Питер Корнелис (Пит) Мондриан | |
нидерл. Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan | |
Дата рождения | 7 марта 1872(1872-03-07)[1][2][3][…] |
Место рождения | Амерсфорт, Нидерланды |
Дата смерти | 1 февраля 1944(1944-02-01)[4][1][2][…](71 год) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Учёба |
|
Стиль | импрессионизм, абстракционизм, неопластицизм |
Медиафайлы на Викискладе |
Пи́тер Корне́лис (Пит) Мондриа́н
(нидерл. Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan, МФА: [ˈpit ˈmɔndrijaːn], с 1911 — Mondrian, [ˈmɔndrijɑn]; 7 марта 1872 (1872-03-07), Амерсфорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк) — нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.
Биография[ | ]
Родной дом Мондриана в Амерсфорте, ныне музей
Родился в небольшом голландском городке Амерсфорте[6] в семье директора местной школы. Отец не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам[6].
Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы — пейзажи Голландии в духе импрессионизма. Увлёкся теософией Елены Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».
Годы Первой мировой войны провёл на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом, основал с ним вместе движение «Стиль» и одноимённый художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма — утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.
«Композиция с цветными плоскостями и серыми линиями», 1918 год
Это нефигуративное направление Мондриан последовательно развивал во Франции, где прожил с 1919 по 1938, затем в Великобритании, а с 1940 — в США.
В американский период своего творчества попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов («Буги-вуги на Бродвее»[en][7]).
Скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 года и был похоронен на кладбище Cypress Hills[en] в нью-йоркском Бруклине[8].
Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и киноплёнке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло, Берлине. Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса (1926), ставших эмблемными для современного фотоискусства.
Биография
Родной дом Мондриана в Амерсфорте, ныне музей
Родился в небольшом голландском городке Амерсфорте[6] в семье директора местной школы. Отец не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам[6].
Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы — пейзажи Голландии в духе импрессионизма. Увлёкся теософией Елены Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».
Годы Первой мировой войны провёл на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом, основал с ним вместе движение «Стиль» и одноимённый художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма — утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.
«Композиция с цветными плоскостями и серыми линиями», 1918 год
Это нефигуративное направление Мондриан последовательно развивал во Франции, где прожил с 1919 по 1938, затем в Великобритании, а с 1940 — в США.
В американский период своего творчества попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов («Буги-вуги на Бродвее»[en][7]).
Скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 года и был похоронен на кладбище Cypress Hills[en] в нью-йоркском Бруклине[8].
Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и киноплёнке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло, Берлине. Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса (1926), ставших эмблемными для современного фотоискусства.
Творчество[ | ]
Композиция с красным, синим и жёлтым. 1930 г. Tableau I, 1921
Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции[9]. Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками[10]. Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым. Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет — не-цвет, вертикаль — горизонталь, большая поверхность — малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания[9].
Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике.
Творчество
Композиция с красным, синим и жёлтым. 1930 г. Tableau I, 1921
Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции[9]. Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками[10]. Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым. Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет — не-цвет, вертикаль — горизонталь, большая поверхность — малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания[9].
Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике.
Избранные работы[ | ]
Страстоцвет
, 1901—1908
Верность
, 1908
Вид на дюны с пляжем и пирсом
, 1909
- Molen Mill (1908)
- Avond (1908)
- Chrysanthemum (1908)
- Windmill by the Water (1908)
- Landscape (1909)
- Вечер. Красное дерево (1909—1910)
- Amaryllis (1910)
- Evolution (1910—1911)
- The Red Mill (1910—1911)
- Серое дерево (1911)
- Horizontal Tree (1911)
- Still Life with Ginger Pot I (1911)
- Still Life with Ginger Pot II (1912)
- Eucaliptus (1912)
- Apple Tree in Bloom (1912)
- Trees (1912—1913)
- Scaffoldings (1912—1914)
- Composition No. II; Composition in Line and Color (1913)
- Ocean 5 (1915)
- Composition III with Color Planes (1917)
- Composition with Color Planes and Gray Lines 1 (1918)
- Composition with Gray and Light Brown (1918)
- Composition with Grid VII (1919)
- Composition: Checkerboard, Dark Colors (1919)
- Composition A: Composition with Black, Red, Gray, Yellow, and Blue (1920)
- Composition with Black, Red, Gray, Yellow, and Blue (1920)
- Tableau I[en] (1921)
- Lozenge Composition with Yellow, Black, Blue, Red, and Gray (1921)
- Composition with Large Blue Plane, Red, Black, Yellow, and Gray (1921)
- Composition with Red, Yellow and Blue (1921)
- Composition with Blue, Yellow, Black, and Red (1922)
- Composition #2 (1922)
- Lozenge Composition with Red, Black, Blue, and Yellow (1925)
- Lozenge Composition with Red, Gray, Blue, Yellow, and Black (1925)
- Composition with Red, Yellow and Blue (1927)
- Fox Trot; Lozenge Composition with Three Black Lines (1929)
- Композиция с красным, синим и жёлтым (1930)
- Composition with Yellow Patch (1930)
- Composition with Yellow (1930)
- Composition with Blue and Yellow (1932)
- Composition No. III Blanc-Jaune (1935—1942)
- Rhythm of Straight Lines (1935—1942)
- Rhythm of Black Lines painting) (1935—1942)
- Composition blanc, rouge et jaune or Composition in White, Black and Red (1936)
- Vertical Composition with Blue and White (1936)
- Abstraction (1937—1942)
- Composition No. 8 (1939—1942)
- Painting #9 (1939—1942)
- Composition No. 10 (1939—1942)
- New York City I (1942)
- Broadway Boogie-Woogie[en] (1942—1943)
- Place de la Concorde (1943)
- Victory Boogie-Woogie[en] (1943—1944, неокончена)[11]
Признание и критика современников
Пока шла Первая мировая война, художник Пит Мондриан проводил все время на родине, в Нидерландах. В 1915 году, вместе с художником Тео ван Дусбургом, с которым очень близко сошелся в то время, основал движение художников «Стиль», а заодно и одноименный журнал, в котором он проповедовал свои взгляды на художественное творчество будущего. Критики и исследователи художника Мондриана считают, что именно этот журнал стал своеобразной платформой для развития взглядов неопластицизма. Этот стиль основан на скрупулезной, детальной передаче внутреннего состояния художника или какой-то отдельно взятой эмоции, при очень аскетичном наборе красок или форм, будь то геометрические фигуры, линии и прочее.
Смотреть галерею
Влияние в культуре[ | ]
Платья «Мондриан», Ив Сен Лоран, 1966
- В 1930-х годах французский модельер Лола Прусак[en], работавшая в то время на парижский модный дом Hermès, создала линейку чемоданов и сумок, вдохновлённую поздними работами Мондриана: со вставками из красных, синих и жёлтых квадратов кожи.[12]
- В коллекции осень-зима 1965—1966 годов французский модельер Ив Сен Лоран представил знаменитые платья «Мондриан» — простые трикотажные платья без воротника и рукавов из трикотажного полотна, которые имели декор в виде крупных цветных клеток — «цитаты» из картин художника-абстракциониста.
Де Стайл и неопластицизм / De Stijl and neoplasticism
от /гол./ «De Stijl» — «Стиль»
от /гол./ Neoplasticism, от греч. neos — новый и пластика
Течение в искусстве, которое существовало в 1917—1932 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль») основанным в Лейдене в 1917г. Тео Ван Дусбургом (Theo van Doesburg). Именно на страницах журнала Пит Мондриан сформулировал теорию неопластицизма, которым определил свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом «Стиль». Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к «универсальной гармонии», воплощенной в «чистой», геометризованно обобщенной форме. Для «Стиля» характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра. Эстетика «De Stijl» была связана с философией математика М. Г. Шунмакерса. Именно он предложил сузить цветовую палитру до трех базовых цветов и обосновал свою позицию в книге «Новый образ мира». В ней он писал, что желтый, синий и красный — «единственные существующие цвета… Желтый — это движение луча (вертикаль)… Синий — контрастный цвет по отношению к желтому (горизонтальный небесный свод)… Красный — соединение желтого и синего».
Концепцию, предложенную Шунмакерсом, подхватил и развил Пит Мондриан, который вывел в теории и реализовал на практике (в своих картинах) два основных принципа формообразования. Первое — пересечение линий исключительно под прямым углом, для того, чтобы «уравновесить противоположности»: вертикали и горизонтали. И никаких перспективных построений, ведь «новый тип созерцания не исходит из какой-нибудь точки и видит везде». Второе — разделение трех основных цветов полосами «не цвета» (черного, серого или белого). Это подчеркнет плоскость. Использование в композиции этих принципов, по мнению художника, позволит выйти за рамки индивидуальности, достичь универсализма и, в конечном итоге, создать совершенно новую картину мира. Концепция искусства, названная неопластицизмом, стала определяющей для художественного метода группы «Де Стайл». Свое второе рождение она получила, начав воплощаться в мебельной и архитектурной индустрии.
Истоки этой своеобразной живописной системы связаны, с одной стороны, с теософией, на которую ссылались Мондриан и Ван Дуйсбург, находя в ней идеи гармонии и равновесия (выраженные в отношениях небес и земли, мужского и женского, вертикали и горизонтали). Другим источником, если говорить о живописи — был аналитический кубизм.
Цитаты: «Четырехугольник — есть знак нового человеческого сообщества. Квадрат значит для нас то же, что крест обозначал для первых христиан». Тео Ван Дусбург
Художники: Тео Ван Дусбург (Theo van Doesburg), Пит Мондриан (Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan), Вильмош Хусар (Vilmos Huszar), Геррит Ритфелд (Gerrit Tomas Rietveld), Георг Вантонгерлоо (Georges Vantongerloo).
Манифесты: «Первый манифест», 1918; «Второй манифест», 1920; «Третий манифест», 1921.
Выставки: 1912, Париж, Галерея Эффорт модерн, Мондриан; 1922, Париж, Галерея Л. Розенберга «Архитектура группы «Де Стайл»; 1930, Париж, галерея 23 «Неопластицизм».
Тексты: П.Мондриан «Неопластицизм», 1920.
Журнал: «De Stijl»
См. также статьи: Абстрактное искусство.
Описание некоторых произведений:
Пит Мондриан «Большая композиция А», 1919. Холст, масло. Рим, Национальная галерея современного искусства. Композиция построена по принципу модульной сетки. Такая схема была выбрана Мондрианом, чтобы полностью исключить проблему соотношения фон-фигура. Абсолютно двухмерная живопись имеет вид однородного поля, лишенного иерархии. В этом «музыкальном» пространстве гармония строится на вариациях форм. Жесткая ортогональная структура пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, образует множество прямоугольников разного размера и цвета, окрашенных основными цветами — красным, синим и желтым — и «не-цветами»: белым, серым, черным. Не смотря на различия форм и цвета модулей и полное отсутствие симметрии, композиция полна равновесия.
Пит Мондриан «Большая композиция А», 1919
Тео Ван Дусбург Контркомпозиция XIII», 1925-1926. Холст, масло. Венеция, Собрание Пегги Гуггенхайм. Оригинальность неопластицизма Ван Дусбурга, становится отчетливо видна в 20-е годы. Его «Манифест элементаризма», 1926 года предвосхищает теорию конкретного искусства 1930-х. Художник разделял взгляды авангардистов, сотрудничал с Баухаузом, живо интересовался конструктивизмом и взаимодействием искусства и архитектуры (что проявлялось в дизайне витражей и предметов обстановки). Он скрывался под псевдонимом Бонсет, когда в журнале «Де Стайл» публиковал дадаистические статьи, и под именем Альдо Камини, когда статьи были футуристическими. Название «Контркомпозиция» имеет группа произведений. Они составляют серию, где каждая картина имеет номер. Используя нумерацию, художники-абстракционисты подчеркивали систематический характер своих поисков. В своеобразной полемике с прямыми углами Мондриана, Ван Дусбург использует диагональ, более сложные оттенки цветов, избегает черных контуров, что составляет контраст статистическим композициям неопластицизма.
Примечания[ | ]
- ↑ 12Bibliothèque nationale de France
идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011. - ↑ 12
Piet Mondriaan - Pieter Cornelis Mondriaan — 2009.
- ↑ 12
Мондриан Пит // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. - Museum of Modern Art online collection (англ.)
- ↑ 12Дьяконов В.
Прекрасная неясность // Газета «Коммерсантъ», № 172 (5203), 21.09.2013 - An Explanation of Broadway Boogie Woogie by Artist Michael Sciam (англ.)
- Piet Mondrian (англ.) на сайте Find a Grave
- ↑ 12
И. Мосин, А. Савельева. Большая иллюстрированная энциклопедия. Мастера живописи. 1000 художников от Возрождения до модернизма. — Вильнюс, Bestiary, 2012. — C. 126 - C. Филлипс. …Измы: как понимать современное искусство — Москва, ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. — C. 54
- An Explanation of Victory Boogie Woogie by Artist Michael Sciam (англ.)
- Guerrand, Jean R. (1988). Souvenirs cousus sellier: un demi-siècle chez Hermès
. Paris: Oliver Orban. ISBN 2-85565-377-0 page 57.
Примечания
- ↑ 12Bibliothèque nationale de France
идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011. - ↑ 12
Piet Mondriaan - Pieter Cornelis Mondriaan — 2009.
- ↑ 12
Мондриан Пит // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. - Museum of Modern Art online collection (англ.)
- ↑ 12Дьяконов В.
Прекрасная неясность // Газета «Коммерсантъ», № 172 (5203), 21.09.2013 - An Explanation of Broadway Boogie Woogie by Artist Michael Sciam (англ.)
- Piet Mondrian (англ.) на сайте Find a Grave
- ↑ 12
И. Мосин, А. Савельева. Большая иллюстрированная энциклопедия. Мастера живописи. 1000 художников от Возрождения до модернизма. — Вильнюс, Bestiary, 2012. — C. 126 - C. Филлипс. …Измы: как понимать современное искусство — Москва, ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. — C. 54
- An Explanation of Victory Boogie Woogie by Artist Michael Sciam (англ.)
- Guerrand, Jean R. (1988). Souvenirs cousus sellier: un demi-siècle chez Hermès
. Paris: Oliver Orban. ISBN 2-85565-377-0 page 57.
Литература[ | ]
- Дейхер, Сюзанна.
Пит Мондриан (1872-1944). Конструкции в пространстве. — АРТ-Родник. — 96 с. — ISBN 978-5-9794-0026-6. - A. Boelke-Heinrichs, A. Czock, J. Dilling, B. Esser, A. Feise.
100 художников XX века / Редактор Е.В. Белиоглов. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — С. 112—113. — 210 с. — ISBN 5-8029-0037-7. - Seuphor M. Piet Mondrian, life and work. New York: Harry N. Abrams, 443 pages 1956
- Piet Mondrian, 1872—1944: centennial exhibition. New York: Guggenheim Museum, 1971.
- Chandler A. The aesthetics of Piet Mondrian. New York: MSS Information Corp., 1972.
- Threlfall T. Piet Mondrian: his life’s work and evolution, 1872 to 1944. New York: Garland Pub., 1988.
- Deicher S. Piet Mondrian, 1872—1944: structures in space. Köln: Benedikt Taschen, 1995.
- Mondrian: Great Modern Master/ Faerna José María, ed. New York: Harry N.Abrams, 1995.
- Schapiro M. Mondrian: On the Humanity of Abstract Painting. New York: George Braziller, 1995.
- Joosten J. J., Welsh R. P. Piet Mondrian: Catalogue Raisonné. New York: Harry N. Abrams, 1998.
- Bax M. Complete Mondrian. Hampshire: Lund Humphries, 2001.
- Rembert V. Piet Mondrian in the USA: the artist’s life and work. Dulles: Parkstone Press, 2002.
Абстрактная мода и мода на абстракцию. Пит Мондриан
Геометрическая абстракция одного из самых востребованных современным дизайном художников – Пита Мондриана (1872-1944) – знакома почти каждому горожанину. Но знакомство это, зачастую, просто наглядное. Узнавание всех этих «решёток» и «плиток» не вызывает (и никогда не вызывало) у обывателя никакой рефлексии.Насыщенный смыслами живописный образ время превращает в декор.
Высокая абстракция всегда была умна и духовна — да так, что порой становилась мишенью пародий. «Музыку человеческой души» Василия Кандинского или «сейсмографию памяти» Ханса Хартунга народная критика ничтоже сумняшеся превращает в «мазню». Самое влиятельное направление в искусстве XX века, абстракционизм разрешил два краеугольных вопроса эстетики. Во-первых, искусство имеет право, наконец, развязаться с действительностью, которую «обслуживало» ещё с античных времён, и существовать как самодовлеющая форма. Во-вторых, произведение искусства — это не только и не столько материальный объект, это наше представление о нём (другими словами, «Мона Лиза» у каждого — своя, а холстина с красками пусть себе висит в Лувре в усладу японцам). Всё это нужно было осмыслить, заново изобрести художественные техники, проторить себе дорогу в косное музейное сообщество и арт-рынки. Вот почему «да, это искусство» и «нет, вы так не можете».
Пит Мондриан, начав с художественного мейнстрима своего времени — Ван Гога и Сёра («умел рисовать»), — быстро перешёл к невиданной доселе практике: стал дробить реальность и своё восприятие до базовых элементов — прямых линий, прямых углов, чистых цветов. Конечно, в искусстве ничего не происходит «вдруг»: в России тогда чем-то подобным занимался Малевич, до этого был кубизм со своим разложением пространства на плоскости, а искать чистого, несмешанного цвета начали еще в XIX веке. Переосмыслив эти идеи и насытив их религиозным символизмом, Мондриан в своих абстракциях провозгласил ни много ни мало как гармонию мироздания. Каждая форма, линия, цвет в композициях Мондриана уравновешивает остальные, закрой рукой — и рассыплется. Это простейшая, молекулярная решётка божественного замысла, приложимая к пространству, времени и человеческой душе.
Прозвучит странно, но Мондриан поразительно разнообразен. Он артистически показывает, как оперируя двумя фигурами (прямой линией и прямым углом), тремя основными цветами (красный, синий, жёлтый) и тремя не-цветами (чёрный, белый, серый) можно создать собственную вселенную и ни разу не повториться. Ещё страннее прозвучит то, что это искусство самим Мондрианом и последователями продвигалось как «искусство для всех». Мол, фигуративность, сюжетность, образность — это атрибуты искусства элитарного (читай — буржуазного). Ну какое дело пролетарию до помпезных «ню» или протокольных видов водоёма с кувшинками? Искусство должно говорить универсальным языком доступных форм, стать средой обитания. Первым использовать свои идеи для дизайна стал сам Мондриан, оформляя собственные жилища и мастерские. Шутят, что художник потому никогда и не женился, ибо нет на свете женщины, не способной внести беспорядок в эту отточенную гармонию.
Как обычно бывает, в полной мере мондриановская задумка искусства как повседневности воплотилась после смерти художника. Всё началось с классической ныне коллекции платьев Ив Сен-Лорана, потом — интерьеры, мебель… То, что должно было наводить на медитации, стало просто «красивым». Странное дело, утопия Мондриана осуществилась, но как-то наоборот. Как реакция на опостылевший всем высоколобый абстракционизм вспыхнула революция поп-арта (это когда утопию — на кеды). Что Мондриан! Скорее заказывайте на «Ибэй» моднейшую наволочку с «Примаверой» или чехол для айфонапрямо от Караваджо! Все эти атрибуты окультуренных провинциальных яппи…
Но Мондриану повезло. Пусть и лишённый истинного наполнения, его орнамент не превращается в кич, всё это действительно красиво и органично — хоть на тумбочке, хоть на женской груди. Мондриановские гармонии растворились в обиходе, подспудно подводя нас к ответу на тот самый вопрос: «Может ли искусство изменить мир?».
Уже изменило.
Пит Мондриан: все включено. От картин до коллекции граммофонов
Победа буги-вуги. 1942 Gemeentemuseum den haaG
Музеи Нидерландов продолжают праздновать 100-летие группы De Stijl, а Гементемузеум посвятил одну из своих юбилейных проектов главному художнику объединения — Питу Мондриану, показав все 300 его работ из своего собрания. Это в два раза больше, чем на последней ретроспективе, прошедшей здесь же в 1994 году. Нынешняя экспозиция, выстроенная хронологически, расширяет и дополняет ту, уже далекую по времени выставку, говорит директор Гементемузеума Бенно Темпел. «В той версии практически не было ранних работ, к тому же она была очень традиционной — только искусство, что в наше постмодернистское время выглядит анахронизмом. Есть же еще контекст времени, биография художника», — объясняет Темпел.
Деревья близ Оеле. 1908 Gemeentemuseum den haaG
Контекст и биографию Мондриана на выставке воссоздает обширный документальный материал: фотографии Мондриана, его письма, личные вещи, включая даже коллекцию граммофонов. Мондриан обожал джаз: американская художница Ли Краснер вспоминала, как однажды он танцевал с ней в одном из ночных клубов Нью-Йорка. Тому, отчего в Гементемузеуме сегодня самое внушительное собрание работ Мондриана, есть объяснение.
Mondriaan in zijn atelier in Parijs (1933). Фото: Charles Karsten/Collectie RKD DH
Вскоре после открытия гаагского муниципального музея в 1935 году друзья художника подарили новой институции одну из его знаковых композиций — 1933 года с изображением лозы и четырех желтых линий. «Она стала чуть ли не первой абстракцией в нашей коллекции и поэтому не сочеталась в экспозиции ни с чем», — рассказывает Темпел. Но изобретательные кураторы нашли выход, поместив ее на лестничной клетке.
Колокольня церкви в Домбурге. 1911 Gemeentemuseum den haaG
Большая же часть работ Мондриана начала поступать в музей в 1950-е годы и позже, когда его тогдашний директор Луис Висенбек стал тесно взаимодействовать с коллекционером и арт-дилером Саломоном Слейпером. Оба они пережили Вторую мировую и поэтому, как замечает Темпел, «вместо того чтобы смотреть назад, смотрели вперед». Они начали собирать и представлять публике то искусство, которое может объединить всех независимо от истории, религии или личной биографии. И Мондриан здесь был несомненно вне конкуренции. К выставке также подготовлены и изданы полная биография Пита Мондриана и каталог всех его работ из собрания Гементемузеума.
Гементемузеум Открытие Мондриана До 24 сентября
Известные картины
«Буги Вуги на Бродвее».
Смотреть галерею
Данная картина была написана в 1943 году, уже в США, совсем незадолго до смерти художника. Она стала одной из самых известных работ заключительного периода творческой деятельности Мондриана. Размеры данной картины — 127 x 127 см, использованный материал — холст, написана маслом и эмалью. Сейчас полотно выставлено в Музее современного искусства, который находится в Нью-Йорке.
«Вид на дюны с пляжем и пирсом» (фото см. ниже).
Смотреть галерею
Картина была создана в 1909 году, когда Мондриан еще только начинал свою блестящую карьеру на поприще художника. Написана она на картоне, с помощью масла и карандашей. На данный момент полотно выставлено в Нью-Йоркском Музее современного искусства.