Аллегория веры (картина). Ян Вермеер.Аллегория живописи Аллегория веры

У этого термина существуют и другие значения, см. Кружевница.

Ян Вермеер
Кружевница
, 1669–70
De kantwerkster
Холст, масло. 24, 5×21 см
Лувр, Париж

Кружевница

(нидерл. De kantwerkster) — картина, написанная голландским художником Яном Вермеером (1632—1675), которая была завершена между 1669—1670 годами, а в настоящее время находится в парижском музее Лувр
.

Описание

На картине изображена девушка, одетая в жёлтый наряд. В левой руке она держит пару катушек с нитками и аккуратно втыкает булавку в подушечку, на которой делает кружево. «Кружевница» — самая маленькая и самая необычная картина из всех работ Яна Вермеера (24.5 См. x 21 см)]]

.

Художник изобразил девушку сидящей напротив белой стены. По всей видимости Вермеер это сделал, чтобы зритель не мог отвлечься от центральной фигуры девушки на другие предметы, изображённые на заднем фоне. Как и с картинами «Астроном» и «Географ», Вермеер тщательно продумал композицию «Кружевницы» перед тем, как он её создал]. При создании картины художник, возможно, использовал камеру-обскуру, так как можно увидеть много оптических эффектов, применяемых в фотографии, Например: размытый передний план]. Вермеер предложил необычной для голландской живописи эпохи барокко способ глубины резкости, достигаемой благодаря визуализации участков холста, находящиеся вне фокуса]

.

В «Кружевнице» художник изобразил разные элементы, которые составляют образ девушки, а также предметы и материалы, с которыми она работает, в абстрактной манере. Руки девушки, её кудри, а также глаза и нос изображены в абстрактной манере, нетипичной для живописи эпохи барокко, в которой жил и работал Ян Вермеер. Кроме того, красные и белые кружева показаны на картине, как будто слитые от шитья на подушечке]. Эти «размытые» нитки резко контрастируют с точностью кружева, с которым работает девушка]

.

Образ кружевницы в искусстве

То, что кружевоплетение на коклюшках — искусство, это бесспорно! Но какой интерес во всех видах этого искусства вызывала сама КРУЖЕВНИЦА? Кружево всегда ценилось буквально на вес золота, плетение кружева — ремесло непростое, требующее внимательности, сноровки, усидчивости. Этот сложный повседневный труд девушки и женщины выполняют с легкостью и любовью, он им привычен и даже приятен. В каких видах искусства можно встретить фигуру труженицы-кружевницы?

СКУЛЬПТУРА

Молодая испанка спокойно и с достоинством расположиласьв барселонских садах. Удобно пристроив валик с работой и неприхотливо, даже как-то уютно, подвернув ноги, она собирается продолжить работу вот прямо в следующую секунду.

Это оригинал памятника. На платформе в парке стоит памятник кружевнице, автором которого является скульптор Хосеп (Жузеп) Виладомат.

Италия. Замечательный памятник кружевницам находится в небольшом итальянском городе Оффида. Автор памятника — скульптор Aldo Sergiacomi (1983). Пожилая кружевница, положив руку на свой валик, внимательно и придирчиво смотрит на работу дочери и внучки. Молодая женщина полностью погружена в создание кружевного шедевра, но, кажется, всё же поглядывает из-под ресниц на юное поколение, контролирует ситуацию. А девчушка — этот воробышек с озорными косичками, устроив валик на коленях, как большого кота, поддерживая левой коленкой, чтобы не ускользнул, просто плетёт — легко, как играет. Кажется, только дай команду, и «воробышек» вспорхнёт и помчится, встряхивая косичками. Кстати, памятник тоже стоит в парке у воды, небольшая треугольная чаша фонтана отделяет его от зрителей.

Португалия. Изумительный и очень нежный, реалистичный памятник кружевнице разместился в г. Вила-ду-Конде (округ Порту). Памятник поставлен 7 ноября 1993 года по решению Городского совета как дань памяти всем женщинам-кружевницам города.

Памятник кружевнице в г. Раума, Финляндия.

САНТОНЫ — миниатюрные глиняные фигурки.

Изначально сантоны изготавливались к Рождеству для украшения ясель.

К другой категории относятся фигурки жителей Прованса, представителей различных профессий и ремесел. Их тоже стали включать в сценку с Рождественскими яслями, и теперь у колыбели младенца с поклоном собиралась целая деревня!

Кружевницы — фигурки, выполненные в технике Santon (figurine), народное искусство Прованса.

ФОТОГРАФИЯ. ОТКРЫТКИ

  • Нормандская кружевница на старинной открытке.
  • Русские кружевницы на фото.

Кружевница (Московская губерния).

Девочка-кружевница (Центральная Россия).

Ученицы Кукарской школы кружевниц. Вятская губерния.

Ознакомительная открытка-фото с ассортиментом вологодских ремесленниц.

ЖИВОПИСЬ

Самой популярной в нашей стране является картина «Кружевница» Василия Андреевича Тропинина. Её можно назвать одним из любимых шедевров русской живописи. Она создана в 1847 году и относится к жанровым портретам, то есть это не просто изображение человека, а небольшая сценка из жизни. Девушка плетет кружево, на мгновение отвлеклась от работы и подняла глаза на художника. Именно этот момент запечатлен на полотне. Зрителю кажется, что веселая кружевница улыбчиво смотрит именно на него.

Портрет прекрасен, но интересна и его история. Дело в том, что Василий Тропинин был крепостным. И только когда ему исполнилось 47 лет, его владелец решил дать ему вольную. Талантливый живописец стал свободным, но ему еще нужно было доказать, что он художник, чтобы получить это звание от Петербуржской Академии Художеств.

При советской власти дань художников кружевницам была о в исполнении художника Кацман Е.А (1927) .

Художник — Н. И. Крюков.«Вологодские кружевницы».1953 год, Вологда. Фигуры на полотне расположились так, как хотел художник. Он пытался переплюнуть Веласкеса. Девушка в розовой кофточке, стоя на шаткой стремянке, прикладывала кружевную струю к огромному прозрачному плетению, и надпись шла через все кружево, тщательно вывязанная. На переднем плане, спиною к зрителю, сидит кружевница в красном платье. Он ее с жены Вали писал. Уломал наконец: согласилась позировать! В мастерскую пришла не одна — ясно, вместе с сестрой Ниной. Нину Коля поставил на стремянку, Валю посадил на табурет, спиной к себе. Заставил правую руку поднять, на запястье — кусок роскошного кружева положил.

Художник — А.М. Киркиж. «Вологодские кружевницы», 1948 г.

Художник — А.И. Смоленцева, «Светлый зимний день» (Вологодское кружево).

Огромный вклад художников в почитании кружевниц был внесён в XVII-XX веках в Европе!

Самым знаменитым зарубежным полотном с изображением кружевницы считается картина художника Яна Вермеера.

Вермеер Дельфтский, Нидерланды, (Jan Vermeer van Delft), 1632-1675 — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.

Художник-Ян Верме́ер, «Кружевница», 1664 г.

Художник — Бернард Кейл, «Кружевница».

Бернарда Кейля (Эберхарда Кейлау, Бернардо Монсу) (1624-1687) датским художником можно назвать лишь условно. Родился он действительно в Дании, но его отцом был немецкий живописец, учился в мастерской Рембрандта и в возрасте 27 лет переехал в Италию, где и работал сначала в Венеции, а затем в Риме. Большинство его картин созданы в итальянский период и выдают влияние скорее итальянских же караваджистов, чем Рембрандта.

Художник — Николас Мейс, голландская кружевница 1656-1657 (Nicholas Maes, Dutch The Lacemaker 1656-1657)

Художник — Мас, Николас. «Старенькая кружевница», около 1655 года. (Nicolaes Maes)

Встречаются также написания Николас Маас, Николас Маес, Николас Маэс, Николас Мейс и Николаес Маес, крещён в январе 1634, Дордрехт — похоронен 24 ноября 1693, Амстердам) — голландский художник, знаменитый своими портретами и жанровыми сценами, один из последних представителей Золотого века голландской живописи.

Художник — Ян Миленс Моленаер (Голландия 1610-1668) «Кружевница»

Jan Miense Molenaer (Dutch, 1610-1668), «The Lacemaker».

Бельгийский художник — Джозефус Лорентиус Дикманс, «Кружевоплетение». (Josephus Laurentius Dyckmans (1811-1888))

Художник Антонио Паолетти, «Венецианские кружевницы». (Antonio Ermolao Paoletti di Giovanni (Venice 1834-1912))

Итальянский живописец, живший в Венеции и писавший в основном жанровые сцены из венецианской жизни.

Художник — Эмма Экваль. «Юная кружевница» Emma Ekwall (Tranås, January 18, 1838 — Stockholm, 1925)

Эмма Экваль (18 января 1838 года — Стокгольм, 1925) была шведским художником. Она училась в Академии художеств в Стокгольме с 1865 по 1871 год. После окончания школы она провела некоторое время в Мюнхене и Лейпциге. Она рисовала портреты, жанровые картины и натюрморты с детьми.

Это была лишь малая доля информации по данной теме. А сколько ещё и ещё можно встретить на просторах интернета. Интересуйтесь, ищите и делитесь с нами на «Ярмарке Мастеров». Была рада заинтересовать вас темой!

Сравнения

Картина Вермеера часто сравнивается с одноимённой картиной голландского портретиста Каспара Нечера. Хотя картина Яна Вермеера сильно отличается от неё своим настроением. В картине Каспара Нечера, обувь девушки и раковины мидий на её коленях имеют сексуальную коннотацию. Кроме того, обувь, изображённая на картине Нечера, возможно, не принадлежит самой девушке, что ещё раз намекает на сексуальный подтекст]

.

По словам историка искусств Лоренса Гоуинга

:

«Вермеер достиг вершины зрелости. Нет возможности для расширения, так как не был открыт универсальный стиль. Мы никогда не имеем чувство изобилия, которое дают нам характерные творения того века, в том смысле, что они открыты, готовы работать. Есть только «Кружевница», и мы не можем её представить себе иначе. Это полное и единственное определение].»

Не только Рембрандт: что нужно знать о художниках Лейденской школы

ГМИИ им. А.С.Пушкина показывает огромную коллекцию лейденского круга художников из собрания Томаса С.Каплана: среди них есть великий Рембрандт, его учителя и ученики. «Афиша Daily» с помощью куратора выставки разбирается, как они были связаны друг с другом — и кто из них кого вдохновлял

Лара Ягер-Красселт

Куратор Лейденской коллекции

Никто из голландских художников в то время не работал сам по себе, особенно в Лейдене.

У каждого из этих великих мастеров был свой путь в живописи, однако они внимательно следили за творчеством друг друга и оказывали друг на друга огромное влияние. Каждая работа, представленная на выставке, уникальна.

Но рассматривая их все вместе, можно острее почувствовать, что же было сутью мастерства каждого из них — и что из себя представляла панорама голландского искусства XVII века.

«Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)». Около 1624–1625

Аллегория веры, Ян Вермеер, около 1670

В Лейденской коллекции есть три ранние работы Рембрандта.

Кажется, что они не имеют ничего общего с тем художником, которого мы знаем, но если вы присмотритесь к ним повнимательнее, то увидите, что уже здесь он размышляет о свете, а его персонажи выглядят очень живыми.

В серии «Аллегории» он рассказывает о чувствах: слухе, осязании, обонянии. Эти работы переполнены эмоциями и экспрессиями, и в них уже можно увидеть отзвуки того, чем он станет.

Ян Ливенс

«Игроки в карты». Около 1625

Аллегория веры, Ян Вермеер, около 1670

На заре карьеры Рембрандта большие надежды подавал его друг Ливенс, с которым он вместе приехал в Лейден и делил мастерскую.

Если ранний Рембрандт создавал небольшие работы, то Ливенс работал совсем в другом масштабе, однако в этих картинах было много общего: и плотная композиция, и эффектно выставленный свет.

Ливенс казался более ясным и сильным художником, и, когда человек от голландского губернатора отправился в Лейден, чтобы оценить художественные таланты, то было неочевидно, что именно Рембрандт станет самым великим художником своего времени.

Интересно, что про Ливенса до недавнего времени как будто не вспоминали — хотя он был чудесным художником. Он тоже учился у Ластмана, но выбрал другой путь: когда Рембрандт поехал в Амстердам, Ливенс отправился в Англию, чтобы работать с британским двором, он стал писать портреты в духе фламандцев — и больше никогда он не создавал таких больших работ с драматическими тенями.

Источники

  • Bonafoux, Pascal. Vermeer
    . New York: Konecky & Konecky, 1992. ISBN 1-56822-308-4
  • Gowing, Lawrence. Vermeer
    . University of California Press, 1950.
  • Huerta, Robert D. Giants of Delft
    . Bucknell University Press, 2003. ISBN 0-8387-5538-0
  • Huerta, Robert D. Vermeer and Plato: Painting the Ideal
    . Bucknell University Press, 2005. ISBN 0-8387-5606-9
  • Wheelock, Arthur K. Vermeer: The Complete Works
    . New York: Harry N. Abrams, 1997. ISBN 0-8109-2751-9

Vermeer van Delft … Ян Вермеер Делфтский

Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632–1675), голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Дата рождения художника неизвестна, однако по сохранившейся записи о его крещении в Новой церкви Делфта (крещен 31 октября 1632) можно предположить, что будущий великий нидерландский художник родился в конце октября. Работал Вермеер в Делфте, как художник, вероятно, сложился под влиянием трагически погибшего при взрыве порохового склада талантливого мастера Карела Фабрициуса. Существует версия, что молодой Вермеер мог обучаться у «итальяниста» Леонарта Бреймера, с которым его семья поддерживала достаточно близкие отношения. Достоверно известно, что 29 декабря 1653 года начинающего художника приняли свободным мастером в делфтскую гильдию Святого Луки, объединявшую живописцев всех жанров, мастеров стекольных и фаянсовых дел, ювелиров и торговцев картинами. Ранние картины Вермеера отмечены тягой к монументальности и возвышенности образов, и, кроме того, свидетельствуют о влиянии итальянского барокко (“Христос у Марфы и Марии”, Национальная галерея, Эдинбург; «Диана и нимфы», Маурицхейс, Гаага, 1653-1655).

В крупнофигурном полотне “У сводни”, ярко жизненной композиции, полной молодого задора и полнокровной чувственности, элементы тонального колорита смело сочетаются с крупными звучными пятнами чистого цвета. Безусловно сильное влияние на творчество Вермеера оказало искусство голландского мастера жанровой живописи Питера де Хооха, проживавшего в Делфте с 1652 по 1662 годы. Стиль этого живописца в дальнейшем нашел развитие в картинах Вермеера. 20 апреля 1653 года Ян Вермеер женился на Катарине Болнес, дочери преуспевающего владельца кирпичной фабрики в окрестностях города Делфта. Кальвинистское вероисповедание художника первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес, однако впоследствии взаимоотношения значительно улучшились. Нет достоверных сведений, что Вермеер стал католиком, приняв вероисповедание своей жены Катарины, но известно, что своих детей художник воспитывал в религии их матери.

1656, Картинная галерея, Дрезден

  • «Дама и ее служанка» 1667
  • «Девушка с кувшином воды» 1662
  • «Искусство живописи» 1666-67
  • «Женщина, занятая весами» 1663
  • «Девушка, пишущая письмо» 1665
  • «Девушка, примеряющая ожерелье» 1662-1664
  • «Концерт » 1665
  • «Любовное послание» 1665
  • «Ответное послание» 1667
  • «Офицер и веселая девушка» 1657
  • «Портрет девушки в красном уборе» 1668
  • «Служанка с кувшином молока» 1660
  • «Святая Пракседа» 1655
  • «Дама и два кавалера» 1659

«Девушка, читающая письмо у окна» 1657В конце 1660-х годов художник стал часто изображать богато обставленные комнаты, в которых дамы и кавалеры музицируют, ведут галантные беседы (“Любовное письмо”, Рейксмузеум, Амстердам, и др.).

Особым обаянием обладают созданные в этот период образы людей труда, искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества (“Кружевница” и “Астроном”, обе картины в музее Лувра, Париж; “Географ”, Штеделевский художественный институт, Франкфурт).

Многие из жанровых сцен Вермеера суть обобщенные жанровые портреты.

Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственности как таковой, воплощениями души, как бы тоскующей на темном, ночном фоне в “Девушке с жемчужиной”, либо, напротив, пытливого разума — в поздних картинах “Географ” и “Астроном”.

  1. «Географ» 1668-69
  2. «Астроном» 1668-69
  3. «Кружевница» 1669-70
  4. «Дама у спинета» 1670-1672
  5. «Аллегория веры» 1670–1672
  6. «Дама у вирджинала» 1670–1672

«Молодая женщина с гитарой» 1671–1672В последние годы жизни Вермеера его финансовое положение сильно ухудшилось в связи с начавшейся в 1672 году франко-голландской войной. Спрос на картины резко упал, живописец вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить одиннадцать детей и других членов семьи.

Тяжелое материальное положение, вероятно, ускорило приближение смерти.

Неизвестно, что произошло, острое заболевание, или неизбежная депрессия в связи с постоянными финансовыми проблемами, которая подтачивала здоровье художника последние несколько лет, но похоронили Вермеера 15 декабря 1675 года в семейном склепе в Делфте.

Ярко индивидуальное искусство Вермеера после его смерти не было оценено современниками и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в XIX веке, благодаря деятельности художественного критика и историка искусства Этьена Теофиля Торе, который «открыл» Вермеера для широкой публики в 1866 году.

При подготовке описаний ряда картин художника (“Астроном”, “Географ” и некоторых других) использована часть текстовых материалов прекрасного сайта, посвященного жизни и творчеству Яна Вермеера Делфтского https://irinaepifan.narod.ru/. Выражаем автору сайта Ирине Епифановой свою благодарность.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://nekrasov1979.livejournal.com/278111.html

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: