Ганс Младший Гольбейн Holbein, Hans The Younger
Мёртвый Христос в гробу, Гольбейн Младший
Это ещё Средневековье. Это там тогда ещё можно было написать такое полотно, которое потрясло современных обывателей и потрясало следующие поколения вплоть до наших дней. Тогда ещё можно было немного отходить от трактовки написания Христа, пользуясь некой смутой в вероисповеданиях и ещё пока не свирепствовала Инквизиция. Ганс Гольбейн Младший этим воспользовался и написал, пожалуй, саму страшную и странную, таинственную картину.
Всё в ней не так, всё пугающе естественно. Тогда ещё не привыкли воспринимать всё в реалии и в основном Господь изображался в более достойном виде. Но не так! Говорили, что это часть алтаря. Трудно представить, что был такой Алтарь. Просто интересно как он выглядел. Ведь что интересно, остальные части алтаря не нашли и тогда исследователи решили что это одна картина. То есть, нет никаких частей и не было никакого алтаря – это просто одно полотно, но необычного формата. Оно вытянуто. Христос на полотне лежит и лежит в весьма не приглядном виде: уже видны признаки разложения, закатаны глаза, оскал рта перекошен, судорожно сжаты руки и ноги, впалый живот, бородка торчит колышком вверх. И всё это в жутких серо-жёлтых тонах на белой простыне.
Эта картина заставляла современников вздрагивать при виде её. То же самое происходило из поколения в поколение. Один из тех, кто видел это полотно, был Достоевский. Увидя то что изображено на полотне писатель замер и долгое время стоял в абсолютном шоке. Он вглядывался в изображение, и его лицо просто исказила маска боли и удивления, шока и восторга. Присутствующая рядом с ним жена даже испугалась за него: как правило, такие эмоции проявлялись только перед самим приступом эпилепсией. Но у полотна этого не случилось, такая реакция у писателя случилась именно из-за картины. Но нигде позже Достоевский не написал свои впечатления, кроме как в романе «Идиот», где князь утверждал, что увидев этакую картину можно и веру потерять.
И ведь и вправду, практически впервые художник лишил образ Христа набожности. То есть на полотне перед нами лежит вовсе не Бог, а простой человек, который перенёс мученическую смерть. Вот эта простота и удивляла приходящих посмотреть на полотно. Но при этом церковь вовсе не была против, иначе мы бы с вами не увидели этот шедевр, который до сих пор поражает воображение. Эту картину даже пожалела Инквизиция, что немного странно, потому что явно отходит данное изображение от привычных сюжетов.
Простой Карандаш
Ганс Гольбейн-младший в Англии
На два года художник уезжает в Англию, где его радушно принимают, затем возвращается в Базель, заканчивает роспись ратуши сценами из Ветхого Завета и в 1532 навсегда переселяется на остров. Здесь он раскрывает свой дар портретиста в полной мере. Сейчас перед нами пройдут его работы, которые создали ему немеркнущую славу. Точность характеристик, яркость образов – вот что создает Ганс Гольбейн. Произведения не сразу нашли последователей, но именно они повлияли на развитие портретной живописи в Британии.
Страница 1 из 3
ГАНС Гольбейн Младший (1497–1543 гг.) – живописец, один из величайших немецких художников, последний великий мастер немецкого искусства XVI в.; самый знаменитый представитель этой фамилии. Среди художников Германии он выделяется классичностью своих работ. Гольбейн был далёк от позднеготической патетики, и его произведения с самой ранней поры обладали ясностью и спокойным величием ренессансного искусства. По своей тематике произведения Ганса Гольбейна Младшего отличались от произведений большинства его соотечественников. Среди его работ сравнительно мало картин религиозного содержания. Он писал фрески на сюжеты из мифологии, античной истории и современной литературы, но, главным образом, посвятил себя искусству портрета, который занимает в его творчестве преобладающее место. Родился Ганс Гольбейн Младший в Аугсбурге (Германия), учился живописи у своего отца – Ганса Гольбейна Старшего (1465–1524 гг.), испытал влияние Ганса Буркмайра (1473–1531 гг.). Аугсбург, крупнейший торговый и банкирский город южной Германии, был издавна связан с Италией и испытал воздействие итальянской культуры. В живописи здесь наблюдалось наиболее сильное влияние искусства итальянского Возрождения (например, в творчестве Ганса Буркмайра), так что Гольбейн ещё в юности, обучаясь у отца, мог одновременно познакомиться и с итальянской традицией. Около 1515 г. он вместе с братом Амброзиусом Гольбейном (1494–1519 гг.) покинул Аугсбург и после традиционного путешествия поселился в Базеле (Швейцария), крупном университетском городе, центре книгопечатания и гуманизма, где братья два года работали в мастерской ведущего живописца Базеля Ханса Хербстера. В Базеле Гольбейн жил и работал до 1526 г., успел познакомиться со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским (1469–1536 гг.), по просьбе которого иллюстрировал его работу «Похвала глупости» издания 1514 г. (82 рисунка). Этими рисунками, сделанными по заказу издателя Фробена на полях авторского экземпляра только что вышедшей книги, он обратил на себя внимание. Иллюстрации имели большой успех и обеспечили Гольбейну заказы издателей. Он иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера (1483–1546 гг.). Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Но материальное положение Гольбейна в это время было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. В том же 1516 г. он написал портрет бургомистра Якоба Майера и его жены (Базельский музей), а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году – фрески внутри и на наружных стенах дома Якоба Гертенштейна в Люцерне. Пластичность формы, свободное расположение фигур в пространстве, плавное течение линий, наконец, введение ренессансной архитектуры роднят эти портреты с искусством итальянского Возрождения. Но при этом Гольбейн сохраняет и чисто немецкие черты – точность в передаче особенностей лица модели и тщательность отделки деталей. Фрески в доме бургомистра выполнены на сюжеты из античной истории (сохранились лишь небольшие фрагменты росписи). После поездки в Италию он принял гражданство в Базеле (осень 1519 г.) и вскоре занял должность живописца городского Совета, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая, таким образом, скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами. В 1521–1530 гг. Гольбейн сделал в зале заседаний в городской ратуше большую роспись, посвящённую прославлению гражданских добродетелей. Сюжеты этой не дошедшей до нас росписи были почерпнуты из сочинений античных авторов и книги английского гуманиста Томаса Мора (1478–1535 гг.) «Утопия».
<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>
LiveInternetLiveInternet
sunsan
все записи автора
Гольбейн Ганс
, (Holbein) или Хольбейн Ханс Младший , немецкий живописец и график эпохи Возрождения.
Автопортрет, 1542, Флоренция, Гелерея Уффици
Ганс Гольбейн (Ханс Хольбейн) Младший родился в 1497 или 1498 г. в богатом швабском городе Аугсбурге в семье знаменитого художника Ганса Гольбейна Старшего, мастера алтарной живописи. Вместе со своим старшим братом Амброзиусом он с раннего детства получил прекрасную профессиональную подготовку в мастерской отца. Именно отец привил Гансу любовь к скрупулезной работе с натуры. В 1515 г. юные Гольбейны переезжают в швейцарский город Базель и два года работают в мастерской Х. Хербстера вместе с тем и самостоятельно выполняя заказы. Свою самостоятельную творческую деятельность Гольбейн начинает с ксилографии — иллюстрирует книги у известного издателя И. Фробера. В период с 1519 по 1526 гг. им было исполнено более 1200 печатных досок. В 1515 году Ганс создает иллюстрации к сатире Эразма Роттердамского и становится его другом. Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. Здесь, например, в воинственном римском папе, узнается Юлий II, едко осмеянный Эразмом в ряде произведений. В историю мировой живописи Гольбейн вошел, прежде всего, как выдающийся портретист. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. Когда он в 1516 году был избран бургомистром Базеля, Гольбейн написал два превосходных портрета – «Якоба Мейера» и его супруги «Доротеи Канненгиссер». На них художник изобразил энергичных людей швейцарского Возрождения, смышленых, основательных, полных бюргерской гордости, непринужденности и человечности.
Диптих (двойной портрет) бургомистра Якоба Майера и его жены Доротеи Канненгисер, Якоб Майер, 1516, Базель, Музей искусств
Диптих (двойной портрет) бургомистра Якоба Майера и его жены Доротеи Канненгисер, Доротея Канненгисер, 1516, Базель, Музей искусств
Благодаря успеху этих портретов молодой художник получил многочисленные заказы не только в Базеле, но и в других городах Швейцарского Союза. В 1517–1518 годах художник побывал в городе Люцерне, а затем совершил поездку в Италию. В Милане Гансу удалось познакомиться с работами Леонардо да Винчи. Вернувшись в Базель, Гольбейн женится на Элизабет Шмидт, вступает в гильдию живописцев и получает многочисленные заказы. Он создает портреты базельских гуманистов, с которыми связан дружбою и которым многим обязан в своем духовном развитии. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. Они исполнены большой простоты и ясности, на обоих портретах голова ученого изображена строго в профиль. Он полностью погружен в свои занятия; насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством.
Портрет Эразма Роттердамского за пультом, 1523, Париж, Лувр
Портрет Эразма Роттердамского,1523,
Базель, Музей искусств
Незаурядные способности Гольбейна приносят ему раннюю славу. В 21 год Ганс стал признанным мастером. В созданных в те же годы произведениях на религиозные темы Гольбейн постепенно переходит от традиционной пышности к предельному лаконизму. В первый базельский период (до 1526 г.) Гольбейн создает религиозные композиции («Мертвый Христос»), исполняет живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), пишет многочисленные портреты бюргеров и гуманистов («Эразм Роттердамский»). Главное произведение этого периода — «Мадонна бургомистра Мейера», исполненная для алтаря капеллы замка Мейера.
Мадонна базельского бургомистра Якоба Майера (Дармштедтская мадонна) с портретом донатора, 1526-1530,Дармштадт.
Дворцовый музей
Образ Мадонны был написан Гольбейном по заказу Я. Майера в виде покровительницы семьи Майеров. «Следуя архитектуре капеллы, для которой предназначался заказ, художник избрал в качестве фона ренессансную нишу, изобразив в ней фигуру богоматери с младенцем на руках, – пишет А.Н. Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. Глубокая торжественность сочетается в этом образе с удивительной теплотой и ощущением семейной спаянности. Картина невольно воспринимается, как семейный портрет, в котором фигура Мадонны служит композиционным и смысловым центром, как символ святости взаимной любви в этой степенной, добропорядочной семье». «Картина Гольбейна «Мертвый Христос» (1522) скорее может быть названа не религиозным, а философским произведением. Это как бы символическое изображение смерти, проникнутое глубоким трагизмом. Характерно, что Христа художник писал с утопленника» (Н.М. Арне). Достоевский выразил свое впечатление от картины устами князя Мышкина: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!»
Алтарный образ Ганса Оберрида для Фрайбургского собора, пределла, Мертвый Христос, 1521-1522, Базель, Музей искусств
В 1524—26 гг. Гольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.) Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». «…Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков «Пляска смерти» (около 1525), – пишет М.Н. Соколов. – Являясь в виде ожившего скелета к представителям разных сословий, смерть предстает здесь – в духе философии гуманизма – как праведный судия, всем воздающий по заслугам; в серии преобладает не зловещий гротеск, но чувство естественного круговращения жизни, чему способствует и тончайшее мастерство, в равной мере чуткое и к острой детали, и к общему ритму, неодолимо-закономерному, как сама Природа, принявшая обличье Смерти». Первое изображение «Пляски Смерти» выполнено Гольбейном на ножнах кинжала.
Эскиз ножен швейцарского кинжала, ‘Пляска смерти/, ок.1540, Гольбейн
Гравюры ‘Пляски Смерти’ Гольбейна можно посмотреть на сайте https://end-death.narod.ru/plsm.html . Приведу здесь одну из гравюр
Императрица, ‘Пляска смерти’, Гольбейн, гравюра
Начавшаяся Реформация вынуждает Гольбейна покинуть страну. В 1526 г. он едет в Лондон. Благодаря рекомендательным письмам Э. Роттердамского художник был любезно принят в доме Томаса Мора, канцлера и советника короля Генриха VIII. В короткий срок Гольбейн приобретает широкую известность среди друзей Мора как великолепный портретист («Астроном Николас Кратцер»). Он создает как живописные, так и графические портреты («Портрет Т. Мора»).
Портрет астронома Николая Кратцера, 1528, Лувр
Портрет Томаса Мора, 1527, Нью-Йорк, Собрание Фрика
В 1526 году, когда в Базеле искусство стало подвергаться гонениям, Гольбейн покинул город, уехав в Англию с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к Мору, который тогда обладал большой властью, будучи канцлером и ближайшим советником короля. В ответ на это послание 18 декабря Мор писал: «Ваш живописец, мой дорогой Эразм, – превосходный талант». Основным произведением, выполненным Гольбейном за два года пребывания в Англии, стал «Портрет семьи Томаса Мора», о котором, к сожалению, можно судить лишь по авторскому рисунку – сам портрет сгорел в XVII веке. Некоторые считают, что оригинал утерян и сохранились только копии, находящиеся в NPG, London, and Nostell Priory, West Yorkshire. То, что мы видим одна из них. Другие — что это не копия, и именно эта картина принадлежит кисти Гольбейна, надпись же сделанная в углу датируется более поздним сроком — кто-то пошутил: поставил фамилию Lockey но с датировкой Гольбейна.
Семья Томаса Мора, 1527, NPG, London
По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн пишет почти исключительно портреты и занимается украшением фасадов, но выполненные им росписи общественных зданий в Базеле, к сожалению, не сохранились. В 1530—32 гг. исполняет серию рисунков на библейские темы (изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.). В 1532 году художник снова покидает семью и окончательно перебирается в Лондон. Его друзья были к тому времени в опале. Через два года Гольбейн стал свидетелем казни Мора. Гольбейну пришлось искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза. В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. Теперь лучшие музеи мира украшают великолепные портреты кисти художника. «…Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Изображение молодого дельца, представленного в обстановке своей лондонской конторы, выполнено с подлинным блеском. В полную силу развернулось здесь огромное живописное дарование художника; Гольбейн показал себя одним из блестящих колористов своей эпохи. Портрет строится на звучных сочетаниях зеленого, черного, розового и желтоватых оттенков, составляющих между собой прекрасный аккорд. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей.
Портрет купца Георга Гисце, 1532, Берлин, Картинная галерея
К портрету Гисце близко примыкает насыщенный множеством аксессуаров двойной портрет французских посланников (1533).
Портрет французских послов Жана де Дентвиля и Жоржа де Сельва, 1533, Лондон, Национальная галерея
К лучшим произведениям этих лет должны быть отнесены «Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена» (1533) и «Портрет Моретта» (1534–1535). Последняя работа – одно из наиболее выдающихся произведений зрелого стиля Гольбейна. Художник подчеркивает высокое социальное положение человека, облачая его в пышное одеяние из мехов и бархата, помещая на фоне нарядной драпировки. С замечательным мастерством написано сильное лицо Моретта, его руки, перчатки, все детали костюма. Тонко обыграно колористическое сопоставление темно-зеленого фона с черным костюмом, сквозь прорези рукавов которого выступает ослепительно белый цвет рубашки…
Портрет Роберта Чизмена,1533, Гаага, Королевская картинная галерея Мауритсхойс
Портрет Шарля де Солье, сира де Моретта, французского посла в Лондоне, 1534-1535, Дрезден, Картинная галерея
Он украшает росписями их резиденцию «Стальной двор» (не сохранились) и пишет многочисленные портреты . Слава Гольбейна как великолепного портретиста быстро растет. Начиная с 1533 г. он получает многочисленные заказы на портреты лондонской знати и высокопоставленных особ, а в 1536 г. становится придворным живописцем короля. В этот период Гольбейном были созданы шедевры портретной живописи («Портрет Т. Кромвеля», «Портрет Р. Саутвелла», «Портрет Джейн Сеймур», «Портрет Кристины Датской», «Портрет Анны Клевской», «Портрет Генриха VIII»). Широко известные портреты Гольбейна последних пяти лет его жизни: Генриха VIII (1539–1540), королевы Джен Сеймур (1536), Христины Датской (1538), Эдуарда принца Уэльского (1538–1539) хотя и выполнены с большим вниманием и виртуозностью, в то же время отличаются некоторой сухостью, однообразием характеристик и мелочностью в отделке деталей».
Портрет Томаса Кромвеля,1533
Портрет сэра Ричарда Саутвелла, ок.1537
Портрет английской королевы Джейн Сеймур, Около 1536-1537, Вена, Музей истории искусства
Портрет Кристины Датской, 1538, Национальная галерея, Лондон
Анна Клевская, 1539, Лувр
Портрет Генриха VIII, 1539-1540, Рим, Национальная галерея античного искусства
В Англии Гольбейна ценили также как мастера миниатюры, создававшего рисунки для предметов роскоши и прикладного искусства. Последней работой художника стал эскиз для настенных часов, предназначенных Генриху VIII. В Англии Гольбейн пользовался покровительством самого короля Генриха VIII. Любопытный случай описывает в своей книге А.В. Лазарев: «Однажды некий знатный английский граф пожелал без приглашения посетить мастерскую художника. Гольбейн же работал и, не желая прерываться, отказал графу в этом удовольствии. Тот почувствовал себя весьма оскорбленным и решил ворваться в дом силой. Рассерженный такой неучтивостью, Гольбейн спустил его с лестницы. Когда граф явился к королю и потребовал, чтобы Гольбейна наказали как можно строже, желательно даже казнили, тот был чрезвычайно изумлен этой просьбой. – Что вы о себе возомнили, сэр? – хмуро поинтересовался Генрих VIII. – Я могу взять десяток мужиков и всех их превратить в графов. Но даже из десятка графов я не могу сделать живописца, подобного Гольбейну!» Смерть застала художника в самом расцвете его таланта: он умер во время чумы поздней осенью 1543 года в Лондоне, так и не вернувшись на родину. Творчество Гольбейна порой воспринимали как последний рубеж «классической стадии» немецкого Возрождения, после которой в нем возобладали тенденции маньеризма. Блестящий мастер портрета, художник создал выразительные образы своих современников, среди которых ученые гуманисты и исторические деятели. Рассказ о творчестве этого знаменитого художника можно вести бесконечно. Но я на этом остановлюсь и предоставлю читателям самим углубиться в изучение его творчества. Укажу несколько источников, которые были использованы при подготовке данного сообщения. Остальные работы пытливые читатели смогут найти сами. https://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12776&ob_no=12777,
https://www.bibliotekar.ru/100hudozh/18.htm ,
https://www.bibliotekar.ru/Kholbein/index.htm ,
https://gallerys.narod.ru/picture11.htm ,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B5%D0%B9%D0%BD,_%D0%93%D0%B0%D0%BD%D1%81_%D0%9C%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%88%D0%B8%D0%B9,
https://smallbay.ru/holbein.html,
https://www.artcyclopedia.com/artists/holbein_the_younger_hans.html, https://www.wga.hu/frames-e.html?/html/h/holbein/hans_y/index.html,
https://www.renesans.ru/renaissance/artist_08.shtml Если будут конкретные вопросы по данному материалу, то можно будет в комментариях углубить эту тему.
Жизнь Ганса Гольбейна-сына
Поработав с отцом и братом, Ганс переезжает в 1515 году в Швейцарию. На десять лет обосновался в Базеле. Здесь он знакомится с Эразмом Роттердамским, иллюстрирует его «Похвалу глупости», создает его портрет. Его покровителем является бургомистр Мейер, для которого он напишет перед тем, как навсегда покинет Германию, картину «Мадонна семейства Мейер», один из своих шедевров этого периода.
В верхней центральной части Дева Мария держит младенца Иисуса под покровом гребешка раковины. Предполагают, что ему позировала возлюбленная по имени Магдалена Оффенбург. Ниже под защитой плаща пресвятой Девы расположилось по бокам от нее все семейство Мейер. Считалось, что благодаря ее заступничеству можно получить милость Отца Небесного. Гребешок оболочки символизирует божественное пространство и женственность. Золотая корона на голове Богородицы означает независимость ее власти. Слева находится сам Мейер с двумя сыновьями. На переднем плане в белом платье – дочь Мейера Анна. Затем – вторая его жена, Доротея, и, наконец, в профиль изображена первая, уже умершая супруга Мейера – Магдалена. Так что это – религиозный портрет с серьезными коннотациями. Неизвестно, о чем думал, оставляя Базель, Ганс Гольбейн. Биография его в эти годы складывалась из переездов. Куда же он отправился?
Биография
Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Исключительно разносторонний художник, он был автором композиций на религиозные сюжеты, фресок и декорации интерьеров, создавал эскизы ювелирных изделий и витражей, работал в жанре книжной иллюстрации.
Гольбейн родился в Аугсбурге; он был сыном Ганса Гольбейна Старшего, известного художника, мастера алтарной живописи. После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский. Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. За годы, проведенные в Англии, он создал ок. 150 портретов. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.
Реклама:
Гольбейн был портретистом сугубо аналитического склада. Непосредственной работе над портретом предшествовал краткий период наблюдения, во время которого художник старался определить для себя важнейшие черты характера модели. Каждый раз ему удавалось дать поразительно точную и всестороннюю характеристику личности портретируемого.
Такой подход к работе с моделью проявился уже в ранних портретах базельских интеллектуалов. В Портрете Бонифация Амербаха (1519, Базель, Публичное художественное собрание) изображен друг и последователь Эразма Роттердамского, профессор права Базельского университета. Дух благородной сдержанности характерен и для Портрета Эразма Роттердамского (1523–1524, Париж, Лувр). Знаменитый ученый представлен сидящим за пюпитром и погруженным в размышления. Кисти Гольбейна принадлежит еще несколько портретов Эразма.
В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. В некоторых портретах Гольбейн раскрыл образ, оперируя не только традиционными средствами, но и с помощью большого числа красноречивых деталей, размещенных по всему полю картины. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика.
Гольдбейн пошел еще дальше в использовании атрибутов для характеристики модели в замечательной картине Французские послы (1533, Лондон, Национальная галерея). Два богато одетых человека изображены перед высоким столом, загроможденным множеством предметов, намекающих на их религиозные, интеллектуальные и художественные интересы. Самым странным в картине кажется некий вытянутый по форме предмет, помещенный на переднем плане. Если смотреть на него слева, с близкого расстояния, видно, что это череп.
Гольбейновские портреты членов английской королевской фамилии были задуманы и исполнены с целью прославления царственных особ. В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Каждое ювелирное украшение, каждый фрагмент парчи переданы с удивительной четкостью; все формы здесь уплощены и сведены к узору. После смерти Джейн Сеймур Генрих VIII несколько раз посылал Гольбейна за границу, чтобы писать портреты предполагаемых будущих невест. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта). В этом изображении сочетаются несколько уплощенная, напоминающая икону трактовка образа и человеческая теплота, умиротворение и нежность. ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона.
Среди других значительных работ Гольбейна – Лаис Коринфская (1526, Базель, Публичное художественное собрание; здесь в образе знаменитой куртизанки, взятом из классической литературы, запечатлена Магдалена Оффенбург); глубоко личный и камерный по своему характеру портрет жены и детей, написанный по возвращении в Базель в 1528; Мадонна бургомистра Мейера (ок. 1528, Дармштадт, Дворцовый музей) – алтарный образ с изображением Мадонны и базельского бургомистра с семьей у ее ног.
Лучшие дня
Иоанн Аргиропул Посетило:274 | Полина Виторган Посетило:271 | Последний русский император Посетило:265 |
Среди картин на религиозные сюжеты следует отметить такие произведения, как Мертвый Христос (1521, Базель, Публичное художественное собрание) и пять композиций Страсти Христовы (1524, там же). Первая из них, являющаяся, возможно, частью утраченного алтаря, потрясает изображением застывшего, высохшего тела Христа. В 1524–1526 Гольбейн создал серию рисунков Пляска смерти (опубликованы в гравюрах на дереве Лионе в 1538); на них изображена смерть, поражающая представителей разных слоев общества.
Лучшие недели
Богат и знаменит Посетило:996 | Украшает мужика борода Посетило:1064 | Маргарита Дуглас Посетило:1005 |
Стиль
Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.
Для своих портретов художник предварительно выполнял очень тщательные карандашные наброски, некоторые из которых сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом и сангиной. В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки.
В 1524–1526 гг. Гольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.) |