«Я не знаю какое искусство люблю больше, живопись или музыку»: детство Владимира Маковского
Владимир Маковский. Портрет Егора Маковского, отца художника. 1880. Частное собрание
Константин Маковский. Портрет Владимира Маковского в детстве (фрагмент). 1854. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Тропинин. Портрет Любови Молленгауэр, матери Владимира Маковского (фрагмент). 1830-е. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Владимир Маковский родился 7 февраля 1846 года в Москве. Его мать, певица Любовь Молленгауэр, преподавала в Московской консерватории. Отец, Егор Маковский, был членом Московского художественного общества и одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В семье росло пять детей. С ранних лет отец учил их рисовать. В гости к Маковским часто приходили известные живописцы того времени: Василий Тропинин, Сергей Зарянко и Карл Брюллов. Они занимались с детьми, разрешали посещать свои мастерские. Позднее Константин, Николай и Александра Маковские также стали художниками.
Владимир Маковский. Мальчики в поле (фрагмент). Конец XIX века. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кострома
Владимир Маковский. Квасник (фрагмент). 1861. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Маковский. Дилетант (фрагмент). 1895. Закарпатский художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Закарпатская область, Украина
Свою первую картину Владимир Маковский написал в семь лет — изобразил одного из родительских гостей. Под руководством отца начинающий художник копировал гравюры. С матерью Маковский занимался музыкой. Он умел играть на гитаре и скрипке, хорошо пел. Позднее вспоминал: «Я не знаю какое искусство люблю больше, живопись или музыку… Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю, один, для себя…»
В 1861 году Владимир Маковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он занимался в классе художников Сергея Зарянко и Евграфа Сорокина, учеников Алексея Венецианова. В следующем году на студенческой выставке показали картину Маковского «Квасник». На ней художник изобразил мальчика, который продавал квас. Это полотно он создал под руководством отца и Василия Тропинина. Они требовали от Маковского правильно строить композицию и точно передавать натуру, быть внимательным к деталям.
«На бульваре» (1886)
Маковский часто говорил, что в распоряжении художника всего несколько минут, за которые надо успеть рассказать то, что у писателя может занять много страниц. В 1880 годы мастер достиг наивысшего мастерства в создании подобных картин-новелл. Одной из подобных вершин и по живописному мастерству, и по содержанию является полотно «На бульваре». В этот период картины В. Е. Маковского содержат всего двух персонажей, но и их хватает для глубокого анализа общественных проблем огромного масштаба.
Перед нами маленькая повесть о драматическом изломе в жизни молодой семьи. Представляется, что они родом из деревни, где готовились прожить, подобно своим родителям, в обычных трудах и радостях крестьянского уклада. Но мужа потянуло в город, на заработки, на новую, «красивую» и интересную жизнь. И вот через какое-то время жена приехала навестить супруга. Теперь они чужие. Он успел пропитаться городским духом – тщательно следит за внешностью, в руках небольшая гармошка – видно, что ему больше всего нравится в городской жизни.
Девушка еще совсем молода, но уже понимает, что её может ждать в будущем, где она видит полную беспросветность. От этой картины Владимира Маковского так и веет тоской, она является своеобразным отображением и частной драмы двух маленьких людей, и демонстрирует масштаб национальной проблемы уничтожения привычного образа жизни, который складывался веками, а теперь разрушается по мере развития промышленных центров.
«В этих маленьких картинках есть любовь к человечеству»
Владимир Маковский. Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (фрагмент). 1869. Частное собрание
Владимир Маковский. Литературное чтение (фрагмент). 1866. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Маковский. Охотники на привале (фрагмент). 1887. Серпуховский историко-художественный музей, Серпухов, Московская область
В 1866 году Владимир Маковский окончил училище. За работу «Литературное чтение» он получил Большую серебряную медаль. Героев картины он писал с отца и своей невесты Анны Герасимовой.
Несколько лет Владимир Маковский работал над картиной «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей». Полотно он создал под впечатлением от рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг». После того как художник прочитал другие произведения Тургенева, он начал писать картины с изображением крестьянских детей. Позднее по мотивам «Записок охотника» он создал картину «Охотники на привале».
За полотно «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» Маковский получил золотую медаль имени французской портретистки Виже-Лебрен от Академии художеств. На награду ежегодно выдвигали наиболее выразительные картины, где живописцы тонко передали эмоции героев. За эту же работу Маковскому дали звание классного художника I степени. Оно позволяло получить личное дворянство и денежное пособие, а также съездить на учебу в Европу за счет Академии художеств.
Владимир Маковский. В приемной у доктора (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Маковский. Игра в бабки (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Маковский. Любители соловьиного пения (фрагмент). 1872–1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1869 году Владимир Маковский женился на Анне Герасимовой. В том же году у него родился сын Александр. После этого Маковский вновь стал рисовать детей. Эта тема стала главной в творчестве художника в 1870-х. Картина «Игра в бабки» с изображением крестьянских ребятишек стала первой, которую купил для своей галереи Павел Третьяков. В дальнейшем меценат еще несколько раз приобретал у художника полотна.
Также Владимир Маковский писал юмористические жанровые сценки. На таких картинах художник сатирически изображал купцов, мещан и чиновников. В 1870 году он написал сценку «В приемной у доктора». Об этой работе критик Владимир Стасов писал: «Владимир Маковский — один из тех художников, которые на моих глазах в короткое время сделали самые большие успехи. <…> Нынешняя его «Приемная у доктора»… одна из примечательнейших… картинок современной русской школы»</…>.
За картину «Любители соловьиного пения», которую Маковский написал в 1873 году, он получил звание академика живописи. Общество поощрения художеств наградило живописца денежной премией. В том же году картины Маковского впервые показали за границей. Полотна «Любители соловьиного пения» и «В приемной у доктора» отвезли в Вену на Всемирную универсальную выставку. В иностранной прессе писали о «чисто русских сюжетах Маковского», самобытности его картин.
«Любители соловьиного пения». <…> Ну что, спрашивается, поймет в этой картине немец. <…> Мы же смотрим на картинку и улыбаемся; вспоминаем про нее потом, и нам опять почему-то смешно и приятно. Право, и пусть смеются надо мной, но вот в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще. </…></…>
Федор Достоевский. «Дневник писателя»
Владимир Маковский. 10-летний севастополец Коля Пищенко на батарее (фрагмент). Серия «Эпизоды севастопольской жизни 1854–1855 годов». 1872. Государственный исторический музей, Москва
Владимир Маковский. Смертельное ранение адмирала П.С. Нахимова 28 июня 1855 года (фрагмент). Серия «Эпизоды севастопольской жизни 1854–1855 годов». 1872. Государственный исторический музей, Москва
Владимир Маковский. Игры севастопольских детей (фрагмент). Серия «Эпизоды севастопольской жизни 1854–1855 годов». 1871. Государственный исторический музей, Москва
По заказу Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета Владимир Маковский и Илларион Прянишников изготовили «Севастопольский альбом». Художники выполнили серию картин, которые были посвящены Крымской войне 1853–1856 годов и обороне Севастополя. Альбом показали на специальной выставке Общества в 1872 году.
Студия И. Галереи интерьерной живописи
Выпуск 265. Маковский Владимир Егорович(1846-1920).
Вне всякого сомнения, в области бытовой живописи в русском искусстве Владимиру Егоровичу Маковскому нет равных. Являясь, благодаря своему таланту и упорному труду непревзойдённым мастером яркого короткого рассказа в живописи, художник в своём творчестве продолжал и развивал лучшие традиции основоположников русской жанровой живописи — В.А. Тропинина и А.Г. Венецианова, выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и В. Г. Перова.
Владимир Маковский родился 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве в семье видного деятеля искусств Егора Ивановича Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества(МУЖВЗ). Егор Иванович Маковский, человек умный, образованный и богато одаренный, на свои скромные средства (он служил бухгалтером Экспедиции Кремлевских строений) составил значительное собрание редких, высокохудожественных гравюр и картин. У него были первые оттиски гравюр Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, рисунки Брюллова, Кипренского, картины старых мастеров. Бескорыстно, всем сердцем любя искусство, он и сам учился рисованию и живописи, в чем достиг значительных успехов Мать художника, Любовь Корниловна (Корнильевна) Маковская (урождённая Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, её выступления перед публикой всегда проходили с большим успехом. Маковские занимали квартиру на набережной Москвы-реки, откуда сквозь высокие светлые окна открывался живописный вид на набережную, на Кремль с его древними башнями, дворцами и храмами.
С детства Владимира окружала благодатная атмосфера искусства и творчества. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Эта семья дала целую плеяду деятелей искусства – ими стали четверо детей Егора Ивановича и трое внуков. Интерес к рисованию проявился у маленького Владимира в раннем детстве, чему родители были несказанно рады. Первым учителем Владимира был близкий друг отца, замечательный русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.Василий Андреевич Тропинин(1776-1857). В 1861 году, в пятнадцатилетнем возрасте Владимир Маковский исполнил свою первую жанровую картину «Мальчик, продающий квас».
В этом же году Маковский поступил в основанное отцом училище, сыгравшее впоследствии важнейшую роль в формировании эстетических взглядов, и воспитании художественных вкусов и способностей будущего художника. (Справка: В 1832 году по инициативе Е.И. Маковского был создан первый натурный класс в Москве, вскоре превратившийся в Художественный класс, а потом в Московское училище живописи, ваяния и зодчества)
Ко времени поступления Маковского в училище, особое внимание в нём уделялось соблюдению широких демократических традиций, успешно реализованных в творчестве замечательного русского художника Василия Григорьевича Перова(1834-1882), вся творческая деятельность которого была самым тесным образом связана с повседневной жизнью училища, в котором он был одним из ведущих преподавателей, горячо любимым и почитаемым учениками.
Непосредственными учителями Маковского кроме Перова были известный русский художник и педагог, мастер исторической, религиозной и жанровой живописи Евграф Семёнович. Сорокин(1821-1892), прекрасный рисовальщик и опытный педагог, и замечательный портретист Сергей Константинович Зарянко, ученик Венецианова, требовавший от молодых художников постоянной внимательной работы с натуры. Под их руководством В. Маковский получил хорошее систематическое профессиональное образование.
Учился Маковский легко и увлечённо, быстро переходя из класса в класс, а многочисленные награды, которыми были отмечены его ученические работы, убедительно свидетельствовали о его несомненных творческих успехах. К этому периоду относятся работы художника «Домашняя сцена» (1863-1864), «Мастерская художника» (1865) и «Приезд станового в деревню» (1866 ).
В них отчётливо просматривается большая жизненная наблюдательность автора и мастерство спокойного уверенного повествования. Училище Владимир Маковский закончил в 1866 году с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».
Комиссией было о…
В некоторых персонажах картины угадываются знакомые лица: пожилой человек — Е. И. Маковский, молодая девушка справа — невеста художника Анна Петровна Герасимова.
После окончания училища Маковский отправился в Петербург и продолжил обучение в Императорской Академии Художеств, Конкурсная картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», законченная в 1869 году, принесла Владимиру Маковскому широкое признание.
Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль Виже-Лебрень за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.
В это время художник много пишет и рисует с натуры. Его ранние рисунки и акварели, выполненные с большим мастерством,имеют ясно выраженную социальную направленность. Эти работы, близкие по духу к происходящим в обществе процессам , обращают на себя внимание художников и критики.
В это же время вместе с уже известными и маститыми художниками : Перовым, Прянишниковым, Саврасовым, молодой Маковский принимает участие в создании «Альбома видов и сцен из русской жизни» («Автографы московских художников», 1867). Эта работа полностью соответствовала творческим исканиям художника, так как изображение современных сцен русской жизни было его настоящим призванием.
В 1969 году, в жизни Владимира Маковского произошло радостное событие — торжественное бракосочетание с Анной Петровной Герасимовой (1848-1898). Маковский перехал в дом тестя,и длительное время с семьёй жил у него, пользуясь его поддержкой . В этом браке родились два сына- Александр (1869-1924), будущий живописец, руководитель художественного училища при Академии художеств и Константин (1871-1926), ставший впоследствии архитектором.
Пытаясь заработать для семьи, Маковский вынужден был брать различные заказы, рисуя для различных московских иллюстрированных изданий, расписывая плафоны и занимаясь иконописью. Эти несвойственные его таланту работы очень тяготили художника, отнимали много времени и внимания. В этом плане очень автобиографичен сюжет картины художника «Деспот семьи. В мастерской художника.», написанной в 1893 году во время работы над заказом для храма Христа Спасителя в Борках, причём одна из неоконченных икон, изображенных на картине, — копия его «Преображения» для Спасова монастыря.
Примечательно, что в качестве работы для заработка художник изобразил именно свои занятия иконописью.
С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике. Художника начинают привлекать и волновать образы крестьянских детей с их непосредственностью и близостью к природе. Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут в дальнейшем сквозь все его творчество.
Это и «Игра в бабки»(1870), и «Крестьянские мальчики»(1880), и «Пастушки»(1903).
Художник не раз будет в своём творчестве возвращаться к теме «Ночное», находя все новые краски, новые нюансы в захватившем его мотиве. Наиболее удачная из этих картин — поздний вариант его конкурсной работы «Ночное» (1879), находящийся в наши дни в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
С большой симпатией изображает художник детей, их серьезность, увлеченность в картине «Игра в бабки» ставшей первой картиной Владимира Маковского, купленной П.М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника. Меценат отмечал особую выразительность в передаче сценки, где все захвачены азартом игры и исключительную выписанность отдельных деталей одежды, пейзажа. .
В 1870 году на выставке Московского общества любителей художеств Владимиром Маковским была представлена картина «В приёмной у доктора», где с мягким юмором изображён священник, увлечённо разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. Картина имела успех, а её автору стали прочить славу жанриста.
Картина была отмечена замечательным русским критиком и публицистом второй половины XIX века Владимиром Васильевичем Стасовым: «Владимир Маковский — один из тех художников, которые на моих глазах в короткое время сделали самые большие успехи… Нынешняя его ,,Приемная у доктора» — я надеюсь, все со мной согласятся — одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».
Интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника. Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: «Любители соловьиного пения», «Получение пенсии», «Псаломщики».
За картину «Любители соловьиного пения» автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика.
Картины «В приемной у доктора» и «Любители соловьев» имели шумный успех не только у русской публики, но и на всемирной выставке в Вене.
Эти картины, по словам В. В. Стасова, занимали «очень почетное место на выставке». Он говорит о них как о картинах, «идущих в самую глубь русской народной жизни». В иностранной прессе неоднократно отмечались оригинальность и сила этих произведений, их самобытность и национальный характер.
В 1872 году «Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии», состоявшее при Московском университете, организовало в Москве выставку, открытую к двухсотлетнему юбилею Петра I. Для этой выставки готовился «Севастопольский альбом», к работе над которым были приглашены В. Е. Маковский и И. М. Прянишников(1840-1894).
Специальная комиссия разработала тематику альбома. Картины выполнялись жидким маслом по картону. Альбомы со снимками с этих картин были выпущены потом под названием «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 года».
В настоящее время вся серия хранится в Государственном историческом музее в Москве.
Глубинные изменения в обществе и общая демократизация искусства во второй половине XIX века в России была закономерным фактором исторического развития. В области изобразительного искусства выражением новых настроений явилось создание Товарищества передвижных художественных выставок, устав которого был подписан 2 ноября 1870 года
В 1872 году Владимир Маковский стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Будучи с самого начала одним из наиболее деятельных членов Товарищества, Маковский , участвовал почти во всех его выставках, а с 1874 года его избрали членом правления. На каждой новой выставке появлялись новые полотна художника (по условиям, принятым Товариществом, на передвижные выставки принимались только новые произведения, нигде ранее не публиковавшиеся и не выставлявшиеся).
Образы жанровых картин художника всегда были очень различны, но в то же время характерны и типичны.Сюжеты картин он строил на малозначительных эпизодах повседневной жизни. Это свойство произведений Маковского стало особенно заметно при сравнении с «хоровыми» картинами передвижников, которые поднимали серьезные социальные и нравственные проблемы.
Маковский в отличие от них не осуждал явления современной жизни, а скорее интересовался поведением людей в разных ситуациях, то мягко подсмеиваясь, то снисходительно иронизируя, то сопереживая своим героям, одержимым той или иной страстью. Иногда он оставался равнодушным к своим персонажам, тогда просто хладнокровно наблюдал и фиксировал, стараясь не делать нарочитых выводов и не читать нотаций.
Постепенно юмористический настрой картин Маковского начинает меняться.
В картинах художника всё отчётливее начинают проявляться тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорблённых.
В картинах «Посещение бедных», «Толкучка», «В передней», «Ожидание. У острога», «Ночлежный дом» и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.
1879 год ознаменовался в творчестве Владимира Маковского созданием знаменитого полотна «Осуждённый», о котором В.В.Стасов сказал, что в этой картине художник сумел «глубоко и сильно копнуло современную жизнь».
В каждой картине Маковского имелась интрига, которую он мастерски использовал при композиционном решении полотна. Художник ловко разыгрывал драматургию своих жанров на удачно выстроенных сценках. Разного рода мелкие бытовые детали и подробности всякий раз удачно дополняли создаваемый образ. Владея талантом психолога, он проникал в душевный мир персонажей, выявляя типическое, посредством верно найденной характерной позы и выразительного жеста, а мимика лишь усиливала общее впечатление.
1880-е годы – период наивысшего творческого успеха художника. Маковский предстаёт в эти годы крупным мастером-рассказчиком. По общей выразительности и меткости созданных им художественных образов с Маковским не мог сравниться, никто из его современников.
В эти годы он создал наиболее весомые произведения, завоевавшие большую популярность у русской публики и названные критикой «картинами – новеллами». В скромных по размеру полотнах художник развернул пронзительные «внутренние драмы», посвященные судьбе бедного и бесправного, маленького и несчастного человека
В 1881 году Маковский создаёт «Крах банка» одно из наиболее значительных своих полотен, выразительно повествующее о трагической повседневности.
Маковский мастерски показал трагизм и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Работа была высоко оценена критиками и показала художника глубоким знатоком человеческого характера..
Позже из под кисти художника выходят проникнутая искренним внутренним сочувствием к городской бедноте картина «Свидание»(1883 год), и «На бульваре»(1886-87 годы) повествующая об отношении города и деревни.
Тонким лиризмом и внутренним напряжением проникнута и живописная работа мастера «Объяснение», написанная в 1889-1891 годах.
С 1882 по 1894 годы Владимир Маковский преподавал в МУЖВЗ, заняв место ушедшего из жизни В. Г. Перова. В эти годы он вновь занялся иконописью, создавая образы для церкви и часовни в Борках. В 1892 году Маковскому было присвоено звание профессора.
Вплоть до 1894 года художник жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа-Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.
На VII выставке ТПХВ в 1882 году Маковский представил работы «Узник», «Оправданная», неоднозначно встреченные критиками и публикой.
В 1894 году Владимир Маковский переехал в Санкт-Петербург, где возглавил класс жанровой живописи в Высшем художественном училище Императорской Академии Художеств. В Академии был изменён Устав и частично заменён профессорско-преподавательский состав. В качестве профессоров-преподавателей были приглашены Илья Ефимович Репин(1844-1930), Архип Иванович Куинджи(1842-1910) и Иван Иванович Шишкин(1832-1898). .
Учениками Маковского в разные годы были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В.А. Кузнецов.
Маковский много путешествовал. В путешествиях за границу он все время старался проводить в музеях или работать на пленере. Много дали ему поездки на Волгу.
В 1896 году художнику довелось присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал очевидцем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей глубоко потрясла Маковского; его впечатления отразились в картинах «Ходынка» и «Похороны жертв Ходынки», (последняя долгое время была запрещена цензурой).
Особо отмечена она была на Всемирной лондонской выставке, где в 1910 году была показана впервые).
В 1898 году Маковский овдовел, но вскоре повторно женился на певице Ольге Андреевне Макаровой.
Жил Маковский по сравнению с другими, в особенности московскими членами Товарищества, достаточно зажиточно, имея в банке значительный по тем временам для художника капитал, но всё, что он имел, было заработано упорным трудом, постоянной, систематической работой.
Картины Маковского высоко ценились и были очень дороги: сотни и тысячи рублей. Среди покупателей художника были лица, обладавшие большим капиталом, аристократы, двор, иногда музеи: Академии или Александра III, редко Третьяковская галерея, которая во времена позднего передвижничества, после смерти Третьякова, почти перестала приобретать вещи старых передвижников, находя, что они уже сказали своё и к прежнему ничего прибавить не смогут.
События первой революции в России 1905 года нашли отражение в творчестве Маковского картинами «Допрос революционерки»(1904 год) и «Девятое января 1905 года на Васильевском острове»(1905).
После октябрьской 1917-го года революции многое в жизни Владимира Маковского изменилось. Императорскую Академию художеств закрыли, а 1918 году Владимиру Егоровичу Маковскому была назначена пенсия, и он был освобожден от работы в Академии. Оставшись в Петрограде, Маковский до последних дней не оставлял творческой работы.
В 1918 году на 46-й выставке передвижников было представлено много его последних работ. Они реалистично отражали окружающую советскую действительность , были одобрены властью, хотя и представляли из себя уже достаточно посредственные произведения…. Ободренный успешным выступлением на выставке, Маковский за несколько месяцев до смерти выполнил эскиз гуашью, имевший авторскую надпись: «Большевики. Сторожевой пост. Декабрь 1919 год» (Гос. Третьяковская галерея).
Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 года. Похоронен был в Петрограде на Смоленском православном кладбище.
Творческое наследие Владимира Егоровича Маковского трудно переоценить. Cвыше четырёхсот картин, множество иллюстраций и акварелей выполнил художник за свою долгую творческую жизнь. В его произведениях нашла широкое и правдивое отражение многообразная и противоречивая обстановка России почти за шестьдесят лет ее истории.
Сила таланта Владимира Маковского особенно проявилась в его умении так раскрыть содержание произведения, что авторская оценка действительности никогда не навязывалась зрителю , а воспринималась им как собственное суждение о происходящем.
Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Студия-И, 2017
Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»: — Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода:»общероссийский просветительский проект»; — Международная платёжная система PayPal : Адрес перевода: [email protected] Назначение платежа- просветительский проект; — Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа- общероссийский просветительский проект;
— Международные платёжные системы «Золотая корона», «Western Union» или «MoneyGram»(для участников «народного финансирования», проживающих за пределами России). Назначение платежа: просветительский проект .
Владимир Маковский — передвижник
Владимир Маковский. Посещение бедных (фрагмент). 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Маковский. В передней (фрагмент). 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Маковский. Ночлежный дом (фрагмент). 1889. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Еще в 1870 году Владимир Маковский стал одним из 15 художников, которые подписали устав Товарищества передвижных художественных выставок. Среди целей этой организации были «облегчение для художников сбыта их произведений» и «развитие любви к искусству в обществе». Кроме Маковского устав подписали Василий Перов, Алексей Саврасов, Николай Ге. В выставках передвижников участвовали братья художника — Николай и Константин Маковские.
В 1872 году Маковского приняли в члены Товарищества, а еще через год художник вошел в правление общества. С этого момента он принимал участие почти во всех выставках передвижников. Маковский вспоминал: «Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так… А я семь раз умираю после того, как напишу картину… Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд!»
В те годы картины Маковского стоили недорого. В начале 1870-х у него было двое детей, и, чтобы заработать деньги для семьи, художник рисовал иллюстрации для журналов, расписывал плафоны и вазы. По заказу дворян он создавал иконостасы для домашних церквей.
Маковский почти перестал писать картины с юмористическими сценками. В его работах появилась социальная тема. Он писал портреты нищих и бедняков, картины «Посещение бедных», «Ожидание. У острога» и «Толкучка». Героями картин Маковского часто становились случайные прохожие. Живописец гулял по улицам Москвы и делал наброски с тех людей, которые казались ему интересны.
Выступят, бывало, у него на лбу крупные капли пота от досады, но он усмехнется, поскребет у себя нервно за ухом и только проговорит со вздохом: «Ничего, вот скоро, скоро уж примусь за этого приятеля… Посмотрите-ка, батенька, что за тип?» И, увлекаясь, он начинает перебирать рисунки, перелистывать альбомы, и, волнуясь, весь живет тут, весь отдается этой жизни своего будущего, всеми нервами, забывая все свое и плафонное и иконописное горе. <…> Он посещает все богадельни, где его стали уже величать «Ваше превосходительство», он знает все захолустья Москвы, все трущобы; его встретите на рынках, на народных гуляньях, на всех толкучках, и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульварах и т. д. </…>
Художественный критик Николай Александров. Цитируется по книге искусствоведа Галины Друженковой «Владимир Маковский»
Владимир Маковский. Осужденный (фрагмент). 1879. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Маковский. Узник (фрагмент). 1882. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина
Владимир Маковский. Ожидание. У острога (фрагмент). 1875. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В конце 1870-х в России начались процессы против народников. Маковский сочувствовал революционерам и даже посетил несколько судов. По их мотивам он создал серию работ, в которую вошли картины «Осужденный» и «Ожидание». Их показывали на выставках передвижников. В официальной печати художника назвали «дерзким и нарушающим душевный покой», а в революционных изданиях его полотна хвалили. Художник Иван Крамской писал: «Перед картиной Маковского плачут».
Кроме картин на социальные темы в эти годы Маковский все еще писал жанровые сцены с детьми. В 1881 году художник создал картину «В жаркий день». Это полотно — типичное произведение Маковского 1880-х годов в стиле реализма. Художник следовал традициям венециановской школы живописи: изображал персонажей за бытовыми занятиями.
Владимир Маковский. От дождя. 1887. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск
Владимир Маковский. В жаркий день (фрагмент). 1881. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов, Московская область
Владимир Маковский. На Волге (фрагмент). 1897. Государственная Третьяковская галерея, Москва
На свои картинах Владимир Маковский, в отличие от других передвижников, делал акцент не на сюжете, а на эмоциях героев. Историк Вероника Приклонская писала: «В картинах, живописующих драматические моменты, Маковский основное внимание сосредотачивал на типах, участвующих в рассказе, а не на событии как таковом. И через их чувства и психологию раскрывает весь драматизм ситуации».
В 1882 году Маковский стал старшим преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Как и другие передвижники, в эти годы он стал писать картины на крестьянскую тему. На картине «Свидание» он изобразил мать и сына. Мальчика отдали в ученики к одному из городских ремесленников, а мать приехала его навестить. Искусствовед Елена Журавлева писала: «Созданный Маковским образ русской крестьянки глубоко правдив и национален. <…> Изображая рядовые случаи… художник заставлял зрителя задуматься над жизнью, пробуждал сочувствие к участи многих простых людей»</…>.
Владимир Маковский. Конная ярмарка на Украине (фрагмент). 1885. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев, Украина
Владимир Маковский. Девушки, освещенные солнцем (фрагмент). 1901. Астраханская галерея им. П.М. Догадина, Астрахань
Владимир Маковский. Крестьянские дети (фрагмент). 1890. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина
В 1880-е Владимир Маковский несколько раз ездил на Украину, бывал в Крыму. В 1885 году он представил на выставке передвижников 45 картин. Большая часть из них — сценки из жизни местных жителей и их портреты. На Украину художник ездил и позднее, в 1890-х и 1900-х годах. Он писал о своем «этнографическом интересе» к жизни украинских крестьян.
В путешествии Маковский делал несколько эскизов и набросков в день. Художник старался работать очень быстро, чтобы запечатлеть как можно больше сценок из жизни. Он писал: «Я понял… что надо писать сразу. Только таким порядком и можно воспроизводить натуру жизненно и верно… Надо писать сразу; но необходимо вперед понять натуру, изучить ее; необходимо вперед поработать мозгами, а затем уже писать, не копаясь и не доискиваясь чего-нибудь в то время, когда должно быть все уже найдено и все определено».
На Украине Владимир Маковский написал картины «Крестьянские дети», «Девушки, освещенные солнцем», «Конная ярмарка на Украине». В этих работах он использовал яркие контрастные цвета, героев изображал в движении, часто в народных костюмах. Историк искусства и драматург Петр Гнедич писал о его украинских полотнах: «Владимир Маковский отличается легкостью письма при живой наблюдательности и природном юморе».
Владимир Маковский. Автопортрет (фрагмент). 1905. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Маковский. Деспот семьи. В мастерской художника (фрагмент). 1893. Национальный музей искусств Азербайджана, Баку, Азербайджан
Владимир Маковский. Портрет Анны Герасимовой, первой жены художника (фрагмент). 1880. Частное собрание
С 1880-х Маковский начал работать над офортами — гравюрами на металле. Свои первые работы он создал под руководством графика Льва Жемчужникова. В 1887 году вышел альбом «12 офортов В.Е. Маковского». Сюжетами его гравюр вновь стали сценки из жизни украинских крестьян.
В то же время Владимир Маковский стал получать заказы на роспись церквей. Он создал фрески и иконостас для храма Христа Спасителя на станции Борки Харьковской губернии. Церковь построили на месте крушения императорского поезда в 1888 году. Когда Маковский работал над фресками, он написал картину «Деспот семьи. В мастерской художника». Одно из произведений, над которым работает герой картины, — копия иконы Маковского для храма Христа Спасителя.