Что изображено на » Тайной вечере» Леонардо да Винчи на самом деле?


История

Это произведение Леонардо создавал несколько лет: с 1495 по 1498 годы. Тщательно прорисованные детали интерьера, черты образов святых угодников и Христа потребовали долгой, кропотливой работы. Известны достоверные факты о том, как писалась картина, и кто был вдохновителем идеи.

Заказчик знаменитого творения

Как создавалась

Картина достаточно большая, размеры – 880х460 сантиметров. Писал особой краской – на основе яиц. Это придало произведению удивительный блеск, краски были насыщенными, люди получились словно живые. Это же способствовало порче росписи. Всего через 20 лет полотно стало трескаться.

Перед ее написанием мастер изобрел особый состав, которым покрыл стену.

Повреждения и реставрации

Использование красок на яичной основе, расположение церкви в сыром месте способствовали сильному повреждению фрески. Краски стали отслаиваться и осыпаться. Есть свидетельство, что в середине 16 века картина на стене практически не была видна.

Реставрации проходили в 17 и 18 веках. Художники, по всей видимости, плохо знали свое дело. При работе допущены ошибки, которые исказили изображенных людей.

В 20 веке Мауро Пелличиоли вновь решил заняться реставрацией. То, что сейчас сохранилось на стене трапезной в церкви, дело рук именно этого реставратора. Ему почти удалось восстановить истинные цвета и контуры.

Что изображено на » Тайной вечере» Леонардо да Винчи на самом деле?

Автор: Наталья Азаренко

Мария Магдалина,золотое сечение,угорь с апельсинами и музыкальная гармония — ищем на знаменитой фреске вместе с Россом Кингом,автором книги«Леонардо да Винчи и „Тайная вечеря“».

А также выясняем,почему Генри Джеймс назвал фреску да Винчи«трудолюбивым калекой» и,в конце концов,что там насчет теории Дэна Брауна?

Гадать о смыслах и символах,заложенных да Винчи в его многострадальное произведение,не брался,наверное,только ленивый. Ученые,искусствоведы,любители теорий заговоров и живописи многие столетия ломают копья по поводу того,что именно и зачем написал художник на одной из стен трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане.

На всемирной любви к загадке«Тайной вечери» заработан не один миллион долларов. Чего только стоит пресловутый«Код да Винчи» Дэна Брауна(не говоря уже об экранизации бестселлера).

Написанная канадцем Россом Кингом книга«Леонардо да Винчи и «Тайная вечеря»шума наделала несравнимо меньше. А зря: достоверной информации и занимательных фактов о творении Леонардо в ней куда больше,чем в романе американца.

Канадский писатель Росс Кинг(Ross King,р. 1962), живущий сейчас в Великобритании,сделал имя на книгах,объясняющих отдельные шедевры или события в истории искусства.

В его библиографии — издания о флорентийской живописи,о Микеланджело,расписывающем потолок Сикстинской капеллы,о рождении импрессионизма.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи 1498, 460×880 см

Цветная революция да Винчи

Специфика нанесения красок на свежую штукатурку при создании фресок связывала художников по рукам. Они могли использовать лишь те пигменты,что выдерживали влияние известковой штукатурки. И это были не самые яркие оттенки — например,умбры или охры. Леонардо не желал мириться с ограничениями,ему во что бы то ни стало хотелось добиться яркости,которую давали минеральные пигменты,не способные противостоять извести: ультрамарин,азурит и киноварь.

Эксперименты с составом красок для«Тайной вечери», по сути,стали началом конца настенной росписи да Винчи. Но это широко известный факт(о том,как фреска стала разрушаться еще при жизни Леонардо читайте в аннотации).

Любопытнее то,что в поисках способа сделать цвета максимально яркими художнику удалось открыть закон дополнительных цветов. За несколько столетий до того,как в 1839 году француз Мишель-Эжен Шеврёль изобрел цветовой круг,на примере которого изучают азы рисования,Леонардо рассуждал о том,как насыщенность тех или иных оттенков меняется в зависимости от расположенных рядом с ними цветов.Да Винчи писал,что особенно ярко выглядят цвета,«окруженные своими прямыми противоположностями».

Так,согласно его теории,красный выигрывает в соседстве с желтым или белым,но никак не фиолетовым. Более того,его можно в некотором роде считать предтечей импрессионизма благодаря утверждению: «Поверхность всякого теневого тела причастна цвету противолежащего ему предмета».

То,что тени не черные и не серые,но приобретают оттенки в зависимости от разных условий — революционная по тем временам мысль,недоступная пониманию современников.

Но Леонардо пошел еще дальше,разработав состав для изображения синей тени: смесь шеллака(смолы оранжевых оттенков,выделяемой самками некоторых насекомых-червецов) и яри-медянки — сине-зеленых кристаллов ацетата меди.

Присутствуют цветные«импрессионистские» тени и на «Тайной вечере».

  • Фрагмент «Тайной вечери» с синими тенями.
  • Цветные тени станут фишкой импрессионистов — и даже снег у них никогда не будет белым
  • (Игорь Грабарь. Зимнее утро, 1907).

Не всякое сечение – золотое

Часто исследователи пытаются объяснить гармонию пространства и композиционных решений на работах да Винчи применением принципа золотого сечения,или,как его еще называют,«божественной пропорции». Одним из доказательств считают то,что художник был в дружеских отношениях с математиком-францисканцем Лукой Пачоли,автором трактата«О божественной пропорции». К тому же Леонардо нарисовал иллюстрации к этой работе своего товарища.

Только вот написание«Тайной вечери» было окончено за 10 лет до того,как он работал над ними. Да и сам Пачоли нигде не упоминал о том,что золотое сечение — ключ к безотказно работающему приему композиционного построения для произведений искусства.

Кроме того,в многочисленных заметках да Винчи полностью отсутствует всякое упоминание о божественной пропорции. Разве не упомянул бы он о ней хотя бы раз,рассуждая о пропорциях в своем Трактате о живописи», если бы он действительно усматривал в золотом сечении формулу идеальной композиции?

  • Леонардо да Винчи. Иллюстрация к трактату Луки Пачоли «О божественной пропорции», 1498
  • Леонардо да Винчи. Витрувианский человек, 1492

Росс Кинг приводит в пример два примера подтасовок,когда исследователи выдают желаемое за действительное. Действительное соотношение роста«Витрувианского человека» да Винчи с расстоянием от его пупка до ступней(что иногда считается доказательством наличия золотого сечения в построении человеческого тела) составляет 1,512. Это число куда меньше,чем значение божественной пропорции — 1,61803.

Так же неубедительно выглядят выкладки о том,что художник вписал фигуру святого Иеронима в «золотой прямоугольник» на неоконченной картине,датируемой 1480-ми годами. Как ни старались исследователи построить прямоугольник так,чтобы подтвердить свою теорию,фигура святого все равно вписывается в него довольно неубедительно: на то,что совершенно не поместилась рука,нам почему-то предлагают закрыть глаза.

  • Леонардо да Винчи. Святой Иероним в пустыне, 1482
  • Попытка втиснуть святого в прямоугольник. Иллюстрация из книги Росса Кинга.

Музыкальная гармония « Тайной вечери »

Итак,Леонардо да Винчи не был приверженцем теории«божественной пропорции». Но все же пространство«Тайной вечери» подчиняется определенной закономерности. Создание музыкальных инструментов было одним из многочисленных увлечений художника,и он верил,что принципы музыкальной гармонии можно воплотить и в архитектуре. В этом первопроходцем он не был: еще Пифагор выдвигал подобные идеи. Не чужды были они и кумиру да Винчи,итальянскому ученому-гуманисту Леону Баттиста Альберти,считавшему,что музыкальные гармонии «способны заполнить взгляд и разум несказанным восторгом» и деятелям искусства стоит воспользоваться ими в своих работах. Более того,надгробный памятник Козимо Медичи авторства Верроккьо, одного из учителей Леонардо,создан в соответствии с музыкальным ладом.

Надгробный памятник Козимо Медичи,созданный Верроккьо.

Его симметричные геометрические формы воспроизводят музыкальные созвучия. Фото: forum.awd.ru

Набросок к «Тайной вечере» Леонардо да Винчи

1494, 26.6×21.4 см На одном из набросков к «Тайной вечере» записаны в столбик несколько чисел: 3.4.6.-6.3−6-4 = 32. Росс Кинг считает,что эти расчеты указывают на планы Леонардо рассчитать параметры пространства картины по принципам музыкальной гармонии.

Дело в том,что ноты и тональные интервалы можно передавать числами,исходя из того,как будет меняться высота звука в зависимости от длины струны,например.

Если разрезать струну пополам,то ее звучание изменится на октаву,поэтому октаву можно обозначить соотношением 1:2. Две трети от целой струны дадут интервал в пятую долю(2:3), а три четверти струны — четвертую долю(3:4).

Предположительно,числа на эскизе да Винчи отображают соотношение между четвертой и пятой частями октавы(3:4:6), октавой(3:6) и пятой частью(4:6). Если стену трапезной в пространстве«Тайной вечери» разделить на 12 частей,то потолок на первом плане содержит шесть таких отрезков,что дает соотношение 1:2(октава).

Дальняя стена содержит 4 таких части,а ширина между центрами боковых окон — 3. Таким образом,получается пропорция 12:6:4:3 — такое же соотношение,как между шпалерами на стене.

Возможно,Леонардо действительно пытался превратить ноты в музыку,которую можно увидеть.Был ли Леонардо да Винчи еретиком?Художник,кажется,был идеальной мишенью для всевозможных теорий заговоров.

Действительно,круг его интересов был настолько широк,что не только для среднестатистического жителя средневековой Европы,но и современников более просвещенных эпох такой тяготеющий к знаниям и вечно озабоченный различными опытами эксцентрик затягивал если не на дьяволопоклонника,то на алхимика или как минимум еретика.

На самом деле с религией у Леонардо все обстояло гораздо сложнее. Обладая привычкой не принимать на веру буквально ничего,он подвергал пристальному изучению все,что попадало в его поле зрения. Приступив к работе над«Тайной вечерей», он приобрел и начал тщательно штудировать Священное писание.

Об этом свидетельствуют его заметки,сделанные по ходу чтения Библии,где он задается вопросами вроде: могли ли сорок дней и сорок ночей проливных дождей полностью покрыть поверхность Земли до того уровня,на котором находят ракушки,и если да,куда потом ушла вода,и так далее. В попытках ответить на свои вопросы да Винчи заходит в тупик: «Здесь естественные причины отсутствуют,потому необходимо для разрешения таких сомнений призвать на помощь чудо». И это не единственный случай,когда результатом научных изысканий художника становилось убеждение в том,что к мирозданию причастны высшие,непостижимые эмпирическим путем,силы. Славой еретика Леонардо обязан Вазари, который в первом издании своих«Жизнеописаний» 1550 года представил живописца чудаковатым безбожником,не чуравшимся еретических рассуждении.

Но 18 лет спустя,во втором издании своего бессмертного хита,Вазари не только благополучно«забывает» о ереси да Винчи,но вносит существенное дополнение о том,что«чувствуя приближение смерти,<�Леонардо да Винчи> стал усердно изучать все,что касалось религии,истинной и святой христианской веры». Возможно,такая резкая смена позиции была связана со знакомством Вазари с Франческо Мельци в 1566 году. Любимый ученик и главный наследник художника познакомился с Леонардо еще в детстве и был близок с ним до самой смерти. Видимо,ему удалось развеять заблуждения составителя летописи Ренессанса. И,хотя«ложечки нашлись», осадочек остался,и репутация еретика прочно закрепилась за да Винчи на долгие века.

Интересные факты

С ней связаны некоторые факты, достоверность которых не доказана.

Изумленный художник с восторгом принялся писать. Образ Иуды был найден.

Искусствоведами ведутся споры по поводу того, кто находится справа от Спасителя. Многие исследователи утверждают, что это не мужчина, а Мария Магдалина. Другие ученые говорят, что все персонажи написаны в той очередности, в которой размещаются знаки зодиака. По этой версии выходит, что Христос родился под знаком Козерога.

Во время захватнической войны с фашистами все было уничтожено взрывами. Уцелела только стена с фреской. В конце 17 века помещение трапезной на стене было переоборудовано в конюшню.

Эксперты в области искусства отмечают, что Леонардо обдумал все детали. Так, возле Иуды стоит солонка с рассыпанной солью, что всегда считалось предвестником беды, и порожняя тарелка.

Анализ картины

На фреске изображен ужин Иисуса со своими учениками. На нем присутствуют все его последователи. Отдельного описания заслуживает Иуда. Он с мешочком в руках, в котором, по всей видимости, находится плата за его предательство учителя.

Это отличает произведение от предыдущих работ мастера. На них предатель находится отдельно, в стороне.

Скрытый смысл

Художника всегда считали загадочной личностью. Все работы мастера наполнены скрытым смыслом. Не удивительно, что исследователи не перестают искать. Строятся догадки по поводу расположения людей, обсуждается утварь, размещенная на столе. Диспут вызвало предположение о том, кто находится по правую сторону от Иисуса.

Многие говорят о том, что образы Иуды и Иисуса в «Тайной вечере» не случайно написаны с одного человека. Художник подчеркивал, что добро и зло ходят рядом, никогда не знаешь, кто окажется другом, а кто врагом, какой стороной повернется жизнь.

Эскиз

Художник живо и ярко передал все эмоции, вызванные этими словами, на лицах учеников. Доказательством служат сохранившиеся эскизы. Они хранятся в Венецианском музее. Мастер тщательно прорабатывал образы и детали будущего шедевра.

Размещение фигур и предметов

На столе изображена рыба. По поводу этого также ведутся споры. До сих пор не могут выяснить, что нарисовано: сельдь или угорь. В любом случае, не случайно. Сельдь символизирует учение, наставничество, а угорь, наоборот, отречение от веры.

Композиция фрески тщательно продумана, здесь нет случайных персонажей или предметов. Именно поэтому искусствоведы не перестают искать скрытый смысл «Тайной вечери».

Реакция персонажей

Взглянув, становится понятно, что, к примеру, Варфоломей готов тотчас расправиться с предателем, а Андрей говорит, что он точно не предатель.

Перенести такое количество эмоций на рисунок не удавалось ни одному живописцу.

Загадка фрески: апостол или Мария Магдалина

  1. Персонаж по своему местоположению относится к знаку Девы. Это, по мнению исследователей, подтверждает то, что изображена женщина.
  2. Если обвести контуром фигуры Иисуса и образ справа, получается буква «М». С нее начинается имя спутницы Христа. Кроме того, «М» – символ брака в Италии. Это опровергает все домыслы насчет того, что Мария Магдалина являлась любовницей Спасителя.

Противники версии не согласны с этим утверждением и считают, что это ученик.

Отзывы и критика

Писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин писал в статье, посвящённой картине Ге, что «зритель не может ни на минуту сомневаться, что здесь произошло нечто необыкновенное, что перед глазами его происходит последний акт одной из тех драм, которые издалека подготовляются и зреют и наконец-таки вырываются наружу со всем запасом горечи, укоризн и непреклонной ненависти»[49].

Литературный критик и писатель Николай Ахшарумов о, так что, по его мнению, «общее впечатление картины прежде всего реальное, потом глубоко драматическое»[50].

С другой стороны, художественный критик Владимир Стасов писал, что «главные мотивы избранной задачи поняты у него [Ге] слабо или неверно». В частности, Стасов отмечал недостаточную убедительность образа Христа[51][52]:

Его Христос не заключил в себе ни одного из тех высоких качеств, под влиянием которых в мире совершился переворот беспримерный, неслыханный: перед нами представлен лишь слабый, бесхарактерный человек, почти растерявшийся в каком-то выдуманном, бог знает откуда взятом споре; перед чем же мог до такой степени упасть духом и уныть Тот, Кто явился для всемирного переворота?

Критически отозвался о картине и Фёдор Достоевский. В своей статье «По поводу выставки», написанной в 1873 году, он отмечал[53]:

Из своей «Тайной вечери», например, наделавшей когда-то столько шуму, он [Ге] сделал совершенный жанр. Всмотритесь внимательнее: это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей. <�…> Тут совсем ничего не объяснено, тут нет исторической правды; тут даже и правды жанра нет, тут всё фальшивое. С какой бы вы ни захотели судить точки зрения, событие это не могло так произойти: тут же всё происходит совсем несоразмерно и непропорционально будущему. <�…> В картине же г-на Ге просто перессорились какие-то добрые люди; вышла фальшь и предвзятая идея, а всякая фальшь есть ложь и уже вовсе не реализм.

Искусствовед Андрей Сомов писал, что «Ге обратился к чистому источнику искусства и внёс в русскую живопись живую струю, которая должна освежить поблекший исторический род живописи и показать, что история и господствующий в нашей школе жанр не подлежат резкому разграничению». И далее он о. По словам Сомова, «в этом отношении у г. Ге только один предшественник — бессмертный Иванов»[5][54].

Коллекционер и меценат Павел Третьяков сожалел, что ему не удалось заполучить эту картину в его собрание. В письме к художнику Ивану Крамскому от 5 февраля 1881 года он писал: «Из всего выставленного в Академии ярко выделяется и царит (помимо этюдов Иванова) картина Ге. Жаль, что она в Академии — не там бы ей место! Чудесная картина!»[55]

Писатель Лев Толстой считал «Тайную вечерю» «самой замечательной» картиной художника, о[56].

Высоко ценил картину Ге и художник Илья Репин. В своей автобиографической книге «Далёкое близкое» он писал: «Люди шестидесятых годов помнят великую славу Ге и громадное впечатление, произведенное его картиною „Последний вечер Христа с учениками“». И далее он продолжал: «Не только у нас в России, но, можно смело сказать, — во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему»[57].

Как посетить церковь

Роспись можно увидеть, если посетить Santa Maria delle Grazie в Милане. Попасть сюда рекомендуется во время путешествия по Италии.

Само здание внесено в список Всемирного наследия Юнеско. Это значит, что туристу предоставляется воспользоваться прекрасной возможностью: увидеть легендарную работу «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи и познакомиться со старейшим памятником архитектуры.

Доехать до достопримечательности можно по Зеленой ветке метро или на трамвае под номером 8. Таксисты с удовольствием вас также довезут. Можно ехать на арендованном автомобиле. Экскурсия непродолжительна по времени.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: