Березовая роща описание природы. «Описание березовой рощи» сочинение. Описание картины Левитана «Березовая роща»


Архип Куинджи
Берёзовая роща
. 1879
Холст, масло. 97 × 181 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
(инв. 882)

Существуют другие картины с таким названием, см. Берёзовая роща (картина)
«Берёзовая роща»

— пейзаж русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), оконченный в 1879 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее (инв. 882). Размер картины — 97 × 181 см[1][2]. Картина написана в стиле романтического пейзажа. Значительный эффект достигается необычными комбинациями света и цвета, резким контрастом солнца и тени, который создаёт впечатление очень яркого солнечного освещения[2]. Верхняя часть берёз не показана, видны только стволы и небольшие зелёные ветки, которые выделяются светло-зелёным цветом на фоне тёмно-зелёного леса. Композиция разделена на две части протекающим по центру ручьём[3].

Вместе с двумя другими картинами художника («После дождя» и «Север»), «Берёзовая роща» была представлена на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1879 года в Санкт-Петербурге[4][5]. Художник Иван Крамской сообщал, что публика восторженно приветствовала произведения Куинджи[6][7][8]; в частности, посетители выставки о полотна «Берёзовая роща»[9]. Прямо с выставки все три картины были приобретены Павлом Третьяковым за 6500 рублей[1][10].

Художественный критик Владимир Стасов о — картина «с чудесно освещёнными деревьями и травой», и в этом произведении Куинджи «берёт ноты сильного эффектного освещения, никем ещё не пробованные»[11]. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что «Берёзовая роща» является «новаторским произведением», которое относится к лучшим образцам реалистических пейзажей 1870-х годов[3]. По словам искусствоведа Виталия Манина, «не было ещё картины в русской пейзажной живописи, где бы столь радостно и просветлённо запечатлелся яркий солнечный день, где бы так полно выразилось умиротворённое ощущение художника, где бы светлое чувство покоя, приподнятое настроение получили такое совершенное воплощение»[12].

История[править | править код]

Предшествующие события[править | править код]

Архип Куинджи. Сосновый лес с речкой
(1878, ГРМ)

С 1866 года Архип Куинджи жил в Санкт-Петербурге. Он работал в фотоателье ретушёром, затем стал посещать занятия в Академии художеств, в 1868 году получил звание неклассного художника[13][14][15]. С 1868 года Куинджи экспонировал свои произведения на ежегодных выставках Академии художеств, а также на выставках Общества поощрения художников[16]. В 1872 году он был удостоен звания классного художника 3-й степени[17]. Дебют Куинджи на выставках передвижников состоялся в 1874 году — на 3-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок экспонировался его пейзаж «Забытая деревня». В 1875 году он был принят в Товарищество. Большое внимание привлекло полотно Куинджи «Украинская ночь», представленное на 5-й передвижной выставке (открывшейся в марте 1876 года)[18], а затем с успехом экспонировавшееся на Всемирной выставке 1878 года в Париже[19][10]. В 1878 году Совет Академии художеств присвоил Куинджи звание классного художника 1-й степени[20].

По некоторым сведениям, Куинджи работал над этюдами с изображением берёз начиная с 1876 года[21]. Исследователи творчества художника полагают, что одним из первых этюдов, непосредственно связанных с замыслом картины «Берёзовая роща», мог быть пейзаж 1878 года «Сосновый лес с речкой»[22][23] (холст на картоне, масло, 25,6 × 33,4 см, 1878, Государственный Русский музей, инв. Ж-1114[24]), композиция которого близка к полотну Ивана Шишкина «Корабельная роща»[22][23]. В процессе работы над будущей картиной «Берёзовая роща» Куинджи написал ряд эскизов, большинство которых датируются 1879 годом[21]. Известно о существовании по крайней мере пяти живописных эскизов: три из них хранятся в Государственном Русском музее[25][26][27], и по одному — в Государственной Третьяковской галерее[1] и Нижегородском государственном художественном музее[28]. С 1876 года художник жил и работал в доме, расположенном на пересечении Малого проспекта и 16-й линии Васильевского острова[18]. Там же проходила работа над картиной «Берёзовая роща», которая была начата в 1878 году[10] и закончена в начале 1879 года[1].

7-я передвижная выставка[править | править код]

Иван Крамской. Портрет А. И. Куинджи
(конец 1870-х, НИМ РАХ)

Полотно «Берёзовая роща» было впервые показано в 1879 году на 7-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), вместе с двумя другими картинами художника — «После дождя» и «Север»[4][5]. Выставка открылась 23 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге, где она продолжалась до 25 марта[29]. Открытие выставки было задержано — в частности, из-за неготовности пейзажей Куинджи. По словам художника Ивана Крамского, «очищали зал, да и Куинджи ещё не может ставить, а слишком необходимо его иметь»[30]. В письме к Василию Поленову от 18 февраля Крамской сообщал: «Куинджи задерживает, а у него вещи слишком значительные, чтобы не обратить внимания»[31]. Задержка вызвала раздражение у организаторов московской части передвижной выставки — в письме к Крамскому от 23 февраля художник Илья Репин писал: «Куинджи не готов? Семеро одного не ждут; да и его очень легко было присовокупить после открытия»[30]. Полотна Куинджи появились на выставке через два дня после её открытия — 25 февраля[5]. По словам Крамского, «Куинджи картины выставил и не попортил, хотя и не улучшил»[6][7].

Александр Лебедев.
Куинджи. Свет Яблочкова
(карикатура в журнале «Стрекоза», 1879)

Наибольшее впечатление произвела «Берёзовая роща» — и художники, и зрители, посетившие выставку, о, которой впоследствии было суждено стать одним из самых известных произведений Куинджи[9]. Некоторые отзывы художников о «Берёзовой роще» известны со слов современников: Иван Шишкин говорил: «Это не картина, а с неё картину можно писать…», а Владимир Орловский признавал: «Я никогда не думал, не воображал, чтобы можно было довести картину до такого рельефа. Это — не картина, а натура»[32]. В письме к Павлу Третьякову от 1 марта 1879 года Иван Крамской писал о реакции, вызванной появлением на выставке картин Куинджи: «Публика приветствует их восторженно, художники же (то есть пейзажисты) в первый момент оторопели, они не приготовились, долго были с раскрытыми челюстями и только теперь начинают собираться с духом и то яростно, то исподтишка пускают разные слухи и мнения; многие доходят до высокого комизма в отрицании его картин; ну что ж, на здоровье!»[6][7][8]. Некоторые зрители подозревали Куинджи в фокусничестве и верили распространившимся слухам о том, что «картина написана на стекле и освещается сзади лампой»[33].

15 марта в газете «Новое время» (№ 1093, с. 4) появился подробный обзор Владимира Стасова под названием «Художественные выставки 1879 года», в котором была дана высокая оценка «необыкновенно поэтическому чувству и взгляду» Куинджи, а также была отмечена оригинальность его полотен[10]. О популярности Куинджи свидетельствовал и дружеский шарж Александра Лебедева «Куинджи. Свет Яблочкова», помещённый на обложку журнала «Стрекоза» (№ 11, 18 марта 1879 года), — на карикатуре был изображён художник, стоящий рядом с «Берёзовой рощей»[10][34]. Прямо с выставки все три картины Куинджи, включая «Берёзовую рощу», были приобретены у автора Павлом Третьяковым за 6500 рублей[1][10].

22 апреля 1879 года состоялось открытие московской части 7-й передвижной выставки[29]. Вскоре после этого в газете «Молва» (№ 112, 25 апреля 1879 года) появилась статья «Беглые заметки (по поводу рецензий художественных выставок и по поводу картин г. Куинджи)», подписанная псевдонимом «Любитель»[35]. Автор статьи негативно отзывался о творчестве Куинджи и резко критиковал его картины, экспонировавшиеся на выставке. В частности, он писал: «Кто сколько-нибудь наблюдал в природе те отношения тонов, которые даёт солнечный свет, кто сколько-нибудь изучал законы переходов одного тона в другой при различных световых эффектах, тот согласится, что световые эффекты в картинах Куинджи утрированы и совершенно неверны». По поводу «Берёзовой рощи» автор статьи писал, что деревья в ней не растут, а «растыканы», они «точно вырезаны из картона, накрашены каким-то грязно-зелёным колером и поставлены как декорация»[36]. В декабре 1879 года выяснилось, что автором статьи в «Молве», скрывавшимся за псевдонимом «Любитель», был один из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаил Клодт[10][37]. Разгневанный этим поступком, Куинджи принял решение о выходе из Товарищества, который был окончательно оформлен в начале 1880 года. Таким образом, выставка 1879 года, на которой была представлена «Берёзовая роща», оказалась последней передвижной выставкой с его участием[38].

Последующие события[править | править код]

В сентябре 1880 года Куинджи завершил работу над полотном «Лунная ночь на Днепре»[39]. В октябре — ноябре того же года[40] картина экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина[41].

Архип Куинджи. Берёзовая роща

(2-й вариант, 1881, частное собрание)

Архип Куинджи. Берёзовая роща

(3-й вариант, 1901, НХМРБ)

В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: второй вариант полотна «Берёзовая роща» (1881), второй вариант картины «Ночь на Днепре», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)[42][43]. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту[44][45][46], картины были выставлены при дневном освещении[47]. Эта экспозиция оказалась последней публичной выставкой в творческой деятельности Куинджи: до конца своей жизни он продолжал создавать новые произведения, но не показывал их широкой публике[43].

Долгое время о новых произведениях Куинджи практически ничего не было известно. В 1901 году художник устроил несколько закрытых домашних показов, на которых близким знакомым были представлены четыре произведения: третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, ныне в Национальном художественном музее Белоруссии), переработанный «Вечер на Украине» (1878, доработан в 1901, ныне в ГРМ), «Днепр» (1901, ныне в Псковском музее-заповеднике, вариант-повторение картины «Днепр утром», 1881) и «Христос в Гефсиманском саду» (1901, ныне в Воронцовском дворце-музее, Алупка)[48].

Впоследствии картина «Берёзовая роща» (изначальная версия, созданная в 1879 году и приобретённая Павлом Третьяковым) экспонировалась на ряде выставок, в том числе на проходившей в Третьяковской галерее выставке, посвящённой 25-летию со дня смерти П. М. Третьякова (1923) и выставке русского искусства XVIII—XX веков (1957, Пекин). В 1971—1972 годах полотно принимало участие в выставке «Пейзажная живопись передвижников» (Киев, Ленинград, Минск, Москва), приуроченной к столетию ТПХВ, в 1983—1984 годах — в выставке Академии художеств СССР (Москва), а в 1992 году — в выставке, посвящённой 150-летию со дня рождения Куинджи (Москва)[1]. Оно также было одним из экспонатов выставки работ Архипа Куинджи, проходившей в октябре 2020 — феврале 2020 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи[49]. В настоящее время картина «Берёзовая роща» выставляется в зале № 21 основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке[2].

Анализ картины

Главный объект картины — береза. Сочная зелень приятна нашим глазам. Такие тоны зеленого цвета успокаивают зрителей. Левитан умело соединил темный и светлый оттенки зеленого. Художник изобразил на полотне солнечный день. Множество белых и тонкоствольных березок заполняют холст. Часто поэты сравнивают их ствол со станом молодой и стройной русской красавицы. Было бы приятно очутиться в таком месте, как березовая роща. Сочинение продолжаем и переходим к звукам. Представив себя в такой роще, можно услышать щебетание птиц, движение представителей фауны. Сделав глоток свежего воздуха, чувствуешь, как он наполнен ароматами луговых цветов и трав. Кажется, будто с цветка на цветок перелетела бабочка с бархатными крыльями. Среди такой густой травы любит расти кисло-сладкая земляника.

Искусствоведы оценили игру художника со светом и тенью, а также сочность и яркость красок. Сияние оттенков зеленого цвета, а также особенности фактуры холста создают впечатление, что она излучает энергию добра и оптимистичности. Чтобы изобразить художник применил технику, присущую импрессионистам.

Вообще, береза — это один из главных деревьев языческой религии славян. Возможно, поэтому художник так тщательно и старательно изображал национальное дерево нашего народа.

Березовая роща

На картине изображена берёзовая роща в солнечный летний день. Солнце пробивается сквозь листву деревьев и ложится на траву мозаичным ковром. Где лучи попадают на траву, там она светло-зелёного цвета. А где нет, там – насыщенного зелёного цвета.

Берёзы как будто уходят вдаль, ими заполнена вся картина. Создаётся ощущение, что стоишь посредине берёзовой рощи. Деревья окружают тебя и права, и слева. Берёза – символ России.

Картина явно написана с натуры. На переднем плане прорисована шероховатость коры. Чётко видны тёмные вкрапления на белом фоне стволов. И трава как настоящая, картину так и хочется погладить руками. Чтобы ощутить мягкость травы и шероховатость стволов деревьев.

Кажется, что дует лёгкий тёплый летний ветерок. И деревья трепещут зелёными листочками, шепчутся друг с другом. Хочется хоть на минутку попасть туда. Лечь в траву, широко раскинуть руки, закрыть глаза и наслаждаться покоем. Или сквозь листву смотреть на далёкое синее небо.

Можно лечь на живот и разглядывать каждую травинку, цветочки. Наверняка, в траве живут своей жизнью муравьи, стрекочут кузнечики. Я думаю, что в кронах деревьев и птички есть. И они оглашают рощу радостными трелями.

Видны даже мелкие беленькие цветочки в траве между берёз. Вот самое лучшее место для отдыха! Наверняка где-то рядом есть журчащий ручеёк. Он просто не попал в картину.

Картина написана на уровне человеческого взора. Что художник видел перед собой, то и рисовал. Мы не видим небо и солнце. Они закрыты пышной листвой. Но мы знаем, что день солнечный. Об этом говорят солнечные блики на траве.

Некоторые берёзки нарисованы парами. Как будто деревья танцуют какой-то русский танец. Скорее всего – хоровод. Вот они стоят напротив друг друга, словно наклоняются вправо-влево. Среди этих берёз можно играть в прятки или пятнашки.

Картина показывает, как используя всего четырьмя цвета – зелёный, белый, жёлтый, чёрный, можно создать шедевр. Зелёный цвет превалирует в картине. Какое богатство оттенков и тонов! От нежно-зёленого до тёмно-зелёного оттенка. Картина написана с любовью к своему родному краю, к России. Есенин назвал её «страной бёрезового ситца». А Левитан изобразил эту страну красками на холсте.

В этой картине каждый русский человек может узнать свою берёзовую рощу, свою любимую берёзку. Зелёный цвет картины благотворно действует на человеческий глаз. Зелёный – цвет жизни на земле. Такую картину можно повесить в любом доме. Она будет дарить позитивное настроение людям.

Описание[править | править код]

Картина написана художником в стиле романтического пейзажа. Как и в других произведениях Куинджи, значительный эффект достигается необычными комбинациями света и цвета, резким контрастом солнца и тени, который создаёт впечатление очень яркого солнечного освещения[2]. Доминирующее положение на полотне занимает залитая ярким солнечным светом лесная поляна. На заднем плане её замыкают густые высокие деревья, зелёные силуэты которых служат своеобразной живой оградой. Композиция разделена на две части протекающим по центру ручьём, покрытым ряской, а также просветом между дальними деревьями[3][50].

Картина «Берёзовая роща» в ГТГ

Такое «подчёркнуто симметричное деление композиционных планов картины» сохраняется и в расстановке расположенных на первом плане берёз, растущих на поляне. Верхняя часть берёз не показана, видны только их стволы — коричневато-зеленоватые в тени и ярко-белые в тех местах, где они обращены к солнцу, — и небольшие ветки со свежей листвой, которые выделяются светло-зелёным цветом на фоне тёмно-зелёного леса, изображённого на заднем плане. Комбинация разных оттенков зелёного цвета, использованных при написании листвы берёз и дальнего леса, ещё больше подчёркивает ощущение яркого солнечного дня[3] — по словам художника Аркадия Рылова, «реальна эта радость, сверкающая под душистыми берёзами»[3][51].

Срезая кроны ближних деревьев, Куинджи ограничивает изображённое на картине пространство, лишает его панорамности. Вследствие этого характер композиции становится более замкнутым и интимным, ослабляется его национальное содержание. В то же время, по словам искусствоведа Виталия Манина, усиливается «общечеловеческое содержание, возникшее благодаря ясно выраженному светлому мироощущению, оптимизму, яркой наполненности картины светом»[52].

В целом композиционное решение «Берёзовой рощи» соответствует академической схеме. Это, в частности, проявляется в «кулисном построении сцены», где стволы берёз создают впечатление уходящего далеко в глубину пространства, а тёмные деревья играют роль театрального задника. Другой академический приём — использование традиционных «треугольников», образуемых освещённой поляной, светлым небом и затенённым ручьём; вершины этих треугольников сходятся в точке пересечения диагоналей холста. Хорошо продуманное линейное построение основано на чётких перспективных сокращениях[52]. Впечатление естественности глубины пространства достигается «эффектным чередованием солнечного освещения и тёмной тени»[53].

«Стереоскопичность» живописи целиком определяется пространственным построением, в то время как «интерес к выявлению объёмности предметов в „Берёзовой роще“ явно утрачивается». Художник отказывается от детальной разработки светотеневых переходов, он «„собирает“ цвет в плоскости», в пределах каждой из которых используется малое количество оттенков. По словам Виталия Манина, «от этого цвет начинает звучать определённее и интенсивнее, эмоциональное воздействие его усиливается», в результате чего «художник добивается целостности впечатления»[54].

Описание картины Левитана «Березовая роща»

Эту картину, художник начал рисовать в 1885 году, а закончил в 1889 году, когда был в Плёсе на Волге. Эта картина отражает, насколько художник талантлив и умен. Левитан славится своими пейзажами, а «Березовая роща» одна из моих любимейших картин.

Мы видим перед собой лес, в котором растут березки. Реалистично Левитан играет со светом, показывая нам блики солнца и на земле и на летках берез. Цвет подобран, на мой взгляд, очень точно, очень контрастно сочетаются ярко зеленые оттенки травы и на белых стволах берез. Играя с тенью, Левитану будто удается оживить свою картину. Мы закрываем глаза и слышим щебетание птиц, открыв глаза, мы уже не находимся в реальном мире, мы как будто одно целое с картиной, и нам хочется бежать по этой роще, и громко кричать, что бы выплеснуть негативную энергию.

По моему мнению березки радуются солнечному дню. Все вокруг цветет и пахнет, и от картины, несомненно, веет теплом и радостью. Автор уводит нас вглубь леса с помощью техники своего письма. От других похожих картин, этот холст отличается своей динамичностью, кажется, что еще чуть, чуть и все закончится, деревья пожелтеют, и наступит осень, и хочется наслаждаться каждым днем, не упускать ни один денек. Наслаждаться каждым моментом. Левитану удается изобразить световоздушную среду, все это ему удается достичь благодаря его неповторимой техникой письма, например, в данном случае, важную роль сыграли богатая палитра цветов и наложенные пятна света и тени.

Каждая картина Левитана, проникнута любовью к своей природе и родине. Эту картину отличает от других непосредственность и свежесть чувств. Чехову очень нравилось это произведение, он говорил Левитану, что эта картина будет признана и любима многими поколениями.

Исаак Ильич Левитан — художник, за которым по праву закрепилась репутация создателя «пейзажа настроения». Природа в его живописных творениях сияет нежным светом любви. Такова и картина Левитана «Березовая роща», которую мастер создал в возрасте двадцати девяти лет.

Эскизы и варианты картины[править | править код]

В Государственной Третьяковской галерее хранится одноимённый эскиз картины «Берёзовая роща» (холст, масло, 27 × 46,6 см, 1879, инв. 11088), с 1879 года принадлежавший художнику Илье Репину, а в 1903 году подаренный им художнику и коллекционеру Илье Остроухову. Эскиз поступил в Третьяковскую галерею в 1929 году из Музея Остроухова[1].

Три одноимённых эскиза, датируемых 1879 годом, хранятся в собрании Государственного Русского музея — инв. Ж-1105 (клеёнка на картоне, масло, 19 × 29 см), инв. Ж-1107 (холст на картоне, масло, 19,5 × 36,8 см) и инв. Ж-1110 (эскиз-вариант, бумага на картоне, масло, 21 × 33,5 см). Все три эскиза поступили в Русский музей в 1930 году из Общества художников имени А. И. Куинджи[25][26][27].

Ещё один одноимённый эскиз находится в собрании Нижегородского государственного художественного музея (холст, масло, 19 × 36,4 см, инв. Ж-1309)[28].

Эскизы картины «Берёзовая роща» (1879)

Берёзовая роща (ГТГ, инв. 11088)

Берёзовая роща (ГРМ, инв. Ж-1105)

Берёзовая роща (ГРМ, инв. Ж-1107)

Берёзовая роща (ГРМ, инв. Ж-1110)

Берёзовая роща (НГХМ, инв. Ж-1309)

Второй вариант картины «Берёзовая роща» (холст, масло, 165 × 115,5 см[55]), представленный на выставке 1881 года, Куинджи писал по заказу промышленника и коллекционера Павла Демидова, князя Сан-Донато, но их сделка по каким-то причинам расстроилась. Затем Куинджи пытался договориться с предпринимателем Козьмой Солдатёнковым, но тот отказался от покупки картины. В конце концов полотно было приобретено сахарозаводчиком и коллекционером Фёдором Терещенко за 7 тысяч рублей[56]. Долгое время местонахождение этого варианта считалось неизвестным, но потом он «нашёлся» в частном собрании в Нью-Йорке. В 2008 году он был продан на аукционе «Сотбис» за 3,065 млн долларов США[55].

Третий вариант картины «Берёзовая роща» (1901, холст, масло, 165,5 × 116 см) в 1910 году (после смерти автора) перешёл в собственность Общества художников имени А. И. Куинджи. В 1918 году он был продан Л. А. Собоцинскому, затем находился в ленинградском собрании В. И. Павлова. В настоящее время этот вариант хранится в Национальном художественном музее Белоруссии (инв. РЖ-1443), куда он поступил в 1954 году из фондов Дирекции художественных выставок и панорам[48].

См. также[ | ]

  • Берёзовая
  • Берёзовый Гай
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на нужную статью. На этой странице приведены:
Список статей об одноимённых населённых пунктах.
Список статей об одноимённых картинах.
См. также: полный список статей, названия которых начинаются с «Берёзовая роща».

Отзывы и критика[править | править код]

Среди множества пейзажей, экспонировавшихся на 7-й передвижной выставке, художественный критик Владимир Стасов особо выделял произведения Ивана Шишкина, Михаила Клодта и Архипа Куинджи[57]. Стасов писал, что Куинджи «обладает тем, чем немногие из пейзажистов, — необыкновенно поэтическим чувством и взглядом». Отмечая, что у Куинджи «всегда всё дело состоит в одном сильно прочувствованном и переданном живописном световом эффекте, а всё остальное у него не доделано, не изучено, принесено в жертву», Стасов признавал, что «зато ведь этот мотив всякий раз какой поэтический!» По мнению Стасова, «Берёзовая роща» — картина «с чудесно освещёнными деревьями и травой», но «очень плохим и невероятным воздухом». Стасов о[11].

Картина «Берёзовая роща» на выставке 2018—2019 годов в ГТГ

Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, признавал, что в своё время «Берёзовая роща» настолько поразила петербургскую публику, что многие думали, будто для достижения эффекта автор полотна прибегал к «шарлатанским фокусам», использующим дополнительное освещение с обратной или лицевой стороны. Бенуа о «нам теперь сильно претит её грубая форма», «в особенности неприятна дурно понятая „симплификация“, кулисное построение, бьющее на диорамный trompe-l’œil»; в то же время «уже то почтенно, что Куинджи чувствовал необходимость этого упрощения». Отдавая должное мастерству художника, Бенуа писал, что при изучении этой картины «проникаешься большим уважением к её творцу», который «добивался, чтоб каждый мазок „значил“ и звучал, чтоб ничего не было лишнего». По словам Бенуа, в «Берёзовой роще» «замечательны её смелые, ясные краски, не безразлична и техника»[58].

В статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи, искусствовед Владимир Петров писал, что в картине «Берёзовая роща» «особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи „солнцепоклонничество“». По словам Петрова, на основе будничного среднерусского мотива, включающего в себя лесную опушку и протекающий среди белоствольных берёз ручей, художник «создал „гимн“ льющемуся с неба живоносному свету». Петров о, которых Куинджи достиг «с помощью смелого обобщения и интенсивности контрастов, светящихся на солнце и затенённых цветоформ и зон, а также ритмической определённости решения пейзажа, напоминающего своего рода естественный узор и, в какой-то степени, декорацию…»[59].

Картина «Берёзовая роща» на почтовой марке СССР 1991 года[60]

Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что полотно «Берёзовая роща» является «новаторским произведением», которое относится к лучшим образцам реалистических пейзажей 1870-х годов. В то же время, по её мнению, «некоторые черты его живописи вызывают законные возражения у зрителей». К таким свойствам Мальцева относила «черты условности», которые проявляются «в несколько упрощённом цветовом решении», — в частности, для достижения наибольшей интенсивности цвета художнику пришлось пожертвовать «некоторыми нюансами в характеристике отдельных предметов», а также «тем, что могло придать пейзажу больше жизненного многообразия»[3]. Тем не менее, по словам Мальцевой, в этом произведении «Куинджи сумел создать реальный образ, наполненный мажорным звучанием», и его мастерство «проявилось здесь с особенной силой»[61].

Искусствовед Виталий Манин писал, что в «Берёзовой роще» Куинджи развивал поиски положительного идеала, начатые им в появившемся тремя годами ранее полотне «Украинская ночь»[12]. Одним из важнейших нововведений Куинджи Манин считал «особое построение пространства и в связи с этим новое пластическое понимание объёма»[52]. Кроме этого, по мнению Манина, к «новаторской сущности» полотна можно было отнести то, что «художнику удалось раскрепостить цвет, очистить его светом»; свет используется как «средство реалистической передачи природы» (с этой точки зрения, «Берёзовая роща» имеет много общего с некоторыми ранними произведениями Клода Моне, такими как «Дама в саду Сент-Адресс» и другие). В то же время Манин отмечал, что обобщённая живопись «Берёзовой рощи» рождает ощущение статичности, «производит впечатление оцепенелости, застылости»[62]. Тем не менее, по словам Манина, «не было ещё картины в русской пейзажной живописи, где бы столь радостно и просветлённо запечатлелся яркий солнечный день, где бы так полно выразилось умиротворённое ощущение художника, где бы светлое чувство покоя, приподнятое настроение получили такое совершенное воплощение»[12].

Описание №2

На картине И. И. Левитана «Березовая роща» отражена полная гармония состояния природы и души художника. Изображение ясного летнего дня задает зрителю высокий подъем эмоций, хорошего настроения.

С первого взгляда зритель ощущает себя участником этой сцены, будто попадает в березовую рощу летней порой. Хочется задержаться на некоторое время, взявшись за ствол ближайшей березы, чтобы не торопясь рассмотреть окружающий мир. Каждая березка в роще радует глаз белым стволом, гибкий стан которой поражает грацией. Удивляет роскошной кроной, состоящей из тысячи молодых листьев. Каждый листик будто расправился от того, что почувствовал, как сквозь ветви пытаются пробраться солнечные лучи небесного светила. Они наполнены изумрудным цветом, напоминая, таким образом, праздничные украшения из ярких нарядных бусин.

Удаляясь вглубь рощи, начинает казаться, что там деревьев намного больше. Частота их увеличивается, однако они очень похожи друг на друга. Вся земля покрыта густой свежей травой. Белыми и голубыми вкраплениями на ней виднеются редкие колокольчики и другие цветки. Через причудливые рисунки веток деревьев в некоторых местах пробрались волшебные лучи. Они оставляют за собой лучистые пятна света, от чего это место кажется сказочным. На полотне отсутствует небо, однако его присутствие чувствуется благодаря яркому освещению, попадающему на поляны.

Благодаря реалистичному изображению, ярким оттенкам начинают звучать трели птиц, которые скрываются в густой листве. Иногда воздух наполняется ароматами трав и цветов, сырой землей. Отсутствие ветра помогает насладиться безмолвием, которое оставляет наедине с мыслями, дает возможность расслабиться. Перемещая взгляд по березовой роще, иногда попадаешь на участки, где есть тень. В таких местах трава кажется гораздо темнее. Своим пейзажем Левитан И. И. подчеркивает единство природы и человека, который так легко может раствориться в ее этом необыкновенном пространстве.

В описание этой местности художник вложил самые искренние чувства – любовь к родному краю, нежность к явлениям окружающего мира, необыкновенную внимательность к растениям.

Примечания[править | править код]

  1. 1234567
    Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 330.
  2. 1234
    Куинджи Архип Иванович — Берёзовая роща
    (неопр.)
    (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения 8 июня 2020.
  3. 123456
    Ф. С. Мальцева, 2001, с. 52.
  4. 12
    Товарищество передвижных художественных выставок, 1987, с. 177—184.
  5. 123
    В. С. Манин, 1976, с. 49.
  6. 123
    И. Н. Крамской, 1953, с. 247.
  7. 123
    Товарищество передвижных художественных выставок, 1987, с. 186.
  8. 12
    Г. С. Чурак, 2020, с. 23—24.
  9. 12
    В. С. Манин, 1990, с. 28.
  10. 1234567
    Летопись жизни и творчества, 2020, с. 325.
  11. 12
    В. В. Стасов, 1968, с. 170.
  12. 123
    В. С. Манин, 1976, с. 50.
  13. М. Ф. Киселёв.
    Куинджи Архип Иванович
    (неопр.)
    (HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Дата обращения 8 июня 2020.
  14. Е. Ф. Петинова, 2001, с. 209.
  15. Летопись жизни и творчества, 2020, с. 318—319.
  16. Летопись жизни и творчества, 2020, с. 319—321.
  17. Летопись жизни и творчества, 2020, с. 320.
  18. 12
    Летопись жизни и творчества, 2020, с. 323.
  19. В. С. Манин, 1990, с. 26.
  20. Летопись жизни и творчества, 2020, с. 324—325.
  21. 12
    О. П. Воронова, 1986, с. 93.
  22. 12
    В. С. Манин, 1976, с. 56.
  23. 12
    В. С. Манин, 2000, с. 50.
  24. Куинджи из собрания ГРМ, 2020, с. 90—91.
  25. 12
    Каталог ГРМ, т. 6, 2020, с. 78.
  26. 12
    Каталог ГРМ, 1980, с. 156.
  27. 12
    Куинджи из собрания ГРМ, 2020, с. 70—73.
  28. 12
    Куинджи Архип Иванович — «Берёзовая роща»
    (неопр.)
    (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения 14 мая 2020.
  29. 12
    Ф. С. Рогинская, 1989, с. 418.
  30. 12
    Товарищество передвижных художественных выставок, 1987, с. 565.
  31. Товарищество передвижных художественных выставок, 1987, с. 176.
  32. М. П. Неведомский, И. Е. Репин, 1997, с. 100.
  33. В. М. Зименко, 1947, с. 16.
  34. А. А. Ефимова, 2020, с. 89.
  35. Товарищество передвижных художественных выставок, 1987, с. 567.
  36. Товарищество передвижных художественных выставок, 1987, с. 568.
  37. Куинджи из собрания ГРМ, 2020, с. 12—13.
  38. Э. П. Гомберг-Вержбинская, 1970, с. 167—168.
  39. Куинджи из собрания ГРМ, 2020, с. 13.
  40. В. С. Манин, 2000, с. 23.
  41. О. П. Воронова, 1986, с. 106.
  42. Ф. С. Мальцева, 1965, с. 434.
  43. 12
    Ф. С. Мальцева, 2001, с. 55.
  44. В. С. Манин, 1976, с. 83.
  45. В. В. Сорокин, 1991, с. 91.
  46. В. В. Сорокин, 2006, с. 84.
  47. М. П. Неведомский, И. Е. Репин, 1997, с. 135.
  48. 12
    Притяжение земли, 2020, с. 100.
  49. И. Владимиров.
    От заката до рассвета. Третьяковская галерея с 6 октября по 17 февраля покажет ретроспективу Куинджи
    (неопр.)
    (HTML) (6 октября 2018). Дата обращения 9 мая 2020.
  50. История русского искусства, т. 2, кн. 1, 1980, с. 80.
  51. А. А. Рылов, 1954, с. 46.
  52. 123
    В. С. Манин, 1976, с. 52.
  53. В. С. Манин, 1976, с. 52—53.
  54. В. С. Манин, 1976, с. 53.
  55. 12
    45: Arkhip Ivanovich Kuindzhi — Birch grove, 1881
    (неопр.)
    (HTML). www.sothebys.com. Дата обращения 8 июня 2020.
  56. В. С. Манин, 1976, с. 72.
  57. В. В. Стасов, 1968, с. 168.
  58. А. Н. Бенуа, 1995, с. 316.
  59. В. А. Петров, 1992.
  60. Почтовые марки СССР 1991 года (неопр.)
    (HTML). stamprus.ru. Дата обращения 10 мая 2020.
  61. Ф. С. Мальцева, 2001, с. 52—53.
  62. В. С. Манин, 1976, с. 54.

Литература[править | править код]

  • Бенуа А. Н.
    История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
  • Воронова О. П.
    Куинджи в Петербурге. — Л.: Лениздат, 1986. — 240 с. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде).
  • Гомберг-Вержбинская Э. П.
    Передвижники. — Л.: Искусство, 1970. — 236 с.
  • Ефимова А. А.
    Малоизвестные страницы из жизни и творчества А. И. Куинджи // Третьяковская галерея. — 2020. — № 3. — С. 70—95.
  • Зименко В. М.
    Архип Иванович Куинджи. — М.—Л.: Искусство, 1947. — 32 с.
  • Мальцева Ф. С.
    Пейзаж // В книге «История русского искусства», т. 9, кн. 1, ред. И. Э. Грабарь, В. С. Кеменов, В. Н. Лазарев. — М.: Наука, 1965. — С. 362—444.
  • Мальцева Ф. С.
    Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 2. — М.: Искусство, 2001. — 176 с. — ISBN 9785210013439.
  • Манин В. С.
    Куинджи. — М.: Изобразительное искусство, 1976. — 208 с.
  • Манин В. С.
    Архип Иванович Куинджи. — Л.: Художник РСФСР, 1990. — 160 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0098-2.
  • Манин В. С.
    Архип Куинджи. — М.: Белый город, 2000. — 64 с. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0219-7.
  • Неведомский М. П., Репин И. Е.
    А. И. Куинджи. — М.: Сварог и К, 1997. — 394 с. — ISBN 5-85791-022-6.
  • Петинова Е. Ф.
    Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
  • Петров В. А.
    Архип Иванович Куинджи // Архип Иванович Куинджи. 1842—1910. К 150-летию со дня рождения. Каталог / В. А. Петров, Г. С. Чурак. — М.: Государственная Третьяковская галерея, 1992.
  • Рогинская Ф. С.
    Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с.
  • Рылов А. А.
    Воспоминания. — М.: Государственное издательство, 1954. — 306 с.
  • Сорокин В. В.
    Памятные места на древней дороге в село Высокое (часть 2) // Наука и жизнь. — 1991. — № 3. — С. 88—91.
  • Сорокин В. В.
    По Москве исторической. — М.: Тончу, 2006. — 464 с. — ISBN 5-98339-025-2.
  • Стасов В. В.
    Художественные выставки 1879 года // Избранные статьи о русской живописи. — М.: Детская литература, 1968. — С. 152—170. — 256 с.
  • Чурак Г. С.
    Чарующий мир Куинджи // Архип Куинджи. — М.: Государственная Третьяковская галерея, 2020. — С. 15—38. — 360 с. — ISBN 978-5-89580-222-9.
  • Архип Куинджи из собрания Русского музея / И. Н. Шувалова. — СПб.: Palace Editions, 2020. — 180 с. — ISBN 978-5-93332-526-0.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Государственный Русский музей — каталог собрания / Г. Н. Голдовский, В. А. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2020. — Т. 6: Живопись второй половины XIX века (К—М). — 176 с. — ISBN 978-5-93332-565-9.
  • История русского искусства / М. Г. Неклюдова. — Москва: Изобразительное искусство, 1980. — Т. 2, кн. 1. — 312 с.
  • Летопись жизни и творчества Архипа Ивановича Куинджи // Архип Куинджи. — М.: Государственная Третьяковская галерея, 2020. — С. 318—347. — 360 с. — ISBN 978-5-89580-222-9.
  • Переписка И. Н. Крамского: И. Н. Крамской и П. М. Третьяков, 1869—1887 / С. Н. Гольдштейн. — М.: Искусство, 1953. — 458 с.
  • Притяжение земли // Архип Куинджи. — М.: Государственная Третьяковская галерея, 2020. — С. 63—120. — 360 с. — ISBN 978-5-89580-222-9.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869—1899 / В. В. Андреева, М. В. Астафьева, С. Н. Гольдштейн, Н. Л. Приймак. — М.: Искусство, 1987. — 668 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: