Урок музыки 1 класс по теме «Звучащие картины» план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему


Ян Вермеер
Урок музыки
. 1662—1665
De muziekles
Холст, масло. 74,6 × 64,1 см
Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон
(инв. RCIN 405346)
Медиафайлы на Викискладе

Урок музыки
— картина, написанная голландским художником Яном Вермеером. Центральной темой этой картины является урок музыки, который получает молодая ученица. Картина была написана предположительно между 1662-1665 годами. Работа была выполнена на холсте маслом. Размер картины — 74,6×64,1 см.

История[править | править код]

Картина «Урок музыки» была частью Королевской коллекции Великобритании с момента правления короля Георга III. Однако, когда был приобретён шедевр, считалось, что он является кисти художника Франца ван Мириса Старшего, так как была неверно интерпретирована подпись художника. Только с 1866 году благодаря журналисту и художественному критику Théophile Thoré

картина стала относится к работам Яна Вермеера[1]. Георг III даже не собирался приобретать эту картину, но в связи с тем, что эта работа была частью лота, будучи проданным консулом Джозефом Смитом, который включал книги, интересовавшие короля, заставило монарха купить её тоже[2]. Картина была куплена в 1696 году в Делфте, как часть коллекции голландского типографа
Jacob Dissius
, которая включала партитуру Вермеера. Позже шедевр был приобретён венецианским художником Джовани Антонио Пеллегрини в 1718 году. Позднее картина была продана Смитом вместе с коллекцией Пеллегрини[1].

Урок музыки 1 класс по теме «Звучащие картины» план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

I. Организационный момент. Обучающиеся заходят под песню «Во поле береза стояла», музыкальное приветствие.

Исполнение песни «Во поле береза стояла» в хороводе. На доске картина с изображением березки и пастушка.

II. Сообщение темы, проблемы, определение цели урока. Слайд 1. Тема урока.

После каждого этапа урока проводится рефлексия деятельности обучающимися. Выбираются листики березы желтые или зеленые и вешаются на изображенное дерево.

III. Основное содержание урока:

1Учебник стр. 30-31 Картина Федоскино «Пастушок Лель и Снегурочка» Слайд 2. – созвучная картине, изображенной на доске. Определение, подбор музыкального произведения, созвучного картине художника.

2 Плясовой наигрыш «Полянка».

Определение музыки: народная или композиторская, хороводная или плясовая, какой инструмент является солирующим. Слушание, исполнение классом с изображением игры на свирели. Рефлексия обучающихся.

3Учебник стр. 56-57 Картина В.Васнецов «Гусляры» Слайд 3. – определение картины на которой звучит народная музыка, беседа, подбор музыкального произведения, созвучного картине.

4 «Деревенский наигрыш» в исполнении ансамбля «Березничок» Видео Слайд 4 – определение характера произведения, средств музыкальной выразительности, использование раздаточного материала, работа в группе. Групповая рефлексия.

5 А.Филипенко «Веселый музыкант» — исполнение песни по группам с изображением игры на музыкальных инструментах. Рефлексия деятельности обучающимися.

Нахождение иллюстрации инструмента, который не относится к народному в этой песне. Использование раздаточного материала (разложить предложенные инструменты на две группы: 1-народные. 2- классические.) Групповая рефлексия.

6 И.С.Бах «Шутка» из сюиты №2 – вспомнить название произведения, автора. Определить солирующий инструмент (флейта), характер произведения, средства музыкальной выразительности, народная или композиторская музыка. Использование раздаточного материала. Подобрать картину созвучную музыкальному произведению.

7Картина Хендрик Тербрюгген «Флейтист» Слайд 5. – беседа о картине, соотношение картины с услышанной музыкой. Групповая рефлексия.

8Картина Д.Левицкий «Алымова за арфой» Слайд 6. определение музыки, звучащей на картине (народная или композиторская).

9 К.Л.Дакен «Кукушка» Видео слушание произведения, определение средств музыкальной выразительности.

10Работа по группам Сравнить картины и музыку, звучащую в них. Найти общее и разное. 1 группа картины «Лель и снегурочка» и «Флейтист», 2 группа «Гусляры» и «Алымова за арфой».

Каждой группе дается по три картины. Задание: найти картины «звучащие и не звучащие». Сделать вывод оих пинадлежности.Рефлексия по группам.

IV. Подведение итогов урока.

Вопросы. Выводы обучающихся..

V. Оценивание работы учащихся на уроке. Рефлексия. В конце урока обучающиеся рассматривают картину, расположенную на доске, отмечают ее изменение, делают выводы о своей работе на уроке.

В заключении исполняют песню В.Шаинского «Улыбка».

История и сюжет[ | ]

Вермееру было около 27 лет, когда он написал «Бокал вина». Историк искусств Вальтер Лидтке (англ.)русск. писал:[2] «Ни один анализ художественных условностей не способен представить чистую красоту и необыкновенную утончённость картины „Бокал вина“, которую можно считать одной первых полностью зрелых работ Вермеера

».

Идея изображения людей, выпивающих сидя вокруг стола, и женщины, пьющей из бокала, восходит к картине Питера де Хоха «Голландский дворик (англ.)русск.». Однако работа Вермеера значительно отличается от прообраза Хоха тем, что интерьер оказывается в обстановке более изящной и высокопарной, нежели творения старшего мастера. Одежда персонажей, узорчатая скатерть, висящая на задней стене позолоченная рама, а также герб в витраже — всё представляет богатое убранство[3].

Питер де Хох,
Голландский дворик
, около 1657

Сцена, разыгрываемая на полотне, вероятно, является некой разновидностью ухаживания, но роли, которые играли два персонажа, не проявлены[4][5]. Женщина только что осушила бокал вина, и человек, сидящий рядом с ней, старается как можно больше её напоить. Музыкальный инструмент, лира, лежит на стуле рядом с нотами[4]. В то же время образ «Трезвости», расположенный в витраже, добавляет напряжённости происходящему[5].

Ян Вермеер (Jan Vermeer)

Картины Вермеера могут быть цветными фотографиями созданными за 1,5 века до изобретения камеры

Картины голландского художника Яна Вермеера (1632-1675), о жизни которого по существу известно очень не многое, в большинстве своем представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере или пейзажи с идеальной перспективой и славятся своей реалистичностью. Многие ученые полагают, что он использовал оптические приспособления, например, камеру обскура, чтобы достичь подобных результатов. В фильме по одноименной картине Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» художник использует именно камеру обскура.

Камера обскура, на основе которой впоследствии были сделаны некоторые фотокамеры, представляет собой черный ящик с небольшим отверстием на противоположной стороне. Лучи света, проходящие через отверстие, дают перевернутое изображение на экран. Это простейший вид устройства, позволяющий получать оптическое изображение предметов. Первым для зарисовок камеру обскура использовал еще Леонардо Да Винчи. Об этом говорится в его «Трактате о живописи». Камеры обскура времён Вермеера представляли собой уже более сложные устройства с системой зеркал для отклонения света. За счет этого изображение получалось более резким.

Тим Дженисон, регулярно работающий с видео и компьютерной графикой, привык смотреть на вещи с технической точки зрения. Его навык заставил его задуматься, что картины Вермеера написаны не характерным для человеческого зрения способом. Использование камеры обскура дает возможность переносить лишь размер и формы предметов на холст для достижения фотореалистического эффекта. Дженсон предположил, что Вермеер не только копировал формы и размеры, но также фиксировал и цвета с проецируемого изображения. Камера-обскура не подходит для этой цели, потому что не обеспечивает нужную цветопередачу. Если это действительно так, то Вермеер изобрел способ создания цветных фотографий не за счет линз и химикатов, а при помощи человеческой руки.

Изобретатель обнаружил в картинах художника следы указывающие, что его предположение может быть верным. Например, белая стена на картине «Урок музыки».

Ян Вермеер. «Урок музыки». 1662-1665 года. Размер картины — 74,6×64,1 см.

То как художник нарисовал стену не характерно для человеческого зрения, а сообразно фотографии. Сетчатка глаза, адаптируясь к освещению, минимизирует эффект светотени и и просто не может зарегистрировать тень на стене с таким контрастом. Однако, Веремеер в отличие от других художников своих современников, изображал предметы именно так, как это сделала бы фотокамера. Логически Тим Дженисон пришёл к выводу, что голландский живописец как-то использовал зеркало для копирования изображения.

Дженисон поставил перед собой задачу повторить метод Вермеера. Для этого он воссоздал оригинальную сцену с картины «Урок музыки», чтобы нарисовать её с помощью зеркала, как это мог делать Вермеер. Дженисон нашёл подходящую комнату, нарисовал 3-D модели предметов с картины. Часть из них сделал на 3D-принтере, другие были изготовлены на разных станках. Воссоздав полномасштабную копию интерьера картины «Урок музыки», Дженисон уселся с зеркалом рисовать, используя лишь материалы и краски доступные в XVII веке. Идея Дженисона заключалась в том, что если он нехудожник при помощи своего оптического прибора сможет воссоздать нечто напоминающее Вермеер, то его предположение окажется похожим на правду.

Компьютерные модели предметов с картины в программе LightWave 3D.

Часть 3D моделей, например деревянная мебель, были созданы на фрезерном станке Fadal 4020

В центре картины стоит синий стул, встречающийся на многих картинах Вермеера. Дженисон воссоздал его по многочисленным фотографиям, которые он предварительно сделал с аналогичного предмета из музея города Делфт.

Узор окна воспроизвел при помощи лазерной резки.

Декор клавесина изготовил из специальной бумаги XVII века.

Оптический прибор, который использовал изобретатель, состоит из объектива диаметром 4 дюйма с фокусным расстоянием 28 дюймов, вогнутого зеркала с фокусным расстоянием -12 дюймов и небольшого зеркала установленного на палочке.

В общем на воссоздание комнаты у Дженисона ушло больше года.

На рисование картины еще 7 месяцев. И хотя эксперимент Дженисона не может однозначно доказать, что Вермеер работал именно таким способом, то, что Дженисон не художник смог при помощи этого прибора нарисовать стену именно так, как это сделала бы фотокамера, а не глаз человека, говорит о том, что его предоложение может быть верным.

Весь эксперимент был заснят на видео и по нему был создан документальный фильм.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: