Это статья о натурщице. Для информации о её портрете обратитесь к статье Форнарина (картина).
Форнарина
(итал. La Fornarina, «Булочница») (к. — 1-я пол. XVI вв.) — полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути (итал. Margherita Luti), а своим прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-булочника (итал. fornarino).
Большинство элементов классического мифа о Форнарине сложились в XVIII—XIX вв. Достоверные свидетельства её существования все еще являются предметом исследования.
Биография и работы Рафаэля
Как соглашаются большинство искусствоведов[1], Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина»
(1518—1519) и
«Донна Велата»
(1514—1515). Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом
«Сикстинской Мадонны»
, а также некоторых других женских образов Рафаэля римского периода (называют, например,
«Мадонну делла Седия»
и
«Фригийскую сивиллу»
, а также фигуру в Станце д’Элиодоро и Психею на фреске виллы Фарнезины).
Основная версия истории её жизни гласит, что Форнарина была дочерью пекаря Франческо Люти
из Сиены, жившего в Риме на Виа дель Говьерно Веккьо в районе Трастевере (где до сих пор показывают её дом с «окошком Форнарины»[2], Via Santa Dorotea 20). Как гласят полулегендарные рассказы, девушка была римской любовью художника, который встретил её случайно, влюбился, выкупил её у отца за 3000 золотых и снял ей виллу (как утверждают, в Via di Porta Settimiana)[3].
Форнарина оставалась его возлюбленной и натурщицей на протяжении 12 лет, до самой смерти художника. Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждают, она не отличалась. В частности, отмечается, что она стала любовницей
Агостино Киджи
, для которого Рафаэль расписал виллу Фарнезина, а также обращала внимание на учеников художника. Источники указывают, что когда папский посланник прибыл к ложу умирающего Рафаэля, этот священник потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в её присутствии он считает несообразным.
Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля (сплетня гласит, что ему стало плохо в её постели) достаточное состояние, тем не менее, продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок.
Второй вариант легенды о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью, их взаимное чувство не имело себе равных, и все вышесказанное — неправда.
Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где вскоре и умерла[4], хотя она могла уйти и сама. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери
, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.
В произведениях других мастеров
Именем Форнарины также традиционно обозначают два портрета, написанных учениками Рафаэля — Себастьяно дель Пьомбо и Джулио Романо. На протяжении нескольких веков они приписывались самому мастеру, и лишь позже их истинное авторство было установлено. На портрете работы Романо обнажённое тело натурщицы было «одето» в поздней записи в голубое платье, и лишь с помощью расчистки XX века его вернули в первозданное состояние.
Копиями рафаэлевской «Форнарины»
являются т. н.
«Форнарина Боргезе»
(La Fornarina Borghese), написанная в 1530 г. Рафаэллино дель Колле и
«Портрет женщины, называемый ла Форнарина, или Виктория Колонна»
(Portrait of a Woman, Called La Fornarina or Vittoria Colonna), созданный в сер. XVI в. художником римской школы[5].
«Форнарина Боргезе»
повторяет настоящую рафаэлевскую, но без пейзажного фона[6].
|
|
Сюжет изображения влюбленной пары «художник-натурщица» стал пользоваться вниманием живописцев XIX в. эпохи романтизма и историзма. Образ Форнарины с одноименного портрета Рафаэля использовал художник XIX в. Энгр в своих картинах «Большая одалиска»
и
«Рафаэль и Форнарина»
(5 работ), а также Франсуа Эдуар Пико в своем
«Рафаэле и Форнарине»
. Изображение влюбленной пары можно найти и в ювелирных украшениях, например, 1880-х гг.[7] Серию рисунков на эту тему выполнил Пикассо[8] в 1968 г., сюжетом которых является изображение резвящейся парочки, за которой подглядывают папа римский, Микеланджело, и т. д., выглядывающие из-под кровати или из-за занавеси.
В опере А. С. Аренского «Рафаэль»
Форнарина — главное действующее женское лицо[9]. В 1944 г. в Италии был снят фильм
«Форнарина»
. Маргерита Лути — один из трёх персонажей французского эротического фильма 1979 г.
«Три аморальные женщины»
(Les Héroïnes du mal), реж. Валериан Боровчик.
Диана Хэгер в романе «Рубин Рафаэля»
для построения конспирологической теории использует тот факт, что рентген позволил обнаружить на руке модели в картине
«Форнарина»
рубиновое кольцо, возможно обручальное, позже записанное.
Латышский писатель Зигмундс Скуиньш в 1964 г. написал роман «Форнарина».
Донна Велата и Форнарина
Вазари, современник Рафаэля, пишет, что однажды Рафаэль создал портрет женщины невиданной красоты. И что это была женщина, которую Рафаэль любил до конца своих дней. Речь идёт о “Донне Велате”.
Рафаэль. Дама с покрывалом. 1516 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Обратите внимания, что в волосах девушки то же украшение, что и на первом портрете. Только написано оно было на 2-3 года раньше. Донна Велата с итальянского переводится, как “женщина с покрывалом”. Такие накидки надевали замужние римлянки.
Так что, если на обоих портретах одна и та же женщина, то тайное венчание состоялось до написания “Донны Велаты” в 1516 году.
Правда женщины не очень похожи. Возможно, это связано с тем, что Рафаэль не успел дописать лицо на портрете обнаженной супруги. После его внезапной смерти его закончил ученик и друг Рафаэля – Джулио Пиппи (Романо). После чего он и продал портрет. Предварительно закрасив кольцо. Зачем же он это сделал?
Отрывок, характеризующий Форнарина
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони. – Да, я его видела, – сказала она. – Как же? Как же? Стоит или лежит? – Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит. – Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа. – Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила. – Ну а потом, Соня?… – Тут я не рассмотрела, что то синее и красное… – Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна. Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками. Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно. Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью. Взорванный словом интригантка , Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала. – Николинька, ты говоришь пустяки, замолчи, замолчи! Я тебе говорю, замолчи!.. – почти кричала она, чтобы заглушить его голос. – Мама, голубчик, это совсем не оттого… душечка моя, бедная, – обращалась она к матери, которая, чувствуя себя на краю разрыва, с ужасом смотрела на сына, но, вследствие упрямства и увлечения борьбы, не хотела и не могла сдаться. – Николинька, я тебе растолкую, ты уйди – вы послушайте, мама голубушка, – говорила она матери. Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась. Графиня тяжело захлипав спрятала лицо на груди дочери, а Николай встал, схватился за голову и вышел из комнаты. Наташа взялась за дело примирения и довела его до того, что Николай получил обещание от матери в том, что Соню не будут притеснять, и сам дал обещание, что он ничего не предпримет тайно от родителей. С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне, Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк. После отъезда Николая в доме Ростовых стало грустнее чем когда нибудь. Графиня от душевного расстройства сделалась больна. Соня была печальна и от разлуки с Николаем и еще более от того враждебного тона, с которым не могла не обращаться с ней графиня. Граф более чем когда нибудь был озабочен дурным положением дел, требовавших каких нибудь решительных мер. Необходимо было продать московский дом и подмосковную, а для продажи дома нужно было ехать в Москву. Но здоровье графини заставляло со дня на день откладывать отъезд. Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуки с своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее. Письма его большей частью сердили ее. Ей оскорбительно было думать, что тогда как она живет только мыслью о нем, он живет настоящею жизнью, видит новые места, новых людей, которые для него интересны. Чем занимательнее были его письма, тем ей было досаднее. Ее же письма к нему не только не доставляли ей утешения, но представлялись скучной и фальшивой обязанностью. Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Она писала ему классически однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графиня поправляла ей орфографические ошибки.
Смерть Рафаэля
Я думаю, что Рафаэль ослаб от тяжкого и непосильного труда. Он был перегружен работой. Каждый богатый человек Италии стремился заказать ему Мадонну или свой портрет. Ватикан заказал роспись нескольких залов. К тому же его назначили главным архитектором Собора святого Петра. Также он отвечал за все раскопки Рима. Сюда приплюсуйте необходимость вести светскую жизнь: ужины, сборы гуманистов.
В письме к своему другу Кастильоне Рафаэль пишет о том, что Папа Римский назначил его ответственным за собор святого Петра. Рассуждает о непосильности этой ноши. Он задается вопросом, вынесут ли его плечи такую тяжесть? Не сгорит ли он, как Икар?
К сожалению, сгорел. Сильно измотанный работой, однажды он почувствовал недомогание. Врачебная ошибка довершила дело. Ему пустили кровь, окончательно ослабив организм мастера. Его не стало в день его рождения, 6 апреля 1520 года.
Дата смерти Маргариты Лути неизвестна. В пантеоне Ватикана рядом с Рафаэлем покоится его официальная невеста Мария Биббиена.