Сочинение по картине Флавицкого «Княжна Тараканова»

Созданный Константином Флавицким образ самозванки, представлявшейся внебрачной дочерью Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, мало связан с реальной женщиной. У настоящей самозванки судьба сложилась иначе. Да и княжной Таракановой она себя никогда не называла. Приступая к работе над полотном, художник сознательно взял за основу сюжета народные сказки, а не документы. Через драматичный образ репрессированной красавицы Флавицкий хотел заявить о политической несвободе в постниколаевской России.

Действия самозваной принцессы

До Екатерины II посланники стали доносить сведения, что по Европе передвигается особа, которая называет себя то фройляйн Франк, то госпожой де Тремуйль, то султаншей Али-Эмете, то дочерью покойной Елизаветы Петровны и Разумовского, то именует себя принцессой Елизаветой Владимирской. Медлить с ее взятием под стражу императрица не стала. Особенно обеспокоило государыню, что «побродяжка» имеет деньги и связи с Речью Посполитой. Мало того, она предлагала признать себя принцессой графу Алексею Орлову, писала письма Никите Панину, вела переговоры с турками, английским послом в Неаполе. В Риме приняла католичество и предъявила свои права на российский престол.

Поимка авантюристки

Граф Алексей Орлов, получив указание захватить лгунью, притворился влюбленным в нее и предложил ей руку и сердце. Бракосочетание состоялось на корабле, стоявшем в Ливорно. Батюшка запинался во время таинства, но счастливая новобрачная ничего не замечала. А вечером она была уже арестована. Граф Орлов сообщил, что их венчал Ванька, кок корабля, и эскадра двинулась в Кронштадт. Там ее перевели в Равелин. Такова фактическая картина. Княжна Тараканова, история которой окончится смертью в заключении, безусловно, не могла померяться силами с российской государыней.

«Княжна Тараканова», картина К. Флавицкого: история, создание, описание

Княжна Тараканова. Кому было нужно считать её врагом российской империи

Нам хорошо известны имена величайших авантюристов 18 века Джакомо Казановы, графа Калиостро, графа Рошфора… Обольстители, колдуны и маги гармонично вписывались в светскую жизнь того времени. Без них было бы скучно. Но эти парни не были так опасны властям, как разного калибра самозванцы, коих тогда тоже было не счесть. Ими славился мир начиная еще с лже-Неронов. Но в 18 веке первенство было за Россией. Здесь в ту пору наметилась заминка в принятии актов о престолонаследии, и любой амбициозный дурак мог объявить себя претендентом на трон. В эту историю вписались семь воскресших вдруг Петров III, включая Емельяна Пугачева, да ещё одна милая барышня, которая называла себя дочерью императрицы Елизаветы и законной наследницей русского престола. Ох, и дала она жару Екатерине II и её двору!

Как вы, конечно, догадались, речь идет о княжне Таракановой. Надо признать, что девушка была совсем не дурой, а даже напротив. Она свободно владела английским, немецким и французским языками, неплохо разбиралась в искусстве, архитектуре, правилах этикета и умела достойно представлять себя в высшем свете. Несмотря на легкое косоглазие, её считали очень даже привлекательной. Но красота и ум были только приложением к её бесспорному таланту – опустошать кошельки любовников.

Откуда появилась на европейских балах эта красавица, точно никто из свидетелей её приключений или жертв не знал. Для каждого нового знакомства она имела отдельную легенду об её 20-25-летней жизни. Впрочем, как и имена. Она была фройляйн Франк, мадемуазель де Тремуйль, принцессой де Володомир, султаншей Али-Эмете. Называлась Алиной или Елизаветой. А в 1773 году она впервые раскрыла великий «секрет»: она на самом деле – дитя от тайного брака императрицы российской Елизаветы Петровны и графа Разумовского. А до этого она просто конспирировалась. Что вы хотите: для законной наследницы российского престола преждевременная известность небезопасна.

Европейские аристократы охотно делились с княжной своими богатствами. За ней ухлестывали купец Ван Турс, барон Шенк, маркиз Томмазо д’Античи. Оставляя одного с долгами, красавица переезжала к другому. Когда и тот попадал в долговую яму, путь лежал к третьему. Граф Филипп Лимбург и Рошфор де Валькур официально предлагали ей руку и сердце. Первый даже приобрел и подарил ей графство Оберштейн. Отметился там и наш земляк Кароль Радзивилл (Пане Коханку). Правда, он преследовал политические цели в интересах оппозиции польскому королю Станиславу Понятовскому – российскому ставленнику.

Тараканова пользовалась своими обаянием, молодостью и красотой. Её кавалеры – деньгами и властью. И все были по-своему счастливы. Так что ни к чему делать из Таракановой коварную и алчную, жаждущую власти сучку, какой начали её рисовать придворные летописцы Екатерины II, да так и пошло с тех пор. Кто власти не нравится, тот всегда плохой.

А российский трон княжне, скорее, вовсе и не был нужен, хоть и рассказывала она о некоем завещании покойной матушки-императрицы. За властью без войска не ходят, а за её нежными плечами, как известно, никакой армии не наблюдалось. Ей хватало мужского внимания и ореола таинственности, чтобы блистать на балах и жить красиво. Она никого не грабила, не убивала, не обворовывала. Ей платили за удовольствие быть с ней.

Но само её существование вгоняло в гнев российскую власть. В молодой княжне она видела врага империи. Никто же не забыл, как однажды взошел на московский престол Лжедмитрий.

Лжедмитрий 1. Он в 25 лет захватил власть. Но так ли плох он был для России?

А тут внутри ещё в самом разгаре крестьянский кровавый бунт Пугачева, назвавшегося именем чудом выжившего царя Петра III. И потом: везде монархи боялись заговоров и переворотов, ибо сами приходили к власти с помощью ядов, ножей и удавок. Не была исключением и Россия, как вы знаете. Поэтому Екатерине II спокойнее было избавиться от самозванки. По её поручению интригами и обманом граф Алексей Орлов геройски выманил женщину на корабль и доставил из солнечной Италии в сырое подземелье Петропавловской крепости. К великому облегчению императрицы и себе на вечную славу. Здесь княжна Тараканова и скончалась в 1775 году. Не помогли ей безуспешные попытки как-то объясниться с императрицей. Екатерине ни к чему были её рассказы о любовных романах, лучше пусть совсем молчит. Как заставили молчать другую княжну Тараканову – вроде бы подлинную. В некоторых источниках мелькает версия, будто дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского по имени Августа на самом деле жила. И фамилия её была Тараканова. И что её призвала к себе Екатерина II и уговорила спрятаться подобру-поздорову в монастыре до конца дней. Монахиня Досифея прожила до 64 лет и была похоронена в 1810 году в усыпальнице рода Романовых Новоспасского монастыря.

Кто интересуется историей, тот должен понимать, что никогда не доберется до правды.

Ваш В.Д.

Краткая фактическая история самозванки

Когда она уже сидела в крепости, то на допросах выяснилось, что она не знает, кто она, откуда родом, но ей 23 года и зовут ее Елизаветой. По-русски она не говорила, по-польски плохо, французским владела свободно. Допрашивавший ее Голицын отметил, что она может вскружить голову. Он хорошо ее рассмотрел и описал. Это была высокая, стройная женщина с очень белой кожей и прекрасным цветом лица. Глаза немного косили. Она умна и образована и хорошо знакома с политическими отношениями. Елизавета, уверявшая всех, что она дочь Елизаветы Петровны и сестра Емельяна Пугачева, перед смертью от скоротечной чахотки на исповеди, а с петровских времен для светской власти тайны исповеди не существовало, так себя и не назвала и вины за собой никакой не признала. Грехи ей не отпустили. «Княжна Тараканова», картина, описание которой мы дадим ниже, очень романтична, но фактическим сведениям не соответствует.

«Княжна Тараканова», картина К. Флавицкого: история, создание, описание

Картина К. Д. Флавицкого

Каждый, кто бывал в ГТГ, обязательно останавливался перед написанным в 1864 году большим полотном «Княжна Тараканова». Картина создана с большим сочувствием к красавице, которая должна погибнуть от наводнения в сентябре 1777 года, когда Нева вышла из берегов. На самом деле она умерла за два года до этого чрезвычайного события. При ее смерти не было наводнения, омерзительных крыс, только взгляды непрерывно смотрящих в камеру солдат. В тишине слышался хрип погибающей от удушья женщины и потрескивание свечей. Она — жертва тех, кто толкал ее к короне, и собственных страстей. Не была она дочерью Разумовского и Елизаветы Петровны. Другую самозваную дочь найдут сыщики Екатерины II, насильно постригут и сделают инокиней в Иоанно-Предтеченском монастыре в Москве. Она смиренно проведет в нем всю оставшуюся жизнь – двадцать пять лет.

Флавицкий. Княжна Тараканова. Две или одна?

Флавицкий Княжна Тараканова ,1864г.Третьяковская галерея. Всем нам с детства знакома эта картина.Помню только,что мне было очень жаль эту испуганную девушку.Сколько страха и отчаяния на её лице.
Русский художник К. Д. Флавицкий (1830-1866) вошел в историю русской живописи как художник одной картины — «Княжна Тараканова», за которую автора удостоили звания профессора исторической живописи. И поныне это полотно в числе самых популярных экспонатов Третьяковской галереи.

Флавицкий ещё за рубежом о задумал написать картину, посвященную злосчастной судьбе знаменитой авантюристки. Об этом свидетельствует рисунок, сделанный в Италии и ныне хранящийся в Государственном Русском музее. Возвратившись из-за границы, Флавицкий в течение двух, лет писал «Княжну Тараканову», показав последний её час.

Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена в Академии художеств.В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого: «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи».Она имела огромнейший успех и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом, в том числе на Всемирной выставке в Париже

Работу приобрёл Павел Третьяков для его коллекции уже после смерти художника. Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года.

Неточности в написании картины

Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга , произошло 21 сентября 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения.

Согласно источникам Тараканова была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же — каменный каземат с большим для тюрьмы окном.

При Таракановой по личному приказу императрицы находились неотлучно трое стражников. На полотне она в одиночестве. Стража под страхом смерти не могла покинуть столь важную преступницу.

На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. Морозный поток воды из зарешеченного окна уже затопил пол и подступает к краю постели, где копошатся встревоженные крысы.

В заплесневевшей камере видны обычные жалкие предметы арестантского обихода — грубая овчина, заменяющая одеяло, простой деревянный стол, на нем разломанная краюха хлеба и глиняная кружка. Ветхая деревянная кровать вот-вот скроется под водой. А на постели почти без чувств от ужаса и отчаяния стоит, откинувшись к стене прекрасная молодая черноволосая женщина в пышном бархатном платье.

Ее поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза — все говорит о том, что силы покидают ее. Но и в эти последние минуты перед неотвратимой смертью она кажется прекрасной.

История обошлась с ней жестоко, не донеся до нас даже подлинного её имени, было много имён : госпожа Франк, Шель, Тремуйль, Али-Эмете, принцесса Владомир, Элеонора, принцесса Азовская, принцесса Елизавета Владимирская. Мы же знаем ее как княжну Тараканову. Знаем, прежде всего, по одноименному роману Г. Данилевского и известной картине художника К. Флавицкого.

Сохранились воспоминания очевидцев.

Вот как ее описывает граф Валишевский:

«Она юна, прекрасна и удивительно грациозна. У нее пепельные волосы, как у Елизаветы, цвет глаз постоянно меняется — они то синие, то иссиня-черные, что придает ее лицу некую загадочность и мечтательность,и, глядя на нее, кажется, будто и сама она вся соткана из грез. У нее благородные манеры — похоже, она получила прекрасное воспитание. Она выдает себя за черкешенку,точнее, так называют ее многие,— племянницу знатного, богатого перса. »

«Насколько можно судить, она — натура чувствительная и пылкая. У нее живой ум, она обладает широкими познаниями, свободно владеет французским и немецким и говорит без всякого акцента. По ее словам, эту удивительную способность к языкам она открыла в себе, когда странствовала по разным государствам. За довольно короткий срок ей удалось выучить английский и итальянский, а будучи в Персии, она научилась говорить по-персидски и по-арабски». В тюрьме у неё тоже были поклонники: польский граф Огинский и другой верный поклонник — граф де Рошфор-Валькур, которого ее красота буквально пленила. Граф признался княжне в любви, и та, похоже, не осталась равнодушной к его чувству.

Художник Константин Флавицкий

Константин Дмитриевич, выпускник академии, избрал для себя исторический жанр. Побывав в Италии, он за свою короткую, всего 35 лет, жизнь написал не более шести полотен. Истинную славу принесла ему, уже тяжело больному чахоткой, «Княжна Тараканова», картина мелодраматическая, но исполненная с талантом и блеском. На выставке в 1864 году это полотно будет восторженно встречено публикой и весьма холодно – императором. После того как было написано произведение «Княжна Тараканова» – картина, автор ее сразу стал профессором Академии художеств, минуя более низкую ступень – звание академика. Она стала последним полотном подававшего большие надежды К. Д. Флавицкого.

«Княжна Тараканова», картина К. Флавицкого: история, создание, описание

К. Флавицкий и его история

Художник родился в семье мелкого чиновника в 1830 году. Он рано осиротел и провел детство в воспитательном доме. Однако талант к рисованию помог ему выбиться в люди. Его отдали в художественную школу за средства Общества поощрения художников. Позже он поступил студентом к профессору Ф. А. Бруни. Петербургскую Академию Художеств Флавицкий окончил с золотой медалью в 1855 году. Награду ему принесла студенческая работа «Братья продают Иосифа в рабство». Золотая медаль дала Флавицкому возможность за государственный счет провести несколько лет в Италии, чтобы усовершенствовать свое мастерство. Именно там и зародился замысел написать полотно о великой и таинственной авантюристке. Эскиз, по которому двумя годами позже была написана картина «Княжна Тараканова», автор сделал в Италии. Вернувшись в Россию, Флавицкий представил на суд публики полотно «Христианские мученики в Колизее» (1862), не вызвавшее особого восторга.

Картина княжна тараканова история

Описание картины «Княжна Тараканова»

В духе носящихся в воздухе либеральных идей и мыслей о свободе живописец рисует образ невинной жертвы. Это не мошенница и авантюристка, всеми правдами и неправдами добивавшаяся престола, а несчастная красавица, которая, самозабвенно любя, потеряла свободу и вот-вот потеряет жизнь от надвигающейся слепой стихии. В холодной каменной мрачной камере с темными углами луч света выхватывает высокую фигуру женщины. Это несчастная княжна Тараканова. Картина показывает, как растрепаны ее волосы и одежда. Голова запрокинута, руки опущены вдоль тела. Ее некогда красивое платье совершенно заношено. От пронизывающего до костей холода она пряталась под тулупом, но теперь он сброшен – она не чувствует ледяного дыхания темницы. Вся ее фигура пронизана ужасом и безнадежностью. Вода непрерывным потоком хлещет через окно и залила пол на треть. Пленница не обращает внимания на суетящихся возле нее крыс, которых раньше боялась. Они равны в своей трагедии. Кто ей придет на помощь? О ней все забыли, оберегая себя. Ей суждено погибнуть, если провидение чудом не спасет узницу. Колорит полотна со сверкающей изумрудом водой на темном фоне стен и бордового с белыми вставками платья, света, льющийся с улицы, говорят о незаурядном чувстве цвета художника.

«Княжна Тараканова», картина К. Флавицкого: история, создание, описание

    Романтику К. Брюллова.Строгость академизма.Набирающий силы реализм.

Он держал руку на пульсе времени и пытался примирить борющиеся стороны.
Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: