«Свободу Фургалу»: Хабаровск вышел на улицы — показать Москве свою обиду за все

Красная площадь в Москве на картине Федора Алексеева изображена с документальной точностью

Благодаря художнику Фёдору Алексееву сегодня мы можем увидеть, как выглядела Москва до пожара 1812 года и последующей большой реконструкции Кремля. Мастер сумел изобразить Красную площадь во всей красе и наполнил её вид увлекательными подробностями.

В 1800 году Фёдор Яковлевич Алексеев был направлен в Москву для «снятия видов». Император Павел I поставил перед художником задачу: «внимательно ознакомиться с образом жизни москвичей и достопримечательностями города и отобразить всё это очень чётко и подробно в художественной форме».

Мастер начал подбирать городские виды для увековечивания на полотне. И настолько увлёкся старой русской архитектурой, что пробыл в Москве больше года. Художник выполнил большое количество зарисовок с натуры, по которым впоследствии создал серию живописных полотен и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом — разнообразных изображений Кремля.

Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Жанр, в котором они написаны называется ведута. Это разновидность архитектурного пейзажа с видами города и его окрестностей, изображёнными с топографической точностью. Наиболее значимыми работами «московского цикла» стали картины «Красная площадь в Москве» и «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве». Обе хранятся в Третьяковской галерее.

В Москве открылась выставка, воплотившая мечту знаменитого коллекционера Костаки

Георгий Костаки – легендарная фигура. Грек по происхождению, он родился и вырос в Москве. В 1930-х устроился в водителем в греческое посольство, а позже – в британское. Ему часто приходилось возить дипломатов по антикварным магазинам, постепенно Костаки и сам стал страстным собирателем. Он коллекционировал самое разное искусство – от старых мастеров до фарфора, от ковров до икон. Но венцом его коллекции стали произведения первой и второй волны русского авангарда. Впрочем, единственным мастером, которого систематически собирал Костаки, стал Анатолий Зверев. Именно Костаки собрал лучшие вещи художника, который стоит особняком в истории второй половины ХХ века. Поэтому не случайно то, что выставка «Выбор Костаки» открылась в музее имени Зверева. Открывает проект как раз фотография Костаки и Зверева.

Перед нами мечта Георгия Костаки, которая так и была осуществлена – версия возможного, но не случившегося музея современного искусства в Москве. Начинается выставка с фотоальбома – рядом с крупным снимком Зверева и Костаки вся жизнь собирателя. Детство, отрочество, юность… Вот он с матерью, которая происходила с обедневшей греческой дворянской семьи. Вот с братьями и сестрой – в семье было четверо сыновей и дочь. Вот фото с мотоциклами – это увлечение ему привил дядя, заядлый гонщик. Вот свадьба с Зинаидой Панфиловой, они поженились, когда Георгию было 19, и всю жизнь прожили вместе. У них родилось четверо детей. Вот фото из посольства – Костаки в водительской кепке рядом с солидным дипломатическим авто. А дальше – бурная художественная жизнь. Самые известные художники того времени, которые получили славу многим позже и отчасти благодаря Костаки.

Фотохроника жизни Георгия Костаки

Здесь же в витрине несколько неочевидных вещей из коллекции – три редкие иконы, которые теперь входят в собрание Музея Андрея Рублева (одна из них – времен Ивана Грозного), и несколько недетских игрушек (например, Николай II) из музея-заповедника Царицыно. Уезжая в 1970-х годах на историческую родину в Грецию, Костаки подарил огромную часть своего собрания советским музеям. Большая часть, около 900 работ, попали в Третьяковку, другие разошлись по тематическим музеям.

– Интересно, что иконами Костаки увлекся уже после того, как начал собирать авангард, – рассказывает искусствовед, научный сотрудник Музея Зверева Сергей Соловьев. – Возможно, именно потому что увлекся авангардом, в котором глубокие связи и переклички с традициями иконописи.

Иконы из коллекции собирателя

Второй этаж уже посвящен самой знаменитой части коллекции Костаки – русского авангарду начала ХХ века. Главные шедевры представлены на огромном экране. Они появляются здесь в виде анимационного фильма, созданного художником Платоном Инфанте, сыном того самого Франциско Инфанте, известного мастера и теоретика искусства. Картины оживают, части композиции кружатся в танце, создавая интересные параллели с разной эстетикой прошлого и нашего времени.

Здесь же представлено несколько редких работ, большинство из которых сегодня входят в собрание Третьяковки. Одна из них – картина «Москва. Красная площадь» кисти Василия Кандинского. Эту вещь художник написал, вернувшись на родину после долгой жизни за границей. В Москве он познакомился с Ниной Андреевой, ей тогда было 17, а художнику под 50.

– Они познакомились по телефону, когда Кандинский позвонил своему знакомому, а трубку случайно вязла Нина. Ему понравился ее голос и он предложил встретиться. Их первое свидание случилось в Пушкинском музее, для которого Кандиснкий тогда создавал витражи. Через два месяца поженились. Несколько лет прожили в Москве, а в 1921 году уехали в Берлин, – рассказывает Соловьев. – Какие-то картины остались у ее мамы Нины. Костаки нашел ее в конце 1950-х, купил эту картину и договорился, что купит все остальные. Но тут случился казус – ему одобрили визу в Париж, а Костаки мечтал познакомиться с Ларионовым и Гончаровой, пока они еще живы, и понесся… В Париже он заодно встретился с Ниной Кандинской, которая тоже тогда там жила. Она рассказала, что очень хочет побывать на родине, и он устроил ей визу и поездку. Она приехала и увезла из маминой квартиры все картины. Костаки был в ужасе…

Костаки был очень страстен в своем увлечение. Он выискивал разными способами работы авангардистов, многие спас, многое открыл. Среди его любимых художников – авангардистка Любовь Попова. Художник со сложной судьбой и своенравным характером. Попова родилась в семье богатого предпринимателя, любила хорошо и дорого одеваться, могла позволить учебу за границей, путешествия. В переломные революционные годы она увлеклась супрематизмом и вошла в знаменитый кружок Малевича. Она одна из немногих, кто не боялся с ним спорить, сам Малевич побаивался ее независимого напористого нрава. В 1921 году Любовь Попова вместе с Александром Родченко и Варварой Степановой организовала выставку «5х5=25», где пять художников представили по пять картин от каждого. По сути эта выставка стала началом конструктивизма. На ней были работы в манере живописной архитектонике: геометрические формы написаны в объеме, с оттенками, плавными переходами. Малевич же считал, что супрематизм – это монохромный фон и элементы, четкая геометрия, чистый цвет. Одна из работ Поповой, написанной по принципам, противоречащим идеям Малевича, как раз представлена сегодня в Музее Зревева – это «Живописная архитектоника. Красное с синим» (1918). Как ее нашел Костаки в конце 1950-х – целое приключение.

– Попова умерла в 37 лет. После революции у ее семье все отобрали. В 1918 году она вышла замуж за историка искусства, специалиста по древнерусской архитектуре Бориса фон Эдинга. Начались голодные годы и они уехали в Ростов-на-Дону, по дороге муж умер, а Попова и их сын заболели тифом. Пришлось вернуться в Москву, где друзья устроили ее во ВХУТЕМАС. В 1924-м она и ее сын скончались от скарлатины. В общем на ее долю выпали сложные испытания, а работы потом разлетелись по разным местам. Эту картину Костаки нашел у ее племянника в Звенигороде. Он узнал, где тот живет, случайно зашел в его сарай и обнаружил, кто картины вставлены в оконные рамы. Костаки, конечно же, тут же все выкупил.

Экспозиция на третьем этаже музея

Почти за картиной каждого мастера стоит история. Будь то Александр Древин, Аристарх Лентулов, Алексей Моргунов или Алелександра Экстер. Но есть еще и третий этаж, где разместились произведения второй волны авангарда, художников-нонконформистов, современников Костаки. Это Анатолий Зверев, Игорь Вулох, Владимир Яковлев, Игорь Шелковский, Петр Беленок, Михаил Шемякин. Некоторые из них покупал уже не Костаки, а его дочь Алика, которая руководствовалась выбором отца. Некоторые вещи она когда-то увезла в Грецию, а теперь они снова в Москве. Среди них, например, работа Игоря Макаревича «Воскресные вечера для любителей музыки» (1984). Этот музыкальный инструмент с огромной красной фигурой, повернутой к зрителю обнаженной спиной, красуется в центре экспозиции. Вещь смелая для своего времени, но у Костаки было особое чутье на хорошее искусство. Когда он собирал свою коллекцию, немногие понимали всю ее ценность, но спустя годы это стало очевидно. Словом, микроверсия московского музея получилась сложной и разнообразной. Хотя, конечно, это только небольшая часть того, что можно рассказать о знаменитом коллекционере и его собрании.

Облик первопрестольной рубежа XVIII–XIX веков

На картине «Красная площадь в Москве» мастер воссоздает облик первопрестольной рубежа XVIII–XIX веков. Величественные памятники средневековой архитектуры – главные «участники» картины. Множество вертикалей – церкви, колокольни, башни уравновешиваются спокойным горизонтальным форматом холста. Такая композиция уподобляет пространство площади грандиозной театральной сцене. В центре Красной площади –Покровский собор, его также называют Собором Василия Блаженного, его окружают многочисленные постройки. Ещё не засыпан глубокий «Алевизов ров», который прежде тянулся вдоль кремлёвской стены со стороны Красной площади.

Стена со Спасской башней на картине имеет сероватый цвет – она оштукатурена и сильно обветшала. Перед башней — двухэтажное здание публичной библиотеки Василия Киприянова, построенное во времена Петра I. Видны главы Вознесенского монастыря и шатёр Царской башни. Кроме того, чётко прорисовано Лобное место в центре площади.

Вердута заполнена множеством людей. Из Спасских ворот выходят гвардейцы. Горожане заняты повседневными делами: гуляют, торгуют, гарцуют на лошадях, идут крестным ходом с чудотворной иконой. Все эти персонажи смешиваются в один общий суматошный пейзаж. Глядя на него, понимаешь, в период создания картины Красная площадь прежде всего была торговым местом. По всей видимости, руководствуясь этими историческими данными, нынче на ней стали проводить различные фестивали и ярмарки, а зимой — заливать каток.

Дивное, непостижимое слияние суетности

Большую площадь полотна занимает изображение неба, которое будто покрывает собой всё, что находится снизу. Мягкий небесный свет заливает Красную площадь, оживляет и украшает городской пейзаж.

Вспоминаются слова поэта Константина Батюшкова о том, что Москва – это «дивное, непостижимое слияние суетности, тщеславия и истинной славы и великолепия, невежества и просвещения, людскости и варварства».

Несомненно автору удалось подчеркнуть все архитектурные достоинства объекта и создать прекрасный цельный пейзаж московской жизни на Красной площади. Словом, не зря современники называли Алексеева «русским Каналетто», тем самым проводя параллель между ним и известным итальянским мастером городских пейзажей. Алексеев и впрямь был непревзойдённым мастером русской ведуты…

«Вести в субботу» разобрались в тайнах парада 1941-го

«Вести в субботу» получили от ФСО схему Сенатского (ныне — президентского) корпуса Кремля и всего Кремля 1941 года, когда к Москве рвались немцы. На ней — крыши дворцов Кремля не зеленые, а чуть ли не оранжевые. Но как ни вглядывайся даже и в цветную съемку Парада Победы 1945-го, на ней вы такого не увидите. Все правильно — к тому времени Кремль очистили от камуфляжа. Но где бы все-таки посмотреть, как он выглядел во время войны? Съемка парада 7 ноября 1941 года, когда враг стоял у самых ворот первопрестольной, есть только черно-белая. В принципе, и она приоткрывает кое-какие тайны. Например, многие знают, что речь Сталина была записана потом отдельно. Вот почему из его рта не идет пар. По этой же причине опять же снятые потом солдаты якобы слушают Сталина, но на их шапках и плечах нет снежинок. А на реальной съемке все припорошено.

Но, кажется, до сих пор никто не обращал на еще одну деталь. На реальной съемке въезжает на площадь грузовик. Въезжает и въезжает. Но что это за роспись на Кремлевской стене?

— Василий Блаженный тоже был раскрашен в маскировочные цвета: серый, светло-серый, темно-серый и черный.

— То есть в этом смысле черно-белая хроника, как ни странно, как раз верная?

— Несомненно.

Сергей Девятов — советник директора ФСО РФ, доктор исторических наук, профессор, страстный знаток истории Кремля, который еще прислал нам архивные документы, как, наоборот, цветной, невидимой с воздуха стала тогда белая обычно колокольня Ивана Великого, а яркими пятнами совсем не кремлевской гаммы покрылись стены и крыши. Кроме того, на немецкой аэрофотосъемке видно, что вместо Красной площади возникла тогда городская застройка.

— С воздуха казалось, что она застроена?

— Да, — рассказал Сергей Девятов.

— Даже казалось, что это не она.

— Что это — квартал. На Красной площади стоял двухэтажный дом с мезонином. То же самое было сделано в Кремле, так же раскрасили Ивановскую площадь, низ Тайницкого сада.

— Я знаю, что на Иване Великом был Центр управления противовоздушной обороны, а штаб был в Царе-колоколе. А вот здесь?

— А здесь стоял 14-й корпус.

Вот он тот корпус, где работали Совет министров и Президиум Верховного Совета СССР. Сейчас на том месте — клумбы. Они повторяют контуры церквей Чудова и Вознесенского монастырей, стоявшие на этом месте до советской власти.

Эти храмы за кремлевской стеной видны на дореволюционных фотографиях. Но на немецкой аэрофотосъемке 1941 года как будто теряется и 14-й корпус, который снесли намного позже. В чем секрет?

Итак, вновь хроника парада 1941-го, когда на один день с площади убрали дома-муляжи, но раскраска-то осталась. Нам нужен ракурс на солдат на фоне ГУМа с его узнаваемыми полукруглыми окнами.

Исторический факт: в 1941 году из соображений безопасности парад перенесли на два часа пораньше. Но съемочную группу забыли предупредить. Поэтому, когда операторы сюда примчались уже посреди парада, снимали в сторону ГУМа; там даже кое-где видны его полукруглые окна. Но однажды камера все-таки развернулась. Когда это произошло, открылся вид, какого сейчас уже и не увидишь.

Это как раз 14-й корпус. Если приглядеться, видно, что и его фасад раскрашен. Только так, мельком, этот вид вошел в фильм не только потому, что операторы опоздали, но и потому, что все остальное, снятое ими, явно прошло через руки военных цензоров. А они не хотели, если фильм будет захвачен немцами, чтобы те бы поняли, в чем обман. А на еще одном фото видно, что и со стороны Москва-реки Кремль расписали под городскую застройку.

«Через неделю после начала войны комендант Кремля генерал Спиридонов написал наверх служебную записку о том, что необходимо обеспечить маскировку Московского Кремля. Сроки были весьма сжатые. К работе был привлечен наш замечательный архитектор академик Борис Иофан», — отметил Сергей Девятов.

Еще одна аэрофотосъемка Москвы, но еще начала 30-х годов. Смотрим внимательно. Вот такое творение того самого Бориса Иофана, как жилой правительственный комплекс, известный как Дом на набережной. А напротив него Иофаном должен был быть воздвигнут грандиозный Дворец Советов. Его строительство было заморожено с началом войны. Но под его строительство был взорван храм Христа Спасителя, который еще есть на снимке с воздуха начала 30-х. И вот с началом войны Иофан получает задание спасать то, что нельзя было дать снести врагу.

И вновь Кремль. Большой Кремлевский дворец (БКД). Когда 22 июля 1941-го немцы бомбили Москву впервые, дворец был как на ладони. Вспомним, как недавно мы ходили по его подземельям. Там нас поджидала наша провожатая по дворцу Анастасия Павлова, научный сотрудник БКД.

— Страшно подумать, какая информация идет по этому кабелю. Мы не будем спрашивать.

— Действительно, лучше не надо, — сказала Павлова.

— А вниз еще этажей двадцать?

— Это секрет.

В первую же бомбежку был перебит тот кабель, что шел из Кремля на Лубянку, в НКВД. А из зданий больше всего пострадал Арсенал, а также окрестности.

— Был разрушен так называемый малый ГОН — сталинский гараж особого назначения. Там были три машины, но кортеж сталинский находился в тот момент на Волынском. Три бомбы упали на Красную площадь, падали в Тайницком саду, — пояснил Сергей Девятов.

— А здесь стояла батарея, насколько я знаю.

— Две батареи.

— Именно в этом саду?

— Да, здесь стояли две батареи, как раз на обрезе этого сада, и там была крупнокалиберная зенитная батарея.

Именно среди зенитчиков были жертвы. А бомбы попали и в тот самый БКД. К счастью, не взорвалась та, что угодила в Георгиевский зал, где, кстати, только во время недавнего ремонта наконец-то устранили дефекты паркета после бомбежки.

После такого под городскую застройку закрасили уже и БКД. Еще до этого выключили подсветку башен и звезд. И занялись окрестностями Кремля.

— Был еще один признак, по которому могли наводиться самолеты на Кремль. Дело в том, что с той стороны Москва-реки проходит Обводной канал еще XVIII века, — рассказал Сергей Девятов.

— Такой остров получается.

— Да, получается длинный остров.

— Его видно, он узнаваемый.

— Москва-река раздваивается. Вот туда были загнаны баржи и тоже раскрашены.

В итоге немцы пролетали над центром и сбрасывали бомбы над другим местом, где Москва-река раздваивается, в далеком и малонаселенном тогда Нагатино.

Но центр обезопасили дополнительно: не только крыши, но и мостовые покрыли трехмерной раскраской под якобы дополнительные здания. А еще, конечно, подтянули к центру и подняли над ним аэростаты.

— Кстати, на Кремль не упал один из аэростатов воздушного заграждения. Он упал между Кутафьей и Троицкой башнями, — отметил Сергей Девятов.

— Сам по себе или в результате попадания самолета?

— Нет, в него попал немецкий самолет, который упал на Вшивой горке, там, где сейчас высотка на Котельнической набережной. А аэростат рухнул в Александровский сад. Полтора часа его убирали.

Сбитый немецкий самолет выставили не всеобщее обозрение. Одно из фото позволяет понять еще кое-что. На нем — еще никакой не перекрашенный Большой театр. Такой же он и сейчас. Но тогда, видя, как хорошо камуфляж и прочие оптические эффекты защищают Кремль, было решено распространить опыт и на остальной город. Вот почему Москва пострадала не так сильно. Столица сохраняла маскировку до лета 1942 года.

А в июне 1945-го Москва проводила уже Парад победителей. К тому времени и стены Кремля почистили, и с Красной площади вывезли все дома-муляжи, а на городских зданиях восстановили довоенный декор. В частности, на ведущей к Кремлю улице Горького — статую, которая в годы войны могла быть еще одним ориентиром для немцев. Но вскоре ее опять убрали. Впрочем, это уже другая история.

Педагоги видели в Алексееве театрального декоратора

Вряд ли его отец, отставной солдат и сторож Академии наук Яков Алексеев мечтал о такой славе своего сына. Хотя, наверное, надеялся на успех. Ведь мальчик увлёкся рисованием в раннем детстве. Некоторое время обучался у известного мастера барроко Алексея Антропова. А потом отец, желая сыну лучшей доли, но не особо надеясь на успех, обратился с прошением к руководству взять мальчика на обучение в Императорскую Академию художеств. На его удивление прошение было принято. Более того, на юный талант сразу обратили внимание.

В первые годы обучения мальчик занимался орнаментальным рисованием и живописью плодов, птиц, а затем и пейзажем. В 1773 году за программный пейзаж молодой художник получил золотую медаль. По существующим тогда правилам юношу надо было отправить учиться заграницу, так и было сделано. Да вот только преподаватели видели в нём театрального декоратора. Именно этому искусству его и отправляют учиться в Венецию.

Находясь в Италии, молодой человек учится создавать театральные декорации, но параллельно изучает творчество знаменитых итальянских пейзажистов Франческо Гварди, Джордане Антонио Каналлето. Он безумно увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Джованни Баттиста Пиранези. Это увлечение Алексеева вызвало большое недовольство Совета Академии, члены которого по-прежнему видели в нём театрального декоратора, а не свободного художника.

Регистрация

  • Вход – бесплатный, но по предварительной регистрации на официальном сайте фестиваля. Регистрационные QR-коды проверят у рамок безопасности на входе. Сохраните их! Там же будут установлены тепловизоры.
  • Планировать день и время посещения фестиваля придется заранее. Пропускать будут по сеансам по два часа: с 12:00 до 14:00, с 14:00 до 16:00, с 16:00 до 18:00, с 18:00 до 20:00 и с 20:00 до 22:00. На каждый сеанс могут зарегистрироваться максимум 1200 человек.
  • В соответствии с новыми требованиями, на территории «Красной площади» нужно находиться в перчатках и в маске.
  • Всем гостям необходимо соблюдать социальную дистанцию — не менее 1,5 метра друг от друга.
  • На площадке регулярно будет проходить дезинфекция, дабы не допустить распространения коронавирусной инфекции.
  • Наличие цифрового пропуска обязательно.
  • Посетителей старше 65 лет на фестиваль не пустят: их по-прежнему просят поберечься и остаться дома.
  • Не допустят на площадку и детей младше 7 лет.

Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

Для тех книголюбов, кто решит остаться дома, будет доступна трансляция событий. Посмотреть ее можно тут.

Своё призвание Алексеев видел в написании пейзажей

После возвращения в Петербург Фёдор Алексеев получает работу живописца при театральном училище и выполняет театрально-декорационные работы. Почти десять лет он занимался этим делом, не отказываясь от мечты стать пейзажистом. Ибо в этом он чувствовал своё признание и не оставлял попыток доказать это своим учителям…

Помимо театрально-декорационных работ Фёдор Яковлевич делает копии с произведений известных европейских художников: Каналетто, Белотто… Все понимают, что они превосходны. Алексеев идёт дальше, он рисует собственные городские пейзажи. Более того, ему удается освободиться от принципов «перспективного», строго линейного вида местности, принятого в то время в русской гравюре. Художник сумел перейти к целостному живописному образу природы. В итоге Алексеев открыл совершенно новое направление в живописи. Словом, Академия была просто вынуждена признать за ним право заниматься пейзажем, и в 1794 году за картину «Вид Петербурга по Неве-реке» Фёдор Яковлевич удостаивается звания академика…

Последущие его картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» и «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» искусствоведы посчитали произведениями высокой живописной культуры. Это был невероятный успех мастера.

Прекрасные виды города

С 1795 по 1797 год Алексеев направляется на юг страны. Его целью было написание видов в ознаменование недавнего путешествия Екатерины II по югу России. По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трёх лет написал несколько произведений, изображающих южные города. Среди них «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне».

В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве. Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. В письме президенту Академии художеств А. С. Строганову Алексеев писал: «По осмотрении Москвы я нашёл столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать; должно было решиться, и я уже начал первый эскиз с площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для писания картины». Картины «Соборная площадь в Московском Кремле» и «Вид на Москву со стороны Каменного моста» по общему мнению особенно удались живописцу.

Последующий период творчества самобытного художника главным образом связан с Петербургом. Живописец изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса». Работы мастера этого периода в отличие от первых городских пейзажей отличаются пластичностью и свободой в передаче архитектурных красот.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Его полотна являются ценными историческими документами

С течением времени здоровье художника становилось хуже, интерес к его работам со стороны современников ослабевал. Всеми забытый художник Федор Яковлевич Алексеев умер 11 (23) октября 1824 года в Петербурге через три дня после создания своей последней зарисовки наводнения в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище. Деньги на похороны и помощь многодетной семье выделила Академия художеств.

Однако, его творчество оставило яркий след в русской живописи. Произведения Алексеева стали не только эстетическими открытиями «первопроходца» жанра русского городского пейзажа в живописи, но и являются ценными историческими документами.

Наталья Швец

Репродукция картины Фёдора Алексеева «Красная площадь в Москве»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Бродского называют мастером изображения вождя»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: