Читать онлайн «Валентин Серов» автора Алленова Екатерина Михайловна — RuLit — Страница 5

Валентин Александрович Серов (Valentin Alexandrovich Serov; родился 19 февраля 1865 г. — усер 5 декабря 1911 г.) — знаменитый русский художник, гениальный мастер портрета, в его работах наблюдается поразительное сходство с моделями. Картины Валентина Серова отражают внутренний мир героя, честно раскрывая его черты. Творчество живописца не ограничивается каким-либо направлением: художника смело можно назвать многогранным, универсальным автором.

Художник Валентин Серов: биография и творчество

Валентин Серов родился 19 февраля 1865 года в Санкт-Петербурге в семье творческих личностей. Его родители — Александр Николаевич Серов и Валентина Владимировна Серова — были композиторами. С самого детства мальчика окружали люди искусства. В гости к Серовым приходили Иван Тургенев и Алексей Толстой, временами отец одалживал деньги у Федора Достоевского. Творческая среда дарила много ярких впечатлений, но был и минус: ребенку не хватало банального общения с одногодками.

Валентин Серов рано лишился отца: тот умер в 1871 году от сердечного приступа. Тогда мать уехала в Мюнхен, чтобы продолжать обучение музыкальному искусству, а мальчик остался на родине и жил в коммуне. Спустя год ребенка перевезли к матери. Но и там он был предоставлен сам себе, поскольку Валентина практически все время уделяла искусству. А когда она занималась воспитанием сына, то действовала жестко и требовательно.

В 1874 году, будучи еще 9-летним мальчиком, Серов начал обучаться живописи у Ильи Репина. Поначалу будущий живописец сомневался в своих художественных способностях, глядя на то, как ловко работает Репин, но занятия не бросал. Позже Валентин Серов учился в Академии художеств, а также в студии Павла Чистякова. В то время сомнения художника лишь усилились, поскольку он сравнивал себя с другим учеником Чистякова — талантливым Михаилом Врубелем.

Путь к славе был нелегким, но мастер продолжал упорно трудился и это дало плоды. Портретист подмечал такие детали в характере или внешности людей, которые увидит далеко не каждый. Благодаря этому в его работах присутствовало буквально магическое сходство с моделями. Но ситуация осложнялась тем, что Серов работал медленно, а далеко не каждый натурщик выдерживал по несколько сеансов.

Художник часто получал заказы и от императора Николая II. Однажды Александра Федоровна начала давать живописцу советы, и тогда он предложил ей дописать картину самой. Работа так и не была завершена, а эта история привлекла всеобщее внимание, что способствовало еще большей популярности автора. Но такой нрав не всегда шел на пользу Валентину Серову: он с трудом сходился с людьми.

Личная жизнь мастера сложилась счастливо: в 1889 году он женился на Ольге Трубниковой. У пары родилось шестеро детей. Несмотря на хорошую семью и востребованность, живописец часто пребывал в печали. Серову поднимали настроение только поездки в Италию: он очень любил эту залитую солнцем страну. Но по возвращении домой вновь впадал в уныние.

Со временем к плохому настроению добавилась ипохондрия. У художника были проблемы с сердцем, и он переживал, что это наследственное. К сожалению, опасения были оправданными. 5 декабря 1911 года Валентин Серов покинул этот мир. Его жизнь оборвалась из-за сердечного приступа.

ПОРТРЕТ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА В ДЕТСТВЕ

Про портрет сына, написанный Валентином Серовым, Александр III сказал: «Мишенька как живой». Художник сумел поймать краткий миг ускользающего детства: на картине мы видим Михаила взрослеющим, уже почти подростком. Он немного задумчив, но в его взгляде еще таится детская мечтательность. Одет цесаревич по моде конца XIX века — в белую матроску. Тысячи обычных мальчишек тоже носили их на рубеже веков.

Эта картина — этюд для группового портрета царской семьи. Живописцу отвели на работу лишь три сеанса, во время которых Михаил и его сестры Ксения и Ольга позировали ему. Остальное пришлось дописывать по памяти. Для Серова такой подход был непривычным: обычно он работал долго, несколько месяцев подряд, уделяя особое внимание деталям.

Валентин Серов и портреты Романовых

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. 1893

Групповой портрет впервые выставили в 1894 году в селе Борки Харьковской губернии. В честь спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе здесь возвели церковь и часовню. На торжествах по их освящению портрет семьи Александра III висел в отдельном павильоне, однако многие зрители принимали его за икону и останавливались, чтобы перекреститься.

Сегодня портрет Михаила Александровича хранится в Государственном Русском музее.

Самые известные картины Валентина Серова

Картины Валентина Серова, особенно портреты, привлекают внимание своей точностью: художник словно заглянул в душу каждому из героев. Вот самые известные произведения автора:

  • «Девочка с персиками» (1887) — моделью послужила Вера — дочь мецената и коллекционера Саввы Мамонтова. В усадьбе Мамонтовых художник проводил время в детстве.
  • «Девушка, освещенная солнцем» (1888) — запечатлена Мария Симонович — кузина живописца. Ей приходилось часами позировать в жаркие летние дни.
  • «Портрет Николая II» (1900) — написан в основном по фотографиям. Последний законченный портрет императора, созданный художником.
  • «Портрет Марии Акимовой» (1908) — живописная работа на грани между реализмом и импрессионизмом.
  • «Портрет Ивана Морозова» (1910) — выполнен в манере Анри Матисса (Henri Matisse), картина которого заметна на заднем плане.

Некоторые работы мастера можно приобрести на мировых аукционах. В каталогах сайта Very Important Lot представлены как произведения современных художников, так и предметы антиквариата. Также здесь можно недорого купить картины живописцев прошлых эпох.

Читать онлайн «Валентин Серов» автора Алленова Екатерина Михайловна — RuLit — Страница 5

Портрет Зинаиды Васильевны Мориц 1892.

Ивановский художественный музей

Портрет Ивана Егоровича Забелина. 1 892

Государственный Исторический музей, Москва

Портрет писателя Николая Семеновича Лескова. 1894

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Душа и маска называются мемуары Шаляпина; Двойная жизнь — так озаглавлены мемуарные записки Сары Бернар. Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя». И особенно, что Серов прекрасно осознавал, человек склонен принимать определенную позу, играть роль перед лицом художника; образ и облик человека двоится между тем, что он есть и чем желает казаться. Абсолютные совпадения внутренней сущности модели и ее внешних проявлений редки, если вообще возможны, и вряд ли они доступны внешнему наблюдению, еще реже они встречаются в портретной живописи, имеющей дело только с образами, отражениями видимого. Именно то, как существенное, внутреннее проявляется, просвечивает во внешнем, составляет проблему портретного творчества вообще и ту — главную — коллизию серовского искусства, где художественная, она же гуманистическая проблематика артистического портрета смыкается с таковой же проблематикой портрета светского, особенно в его парадном варианте.

Игорь Михайлович Москвин. 1908

Рисунок Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Иванович Качалов. 1908

Рисунок Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Константина Дмитриевича Бальмонта. 1905

Рисунок Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Николая Степановича Позднякова. 1908

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Посеешь характер…

В 1892 году Серов по рекомендации Репина получил от харьковского дворянства заказ на большую картину, изображающую императора Александра III и его семью в момент вступления в зал харьковского Дворянского собрания. Работа над картиной, вместе с этюдами, заняла три года. Императора Серов писал в основном по фотографиям, лишь раз получив возможность наблюдать царя «в натуре». «Серова предупредили, что царь будет с ним говорить в течение нескольких минут при выходе в сад на прогулку, — вспоминал Дервиз. — Валентина Александровича поставили на лестнице, которая была совершенно пуста. Неожиданно отворилась дверь, и Александр III вышел на лестницу один. Либо он забыл о назначенной встрече, либо его о ней не успели предупредить, но когда он увидел незнакомого человека, лицо его приняло выражение недоверия, страха, холода и враждебности. В это время вошел кто-то из свиты и объяснил царю, кто это, и тот любезно разговаривал с Серовым минут пять. Валентин Александрович говорил мне, что этого выражения, виденного в первую минуту на лице Александра III, он никогда не мог забыть…»

Этот эпизод передает ту атмосферу жестко регламентированной «жизни напоказ», которая царила при императорском дворе, как и в великосветских кругах. Здесь кстати заметить, что Серов по своему душевному и творческому складу менее всего был приспособлен к амплуа «придворного портретиста». Мемуаристы вспоминают экстраординарный случай во время работы Серова над портретом императора Николая II: «Царица попросила царя принять свою обычную позу и, взяв сухую кисть из ящика с красками, стала внимательно просматривать черты лица на портрете, сравнивая их по натуре и указывая удивленному Серову на замеченные ею мнимые погрешности в рисунке.

— Тут слишком широко, здесь надо поднять, там опустить.

Серов, по его словам, опешил от этого неожиданного урока рисования, ему кровь ударила в голову, и, взяв с ящика палитру, он протянул ее царице со словами:

— Так вы, ваше величество, лучше сами уж и пишите, если так хорошо умеете рисовать, а я больше слуга покорный».

И царю пришлось извиняться за неловкую супругу.

Автопортрет. 1901

Одесская картинная галерея

Со второй половины 1890-х годов Серов много работает по заказам буржуазной и аристократической знати, и эта искусственная, подчиненная этикетным нормам жизнь и манера поведения, привычка к ситуации позирования, умение принимать и нести позу становятся у Серова основным моментом портретной характеристики, образуют сюжет, «сценарий» его портретов. Художник подолгу сочинял этот «сценарий»: поведение модели сначала подсказывало, диктовало ему самую эффектную мизансцену, после чего та же модель превращалась как бы в актера, от которого режиссер-художник добивался искусной сыгранности этой мизансцены, точного попадания в заданный рисунок роли. Ситуация позирования нередко доводилась до степени мучительной — для большого парадного портрета Серов требовал девяноста сеансов, трех месяцев ежедневной «работы» модели (то есть выдерживания на портретном сеансе нужной ему позы), и многие из тех, кого портретировал Серов, пишут о том, как суров был художник, настаивая на выполнении своих требований в ущерб даже самочувствию модели. Графиня Софья Олсуфьева «больше семи минут не выдерживала — ей делалось дурно», а княгиня Полина Щербатова, позируя с рукой, закинутой назад, получила воспаление нерва, и ей пришлось на несколько дней прервать сеансы, чтобы лечить руку.

Портрет великого князя Павла Александровича. 1897

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Серов словно испытывал степень стойкости своих моделей — в какой мере перед взором художника им удастся остаться столь же милыми, любезными и «приятными», как на приеме в собственной гостиной, насколько модель соответствует взятому ею социальному амплуа. Он не обманывал ожиданий своих заказчиков, они получали нарядные, мастерски выполненные и очень похожие портреты, которыми могли гордиться. Но все знали, что позировать Серову «опасно»: он любил говорить, что его интересует не столько сам человек, сколько та характеристика, которую можно из него сделать, а характеристики эти были таковы, что Серова часто упрекали в шаржировании, на что он отвечал: «Что делать, если шарж сидит в самой модели, — я-то чем виноват? Я только высмотрел, подметил».

Портрет графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона, впоследствии князя Юсупова. 1903

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет князя Феликса Феликсовича Юсупова, графа Сумарокова- Эльстона. 1903

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Один из первых в серии заказных парадных портретов — портрет великого князя Павла Александровича, дяди императора Николая II, удостоенный Grand Prix на всемирной выставке в Париже в 1900 году. Павел Александрович «хорошо танцевал, пользовался успехом у женщин и был очень интересен… Беззаботная жизнь кавалерийского офицера его вполне удовлетворяла,и великий князь Павел никогда не занимал ответственного поста», — писал о нем один из членов императорского дома. В портрете чопорная поза великого князя натянута и скованна — он застыл, выдерживая эту позу с чрезмерным старанием, точно не уверенный в том, правильно ли он это делает. Фигуру князя обрамляет свободно развернутый в пространстве корпус лошади. Ее морда обращена к зрителю, а стоящие торчком «чуткие» уши придают ей выражение пристальной, настороженной внимательности. Лошадь деликатно переминается с ноги на ногу, словно в нетерпеливом ожидании и недоумении относительно непонятной задержки своего хозяина, почему- то надолго впавшего в остолбенение.

ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА III

Александра III Валентин Серов писал несколько раз. Групповой портрет императорской семьи 1893 года стал единственным полотном, написанным при жизни монарха. Облик Александра III на картине 1899 года приходилось воссоздавать по памяти. Валентин Серов также опирался на снимки императорского фотографа Сергея Левицкого.

На картине Александр III выглядит одновременно величественным и добродушным. Он изображен на фоне дворца Фреденсборг в Копенгагене в мундире почетного полковника датской Королевской лейб-гвардии. Это звание присвоил императору король Кристиан IX в 1879 году. С тех пор во время визитов в Данию Александр III всегда носил офицерскую форму: треуголку с голубым и белым плюмажем и алый парадный мундир. На нем кроме российских высших наград можно увидеть и датские: голубую ленту, звезду ордена Слона, звезду и крест ордена Данеброг.

Валентин Серов и портреты Романовых

Портрет Александра III. 1899

Художник несколько раз ездил в Данию, чтобы сделать натурные зарисовки. Один из сержантов позировал ему возле дворца вместо императора. Оригинал императорского портрета хранится в Копенгагене, в офицерском фонде Королевской лейб-гвардии.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1

Интересные факты

Сама церемония состоялась 26 мая (по новому стилю). Затем прошел торжественный банкет, было приглашено 7 000 гостей, перед каждым лежал свиток – меню праздничного обеда. Красочно оформленный лист был изготовлен по рисунку известного живописца В. М. Васнецова.

Участникам банкета предлагались: стерляди паровые, заливное из фазана, фрукты в вине, мороженое и прочие деликатесы, о которых простой народ даже представления не имел. Впрочем, о простом люде тоже не забыли, на 30 мая были назначены гуляния на Ходынском поле, с раздачей гостинцев «от царя».

В этот гостинец входили: памятная коронационная кружка, сайка, изготовленная в пекарне известного булочника Филиппова, полфунта колбасы, пряник с гербом, набор сладостей (карамель, орехи, изюм, чернослив). Царские гостинцы и стали причиной трагедии, получившей название Ходынская катастрофа.

Ходынское поле использовалось для учений войск Московского гарнизона, на нем находились многочисленные окопы и траншеи, которые на время гуляний были застелены досками. Уже с утра здесь собралось около 500 000 человек, ожидавших раздачи праздничных кульков. В народе ходили слухи, что подарков заготовлено мало, и на всех не хватит.

Когда раздались крики о начале раздачи, толпа бросилась к пунктам выдачи. Упавших топтали ногами, доски, закрывавшие окопы, ломались, люди падали на дно и оказывались погребенными под лавиной тел, падавших сверху. Только по официальным данным, погибших оказалось 1389 человек, сотни получили тяжелые увечья. Погибших вывозили на Ваганьковское кладбище, там проходило опознание и захоронение. На братской могиле вскоре был установлен памятник жертвам трагедии.

В то время, когда трупы погибших везли по Москве, в Кремле шел торжественный бал. Организаторы объяснили, что отменить мероприятие было невозможно, в Москву прибыло огромное количество зарубежных гостей, изменение праздничной программы могло быть воспринято негативно. Николай Второй отметил лишь в своем дневнике, что в Москве «случился великий грех». Император пожертвовал пострадавшим 90 000 рублей.

Многие суеверные люди сочли эту трагедию плохим предзнаменованием. Тем более, что и в Успенском соборе с Николаем Вторым произошла неприятность – во время церемонии на него возложили цепь Ордена Святого Андрея Первозванного, высшей награды России. Ассистенты так старательно поправляли мантию на императоре, что цепь рухнула на пол. Сам Николай был сильно огорчен.

По результатам следствия, виновником Ходянской катастрофы был признан обер-полицмейстер Москвы А. А. Власовский с помощником. Власовский был уволен с должности и отправлен в отставку, с назначением пожизненной пенсии в 15 000 рублей в год.

Известный московский репортер В. Гиляровский, свидетель трагедии, вспоминал, что старик-наборщик в типографии, узнав о катастрофе, покачал головой и сказал: «Не будет проку в этом царствовании!».

Большевики взорвали Храм Христа Спасителя в Москве

Обсуждение: 3 комментария

  1. Александ О.:
    06.12.2011 в 00:00

    Фигура по которой необходимы ориентиры с исторической точки зрения. русской исторической точки зрения. Хотя,конечно, для видевших его картины всё ясно.Статья суховата для просветительства.

  2. Александр:

    05.12.2016 в 00:00

    Талантливые художники Репин и Серов принадлежат к тем духовным растлителям, которыми так богат конец 19 — начало 20 вв. Они подготовили почву для катастрофы. Автор статьи, если быть честным, должен был рядом с портретом Государя, дать гнусные серовские карикатуры на Святого мученика. Серов был тем же в нач. 20 в., чем в начале 21 в. стали Шарли Эбдо, Пусси Райот и т. д. К сожалению, гораздо более талантливым, продолжающим приносить много лжи и зла новым поколениям.

  3. МВН — Александру:

    05.12.2016 в 00:00

    Вам недостаточно сказанного об этом в статье? Ваши сравнения Серова с кощунниками 21-го века не учитывают ни время, ни место. Прошу прощения, а Вы хотели бы, чтобы в Вашем некрологе кто-то поместил самые позорные картинки из Вашей жизни? Особенно если Вы умрете в еще не вполне зрелом возрасте? Господь ему Судия и всем нам…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: