Воображаемый музей – Эдуард Мане. Завтрак на траве. Галерея искусств Курто

Сад Тюильри находится в самом центре Парижа. На западе к Саду Тюильри примыкает площадь Согласия, за которой раскинулись Елисейские поля. С восточной стороны Сада расположен Лувр, а на севере — авеню Риволи, ведущая к Вандомской площади. На авеню установлена скульптура Жанны д’Арк.

С южной стороны Сада Тюильри протекает река Сена. Основные аллеи Сада расходятся в разные стороны света.

Несколько веков назад с Садом соседствовал дворец Тюильри, но он был разрушен во времена Парижской коммуны.

В наши дни сад Тюильри — один из самых больших регулярных или «французских» парков Парижа, что означает строгую геометрию в очертаниях аллей и мест посадки деревьев. Этот стиль парков преобладал в XVII веке, так люди с помощью архитектурного замысла подчеркивали власть человека над природой.

© Benedikt Beun

Презентация по истории изобразительного искусства “Эдуард Мане”

Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по истории изобразительного искусства “Эдуард Мане”
Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ЭДУАРД МАНЕ (1832 – 1883) Автор презентации: Калабун Алена Витальевна – преподаватель МБУДО «МАРТЮШЕВСКАЯ ДШИ»

2 слайд Описание слайда:

Имя Эдуарда Мане на протяжении всей карьеры было связано со скандалами, ссорами и спорами об искусстве, однако знаменитый художник не мыслил творчества без собственных идей и независимого восприятия.

Вдохновляясь мастерами классического искусства, Мане стал одним из родоначальников одного из самых новаторских направлений в живописи – импрессионизма.

И, в конце концов, его работы были признаны творческим сообществом, а сам он возведён в ранг одного из важнейших художников XIX века. Эдуарда Мане «Автопортрет с кистями»

3 слайд Описание слайда:

Э. Мане Портрет господина и мадам Мане 1860 Отцом Эдуарда Мане был глава Министерства юстиции Франции Огюст Мане – он настоял на том, чтобы отпрыск учился на юриста. Впрочем, молодой Эдуард не разделял энтузиазма отца и не проявлял к учёбе никакого интереса, желая стать художником. В этом портрете Мане делает уступки буржуазной добропорядочности.

Глава семьи сидит у стола, а жена вежливо стоит рядом. Во время написания полотна отец уже был в отставке и тяжело болел. Возможно, поэтому настроение в картине печальное, подавленное. Мать изображена с корзинкой в ​​руке, берет клубки. Разноцветные нити и голубые ленты чепчика матери — самые яркие цвета среди темноватых, серых и черных красок полотна.

4 слайд Описание слайда:

В 1848 году Эдуард Мане учился в мореходной школе и отправился в учебное плавание на парусном судне. В ходе этого путешествия 16-летний Эдуард посетил Бразилию, буйство красок которой лишь усилило стремление юноши реализовать себя в искусстве.

Увлечение живописью стало поводом для целого ряда путешествий Мане. Он посещал голландские музеи, отправился в Венецию и Флоренцию, познакомился с работами мастеров Возрождения, картинами Веласкеса и других художников. .

Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают посещать различные салоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества.

Молодого художника часто приглашали в различные салоны, где он завязал ряд знакомств и сдружился с о скандально известным поэтом Шарлем Бодлером. Кроме того, Мане регулярно посещал Лувр и оттачивал навыки, рисуя копии известных картин.

5 слайд Описание слайда:

Э. Мане «Любитель абсента», В этот период Мане решил, что его обучение завершено, однако его картина «Любитель абсента», которую он отправил для Парижского салона, была отвергнута жюри. Среди основных претензий было отсутствие дальних планов, несогласованность перспективы и теней, а также отсутствие полутонов. Этот отказ надломил художника, и на время он потерял вдохновение.

6 слайд Описание слайда:

Эдуард Мане, «Гитарреро», 1861 год Двумя годами позже Мане предпринял ещё одну попытку принять участие в Парижском салоне. На этот раз жюри одобрило картину «Гитарреро», за которую художник помимо прочего получил премию, вместе с которой к нему пришли первые заработки и признание публики.

7 слайд Описание слайда:

Э. Мане «Музыка в саду Тюильри» 1862 Вдохновившись первыми успехами, Эдуард Мане в 1862 году написал инновационную картину «Музыка в Тюильри». Особенностью работы стало то, что лица персонажей полотна были написаны мазками и были различимы лишь на отдалении, в то время как с близкого расстояния превращались в размытые абстрактные формы.

8 слайд 9 слайд Описание слайда:

«Завтрак на траве», Эдуард Мане, 1863 год Для следующего Парижского салона Мане отобрал ещё ряд картин, однако те снова не были одобрены жюри.

Вместе с другими художниками, которым было отказано в участии, Мане принял участие в альтернативной выставке – «Салон отверженных».

Одна из его работ – «Завтрак на траве» – на этой выставке была поднята на смех, стала одним из символов «Салона отверженных» и приобрела скандальную славу.

10 слайд Описание слайда:

«Олимпия», Эдуард Мане, 1863 год Картины Мане подверглись резкой обструкции в обществе, тем не менее какое-то время его работы выставлялись как в официальном Парижском салоне, так и в «Салоне отверженных». Сам же художник не стремился отказываться от найденного направления и написал картинку «Олимпия», которая спровоцировала грандиозный скандал и настоящую травлю Мане.

11 слайд Описание слайда:

«Железная дорога», Эдуард Мане, 1873 год В этот период Мане сблизился с другими молодыми художниками, среди которых были будущие звёзды импрессионизма В начале 1870-х он бок о бок работал с Клодом Моне, однако выставкам коллег предпочитал официальные Салоны. Впрочем, стремившись к признанию, Мане не отходил от выработанного стиля. В результате очередная его работа – «Железная дорога» – снова вызвала антипатию жюри.

12 слайд Описание слайда:

Лишь несколькими годами позже жюри признали работы Мане. В 1979 году картины «В оранжерее» и «В лодке» были приняты к участию. Публикой они тоже были встречены весьма тепло, что позволило художнику покончить с чередой скандалов и критики. «В оранжерее», Эдуард Мане, 1874 год

13 слайд Описание слайда:

В 1879 году у Мане случился первый приступ ревматизма, и вскоре выяснилось, что художник болен нарушением координации движений. Болезнь быстро прогрессировала, но Мане продолжал писать многочисленные натюрморты и акварели. «В лодке», Эдуард Мане, 1874 год

14 слайд Описание слайда:

«Бар в «Фоли-Бержер», Эдуард Мане, 1882 год Несмотря на болезнь, Мане удалось создать ещё одно масштабное полотно –«Бар в «Фоли-Бержер». Художник изобразил парижское кафе, в котором он любил бывать вместе с друзьями.

В этой картине прекрасно переданы шум толпы, блеск огней, богатство и роскошь парижской жизни. Эта картина стала последней большой работой художника и удостоилась высоких оценок даже тех, кто постоянно выступал против работ Мане.

В 1882 году в возрасте 50 лет Эдуард Мане, наконец, получил то признание, к которому стремился всю жизнь.

15 слайд Описание слайда:

В апреле 1883 года художнику ампутировали левую ногу, а через одиннадцать дней – 30 апреля – он умер в страшной агонии. Эдуард Мане был похоронен в статусе одного из величайших и самых неординарных художников своего времени. Церемония прошла в присутствии всей творческой интеллигенции Парижа.

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-izobrazitelnogo-iskusstva-eduard-mane-2513006.html

Мусоргский. Картинки с выставки — Тюильри

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

Тюильрийский сад (Ссора детей после игры)

«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях.

В феврале 1874 года в Петербурге открылась посмертная выставка работ русского художника-архитектора, Виктора Александровича Гартмана. Тут были самые разнообразные работы: картины, рисунки, эскизы театральных костюмов, архитектурные проекты, макеты, даже мастерски выполненные игрушки. Во всем чувствовался большой талант художника.

В день ее открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом. Это был известный русский художественный критик, выдающийся знаток живописи, архитектуры и музыки Владимир Васильевич Стасов. Выставка была организована по его инициативе.

Вместе с ним выставку осматривал композитор Модест Петрович Мусоргский. Не спеша переходили они от одного экспоната к другому.

— А почему бы вам. Модест Петрович, — сказал вдруг Стасов, — не написать музыку по этим замечательным работам Гартмана? И сами вы, я вижу, чувствуете, что многие из них просятся на музыку.

Прошло совсем немного времени, и Модест Петрович Мусоргский написал десять фортепианных пьес, объединенных в прекрасную сюиту «Картинки с выставки».

Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. Музыка всех этих пьес настолько образна, что, слушая ее, мы почти зримо представляем работы художника, хотя и не видели их.

Сюита — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы — «картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение сюиты являются уникальными в классической музыкальной литературе.

Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно.

Начинается сюита небольшой вступительной частью, названной «Прогулка». Музыка «Прогулки» звучит также и между отдельными пьесами сюиты, связывая их, словно композитор (а с ним и слушатели) прохаживается по залам выставки и останавливается возле каждой работы художника. Широко, вольно звучит музыка «Прогулки»; мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека, который медленно идет.

Прогулка к пьесе – «картине» «Тюильри» очень короткая (8 тактов).

«Тюильри» (так называется парк в Париже) или, уточняется в подзаголовке, «Ссора детей после игры». Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек». Эта короткая пьеса совершенно отличается по характеру от предыдущей. Это живая жанровая сценка. В ее музыке мы ощущаем радостное настроение солнечного летнего дня, ритм напоминает детские считалки и дразнилки. Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая ссора. Мелодия становится выразительной, как человеческая речь, словно кто-то из детей жалуется старшим на товарища, который его обидел.

Поскольку сам Мусоргский за границей не был, исследователи полагают, что характеры своей пьесы он мог подсмотреть, например, в петербургском Летнем саду.

В «Картинках с выставки» Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях. Мы видим, что музыка, как и другие виды искусства, отражает всю многогранность жизни, может быть средством осуждения социального угнетения и несправедливости, выражать передовые идеи своего времени. Мусоргский нашел в картинах художника не только темы для музыкальных картин, — он нашел в них определенное социальное содержание и подчеркнул его своей музыкой.

Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году — с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии — профессор Киевской консерватории.

С тех пор «Картинки с выставки» прочно вошли в концертный репертуар пианистов всего мира.

Французский композитор М. Равель сделал замечательное оркестровое переложение сюиты. В его инструментовке «Картинки с выставки» часто исполняются в симфонических концертах.

Презентация

В комплекте: 1. Презентация — 10 слайдов, ppsx; 2. Звуки музыки: Мусоргский. Картинки с выставки. Прогулка (в симфоническом исполнении), mp3; Мусоргский. Картинки с выставки. Тюльирийский сад (в симфоническом исполнении), mp3; Мусоргский. Картинки с выставки. Прогулка. Тюльирийский сад (в фортепианном исполнении), mp3; 3. Сопровождающая статья, docx; 4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Эдуард Мане

На протяжении всей жизни картины основоположника импрессионизма Эдуарда Мане, освободившего живопись от оков академических стандартов, подвергались критике. Современники гравера, увязшие в косности и консерватизме общепринятых норм, восхищались работами, написанными в соответствии с художественными канонами, порицая тех, кто пытался привнести в искусство что-то новое.

Портрет Эдуарда Мане

Из-за того что публика на протяжении долгого времени не понимала и не принимала произведений, отражавших личное мировосприятие художника, первая официальная выставка сообщества, в которое, помимо Мане, входили небезызвестные Камиль Писсарро, Пьер Ренуар, Поль Сезанн, Фредерик Базиль и Эдгар Дега, ознаменовалась провалом.

Детство и юность

23 января 1832 года в Париже у главы министерства юстиции Огюста Мане и его жены Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата, родился сын, которого назвали Эдуардом. Родители импрессиониста надеялись, что горячо любимое чадо получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника.

Воображаемый музей – Эдуард Мане. Завтрак на траве. Галерея искусств Курто

В создании «Воображаемого музея» в ГМИИ принимал участие Институт искусств Курто (в составе Лондонского университета). Это одно из значительных художественных учреждений Англии. С 1947 года Институт носит имя текстильного фабриканта и коллекционера искусства Сэмюэла Курто (1876-1947), передавшего в Институт собрание картин художников итальянского Возрождения и французских импрессионистов.

Своих первых студентов Институт принял осенью 1932 года. В начале 1930-х к нему были присоединены Институт Варбурга, переведенный в Англию из Германии после прихода к власти нацистов, и уникальная библиотека Варбурга из Гамбурга. Тогда же поступила коллекция искусства ХХ столетия известного британского критика Роджера Фрая. С 1989 года Институт Курто располагается на берегу Темзы в выдающемся памятнике архитектуры XVI века Сомерсет-хаусе, где ранее размещалась Королевская Академия искусств.

Ныне в открытой для публики галерее Института можно увидеть картины выдающихся итальянских живописцев Лоренцо Монако, Сандро Боттичелли, Джованни Беллини, шедевр нидерландского художника Квентина Массейса, пейзаж Питера Брейгеля Старшего, полотна Джанбаттиста Тьеполо и Петера Паула Рубенса. На третьем этаже здания выставлены полотна импрессионистов.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863

Эдуард Мане — Завтрак на траве

Так вот, в «Воображаемый музей» поступила работа Эдуарда Мане (1814-1883), выдающегося французского художника, рисовальщика, гравера, новатора, роль которого в истории искусства трудно переоценить. Создав новую манеру живописи, Мане проложил путь между старым искусством, импрессионизмом и постимпрессионизмом. На выставке в Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (ГМИИ) было представлено произведение художника «Завтрак на траве» (ок.1863).

Эдуард Мане. Олимпия. 1863

Мане обучался живописи в мастерской модного в то время живописца Тома Кутюра в соответствии с академическими правилами. Начинающий художник восставал против методов учителя. Впоследствии Мане уничтожил почти все, что создал за время обучения в мастерской. Он сохранил только собственные вольные копии картин и фресок старых мастеров. От этих зарисовок и этюдов идут пути ко многим последующим работам художника.

Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри. 1862

Начиная с Салона 1861 года Мане постоянно привлекает внимание критиков. Менее всего желавший стать ниспровергателем основ официального искусства, Мане был враждебно встречен академическими кругами. Очень скоро он становится центральной фигурой прогрессивной художественной интеллигенции Парижа. Импрессионисты признают Мане своим предводителем. Хотя Мане не участвовал в выставках импрессионистов, он оказал большое влияние на формирование этого направления.

Эдуард Мане. Бар в Фоли-Берже. 1882

Привезенная картина является уменьшенным вариантом скандально известного произведения «Завтрак на траве», написанного в 1863 году. Источником вдохновения послужила картина «Сельский концерт» кисти Джорджоне из собрания Лувра. Косвенно повлияли на картину также «Паломничество на остров Киферы» Антуана Ватто и «Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе. Композицию трех главных фигур художнику подсказала гравюра XVI столетия, сделанная Маркантонио Раймонди с несохранившейся фрески Рафаэля «Суд Париса». Мане наполнил образы иным содержанием и перенес их в современную реальность.

Эдуард Мане. Портрет Евы Гонзалес. 1878

Человеческие фигуры свободно и естественно соединяются с пейзажем. Художника интересовала проблема солнечного света, воздушного пространства. Нагота натурщицы позволила Мане передать контраст между теплыми тонами ее тела и холодной серо-черной гаммой одежды мужчин.

Картина предназначалась для парижского Салона 1863 года. Однако ее вместе с тремя тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. Картина Мане была объявлена министерством двора «оскорбляющей нравственность». Непризнанные картины были выставлены на так называемом «Салоне отверженных», который был создан по инициативе императора Наполеона III.

Эдуард Мане. Гвоздики и клематис в хрустальной вазе. 1880-1883

Представленный вариант сильно отличается от большого полотна из Музея Орсэ. В уменьшенном варианте другая манера письма. Широкие мазки создают ощущение незавершенности работы.

Специалисты Института Курто долго решали вопрос, является ли картина из Курто предварительным наброском или репликой, сделанной после большой версии. Рентгеновский снимок обеих картин прояснил ситуацию. На картине из Курто нет изменений, сделанных во время написания. Большая версия содержит много переделок. Это подтверждает, что версия из Курто является именно повторением большого полотна «Завтрак на траве».

Эдуард Мане. Молодая женщина в саду. 1880

Первым владельцем полотна из Курто был друг Мане майор Ипполит Лежозн, сторонник литературного, музыкального и художественного авангарда. Вероятно, именно он попросил Мане сделать уменьшенную версию своего знаменитого полотна.

Эдуард Мане. Весна (Жанна). 1881

Для знакомства с творчеством Эдуарда Мане я поместила еще несколько его картин.

Эдуард Мане. Собака. 1876

Все картины кликабельны.

Мане Эдуард | Kramskoy

В 1863 году французское общество задохнулось от возмущения — в Салоне была выставлена картина Эдуарда Мане «Музыка в Тюильри». Она была разнесена критикой в пух и прах. Работа была сочтена попросту недоделанной, однако сейчас большинство знатоков искусства считают, что это полотно произвело революцию в живописи, став первой работой в стиле импрессионизма.

Картина «Музыка в Тюильри» полна движения, многочисленные герои не позируют, они увлеченно беседуют, не обращая внимания на зрителя. А при этом работа — это групповой портрет, на котором Мане изобразил многих своих друзей и родственников.

Здесь и родители художника, и его младший брат, его возлюбленная Сюзанна, его друг Шарль Бодлер, критик Захария Аструк, художник Альбер де Бальруа и многие другие представители столичного бомонда.

Мастер стремился передать атмосферу шумного веселья, с которым толпа парижан ожидает начала еженедельного концерта в саду Тюильри.

«Музыка в Тюильри» написана быстрыми мазками, композиция наполнена резкими контрастами светлых и темных пятен, часть силуэтов четко прописаны, в то время как остальные персонажи картины лишены светотеневой моделировки и кажутся расплывчатыми. Эта идея, что форма не должна быть стабильна, была в дальнейшем подхвачена импрессионистами.

Художник, изменивший ход истории живописи, Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже. Его отец был главой департамента Министерства юстиции, мать — дочерью дипломата.

Родители были против художественного поприща для своего сына, и под давлением отца он поступает в мореходную школу в 1847 году, где не смотря на с треском проваленные экзамены, ему предоставляют возможность отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа».

Это путешествие еще больше убедило Мане в его призвании, и, вернувшись из плаванья, он поступает в школу художника Тома Кутюра.

Через шесть лет обучения Эдуард Мане покидает школу, устав от рамок академизма. Теперь его обучение — копирование работ старых мастеров из коллекции Лувра. Первая известность пришла к художнику уже в начале 1850-х годов, но стремление «показать жизнь как она есть» принесло ему скандальную славу.

Лишь в начале 1880-х его взгляд на живопись получил безусловное признание. Но к этому моменту Эдуард Мане был тяжело болен. В апреле 1883 года ему ампутировали ногу, а через одиннадцать дней он скончался.

Эдуард Мане был похоронен в статусе одного из величайших и самых неординарных художников своего времени.

Источник: https://mkram.ru/ru/2017/04/20/eduard-mane/

Эдуард Мане. «Музыка в Тюильри».

«Зимой 1859-1860 года Мане вместе с Бодлером часто гуляет в саду Тюильри. Они вливаются в толпу элегантно одетой публики, соблазненной тенистой листвой деревьев.

Расположенный неподалеку от дворца, где императорский двор блистает роскошью, сад этот — излюбленное место встреч всего светского Парижа. Сюда приходят как в гостиную, как в салон. Расположившись на металлических стульчиках, которые можно взять напрокат, или неспешно прогуливаясь, господа в светлых жакетах и панталонах со штрипками, дамы в коротких накидках, хоронясь от весенних лучей под тенью зонтиков блеклых тонов, болтают о том о сем. Переходя от группы к группе, мило сплетничают, обсуждают события дня: избрание Лакордера во Французскую академию; косметическое молочко против веснушек, магазин, где стены сплошь обтянуты атласом золотистого цвета, — его недавно открыли на бульваре Капуцинок сестры Джорни, — там продают неописуемо прелестные дамские кофточки, лучше которых в Париже не найти. Или нашумевшие в столице концерты — вроде того, что недавно вызвал бурю восторгов и рев негодования публики: в зале на Итальянском бульваре выступал вызывающий самые жаркие споры музыкант эпохи Рихард Вагнер. Или периодические нападки на кринолин; журналисты клеймят «это зло, сеющее ужас в душах мужей». Однако вопреки высказанному духовенством осуждению кринолин «продолжает свое победоносное шествие, и самые рьяные его хулители потонут в волнах ленточек и рюшей». Или последнюю пьесу в «Фоли-Драматик» — «Париж забавляется», где исполняют куплет, как нельзя лучше характеризующий эпоху:

Без нарядовРазвлеченийЖизнь глупа — В том нет сомнений.

Мане любит Тюильри не только потому, что ощущает себя здесь в собственной среде, привычной буржуа и городскому жителю. Зрелище светского гулянья радует его взор, взор живописца, — досужая толпа на открытом воздухе, сверкающие пестрые туалеты, переливы света и теней, черные цилиндры, чередующиеся с дамскими голубыми, желтыми, розовыми шляпками-баволе. Так вот она где, та самая «современность», о которой толкует Бодлер! «Жизнь Парижа, — пишет поэт, — изобилует поэтичнейшими и чудесными сюжетами. Чудесное окружает нас, питает, как воздух; но мы не видим его». Зато Мане видит. В часы прогулок по Тюильри он быстро фиксирует в блокноте позы и лица людей, фиксирует «мимолетность, изменчивость и случайность» сцен современной жизни. Он идет даже на то, чтобы взять с собой холст и палитру и тут же, на месте сделать несколько быстрых этюдом. «Правильно только одно, — говорит он Антонену Прусту, — делать сразу то, что видишь. Вышло — так вышло. А нет — надо начать сызнова. Все остальное — чепуха».

Устроившись после прогулки в саду за столиком кафе Тортони, Мане показывает наброски постоянным своим сотрапезникам — наброски хвалят. Воодушевленный одобрением, он пишет первую картину — уголок сада, где играют дети. Но это пока прелюдия, подготовительная работа. Осуществление главного замысла, на который он возлагает самые честолюбивые надежды, еще впереди. Выбрав холст 75 сантиметров в высоту на 1 метр 20 сантиментров в ширину, он с великим тщанием приступает к работе, используя эпизоды, выполненные непосредственно на натуре, пишет сад Тюильри в самые людные часы гулянья, во время концерта — такие концерты устраиваются дважды в неделю и собирают вокруг музыкального павильона буквально весь Париж.

На этот раз Мане решительным образом отбрасывает все заветы Кутюра, все его пресловутые рецепты. Изображая собрание людей, он ощущает чувство полной раскрепощенности, пишет свободной рукой, легкими вибрирующими мазками, работает с таким пылом и наслаждением, каких ранее ему не доводилось испытать ни разу. Он не задается целью скомпоновать эту толпу как единую органичную массу. Он повинуется собственному темпераменту — нарочито подчеркивает каждый силуэт, выявляя тем самым его контраст по отношению к силуэту соседнему. Последовательное чередование темных и светлых пятен дает ритм, сообщающий изображенной сцене движение.

Люди, представленные Мане в картине, отнюдь не анонимны. Помимо его самого и его брата Эжена, это друзья и знакомые, среди которых люди широкоизвестные: Бодлер и Баллеруа, Теофиль Готье и Оффенбах, барон Тейлор и князь Бульваров Орельен Шолль, парижский хроникер, создававший свои знаменитые остроты не столько в газетах, сколько на террасе кафе Тортони; писатель Шанфлери, близкий друг Мюрже и Курбе, страстный проповедник реализма, афиширующий свои убеждения как собственной не слишком опрятной внешностью

Почему Эдуард Мане гениальный художник, но плохой фотограф

Фотография позаимствовала у живописи многие приемы – правила композиции, способы освещения. Но главное, что взяли фотографы у художников – не технические инструменты. Художники-импрессионисты показали фотографам пример того, как можно изучать окружающую жизнь, документировать ее и находить темы для работ буквально на каждом шагу.

Как уже было описано в другой записи, основы документальной фотографии и идей импрессионизма заложил Шарль Бодлер. А Эдуард Мане был первым, кто воплотил в живописи идеи Бодлера.

«Музыка в Тюильри»

«Музыка в Тюильри», Эдуард Мане, 1862

В 1862 году Мане рисует картину «Музыка в Тюильри». Действие происходит в саду Тюильри возле Лувра. В момент написания картины этот парк только открыли и пускали туда людей только в определенные дни.

Соответственно, так как парк был королевским, то и находиться в нем могли не бедные люди, поэтому на картине изображены высшие слои общества. Мы видим пейзаж довольствия и буржуазии. Мы видим виртуальное море людей.

Хорошая картина, плохая фотография

По композиции каждая часть картины «Музыка в Тюильри» одинаково интересна и не интереса. Человеческий глаз движется по картине без определенного направления, так как его нет, так как картина фрагментарна, чем напоминает фотографию. Но это плохая работа с точки зрения профессионального фотографа, ведь каждую фотографию строят по принципу выделения главного предмета.

Если смотреть на работу Мане как на фотографию, то можно предположить, что фотограф Мане захотел сфотографировать узор. Повторяющиеся элементы в фотографии – частный прием. Но на картине Мане нельзя выделить узор, его нет.

Другими словами, такую фотографию вряд ли бы взяли на передовые статьи парижские издания или бы помесили на выставку. Из всех правил композиции в фотографии в работе Мане выполнена только одна – правило третей.

Но как картина работа Мане великолепна. Все описанные недостатки с точки зрения фотографии были использованы художником в картине просто гениально. До Мане парижскую толпу и вообще толпу так никто не рисовал.

Определенно сказать, кто является нельзя. Для фотографии это плохо. Для картины это также плохо, но не в случае Мане.

Живая картина

Как фотография картина создает впечатления неорганизованности и отсутствия композиции. Каждый профессиональный фотограф заметит это и забракует работу.

Но Мане преднамеренно создавал такую композицию. Люди как бы движутся на картине и мы видим лишь короткий момент общего движения. Если представить, что мы на миг отвернемся от сцены на картине, а потом снова обернемся – то персонажи изменят свое местоположение. Создается ощущение того, что картина живет своей отдельной жизнью.

Так картина напоминает плохую фотографию, но только потому, что это уникальная картина, которая нарушает правила не только фотографии, но и живописи.

Кто написан на картине

Подсчитать количество людей на картине не возможно, это толпа из сотен персонажей. Но толпа, которую изобразил Мане, на самом деле не однородна и не безлика. Это друзья Мане, его почитатели, члены семьи.

Почти в центре картины изображен брат Мане в высокой шляпе, белых штанах и черном фраке. Шарль Бодлер, который сформировал Мане как художника, изображен в тени в высокой шляпе и трубкой в левой части картины.

Кто на картине «Музыка в Тюильри» играет музыку

Если учесть название картины, то мы можем понять, что люди на полотне Мане собрались для прослушивания музыки. Но мы не видим музыкантов, а только толпу слушателей.

Эдуард Мане. Биография и картины

Эдуард Мане (Edouard Manet) 1832-1883

Французский художник, один из основателей импрессионизма. Биография и картины.

Не думал и не гадал судья департамента Сены Огюст Мане, что его первенец, гордость отца, Эдуард вовсе не захочет быть продолжателем семейного дела, предпочтя уважаемой профессии сомнительное дело художника с неопределёнными перспективами. Но именно Эдуарду Мане будет суждено стать одним из родоначальников импрессионизма, создать совершенно новую эстетическую ценностную шкалу, изменив, таким образом, мировое изобразительное искусство.

Против семьи навстречу прекрасному

Определяющую роль в судьбе Эдуарда Мане сыграл его дядя Фурнье – именно он поддержал юношу, который бестолково учился в лучших заведениях Парижа, но оживал и расцветал, когда речь заходила об искусстве. Дядя и племянник провели много времени в залах Лувра, знакомясь с творчеством выдающихся предшественников. Именно Фурнье, закрыв глаза на протесты родного отца, стал оплачивать уроки живописи Эдуарда.

Ссоры с отцом закончились достижением компромисса — Мане было предложено выбрать любую профессию, кроме художественного поприща. Юноша выбрал морское дело. Вряд ли догадывался суровый Огюст, что этот выбор ещё больше толкнёт его сына в объятия искусства – первый и единственный круиз привёл его только к одной мысли: я буду художником и точка.

Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать.

Уроки у известного живописца-академиста Тома Кутюра не приносили творческого удовлетворения, и Мане многое постигал сам, путешествуя по Европе и копируя работы видных мастеров. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром.

В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном.

Первые успехи Мане были связаны с картинами «Портрет родителей», где автор показал филигранную игру света и оттенков, и «Гитарреро», живой энергичной картиной, написанной под воздействием концерта гитариста Уэрта. Обе работы были приняты в Салон.

В 1862 году Мане под влиянием философии Бодлера создаёт своё первое крупное произведение – «Музыка в Тюильри», целью которой стала попытка с помощью средств выразительности изобразительного искусства претворить в жизнь искусство музыкальное – этакие звучащие краски.

В том же году автор увлекается написанием портретов, заведя новое правило – написать натурщицу всего за один сеанс. Мане полагал, что только такая быстрая работа позволит ухватить мгновение, отобразив самое главное. Портреты Мане были приняты публикой с большим воодушевлением.

Скандальный автор с великим наследием

Во всём творчестве Мане особняком стоят картины, которые были в своё время жёстко раскритикованы – столько откровенен был их сюжет и воплощение, однако, именно этим работы, непонятные современниками, сегодня считаются истинными шедеврами, внёсшими новое слово в мировое искусство.

К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом.

Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист».

Но времена менялись и вокруг смелого художника с необычной манерой письма стали собираться творческая интеллигенция, стремящаяся низвергнуть старые принципы, расширив тем самым рамки художественного искусства.

Моризо, Дега, Моне, Ренуар, Дега, Базиль, Сезанн, Писсаро, Золя и ряд других писателей образуют вокруг Мане «Батиньольскую школу», выбрав местом встреч и дискуссий кафе «Гербуа», где эту необычную компанию именовали просто – «бандой Мане».

После того, как Салон всё чаще отказывается принимать полотна Мане и его единомышленников даже к рассмотрению, художник решается выстроить свой собственный павильон. Персональная выставка не принесла автору ожидаемого успеха, но ничуть не сломила — после провала он создаёт ярчайшие картины «Балкон», «Расстрел императора Максимилиана», «Завтрак в мастерской».

Биография

Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего. В 1850–1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815–1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. Мане постоянно ссорился со своим учителем; он стремился передать «настоящий дневной свет» и «писать жизнь в разное время такой, какая она есть». Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея). На этом полотне, представляющем очаровательный портрет парижского общества, изображены почти все члены семьи Мане, его друзья и знакомые, в том числе Ж.Оффенбах, Ш.Бодлер, Т.Готье.

Эдуард Мане фотография

В 1863 Мане создал свою первую крупную работу – Завтрак на траве (Париж, музей Д ‘ Орсе), полотно, буквально наполненное светом. Картину критиковали за то, что художник построил композицию центральной группы на основе гравюры Маркантонио Раймонди, сделанной по рисунку Рафаэля, придав ей современный вид, а также за то, что он осмелился изобразить одетых мужчин рядом с совершенно обнаженной женщиной.
Реклама:
В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д ‘ Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, – сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков. В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К.Моне. Вместе с К.Писсарро, А.Сислеем, Э.Дега, П.Сезанном и П.О.Ренуаром они создали группу, главой которой стал Мане. Под влиянием импрессионистов колорит Мане стал светлее, хотя он не принял их манеру наложения на холст мазков дополнительных цветов.

На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д ‘ Орсе) изображан юный пехотинец, играющий на флейте. Она могла служить подготовительной работой для полотна Расстрел императора Максимилиана Мексиканского. Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона; в Национальной галерее Лондона; в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все – 1867) и в Кунстхалле в Мангейме. Благодаря точному реализму и беспристрастности живописной трактовки это произведение превосходит все современные ему полотна на исторические темы. Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д ‘ Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане.

В эти же годы художник впервые достиг общественного признания. Искусство Мане становится все более непосредственным, самодостаточным и простым, естественным и современным. Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли «плавучей студией» (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека), и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. Другие крупные произведения этого периода – Нана (1876–1877, Гамбург, Кунстхалле); Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папашиЛятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств). В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства.

С 1879 Мане часто писал портреты друзей и натюрморты; последние по чистоте и художественной законченности принадлежат к лучшим творениям мастера. В последний период жизни Мане много работал в технике пастели.

Последнее крупное произведение Мане – картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). В ней на фоне отблесков света и отражений в зеркале он изобразил молодую девушку за стойкой бара и, быть может, бессознательно создал образ обезличенности и пустоты городской жизни. Художник планировал написать серию полотен – аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два – Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание), и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882–1883, Нанси, Музей изящных искусств). В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни.

Умер Мане в Париже 30 апреля 1883. В числе учеников мастера были его невестка Берта Моризо и Эва Гонсалес.

Лучшие дня

Иоанн Аргиропул Посетило:274Полина Виторган Посетило:271Последний русский император Посетило:265

Лучшие недели

Богат и знаменит Посетило:996Украшает мужика борода Посетило:1064Маргарита Дуглас Посетило:1005
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: