ХХ века.

Эдо конца 18 века

Исходя из исторических источников, можно сказать, что его отцом был Накадзима Исэ — мастер производства зеркал, работавший на самого сегуна. Его матерью была конкубина, она не была замужем за его отцом. Она была моделью для художников и занималась домашним хозяйством. По некоторым источникам, его настоящим отцом был Мунэсиге Кавамуру, который отдал своего сына на обучение к мастеру в возрасте четырех лет. Также известно, что Кацусика Хокусай был не единственным ребенком в семье. Предположительно он не был старшим ребенком, и у него было около четырех братьев и сестер.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: