LiveInternetLiveInternet
Хотела ограничиться только любимыми пейзажами художника, но, как это часто бывает, погрузившись в мир творчества гения, не смогла остановиться. Ведь и натюрморты у него потрясающие, не зря они таким спросом пользуются на рынке произведений искусства. Один из них (второй сверху) вообще был продан в 1999 году за 60,5 миллионов долларов.
Блюдо персиков, 1894 Beethoven — Bagatelle No 59 in A minor Fur Elise
Кто сейчас не знает натюрмортов Сезанна с яблоками?! Плоды у него всегда сочные, яркие, осязаемые. Сам Сезанн позже говорил, что его яблоки связаны с одним довольно драматичным воспоминанием времен учебы — не с кем иным, как Эмилем Золя: «Он, Золя, совершенно ничем не интересовался. Он мечтал. Он был абсолютно необщителен, этакий меланхоличный бедняк. Знаете, того типа, который ребята обычно ненавидят. Без всяких на то оснований они его травили. И с этого началась наша дружба. Вся школа, большие ребята и малыши, устроили мне как-то взбучку за то, что я не участвовал в их остракизме. Я плевал на них — подошел и поговорил с ним как обычно. Славный товарищ. Не следующий день он принес мне корзину яблок. Вот они откуда, яблоки Сезанна!»
Натюрморт с драпировкой, кувшином и фруктами, 1894.
Продана за $60,500,000 в 1999 году
Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в городе Эксе. Его отец, происходивший из семьи потомственных ремесленников, одно время держал магазин по продаже модных шляпок. Экс и его нравы великолепно описал в своих романах друг Поля Сезанна известный писатель Эмиль Золя.
Горшок с цветами на столе
Поль был стеснителен и к тому же близорук. Он, Эмиль Золя и еще Баптистен Байль вместе много гуляли по окрестностям, а потом увлеклись еще и охотой. Позже в своем романе «Творчество» Золя объяснял то, что они сдружились, так: «Разные по натуре, они привязались друг к другу сразу и навсегда, притянутые тайным сродством, неясным стремлением к удовлетворению общих амбиций, пробуждением интеллекта, что возвышало их над грубой, шумной толпой лентяев и драчунов».
Натюрморт с бутылкой мятного ликёра, 1895
Вскоре Поль начал заниматься в Свободной рисовальной школе, но в то же время изучал и право. Как можно заключить из писем, которые он и в стихах, и в прозе посылал Золя в Париж, Поль очень переживал из-за того, что некрасив и на него не обращают внимания девушки. Об одной из них — Жюстине — он писал с особенным чувством.
Натюрморт с бытылкой рома, 1890
В Париже, куда Сезанн отправился в 1861 году, а потом, после возвращения в Экс и нудной работы в банке, вновь приехал в 1862 году, он около пяти лет посещал занятия в академии Сюиса. В 1863 году по указу Наполеона III, который нашел отвергнутые в Салоне работы такими же хорошими, что висели на стенах, был открыт Салон отверженных, где центром внимания стал «Завтрак на траве» Мане. Поль Сезанн увлекся живописью, его кумиром стал Писсарро, который очень точно чувствовал цвет.
Натюрморт с вазой для цветов, 1905
У Сезанна рано начала появляться лысина, а бороду, желая понравиться какой-то девушке, он сбрил, принеся завитки на алтарь Венере. Он носил красный жилет и мог улечься спать на уличной скамейке, подложив под голову башмаки.
Натюрморт с комодом на заднем плане, 1887
Огромное влияние на живопись Сезанна, как и на прозу Золя, оказала музыка. Сезанн и сам учился играть, очень любил оперу, почитал Вагнера. Гоген, когда писал о зрелом творчестве Сезанна, о.
Натюрморт с компотницей и яблоками
В 1869 году Сезанн познакомился с веселой, легкой в общении девушкой Мари-Ортанс Фике (Гортензией), которая позировала ему, а через некоторое время стала его женой. Однако в душе у Поля, как утверждают те, кто его близко знал, оставалась мечта об идиллическом, возвышенном чувстве. В конце века они расстались.
Натюрморт с корзиной (Кухонный стол), 1890
Очень болезненно воспринял Сезанн публикацию романа Золя «Творчество», где в оканчивающем жизнь самоубийством главном герое узнал себя. В последние годы жизни Сезанн очень страдал от сахарного диабета, его поддерживала сестра Мари и несколько близких друзей. Умер он 22 ноября 1906 года.
Натюрморт с красным луком, 1898
Последователи великого художника, так называемые «сезаннисты», в том числе и многие русские художники — Кончаловский, Фальк, Машков, Лентулов, вырабатывая свой творческий почерк, опирались на Сезанна. Однако никто из последователей Сезанна так и не достиг того непередаваемого, пульсирующего напряжения гармонично воплощенного целого, никто так до конца и не разгадал тайну великого французского мастера.
Натюрморт с кувшином, яблоками и драпировкой
Натюрморт с сахарницей, 1890
Натюрморт с тарелкой вишен, 1885-87
Натюрморт с фруктами и банкой имбиря, 1894
Натюрморт с цветами и фруктами, 1890
Натюрморт с яблоками и примулами в горшке, 1894
Натюрморт с яблоками и сахарницей, 1894
Натюрморт с яблоками, 1895-98
Сахарница, груши и скатерть, 1894
Скатерть и фрукты, 1900
Цветы в вазе, 1888
Чаша с фруктами, кувшин и фрукты, 1894
Яблоки и апельсины, 1900
Яблоки и бисквит, 1895
Хлеб и яйца
Натюрморт с компотницей, 1879-80
Букет цветов в голубой вазе
Голубая ваза
Георгины в вазе из делфтского фарфора
Хризантемы, 1898
Цветы
Дельфтская ваза, 1873-75
Цветы в вазе в стиле рококо
Часть 1 здесь.
Рисунок и цвет Поля Сезанна
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 04.08.2017 15:45
Сезанн в своём творчестве соединял принципы классицизма и романтизма, интеллекта и страсти, уравновешенности и порыва, гармонии и выражения индивидуальности.
Он старался примирить классику и современность, хотя, как известно, свобода и канон – «две вещи несовместные». Классицизм утверждал законы устойчивости и равновесия, которые во многом соответствовали законам существующего мира. Сезанн тоже верил, что в основе бытия лежит порядок, а не хаос, и творческая сила выстраивает из хаоса гармонию. Эта вера объясняет отрицательное отношение Сезанна к живописи многих его современников: Гогена, Ван Гога, Сёра и др. именно потому, что он видел в их работах перевес произвольности, собственного ви́дения мира над поиском основных законов его реального существования. Яркий представитель постимпрессионизма, Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, потому что декоративность, по его мнению, убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности, которую Сезанн считал величайшим достижением эпохи Возрождения. Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
П. Сезанн «Купальщицы» (1906). Холст, масло. 201,5 х 250,8 см. Музей искусств Филадельфии (США) Позже Сезанн стал увлекаться акварелью и перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. Красочный слой на этих полотнах стал более облегчённым, высвечивая изнутри. Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными с белым цветом самого холста. Этим минимумом средств он добивался максимального художественного результата.