Владимирская икона Божией Матери. Иконописец Преподобный Андрей Рублёв (?). Конец XIV — начало XV веков.


Краткая биография иконописца

О жизни Андрея Рублева доподлинных данных не сохранилось. Предполагается, что Андрей Рублев родился во второй половине XIV века на территории Московского княжества или Великого Новгорода.

Происхождение

О родовых корнях художника существует догадка, что Рублев был из сословия ремесленников, если отталкиваться от фамилии. На некоторых иконах сохранилась подпись, где фигурирует отчество Иванович. Информации о родственниках не имеется.

Имя, данное при крещении, также неизвестно. Андрей – имя, нареченное при пострижении в монахи. Посвящение в иноки произошло в монастыре на реке Яузе (Андроников монастырь).

Творческий путь

В письменных источниках имя Андрея Рублева упоминается первый раз в 1405 году. В исторической записи засвидетельствовано, что монах Рублев, совместно с Феофаном Греком и старцем Прохором, закончил оформление стены Благовещенского собора в Московском кремле. Стенная монументальная картина была утрачена. В иконостасе храма сохранилось 7 икон, приписываемых кисти Рублева.

Иконописец Феофан был родом из Константинополя, отчего получил прозвище Грек. В 1370 году он прибыл в Новгород, сопровождая митрополита Киприана. Его творческая манера оказала большое влияние на русских иконописцев, в том числе на Андрея Рублева.

андрей рублев иконописец

Старец Прохор, монах Городецкого мужского монастыря, считается наставником Андрея Рублева в иконописи. Манера Прохора близка к византийской: с сочными красками, бликами. Отличительная черта иконописных изображений – изящество фигур, заостренные носы, маленькие руки. Второе известие об иконописце датируется 1408 годом. В нем упоминается о начале работы Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском храме под Звенигородом.

Даниил Черный, как и Андрей Рублев, был монахом. По возрасту и опыту художника он был старше Рублева. Стилистические приемы живописца напоминают византийский стиль. Соавторство Даниила Черного с Андреем Рублевым определяется в росписи икон Успенского, Троицкого, Благовещенского соборов. Учитель и друг скончался в одно время с Рублевым, из-за чумы.

В этот период золотоордынский хан Едигей предпринял попытку восстановить власть над русскими княжествами, в частности над Московским. На пути к Москве были разрушены Ростов, Нижний Новгород, Серпухов, Переславль. В 1410 году был разграблен и сожжен Владимир, в том числе и Успенский собор. Татары подошли к Москве, но взять ее не смогли.

Война русских князей с ордынцами продолжалась с переменным успехом. Окончательное освобождение от татаро-монгольского ига датируется 1480 годом. Горячая фаза военных действий продолжалась 10 лет. Исследователи биографии Андрея Рублева предполагают, что он в это время спасался в монашеской обители Андроникова.

андрей рублев иконописец

Следующая дата упоминания имени гениального художника – 1422 год. Начинается воссоздание Троице-Сергиевской монашеской обители под Москвой, разрушенной татаро-монголами. На месте пепелища от деревянного храма над могилой Сергия Радонежского возводится каменный собор. Андрею Рублеву предлагают украсить церковь фресками и иконами.

Окончание жизненного пути

Датой смерти художника считается 1428 год, когда в Московском княжестве вспыхнула эпидемия чумы. В этот период он работал с Даниилом Черным в Андрониковом монастыре над росписью фресок Спасского собора (до настоящего времени не сохранились). Похоронен был рядом с колокольней Спасского собора. Исследователь творческой деятельности Андрея Рублева, Барановский, оспаривает дату смерти, принятую Православной Церковью, утверждая, что он скончался в январе 1430 года.

Тема О музее Рублёва

О музее Рублёва

Невдалеке от тысяч автомобилей, плотным потоком бегущих по Садовому кольцу, среди новостроек, подъемных кранов, путепроводов, вблизи людского водоворота сохранился удивительный и романтический уголок. Тысячи людей, приезжающих с юга в Москву или отъезжающих на юг по железной дороге, словно сталкиваются воочию с далеким прошлым, когда из окна вагона им открывается вид на окруженный белыми монастырскими стенами крутой холм над Яузой. Издали кажется, что дозорные в кафтанах клюквенного цвета все еще стоят на часах у темных проемов бойниц, а привратник в скуфье и черной рясе стережет монастырский вход. Сквозь ворота монастыря виден строгий кубический объем самого древнего здания Москвы. Скромным, сложенным из белого камня собором XV века венчается холм. Гладкие стены, спокойные проемы окон, упругая дуга купола необычайно просты, и в то же время по-своему величественны. Собор как бы выражает собой сам дух эпохи, суровой и строгой.

В 1358 году митрополит Алексий, крестник и сподвижник Ивана Калиты и наставник его внука Дмитрия, вынужден был совершить поездку в Константинополь. Алексию пришлось ехать в Орду испрашивать разрешение на путешествие, пересечь дважды Черное море на утлых суденышках, опять возвращаться в Орду, не зная отпустят ли его татары, а из Орды назад в Москву.

По приезде в Москву Алексий выбрал место для постройки храма на ордынской дороге. Отсюда, с высокого холма, поверх столетней дубравы были видны кремлевские стены, срубленные из могучих вековых кряжей. Это был храм-памятник избавлению от опасности и благополучному возвращению из Орды. По мысли Алексия, новый храм должен был стать для тех, кому приходилось отправляться к завоевателям, местом горестного прощания с Москвой. Здесь, уезжая, человек бросал последний прощальный взгляд на Кремль, и отсюда же он при возвращении в первый раз мог увидеть Москву. Храм по обету получил название Спасского. Само его название связано с одним эпизодом христианской легенды. Иисус сотворил чудо: он отер лицо чистой тканью, и на ней отпечатался его образ, не сотворенный человеческими руками. В Византии существовали различные каноны иконописного изображения Христа-спасителя, один из них представлял лицо с огромными миндалевидными глазами, небольшой бородкой и золотым нимбом, нарисованное на белом платке. Это и есть Нерукотворный Спас. Икону Нерукотворного Спаса вез из Константинополя на своем корабле Алексий.

Возможно, что Алексий мог из окна митрополичьих палат в Кремле следить за тем, как постепенно вырастали стены деревянной церкви. А когда она была построена, Алексий освятил ее. «И честную икону образа Христова, юже имяще перенесену с собою от Царьграда, чудие златом украшену, в ней постави». Храм был центром небольшого монастыря.

Немного о технике иконописи

Византийская иконописная школа делала акцент на воспитании у христиан страха перед Судом Божиим. Для этого использовалась сдержанная цветовая гамма. Для стиля Феофана Грека характерна особая манера росписи, отличная от традиционной византийской. В его фресках преобладают черный, белый, красно-коричневый оттенки. Мазки наносятся резкими, острыми штрихами, с пробелами, которые акцентируют внимание на отдельных элементах изображения: руках, лице. Мелкие детали не прописываются, но это не влияет на восприятие изображенных фигур.

Русские иконописцы через искусство Феофана Грека усвоили христианскую символику византийского образца. Для нее характерно слияние земной красоты и духовного аскетизма. Пробелы, оставленные на изображениях, означают божественный свет, одухотворяют лики святых, Господа и Богородицы.

андрей рублев иконописец

Византийская традиция иконописи приобрела у Андрея Рублева русскую тональность. Образы святых близки верующим. Они тихи и смиренны, в задумчивых глазах светится любовь, на губах – светлая улыбка. В них Андрей Рублев талантливо отобразил душевную востребованность русского человека в христианском вероучении. Бог в представлении Рублева – это добрый Отец, готовый простить и утешить, а не строгий пастырь.

В композиционном плане Рублев остался верным византийскому стилю, сохранив минимализм в обозначении силуэтов. Тонкие очертания складок одежды придают фигурам невесомость. Смешивание полутонов создает впечатление внутреннего сияния, исходящего от иконы.

Андрей Рублев впервые применил в композиции круг, который считал идеальной фигурой. В его центральной части находятся действующие лица библейской легенды. За контуром круга художник образует контрастный ореол, благодаря которому внимание невольно сосредотачивается на главной идее изображения. Другое значение замкнутой линии – все сущее возвращается на круги своя. Святые Рублева отличаются от изображений греческих иконописцев умиротворенностью и отрешенностью от земного мира.

Иконописец отступил от канонического изображения фигур на иконах и фресках: они могут быть слегка искажены, угловаты, слегка развернуты, с наклоном. Рисунок выполнен плавными линиями, в пастельной тональности. Византийские иконописцы использовали приглушенные оттенки, чтобы вызвать у христиан чувства раскаяния и смирения. Феофан Грек применял более насыщенные краски.

Новаторство Андрея Рублева в иконописи отразилось главным образом в изменении эмоционального настроя святых обликов. У Рублева палитра намного богаче. Эмоциональный настрой передается благодаря переливу нежных оттенков, гармонично сочетающихся с более темными и насыщенными цветами.

Вместо аскетичных и строгих лиц – доброжелательные, с полуулыбкой на губах. Золотистые, бирюзовые, розовые, светло-коричневые оттенки создают возвышенную и радостную ауру изображения. Созданные образы как будто наполнены внутренним светом, что дает право называть их чудотворными.

андрей рублев иконописец

Благодаря этому оптическому эффекту смягчаются суровые библейские сюжеты. Фреска «Страшный суд» Рублева не пугает ужасом вечных страданий, а дает надежду на милость Божью и спасение.«Троица» считается лучшей иконой Рублева, из сохранившихся до наших дней. Была написана в расцвете его таланта. Основной контур – это круг, который образуют склоненные фигуры ангелов. Цветовое решение включает в себя выделение центральной части иконы, контрастность, переливы оттенков. Золотистый фон в сочетании с голубым небом делает композицию выразительнее и объемнее. В сюжете «Троицы» гармонично слились композиция, форма и цвет.

В 1551 году Церковно-земский собор постановил, чтобы отныне все иконы с изображением «Троицы» были подобны рублевскому образу.

В творчестве Андрея Рублева просматриваются три периода:

  • ранний, когда мягкая цветовая гамма приглушена;
  • средний, с полнозвучным сиянием красо (Троица);
  • заключительный, напоминающий Феофана Грека (Апостол Павел)

Лейтмотивом русской иконописи стало прославление Бога, в котором русские христиане видели Небесного Отца, милосердного утешителя.

Икона Андрея Рублева Троица

История создания иконы Андрея Рублева «Троица» и трактовка внутренних символов, содержащихся в ней, оставляют огромное множество вопросов. Оно и не мудрено, ведь икона была написана в далеком XV веке, а попытки объяснить ее особенности всегда останутся лишь мнениями наблюдателей, какими бы те не считались «специалистами». Никто и никогда не сможет взглянуть на эту икону глазами самого художника, а потому интерпретации ее сакральных смыслов были, есть и будут не более, чем пространством домыслов и умозаключений.
Но ничто не изменит того факта, что под слоями многочисленных поновлений современникам открылась картина удивительной красоты, по праву считающаяся одним из величайших творений русской иконописи.

Икона изображает ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. В нем повествуется о встрече прародителя еврейского народа (и арабского, к слову) Авраама с тремя таинственными странниками, которые поведали благочестивому мужу о предстоящем чудесном рождении сына Исаака. После беседы двое ангелов отправились уничтожать Содом, а один остался с Авраамом для продолжения разговора.

Композиционная структура иконы породила множество различных трактовок ее особенностей, которыми она отлична от других иконических изображений аналогичного сюжета.

«Гостеприимство Авраама»; XVII в.; Афон, Греция.

Икона Рублева не содержит не Авраама, ни его жены Сары, но лишь дом, дерево и гору — жилище Авраама, дуб Мамврийский и гору Мориа, соответственно, которые являются символами, определяющими изображенный сюжет. Странники (на самом деле ангелы — их истинная сущность открывается девятнадцатой главе библейской книги Бытия), своим расположением на полотне образуют круг и правильный треугольник, также являющиеся сакральными символами.

Многие ученые отмечают и тот факт, что у центрального ангела нимб меньше, чем у остальных. Это служит поводом для множества домыслов, но сойтись во мнении исследователи, вероятно, так никогда и не смогут. Для этого им потребуется, как минимум, достичь того же состояния духа, чистоты разума и ощущения божественного, в котором творил Андрей Рублев. А еще обрести его знания, опыт и многие другое, что, разумеется, не представляется возможным.

Даже без четкого понимания смысла, скрытого в иконе, само ее изображение способно вызвать эмоции, достойные Храма человеческой Души. Долгое время оригинальное изображение иконы скрывалось под слоями поновлений и окладом. Оклад (или риза) — это накладное украшение на иконах, чаще всего выполненное из драгоценных металлов, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, оставляющее открытыми несколько значимых элементов, обычно ликов и рук, для которых делаются специальные прорези. Поновление же — это обработка икон олифой и нанесение нового изображения поверх оригинального. Новое изображение повторяло сюжет оригинала, но более соответствовало эпохе, что выражалось в красках и деталях.

Оклад Бориса Годунова, 1600 год.

Самая знаменитая икона Андрея Рублева

«Троица»

Nika

Знаток (405) 5 лет назад

Троица

Наталия Аскерова

Оракул (79916) 5 лет назад

Самая знаменитая икона Андрея Рублева — это «Троица» .

Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел”, “Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV вв.). где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи. В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица”.

Сюжет знаменитой иконы Андрея Рублёва основан на 18-й главе книги Бытия, повествующей о явлении престарелым праотцам Аврааму и Сарре, возле их шатра у дубравы Мамре, трёх светозарных мужей. Авраам принял необыкновенных путников, поклонился и омыл им ноги, велел закласть лучшего телёнка и испечь пресные хлебы для угощения, чтобы укрепились сердца путников. Ангелы предсказали Аврааму и Сарре чудесное, вопреки естеству, рождение у них сына Исаака, от которого произведет Господь народ израилев

Здесь произошло событие необыкновенное, соответствующее важности происходящего, — под видом Ангелов-странников Аврааму явилось само Троичное Божество

Этот сюжет приобрёл особое значение для христианской Церкви после принятия на II Вселенском соборе (381 г. ) догмата о триединстве Божества и стал одним из самых ключевых в иконографии. «Изображение ветхозаветной Троицы стало рассматриваться как демонстрация единства трёх Лиц, равнозначности и единосущия и одновременно разницы их ипостасей. В новозаветной традиции трапеза у Авраама — прообраз будущей искупительной жертвы и евхаристической трапезы. Поэтому явление трёх Ангелов Аврааму и вкушение ими агнца. воспринимается в контексте космического домостроительства Господня и предвечного совета Троицы о судьбах мира и человечества» .

Тайну Святой Троицы человеку постичь невозможно. Можно лишь представить абстрактно, по аналогии с привычным и понятным, или образно через изображение. Единица равняется трём — так «математически» можно выразить эту тайну. Единство мысли, слова и духа, наполняющего мысль, слово и действие, — так проявляются свойства, присущие Святой Троице, в личности человека. Наиболее изобразительно и догматически верно Предвечный совет Святой Троицы выражен в иконе Андрея Рублёва «Троица». о которой и пойдёт речь.

В ней всё над мирно и всё духовно. Не случайно бытовые подробности сюжета опущены. Сара и Авраам выведены за пределы изображения, а немногие детали, композиционно заполняющие пространство иконы, делают изображение символически значимым и необыкновенно точным

Это позволяет сосредоточить внимание на самом сущностном, определяющем богословскую мысль о грядущем преображении всякой твари и вселенной на основе единства и гармонии. Композиция и изображённые детали на иконе имеют прикладное, описательное значение и в то же время содержат глубокий духовный смысл

дина волкова

Мудрец (15536) 5 лет назад

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: