Описание автопортрета репина 1887 года. Художник репин картины. Топограф, иконописец, студент Академии художеств


Три рубежа охраны полотен Ильи Репина в Третьяковской галереи

16 марта 2020 года в Новой Третьяковке откроется масштабная ретроспектива Ильи Репина.

«На выставке Ильи Репина будут произведения из 35 музейных и частных собраний. Эта экспозиция — пример музейного партнёрства, сотрудничества Третьяковской галереи и Русского музея, предоставившего нам все произведения Репина, которые мы запрашивали, включая гигантское «Заседание Госсовета», — заявила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова .

Все чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905 года

По её словам, будет представлено более 300 произведений — свыше 170 живописных и 130 графических работ. Это и хрестоматийные картины «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы», и малоизвестные полотна. Полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» на выставке не будет.

Во время проведения выставки работ художника Ильи Репина в музее будут усилены меры безопасности. В частности, будут выставлены три рубежа охраны.

  • Во-первых, увеличат количество смотрителей в залах.
  • Во-вторых, заведут больше вооруженных бойцов Росгвардии (Третьяковская галерея заключила контракт с Росгвардией на 1 млн руб. для охраны данной выставки).
  • В-третьих, картины оснастят индивидуальной сигнализацией.

P.S. Это интересно!

5 мистических фактов о картинах Ильи Репина

1 факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

2 факт. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

3 факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

4 факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

5 факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

По материалам СМИ

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)

Похожее

Новое в блогах

В народной медицине и психотерапии считается, что болезни и несчастья могут быть вызваны так называемым сглазом.

Издавна понятия порчи и сглаза четко различались — порчей считалось направленное колдовство, разрушительное магическое действие, предпринимаемое со злым умыслом, а под сглазом понималась способность некоторых людей причинять зло, так сказать, неосознанно, повинуясь внутренним бессознательным импульсам. В исследованиях, которые предприняли в конце 19 века российские ученые Даль и Сахаров, сглазу тоже уделено много внимания. Особенно подверженными «дурному глазу» считались младенцы и беременные женщины, а также животные.

Наверное, все, у кого есть дети, помнят случаи, когда, после общения с определенным человеком, ребенок начинал капризничать, кричать, проявлял двигательную активность, которая быстро сменялась долгим плачем, а то и болезнью.

Специалисты считают, что такая психологическая реакция связана с тем, что в мозг ребенка поступает противоречивая информация: губы хвалителя говорят ласковые слова и комплименты, лицо выражает приязнь и нежность, а из глаз струится ненависть и зависть.

Даже взрослому человеку трудно «переработать и усвоить» взаимоисключающие посылы.

На Украине до сих пор вас могут заставить плюнуть на ребенка или назвать его «поганым», т.е. плохим, если ваши похвалы и приятные слова показались родителям подозрительными, могущими вызвать сглаз. В древние времена на Руси даже существовали специальные имена, которыми нарекали новорожденных — такое имя должно было защитить дитя от вольного или невольного негативного воздействия.

Ненаш, Нехорош — древние славянские имена, от них теперь осталась память только в виде фамилий. Были и более «крутые» имена, которыми награждали самого любимого ребенка, особенно — первенца. Действительно, такое имечко, как Гад — отличная психологическая защита. Трудно причинить зло, ласково говоря: «Какой у вас Гаденыш красивый! Какой маленький Гадик славный!»… Смысл в плевках и обругивании — попытка устранить «ножницы» в получаемой информации, сделать ее однозначно плохой, а значит — усилить психологическую защиту.

Профессор В.Ротенберг приводит пример психологической защиты: если вас назовут жадным, подлым, вы просто не воспримете эту информацию.

Сработает психологическая защита — вы будете твердо уверены, что негативные слова исходят от плохого, неприятного человека, а значит, все, что он говорит — агрессия, с которой нужно бороться. В итоге мозг моментально включит все свои защитные механизмы, а их у нас немало! Что касается женщин «в положении», то предлагалось скрывать беременность как можно дольше — широкие сарафаны и рубахи отлично служили этой цели. А для усиления безопасности на руке носили красную ниточку — ее задача была в отвлечении внимания опасного человека.

Зачастую эту же цель преследовали разнообразные амулеты, талисманы, узоры на одежде; отличным средством против злого взора считались серьги, особенно — крупные, заметные, яркие, а также ожерелья и бусы. И правда, все эти предметы приковывают к себе взгляд, отвлекая от их владельца.

Во многих азиатских и восточных странах до сих пор популярны амулеты с изображением глаза — это как способ борьбы с василиском, сказочным чудовищем, которое могло замораживать и убивать своим леденящим взором. Тот же способ применил Персей, борясь с Медузой Горгоной — он поднес к ее ужасному лицу свой щит; встретив в отражении свой собственный убийственный взор, чудовище погибло.

Таким же защитным механизмом обладали маленькие зеркальца, нашитые на одежду. Исследователь русского народного чернокнижия Сахаров приводит еще один народный метод — нужно стукнуть человека с дурным глазом по носу. Когда потечет кровь, все последствия сглаза исчезнут.

Впрочем, это метод антигуманный и противозаконный, поэтому опишем еще один способ — следует умыться самому или умыть ребенка проточной водой, а на макушку посыпать чуть-чуть соли — после этого вновь восстановится мир и покой.

В разных странах способность к сглазу приписывалась разным людям. Существует интересная картина- портрет Репина, которая так и называется:

«Мужик с дурным глазом».

Репин, кстати, очень интересовался психологическими исследованиями, дружил с известными учеными того времени, сам ходил на психологические лекции и к себе домой приглашал.

В России, в Вятской губернии, например, способность к сглазу приписывалась людям с черными, темно-карими глазами, а в Персии дурным глазом считался голубой и светло-зеленый. То есть, всегда подозрения вызывали необычные, аномальные для данного региона глаза.

Люди старые, уродливые, имеющие физические дефекты тоже доверия не вызывали — во времена «охоты на ведьм» многие злосчастные инвалиды были приговорены к казни за «дурной глаз» и сговор с дьяволом.

Зерно истины есть и здесь — инвалиды и дряхлые старики своим видом вызывали стресс, напоминали о болезни и смерти, нарушали психологическую защиту.

В России существовало поверье, что особенно завистливые, «глазливые» люди рождаются в Касьянов день — 29 февраля; «на что Касьян взглянет, все вянет», — так говорили в народе. Сглазить могли также ведуны и знахари, те, кто занимался чернокнижием и отдалялся от церкви; этих боялись и стремились завевать расположение дарами и приглашениями на праздники — потешишь тщеславие «знающего человека» — глядишь, он придет в хорошее расположение духа и не причинит зла, пусть даже невольного.

О праздниках следует упомянуть особо. Опять же многие вспоминают о том, как после юбилея или свадьбы они чувствовали себя полностью больными и разбитыми — не в связи с количеством выпитого и съеденного. Казалось бы, вы в центре внимания, отовсюду несутся поздравления и пожелания добра и здоровья, преподносятся букеты и подарки — а потом в течение 2-3 дней вы чувствуете, что исчезла вся жизненная, витальная энергия. Это реакция на скрытую зависть и ненависть, которые скрывались в отдельном случае за льстивыми словами и доброжелательными улыбками.

Подсознание не смогло вместить два противоречащих друг другу посыла: «будь здоров» и «Чтоб ты сдох». Именно по этой причине праздничная косметика и наряд играют роль дополнительной психологической защиты — это латы и забрало, чья задача — отразить психологическое нападение недоброжелателя, «волка в овечьей шкуре».

Долгое время вера в сглаз считалась суеверием, однако психологические и медицинские исследования конца 20 — начала 21 века помогли обнаружить множество интересных фактов.

Простейший эксперимент провели американские психофизиологи: человека усаживали на стул и через неравные промежутки времени принимались «сверлить взглядом» его затылок. Испытуемому предлагалось нажимать на кнопку, когда, по его ощущениям, ему смотрели в затылок. Изумлению ученых не было предела — в 95 % случаев участник эксперимента безошибочно чувствовал на себе чужой взгляд.Объяснение этому факту приводит ученый-офтальмолог Крохалев — судя по его изысканиям, глаз является не только воспринимающим, но и передающим органом. Действительно, известно, что мозг испускает слабые электромагнитные колебания, может, еще какие-то волны, а ведь глаз —часть мозга… Почему бы ему не передавать мысли и эмоции — энергию своего владельца?

Мозг тоже не только воспринимает информацию, но и немедленно перерабатывает ее, создает новую. Описаны в литературе даже случаи кожного ожога, который возникал вследствие недоброго, яростного взгляда, особенно в конфликтной ситуации. Поэтому выражение «обжечь взглядом» тоже находит свое психофизиологическое подтверждение.

Известный дрессировщик Дуров увлекался психологическими опытами с участием своих питомцев и приглашенных светил медицины и психологии. Однажды он долго глядел в глаза тигру, передавая ему мысленно информацию о том, что тигрица сейчас набросится на него и отберет кусок мяса. Буквально через несколько секунд разъяренный зверь чуть не загрыз тигрицу, так что зверей пришлось растаскивать при помощи брандспойта! Каким-то образом дрессировщику удалось через взгляд передать мысленную информацию, да еще с мощным эмоциональным подтекстом.

Смотреть прямо в глаза зверю, готовящемуся напасть на вас, советовали с древних времен. Взгляд всегда был способом утвердить свою власть, транслировать свою волю другому человеку.

В технике гипноза используется специальный «гипнотический» взгляд, повторяются приказания смотреть в глаза для того, чтобы погрузить человека в транс.

Тираны и деспоты обладали тяжелым, сверлящим взглядом; король Филипп Красивый гордился тем, что никто из подданных не мог выдержать взгляда его огромных голубых глаз. А Сталин ненавидел тех, кто отводил глаза во время разговора с ним: «видно, совесть нечиста»!

А вообще правители не очень любили, когда на них смотрели — во многих культурах смертью карался даже дерзкий взгляд, брошенный в лицо царя.

Источник

Картина маслом Мужик с дурным глазом

Картина маслом на холсте “Мужик с дурным глазом” для вашего декора и практически любого помещения. Картина маслом “Мужик с дурным глазом” будет длительное время радовать глаза своих владельцев, либо восхищать взгляды Ваших желанных гостей, а также дарить душевное наслаждение абсолютному большинству наблюдателей. Высококачественная копия мировых шедевров, картина маслом “Влюбленная пара “, надежно закрепленная защитным лаковым покрытием, дает возможность целиком и полностью получить душевное удовольствие. Попробуйте и убедитесь сами!

Илья Репин. «Мужик с дурным глазом» (1877). Холст, масло. 60 x 49 см Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия

В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию. Первую зиму Репины проводят в родительском доме, в Чугуеве. «Я очень не ошибся, что приехал сюда на зиму, – пишет он Стасову. – Только зимой народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными… Да и сам Чугуев – это чистый клад… Выпал чудесный снег, укаталась дорога блестящая… У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали по признакам… Ах, Вы не испытали этого наслаждения…»

В Чугуеве Репин пишет портрет своего крестного Ивана Федоровича Радова, златокузнеца и ювелира, похожего на старого бога греков Зевса. Это не важно, что простонародный зипун на могучих плечах, что мы не видим открытого, как в Элладе, торса. Иван Федорович прислонился косой саженью прямой своей спины к какому-то золотому клубящемуся воздуху. К закатному облаку? Луч вечернего солнца льется справа налево – низко вдоль карих пристальных очей – и освещает их задумчивую глубину; голова полна тяжелых, как слитки, серебряных кудрей; седая борода дышит; соболиные черные брови спокойно лежат на широком лбу. Нет, это не портрет конкретного человека! Перед нами былина, дума, старинная сказка. Перед нами легенда.

Репин назвал этот холст «Мужик с дурным глазом», чем обозначил способность своего Зевса колдовать. В 1878 году на Международной выставке в Париже картина вызвала общее восхищение. В каталоге она значилась как «Тайна мужика с дурным глазом». «Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть, – пишет Крамской Стасову в конце 1876 года. – Я знаю многих художников, изображающих мужичков, и хорошо даже, но ни один из них не мог никогда сделать даже приблизительно так, как Репин. Разве у Васнецова есть еще эта сторона. Я, например, уж начто стараюсь добросовестно передавать, а не могу же не видать разницы. Даже у Перова мужик более легок весом, чем он есть в действительности; только у Репина он такой же могучий… как он есть на самом деле…».

ИЛЬЯ РЕПИН. В ПЛЕНУ СТРАСТЕЙ

В 1871 году Репин написал «Бурлаков на Волге». Затем, правда, еще несколько лет правил… Тогда-то и определилось свойство его натуры, с годами только упрочившееся: бесконечно доводить работу до совершенства. Порой это было во благо, а иногда во вред.

Двадцать пятого мая 2020 года, когда Третьяковская галерея уже закрывалась, один из немногих оставшихся посетителей кинулся к картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», схватил металлическую стойку ограждения и стал наносить ею удар за ударом. Стойка пробила защитное стекло, осколки прорвали холст в нескольких местах. Мужчину задержали.

Век назад полотно уже пережило нападение вандала. Шестнадцатого января 1913 года старообрядец Абрам Балашов с криком «Довольно смертей, довольно крови!» внезапно набросился на картину с садовым ножом и нанес три удара. В ожидании полиции Балашов плакал и повторял, обхватив лицо руками: «Боже мой… что же я сделал!» После столь вопиющего инцидента хранитель галереи Хруслов покончил с собой, а попечитель Илья Семенович Остроухов подал в отставку.

Илья Ефимович узнал об этом в «Пенатах» — по телефону. Примчавшийся сосед по Куоккале Корней Чуковский предполагал увидеть Репина совершенно убитым известием. Но тот держался спокойно, отказывался говорить о случившемся, угощал друга жареным картофелем с прованским маслом и расспрашивал о чем-то постороннем. Лишь потом отправился поездом в Питер, а затем в Москву, по-прежнему ничем, кроме дрожащих рук, не выдавая волнения.

Едва увидев израненное полотно, Репин вскричал: «Боже мой, какое несчастье! Ведь это уж навсегда!» Однако попечитель Третьяковской галереи Игорь Грабарь пообещал его восстановить. Реставрация велась по самым современным технологиям, важнейший вклад внес и сам Репин, фактически переписав сильно пострадавшие лица героев. «Иван Грозный…» был спасен.

Казалось, эта картина вообще отмечена роковой печатью под стать своим героям. Александр III, едва увидев холст, был так шокирован, что повелел не допускать до выставок. Только многоголосый хор художников и писателей переубедил царя. Народ валом валил в Третьяковку, и никого «Иван Грозный…» не оставил равнодушным. Спустя три года после создания полотна вновь заговорили о его роковой магии: тридцатитрехлетний писатель Всеволод Гаршин, с которого художник писал убиенного царевича, в 1888 году покончил с собой, бросившись в лестничный пролет.

Некоторые замечали: стоит Репину взяться за портрет, как «модель» умирает. Мусоргский, Писемский, Пирогов, пианистка Мерси-Аржанто ушли из жизни буквально через несколько дней после того, как Илья Ефимович их написал. Тютчев заболел и скончался, едва дал согласие позировать. Как-то друзья, недовольные политикой Столыпина, пошутили: коли вы такой ангел смерти, так напишите, сделайте милость, Петра Аркадьевича.

Спустя несколько месяцев Репину действительно заказали портрет премьер-министра — на пророческом фоне красных, как кровь, портьер. Едва работа была закончена, Столыпина убили. Сам художник, впрочем, в своем творчестве не находил ничего рокового, только страстное признание в любви к живописи и жизни.

Акварель он впервые увидел в шесть лет: двоюродный брат Тронька раскрасил в книжке черно-белое изображение арбуза и это осталось самым ярким воспоминанием детства. Потом Тронька уехал, а краски оставил брату. И тот взялся за рисование с таким азартом и усердием, что впервые пережил приступ носового кровотечения. Приступы повторялись, Илья сильно ослабел, родные боялись, что помрет.

Сердобольная соседка пришла к нему рассказать, что до семи лет умереть не страшно, потому как безгрешная детская душа непременно попадет в Царствие Небесное. И была поражена вопросом, есть ли в раю краски и кисти. Поправившись, он снова взялся за рисование, и вскоре девушки стали покупать у него картинки с цветами, чтобы приклеивать на крышки сундучков, а соседи — расписные пасхальные яйца.

Поступив в ученики к иконописцу, с пятнадцати лет Илья расписывал окрестные церкви, этим и зарабатывал. Как-то будучи с иконописной артелью в Воронежской губернии, услышал о местном художнике Иване Крамском, шесть лет назад уехавшем в Академию художеств. Так появилась мечта, и в 1863 году девятнадцатилетний Илья отправился за ней в Петербург. При этом надеяться бедному уроженцу города Чугуева, что под Харьковом, сыну военного поселенца, было особенно не на что.

Работы, которые Репин привез с собой, поначалу конференц-секретаря академии не впечатлили — он стыдил юного провинциала незнанием правил тушевки, а тот и слово-то это услышал впервые. В отчаянии Илья подумывал о возвращении домой, но помог совет нового приятеля. Архитектор Александр Петров сдал Репину комнатку в мансарде за пять с полтиной рублей и проявил к нему живейшее участие, видя искру несомненного таланта в бесхитростных работах юноши. Петров рекомендовал поучиться в рисовальной школе на бирже — за три рубля в год и руку поставят, и технику.

Скоро чугуевского паренька признали «первым номером» и рекомендовали снова попытать счастья в академии. Экзамен он выдержал, был зачислен вольнослушателем, дело оставалось за оплатой, но где взять двадцать пять рублей? Судьба и тут улыбнулась: глава почтового департамента генерал Прянишников, благоволивший художникам, заплатил за обучение. Чтобы как-то сводить концы с концами, Репин писал за гроши портреты, красил экипажи и крыши. Денег хватало на хлеб да пустой чай…

Спустя восемь месяцев фортуна улыбнулась вновь: из вольнослушателей его перевели в ученики и оплаты уже не требовалось. Вскоре он стал одним из лучших, получал за работы высшие оценки и медали, а по их результатам — вожделенное звание свободного художника. В Питере жил теперь и младший брат Василий, поступивший в консерваторию. А еще появился дом, где Илья чувствовал себя совершенно своим, — у однокашника Алексея Шевцова он даже одно время жил. Все семейство охотно позировало Репину, включая младшую дочь Веру. В момент знакомства ей было девять, а когда исполнилось четырнадцать, он написал ее портрет.

Обучение шло к концу, но конкурсные задания не вызывали вдохновения: темы в основном библейские, оригинальная трактовка не поощрялась. И все же за «Воскрешение дочери Иаира» Большую золотую медаль, дающую право шестилетнего обучения за границей за казенный счет, Репин получил.

Теперь он был признан — впереди расстилалась большая жизнь и до первой по-настоящему успешной работы оставалось всего ничего: в 1871 году Репин написал «Бурлаков на Волге». Затем, правда, еще несколько лет правил… Бурлаки поначалу отказывались позировать. Илья уверял, мол, художник, удостоверение Императорской академии показывал, но мужики — ни в какую. Пришлось писаря везти, чтобы тот документ им прочел, и денег немного приплатить.

Тогда-то и определилось свойство его натуры, с годами только упрочившееся: бесконечно доводить работу до совершенства. Порой это было во благо, а иногда во вред: в результате своих стараний он засушивал и портил блистательные вещи. Коллеги говорили, что лучше всего Репину обычно удавался первый вариант — необыкновенно свежий и точный.

Итак, победа одержана, можно бы ехать в Италию. Друзья не понимали, почему Илья не торопится покидать Петербург. Объяснялось просто: он был влюблен. Одиннадцатого февраля 1872 года Вера Шевцова стала его женой, осенью родилась Вера-маленькая, и в мае следующего года они наконец отправились за границу. Тогда-то и проявилась склонность Репина к эмоциональным, подчас несправедливым оценкам.

Рим был для него мертвым городом, Рафаэль — детским скучным старьем, Париж — бесцельно потерянным временем. Критик Владимир Стасов опубликовал выдержки из его писем — и в первый, но отнюдь не в последний раз художник столкнулся с подобием травли: его безапелляционные комментарии вызвали град насмешек и осуждений.

Осенью 1874 года родилась вторая дочь — Надя. А еще в семье Репиных появился неродной ребенок: музыкантша Валентина Серова в Париже была вечно занята концертами и репетициями и ее сын Валя почти все время проводил у Репиных. Илья учил мальчика рисовать, Серов на всю жизнь стал ему и любимым учеником, и близким другом.

Когда вернулись в Москву, нужно было искать свою тему, но ничего не шло в голову. По заказу великого князя Александра Репин написал «Садко», которым сам был крайне недоволен. И эту картину, и другие, парижские, критиковали. Расстроенный Илья уехал с семьей в Чугуев, там набрасывал эскизы с местных крестьян, каторжников, выискивал колоритные типажи в других сословиях — и вот так почти случайно нащупал свою тему.

Получились «Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом», «Под конвоем. По грязной дороге» и «Протодиакон», с успехом показанный на передвижной выставке. В 1887 году у Репиных родился сын Юрий, они покинули Чугуев и отправились в Москву — там жили Поленовы. Вообще, Илья и Василий, однокашники по академии, мечтали поселиться в одном доме, но не получилось. В том же районе жили друзья Васнецов и Суриков. Вчетвером они часто встречались, гуляли, обсуждали планы.

Сразу после переезда в Москву Репин вступил в Товарищество передвижников. Первой же работой на новом месте стала «Царевна Софья», полностью именовавшаяся так: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Позировали ему сразу три женщины: неизвестная портниха, сестра композитора Бларамберга и Валентина Серова. К большой обиде художника, многим, чьим мнением он дорожил, картина не понравилась, причем по смехотворной причине: недостаточно, мол, хороша собой царевна.

В июле 1880-го у Репиных родилась Татьяна. К этому времени Илья Ефимович в основном сосредоточился на портретах. Запечатлел друга Модеста Мусоргского, хирурга Пирогова и актрису Стрепетову. Написал он и Павла Третьякова.

То были непростые отношения. Вначале Репин испытывал понятное благоговение перед великим меценатом — с того самого зимнего дня 1872 года, когда мрачноватого вида сухопарый господин с окладистой бородой пришел в мастерскую и купил две работы. Потом — встречи, письма, торг за работы (Третьяков был весьма рачителен, поскольку пополнял галерею на собственные средства, а на всю жизнь «ушибленный» памятью о нищете Репин сражался за каждую копейку), споры, критика и заказы для галереи. С огромным трудом Репин уговорил Павла Михайловича согласиться на собственный портрет: не хотел коллекционер и благотворитель, чтобы публика знала его в лицо.

В 1882 году Репины переехали из первопрестольной в Петербург, там начался новый плодотворный период — он с энтузиазмом работает над «Запорожцами», «Арестом пропагандиста», «Крестным ходом в Курской губернии», «Сходкой», «Не ждали», «Перед исповедью»…

Среда, в которой вращался Илья Ефимович, отличалась весьма вольнодумными взглядами. А человеком он был крайне увлекающимся — как не откликнуться на вызовы времени? В воздухе чувствовалось что-то неведомое, предгрозовое, и большому художнику невозможно было это не отобразить. Правда денег такие работы не приносили, а нужно ведь на что-то жить. Так что от заказанного портрета императора Александра III, выступающего с речью перед волостными старшинами, Илья Ефимович — при всей симпатии к политкаторжанам и народовольцам — «уклониться» не посмел.

Живописец вообще был человеком крайностей и противоречий. Восторженность и готовность любую бездарность объявить гением соседствовала в нем с гневливостью и резкостью суждений. Невероятная жажда знаний — со склонностью упорствовать в заблуждениях. Чрезвычайная педантичность — с неряшливостью. Между тем семейная жизнь трещала по швам — не было ладу ни с женой, ни с детьми. Репину порой казалось, что он буквально задыхается, даром что свежий воздух считал главным своим лекарством и многие годы в любую погоду спал с открытым окном. Для этого были у него и специальные спальные меховые мешки, и целый набор шапочек — и шотландская, и голландская, и, по словам Стасова, «туркестанская ермолка», и даже женский чепчик.

Веру он давно не считал ни другом, ни любимой, ни тем более музой. Да и хозяйки салона из нее не вышло, хотя теперь в доме Репиных бывали многие — от коллег-художников, ученых и писателей до знатных дам, заказывавших портреты. Весьма посредственно образованная, ни малейшим налетом светскости не отмеченная, Вера Алексеевна производила впечатление человека замкнутого, носящего в душе скрытое страдание. В былые годы они бурно ссорились, позже на смену скандалам пришло взаимное отчуждение.

Репин был слишком влюбчив, бороться с собой не умел и верность жене не хранил. Вера терпела, все больше дурнела и гасла. При этом единственная попытка ее собственного романа с сыном художника Василия Перова встретила такой приступ ревности супруга, что ухажеру решительно отказали от дома. Сам же Илья Ефимович пережил несколько сильных увлечений.

Одной из возлюбленных стала ученица Вера Веревкина, с которой он познакомился в 1893 году. Короткий страстный роман перерос в дружбу, его начало отмечено прелестным эскизом «Портрет неизвестной», а сохранившееся тепло — портретом, на котором Вере уже сорок.

Романтические отношения связывали художника с баронессой Икскуль фон Гильденбандт, в салоне которой Репин был завсегдатаем. Варвара Ивановна была женщиной незаурядной: наследница знатного рода, супруга русского посла в Риме, писательница, благотворитель, издатель дешевых книг для народного чтения, инициатор создания Общины сестер милосердия.

Она трижды спасала из тюрьмы Максима Горького… Когда Илья Ефимович писал «Женщину в красном» — знаменитый портрет Варвары Ивановны во всем ее блеске, и предположить было невозможно, что ждет ее впереди: после революции она попадет в тюрьму как мать белогвардейца, будет голодать и потеряет старшего сына, а в 1920 году зимой нелегально перейдет по льду Финский залив и через восемь лет умрет в Париже…

Самую же сильную страсть Репин испытал к ученице Елизавете Званцевой. Он влюбился почти сразу после знакомства в ноябре 1888 года — и писал ей письма вплоть до 1903-го. Сохранилось семьдесят четыре письма — только его, свои Елизавета Николаевна просила уничтожать. Все началось с шутливого ухаживания, а потом романтический флирт перерос в тяжелую, мучительную страсть.

Она пыталась держать дистанцию, но все становилось только хуже — Репин совсем уже не владел собой: «Скоро три часа, дорогая Елизавета Николаевна, Вы не приедете… Если бы Вы знали, сколько страданий я перенес в эту неделю!.. Итак, Вы больше не приедете?! Я не услышу более мягких, но сильных шагов по лестнице… Я более не увижу Вас?! Прощайте, милая, прелестная, дорогая… Если бы Вы знали, как глубоко уважаю я Вас и как безумно люблю! Желаю Вам счастья, больше, чем себе, — моя жизнь уже прожита, Ваша начинается…», «Как я Вас люблю! Боже мой, боже, никогда не воображал, что чувство мое к Вам вырастет до такой страсти. Я начинаю бояться за себя… Право, еще никогда в моей жизни, никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением… Даже искусство отошло куда-то и Вы, Вы — всякую секунду у меня на уме и в сердце. Везде Ваш образ. Ваш чудный, восхитительный облик, Ваша дивная фигура с божественно-тонкими, грациозными линиями и изящнейшими движениями!!! Как я прежде не видел всего этого? Удивляюсь, не понимаю! Как не мог видеть раньше Ваших душевных особенностей, Вашей нравственной красоты? Ваша душа так неподражаема, так изящна, в ней столько простоты, и правды, и глубины ума… Думаю — никогда, никогда не вырву я из своего сердца этого болезненно сладкого чувства Вас, божественно-прекрасной. Ваш раб», «О, милая, прекрасная, жестокая, бессердечная Елизавета Николаевна, если бы Вы знали, как меня бесите Вашим загадочным отношением ко мне!», «Вы не можете себе представить, как тянет к Вам, как мысли все перепутались Вами, как образ Ваш рисуется и заслоняет все».

Он совсем утратил гордость, искал встреч, унижался, отказывался слышать, что у них нет будущего, умолял, старался бывать там, где могла появиться Елизавета. Они страстно ссорились и столь же страстно мирились. Он писал ее портреты — истинные шедевры. Ни с кем, кроме нее самой, не мог говорить о своей любви и беде. Единственной, кому однажды все же решился довериться, стала Софья Андреевна Толстая: «Вы, пожалуй, подумаете, что я ломаюсь и сочиняю себе горе — нет, оно очень глубоко и серьезно. Я безысходно страдаю теперь — и разница лет и роковая разница положений грозным, неумолимым призраком стоят между нами и не допускают нашего сближения. Я постараюсь утешить себя, что это, пожалуй, к лучшему… Но как мне тяжело!!! Если бы Вы знали, как тяжело. Ни у кого нельзя спросить совета — что делать, надо терпеть».

Его страсть горела год за годом, а потом пришлось ее осознанно затушить. Елизавета Николаевна так никогда и не вышла замуж. Стала преподавателем живописи, после революции работала в детском доме. В 1922 году она скоропостижно скончалась от болезни сердца. Всю жизнь готовилась к этому, зная о наследственной болезни, и перед смертью успела оставить письма Репина племяннику.

С Верой Алексеевной Илья Ефимович в 1887 году разъехался. Старшие дети остались с отцом, младшие — с матерью. Ее не стало в 1919 году. До конца Репин продолжал содержать бывшую жену.

В девяностые художник, пресытившийся протестной романтикой, охотно писал портреты аристократов. Тем более что его буквально осаждали заказами. Например княгиня Тенишева, меценатские инициативы которой художник всячески поддерживал.

Именно Мария Клавдиевна однажды привела в его мастерскую подругу Наталью Борисовну Нордман — писательницу и весьма богемную личность, периодически наезжавшую в Питер из своего поместья в Финляндии. Та немедленно поссорилась с Репиным — Наталье Борисовне свойственны были экзальтированные порывы и бурные реакции.

Пока шла работа над портретом Тенишевой, Нордман принялась по просьбе Ильи Ефимовича читать стихи его любимого поэта Фофанова. Трагические и печальные строки нарочито декламировала в комедийном духе. Ей вдруг захотелось показать Репину, что она в отличие от многих совершенно не впечатлена его славой и ни малейшего пиетета не испытывает. Хозяин был так раздражен нелепым и почти оскорбительным поведением странной дамы, что прервал сеанс и чрезвычайно сухо простился.

Знакомство возобновилось через несколько лет и от прогулок, совместного чтения книг, походов в оперу быстро перешло в пламенный роман. Тяжелый и бурный из-за неопределенности: Наталья Борисовна хотя и готова была жить во грехе, но непонятный статус возлюбленного, пусть и разъехавшегося с супругой, был все же мучителен. Репин ездил к ней в Куоккалу, она — в Питер, вместе посещали Париж. В конце концов шестидесятилетний Илья Ефимович поселился в финском имении Нордман — тех самых «Пенатах», которые за четыре года до того он для нее и купил.

С одной стороны, Наталья Борисовна в отличие от Веры была дамой образованной — владела несколькими языками, разбиралась в искусстве, публиковала прозу в журналах под псевдонимом Северова. С другой — ее привычки оказались весьма эксцентричными, к ним пришлось привыкать и Репину, и его друзьям. Нордман постоянно экспериментировала с очередной теорией. То с головой бросалась в благотворительность, то раскрепощала «простой люд», то проповедовала вегетарианство, пропагандировала пластические танцы под граммофон или закаливание и отказывалась от шуб, с вызовом нося худое нелепое пальтишко… И все ее увлечения отражались на быте «Пенатов» и довольно язвительно обсуждались публикой.

По средам в Куоккалу съезжались репинские друзья и долго потом вспоминали тамошние порядки, например развешанные повсюду таблички о самообслуживании: «Не ждите прислуги, ее нет», «Бейте в тамтам и сами раздевайтесь в передней» (тамтамом назывался гонг, оповещавший хозяев о визитере), «Идите прямо», «Все делайте сами». Однако при всей «самопомощи» и «раскрепощении» готовила и убирала все же прислуга.

Живо обсуждали дорогой алкоголь, в употреблении которого Наталья Борисовна, называвшая его «солнечной энергией» и «жизненным эликсиром», была весьма неумеренна, и ее кушанья — скудные, строго вегетарианские. Даже в прессе с наслаждением высмеивали «супы из сена» от Нордман, писавшей, кстати, кулинарные книги для голодающих. Обычно гости старались поесть перед приездом в «Пенаты» и сразу после, прямо в буфете железнодорожной станции.

Их удивляло и убранство поместья — вычурное и жеманное, с нелепым «Храмом Озириса и Изиды», стеклянным куполом, «Башенкой Шехерезады», артезианским колодцем «Посейдон»… Все эти странности сказывались и на домашних. Истеричная Наталья Борисовна вызывала у окружающих чувство неловкости экзальтированными речами и прославлением своего гения, искренне не подозревая, что наносит ущерб репутации живописца.

Дети Репина тоже смущали гостей. Вера с полуседой-полукрашеной косичкой подолгу сидела в молчаливой прострации, стуча себя иногда по лбу кулаком. Юрий, пугающе похожий на Петра I, то и дело заводил мрачные мистические разговоры о том, как на самом деле выглядит тело человека, распятого на кресте.

Сам Илья Ефимович к старости в быту также отличался странностями. Скажем, имелась у него персональная чашка, которую категорически запрещалось мыть. В Петербург он приезжал исключительно ранним утром, поскольку билеты на трамвай в эти часы стоили не гривенник, а пятак. Ходил в заляпанном красками халате и подолгу прятался от домашних в своей мастерской, оживлялся только с приходом гостей. Особенно часто навещали его семейство писателя Леонида Андреева и молодой сосед Корней Чуковский.

А потом Наталья Борисовна заболела. Тонкое пальтишко явилось причиной частых простуд, суп из сена спровоцировал малокровие. Она очень исхудала и осунулась, ничего не осталось от былой статной женщины. С Репиным их уже ничего не связывало, кроме взаимного раздражения. После простуды из-за очередного танца босиком на снегу развился туберкулез. Совсем уже тяжело разболевшись в 1914 году, Нордман просто ушла, чтобы никого не обременять. Уехала в швейцарский Локарно, где и умерла в больнице для бедных. Она отказалась и от денег, которые прислал Репин, и от помощи друзей, пытавшихся убедить ее, что передают гонорар за книгу.

А жизнь Ильи Ефимовича все длилась и длилась. В «Пенатах» он упразднил и «самопомощь», и вегетарианство, передав хозяйство дочери Вере, которая до конца оставалась с отцом. Странности ее с годами усугублялись, но власть над родителем она обрела нешуточную — полностью себе подчинила и распоряжалась его архивами, тайком распродавая бесценные рисунки.

Дочь художника Надежда, окончив медицинские курсы, работала в районах, зараженных эпидемией тифа. В 1911-м совершенно повредилась рассудком и стала в Куоккале затворницей, не выходя из своей комнаты. Она умерла в 1931 году.

Младшая, Татьяна, окончила Бестужевские курсы и учила детей. После смерти отца она уехала во Францию.

Страшнее всего сложилась жизнь Юрия Ильича. С отцом он был в постоянной ссоре, не в силах примириться с участью вечно жить в его тени: Юрий стал крепким художником, но до гения Репина-старшего ему было далеко. Всю жизнь он поступал назло Илье Ефимовичу — и когда женился на его кухарке, и когда назвал детей нелепыми древнеримскими именами Гай и Дий.

После цепи смертей жены, отца и сестры Нади он погрузился в депрессию, увлекшись темой страстей Господних и Голгофы. Следующей трагедией стало исчезновение сына. Дий, служивший моряком, пропал без вести в 1935 году при пересечении советской границы. Юрий писал Бонч-Бруевичу и Сталину, пытаясь разыскать сына, но так и не узнал, что того расстреляли, обвинив в организации покушения на высшее руководство СССР.

В 1939-м, перед началом финской войны, Вера с братом переберутся из Куоккалы ближе к Хельсинки. Юрий совсем опустится, будет бродяжничать, а в 1954 году покончит с собой. Сестра его, покидая «Пенаты», заберет что сможет из отцовского архива.

Но все это случится позже. Пока же Илья Ефимович живет из последних сил — черпает вдохновение у молодых, дружит с Чуковским, пытается написать Маяковского, переживает невыносимое унижение во время диспута с «Бубновым валетом», на котором его полощут дерзкие нахалы Волошин и Бурлюк, громя «Ивана Грозного…».

Репин пишет воспоминания, мечтает устроить в Чугуеве народную академию художеств. Работа… в ней одной он находит радость и изматывает себя, несмотря на преклонные лета, не обращая внимания на здоровье. С возрастом почти отказала правая рука — художник начал работать левой. Когда не смог держать палитру, вешал ее на шею.

Он рисовал в любую свободную минуту, на любой подвернувшейся поверхности, например линолеуме, любыми средствами — даже окурками или печным угольком. До глубокой старости Илья Ефимович оставался влюбчивым. В восемьдесят затеял учить французский — причиной была молодая соседка-француженка.

После революции Куоккала оказалась отрезанной от России. Репин отчаянно скучал по Москве и Питеру, по друзьям, с которыми теперь можно было только переписываться с оказией. Советское правительство уговаривало вернуться, и в 1925 году старый художник собрался было на свою выставку в Русском музее, но в последний момент поездка сорвалась — Вера отказалась сопровождать отца.

В том же году Репина навестил Чуковский и тоже звал на родину. Ходили упорные слухи: якобы Корней Иванович выполнял поручение правительства, а на самом деле тайком посоветовал Илье Ефимовичу ни в коем случае не возвращаться. И когда в 1926 году его посетила целая делегация художников — передать приглашение переехать в Россию, он отговорился, сославшись на возраст и плачевное здоровье.

Весной 1930-го Репин стал угасать. Рядом были Вера и спешно вызванная Татьяна. Она-то и обнаружила, что старшую дочь отец подпускать к себе не хочет и что его архив почти опустошен. Незадолго до смерти художник в забытьи поднял руку, сложил пальцы, словно удерживая кисть, и стал делать движения, как если бы писал красками по холсту. Двадцать девятого сентября Илья Ефимович скончался. Его похоронили в парке усадьбы «Пенаты».

Альтернативный взгляд

Сглаз, или дурной глаз, – это некий труднообъяснимый феномен мистического характера, которым в той или иной мере обладают многие люди. Выражается он в способности одного человека взглядом или словом оказывать определённое мысленное воздействие на другого человека, на живое существо и даже на неодушевлённые предметы.

Русский язык дает довольно точное и простое определение сглазу: действительно, он, по сути, представляет собой процесс передачи негативной информации из глаз. То есть сглаз является результатом мысленной активности, в которой не задействована знаковая система человека. Однако сглаз все-таки может быть усилен словом…

Считается, что сглаз всегда имеет негативный характер. Но в действительности воздействие мысли может иметь и положительный эффект. Дело в том, что, как правило, мы не склонны приписывать свои успехи, хорошее здоровье и другие положительные результаты воздействию на нас других людей. А вот во всех неудачах и болезнях охотно виним кого-то другого.

Феномен сглаза известен давно. Самые же ранние упоминания об этом явлении датированы III тысячелетием до н. э. Имеются также сведения, что в некоторых культурах сглаз считался серьезным преступлением и тех, кто навлекал своими глазами на людей несчастья, строго наказывали, а иногда даже казнили.

Сколь большое значение в народе придавали сглазу, видно из Талмуда, в котором сказано, что только один человек из ста умер естественной смертью, а девяносто девять – от дурного глаза. Более того, в Средние века даже существовал список болезней, вызываемых сглазом. Причем считалось, что у взрослых людей сглаз вызывает худобу, судороги, меланхолию, а у детей – бессонницу, тошноту, эпилептические припадки.

Однако, несмотря на то что к сглазу в любой культуре относятся весьма серьезно, тем не менее разные народы имеют свои национальные представления о дурных глазах. Например, у славянских народов опасными принято считать косые, бегающие, блестящие, чёрные и карие глаза. А вот немцы уверены, что сглазить могут люди, у которых густые сросшиеся брови. Они даже уверены, что человек с такими признаками одним лишь взглядом может навлечь не только болезнь, но и преждевременную смерть. В свою очередь, восточные люди вредными считают голубые глаза.

В 1877 году великий русский художник-портретист Илья Ефимович Репин написал картину «Мужик с дурным глазом». На ней изображен обобщенный тип человека, который в состоянии навредить своим взглядом. У героя картины густые, нахмуренные брови и блестящие глаза, в которых прячется неприкрытая злоба.

Однако определить по каким-то особенным признакам или маркерам человека с плохими глазами очень сложно, поскольку им может стать любой человек – женщина или мужчина: все зависит от обстоятельств. И нет особой разницы в том, каков цвет глаз, их размер и форма, выражение лица и густота бровей. Более важным и даже определяющим фактором являются мысли, которые передаются взглядом, и энергия, с которой они вбрасываются в окружающий мир. Принести определенное зло может даже человек, не обладающий способностью сглаза. Однако такой сглаз слишком большой беды не навлечет.
Рекламное видео:
Куда опасней человек, обладающий даром сглаза. Его взгляд особенный. В нём, как в ядовитой смеси, одновременно таятся коварные мысли, лютая злость, глубокая обида и неутоленная зависть. Поэтому долгих и пристальных взглядов, особенно с такими признаками, следует избегать.

Кстати, давно было замечено, что любой человек очень негативно относится к пристальным взглядам посторонних людей. Психологи предполагают, что это – своеобразная психологическая защита от дурного взгляда, которая у него заложена в его наследственных структурах.

Продолжая разговор о национальных особенностях сглаза, следует отметить, что особенно боятся влияния дурного глаза на Востоке. Народы этих регионов, чтобы защитить себя от сглаза, используют различные талисманы и обереги. Причем эти защитные средства можно увидеть не только на людях, но и на самых разных предметах: бытовой технике, автомобилях и даже на игрушках.

Так, в Турции рисунок самого действенного талисмана от «плохого взгляда» – назара – можно увидеть на дверях такси, на стенах многих зданий и чиновничьих кабинетов и даже на самолётах. Этот символ представляет собой изображение голубого глаза на белом фоне…

Если же говорить о возрасте, который легче всего поддается воздействию сглаза, то биоэнергетики считают, что проще всего нарушить биополе ребенка. И связано это с тем, что защитный механизм этого рода формируется у человека не сразу, а с течением времени. По этой причине дети до полутора лет особенно подвержены влиянию дурного глаза. Ребенок в этом возрасте не может оказать серьезное сопротивление негативному влиянию, поэтому он реагирует на него только плачем.

Как и малолетние дети, легко поддаются сглазу и беременные женщины. Чтобы избежать этого, разные народы против сглаза создают свои национальные защитные механизмы, которые со временем превращаются в верования. Так, у мусульман не принято считать детей. И когда у женщины интересуются, сколько у нее детей, она или вовсе не отвечает на этот вопрос, или же, не задумываясь, говорит – «пять». И связан такой ответ прежде всего с тем, что в понимании мусульманина пятерка – магическое число. Ведь эта цифра символизирует пять основных заповедей Корана. Поэтому и слово «пять» человек мусульманской веры считает словом-оберегом от сглаза…

А вот в Индии матери часто наносят тушью для ресниц пятна на детские щечки или на лоб, чтобы отразить сглаз…

На протяжении длительного времени сглаз считали широко распространенным суеверием необразованных людей. Но тот факт, что этот предрассудок имеет широкое распространение, причем сохраняющееся на протяжении всей истории человечества и у разных народностей, заставило даже скептиков отнестись более серьезно к этому феномену.

Впрочем, о влиянии сглаза на человека говорили уже знаменитые древние и средневековые врачи. Так, Гиппократ был уверен, что один человек может посредством глаз воздействовать на другого. Авиценна писал: «Часто душа влияет на чужое тело так же, как и на свое собственное, как, например, при воздействии дурным глазом». Парацельс, в свою очередь, утверждал, что дурной глаз мешает заживлению ран.

В начале 90-х годов позапрошлого века в одной из московских газет была напечатана заметка об экспериментах над приговоренным к смерти преступником. В этих опытах ученые попытались выяснить, может ли воздействовать дурной глаз на неживые объекты. Для этого преступника содержали в камере, где находился каравай хлеба, который заключенный мог видеть, но не есть. Продолжался эксперимент в течение трех дней. И когда по истечении этого срока ученые исследовали состав каравая, то оказалось, что в хлебе присутствовали токсичные вещества.

Видимо, существует также определенная связь между сглазом и так называемым феноменом убивающего взгляда. По всей вероятности, в основе обоих этих явлений лежат одни и те же или похожие механизмы. По крайней мере, и в том и в другом случае человеческий взгляд несет в себе отрицательную энергию. Вот только несколько случаев, подтверждающих эту версию.

Например, однажды в Канаде некий охотник Стив Мак-Келлан почти нос к носу столкнулся с медведицей. Оказавшись на земле, охотник машинально выставил навстречу зверю руку с ножом, а сам взглядом, полным безысходности и одновременно ярости, уперся в глаза медведицы, стараясь при этом смотреть ей прямо в зрачки. И случилось невероятное: животное на мгновение замерло, а затем, издав громкий крик, рухнуло на землю! Самое удивительное в этом происшествии то, что на медведице не обнаружили не только раны, но даже незначительной царапины. Исследователи пришли к выводу, что причиной смерти медведицы стал выброс из глаз охотника мощного биоэнергетического импульса, который убил нервные клетки в жизненно важных областях мозга зверя…

А вот какую историю описал в своих заметках русский драматург Иван Купчинский, который еще в конце XIX века занимался исследованием аномальных явлений.

Как-то Иван Александрович, отдыхая в Крыму, встретил мужчину, поведение которого весьма удивило Купчинского. Дело в том, что этот человек, проходя мимо «купавшихся» в песке кур, всякий раз или прикрывал глаза рукой, или просто отворачивался.

– Почему вы так странно себя ведете? – спросил Купчинский.

– Вы не знаете, какие у меня глаза? Стоит мне лишь пристально посмотреть на птицу, и она падает мертвой. Желаете испытать? Пожалуйста. Но с уговором: вы заплатите за убитую моим взглядом птицу хозяину. Выбирайте любую.

Купчинский показал на самую шуструю. Человек пристально посмотрел на нее, и через минуту мертвая курица уже валялась в пыли».

Но, оказывается, убивать взглядом можно не только птиц, но и людей. С таким случаем, находясь в Индии, встретился знаменитый путешественник XIX века Дюмон. Он лично наблюдал странную смерть английского чиновника, которую впоследствии описал в своих записках.

Однажды на охоте знакомый Дюмону чиновник убил очень крупного слона с невероятной длины бивнями. На беду, у охотника не оказалось специального ножа, которым вырезают клыки. Поручив слугам охранять убитое животное, англичанин вместе с Дюмоном отправились в деревню за ножом.

Когда через два часа они вернулись обратно, то, к своему немалому удивлению, увидели невероятную картину: их испуганные слуги скрывались в кустах и за деревьями, в то время как несколько карликов уверенно вырезали у животного драгоценные бивни.

О дальнейших событиях Дюмон рассказал следующее:

«– Что здесь происходит? Почему вы не прогоните этих карликов прочь? – вскричал возмущенный европеец.

– Нельзя. Это муллу-курумбы. Их тронуть – верная смерть!

Англичанин был чужд предрассудков. С помощью хлыста он быстро разогнал карликов. Но один из них – это был предводитель – не убежал. Он спокойно стоял и пристально смотрел на европейца.

Англичанин тотчас же ощутил тошноту и тяжесть в руке, которой хлестал карликов. На следующий день, к вечеру, правая рука у бесстрашного охотника опухла. Вскоре он еле двигался и жаловался на то, что ему словно свинец влили в кровь. На тринадцатый день англичанин скончался…»

Вообще же, рассказывая о феномене сглаза, следует отметить, что им интересовались и интересуются не только мистики, но и представители официальной науки. Так, например, проблеме дурного глаза немалое внимание уделил академик В.М. Бехтерев, посвятивший этому явлению даже специальную работу: «Боязнь чужого взгляда».

Люди, особо остро реагирующие на недобрый взгляд, долгое время изучались в лаборатории академика. В результате проведенных исследований были получены довольно любопытные данные. Так, один из пациентов В.М. Бехтерева настолько боялся влияния плохого взгляда, что постоянно носил темные очки. «В других случаях, – отмечал ученый, – больные испытывают на себе как бы магнетическое влияние чужого взгляда».

Вот как описал свое состояние один из пациентов В.М. Бехтерева: «Чужой взгляд вызывает во мне неприятное ощущение, которое выражается в сильном и неудержимом стягивании век и мышц глазного яблока и конвульсивных подергиваниях: глаза как будто мутнеют, ничего не воспринимают, взор блуждает…»

На основании этих и других данных у исследователей появилась вполне аргументированная гипотеза, что боязнь чужого взгляда – это реальная болезнь и страдающие этим заболеванием люди вполне осознают свой недуг. Продолжаются исследования сглаза и в настоящее время. Например, в 1970-х американские исследователи неоднократно организовывали научные конференции и симпозиумы, основной повесткой дня которых являлись проблемы суеверий, и в том числе сглаза.

Чтобы объяснить явление сглаза, было выдвинуто несколько гипотез. Так, в одной из них воздействие «плохого взгляда» сравнивается с влиянием различных типов излучения на человеческий организм. Подобным образом, считают приверженцы этой гипотезы, воздействуют на человека и исходящие из глаз особые эманации. Например, экстрасенсы, «облучая» человека, могут вызвать в его организме негативные физиологические и психические изменения, повлиять на функционирование определенного органа или системы органов.

В целом же можно предположить, что имеется некий, неизвестный современной науке канал, по которому та или иная информация посредством взгляда поступает в мозг. А он уже с помощью различных химических веществ оказывает влияние в целом на весь организм. Это значит, что в зависимости от принятой информации в том или ином режиме функционируют и отдельные органы. А поскольку зависть и желание зла, являясь основой сглаза, несут негативную информацию, то она и становится причиной плохого самочувствия, болезней, а иногда и смерти.

Таким образом, сглаз можно сравнить с неким информационным оружием, в котором сконцентрирована и информация, и энергия. Информацию для этого оружия генерирует мозг, а энергию предоставляют наши чувства и эмоции. Глаза же и голос являются инструментами передачи этих двух составляющих. С помощью взгляда и слова может быть осуществлена целенаправленная передача информации, а при выполнении определенных, заранее заданных условий она может повлиять на ход тех или иных событий. Вполне вероятно, что этим механизмом природа вооружила человека еще на ранних этапах его эволюции. Но вот только с какой целью?

Если исходить из всего изложенного выше, то с большой долей уверенности можно сказать, что сглазу может подвергнуться практически любой человек. Поэтому издревле существуют методы, с помощью которых можно определить, есть ли на человеке сглаз. Так, в Греции, чтобы выяснить, подвергся человек сглазу или нет, проводят следующий тест: в стакан с водой капают одну каплю оливкового масла. Если оно не тонет, то сглаза нет. Если же оно пошло ко дну, то тестирование продолжается: теперь в воду капают две капли оливкового масла. И если они сливались в одно пятнышко, то это значило, что сглаз имеет место быть.

А теперь несколько слов о защите от сглаза. С давних пор люди верят, что уберечь от сглаза могут металлические предметы: нож, гвоздь, игла. Поэтому, наверное, не зря древние египтяне в качестве защитного средства от дурного глаза применяли ключи. Самым же известным амулетов является подкова.

Отвратить сглаз может и металлический звон, в особенности колоколов и колокольчиков. Потому, чтобы уберечься в дороге от порчи, на конскую дугу подвешивали бубенчики. Но поскольку вряд ли кто будет в нынешнее время носить с собой колокольчик, то для этих целей можно воспользоваться древнеегипетским амулетом: ключами. Возникло подозрение на сглаз, не поленитесь и позвените ими.

Бернацкий Анатолий

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: