Книжная графика Бориса Кустодиева. Художники книги ХХ века

Updated: 05.06.2020

Борис Михайлович Кустодиев (Boris Mikhaylovich Kustodiev; родился 7 марта 1878 — умер 26 мая 1927 гг.) — безгранично талантливый живописец ХХ века, посвятивший свою жизнь изображению ярких и жизнерадостных картин в бытовом и пейзажном жанрах. Критики называли Бориса Кустодиева автором «малограмотных лубков», но он еще при жизни добился признания как отличный портретист и декоратор, стал академиком живописи при Императорской художественной академии и даже попробовал себя в скульптуре.

Художник Борис Кустодиев: биография и творчество

Борис Кустодиев — выходец из многодетной интеллигентной семьи, проживавшей в Астрахани. Он появился на свет 7 марта 1878 года. Отца своего Борис Михайлович не помнил — тот умер, когда мальчику едва исполнился один год. Заботу о содержании семейства взяла на себя мать, которая рассмотрела в сыне склонность к рисованию и нашла средства на частные уроки у астраханского живописца Павла Власова. Как признавался в письме к сестре художник, толком рисовать он так и не научился. Но от большой мечты не отказался.

Окончив семинарию, Борис Кустодиев поехал покорять Москву, но не прошел отбор по возрасту в художественную школу. Поэтому он отправился в столицу и успешно сдал экзамены в петербургскую академию художеств. Здесь ему преподавал кумир детских лет — Илья Репин. Естественно, Борис стал лучшим студентом Репина, который подключил ученика к созданию 27 портретов для монументального «Торжественного заседания Государственного совета».

А летом 1900 года случились этюды в Костромской губернии, где Борис Кустодиев встретил будущую супругу. Они обвенчались спустя 3 года и, после выпуска из академии, отправились в путешествие по Европе, посетив Францию и Испанию. Средства Кустодиев заработал: за «Базар в деревне», написанный в 1902 году, ему дали золотую медаль и право на «пенсионерский» вояж. К сожалению, картина до настоящего времени не сохранилась.

Вернувшись на родину, художник купил землю, построил на ней дом и приступил к поискам собственного места в живописи. Главной целью стали разработки уникального стиля. Он пишет яркие и насыщенные красками пейзажи, комбинирует портреты с фоном природы и бытовым жанром, создает зрелищные произведения с мещанско-купеческим и крестьянским сюжетом. Художник работает в реализме и модерне, использует масло, гуашь и темперу, воспроизводит русскую парсуну и лубок. И, в конце концов, выработал своеобразную манеру рисования — это была ироническая стилизация купеческого и народного быта с пышнотелыми и румяными русскими красавицами, статными мужчинами и жизнерадостными ярмарочными гуляниями.

Кустодиев много работал в театре — создавал декорации и эскизы к костюмам для МХАТа, Большого и Академического театров. А после Октябрьской революции удачно вписался в новые реалии и оформлял Петроград к празднованию первой годовщины, рисуя лубки, картины и плакаты.

Последние 15 лет жизни Борис Михайлович провел в инвалидном кресле, но если в начале он не мог только ходить, то в 1916 году речь пошла о подвижности рук. Так здоровье художника реагировало на опухоль спинного мозга, что, впрочем, не повлияло на внутреннее наполнение кустодиевских картин — в период болезни мастер создал свои самые интересные и темпераментные работы. И кто бы мог подумать, что Борис Кустодиев написал их лежа, страдая от болей и восстанавливая организм после сложнейших операций?

Художник скончался 26 мая 1927 года в советском Ленинграде, не дожив всего 10 дней до получения заграничного паспорта, по которому должен был выехать на лечение в Германию.

«Русская Венера»

В последнее время он жил и работал спеша. Словно чувствовал, что надо торопиться…

— Ну-ка иди сюда, Иринушка. Снимай эту шляпу, она закрывает весь лоб, долой короткое модное платье, распускай волосы. — Ты хочешь меня писать? — воскликнула Ирина и немедленно сорвала с головы шляпу, шпильки, распушила волосы. — Так?

Кустодиев с улыбкой взглянул на дочь. Его Ирина уродилась как по заказу — голубоглазая, русоволосая, румяная. В шутку он называл ее «Путя», «Путя Путяшкина». И говорил: «Так повезло еще, вероятно, лишь Тициану. Тициан много раз писал свою дочь Лавинию, ибо это был любимый тип его женщины — светлокожая, рыжеватая, пышная».

Ирина присела у его ног на скамеечку. Борис Михайлович взял руку дочери. Несмотря на домашнюю, будничную курточку и клетчатый плед на ногах, он выглядел сегодня торжественно. Лицо было одухотворенное, бледное.

— Я решил писать большую картину — Венеру, русскую Венеру. Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины. Она не будет лежать обнаженной на темном бархате, как у Гойи, или на лоне природы, как у Джорджоне. Я помещу свою Венеру — ты знаешь куда? — в баню. Тут обнаженность целомудренной русской женщины естественна, закономерна.

Отец обычно не рассказывал ей о своих замыслах, и сейчас непоседливая Ирина притихла от гордости.

Он взглянул на нее так, словно перед ним была не дочь, а лишь необходимый в данную минуту слушатель, и слегка оттолкнул ее: иди!

— …Надоело делать «картинки», все эти иллюстрации к календарям, гравюры, обложки, облепили, опутали они меня, как паутина, — говорил художник вечером Воинову.

Полотно потребовалось большое, вся семья ломала голову, где достать его. А замысел уже торопил, «чесались руки». И Кустодиев решил писать на обороте старой картины «Терем».

Кира зачистил края, набил холст на раму, загрунтовал. Укрепил его на подвижном мольберте. Он сам уже окончил Академию художеств и был помощником отца.

И наступила минута трепетная и молчаливая.

Белый холст — и художник. Один несет в себе мысли, мечты, желания. Другой — ожидание. Теперь внутреннее представление о будущей картине, свой творческий порыв надо передать на холсте. То, что так ясно видится в воображении, надо показать другим. Поединок начался! Еще один поединок во славу живописи.

Композиция ему всегда давалась легко. Он ее видел внутренним взором. Всю центральную часть — от верхней линии холста до нижней — заняла женщина, от головы, от распущенных ее волос до ног, до крепких, как репа, пяток.

На саму картину, на живопись ушло много месяцев. Больному разрешалось лишь несколько часов находиться в сидячем положении. Но что это были за часы! Он забывал о болях в руке, которая быстро уставала. Один из друзей художника вспоминал: «Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок… грядущую смерть…» Он брал краску на кончик длинной кисти, зорко, как стрелок, прицеливался, и мазок ложился на холст. Кустодиев проворно крутил колесо кресла, быстро отъезжал и, прищурившись, смотрел на холст, как на своего злейшего врага.

Цвет уже лепил объем тела. Кажется, получается грудь, живот, но левая рука «чужая», что-то не так…

И тут жена напоминала о времени. Михаил Михайлович поднимал брата на руки и укладывал в постель. А в это время как раз все виделось! Кажется, именно теперь удалось бы достигнуть вечно недостижимого совершенства, но…

И снова начинался день, начиналась работа. Это тело, как трудно оно дается! Как легко его писал Тициан. Или тоже нет?.. Темнее. Добавить охры. А тут чуть-чуть киновари…

Поединок был длительный.

Лицо Ирины с ее милой строптивостью не годилось для русской Венеры. Надо было придать ему простодушие, непритязательность. Значит, писать надо не с натуры, а «из головы», вызвав к жизни лица других женщин.

А сколько мук было с паром и с пеной! Мыло, «мраморное» мыло с разноцветными прожилками само по себе очень живописно, но пена… Пена держалась считанные секунды. Разноцветные мыльные пузыри, только что родившись, исчезали.

Художнику пришлось одной рукой взбивать пену, другой писать.

Долго не могли раздобыть веник. Ирина позировала, держа вместо веника линейку. Наконец, к всеобщей радости, достали веник из березовых веток, и художник в один час написал его на готовой уже картине. Поставил буквы «БК» и большие точки. Пришли друзья.

Кустодиев сам снял ткань, закрывавшую полотно.

Открылись струящиеся золотистые волосы, необъятные бело-розовые плечи, бедра и ноги, плавные, как река, и крепкие, как стволы деревьев. Стыдливый жест руки с веником, добрый взгляд на простодушном лице.

Кустодиев минуту-другую смотрел на холст, как на чужой. И сказал тихо, как не о себе:

— Пожалуй, это неплохая вещь. А? Да, можно сказать, я написал неплохую вещь. — И счастливая улыбка осветила его милое бледное лицо…

Его обвиняли в натурализме, а он создавал, почти отвлекаясь от натуры. Ведь все его картины — сплошная иллюзия! «Что такое картина вообще? Это чудо! Это не более как холст и комбинация наложенных на него красок. В сущности, ничего нет! И почему-то это отделяется от художника, живет своей особой жизнью» — так думал Борис Михайлович.

Его обвиняли в том, что он воспевает старую Русь, купеческий и мещанский быт; обвиняли даже, как всех «мирискусников», в ретроспективности, а он не укладывался в рамки одного течения в искусстве. Его ретроспективность была особой способностью помнить далекое, детское, находить в прошлом настоящее.

Его всегда увлекала двойственная природа вещей, он стремился не создавать теории, а выявлять законы, лежащие в основе жизни, предмета, живописи, и не любил умничать.

Всеволод Владимирович Воинов как-то заговорил о «музе Кустодиева». Мол, неужели вот такие «дебелые» женщины — его музы. «Нет! Но когда он пишет картины, то тонкие и изящные красавицы его не вдохновляют, не кажутся интересными. Вот и решай тут вопрос о «музах»!..» Художник их любит, а человек нет.

Разве не странно, что именно Кустодиев, с его наблюдательностью и дальнозоркостью, с его способностью не выпускать из поля зрения мелочей, создает портреты-синтезы?

Игра в вист. 1905 Портрет Ю.Е. Кустодиевой, жены художника (1903 г.) Лист оглавления (Б. Кустодиев, 1921 г.)
  • Была ли страна Кустодия
  • Книжная графика Бориса Кустодиева
  • «Искусство едино…»
  • Картины Бориса Кустодиева

Самые известные картины Бориса Кустодиева

Картины Борис Кустодиев рисовал вдохновенно, вкладывая в них весь свой неиссякаемый оптимизм и любовь к жизни. Светлые и жизнеутверждающие, они наполнены теплом, здоровым юмором и надеждой. Среди них:

  • «Красавица» (1915) — в произведении гармонично сочетается национальный романтизм, неоклассицизм и лубок. Главная героиня — пышнотелая купчиха (натурщица — актриса Фаина Шевченко), которая только пробудилась ото сна и предвкушает приятные события грядущего дня.
  • «Ярмарка» (1906) — одна из ранних работ в лубочном стиле. Экспонат из Третьяковской галереи.
  • «Портрет Шаляпина» (1922) — автор писал картину в сложных условиях, прикованный к кровати, и увидеть ее в готовом варианте при правильном отдалении так и не смог. Шаляпин, высоко оценивший работу, сразу выкупил ее и вывез во Францию. Кустодиев сделал уменьшенную копию, которая хранится в Русском музее. Оригинал портрета дочери Шаляпина передали в Ленинградский театральный музей, в настоящее время экспонируется в доме-музее легендарного оперного певца.
  • «Масленица» (1916) — любимый сюжет Кустодиева, написавшего несколько работ на эту тему. Предложенная картина находится в Государственном Русском музее, уменьшенная копия экспонируется в Третьяковке.
  • «Русская Венера» (1926) — на обратной стороне холста находится еще одна картина «На террасе», с изображением семьи художника во время чаепития. Для демонстрации используют особый стеклянный стенд, позволяющий рассмотреть оба произведения.
  • «Купчиха за чаем» (1918) — художнику позировала Галина Адеркас, баронесса, наследница астраханского дворянского рода.

На аукционах онлайн-платформы Very Important Lot можно купить картины в бытовом жанре, созданные известными художниками. В каталоге сайта также представлены оригинальные работы современных художников, а приобрести их коллекционеры могут напрямую у автора.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: