Голландские художники пейзажисты 17 века
Расцветом пейзажной живописи отмечено голландское изобразительное искусство 17 века. Основной особенностью картин было правдивое изображение окружающей природы во всей ее завораживающей незатейливости и простоте. Голландия именно в этот период открыла для мира многих мастеров, сделавших пейзажную живопись своей профессией.
Развитие пейзажного жанра всемирно известными мастерами
Главным представителем голландского пейзажного жанра 17 века является Ян ван Гойен. На его полотнах изображена голландская природа, пронизанная необыкновенным и узнаваемым национальным колоритом. Практически на всех пейзажах присутствует:
- Серое низкое небо;
- Осязаемый воздух, насыщенный влагой;
- Известные всему миру каналы и ветряные мельницы.
Пейзажное творчество Гойен отличается тем, что на фоне природы всегда изображаются люди, которые занимаются определенной деятельностью. Его картины панорамные, художник стремится максимально охватить видимый окружающий мир, тем самым отдаляя его от зрителя и подчеркивая его масштабность.
Другим крупнейшим признанным мастером реалистического голландского пейзажа является Якоб ван Рейсдаль. Художник отходит от правил существовавших в живописи тех времен. Он не изображает пейзаж фоном на заднем плане, а выхватывает конкретную его часть и четко прорабатывает каждую деталь на ближнем плане. Уже в первой работе «Домик в роще» художник выхватывает отдельную часть природы и позволяет увидеть все мельчайшие нюансы изображения.
Пейзажные картины Рейдаля не являются панорамными, художник показывает природу крупным планом. Особенностью творчества художника являются многообразие сюжетов. Уже сами названия картин подчеркивают неистощимую фантазию мастера, это:
- «Лесное болото»;
- «Водопад»;
- «Большой лес»;
- «Еврейское кладбище»;
- «Пейзаж в дюнах»;
- «Пшеничные поля».
Но при этом любой пейзаж наполнен драматизмом, и это является отличительной чертой всех работ художника. Даже самые простые виды мастер способен сделать монументальными и величественными. Творческое наследие Рейдаля составляет около 450 картин.
Морские пейзажи изображены на полотнах Яна Порселлиса. Художник умело передавал различные состояния величественной морской стихии. Особое эмоциональное восприятие передавалось колористической цветовой гаммой, которую художник чувствовал душой.
Голландские художники пейзажисты занимают важное место в мировой живописи, их произведения являются настоящим украшением самых различных выставок.
Автор:
П.Л. Котов, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Возрастной диапазон урока:
учащиеся 10-го класса.
Изучаемые элементы содержания образования:
икона, иконопись, картина, обратная перспектива, иконостас, деисус, изограф, исихазм, темпера, фреска, двунадесятые праздники, Церковь.
Для проведения урока необходимы:
- Экспонаты постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи (залы №№ 59, 60).
- Рабочие листы урока.
- Планшеты.
Место проведения урока:
Государственная Третьяковская галерея.
Адрес: Москва, Лаврушинский переулок, 10.
Тел.,, 8 (499) 238-13-78.
Расписание:
- вторник, среда, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00 (кассы и вход на экспозицию – до 17:00);
- четверг, пятница – с 10:00 до 21:00 (кассы и вход на экспозицию – до 20.00);
- понедельник – выходной.
Сайт: https://www.tretyakovgallery.ru/ru/.
Памятные даты:
4 (17) июля – Преставление преподобного Андрея (Рублёва) Московского, иконописца.
6 (19) июля – Память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Радонежских святых.
В неделю перед 26 августа (8 сентября) – Память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Московских святых.
Форма проведения урока:
урок в музее (групповая работа с экспонатами музея с элементами исследования).
Галерея изображений:
Свободное описание урока:
Урок предполагает использование материалов постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи (залы №№ 59, 60) для исследования вопросов, относящихся к теме «Золотой век русской иконописи: вторая половина XIV – начало XVI вв.». На уроке организуется практическая работа десятиклассников. Урок строится на выявлении метапредметных связей, что помогает научить старшеклассников универсальным учебным действиям.
В ходе урока обучающиеся отвечают на два кардинальных вопроса: чем отличается икона от картины, и можно ли говорить о русском Ренессансе в изучаемый период. Ученики пытаются выявить индивидуальные особенности стилей ведущих русских иконописцев XIV–XVI веков. На основе изучения икон с клеймами им предстоит также реконструировать жития некоторых православных святых и раскрыть смысл иконы «Троица» кисти Андрея Рублёва. Задания для работы на уроке распределены по двум рабочим листам. В ходе урока предполагается самостоятельное изучение учебного материала обучающимися, обсуждение, взаимная оценка и самооценка результатов работы. Итоги их самостоятельной исследовательской деятельности анализируются, корректируются, систематизируются и обобщаются в ходе итогового коллективного обсуждения.
Приложения:
- Коллекция элементов
- Текстовые материалы учителя
- Текстовые материалы для учеников
- Глоссарий
- Сценарий урока
- Кейсы
- Задание
- Тесты
- Кроссворд
- Ссылки
- Архив с коллекцией элементов
- Для учителяОтветы на кроссворд
- Для учеников
- Словарь терминов к уроку
- Сценарий
- Практико-ориентированные задания 1
Практико-ориентированные задания 2
- Вводное задание
Задание 1
Задание 2
- Тест 1
Тест 2
- Кроссворд
- Ссылки