Александр Кабанель: академическая живопись 19 века


Александр Кабанель
Alexandre Cabanel
Автопортрет. 1852. Музей Фабра
Дата рождения28 сентября 1823(1823-09-28)
Место рожденияМонпелье
Дата смерти23 января 1889(1889-01-23) (65 лет)
Место смертиПариж
ГражданствоФранция
Жанристорическая живопись
Учёба
  • Национальная высшая школа изящных искусств (1845)
  • Французская академия в Риме (1850)[1]
Стильакадемизм
НаградыРимская премия
Медиафайлы на Викискладе

Александр Кабанель

(фр. Alexandre Cabanel; 28 сентября 1823, Монпелье — 23 января 1889, Париж) — французский художник, представитель академизма.
Alexandre Cabanel, ca.1865

Биография

Считается, что Александр Кабанель — самый именитый и прославленный художник Второй империи. Его картины боготворили Наполеон III Бонапарт и другие правители Европы. Число желающих обучаться у него исчислялось тысячами. А все потому, что на своих полотнах Александр воплощал образы библейских персонажей Адама и Еву, Моисея и даже Люцифера так тонко и реалистично, что люди видели в них себе подобных.

Детство и юность

Ранний период биографии Александра Кабанеля сохранился в истории не столь подробно, как его взрослая жизнь. Известны лишь сухие факты. Так, художник родился 28 сентября 1823 года в Монпелье, одном из крупнейших городов на юге Франции, в семье обеспеченного плотника. Доходов семьи хватило на то, чтобы со временем переехать в сердце страны — Париж.

Self-Portrait, 1847 — Alexandre Cabanel
Опубликовано SztukapostBot2044 Вторник, 16 апреля 2020 г.

Автопортрет Александра Кабанеля 1847 года
Рано осознав свое призвание, в 1840 году Александр поступил в Школу изящных искусств. Основополагающие художественные навыки — композицию, умение передавать цвета — он перенял от Франсуа Пико, яркого представителя неоклассицизма. Впитал юноша и страсть учителя к античности. Самые известные произведения Кабанеля — это академизм с налетом Ренессанса.

Александр Кабанель: академическая живопись 19 века

Александр Кабанель: 28 сентября 1828 года — 23 января 1889 года.

Этот баловень судьбы родился в университетском городке Монпелье на юге Франции.

Воспитывался в среде, приверженной традициям академической науки, что несомненно наложило определённый отпечаток как на его характер, так и на творчество.

В 17 лет поступил в парижскую Школу изящных искусств, которую закончил с блеском, получив Большую Римскую премию и поездку в Италию, где окончательно оформился его художественный стиль.

За привезённую из Рима картину «Смерть Моисея» Кабанель получил свою первую выставочную награду.

Потом их было очень много.

Художник легко вписался в высшее общество Парижа, став придворным живописцем Луи Бонапарта.

Он сумел угадать вкусы будущего императора и его окружения.

В немлой степени этому способствовали его талант, высочайшее мастерство и несомненное трудолюбие.

Александр Кабанель получил первую премию на Всемирной выставке 1855 года, затем стал сначала кавалером, а потом и командором ордена Почётного легиона.

Падение империи не отразилось на его карьере.

До самой смерти Кабанель оставался одним из виднейших представителей французского академизма.

Никакие нападки сторонников модерна не смогли поколебать его славу.

Сам он до конца жизни не изменил своему стилю, но не отрицал возможности модерна.

Будучи известным педагогом он либерально относился к импрессионистским наклонностям многих свих учеников.

И как бы ни критиковали его творчество искусствоведы, по праву занял достойное место в коротком шорт-листе самых выдающихся живописцев мира.

Куда не попали многие из тех, кого считали светилами нового искусства.

Картины мастера украшают многие музеи мира и частные коллекции.

Лично мне понравились многие работы Александра Кабанеля.

И я счёл возможным представить его творчество любителям живописи.

Стиль: академизм. Для себя я сделал следующий вывод: академизм бывает уныло-скучный и блестяще-интригующий. У Кабанеля — второй вариант. Его картины не напрягают, они дают возможность любоваться мастерством автора.

Жанр: портрет. Мастер — один из лучших портретистов своего времени. Его кисти подвластны мифологические и религиозные сюжеты, жанровые сцены и другое.

Палитра красочная, строго соответствующая сюжету, как и положено у мастеров академического стиля.

Но краски на его картинах играют весьма жизнерадостно.

Вернисаж прилагается:

По материалам интернета.

Живопись

Еще в студенческие годы Александр стремился завладеть вниманием публики. В 1843 и 1844 годах он безуспешно выставлял свои работы «Цинциннат принимает послов Рима» и «Христос в Гефсиманском саду» на Римскую премию — самую престижную во Франции в области искусств. Третья попытка оказалась успешной: картина «Христос перед судьями» в 1845 году удостоилась высшей похвалы.

После победы Кабанель переехал в Рим — не только фактическую, но и творческую столицу Италии. Именно здесь окончательно сформировался стиль живописца.

Главным трофеем, привезенным в Париж, стала картина «Смерть Моисея». Художник представил ее на суд своих соотечественников в 1852 году.

Alexandre Cabanel (La mort de Moïse, 1850)
Опубликовано Stéphane Delavet Пятница, 13 июля 2012 г.

Картина Александра Кабанеля «Смерть Моисея»
Библейский сюжет привлек внимание Луи-Наполеона Бонапарта и его семьи. С тех пор президент Второй Французской республики боролся за право владеть каждой работой Кабанеля. Тот в свою очередь ублажал Наполеона III эксклюзивными иллюстрациями эротических или драматических эпизодов из литературы и истории.

Самая известная работа Александра — «Рождение Венеры». Впервые она экспонировалась в 1863 году в Парижском салоне. Поскольку в центре внимания находился мифологический сюжет, живописец позволил себе добавить в картину эротизма, не оскорбив при этом публику. Писатель Эмиль Золя так запомнил «Рождение Венеры» в своих дневниках:

«Богиня, утопающая в молочном море, напоминает прелестную куртизанку, но сотворенную не из плоти и крови — это было бы вульгарно, а сделанную из белого и розового марципана».

Картина оказалась столь хороша, что Луи-Наполеон Бонапарт забрал ее в личную коллекцию сразу после закрытия того Парижского салона.

Примечательно, что в обществе творчество Александра Кабанеля не ценилось. Но факт того, что сам президент Второй Французской республики охотился за его картинами, возвел художника в эталон. С тех пор его стали считать самым талантливым представителем Второй империи. Для аристократов получить портрет, выполненный его кистью, считалось высшей наградой.

На фоне этой популярности попасть в ученики к Александру пожелали все мало-мальски талантливые юноши Франции. Список тех, кому посчастливилось перенять от художника знания, достаточно обширен — в нем более 100 фамилий. Самые известные из них — Соломон Джозеф Соломон и Этьен Террюс.

Среди приторных и стереотипных работ Кабанеля (например, «Федра», «Офелия», «Клеопатра испытывает яд на узниках») встречаются и настоящие шедевры. Один из них художник создал еще в молодости, будучи неопытным, чем и заслужил гнев мэтров.

Речь идет о картине «Падший ангел», представленной жюри Римской премии в 1847 году. На ее создание Александра вдохновила поэма Джона Мильтона «Потерянный рай».

Alexandre Cabanel Ophelia
Опубликовано Yuji Itoh Воскресенье, 28 июня 2020 г.

Картина Александра Кабанеля «Офелия»
«Падший ангел» — это портрет обнаженного юноши, за спиной которого развиваются крылья. Его руки подняты так, что закрывают большую часть лица, но зрителю видна самая важная часть — глаза ангела. В них, полных слез, отражаются гнев и желание отмщения.

Когда жюри Римской премии увидело «Падшего ангела», то пришло в ужас: Кабанель изобразил Люцифера. Прославленные живописцы раскритиковали своего молодого коллегу. Позже он писал своему другу — коллекционеру Альфреду Брюйа:

«Это мое наказание за все тягости, что я навлек на себя, не желая отправлять посредственное произведение».

В зрелости Кабанель рисовал библейские сюжеты ближе к оригиналу. Чего только стоят его картины «Изгнание Адама и Евы из Рая» и «Ева после падения».

Александр Кабанель (1823-1889). Ничто так точно не отражает «психологию эпохи», как массовая культура. Спустя полстолетия ее кумиры оказываются забытыми, но еще через сто лет историк находит в их творениях драгоценный материал для реконструкции умонастроений и вкусов времени. В XIX веке воплощением расхожих представлений о «высоком искусстве» стала салонная живопись, а одним из самых ярких проявлений ее во Франции — творчество Александра Кабанеля.

Кабанель был, пожалуй, самым популярным и именитым художником эпохи Второй империи (1852-1870). Модный портретист, любимый живописец Наполеона III и других европейских правителей, он вошел в историю искусства как символ изжившей себя академической традиции, умело приспособившейся к требованиям времени. Кабанель был обладателем многих наград, членом французской Академии,

профессором Школы изящных искусств, участником жюри всех выставок официального Салона. По язвительному наблюдению современника Кабанеля,’ «шелковистая кожа и тонкие руки его портретов были постоянным источником восхищения для дам и раздражения для художников».

Причину громкой славы Кабанеля, довольно слабого рисовальщика и банального колориста, следует искать в той социальной реальности, которая породила подобный вид творчества. Избранный художником тип картины как нельзя более соответствовал стилю жизни и претензиям «высшего света» Второй империи. А сам характер живописи с ее гладкой красочной поверхностью, виртуозно исполненными деталями и «сладостным» колоритом импонировал и всей массе зрителей — постоянных посетителей выставок в Салоне. Говорить о Кабанеле заставляет, однако, не только его прижизненная популярность, но и живучесть того художественного явления, которое он так полно выразил. Поучительный пример Кабанеля помогает раскрыть интригующую загадку салонного искусства.

Биография художника складывалась удачно и счастливо. Родившись в 1823 году в университетском городке Монпелье на юге Франции, Кабанель воспитывался в приверженной традициям академической среде. Перевезенный в детстве в Париж, он поступил в 1840 году в Школу изящных искусств в мастерскую Франсуа Пико. В 1845 году он успешно закончил курс обучения и был удостоен Большой Римской премии за картину «Христос перед судьями». Вместе со своим другом, коллекционером и знатоком античности А.Брюа, Кабанель поселился в Риме, где окончательно оформился его стиль.

Привезенная Кабанелем из Рима картина «Смерть Моисея» была показана в Салоне 1852 года и принесла ее автору первую выставочную награду в бесконечной цепи медалей и поощрений. Выступление Кабанеля в парижском Салоне стало как бы прологом, визитной карточкой художественной жизни Второй империи. В дальнейшем художник стал поставлять ко двору Луи Наполеона Бонапарта с его блеском и роскошью, погоней за удовольствиями и полным безразличием к средствам их достижения живописную «приправу» в виде иллюстраций пикантных или драматических эпизодов истории и литературы. Многочисленные более или менее обнаженные женщины, призванные изображать в его произведениях Суламифь, Руфь, Клеопатру, Франческу да Римини или Дездемону, удручают однообразием лиц с «горящим взглядом», расширенных, обведенных тенями глаз, жеманных жестов и неестественно розовым тоном манерно изогнутых соблазнительных тел.

Свойства искусства Кабанеля импонировали вкусу высоких заказчиков. В 1855 году, помимо первой медали на Всемирной выставке 1855 года за картину «Триумф святого Людовика», Кабанель был награжден орденом Почетного легиона, в 1864 году он был произведен в офицеры, а в 1878 году — в командоры ордена. В 1863 году он был избран членом Академии на место, которое до него занимали Ж.-Л.Давид, Ж.-Ж..Лебарбье и Орас Верно. В том же 1863 году, вошедшем в историю французского искусства благодаря знаменитому «Салону отверженных», где демонстрировался «Завтрак на траве» Э. Мане, официальное положение Кабанеля как «первого живописца империи» еще более упрочилось. Наполеон III приобрел для себя две картины Кабане-ля — «Похищение нимфы» (1860, Лилль, Музей изящных искусств) и «гвоздь» официального Салона «Рождение Венеры» (1863, Париж, Лувр). Тем самым вялому и анемичному искусству Кабанеля, растаявшему, по выражению критика, «в аромате фиалок и роз», был придан статус эталона, образца господствующего вкуса и высшего достижения современной живописи.

Мифологические сцены Кабанеля, полные манерной неги, нарочитого изящества и эротической двусмысленности, воссоздают эстетический идеал эпохи, ее тяготение к «красивой жизни». Персонажи античных сюжетов Кабанеля напоминают более всего порочных и чувственных нимф Клодиона. Произведения этого французского скульптора конца XVIII века были широко известны во второй половине XIX века благодаря распространению большого количества копий с его работ и вольных интерпретаций современных скульпторов на темы Клодиона (А.Э.Карье-Беллез, Ж.Б.Клезанже).

Творчество Кабанеля было не только и не столько индивидуальным и локальным художественным явлением, сколько воплощением определенного принципа. Оно принадлежало к типу очень распространенного в XIX веке искусства, рассчитанного на средний, массовый вкус, использующего для завоевания популярности опробованные приемы. Многочисленные кумиры века, апостолы салонного классицизма А.Кабанель, В.Бугро, Ж.Эннер, П.Бодри владели всеми историческими стилями и не выработали своего собственного. Недаром современник писал об одном из этих законодателей художественной моды: «Обыкновенно все принимают его картины за копии с произведений самых различных художников… Тем не менее художник благоденствует, и самая его подражательная способность, самое отсутствие чего-либо самобытного как бы способствует его успеху». Качество гарантирующей успех приятной посредственности в полной мере отличало и работы Александра Кабанеля.

С установлением республики Кабанель не потерял своей славы. Он был буквально завален заказами, изготовляя стереотипно изящные женские портреты («Портрет Катарины Вульф», 1876, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) и изображения «роковых красавиц» прошлого («Федра», Музей Монпелье). Не менее успешно выступал он и в качестве педагога, проявляя известную либеральность в отношении своих учеников, среди которых были Ж.Бастьен-Лепаж, Б.Кон-стан, Э.Моро, Ф.Кормон, А.Жервекс.

На протяжении всей своей жизни привилегированного и обласканного светом художника Кабанель оставался верен усвоенным приемам. Его произведения находятся как бы вне времени. Их гладкая эмалевидная живопись, ловко составленная композиция (компиляция из популярных образцов мирового искусства), тщательная проработка подробностей, аффектированный театральный жест, «однообразная красивость» лиц не предполагают никакой внутренней эволюции.

Однако, несмотря на консервативность собственного художественного метода, «не способного даже воплотить банальность его замыслов» (Ф.Базиль), Кабанель выказывал иногда определенную широту суждений. Так, уже в 1881 году он, на протяжении многих лет резко отрицательно относившийся к Э.Мане и импрессионистам, выступил в защиту представленного на выставку «Портрета Пертюизе» работы Э.Мане. «Господа, среди нас не найдется, возможно, и четырех, кто мог бы написать голову, подобную этой», — эти слова почтенного и признанного мэтра служат невольным признанием решительной победы нового направления во французском искусстве.

Использованы материалы статьи Е.Гордона в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: