Уникальная коллекция: «Великие художники». Левицкий Дмитрий


Сергей Левицкий мастер отечественной портретной фотографии

Имя Сергея Львовича — яркий символ периода расцвета ранней портретной фотографии в нашей стране. Он стал первым русским фотографом, который предложил использовать для портретной съёмки в павильоне электрическое освещение. Левицкий внёс неоценимый клад в иконографию деятелей культуры, развитие отечественной художественной и научной фотографии в целом.

Выпускник юридического факультета МГУ, Сергей Левицкий заинтересовался светописью ещё в годы своей работы в канцелярии министерства внутренних дел. В 1839 году он приобрёл дагеротипный аппарат и стал заниматься фотографией профессионально. Первые же его работы — пейзажные фотографии из путешествия по Кавказу — были признаны лучшими и удостоены награды на выставке в Париже.

Боткин В.П. 1857

В 1845 году Левицкий уехал жить в Париж, где у него наконец появилась возможность изучать фотографию, общаться с учеными, слушать лекции в Сорбонне. В те годы С. Левицкий сделал портрет Дагерра, призанный со временем самым лучшим. Путь овладения фотографией Левицким совершенно уникален. Фотограф не переставал искать новые возможности дагеротипии и применять их в своей деятельности. Именно Левицкий ввёл в дагеротипный способ печати фото бромирование, что позволило заметно облегчить и улучшить процесс обработки. Ему же принадлежит идея использовать для обозначения самого этого процесса русский термин «светопись».

«В соединении двух светов,— писал Левицкий,— мы найдем критериум художественного освещения, решение задачи вырабатывается не из борьбы двух светов, а, напротив, в художественном разумном их сочетании»

Тютчев Ф.И.

Левицкий первым использовал ретушь негатива и убедил фирму Фабера наладить для этого производство специальных карандашей. Суть этого производства фотограф изложил в статье «О значении ретуши и о некоторых способах облегчения ее при отделке фотографических портретов». Вслед за дагеротипией пришёл коллодионный процесс, которым Сергей Левицкий также овладел в совершенстве. Например, за 4 дня он мог сделать 34 негатива, — для той эпохи это было настоящим прорывом. Он достиг отличных результатов и в создании фотографий на стеклянных пластинках с последующим печатанием позитива на бумаге. Достижения Сергея Львовича недооценить сложно: в 1847 году он нарисовал схему камеры с мехами, благодаря которой стала возможна её конструкция. Левицкий — один из первооткрывателей коллажа: он предложил размещать модель на фотокарточке в двух разных позах, как будто, например, фотографируемый разговаривает с самим собой, пожимает себе руку или играет на фортепьяно и одновременно слушает собственную игру.

Островский А.Н.

Идея Левицкого использовать электрическое освещение для портретной съёмки в помещении была признана поистине великой, ведь она открыла новые возможности для фотографов всего мира. Об этом упомянуто в одном из сообщений: «Возвратившиеся с выставки русские делегаты сообщили приятное для всех русских известие о составлении нового протокола в том смысле, что русским фотографом С. Л. Левицким вопрос о применении электрического освещения к портретной съемке решен окончательно в утвердительном смысле». В 1879 году он снимал портреты при электрическом свете с углями петербургского производства при выдержке 15 секунд, что стало серьёзным достижением для того времени. «В соединении двух светов,— писал Левицкий,— мы найдем критериум художественного освещения, решение задачи вырабатывается не из борьбы двух светов, а, напротив, в художественном разумном их сочетании».

Майков А.Н. 1857

В 1851 году Сергей Левицкий принял участие в Парижской международной фотографической выставке, на которой его серия дагеротипных портретов размером 30×40 и 24×30 сантиметров получила золотую медаль. Так родилась первая награда за фотографические произведения. Фотограф работал для высочайшего двора, создал знаменитые портреты императорской четы — Александры Федоровны и Николая I, снимал мокроколлодионным способом коронацию Александра II в Москве. Фотоателье «Светопись Левицкого» пользовалось известностью. «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого», которое работало сначала в Петербурге, а затем в Париже, было известно далеко за своими пределами. Русский журнал «Фотограф» отзывался о его мастерской как о «лучшем фотографическом заведении, вполне артистическом. В этом же заведении приготовляется ежедневно до 1500 карточек».

Анненков П.В. 1857

Художественный талант и смелые нововведения продвигают его далеко вперед и делают его одним из самых популярных фотографов того времени. Сергей Левицкий — обладатель многих премий и званий: «Фотограф их Императорских величеств», Придворный мастер, «Фотограф императора Наполеона III». Он всегда вёл активную общественную и научную деятельность, стал основателем фотографического отдела Русского технического общества, выступал в роли эксперта на фотографических выставках, принимал участие в выпуске трудов общества «Записки РТО» и журнала «Фотограф», был членом Французского фотографического общества. В 1877 году его фотоателье, которое к тому времени уже имеет название «Фотографы Их Императорских Величеств „Левицкий и сын“» переходит к сыну фотографа — Льву.

Писемский А.Ф.

Сергей Левицкий был автором многих полезных статей по портретной съемке. Так, в статье «Применение электрического света к портретной фотографии» он пишет: «Сколько нам известно, это новое применение электрического света не было еще никогда испытано. Оно составляет новость, которая по своей простоте и практичности будет принята фотографами». Одна из всемирно известных серий работ Левицкого — «Коллекция портретов русских литераторов». Её мы и представляем нашим читателям.

Энциклопедия «Искусство» — левицкий

Дмитрий Григорьевич (1735, село Маячка под Полтавой – 1822, Санкт-Петербург), русский живописец, портретист, иконописец. Учился у своего отца – священника и гравёра Г. К. Левицкого (Носа). Приехав в начале 1750-х гг. в Киев, Левицкий продолжил своё художественное образование, работая подмастерьем у А. П. Антропова, вместе с которым расписал Андреевскую церковь, возведённую по проекту Б. Ф. Растрелли. Обучение у Антропова продолжилось и после окончания работ, когда Левицкий переехал в Санкт-Петербург и поселился в доме своего наставника. Вероятно, тогда же Левицкий брал уроки живописного мастерства у профессора Петербургской академии художеств Л. Ж. Ф. Лагрене, а также у Дж. Валериани и Г. И. Козлова. В 1762 г. он участвовал в оформлении коронационных торжеств по случаю восшествия на престол Екатерины II в качестве подмастерья Антропова, создал иконы для московских церквей Екатерины Великомученицы на Большой Ордынке и Кира и Иоанна на Солянке. В 1770 г. был удостоен звания академика АХ за «Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова» (1769), представляющий строителя здания Академии.
Левицкий единственный среди русских художников 18 в. работал над портретными циклами. В нач. 1770-х гг. создал по заказу президента АХ И. И. Бецкого серию парадных портретов опекунов Московского воспитательного дома. В «Портрете П. А. Демидова» (1773) и др. произведениях серии воплотились просветительские представления о высоком предназначении человека, о многообразии его обязанностей перед обществом, о сложности и богатстве его натуры, о силе его разума. В 1773–76 гг. по заказу Екатерины II он исполнил серию из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Девушки демонстрируют полученные навыки и знания. Е. Н. Хованская и Е. Н. Хрущёва, Е. И. Нелидова (1773) представлены на театральной сцене, во время исполнения изящной пасторали, Е. И. Молчанова – с астрономическими приборами, Г. И. Алымова – за игрой на арфе. Помимо больших заказных парадных портретов Левицкий создавал камерные произведения. Узы дружбы связывали художника с самыми яркими представителями эпохи: поэтом Г. Р. Державиным, просветителем Н. И. Новиковым, общественным и художественным деятелем Н. А. Львовым и др. Многие из них стали героями его портретов. Н. А. Львова и его супругу, урождённую Дьякову, Левицкий писал не раз. В портретах 1770-х гг. ощущается теплота, живая заинтересованность и внимание художника по отношению к портретируемым («Портрет М. А. Дьяковой», 1778). В произведениях 1780-х гг. во взгляде художника на модель появляется некоторая отстранённость, рациональность. Позиция мастера становится более объективной, трезвой. Тончайшие лессировки придают живописной поверхности холста эмалевую гладкость. В эти годы Левицкий находился в зените своей славы. Императрица нередко отдавала ему предпочтение перед иностранными художниками, а её примеру следовала и вся русская знать. В это время был создан ряд блестящих полупарадных портретов (Я. Е. Сиверса, 1779; графини Урсулы Мнишек, итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуцци; оба – 1782) Одним из центральных произведений стал большой аллегорический «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» (1783), в котором воплотились высокие представления эпохи Просвещения о гражданственности и патриотизме, об идеальном правителе – просвещённом монархе, неустанно пекущемся о благе своих подданных. Поэтическое описание произведения Левицкого содержится в оде Г. Р. Державина «Видение мурзы».

В 1771–88 гг. Левицкий возглавлял портретный класс АХ, а также организовал свою частную художественную школу. Среди его учеников были С. С. Щукин, сменивший Левицкого на посту руководителя портретного класса, П. С. Дрождин, Е. В. Камежёнков и др.

Левицкий обладал огромным творческим диапазоном. Он работал во всех видах портретного жанра: парадном, камерном, костюмированном, аллегорическом, парном, двойном, детском и с наибольшей полнотой отразил в своём искусстве идеалы Просвещения.

Портрет Урсулы Мнишек. Открытка

Каталог:
Хобби, коллекционирование »•» Другое

Левицкий, Дмитрий

Издательство: М.: Государственная Третьяковская галерея
Переплет: отсутствует; 1 страниц; 1946 г.
ISBN: [не указан]; Формат: уменьшенный
Язык: русский
На сайте с 27.06.2012

Аннотация

Графиня Урсула Мнишек (около 1750 – 1808) – блестящая аристократка, статс-дама русского двора, сестра последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины. Д.Г. Левицкий (1735-1822) использует для портрета редкий в его творчестве овальный формат, в который мастерски вписывает полуфигуру модели. Колорит построен художником на холодноватом сочетании голубых и сияющих жемчужных тонов. С безупречным мастерством переданы тяжелый атлас и прозрачное кружево великолепного парадного туалета, пышные пряди напудренных волос, эмалевый блеск глаз графини. Гладкая живописная поверхность усиливает ощущение холодного великолепия портрета, безупречности, отстраненности героини и от мира художника, и от мира взирающих на портрет зрителей.

Продавец: Lapedot (Москва, RU/77 )
Состояние: приемлемое; В продаже с 22.01.2017

Условия доставки и оплаты

Способы доставки: курьером; встреча по договоренности; самовывоз; почтой по предоплате

Способы оплаты: наличными; перевод на банковский счет

Дополнительно: Посылка одной книги почтой России стоит от 200 рублей (каждая отсылка книги обсуждается отдельно при заказе), доставка в метро на вашу станцию +300 рублей

Цена

50 руб

Продавец: AzY (Москва, RU/77 )
Состояние: отличное; В продаже с 27.06.2012

Условия доставки и оплаты

Способы доставки: курьером; встреча по договоренности; самовывоз; почтой по предоплате

Способы оплаты: наличными; перевод на банковский счет; почтовый перевод/перевод без открытия счета; банковской картой; электронный платеж (WM, Y.Д и т.п.)

Дополнительно: ГРАЖДАНЕ ПОКУПАТЕЛИ! ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ОФОРМЛЯТЬ ЗАКАЗ, ПРОЧТИТЕ УСЛОВИЯ! Если вы особо чувствительны к состоянию книг, то прежде чем, оформлять заказ, выйдите на связь с продавцом, воспользовавшись функцией «СПРОСИТЬ» (только для зарегистрированных пользователей), поскольку ваше понимание «хорошего» и «отличного» может не совпадать с таковым пониманием продавца. Встреча по договоренности происходит б… [подробнее]

Цена

120 руб

автор и название
хочу купить
листать

LiveInternetLiveInternet

Левицкий Дмитрий Григорьевич

(около 1735—1822), художник.

Автопортрет 1783г, картон на дереве, масло, Челябинская городская картинная галерея Родился в Киеве в семье священника. Отец, известный гравёр, выполнял заказы для типографии Киево-Печерской лавры. Вероятно, первые художественные навыки Левицкий приобрёл под руководством отца. В 1758 г. он уехал из Киева, учился и работал в Москве и Петербурге. В 1762 г. в качестве помощника А. П. Антропова выполнял заказы Императорского двора. С 1762 г. выступал уже как самостоятельный мастер-живописец. К этому периоду относятся несколько заказных работ, выполненных Левицким для вновь построенных московских церквей. Ни одно из этих произведений не дошло до нашего времени.

Портрет А.Я.Левицкой 1780г, холст, масло, Челябинская городская картинная галерея

======= Сон убежал… Куда деваться? Мне мниться образ неземной. В который раз спешу признаться: Вы мой похитили покой. Художник Д. Левицкий, «Портрет М. Дьяковой»

Цикл знаменитых «Смолянок» – семь портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном институте. Эти портреты, выполненные художником Д. Г. Левицким в период с 1772 по 1776 годы, по праву считаются одной из вершин не только русской, но и европейской портретной живописи XVIII века. Они отличаются высоким мастерством исполнения, глубиной и тонкостью психологической характеристики.

Портрет А.Д.Левицкой(Агаши) дочери художника 1785г, холст, масло, 118×90 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет В.И. Митрофанова и и его жены М.А.Митрофановой 1790-e, холст, масло, 61,5 x 49,5 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет великой княгини Екатерины Павловны 1790г, холст, масло Павловский дворец, Павловск

===== Портрет великой княжны Елены Павловны. 1791. Холст, масло. Левицкий был известен как создатель прекрасных детских и юношеских портретов. На этом портрете Левицкий написал 7-8 летнюю девочку, внучку Екатерины ІІ. Смотря на этот портрет, мы понимаем, что Левицкий был непревзойденным мастером детского портрета. А это в 18 ст. было редким явлением. В произведении присутствуют элементы парадного, репрезентативного портрета, а именно, композиционная схема, поза, одежда, награда. Вместе с тем исключительный талант и мастерство Левицкого позволили ему выйти за пределы официального портрета. Платье покроя взрослой дамы, пышная прическа и горделивая осанка, не могут скрыть очарования чистоты, естественности чувств маленькой девочки. С удивительным мастерством изображает художник нежное детское лицо в ореоле напудренных серебристых волос, открытый взгляд синих глаз, по-детски пухлые губы с чуть заметной улыбкой. Эта работа Левицкого принадлежит к одному из лучших детских портретов 18 века.

Портрет Ф.С.Ржевской и княжны Н.М. Давыдовой 1772г, холст, масло, 161 x 103 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Левицкий. Картины с названиями. Художник 18 века

О художнике

Художник Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735—1822) — один из крупнейших русских портретистов второй половины XVIII века, чье творчество приобрело мировое значение. Первые уроки рисования он получил у своего отца; затем, замеченный Ф. Б. Растрелли при строительстве Андреевского собора в Киеве, молодой художник Николай Николаевич Ге переезжает в Петербург, где учится в мастерской Растрелли, у А. П. Антропова, а также берет уроки у Ж.-Л. Лагрене и Д. Валериани.
Период расцвета творчества Левицкого Дмитрия Григорьевича — 1770-е и начало 1780-х годов. В 1770 году художник получает звание академика за портрет архитектора А. Ф. Кокоринова. В этом и в других произведениях Левицкий выступает мастером парадного портрета эпохи позднего барокко. Эффектность композиции, насыщенность и гармония колорита, торжественность и вместе с тем выразительность позы и жеста отличают работы этого периода.

Наиболее знаменитый цикл произведений — «Смолянки» (серия из 7 портретов воспитанниц Смольного института). За внешней манерностью образов изысканных, театрально костюмированных девушек, танцующих, музицирующих, разыгрывающих пасторали, художник сумел разглядеть настроение и, в некоторой степени, даже характер каждой из них. Серию портретов смолянок отличают богатство цветового построения, благородство оттенков желтого, зеленого, розового. Некоторая плоскостность композиции, не нарушая объемности фигур, усиливает ощущение театральности.

Созданные Левицким Дмитрием Григорьевичем портреты «интимного», камерного свойства отмечены глубиной и разносторонностью психологических характеристик, им присуща большая сдержанность художественных средств. В 1770-х годах Левицкий Дмитрий Григорьевич становится преподавателем портретного класса Академии художеств. Классицизм, пришедший на смену барокко, находит отражение и в работах живописца. Тональные проработки, цветовая нюансировка сменяются локальностью цветов, свободный пастозный мазок — заглаженностью письма.

Идеи просветительства, господствовавшие в России конца XVIII века, коснулись и творчества Левицкого. Однако программность, рациональность просветительских идеалов не стали близки художнику, тонко чувствующему эмоциональный настрой и внутренний мир моделей. В поздний период Левицкий Дмитрий Григорьевич создает ряд портретов, почти лишенных парадности, внешних аксессуаров, но необыкновенно тонких и поэтичных по настроению.

В 1800-е годы из-за болезни глаз художник Дмитрий Григорьевич Левицкий был вынужден оставить живопись, но он успел создать то, что стало поистине бесценным вкладом в русское искусство. Творчество художника — одна из ярчайших страниц художественной культуры XVIII века — сформировало поколения русских художников-портретистов, обогативших мировое искусство.

Имя славнейшего из плеяды художников XVIII века, художника Левицкого Дмитрия Григорьевича представлено десятками несомненных произведений. Он известен уже сложившимся мастером. Самые ранние из дошедших до нас работ написаны в 33-35-летнем возрасте; это портреты Умского(1770), откупщика Сеземова (1770),одно из первых изображений разночинца А.М.Голицина(1772). В них уже заложены черты, предвещающие художника Дмитрия Григорьевича Левицкого, недостает только блеска в передаче тканей и стереотипной улыбки, которая изгибает губы большинства персонажей его портретов.

Первый период расцвета его творчества-пора «смолянок» начинается с 1773г. но он не представлен в Третьяковской галерее. Второй период славы 1778-1783г.г, здесь художник отдает предпочтение бюстам, где плотная живопись покрывается лессировками, дающими эмалевый оттенок поверхности. Зеленоватые тени, тонкая лепка кружев, игра света на лицах, шелковых платьях и лентах, коварные или благодушные улыбки, белые точки на кончиках носов, выпуклые рачьи глаза с твердыми большими веками, «стрелки», образуемые бровями и линией носа, плотно запудренные волосы- типичные признаки портретов Левицкого. К этому периоду относятся: портретМ.А.Дьяковой-Львовой (1778г.).

«Священник»-по преданию портрет отца, великолепнейший по реализму и красоте густого, почти рембрандтовского, тона портрет (1779г.); умный «Сиверс»(1779г.),заставивший своей серьезностью воздержаться Левицкого от улыбки, от которой не спасли седина ни слезящиеся старые глаза портретируемого. Далее следуют: чудесная по гармонии зеленого , лилового и палевого «Львова»(1781);толстая «Бакунина»(1782),один из самых реалистических портретов Левицкого, тщетно силящийся улыбаться « П.В,Бакунин»(1782); веселая «Анна Давия»(1782) со своими лиловыми бантиками и гордость галереи-портрет Урсулы Мнишек(1782). Вероятно к этому времени относятся великолепные картины — портреты Н.И. Новикова и адмирала -масона Долгорукова. Слава Левицкого Дмитрия Григорьевича не ограничивалась пределами России, Свой портрет его работы очень ценил Дидро. Екатерину Великую Левицкий изобразил в виде Державинской «Фелицы». Вместе с тем Левицким позволял себе относится К портретируемым с известной долей юмора.

Сонм персонажей в его портретах-веселый маскарад смешных людей позднего рококо, пленивший художника нарядностью костюмов. Человеческая индивидуальность,характер принесены здесь в жертву красочной симфонии-дивной симфонии шелка,кружев и лент.

Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.
  • Екатерина Молчанова портрет

  • Александра Левшина

  • Глафира Ивановна Алымова портрет

  • Наталья Борщова Левицкий

  • Екатерина Нелидова портет Левицкого

  • Феодосия Ржевская и Настасья Давыдова

  • Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также можно бесплатно скачать файлы «Левицкий. Картины с названиями» на страницах с картинами.

Художник Дмитрий Левицкий: биография и творчество

Дмитрий Левицкий родился в мае 1735 года в семье потомственных священнослужителей по фамилии Нос. Отец художника также был рукоположен в сан, но по неизвестным причинам оставил приход и уехал за границу. В Германии он выучился граверному мастерству, а затем вернулся домой в Украину. Где и когда Григорий Кириллович сменил фамилию Нос на более благозвучную, остается неизвестным. Вполне очевидно предположить одно — гравер Левицкий стал первым учителем мальчика.

Дмитрий Григорьевич Левицкий семнадцатилетним юношей познакомился с художником Алексеем Антроповым, который с 1752 года в течение трех лет руководил работами по росписи Андреевской церкви в Киеве. Предполагается, что маститый декоратор-монументалист увез своего молодого подмастерье в Петербург сразу же после окончания работ. В архивных документах встречаются данные, что Левицкий жил в доме художника на протяжении шести лет.

Первой работой живописца, получившей признание, стал портрет художника Гаврилы Козлова с супругой, за который Левицкий был удостоен звания «назначенного в академики». В 1769 году он занял должность в Академии художеств, а спустя еще год его портреты произвели фурор на выставке, проходившей в учебном заведении. Критики восторженно отозвались о необычайно высоком мастерстве живописца, после чего Левицкий стал чрезвычайно востребован и получил множество заказов.

В последующие двадцать лет художник плодотворно работал и создал лучшие свои произведения. Он писал портреты самых высокопоставленных людей в государстве, в том числе и самой императрицы. Карьера в Академии складывалась успешно — в 1776 году Левицкий получил звание советника, а его труд оплачивался в двойном размере.

На каком-то этапе у портретиста начались конфликты с руководством. Четыре года Левицкий работал без жалованья и выплат за государственные заказы, и в 1787 году был вынужден уволиться. В прошении на имя совета портретист ссылался на тяжелую болезнь и физическую немощь, но доподлинно известно, что за месяц до этих событий он был абсолютно здоров. Причиной опалы могли стать обвинения в политической неблагонадежности — Левицкий поддерживал близкие отношения с поэтами Василием Капнистом и Николаем Новиковым, критиковавшими власти.

О последних годах жизни художника до наших дней дошло мало сведений. Удалившись от дел, он проживал в своем доме на Кадетской линии и работал над частными заказами. Связей он не потерял, писал портреты приближенных наследника престола, состоял в масонской ложе. В 1818 году мастер ослаб и совсем не мог работать, а Академия перестала приглашать художника на свои заседания. Левицкий скончался в 1822 году, его смерть не привлекла к себе внимания. Художника похоронили на Смоленском кладбище на Васильевском острове, но могила была утеряна еще в XIX веке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: