Пейзаж в Тосканской и Умбрийской живописи второй половины XV векаI — Новое поколение


Беноццо Гоццоли
итал. Benozzo Gozzoli
Автопортрет. 1459 г. Фрагмент фрески «Шествие волхвов» из Капеллы волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди
Имя при рожденииBenozzo di Lese di Sandro
Дата рождения1420(1420)
Место рожденияФлоренция
Дата смерти4 октября 1497(1497-10-04)
Место смертиПистоя
Страна
  • Флоренция
Жанрживопись, фрески
Учёбафра Анджелико
СтильВозрождение
ПокровителиМедичи
Работы на Викискладе

Бено́ццо Го́ццоли
(итал. Benozzo Gozzoli; настоящее имя
Беноццо ди Лезе ди Сандро
(итал. Benozzo di Lese di Sandro); 1420—1497) — итальянский художник, автор многочисленных циклов фресок, представитель флорентийской школы живописи.

Биография

Беноццо Гоццоли родился в 1420 году во Флоренции, в семье портного. Настоящее имя художника — Беноццо ди Лезе ди Сандро (фамилия Гоццоли впервые появляется лишь во втором издании «Жизнеописаний» Вазари)[1].

Период становления Гоццоли как художника пришёлся на годы, в которые флорентийское искусство переживало настоящий расцвет. В 1430—1440 гг. во Флоренции работали фра Анджелико, Филиппо Липпи, Паоло Учелло, Доменико Венециано, Пьеро делла Франческа[2]. Согласно Джорджо Вазари, учителем Гоццоли был фра Анджелико, однако многие историки искусства оспаривают этот факт[3]. Несомненно, однако, что в 1439—1440 и в 1443—1444 Гоццоли работал совместно с фра Анжелико над фресками монастыря Сан-Марко[3].

С 1444 по 1447 г. он участвует с Лоренцо и Витторио Гиберти в создании рельефов бронзовых дверей (так называемых «Врат рая») флорентийского баптистерия. Затем, в 1447 г., продолжает сотрудничество с фра Анджелико: папа Евгений IV приглашает обоих художников для создания фресок в одной из капелл Апостольского дворца в Ватикане (фрески не сохранились)[3]. В 1448 Гоццоли и фра Анджелико работают над созданием фресок в капелле Никколина. Последней их совместной работой становятся фрески капеллы Сан-Брицио в соборе Орвьето.

В 1450 г. Гоццоли перебирается в Умбрию и начинает работать самостоятельно. Папа Николай V доверяет ему создание фресок в монастыре Сан Фортунато (Монтефалько)[3]. В Монтефалько Гоццоли проведёт три года. Крупные заказы позволят ему в полной мере проявить свой талант художника и создать себе имя.

С 1453 по 1459 гг. Гоццоли работает в разных городах Италии: пишет фрески для монастыря в Витербо, украшает алтарь в Перудже и т. д. В 1459 году Медичи вызывают художника во Флоренцию расписывать стены церкви в их дворце[2]. Сюжетом для росписи было выбрано шествие волхвов, в котором художник изобразил членов семьи Медичи. Впоследствии эта церковь станет известной под под названием Капеллы волхвов.

В 1463 году, возможно, из-за чумы, разразившейся во Флоренции, Гоццоли перебирается в Сан-Джиминьяно[3]. Там он пишет для городской церкви цикл фресок, изображающих сцены жизни святого Августина, а также фреску на тему мученичества святого Себастьяна для собора Сан-Джиминьяно.

В 1467 г. Гоццоли покидает Сан-Джиминьяно и отправляется в Пизу. Именно там он создаст своё самое монументальное произведение — цикл фресок для кладбища Кампосанто. В 1944 году бо́льшая часть этих фресок погибнет при бомбардировке и в последовавшем пожаре. Параллельно с этой основной работой Гоццоли выполняет и другие заказы: алтарную картину для церкви Святого Лазаря, панель «Триумф святого Фомы Аквинского», ныне хранящуюся в Лувре и др.[3]

В 1495 г., после вторжения в Италию Карла VIII, Гоццоли был вынужден покинуть Пизу и вернуться во Флоренцию. Затем, в 1495 г., он отправляется в Пистою, получив очередной престижный заказ: украсить фресками интерьер городской ратуши[3]. Эта работа останется незавершённой: 4 октября 1497 года Гоццоли умирает, вероятно, от чумы. Он был похоронен в Пистое, в монастыре Сан-Доменико.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения lomovolga

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli, c. 1420-1497, Italian) — Шествие волхвов («Процессия Молодого короля», фреска) \1\
lomovolga

Цикл фресок «Шествие волхвов», представляющих собой единую декорацию, является росписью Капеллы Волхвов (Cappella dei Magi). Это знаменитая капелла находится в Палаццо-Медичи-Рикарди во Флоренции, расписанная художником Беноццо Гоццоли в 1459-60 годах на сюжет прибытия волхвов в Вифлеем, в образе которых изображены члены семьи Медичи и многие их современники.

Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» «Процессия Молодого короля» (восточная стена капеллы) Фреска капеллы дворца Медичи-Риккарди во Флоренции 1459

Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» «Процессия Среднего короля» (южная стена капеллы) Фреска капеллы дворца Медичи-Риккарди во Флоренции

Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» «Процессия Среднего короля» (южная стена капеллы, фрагмент) Фреска капеллы дворца Медичи-Риккарди во Флоренции

Роспись «Шествие волхвов» (1459-1460) в придворной капелле стала лучшим произведением Гоццоли. Фреска посвящена вселенскому собору 1439 во Флоренции, когда католики и православные попытались обьединиться. Она органично опоясывает стены капеллы.

Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» «Процессия Старого короля» (западная стена капеллы) Фреска капеллы дворца Медичи-Риккарди во Флоренции

Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (Procession of the Youngest King) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)

«Тема шествия волхвов была одной из самых излюбленных у влиятельных заказчиков живописи в эпоху Ренессанса, поскольку драгоценный колорит и золото, характерные для ее трактовки, подчеркивали их собственное высокое социальное положение и богатство». Вот, в многочисленной свите — современники Гоццоли, и во главе — семья Медичи, а дальше и автопортрет художника, его учитель Фра Беато Анджелико и многие другие….

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, portrait of Lorenzo de’ Medici, detto il magnifico Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, portrait of Lorenzo de’ Medici, detto il magnifico Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Бено́ццо Го́ццоли (итал. Benozzo Gozzoli; настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (итал. Benozzo di Lese di Sandro); 1420—1497) — итальянский художник, автор многочисленных циклов фресок, представитель флорентийской школы живописи.

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, portrait of Lorenzo de’ Medici, detto il magnifico Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Флорентийский художник эпохи Возрождения Беноццо Гоццоли ( Беноццо ди Лезе ди Сандро) родился в 1420 году. С 1444 года в течение трех лет Беноццо Гоццоли помогал скульптору Лоренцо Гиберти при создании рельефов восточных дверей Флорентийского баптистерия. В 1447 работал вместе с Фра Анджелико над фресками капеллы папы Николая V в Ватикане и капеллы Сан Брицио в соборе Орвьето

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Период становления Гоццоли как художника пришёлся на годы, в которые флорентийское искусство переживало настоящий расцвет. В 1430—1440 гг. во Флоренции работали фра Анджелико, Филиппо Липпи, Паоло Учелло, Доменико Венециано, Пьеро делла Франческа

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) Cortege of the three magi Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) Cortege of the three magi Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) Cortege of the three magi Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

В 1450 году Гоццоли перебирается в Умбрию и начинает работать самостоятельно. Папа Николай V доверяет ему создание фресок в монастыре Сан Фортунато (Монтефалько). В Монтефалько Гоццоли проведёт три года. Крупные заказы позволят ему в полной мере проявить свой талант художника и создать себе имя.

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) Cortege of the three magi Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Работа с Фра Анджелико оказала большое влияние на все искусство Беноццо, которое даже в последние годы жизни мастера оставалось в русле готического стиля, несмотря на то, что в флорентийской живописи этого времени уже преобладали ренессансные тенденции.

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) Cortege of the three magi Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Беноццо Гоццоли известен прежде всего как мастер фрески. Наиболее известные из выполненных им циклов – росписи, посвященные жизни Святого Франциска (Монтефалько, 1450–1452), Шествие волхвов (Флоренция, палаццо Медичи-Риккарди, 1459), сцены из жизни Святого Августина (Сан Джиминьяно, 1463–1465) и изображения на Ветхозаветные сюжеты (Кампосанто, Пиза, 1467–1485).

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

С 1453 по 1459 год Гоццоли работает в разных городах Италии: пишет фрески для монастыря в Витербо, украшает алтарь в Перудже и т. д. В 1459 году Медичи вызывают художника во Флоренцию расписывать стены церкви в их дворце. Сюжетом для росписи было выбрано шествие волхвов, в котором художник изобразил членов семьи Медичи. Впоследствии эта церковь станет известной под под названием Капеллы волхвов.

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Смысловой центр росписи капеллы — алтарь, в центре алтарный образ «Рождество», исполенное Ф. Липпи. Прямо над ней Беноццо Гоццоли написал символы 4х евангелистов, а на боковых стенах абсиды — сонмы ангелов, поющих славу новорожденному Иисусу. На узких простенках над входами — пейзажи с пастухами, пришедшими поклониться Младенцу.

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Роспись «Шествие волхвов» в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1459-62) — единая композиция, опоясывающая три стены маленькой дворцовой капеллы Медичи подобно великолепному ковру. Фрески органично сочетают утончённую декоративность, праздничное богатство красок и позолоты с живостью и естественностью в изображении процессии волхвов и их свиты, кавалькады современников Гоццоли (в том числе членов семьи Медичи и византийского императора Иоанна VIII Палеолога)

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

В процессию включены более 150 фигур, среди них — члены семьи Медичи, их приближённые и даже сам автор фрески — Беноццо Гоццоли. Вефлиемская звезда, которая указывает им путь, изображена прямо на потолке капеллы.

Образы столь идеализированы, что сложно с полной уверенностью отождествлять их с реальными историческими персонажами. И всё же…

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, the young king (Лоренццо Великолепный) Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Восточная стена — Процессия Молодого Короля, южная стена — Процессия Среднего Короля, западная стена — Процессия Старого Короля.

Во главе Процессии Молодого Короля скачет молодой волхв в окружении пажей — Лоренццо Великолепный.

Затем, впереди кавалькальды — Пьеро Медичи, сбруя его белого коня украшена фамильными эмблемами и девизом «Semper» (всегда). Опознается при сопоставлении лица изображенного с портретным бюстом работы Мино де Фьезоле. Считается, что рядом с ним изображен его брат Джованни Медичи или же отец Козимо Медичи.

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, head of Giovanni di Piero de’ Medici, detto il gottoso Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Три стены — три «короля».

Прочитала об одном нюансе, связанном с Рождеством и Новым Годом. Правда это относилось к Испании, но наверное не только (ниже часть текста)

«Однако с наступлением нового года череда праздников вовсе не завершается. Скорее, наоборот. Впереди еще один важный праздник – праздник волхвов (или, как его еще называют, День трех королей). Он посвящен трем языческим царям-магам – Валтасару, Мельхиору и Гаспару, которые, согласно евангельской легенде, пришли поклониться новорожденному Христу. День волхвов славится одним зрелищным событием. Это – прибытие волхвов и шествие по улицам.

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, portrait of Lorenzo de’ Medici, detto il magnifico Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

6 января вечером к берегу причаливает корабль, из которого выходят трое «королей» и их свита – слуги и придворные. Под ликование толпы, салют и музыку они садятся на лошадей и отправляются по улицам города, образуя настоящее карнавальное шествие. Главные действующие лица, неспешно едущие на конях и в каретах, кидают в толпу горсти конфет и мелких подарков, осыпают счастливых граждан конфетти и поют праздничные гимны.»

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Возможно на этом фрагменте фрески, в свите короля изображены сын миланского герцога Галеаццо Мария Сфорца и Сиджизмондо Малатеста, правитель Римини.

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail head of a young nobleman Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail head of a young nobleman Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail head Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail with self-portrait Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

На картине художник изобразил и самого себя. В толпе изображен человек, устремивший пристальный взгляд на зрителя, на шапке которого написано Opus Benotii. Это автопортрет художника. Считается, что в группе портретов есть также изображения Витторино да Фельтре, Марсилио Фичино, Филиппо Строцци и Никкола да Уццано, однако опознать их невозможно. На заднем плане — живописные пейзажи и сцены охоты

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail castle Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail hunt Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Фреска изобилует тщательно выписанными деталями: волхвы с многочисленной свитой, всадники в роскошных одеждах, деревья, животные, птицы, замки, монастыри, рощи, скалы и т. д.

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail hunt Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Эта работа с её утончённой декоративностью и праздничным богатством красок стоит особняком в творчестве художника. В остальных своих произведениях он придерживался позднеготических традиций

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)

Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)

Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)

Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)

Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)

Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)

Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)

Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)

Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, portrait of Lorenzo de’ Medici, detto il magnifico Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, portrait of Lorenzo de’ Medici, detto il magnifico Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel

Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» «Процессия Молодого короля» (восточная стена капеллы) Фреска капеллы дворца Медичи-Риккарди во Флоренции 1459

Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» «Процессия Старого короля» (западная стена капеллы) Фреска капеллы дворца Медичи-Риккарди во Флоренции

Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» Фрески Капеллы Волхвов дворца Медичи-Риккарди во Флоренции 1459

Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» Фрески Капеллы Волхвов дворца Медичи-Риккарди во Флоренции 1459

продолжение следует…

Серия сообщений «живопись старых мастеров \5\»:
Часть 1 — Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach the Elder, 1472-1553, German artist) \6\ Часть 2 — Рождественское… Аве, Мария! | Madonna and angels (details) \9\ … Часть 17 — Аве, Мария! | Madonna and angels (details) \10\ Часть 18 — Ян Стен (Jan Steen, 1626-1679, Dutch) | Жанровая живопись в деталях \4\ Часть 19 — Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli, c. 1420-1497, Italian) — Шествие волхвов («Процессия Молодого короля», фреска) \1\

Серия сообщений «Шедевр в деталях \2\»:
Часть 1 — Шедевр в деталях | Ян ван Хейсум (Jan van Huysum, 1682 — 1749, Dutch) — Букет цветов в терракотовой вазе. Часть 2 — Шедевры в деталях | Дворцовая архитектура в живописи голландских художников XVI — XVII вв. \1\ … Часть 10 — СольноКоролевское… | Сципионе Пульзоне (Scipione Pulzone, c. 1542 or 1543–1598, Italian) — Мария Медичи, королева Франции и Наварры, подросток Часть 11 — Шедевр в деталях | Иоганн Батист Дрехслер (Johann Baptist Drechsler, 1756-1811) — Натюрморт с бабочками, стеклянной чашей и виноградом Часть 12 — Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli, c. 1420-1497, Italian) — Шествие волхвов («Процессия Молодого короля», фреска) \1\

Творчество

Самостоятельная творческая деятельность Беноццо Гоццоли началась в 1450-е гг.[4] Он известен в основном как автор многочисленных фресок, из которых самая знаменитая — роспись Капеллы волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. Эта фреска изображает шествие волхвов и представляет собой единую композицию, занимающую три стены небольшой капеллы[4]. Фреска изобилует тщательно выписанными деталями: волхвы с многочисленной свитой, всадники в роскошных одеждах, деревья, животные, птицы, замки, монастыри, рощи, скалы и т. д. Несмотря на определённую идеализацию образов, в участниках шествия принято видеть изображения реальных исторических лиц, в том числе членов семьи Медичи[5]. На картине художник изобразил и самого себя: это человек в красной шапке с надписью Opus Benotii

, устремивший пристальный взгляд на зрителя. Эта работа с её утончённой декоративностью и праздничным богатством красок стоит особняком в творчестве художника. В остальных своих произведениях он придерживался позднеготических традиций[1].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: