Биография поля синьяка. Поль Синьяк – художник, который рисовал картины, увидеть которые можно только с определённого расстояния П синьяк картины


Биография Поля Синьяка

Поль Синьяк родился 11 ноября 1863 года в Париже, в самой обыкновенной буржуазной семье. Его отец владел лавкой, где продавались седла, сбруя, шорные изделия. «Бизнес» процветал, и семейство жило в достатке (как при жизни отца, так и после его смерти).

В положенное время мальчика отдали в парижский коллеж Роллен, что на бульваре Клиши. Учился он успешно, проявляя заинтересованность в гуманитарных науках. Особенно был доволен им учитель литературы. Однако по окончании коллежа Синьяк решительно заявил матери, что поступать в университет, а также каким-либо иным образом продолжать гуманитарное образование, не намерен. К этому времени он был уже отравлен любовью к искусству, причем к искусству самому что ни на есть прогрессивному.

Поль Синьяк: жизнь и творчество художника

Поль Синьяк (11 ноября 1863, Париж — 15 августа 1935, Париж) — французский художник-неоимпрессионист, представитель направления пуантилизма.

Содержание

Поль Синьяк родился 11 ноября 1863 года в Париже, в самой обыкновенной буржуазной семье. Его отец владел лавкой, где продавались седла, сбруя, шорные изделия. «Бизнес» процветал, и семейство жило в достатке (как при жизни отца, так и после его смерти).

В положенное время мальчика отдали в парижский коллеж Роллен, что на бульваре Клиши. Учился он успешно, проявляя заинтересованность в гуманитарных науках. Особенно был доволен им учитель литературы.

Однако по окончании коллежа Синьяк решительно заявил матери, что поступать в университет, а также каким-либо иным образом продолжать гуманитарное образование, не намерен.

К этому времени он был уже отравлен любовью к искусству, причем к искусству самому что ни на есть прогрессивному.

Творчество Синьяка

В 1879 году он побывал на четвертой выставке импрессионистов, где пытался делать наброски с работ Дега. Этот опыт кончился для него печально: Гоген выставил шестнадцатилетнего юнца за дверь со словами: «Здесь не копируют!»

Подобная нелюбезность не отвратила Синьяка от живописи. После лицея насущным сделался вопрос — где научиться писать.

В 1883 году он в течение нескольких месяцев посещал мастерскую некоего Бина, «лауреата» Римской премии, но и здешний метод обучения Синьяк находил скучным, годным лишь на то, чтобы «изготавливать ремесленников». Главные уроки он получал, ходя по выставкам импрессионистов, а также по лавкам маршанов, где продавались их произведения.

В 1884 году произошло событие, предрешившее всю дальнейшую творческую судьбу Синьяка и, в сущности, всей французской живописи вообще. В бараке, построенном на месте дворца Тюильри, открылся вернисаж художников, чьи полотна не были приняты жюри официального Салона.

В 1884 участвует в создании «Общества независимых художников», где он и познакомился с Жоржем Сёра, с которым в 1889 разработал живописную технику пуантилизма, хотя уже на последней выставке импрессионистов его картины отражали эстетику дивизионизма.

В 1899 опубликовал работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», она стала сводом правил художников нового направления.

Умер 15 августа 1935 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Работы художника

  • Les Andelys (1886)
  • Femme lisant (1887), Музей Орсей, Париж. Масло, дерево
  • Château de Comblat (1887), Музей Льежа, Бельгия
  • La bouée rouge (1895) Музей Орсей
  • L’orage, (1895) Musée de l’Annonciade,
  • Le phare d’Antibes, (1909)
  • Capo di noli, Bei Genua (1898)
  • Папский дворец в Авиньоне (1900), Museum D`Orsey, Paris

Библиография

  • Синьяк П. От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму. Пер. с франц. М., 1913.
  • Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. М., 1976.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , ru.wikipedia.org

Поль Синьяк: картины художника

Поль Синьяк – все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Поль Синьяк: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/sinjak-pol.html

Творчество Синьяка

В 1879 году он побывал на четвертой выставке импрессионистов, где пытался делать наброски с работ Дега. Этот опыт кончился для него печально: Гоген выставил шестнадцатилетнего юнца за дверь со словами: «Здесь не копируют!»

Подобная нелюбезность не отвратила Синьяка от живописи. После лицея насущным сделался вопрос — где научиться писать.

В 1882 , в Париже и Бретани начал писать картины под влиянием импрессионистов, главным образом Моне.

В 1883 году он в течение нескольких месяцев посещал мастерскую некоего Бина, «лауреата» Римской премии, но и здешний метод обучения Синьяк находил скучным, годным лишь на то, чтобы «изготавливать ремесленников». Главные уроки он получал, ходя по выставкам импрессионистов, а также по лавкам маршанов, где продавались их произведения.

В 1884 году произошло событие, предрешившее всю дальнейшую творческую судьбу Синьяка и, в сущности, всей французской живописи вообще. В бараке, построенном на месте дворца Тюильри, открылся вернисаж художников, чьи полотна не были приняты жюри официального Салона.

В 1884 участвует в создании «Общества независимых художников», где он и познакомился с Жоржем Сёра, с которым в 1889 разработал живописную технику пуантилизма, хотя уже на последней выставке импрессионистов его картины отражали эстетику дивизионизма.

Уже при жизни художник был признанным классиком. В 1911 он был награждён Орденом Почётного легиона.

Краски и линзы

Поль Синьяк, как и Жорж Сёра, происходил из состоятельной семьи — его отец был владельцем магазина. Обладающий несомненным дарованием, Поль не получил академического художественного образования. Поначалу Синьяк планировал для себя карьеру архитектора, но в девятнадцать лет решил заниматься живописью и очень недолгое время брал уроки в свободной мастерской Бинга. Хотя, по большому счету, учился всему самостоятельно, копируя рисунки и картины других мастеров, титанов прошлого и своих современников. На развитие творческого метода Синьяка сильно повлияли работы импрессионистов, особенно Клода Моне.

Впервые Поль Синьяк продемонстрировал публике свои работы в 1884 году, на первой выставке Общества Независимых художников, к созданию которого он и сам приложил немало усилий. Там Поль и познакомился с Жоржем Сёра, который стал ему другом и наставником. Сёра, бывший всего лишь несколькими годами старше, к этому времени уже вполне сформировался как художник, много работал над техникой рисунка, посещал лекции в Школе изящных искусств, читал все выходящие научные труды.

Синьяк, заразившись энтузиазмом старшего товарища, с удовольствием погрузился в изучение трудов Шеврёля и Гельмгольца, посвященных оптическим закономерностям взаимодействия света и цвета. Как и у Сёра, его штудии не остались теоретическими, Поль все проверял на практике и вскоре убедился, что краски, не смешанные на палитре, а положенные отдельными мазками рядом, звучат сильнее и ярче, — отныне его живописная манера была определена. Синьяк стал убежденным пуантилистом, теоретиком и пропагандистом нового художественного метода, сочетавшего в себе открытия импрессионистов в цвете и научные исследования в области оптики.

Первые работы в новом стиле Поль представил на Восьмой выставке импрессионистов — только благодаря ходатайству Камиля Писсарро. Однако особого внимания они не привлекли. Основной скандал разыгрался вокруг «Воскресного дня» Сёра. Однако в Нью-Йорке, куда полотна пуантилистов привез коллекционер Поль Дюран-Рюэль, они имели успех.

Ранние годы

Поль появился на свет в городе Париже 11 ноября 1863 года. Мальчик был единственным ребёнком в крепкой обеспеченной семье. Своё детство художник всегда вспоминал как самое беззаботное и счастливое время. Никаких финансовых проблем семья не испытывала, родители всю свою безграничную любовь отдавали сыну, он всегда чувствовал их поддержку. Всё это способствовало созданию довольно крепкой внутренней опоры у ребёнка. Поль уже в юные годы понимал, что случающиеся иногда неприятные ситуации необходимо воспринимать как моменты, а не ключевые жизненные события.

Отец Поля занимался торговлей, у него была собственная шорная лавка, где продавались сёдла и сбруя. Дела всегда шли хорошо, и мужчина обеспечил свою семью настолько, что они не нуждались ни в чём даже после его смерти. Папы не стало, когда Полю едва исполнилось семнадцать лет.

Мама поначалу совсем не была в восторге от профессии, которой решил посвятить свою жизнь Поль. Ведь он так хорошо учился, в гуманитарных науках ему не было равных, а преподаватели постоянно делали акцент на том, что у мальчика несомненный талант. Всё это говорило о том, что сын мог бы продолжить образование в университете и иметь в жизни более надёжную профессию.

Тяга к живописи

Однако после окончания коллежа Роллен, молодой Синьяк сразу сказал, что единственным интересом для него является живопись. О том, чтобы поступить в школу изящных искусств, он не хотел даже слушать, академизм Полю был не по душе. Он считал, что стандартные и традиционные правила преподавания живописи никак не поспособствуют развитию его таланта. К тому же его манило лёгкое и непринуждённое направление импрессионизма. В конце концов мама смирилась с выбором сына, а в скором времени стала самой преданной и рьяной поклонницей его творчества.

Откуда у юноши появилась такая тяга к живописи? Возможно, на это повлиял отец, который любил в свободное время рисовать. А быть может, сказалось то, что семья Синьяк проживала неподалёку от квартала, где располагались художественные мастерские.

В 1879 году шестнадцатилетний юноша Поль Синьяк побывал на четвёртой выставке импрессионистов. Находясь под впечатлением, он стал делать наброски с картин известного французского живописца Дега. Это увидел выставляющий свои произведения начинающий художник Поль Гоген, он прогнал юношу с выставки со словами: «Здесь не копируют!» Но Синьяк умел держать жизненные удары, и это событие его нисколько не смутило. Такое не совсем любезное отношение не отбило у юного живописца любви к искусству.

Обучение искусству

Молодому Полю нужно было где-то учиться писать и приобретать художественные навыки. Официальное обучение живописи Синьяк получал в мастерской лауреата Римской премии Эмиля Бина. В 1883 году на протяжении нескольких месяцев Поль посещал мастерскую, однако отзывался об этом периоде пренебрежительно. Метод, по которому здесь обучали, казался ему скучным и пригодным лишь для того, чтобы «готовить ремесленников».

Куда более нужным и важным делом он считал посещение выставок импрессионистов и лавок маршанов, где продавались их картины. Там он проникался импрессионистским духом, а потом творил по наитию, сам, без каких-либо посторонних контролёров или руководителей.

Влияние Клода Моне

Особенное влияние оказала на Поля живопись одного из основателей направления импрессионизма, француза Клода Моне. Этот художник часто изображал на своих картинах воду с её неуловимостью и переменчивостью, что необыкновенно впечатляло юного Синьяка.

Он мог бесконечно рассматривать полотна Моне, изображённые на них парусные лодки и реку Сену. Вода манила Поля своей изменчивостью, и только импрессионизм способен был передать такое её состояние. На картинах художников-импрессионистов вода как будто двигалась, переливалась сотнями бликов в солнечных лучах, играла разнообразными оттенками. Чтобы получить подобный эффект, использовался специальный приём разделения красок: мазки чистого цвета не смешивались один возле другого, а наносились на полотно сразу.

В конце ХIХ– начале ХХ веков очень модным стал парусный спорт и гребля. Среди любителей совершить прогулку по воде было много живописцев. Пейзажи реки гораздо удобнее было писать не с берегов, а с лодок. Клод Моне построил для работы специальное судно, где можно было даже заночевать. Зачастую он плавал на этой лодке со своей семьёй.

Моде поддался и Синьяк, свою первую лодку он купил в 1883 году и присвоил ей символическое название «Моне-Золя-Вагнер» в честь трёх людей, сыгравших важную роль в становлении направления импрессионизма в живописи. Моне был на тот момент лидером этого художественного течения. Знаменитый писатель Эмиль Золя часто выступал с защитой импрессионизма. А немецкий композитор Вагнер своей музыкой вдохновлял живописцев на творчество.

Начинающий художник Синьяк понимал, чтобы состояться в мире живописи, ему нужен был учитель и наставник. И в 1885 году он обратился к Клоду Моне. Поль отправил живописцу письмо, в котором рассказал, что является его поклонником, сам на протяжении двух лет серьёзно увлекается живописью и просит мастера стать для него грамотным и опытным руководителем. Но этой мечте не суждено было осуществиться.

Великого Моне это письмо совсем не тронуло. Нельзя сказать, чтобы Синьяк был ему неприятен, просто Клод не имел в своём характере наставнических черт. И к тому же его интересовало исключительно собственное творчество. Поэтому пользу молодому художнику пришлось извлекать из иных знакомств.

Синьяк, Поль

Гавань в Марселе, 1906, Эрмитаж
Поль Синьяк родился 11 ноября 1863 года в Париже. Рос в обеспеченной семье, его отец — владелец лавки. Окончил коллеж Роллен.

В 1879 году Поль посетил четвертую выставку импрессионистов.

В 1882 году, в Париже и Бретани начал писать картины под влиянием импрессионистов (главным образом, Клода Моне)[1]. В 1884 году участвует в создании «Общества независимых художников», где он и познакомился с Жоржем Сёра, с которым в 1889 году разработал живописную технику пуантилизма, хотя уже на последней выставке импрессионистов его картины отражали эстетику дивизионизма. В 1885 году Поль написал письмо Клоду Моне, в котором признался в искреннем восхищении и просил о встрече.[источник не указан 226 дней

]
«Портрет Феликса Фенеона» Portrait of Félix Fénéon
, 1890, Нью-Йоркский музей современного искусства

Картины Синьяка восхищали французского публициста и художественного критика Феликса Фенеона как «совершенные образцы высокоразвитого декоративного искусства, которое жертвует сюжетом ради узора линий, перечислением ради синтеза, мимолетным ради постоянного и, устав от мнимой реальности природы, сообщает ей, наконец, реальность подлинную». Фенеон замечал также, что все работы Синьяка были подчинены единому доминирующему направлению, ведущая роль которого утверждалась противопоставлением побочных линий, но добавлял, что Синьяк делал это скорее интуитивно, чем на основании правил.

Именно Фенеон в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» ввел термин неоимпрессионизм

, чтобы отличать творчество Сёра и Синьяка от импрессионистов.

К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, вскоре примкнули и другие художники — среди них временно изменивший прежней манере импрессионист Камиль Писсарро, Анри Кросс, Максимильен Люс, Тео Ван Риссельберг.

В 1899 году Поль Синьяк публикует программную работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма»

, ставшую сводом правил художников нового направления. В своем исследовании художник пишет: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая оптическая смесь, наоборот, ведет к ясности и блеску». Синьяк требует «заменить всякую вещественную смесь противоположных красок их оптической смесью».
«
Оскорбления и насмешки, направленные против картин, написанных техникой разделения, очень похожи на те, которым подвергались когда-то произведения Делакруа. Одинаковые устремления — одинаковое отношение к ним; как и неоимпрессионистов, Делакруа называли сумасшедшим, диким шарлатаном; за мощный колорит своих фигур он заслужил название художника морга, чумы и холеры, а теперь техника разделения вызывает веселые намеки на оспу и конфетти
»
.[2]

Занимая должность президента «Общества независимых художников» с 1908 по 1935 г. Синьяк оказывал поддержку молодым художникам и давал фовистам и кубистам возможность выставлять их неоднозначные работы. Известно, что именно он вдохновил Анри Матисса и Андре Дерена на создание их работ (Синьяк был первым человеком, купившим картину Матисса).

В 1933 году Синьяк пишет предисловие к каталогу выставки советских художников в Париже.

Уже при жизни художник становится признанным классиком. В 1911 году он был награждён Орденом Почётного легиона.

С 1892 года жил в своем доме в Сен-Тропезе[3].

Умер 15 августа 1935 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Его картины хранятся во многих музеях мира, в том числе в музее Орсэ в Париже, ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Открытие неоимпрессионизма

Ещё один яркий представитель импрессионистского направления, французский путешественник и живописец Камиль Писсаро, оказался более открытым для общения и с новичками охотно делился своим опытом. Но всё-таки решающее влияние на Синьяка оказал менее известный художник Жорж Сёра.

В 1884 году в бараке, выстроенном на месте дворца Тюильри, был организован вернисаж художников, чьи работы жюри официального Салона не приняло. В этом же году здесь было создано «Общество независимых художников», на учредительном заседании которого и произошло знакомство Поля и Жоржа.

Сёра создал весьма своеобразную художественную манеру, он разработал собственную теорию живописи, которая основывалась на строгих научных принципах. По его методике изображение передавалось посредством того, что чистые цвета наносились на полотно отдельными точечными мазками, то есть не предусматривалось никакого предварительного смешивания красок. Если смотреть на готовую картину с определённого расстояния, то точки сливаются, и человеческому глазу представляются в виде целостного изображения.

Идеи нового товарища и единомышленника Полю очень нравились, и он их полностью разделял. Сёра и Синьяк стали применять направление пуантилизма. Эта манера подразумевала раздельные мазки, имеющие правильную прямоугольную либо точечную форму, а оптический эффект смешения красок происходил на глазной сетчатке зрителя.

Чтобы воплотить такую теорию, им пришлось немало потрудиться в изучении законов оптического восприятия и теории цветов. От импрессионистов они отличались тем, что разделяли цвета осознанно, и со временем Поль и Жорж стали именовать себя неоимпрессионистами. Принципы нового художественного направления Синьяк изложил в книге «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», которая была опубликована в 1899 году.

Биография[ | ]

Гавань в Марселе, 1906, Эрмитаж
Поль Синьяк родился 11 ноября 1863 года в Париже. Рос в обеспеченной семье, его отец — владелец лавки. Окончил коллеж Роллен.

В 1879 году Поль посетил четвертую выставку импрессионистов.

В 1882 году, в Париже и Бретани начал писать картины под влиянием импрессионистов (главным образом, Клода Моне)[1]. В 1884 году участвует в создании «Общества независимых художников», где он и познакомился с Жоржем Сёра, с которым в 1889 году разработал живописную технику пуантилизма, хотя уже на последней выставке импрессионистов его картины отражали эстетику дивизионизма. В 1885 году Поль написал письмо Клоду Моне, в котором признался в искреннем восхищении и просил о встрече.[источник не указан 226 дней

]
«Портрет Феликса Фенеона» Portrait of Félix Fénéon
, 1890, Нью-Йоркский музей современного искусства

Картины Синьяка восхищали французского публициста и художественного критика Феликса Фенеона как «совершенные образцы высокоразвитого декоративного искусства, которое жертвует сюжетом ради узора линий, перечислением ради синтеза, мимолетным ради постоянного и, устав от мнимой реальности природы, сообщает ей, наконец, реальность подлинную». Фенеон замечал также, что все работы Синьяка были подчинены единому доминирующему направлению, ведущая роль которого утверждалась противопоставлением побочных линий, но добавлял, что Синьяк делал это скорее интуитивно, чем на основании правил.

Именно Фенеон в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» ввел термин неоимпрессионизм

, чтобы отличать творчество Сёра и Синьяка от импрессионистов.

К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, вскоре примкнули и другие художники — среди них временно изменивший прежней манере импрессионист Камиль Писсарро, Анри Кросс, Максимильен Люс, Тео Ван Риссельберг.

В 1899 году Поль Синьяк публикует программную работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма»

, ставшую сводом правил художников нового направления. В своем исследовании художник пишет: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая оптическая смесь, наоборот, ведет к ясности и блеску». Синьяк требует «заменить всякую вещественную смесь противоположных красок их оптической смесью».
«
Оскорбления и насмешки, направленные против картин, написанных техникой разделения, очень похожи на те, которым подвергались когда-то произведения Делакруа. Одинаковые устремления — одинаковое отношение к ним; как и неоимпрессионистов, Делакруа называли сумасшедшим, диким шарлатаном; за мощный колорит своих фигур он заслужил название художника морга, чумы и холеры, а теперь техника разделения вызывает веселые намеки на оспу и конфетти
»
.[2]

Занимая должность президента «Общества независимых художников» с 1908 по 1935 г. Синьяк оказывал поддержку молодым художникам и давал фовистам и кубистам возможность выставлять их неоднозначные работы. Известно, что именно он вдохновил Анри Матисса и Андре Дерена на создание их работ (Синьяк был первым человеком, купившим картину Матисса).

В 1933 году Синьяк пишет предисловие к каталогу выставки советских художников в Париже.

Уже при жизни художник становится признанным классиком. В 1911 году он был награждён Орденом Почётного легиона.

С 1892 года жил в своем доме в Сен-Тропезе[3].

Умер 15 августа 1935 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Его картины хранятся во многих музеях мира, в том числе в музее Орсэ в Париже, ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Творчество

В 1885 году Полем было написано первое его значительное произведение «Крест моряков». Художник поселился в посёлке Сен-Бриак, где работал на берегу моря в часы приливов и отливов. По сюжету в своей картине он напоминал о погибших в море, автор давал зрителям понять, насколько зависимы превратности человеческой судьбы от морских водоворотов. В этом полотне отчётливо просматривалось влияние на Синьяка и Клода Моне, и Жоржа Сёра.

Морская тематика завладела Полем, его вдохновителем стал поэт Шарль Бодлер, который часто воспевал в своих стихах безмерные тайны морей.

В 1888 году Синьяк окончил работу над следующим своим произведением – гармоничным и умиротворённым морским пейзажем «Порт в Портрие».

Среди других его произведений, посвящённых морю, особенно стоит отметить такие картины:

  • «Порт Колльюр»;
  • «Вид Колльюра»;
  • «Гавань в Марселе»;
  • «Венецианская лагуна»;
  • «Красный буй»;
  • «Сен-Тропез»;
  • «Папский дворец в Авиньоне».

В 1891 году умер его друг и соратник Жорж Сёра. Для Поля это стало тяжёлым испытанием, он приложил в дальнейшем все усилия, чтобы сохранить память о товарище и их общем творческом наследии. Синьяк разобрал работы Жоржа и организовал несколько ретроспективных выставок.

Хотя со временем жёсткая и строгая система Жоржа Сёра просматривалась в картинах Синьяка всё меньше, художник начал добавлять сочные и яркие краски, а сухость и мелкая точка вскоре вовсе исчезли из его произведений. Всё-таки лёгкий, эмоциональный и чувствительный Поль не мог быть полностью подвластен в своём творчестве научной теории.

Вскоре живописец открыл для себя новый источник вдохновения, его всё больше стала привлекать природа Средиземноморья. С 1892 года каждое лето он переезжал на юг Франции, в местечко Сен-Тропез. Со временем ему здесь так понравилось, что Поль отстроил себе дом и большую мастерскую, окна которой выходили прямо на море. Тут он создал свои потрясающие акварельные работы. Впоследствии Поля Синьяка признали самым лучшим акварелистом ХIХ века.

Синьяк очень любил писать Париж с его набережными, каналами и мостами. Были в творчестве художника и несколько портретных работ, но всё-таки они не отличались той непосредственностью восприятия и искренностью, как морские пейзажи.

Синьяк всегда был дружен со многими людьми искусства. В его мастерской до утра засиживались известные художники, писатели и поэты того времени.

Помимо того, что Поль был талантливым живописцем, он обожал путешествовать. За свою жизнь Синьяк сменил порядка тридцати яхт, но они никогда не стояли у него без дела. Он часто с большим азартом участвовал в парусных гонках, много раз становился победителем. Путешествовал по морю, его, как и прежде, манила вода. Возвращаясь, он воссоздавал на своих полотнах восхитительные места – Венецию, Роттердам, Константинополь.

Всё, что он видел в этих приморских городах, Поль старался с точностью воспроизвести на своих полотнах: постоянное движение морских волн, спокойное покачивание яхт. Если посмотреть на картины Синьяка, кажется, что они наполнены движением, как будто ощущаешь дуновение морского ветра, видишь, как переливаются на морской глади солнечные блики. Примером такого живого и лёгкого полотна является его произведение «Вход в порт Ла-Рошель».

Какие бы ни происходили события в мире (Первая мировая война, Российская революция), что бы ни творилось в душе у художника, никогда на его картинах личные сердечные переживания не отражались мрачной тенью.

К советской власти Поль относился с симпатией, а картины, написанные в духе соцреализма, он находил яркими, красочными и радостными. В 1933 году, когда в Париже проводилась выставка советских художников, Синьяк написал предисловие к каталогу. Впрочем, несмотря на это, все его произведения всегда были аполитичны.

Эрмитаж. Картины Синьяка

Написанная после поездки в Марсель в 1907 году картина, исполненная в технике пуантилизма, находится в Санкт-Петербурга. «Гавань в Марселе» поступила в русский музей в тридцатых годах прошлого века. До этого она находилась в коллекции известного мецената И. А. Морозова, скупающего в Европе уникальные шедевры.

В фонд Эрмитажа в 1931 году поступила гравюра Синьяка под названием «Суда».

В 2012 году выпускает уникальное подарочное издание под названием «Морское путешествие» Эрмитаж. художников, в том числе и Синьяка, сопровождаются описаниями и рассказывают о возникновении жанра марины.

Закончить рассказ об известном живописце хочется его словами, в которых он описывает себя: «Я жертвовал собой ради искусства, и только в этом меня можно упрекнуть. Я работал с утра до ночи, на заботясь о славе и состоянии. Теперь вы знаете всю мою жизнь».

СИНЬЯК Поль (1863-1935) — французский живописец, график, теоретик искусства, общественный деятель, один из основоположников неоимпрессионизма.

Herblay, Sunset, 1889

Термин «неоимпрессионизм» появился после демонстрации на выставке импрессионистов 1885 года работ двух молодых художников: Ж.Сёра и П.Синьяка. Их техника письма настолько отличалась от привычной для импрессионистов, что возникла необходимость выделить это новое направление в живописи и дать ему название. Данная техника письма состояла в формировании изображения путем нанесения на полотно разноцветных точек. К этому времени физиологами был раскрыт механизм восприятия цветов человеком. На протяжении веков художникам был известен принцип смешения красок определенных цветов, для получения нового цвета. Однако П.Синьяк и Ж.Сера использовали иной принцип формирования необходимых цветов: не путем смешения красок, а не смешанное раздельное точечное нанесение красок разного цвета, чтобы на определенном расстоянии от изображения глаз человека сам формировал новую цветовую гамму. Это специфика живописного письма приводит к неожиданным последствиям: при репродукции этих работ, данный эффект трудно воспроизводим, поскольку требует определенного расстояния от зрителя до изображения.

Кроме того, как показала художественная практика, данная техника позволяет создать новый художественный образ в пейзажной живописи, но дает крайне ограниченный эффект в портретном жанре. Возможно, именно поэтому портрет не считался сильной стороной творчества П.Синьяка

Поль Синьяк.Песчаный берег моря Первое, что привлекает внимание в «Песчаном берегу моря», это своеобразная живописная манера: вся поверхность полотна, как мозаикой, выложена красочными мазками. Отсюда и название этой живописной техники — «пуантилизм», т.е. живопись точками.

Папский замок в Авиньоне», 1890 Картина Поля Синьяка «Папский дворец в Авиньоне». Мелкие мазки чистого цвета зрительно сливаются в единый образ, запечатлевший папский дворец в Авиньоне. Слева виден знаменитый Авиньонский мост, его очертания рождаются из соединения оттенков зеленого цвета. Приверженец техники пуантиллизма Жоржа Сёра, Синьяк помещает дополнительные цвета спектра рядом друг с другом, не смешивая оттенки. В результате нашему взору предстает ряд мелких пятнышек, которые сливаются вместе на определенном расстоянии. Синьяк использовал живописные находки импрессионистов, которые учитывали изменения цвета при различных эффектах освещения. Так, фиолетовые и розовые оттенки, преобладающие в картине, напоминают о знаменитых видах руанского собора Клода Моне, под влиянием которого находился Синьяк в ранний период своего творчества.

П. Синьяк — Нотр-Дам-де-ла-Гард. 1848

П. Синьяк — Маяк в Груа. 1847

П. Синьяк – Залив. 1854

Поль Синьяк. «Женщины у колодца». 1892 г.

Главное место среди пейзажных работ П.Синьяка занимают марины с изображением средиземноморского побережья Франции.

Поль Синьяк. «Красный буй». 1895 г.

П. Синьяк был не только талантливым художником, но и страстным путешественником. Он с большой охотой и азартом принимал участие в парусных гонках и нередко побеждал.

Поль Синьяк. «Регата в Конкарно». 1891 г.

И много путешествовал. Восхитительные виды Венеции, Константинополя, Роттердама не оставались незамеченными для внимательного глаза живописца и были воссозданы на его полотнах. Наблюдая картины приморских городов, постоянное движение волн, покачивающиеся на воде яхты, художник стремился воспроизвести увиденное в своих работах. Быть может, поэтому морские картины Синьяка наполнены движением. Глядя на них, как будто ощущаешь дыхание ветра, видишь, как переливаются солнечные блики на морской глади.

Поль Синьяк. «Порт в Ла-Рошель». 1921 г.

Одним из таких живых, легких полотен стала его картина «Вход в порт Ла-Рошель», которую он написал в 1924 году. На картине изображена яхта, стремительно несущаяся сквозь волны. Никогда душевные переживания не отражались мрачной тенью на произведениях живописца. Созданный на картинах мир оставался наполненным гармонией и светом. Хотя начало XX века принесло с собой немало волнений. Первая мировая война, революция в России – все эти события художник остро переживал, придерживаясь прогрессивных взглядов.

В 1900-е годы художник написал много пейзажей, связанных с его путешествиями в Лондон, Венецию, Голландию, Турцию.

Поль Синьяк. «Венецианская лагуна». 1904 г.

Поль Синьяк. «Большой канал (Венеция)». 1905 г.

Поль Синьяк. «Венеция, утро». 1908 г.

Искусствоведы называют венецианские пейзажи Синьяка «декоративными фантазиями», а в голландских видят особое напряжение трудовой жизни.

Поль Синьяк. «Голландская мельница». 1898 г.

Синьяк интересно работал и в графике. Он был уверен, что горизонтальная линия дает ощущение спокойствия, восходящая — радости, а нисходящая — печали. С большой охотой и увлечением он писал Париж, его мосты, каналы, набережные — вообще все места, связанные с водой; приближаясь к окраинам, он вводил в пейзаж индустриальные мотивы, изображая заводы и их дымящиеся трубы.

Поль Синьяк.Порт в Сен-Тропе. 1901г

Поль Синьяк. Форт Сен-Жан в Марселе. 1907.

Около 1900 года Синьяк отказался от пуантиллистических мазков в виде круглых пятнышек и стал накладывать краску прямоугольными мазками чистого цвета.

Поль Синьяк. «Порт в Марселе». 1906.

Творчество Синьяка — пример поразительной последовательности. Более полувека он трудился в искусстве, и все это время горячо исповедовал неоимпрессионизм. Особое место в наследии Синьяка занимают труды по искусству. Он автор книги «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» (1899). Его перу принадлежит монография, посвященная пейзажисту Йонгкинду (1927), а также ряд предисловий к каталогам выставок художников различных направлений.

Поль Синьяк (11 ноября 1863, Париж — 15 августа 1935, Париж) — французский художник-неоимпрессионист, представитель направления пуантилизма.

Семья и последние годы жизни

В 1892 году Синьяк женился. Его супругой стала Берта Фабле. Они прожили счастливую жизнь, Берта всегда была художнику верной спутницей и личным секретарём.

Поль Синьяк был признанным классиком ещё при жизни. В 1911 году за свои творческие достижения он получил награду – Орден Почётного легиона.

Работы Синьяка в настоящее время выставлены во многих лучших музеях мира:

  • Государственный музей Креллер-Мюллер в Нидерландах;
  • Национальная галерея Виктории в Мельбурне;
  • Метрополитен-музей в Нью-Йорке;
  • музей Орсе в Париже;
  • «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.

О художнике очень точно сказал один из современников: «Синьяк любил три бесконечных горизонта: море, искусство и человечество».

Сен-Тропе обязан своей известностью французскому художнику Полю Синьяку. Поль Синьяк в свою очередь обязан Сен-Тропе самыми плодотворными годами своей творческой жизни. Местные морские пейзажи возвели художника на вершину мировой живописи. Здесь он оттачивал необычную живописную технику пуантилизма. В Сен-Тропе Синьяк написал своеобразный манифест нового направления европейской живописи «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму».

Только посетив Сен-Тропе я осознал, что художник и автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал, Поль Синьяк был одним из интереснейших людей своего времени.

Этот пост о жизни и творчестве великого художника в одном из наиболее престижных мест отдыха в мире.

Поль Синьяк (Paul Signac) — Houses in the Port Saint Tropez, 1892

Биография

Поль Синьяк родился 11 ноября 1863 году в Париже.

В 1882 году, в Париже и Бретани начал писать картины под влиянием импрессионистов (главным образом, Клода Моне)[1]. В 1884 году участвует в создании «Общества независимых художников», где он и познакомился с Жоржем Сёра, с которым в 1889 году разработал живописную технику пуантилизма, хотя уже на последней выставке импрессионистов его картины отражали эстетику дивизионизма.

В 1899 году опубликовал работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма»

, которая стала сводом правил художников нового направления.

Уже при жизни художник был признанным классиком. В 1911 году он был награждён Орденом Почётного легиона.

С 1892 года жил в своем доме в Сен-Тропезе[2].

Умер 15 августа 1935 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Сен-Тропе — город художников

Город Сен-Тропе (Saint Tropez) настолько знаменит, что не нуждается в особом представлении. В массовом сознании уже сложился определенный образ этого элитного курорта и гламурного места: гавань, полная дорогих яхт и изысканных парусников, селебрити, очаровательная набережная, бары, бутики, светская сутолока, шоппинг, кинозвезды, виллы, богема.

Порт Сен-Тропе — вид на набережную. сентябрь 2015

Нужно еще добавить живописные пейзажи, пастельные краски старого города, провансальский колорит, зонтичные сосны, великолепные пляжи, яркое солнце и лазурное море.

До конца XIX века Сен-Тропе было скромным поселением рыболовов и виноделов, хотя историю свою город ведет еще с античных времен. Именем город обязан Святому Тропесу: лодку с телом римского центуриона, казненного в I веке н.э. при императоре Нероне за исповедание христианства, прибило к берегу залива, где он был погребен в специально построенном храме.

Сен-Тропе, вид из городской крепости. Сентябрь 2015

Расположенный на востоке департамента Вар, городок Сен-Тропе в течение всего года находится в исключительных климатических условиях, благодаря чему город окружен великолепными садами, парками и лесами, а улицы украшены множеством зелени и цветов.

Удачное расположение Сен-Тропе сделало город одним из главных портов Франции, однако своей популярностью Сен-Тропе обязан прежде художникам.

В 1892 году Поль Синьяк причалил к берегу Сен-Тропе на своей яхте «Олимпия» и был так очарован городком, что приобрел здесь дом, из которого сделал студию. Позже за ним последовали и другие известные живописцы – Анри Матисс, Андре Дерен, Анри Кросс, Пьер Боннар, Альбер Марке, Крис ван Донген, Шарль Камоэн, Пабло Пикассо.

С их творчеством в Сен-Тропе я познакомился в прекрасном городском музее живописи Аннонсиад, который находится прямо на набережной (очень рекомендую).

Альбер Марке — The Port of Saint Tropez, 1905

Под впечатлением от работ художников, в Сен-Тропе стала постепенно съезжаться аристократия со всей Франции, и город настолько им понравился, что они быстро разнесли весть об этом райском уголке. Так и возник сегодняшний элитный и гламурный Сен-Тропе.

Художники до сих пор любят Сен-Тропе. В большом множестве их можно встретить на набережной и на площади Лис, где они выставляют на продажу свои картины.

Алексей Наумов — Сен-Тропе, 2014 (Акрил, Холст — 90х130)

Из биографии художника — Поль Синьяк и пуантилизм

Поль Синьяк обучался архитектуре в Париже, однако в возрасте 18 лет он посетил четвертую выставку импрессионистов. Там он хотел сделать наброски с работ Дега, но Гоген выставил юношу за дверь, сказав, что «здесь не копируют». Под впечатлением от работ Поль решил записаться на курсы живописи.

Его дебют на арене художественной жизни произошел в 1884 году. Он участвовал в выставке «Группы независимых» и на предварительном заседании оргкомитета познакомился с молодым художником Жоржем Сёра.

Жорж Сёра, несколькими годами старше Синьяка, был к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка и много времени отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу и заимствовал научные принципы оптики из исследований химика Эжена Шевреля и физика Огдена Руда.

Жорж Сера — этюд The Channel at Gravelines, 1890

Главным живописным методом нового течения стал дивизионизм

– система, основанная на целенаправленном разложении (разделении) сложного цветового тона на чистые цвета, которые наносились на холст раздельными мазками.

На основе дивизионизма Сёра и Синьяк разработали необычную технику письма – пуантилизм

(point — точка), которая заключалась в том, что краски наносились на полотно в виде маленьких точек и квадратов, которые при восприятии картины с определенного расстояния оптически сливались в сетчатке глаза зрителя в созданные художником формы и образы.
Поль Синьяк (Paul Signac) — The Port of La Rochelle (фрагмент)
В конце концов критик Феликс Фенеон в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» ввел термин неоимпрессионизм

, чтобы отличать творчество Сёра и Синьяка от импрессионистов.

К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, вскоре примкнули и другие художники — среди них временно изменивший прежней манере импрессионист Камиль Писсарро, Анри Кросс, Максимилиан Люс, Тео Ван Риссельберг.

Жорж Сёра умер в тридцать один год, когда его искусство еще не было признано. Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства девятнадцатого века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало задачей Поля Синьяка. И он написал программный труд «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», который потом стал настольной книгой для многих великих художников. К сожалению, этот текст в первый и последний раз напечатали на русском языке в далеком 1913 году. За просветительскую деятельность в живописи и популяризацию неоимпрессионизма Поль Синьяк даже получил прозвище Святой Павел.

Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez. Sunset in the Pine Woods, 1896

Занимая должность президента «Общества независимых художников» с 1908 по 1935 г. Синьяк оказывал поддержку молодым художникам и давал фовистам и кубистам возможность выставлять их неоднозначные работы. Известно, что именно он вдохновил Анри Матисса и Андре Дерена на создание их работ. Поль Синьяк был первым человеком, купившим картину Анри Матисса.

Сен Тропе — морской пейзаж в районе Понш, 2015

Поль Синьяк

Поль Синьяк (Paul Signac, 1863-1935) – французский художник, представитель неоимпрессионизма и пуантилизма. В начале творческого пути его вдохновляли работы импрессионистов, что значительно повлияло на дальнейшее становление его стиля. Клоду Моне, работы которого Синьяк особенно ценил, художник даже написал письмо с просьбой о встрече. Но у Моне не возникло желания взять на себя роль наставника, и юному художнику пришлось самому прокладывать дорогу в искусстве.

В 1840-ом году Синьяк стал одним из создателей «Общества независимых художников», и это событие стало поворотным в его судьбе. Именно там он познакомился с Жоржем Сёра, который был близок ему в творческих исканиях: они оба стремились к созданию чего-то нового, особенного, но при этом продуманного и осмысленного. Так, в 1889 году они разработали технику пуантилизма. Уже само название говорит о технике данного направления: пуантилисты создают картину точками выразительных цветов и никогда не смешивали краски, что позволяло изобразить сюжет в декоративной и ясной манере. При этом картина как бы оживает и начинает переливаться чистыми и тщательно подобранными краскам. Первые работы Сёра и Синьяка удивляли, вызывали споры и противоречивые эмоции, но находилось много ценителей искусства, которые поддерживали начинания этих художников. Среди них был критик Фенеон: именно он стал автором термина «неоимпрессионизм».

Конечно, Синьяк и Сёра были совсем непохожи друг на друга в личностном плане. Впечатлительный, пылкий Поль был эмоциональнее и общительнее, чем его рациональный и более спокойный товарищ. Сёра уделял больше времени теории, а Синьяка зачастую вела именно интуиция.

В 1899-ом году Синьяк опубликовал работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», изложив в ней основную теорию нового направления, которое приняло уже достаточно конкретные очертания. С этого времени художник стал двигаться дальше.

Волшебны картины Синьяка, изображающие морскую гладь. Художник по-настоящему был увлечён стихией воды и очень любил яхты, которых у него было около трёх десятков. Первой из них он дал весьма необычное название — «Мане — Золя — Вагнер». Не иначе как гениально была изображена Синьяком вода на картине «Сен-Тропе. Красный буй» (1895).

Работа настолько яркая, что при взгляде на нее хочется прикрыть глаза. Тщательными мазками «нанесены» на водную гладь блики, отсветы и отражения. Глубокий светло-синий цвет воды чередуется с лимонно-жёлтыми оттенками солнца и стоящих на берегу маленьких домов.

«Сосна в Сен-Тропе» (1909) – одна из известнейших работ Синьяка. Она написана мазками неодинаковой формы, положенными в разных направлениях. К 1909-ом году Поль Синьяк уже совсем отошёл от неоимпрессионизма и разработал свой собственный стиль. Но приёмы, которые он использовал ранее, не исчезли совсем. Так, примечательны цвета, выбранные художником для изображения прекрасного дерева с богатой кроной.

На этом полотне он не ставил перед собой задачу передать реальные оттенки листвы, а как бы заново «создал» природу. Картина как нельзя лучше отражает эмоциональность Синьяка. На ней желтые оттенки соседствуют с фиолетовыми, синие – с красными. «Сосна в Сен-Тропе» напоминает вспышку восхищения, радости, умиления.

Поль Синьяк, на протяжении всей жизни развивавший и совершенствовавший свой стиль, был признан ещё при жизни. Ему не нравилось работать на открытом воздухе — он предпочитал создавать картины в мастерской, но никто не сможет назвать природу на его творениях неживой или искусственной. При взгляде на полотна художника возникает уверенность, что автор работал вдохновенно, радостно и ценил своё искусство.

Из биографии художника — Поль Синьяк и Сен-Тропе

Поль Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого и рационального Жоржа Сёра. Строгая система пуантилизма сковывала эмоционального художника.Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. Жанровые сцены, изображенные Полем Синьяком в 80-90-х годах кажутся надуманными.

Зато как ему удаются морские пейзажи!

Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez After the Storm, 1895

А вот это жемчужина коллекции музея Аннонсиад в Сен-Тропе — картина «Шторм» Поля Синьяка:

Поль Синьяк (Paul Signac) — Шторм, 1895 (Saint Tropez, Musee de l’Annonciade)

Страстный путешественник и любитель ходить под парусом, Поль Синьяк провел много времени на воде у европейских побережий, занимаясь ландшафтной живописью. Он много экспериментировал, пользуясь не только масляными красками, но и акварелью: к его художественному наследию относятся многочисленные гравюры, литографии и наброски, созданные ручкой и чернилами при помощи мельчайших точек. Эти наброски Синьяк использовал в качестве основы для создания крупных полотен в стиле неоимпрессионизма.

Поль Синьяк (Paul Signac) — Sailing Ships, литография, 1895 (Петербург, Эрмитаж)

По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морском побережье в Сен-Тропе. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна-мазка. Мазки кисти складывались в небольшие квадратики цвета, напоминавшие мозаичную технику.Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета.

На рубеже веков научно обоснованная живописная система неоимпрессонизма Поля Синьяка начинает органично перекликаться со стилем модерн (ар-нуво

).
Поль Синьяк (Paul Signac) — The Port of Saint Tropez,1901-02

LiveInternetLiveInternet

Пятница, 19 Сентября 2014 г. 07:49 + в цитатник Портрет Синьяка. Ж.Сера Поль Синьяк (фр. Paul Victor Jules Signac) — французский живописец, график, теоретик искусства, общественный деятель, один из основоположников неоимпрессионизма. Родился в состоятельной семье владельца магазина. Не получил систематического художественного образования. Творческая манера сформировалась в основном под влиянием творчества импрессионистов, в особенности К. Моне. После знакомства с Ж. Сёра с увлечением изучает научные работы Э. Шеврейля, Г.Л.Ф. Гельмгольца и др., посвященные закономерностям взаимоотношений света и цвета. Удостоверившись на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками, Синьяк начинает писать раздельными точками чистого цвета и становится активным пропагандистом и теоретиком нового художественного метода — дивизионизма, или пуантилизма. Лучшими работами Синьяка являются морские пейзажи. Его работы пленяют красотой и знанием темы. В некоторых работах Поль использовал «взгляд, словно из лодки», остановившейся на воде. Море словно поднималось к небу. Barges, Asnieres, 1883 Port-en-Bessin, the Beach, 1883

Рубрики:живопись/Импрессионизм

Метки:
Поль Синьяк франция живопись художник пуантилизм

Процитировано 5 раз Понравилось: 3 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 3
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось3
0

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: