VIII. Сай Твомбли. Леда и лебедь. 1962. (1 фото)

Леда и лебедь

— художественный сюжет, изображающий Леду в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом или обнимающей лебедя в присутствии их общих детей. В силу своего эротического содержания пользовался особенной популярностью в искусстве Чинквеченто.

Изобразительное искусство

Эротическая подоплёка привлекла к теме совокупления Леды с лебедем гравёров эпохи Возрождения. Первое в искусстве того времени изображение пары содержит «Гипнэротомахия Полифила»: красавица совокупляется с птицей на триумфальной колеснице в окружении толпы. Впоследствии этот сюжет разрабатывали гравёры Джованни Батиста Палумба и Джулио Компаньола; сохранился также медальон работы Бенвенуто Челлини.

В начале XVI века Леду и лебедя изобразили три великих мастера Высокого Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело и Корреджо. Из этих прославленных работ сохранилась только последняя (да и то в сильно переписанном виде после того, как её исполосовал ножом в припадке психической болезни будущий герцог Орлеанский). Работы Леонардо и Микеланджело входили в художественное собрание французских королей и, возможно, были уничтожены набожной вдовой[1] одного из монархов.

Крамольный сюжет привлекал Леонардо возможностью разработки сплетения криволинейных очертаний женского тела и длинношеей птицы. Сохранились его наброски 1504 года, изображающие Леду сидящей. На рисунке из Чэтсуорт-хауса Леда изображена с полусогнутыми коленями. В окончательном варианте (около 1508 года) Леонардо изобразил Леду стоящей в обнимку с чёрным лебедем, тогда как у их ног ползает вылупившееся из яиц потомство. С картины сохранилось несколько копий, наилучшего качества — в Уилтон-хаусе и Уффици.

Микеланджело выполнил полотно на сюжет совокупления Леды и Юпитера для Альфонсо д’Эсте в 1529 году. В отличие от Леонардо, он изобразил героев мифа не после соития, а в процессе (прообразом могла послужить античная камея[2] из собрания Лоренцо Великолепного). Работа Микеланджело была хорошо известна в Италии и за её пределами; уцелели многочисленные с неё копии (в том числе две — Рубенса) и скульптурная версия Амманати. По-видимому, картина воспринималась современниками как манифест искусства маньеризма с его стремлением к драматичному действию и несколько вытянутым формам.

В Венеции к фривольному сюжету обращались Веронезе и Тинторетто, во Франции — Буше (несколько раз), Гюстав Моро и Сезанн, в послевоенное время — Сальвадор Дали («Атомная Леда», 1949) и венские акционисты (короткий фильм 1964 года).

Копии

Сегодня «Леда» известна в основном по копиям других художников. Одной из наиболее ранних стал рисунок Рафаэля, сделанный около 1506 года, вероятно, по предварительным эскизам. В качестве первой живописной копии иногда называют картину из галереи Уффици, приписываемую Франческо Мельци (ок. 1515). От других ранних копий «Леды» (Чезаре да Сесто, 1515 — 1520; Содома (предположительно), ок. 1515) она отличается фоном: у Содомы и да Сесто Леда изображена на фоне светлого вечернего неба, Мельци же размещает персонажей перед массивной скалой. Особо выделяется среди копий «Леды» работа Джампетрино (ок. 1520), ранее приписывавшаяся самому Леонардо: на его картине лебедь отсутствует, Леда изображена опустившейся на одно колено и придерживающей ребенка, вокруг в траве сидят остальные её дети. Композиционно эта работа имеет мало общего с копиями других леонардесков, но зато очевидно близка наброскам середины 1500-x. В то же время, на другой картине Джампетрино («Венера и купидон») фигура Венеры, её поза и выражение лица фактически дословно повторяют позу и выражение лица Леды с утраченной картины.

Литература

Едва ли не самый известный англоязычный сонет XX века — «Леда и лебедь»[3]Уильяма Йейтса (1924). В своей мифологизированной философии истории поэт принимал совокупление женщины с богом за точку отсчёта «эры язычества». В 14 строчках поэт задаётся[4] вопросом, смогла ли смертная испытать только физическое присутствие бога, или же божественное предвидение представило её взору череду порождённых их союзом событий — рождение Елены и Клитемнестры, пылающую Трою, убийство Агамемнона?

Данте Габриэль Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йейтс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с богом, принявшим образ лебедя. Вторая история, связанная с первой, — о возвращении.

— Хорхе Луис Борхес

Трактовка соития Леды как воплощения божественного плана истории находится в русле размышлений Йейтса о катаклизмах, ожидающих истерзанный мировой войной мир (пробуждение Сфинкса в качестве Антихриста во «Втором пришествии», 1920). Феминистки заклеймили[4] йейтсовский сонет как слишком реалистичное, по их мнению, описание насилия над женщиной.

Предварительные наброски

Судя по всему, замысел картины на сюжет легенды о Леде зародился у художника еще в начале 1500-x. Первые наброски к будущему полотну относятся к 1504, однако композиционно они заметно отличаются от окончательного варианта. Рисунки пером, хранящиеся в Музее Бойманса — ван Бёнингена и Чатсуорт-хаусе, изображают полуопустившуюся на колени Леду с лебедем среди густой травы; на одном из них она ласкает голову птицы, на другом лебедь, приобняв возлюбленную крылом, «целует» ее в ухо. На листе, хранящемся в Виндзорском замке, рядом с крупным наброском коня намечено два небольших рисунка к «Леде»: здесь она изображена уже сидящей на земле, на одном из набросков рядом с ней виднеется фигурка ребенка. Наиболее известны наброски головы Леды, в частности, хранящиеся в Виндзорском замке рисунки 1505 и 1506 года. Иногда в качестве наброска к «Леде» называют известную «Голову девушки» из Национальной галереи Пармы.

Яйца, Леда и лебедь. Откуда начнём?

Вот, к примеру, Зевс — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, сын титана Кроноса. Женат, между прочим, на богине Гере (она же его сестра), но он ей изменяет. Сказать «часто» — ничего не сказать. Беспрерывно!
И сколько детей он наклепал — не перечесть! Хотите удостовериться — загляните в Википедию. Как змей он соблазнил Деметру, а затем Персефону, как бык и птица — Европу, как лебедь — Леду, в виде золотого дождя — Данаю, ну, и так далее.

Фантазии Зевса при соблазнении безграничны! Естественно, эти способности не могли пройти мимо художников и скульпторов, которые вдохновлялись необычными способами воспроизводства божественной силы (и очень может быть, что завидовали ему).

Огромное количество статуй, картин, медалей, камей посвящено Зевсу и его приключениям. Кто такой Зевс — уже как бы ясно. Сегодня мы займемся его играми с Ледой. Леда — дочь этолийского царя Фестия.

Пораженный и возбужденный красотой Леды, Зевс возник перед ней в образе лебедя. Результат: она снесла два яйца, из которых вылупились Полидевк и Елена. Либо же она снесла тройное яйцо, из которого появились Кастор, Полидевк и Елена.

Либо из двух яиц появилось четверо детей.

Насчет количества яиц — тоже нет единообразия: то ли одно, то ли два. Молва говорит ab ovo, что означает в переводе с латыни — «с яйца». Не с яиц. Причем фигурально это значит «с начала». Есть еще выражение, которое звучит так: «начнем с яиц Леды». (А почему не с яиц Зевса? Последнее было бы логичнее, уж если с начала.)

А вот занимал умы творцов статуй, картин и медальонов в основном этот самый момент овладения Ледой. Причем очень давно — одно из самых древних произведений такого рода датируется первым веком до новой эры.

Видимо, все творцы мучились одним и тем же вопросом: а как это у них? Лебедя пристраивали к Леде и так, и этак.

И все они (творцы) никак не могли отвлечься от человеческой природы — от естественного пути соединения.

Александр Сергеевич Пушкин в «Гавриилиаде» так описывает процесс сошествия на Марию Святого Духа (правда, здесь голубь, а не лебедь, но все равно — птичка):

«И что же! вдруг мохнатый, белокрылый В ее окно влетает голубь милый, Над нею он порхает и кружит, И пробует веселые напевы, И вдруг летит в колени милой девы, Над розою садится и дрожит, Клюет ее, копышется, вертится, И носиком, и ножками трудится. Он, точно он! — Мария поняла, Что в голубе другого угощала; Колени сжав, еврейка закричала, Вздыхать, дрожать, молиться начала, Заплакала, но голубь торжествует, В жару любви трепещет и воркует, И падает, объятый легким сном,

Приосеня цветок любви крылом.»

Лучше не скажешь.

Попробуем разобраться с художниками. Гениальный Леонардо да Винчи, видимо, не владел техникой соединения птицы с женщиной, поэтому лебедь — рядом, они оба стоят. А вот Микеланджело Буонаротти изобразил их несколько иначе, ближе к привычному для глаза положению.

Зато у Леонардо уже и детки из яиц вылупились, и резвятся у ног Леды. Получается так, что Зевс то ли присутствует при появлении на свет своих детей, то ли он пришел к Леде с очередным визитом, а тут — на тебе — дети! Все возможно, хотя легенда не говорит ни того, ни другого. Как бы Зевс сделал свое дело — и на том спасибо!

У Корреджо — как оно должно было быть у богов — Зевс в образе лебедя и свита.

Это на тот случай, если Леда вдруг скажет, что яйца не от Зевса и «яичные» дети у нее от законного мужа (она уже была матерью двоих детей, когда на нее упал Зевс).

Хотя тут неувязка — первые появились привычным путем, а для этих пришлось перейти на другой способ воспроизводства. Чудеса, игры богов, поэтому логика никакого значения не имеет.

А вот у Сальвадора Дали и Леда, и лебедь парят. Видимо, все в прошлом, потому что на первом плане вместе с ними парит и половинка яйца — как намек (хотя и слабенький) на миф. Половинка пустая, никаких признаков детей. Куда они подевались?

Раз половинка пустая — они уже вылупились. И уйти никуда не могли в силу своей беспомощности (нигде не упоминается о том, что они с момента рождения были физически зрелыми и самостоятельными). Одни загадки (что и характерно для Дали).

К легенде приложили руки самые знаменитые художники прошлого и продолжают прикладывать совсем незнаменитые художники нашего времени.

Вот, например, в Старом Яффо козырек над дверью поддерживают аж две Леды с двумя лебедями, вырезанные из стали (сколько лет этим кронштейнам — неизвестно, может, сто, поскольку они сильно тронуты ржавчиной).

Эта попытка пропаганды культурного наследия заслуживает и внимания, и одобрения.

Среди многих других современных живописных интерпретаций мифа есть и такая. Леда в современном купальнике спит (или якобы спит), рядом с ней лебедь — и два яйца. Совершенно нелогичный разворот: не успели соединиться — и уже готово.

Как бы для созревания яиц требуется какое-то время (никто не написал, какое).

И что, Зевсу нечего больше делать, как дежурить около нее и ждать, пока она их выдаст? Не божественное это дело! И вообще, когда она надела купальник и где она его взяла? Или это намек на то, что современная женщина может все, в том числе и нести яйца? Ну и заворот у художницы!

Леда и лебедь — неисчерпаемая для художников тема! Они продолжают творить…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/34794/

Примечания

  1. 123
    Leda and the Swan
Леонардо да Винчи
Сохранившиеся работы Благовещение • Святой Иероним • Поклонение волхвов • Мадонна с гвоздикой • Мадонна Бенуа • Джиневра Бенчи • Портрет музыканта • Дама с горностаем • Тайная вечеря • Мадонна в скалах • Мона Лиза • Святая Анна • Иоанн Креститель
Приписываемое Леонардо Крещение Христа • Мадонна Дрейфуса • Свадебный портрет • Прекрасная Ферроньера • Мадонна Литта • Спаситель мира • Вакх • Айзелуортская Мона Лиза
Утраченные работы Голова Медузы • Конь Леонардо • Мадонна с веретеном • Леда и лебедь • Битва при Ангиари
Кодексы и изобретения Атлантический кодекс • Кодекс о полёте птиц • Кодекс Тривульцио • Витрувианский человек
Изобретения Робот Леонардо • Танк Леонардо • Колесцовый пистолет
Прочее Жизнь Леонардо да Винчи • Код да Винчи (фильм) • Демоны Да Винчи

Галерея

  • Набросок коленопреклоненной Леды из Чатсуорт-хауса.
  • Копия Чезаре да Сесто (1515 — 1520). Темпера, доска. Галерея Боргезе
  • Копия, приписываемая Содоме (ок. 1515). Холст, масло. Уилтон-хаус
  • Копия, приписываемая Франческо Мельци (ок. 1515). Галерея Уффици
  • «Леда и ее дети» Джампетрино (ок. 1520). Масло, доска. Музейный комплекс Гессен-Кассель
  • «Венера и Купидон» Джампетрино. Частная коллекция, Милан
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: