Картины Маковского: краткое описание, фото


«Я не знаю какое искусство люблю больше, живопись или музыку»: детство Владимира Маковского

Владимир Маковский родился 7 февраля 1846 года в Москве. Его мать, певица Любовь Молленгауэр, преподавала в Московской консерватории. Отец, Егор Маковский, был членом Московского художественного общества и одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В семье росло пять детей. С ранних лет отец учил их рисовать. В гости к Маковским часто приходили известные живописцы того времени: Василий Тропинин, Сергей Зарянко и Карл Брюллов. Они занимались с детьми, разрешали посещать свои мастерские. Позднее Константин, Николай и Александра Маковские также стали художниками.

Свою первую картину Владимир Маковский написал в семь лет — изобразил одного из родительских гостей. Под руководством отца начинающий художник копировал гравюры. С матерью Маковский занимался музыкой. Он умел играть на гитаре и скрипке, хорошо пел. Позднее вспоминал: «Я не знаю какое искусство люблю больше, живопись или музыку… Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю, один, для себя…»

В 1861 году Владимир Маковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он занимался в классе художников Сергея Зарянко и Евграфа Сорокина, учеников Алексея Венецианова. В следующем году на студенческой выставке показали картину Маковского «Квасник». На ней художник изобразил мальчика, который продавал квас. Это полотно он создал под руководством отца и Василия Тропинина. Они требовали от Маковского правильно строить композицию и точно передавать натуру, быть внимательным к деталям.

«На бульваре» (1886)

Маковский часто говорил, что в распоряжении художника всего несколько минут, за которые надо успеть рассказать то, что у писателя может занять много страниц. В 1880 годы мастер достиг наивысшего мастерства в создании подобных картин-новелл. Одной из подобных вершин и по живописному мастерству, и по содержанию является полотно «На бульваре». В этот период картины В. Е. Маковского содержат всего двух персонажей, но и их хватает для глубокого анализа общественных проблем огромного масштаба.

Перед нами маленькая повесть о драматическом изломе в жизни молодой семьи. Представляется, что они родом из деревни, где готовились прожить, подобно своим родителям, в обычных трудах и радостях крестьянского уклада. Но мужа потянуло в город, на заработки, на новую, «красивую» и интересную жизнь. И вот через какое-то время жена приехала навестить супруга. Теперь они чужие. Он успел пропитаться городским духом – тщательно следит за внешностью, в руках небольшая гармошка – видно, что ему больше всего нравится в городской жизни.

Девушка еще совсем молода, но уже понимает, что её может ждать в будущем, где она видит полную беспросветность. От этой картины Владимира Маковского так и веет тоской, она является своеобразным отображением и частной драмы двух маленьких людей, и демонстрирует масштаб национальной проблемы уничтожения привычного образа жизни, который складывался веками, а теперь разрушается по мере развития промышленных центров.

«В этих маленьких картинках есть любовь к человечеству»

В 1866 году Владимир Маковский окончил училище. За работу «Литературное чтение» он получил Большую серебряную медаль. Героев картины он писал с отца и своей невесты Анны Герасимовой.

Несколько лет Владимир Маковский работал над картиной «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей». Полотно он создал под впечатлением от рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг». После того как художник прочитал другие произведения Тургенева, он начал писать картины с изображением крестьянских детей. Позднее по мотивам «Записок охотника» он создал картину «Охотники на привале».

За полотно «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» Маковский получил золотую медаль имени французской портретистки Виже-Лебрен от Академии художеств. На награду ежегодно выдвигали наиболее выразительные картины, где живописцы тонко передали эмоции героев. За эту же работу Маковскому дали звание классного художника I степени. Оно позволяло получить личное дворянство и денежное пособие, а также съездить на учебу в Европу за счет Академии художеств.

В 1869 году Владимир Маковский женился на Анне Герасимовой. В том же году у него родился сын Александр. После этого Маковский вновь стал рисовать детей. Эта тема стала главной в творчестве художника в 1870-х. Картина «Игра в бабки» с изображением крестьянских ребятишек стала первой, которую купил для своей галереи Павел Третьяков. В дальнейшем меценат еще несколько раз приобретал у художника полотна.

Также Владимир Маковский писал юмористические жанровые сценки. На таких картинах художник сатирически изображал купцов, мещан и чиновников. В 1870 году он написал сценку «В приемной у доктора». Об этой работе критик Владимир Стасов писал: «Владимир Маковский — один из тех художников, которые на моих глазах в короткое время сделали самые большие успехи. <…> Нынешняя его «Приемная у доктора»… одна из примечательнейших… картинок современной русской школы»</…>.

За картину «Любители соловьиного пения», которую Маковский написал в 1873 году, он получил звание академика живописи. Общество поощрения художеств наградило живописца денежной премией. В том же году картины Маковского впервые показали за границей. Полотна «Любители соловьиного пения» и «В приемной у доктора» отвезли в Вену на Всемирную универсальную выставку. В иностранной прессе писали о «чисто русских сюжетах Маковского», самобытности его картин.

«Любители соловьиного пения». <…> Ну что, спрашивается, поймет в этой картине немец. <…> Мы же смотрим на картинку и улыбаемся; вспоминаем про нее потом, и нам опять почему-то смешно и приятно. Право, и пусть смеются надо мной, но вот в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще. </…></…>

Федор Достоевский. «Дневник писателя»

По заказу Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета Владимир Маковский и Илларион Прянишников изготовили «Севастопольский альбом». Художники выполнили серию картин, которые были посвящены Крымской войне 1853–1856 годов и обороне Севастополя. Альбом показали на специальной выставке Общества в 1872 году.

Студия И. Галереи интерьерной живописи

Выпуск 265. Маковский Владимир Егорович(1846-1920).

Вне всякого сомнения, в области бытовой живописи в русском искусстве Владимиру Егоровичу Маковскому нет равных. Являясь, благодаря своему таланту и упорному труду непревзойдённым мастером яркого короткого рассказа в живописи, художник в своём творчестве продолжал и развивал лучшие традиции основоположников русской жанровой живописи — В.А. Тропинина и А.Г. Венецианова, выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и В. Г. Перова.

Владимир Маковский родился 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве в семье видного деятеля искусств Егора Ивановича Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества(МУЖВЗ). Егор Иванович Маковский, человек умный, образованный и богато одаренный, на свои скромные средства (он служил бухгалтером Экспедиции Кремлевских строений) составил значительное собрание редких, высокохудожественных гравюр и картин. У него были первые оттиски гравюр Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, рисунки Брюллова, Кипренского, картины старых мастеров. Бескорыстно, всем сердцем любя искусство, он и сам учился рисованию и живописи, в чем достиг значительных успехов Мать художника, Любовь Корниловна (Корнильевна) Маковская (урождённая Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, её выступления перед публикой всегда проходили с большим успехом. Маковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами.

С детства Владимира окружала благодатная атмосфера искусства и творчества. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Эта семья дала целую плеяду деятелей искусства – ими стали четверо детей Егора Ивановича и трое внуков. Интерес к рисованию проявился у маленького Владимира в раннем детстве, чему родители были несказанно рады. Первым учителем Владимира был близкий друг отца, замечательный русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.Василий Андреевич Тропинин(1776-1857). В 1861 году, в пятнадцатилетнем возрасте Владимир Маковский исполнил свою первую жанровую картину «Мальчик, продающий квас».

В этом же году Маковский поступил в основанное отцом училище, сыгравшее впоследствии важнейшую роль в формировании эстетических взглядов, и воспитании художественных вкусов и способностей будущего художника. (Справка: В 1832 году по инициативе Е.И. Маковского был создан первый натурный класс в Москве, вскоре превратившийся в Художественный класс, а потом в Московское училище живописи, ваяния и зодчества)

Ко времени поступления Маковского в училище, особое внимание в нём уделялось соблюдению широких демократических традиций, успешно реализованных в творчестве замечательного русского художника Василия Григорьевича Перова(1834-1882), вся творческая деятельность которого была самым тесным образом связана с повседневной жизнью училища, в котором он был одним из ведущих преподавателей, горячо любимым и почитаемым учениками.

Непосредственными учителями Маковского кроме Перова были известный русский художник и педагог, мастер исторической, религиозной и жанровой живописи Евграф Семёнович. Сорокин(1821-1892), прекрасный рисовальщик и опытный педагог, и замечательный портретист Сергей Константинович Зарянко, ученик Венецианова, требовавший от молодых художников постоянной внимательной работы с натуры. Под их руководством В. Маковский получил хорошее систематическое профессиональное образование.

Учился Маковский легко и увлечённо, быстро переходя из класса в класс, а многочисленные награды, которыми были отмечены его ученические работы, убедительно свидетельствовали о его несомненных творческих успехах. К этому периоду относятся работы художника «Домашняя сцена» (1863-1864), «Мастерская художника» (1865) и «Приезд станового в деревню» (1866 ).

В них отчётливо просматривается большая жизненная наблюдательность автора и мастерство спокойного уверенного повествования. Училище Владимир Маковский закончил в 1866 году с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».

Комиссией было о…

В некоторых персонажах картины угадываются знакомые лица: пожилой человек — Е. И. Маковский, молодая девушка справа — невеста художника Анна Петровна Герасимова.

После окончания училища Маковский отправился в Петербург и продолжил обучение в Императорской Академии Художеств, Конкурсная картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», законченная в 1869 году, принесла Владимиру Маковскому широкое признание.

Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль Виже-Лебрень за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.

В это время художник много пишет и рисует с натуры. Его ранние рисунки и акварели, выполненные с большим мастерством,имеют ясно выраженную социальную направленность. Эти работы, близкие по духу к происходящим в обществе процессам , обращают на себя внимание художников и критики.

В это же время вместе с уже известными и маститыми художниками : Перовым, Прянишниковым, Саврасовым, молодой Маковский принимает участие в создании «Альбома видов и сцен из русской жизни» («Автографы московских художников», 1867). Эта работа полностью соответствовала творческим исканиям художника, так как изображение современных сцен русской жизни было его настоящим призванием.

В 1969 году, в жизни Владимира Маковского произошло радостное событие — торжественное бракосочетание с Анной Петровной Герасимовой (1848-1898). Маковский перехал в дом тестя,и длительное время с семьёй жил у него, пользуясь его поддержкой . В этом браке родились два сына- Александр (1869-1924), будущий живописец, руководитель художественного училища при Академии художеств и Константин (1871-1926), ставший впоследствии архитектором.

Пытаясь заработать для семьи, Маковский вынужден был брать различные заказы, рисуя для различных московских иллюстрированных изданий, расписывая плафоны и занимаясь иконописью. Эти несвойственные его таланту работы очень тяготили художника, отнимали много времени и внимания. В этом плане очень автобиографичен сюжет картины художника «Деспот семьи. В мастерской художника.», написанной в 1893 году во время работы над заказом для храма Христа Спасителя в Борках, причём одна из неоконченных икон, изображенных на картине, — копия его «Преображения» для Спасова монастыря.

Примечательно, что в качестве работы для заработка художник изобразил именно свои занятия иконописью.

С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике. Художника начинают привлекать и волновать образы крестьянских детей с их непосредственностью и близостью к природе. Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут в дальнейшем сквозь все его творчество.

Это и «Игра в бабки»(1870), и «Крестьянские мальчики»(1880), и «Пастушки»(1903).

Художник не раз будет в своём творчестве возвращаться к теме «Ночное», находя все новые краски, новые нюансы в захватившем его мотиве. Наиболее удачная из этих картин — поздний вариант его конкурсной работы «Ночное» (1879), находящийся в наши дни в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

С большой симпатией изображает художник детей, их серьезность, увлеченность в картине «Игра в бабки» ставшей первой картиной Владимира Маковского, купленной П.М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника. Меценат отмечал особую выразительность в передаче сценки, где все захвачены азартом игры и исключительную выписанность отдельных деталей одежды, пейзажа. .

В 1870 году на выставке Московского общества любителей художеств Владимиром Маковским была представлена картина «В приёмной у доктора», где с мягким юмором изображён священник, увлечённо разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. Картина имела успех, а её автору стали прочить славу жанриста.

Картина была отмечена замечательным русским критиком и публицистом второй половины XIX века Владимиром Васильевичем Стасовым: «Владимир Маковский — один из тех художников, которые на моих глазах в короткое время сделали самые большие успехи… Нынешняя его ,,Приемная у доктора» — я надеюсь, все со мной согласятся — одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».

Интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника. Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: «Любители соловьиного пения», «Получение пенсии», «Псаломщики».

За картину «Любители соловьиного пения» автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика.

Картины «В приемной у доктора» и «Любители соловьев» имели шумный успех не только у русской публики, но и на всемирной выставке в Вене.

Эти картины, по словам В. В. Стасова, занимали «очень почетное место на выставке». Он говорит о них как о картинах, «идущих в самую глубь русской народной жизни». В иностранной прессе неоднократно отмечались оригинальность и сила этих произведений, их самобытность и национальный характер.

В 1872 году «Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии», состоявшее при Московском университете, организовало в Москве выставку, открытую к двухсотлетнему юбилею Петра I. Для этой выставки готовился «Севастопольский альбом», к работе над которым были приглашены В. Е. Маковский и И. М. Прянишников(1840-1894).

Специальная комиссия разработала тематику альбома. Картины выполнялись жидким маслом по картону. Альбомы со снимками с этих картин были выпущены потом под названием «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 года».

В настоящее время вся серия хранится в Государственном историческом музее в Москве.

Глубинные изменения в обществе и общая демократизация искусства во второй половине XIX века в России была закономерным фактором исторического развития. В области изобразительного искусства выражением новых настроений явилось создание Товарищества передвижных художественных выставок, устав которого был подписан 2 ноября 1870 года

В 1872 году Владимир Маковский стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Будучи с самого начала одним из наиболее деятельных членов Товарищества, Маковский , участвовал почти во всех его выставках, а с 1874 года его избрали членом правления. На каждой новой выставке появлялись новые полотна художника (по условиям, принятым Товариществом, на передвижные выставки принимались только новые произведения, нигде ранее не публиковавшиеся и не выставлявшиеся).

Образы жанровых картин художника всегда были очень различны, но в то же время характерны и типичны.Сюжеты картин он строил на малозначительных эпизодах повседневной жизни. Это свойство произведений Маковского стало особенно заметно при сравнении с «хоровыми» картинами передвижников, которые поднимали серьезные социальные и нравственные проблемы.

Маковский в отличие от них не осуждал явления современной жизни, а скорее интересовался поведением людей в разных ситуациях, то мягко подсмеиваясь, то снисходительно иронизируя, то сопереживая своим героям, одержимым той или иной страстью. Иногда он оставался равнодушным к своим персонажам, тогда просто хладнокровно наблюдал и фиксировал, стараясь не делать нарочитых выводов и не читать нотаций.

Постепенно юмористический настрой картин Маковского начинает меняться.

В картинах художника всё отчётливее начинают проявляться тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорблённых.

В картинах «Посещение бедных», «Толкучка», «В передней», «Ожидание. У острога», «Ночлежный дом» и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.

1879 год ознаменовался в творчестве Владимира Маковского созданием знаменитого полотна «Осуждённый», о котором В.В.Стасов сказал, что в этой картине художник сумел «глубоко и сильно копнуло современную жизнь».

В каждой картине Маковского имелась интрига, которую он мастерски использовал при композиционном решении полотна. Художник ловко разыгрывал драматургию своих жанров на удачно выстроенных сценках. Разного рода мелкие бытовые детали и подробности всякий раз удачно дополняли создаваемый образ. Владея талантом психолога, он проникал в душевный мир персонажей, выявляя типическое, посредством верно найденной характерной позы и выразительного жеста, а мимика лишь усиливала общее впечатление.

1880-е годы – период наивысшего творческого успеха художника. Маковский предстаёт в эти годы крупным мастером-рассказчиком. По общей выразительности и меткости созданных им художественных образов с Маковским не мог сравниться, никто из его современников.

В эти годы он создал наиболее весомые произведения, завоевавшие большую популярность у русской публики и названные критикой «картинами – новеллами». В скромных по размеру полотнах художник развернул пронзительные «внутренние драмы», посвященные судьбе бедного и бесправного, маленького и несчастного человека

В 1881 году Маковский создаёт «Крах банка» одно из наиболее значительных своих полотен, выразительно повествующее о трагической повседневности.

Маковский мастерски показал трагизм и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Работа была высоко оценена критиками и показала художника глубоким знатоком человеческого характера..

Позже из под кисти художника выходят проникнутая искренним внутренним сочувствием к городской бедноте картина «Свидание»(1883 год), и «На бульваре»(1886-87 годы) повествующая об отношении города и деревни.

Тонким лиризмом и внутренним напряжением проникнута и живописная работа мастера «Объяснение», написанная в 1889-1891 годах.

С 1882 по 1894 годы Владимир Маковский преподавал в МУЖВЗ, заняв место ушедшего из жизни В. Г. Перова. В эти годы он вновь занялся иконописью, создавая образы для церкви и часовни в Борках. В 1892 году Маковскому было присвоено звание профессора.

Вплоть до 1894 года художник жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа-Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.

На VII выставке ТПХВ в 1882 году Маковский представил работы «Узник», «Оправданная», неоднозначно встреченные критиками и публикой.

В 1894 году Владимир Маковский переехал в Санкт-Петербург, где возглавил класс жанровой живописи в Высшем художественном училище Императорской Академии Художеств. В Академии был изменён Устав и частично заменён профессорско-преподавательский состав. В качестве профессоров-преподавателей были приглашены Илья Ефимович Репин(1844-1930), Архип Иванович Куинджи(1842-1910) и Иван Иванович Шишкин(1832-1898). .

Учениками Маковского в разные годы были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов.

Маковский много путешествовал. В путешествиях за границу он все время старался проводить в музеях или работать на пленере. Много дали ему поездки на Волгу.

В 1896 году художнику довелось присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал очевидцем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей глубоко потрясла Маковского; его впечатления отразились в картинах «Ходынка» и «Похороны жертв Ходынки», (последняя долгое время была запрещена цензурой).

Особо отмечена она была на Всемирной лондонской выставке, где в 1910 году была показана впервые).

В 1898 году Маковский овдовел, но вскоре повторно женился на певице Ольге Андреевне Макаровой.

Жил Маковский по сравнению с другими, в особенности московскими членами Товарищества, достаточно зажиточно, имея в банке значительный по тем временам для художника капитал, но всё, что он имел, было заработано упорным трудом, постоянной, систематической работой.

Картины Маковского высоко ценились и были очень дороги: сотни и тысячи рублей. Среди покупателей художника были лица, обладавшие большим капиталом, аристократы, двор, иногда музеи: Академии или Александра III, редко Третьяковская галерея, которая во времена позднего передвижничества, после смерти Третьякова, почти перестала приобретать вещи старых передвижников, находя, что они уже сказали своё и к прежнему ничего прибавить не смогут.

События первой революции в России 1905 года нашли отражение в творчестве Маковского картинами «Допрос революционерки»(1904 год) и «Девятое января 1905 года на Васильевском острове»(1905).

После октябрьской 1917-го года революции многое в жизни Владимира Маковского изменилось. Императорскую Академию художеств закрыли, а 1918 году Владимиру Егоровичу Маковскому была назначена пенсия, и он был освобожден от работы в Академии. Оставшись в Петрограде, Маковский до последних дней не оставлял творческой работы.

В 1918 году на 46-й выставке передвижников было представлено много его последних работ. Они реалистично отражали окружающую советскую действительность , были одобрены властью, хотя и представляли из себя уже достаточно посредственные произведения…. Ободренный успешным выступлением на выставке, Маковский за несколько месяцев до смерти выполнил эскиз гуашью, имевший авторскую надпись: «Большевики. Сторожевой пост. Декабрь 1919 год» (Гос. Третьяковская галерея).

Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 года. Похоронен был в Петрограде на Смоленском православном кладбище.

Творческое наследие Владимира Егоровича Маковского трудно переоценить. Cвыше четырёхсот картин, множество иллюстраций и акварелей выполнил художник за свою долгую творческую жизнь. В его произведениях нашла широкое и правдивое отражение многообразная и противоречивая обстановка России почти за шестьдесят лет ее истории.

Сила таланта Владимира Маковского особенно проявилась в его умении так раскрыть содержание произведения, что авторская оценка действительности никогда не навязывалась зрителю , а воспринималась им как собственное суждение о происходящем.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Студия-И, 2017

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»: — Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода:»общероссийский просветительский проект»; — Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: [email protected] Назначение платежа- просветительский проект; — Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа- общероссийский просветительский проект;

— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: просветительский проект .

Владимир Маковский — передвижник

Еще в 1870 году Владимир Маковский стал одним из 15 художников, которые подписали устав Товарищества передвижных художественных выставок. Среди целей этой организации были «облегчение для художников сбыта их произведений» и «развитие любви к искусству в обществе». Кроме Маковского устав подписали Василий Перов, Алексей Саврасов, Николай Ге. В выставках передвижников участвовали братья художника — Николай и Константин Маковские.

В 1872 году Маковского приняли в члены Товарищества, а еще через год художник вошел в правление общества. С этого момента он принимал участие почти во всех выставках передвижников. Маковский вспоминал: «Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так… А я семь раз умираю после того, как напишу картину… Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд!»

В те годы картины Маковского стоили недорого. В начале 1870-х у него было двое детей, и, чтобы заработать деньги для семьи, художник рисовал иллюстрации для журналов, расписывал плафоны и вазы. По заказу дворян он создавал иконостасы для домашних церквей.

Маковский почти перестал писать картины с юмористическими сценками. В его работах появилась социальная тема. Он писал портреты нищих и бедняков, картины «Посещение бедных», «Ожидание. У острога» и «Толкучка». Героями картин Маковского часто становились случайные прохожие. Живописец гулял по улицам Москвы и делал наброски с тех людей, которые казались ему интересны.

Выступят, бывало, у него на лбу крупные капли пота от досады, но он усмехнется, поскребет у себя нервно за ухом и только проговорит со вздохом: «Ничего, вот скоро, скоро уж примусь за этого приятеля… Посмотрите-ка, батенька, что за тип?» И, увлекаясь, он начинает перебирать рисунки, перелистывать альбомы, и, волнуясь, весь живет тут, весь отдается этой жизни своего будущего, всеми нервами, забывая все свое и плафонное и иконописное горе. <…> Он посещает все богадельни, где его стали уже величать «Ваше превосходительство», он знает все захолустья Москвы, все трущобы; его встретите на рынках, на народных гуляньях, на всех толкучках, и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульварах и т. д. </…>

Художественный критик Николай Александров. Цитируется по книге искусствоведа Галины Друженковой «Владимир Маковский»

В конце 1870-х в России начались процессы против народников. Маковский сочувствовал революционерам и даже посетил несколько судов. По их мотивам он создал серию работ, в которую вошли картины «Осужденный» и «Ожидание». Их показывали на выставках передвижников. В официальной печати художника назвали «дерзким и нарушающим душевный покой», а в революционных изданиях его полотна хвалили. Художник Иван Крамской писал: «Перед картиной Маковского плачут».

Кроме картин на социальные темы в эти годы Маковский все еще писал жанровые сцены с детьми. В 1881 году художник создал картину «В жаркий день». Это полотно — типичное произведение Маковского 1880-х годов в стиле реализма. Художник следовал традициям венециановской школы живописи: изображал персонажей за бытовыми занятиями.

На свои картинах Владимир Маковский, в отличие от других передвижников, делал акцент не на сюжете, а на эмоциях героев. Историк Вероника Приклонская писала: «В картинах, живописующих драматические моменты, Маковский основное внимание сосредотачивал на типах, участвующих в рассказе, а не на событии как таковом. И через их чувства и психологию раскрывает весь драматизм ситуации».

В 1882 году Маковский стал старшим преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Как и другие передвижники, в эти годы он стал писать картины на крестьянскую тему. На картине «Свидание» он изобразил мать и сына. Мальчика отдали в ученики к одному из городских ремесленников, а мать приехала его навестить. Искусствовед Елена Журавлева писала: «Созданный Маковским образ русской крестьянки глубоко правдив и национален. <…> Изображая рядовые случаи… художник заставлял зрителя задуматься над жизнью, пробуждал сочувствие к участи многих простых людей»</…>.

В 1880-е Владимир Маковский несколько раз ездил на Украину, бывал в Крыму. В 1885 году он представил на выставке передвижников 45 картин. Большая часть из них — сценки из жизни местных жителей и их портреты. На Украину художник ездил и позднее, в 1890-х и 1900-х годах. Он писал о своем «этнографическом интересе» к жизни украинских крестьян.

В путешествии Маковский делал несколько эскизов и набросков в день. Художник старался работать очень быстро, чтобы запечатлеть как можно больше сценок из жизни. Он писал: «Я понял… что надо писать сразу. Только таким порядком и можно воспроизводить натуру жизненно и верно… Надо писать сразу; но необходимо вперед понять натуру, изучить ее; необходимо вперед поработать мозгами, а затем уже писать, не копаясь и не доискиваясь чего-нибудь в то время, когда должно быть все уже найдено и все определено».

На Украине Владимир Маковский написал картины «Крестьянские дети», «Девушки, освещенные солнцем», «Конная ярмарка на Украине». В этих работах он использовал яркие контрастные цвета, героев изображал в движении, часто в народных костюмах. Историк искусства и драматург Петр Гнедич писал о его украинских полотнах: «Владимир Маковский отличается легкостью письма при живой наблюдательности и природном юморе».

С 1880-х Маковский начал работать над офортами — гравюрами на металле. Свои первые работы он создал под руководством графика Льва Жемчужникова. В 1887 году вышел альбом «12 офортов В.Е. Маковского». Сюжетами его гравюр вновь стали сценки из жизни украинских крестьян.

В то же время Владимир Маковский стал получать заказы на роспись церквей. Он создал фрески и иконостас для храма Христа Спасителя на станции Борки Харьковской губернии. Церковь построили на месте крушения императорского поезда в 1888 году. Когда Маковский работал над фресками, он написал картину «Деспот семьи. В мастерской художника». Одно из произведений, над которым работает герой картины, — копия иконы Маковского для храма Христа Спасителя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: