И. Г. Таннауэр. «Портрет Петра I»
Портрет петровского времени
— эпоха сложения в России жанра светского портретного искусства в годы правления Петра Великого.
Начиная с Петровского времени, портрет в русском искусстве вышел на 1-е место по степени распространённости и качества. Портрет «фактически взял на себя основное бремя освоения художественных принципов Нового времени»[1]. В произведениях именно этого жанра апробируются неизвестные раньше творческие ходы — композиционные схемы, колористические приемы, стилевые установки. Одновременно с портретом развивались и другие жанры, необходимые абсолютистскому государству, — исторические и аллегорические композиции, благодаря которым русская культура входила в мир ранее незнакомой системы олицетворений. Именно в петровское время «отчетливо обозначились некоторые характерные особенности русского портрета»[2].
Легенды вместо фактов
В биографии мастера много белых пятен. Из даты рождения известен год – 1701-й, хотя, по некоторым источникам, он родился на год позже. Об отце сохранились отрывочные сведения: известно, что при дворе императрицы Екатерины I служил подьячий по фамилии Матвеев. Андрей и его сестра находились при отце, и рисунки мальчика могли попасть на глаза государыне. Одна из обязанностей подьячего – обеспечивать переписку, для чего было необходимо владеть искусством каллиграфии. Возможно, первым опытом для будущего художника была работа под руководством отца – среди рукописных документов того времени можно обнаружить настоящие шедевры графики.
Смотреть галерею
Именно Екатерина стала инициатором зачисления пятнадцатилетнего Андрея в число пенсионеров, посылаемых за казенный счет для обучения в Европу. Существует более красивая легенда, которая гласит, что к этому причастен сам Петр I. Во время пребывания царя в Новгороде, откуда родом сам Матвеев, Андрей попался на глаза императору, когда делал с него портретные наброски. Восхищенный рисунком мальчика государь немедленно приказал тому собираться в Амстердам, в любимую Петром Голландию, в ученики к тамошним живописцам. И хотя такие поступки считаются для царя-реформатора обычным делом, подтверждения этой истории не сохранилось.
Прилежный ученик
В 1716 году в числе других «российской нации учеников» Матвеев приехал в Амстердам. Наставником его стал известный голландский портретист Арнольд Боонен. Попасть к нему было большой честью, поскольку он считался знаменитостью, мастером, воплощавшим лучшие традиции школы Рембрандта, и портреты его кисти, стоившие больших денег, заказывались знатнейшими и богатейшими людьми со всей Европы. Возможно, протекцию Матвееву оказала сама супруга русского императора. Екатерина I лично познакомилась с Бооненом во время своих поездок в Голландию.
Куратором над колонией русских студентов был Иоганн Ван ден Бург, известный в России как Яган Фанденбург, личный агент Петра I, выполнявший для царя и другие миссии. Он очень строго следил за поведением молодых россиян, нередко занимаясь рукоприкладством в отношении тех, кто ленился или распутничал. В своих отчетах Петру он регулярно сообщал, что на некоторых пенсионеров вольный европейский воздух действовал пьяняще.
Лишь один из «птенцов гнезда Петрова» не вызывал у Фанденберга никаких нареканий – Матвеев. Андрей сам регулярно отсылал в Россию свои работы как отчет о ходе образования. Очевидно, его успехи были замечены – известно, что по распоряжению императрицы ему было назначено дополнительное денежное довольствие. Единственное, что омрачало пребывание Матвеева за границей, так это частые болезни, вызываемые у него переутомлением от напряженных учебных занятий.
Два периода
Обучение Матвеева продлилось долгие одиннадцать лет и состояло из двух этапов. На первом он детально изучает искусство портретиста. Боонен много времени уделял постановке рисунка, развитию у учеников технических навыков, овладению разными приемами живописи, использованию различных материалов. Одним из главных методов обучения было копирование работ старых мастеров. Передаче внутреннего мира портретируемого особого внимания Боонен не уделял.
В те времена в обучении широко применялся переход от одного мастера к другому. Решил попробовать такой способ и Матвеев. Андрей Матвеевич попросил разрешения поехать в Гаагу, к Карелу Моору. Этот мастер был не менее знаменит (и не только в Голландии), а также был известен русской императорской семье, заказавшей Моору свои портреты.
Смотреть галерею
Мооровский портрет Петра стал основой для подобной работы Матвеева, сделанной им в это время. При сравнении этих двух полотен становится ясен характер дарования, которым обладал Матвеев. Андрей Матвеевич больше внимания уделил личным качествам русского царя. В его живописном изложении Петр более человечен, меньше похож на символ неколебимой власти, каким он предстаёт на парадном портрете Моора, известном по многочисленным гравюрам.
Предыстория
Основная статья: Парсуна
Конец XVII века
Характерная группа памятников начального периода — Преображенская серия. «„Открытие характера
“ происходит постепенно во всех видах изобразительного искусства и занимает временное пространство, совпадающее в общих чертах с периодом правления Петра Великого», пишут исследователи портрета в России[3]. В портретах «Преображенской серии» совершался переход от парсуны к портрету. В к сер. XVIII века уже возможно перечислить самобытных и талантливых мастеров.
- М.Ф. Нарышкин («патриарх Милака»)
- Андрей Бесящий
- Яков Тургенев
- Портрет майора С.Л. Бухвостова
Академия художеств в Антверпене
В 1724 году Матвеев обращается в Петербург с просьбой о продолжении учебы в художественной Академии Антверпена. Он предполагал освоить там новый жанр – «писание историй», то есть сюжетную живопись: аллегорические, мифологические, исторические и батальные картины. Учитывая старательность студента и его успехи, в Петербурге было решено позволить пенсионеру продлить пребывание в Европе, что было в то время необычно.
Смотреть галерею
В 1725 году скончался Петр Великий. Андрей Матвеев, биография которого началась во времена царя-реформатора, посылает свои соболезнования Екатерине и прилагает к посланию написанную им «Аллегорию живописи». Эта небольшая, написанная на деревянной доске картина считается первым в отечественной истории живописи сюжетным произведением светского характера, первой картиной в европейском понимании этого слова.
В ней видна некоторая неуверенность при изображении обнажённой натуры, но заметно и важнейшее для творчества Матвеева стремление максимально наполнить рисунок внутренним содержанием и высокое живописное мастерство – богатая палитра и легкий мазок. Богине, позирующей для портрета, Матвеев придал черты Екатерины I.
Из «кубиков, призмочек и цилиндриков»
К 1753 г. Ломоносов уже создал мозаики «Мадонна», местонахождение которой неизвестно, и «Нерукотворный Спас», хранящийся в Государственном Историческому музее (Москва). О способе сложения мозаики образа Богоматери имеется свидетельство искусствоведа, академика Петербургской академии наук Якоба Штелина: «Академик, профессор химии и советник Михаил Ломоносов приступил к изготовлению изумительного запаса цветных стеклянных сплавов всех оттенков, о каких только можно подумать: начал разрезать их на мелкие и мельчайшие кубики, призмочки и цилиндрики ˂…˃ и первым удачно сложил из них образ Богоматери» (Макаров, 1950, с. 289).
Часть образцов таких «кубиков, призмочек и цилиндриков» из этого запаса цветных стеклянных сплавов хранятся ныне в Музее М. В. Ломоносова. Дело в том, что, покидая в 1757 г. академическую Химическую лабораторию на Васильевском острове, Ломоносов передал в Кунсткамеру два ящика образцов цветных стекол, находившихся в лаборатории (Ломоносов, 1955).
Судьба этих музейных экспонатов оказалась сложна, но в целом счастлива. После 1836 г. они находились то в Минералогическом музее, то в Институте археологической технологии Академии истории материальной культуры, то в Государственном Эрмитаже. В 1948 г. при создании Музея М.В. Ломоносова туда и были переданы из Эрмитажа «баночки с образцами Ломоносовских смальт» (Копанева, 2011). Несомненно, что эти экспонаты должны иметь статус мемориальных объектов.
Вторая мозаика – «Нерукотворный Спас» – была создана Ломоносовым в другой художественной манере, из крупных кусков колотой смальты неправильной формы. Именно эту работу историк искусства В. К. Макаров и назвал монументальной, декоративной, характерной для Ломоносова (Макаров, 1950, с. 133—134).
Возвращение в Россию
Учеба в академии прервалась для Матвеева весной 1727 года, после смерти русской императрицы. Он возвращается в Россию, где у него теперь не было ни покровителей, ни друзей. По установленному порядку, он должен был быть приписан к живописному ведомству Канцелярии от строений, которое занималось выполнением самых разнообразных придворных художественных заказов. Согласно этому же порядку, установленному еще Петром, всем прибывшим после обучения в Европе предстояло пройти испытание, после которого становился ясен уровень мастерства, которого они достигли.
Заключение по профпригодности Матвеева давал бывший тогда главой живописной команды Луи Каравак – француз, осевший в России с 1716 года. Он был, как свидетельствуют современники, невыдающимся художником, но умел писать портреты, поражавшие сходством, что было для русских заказчиков удивительным явлением. Каравак дал высокую оценку мастерству Матвеева, о.
Портрет Голицыных
Несмотря на эту аттестацию, Андрей Матвеев, художник европейской выучки, был зачислен в штат Канцелярии только через год, а пока оставался без средств к существованию. Выручил его заказ на парный парадный портрет княжеской четы Голицыных.
Смотреть галерею
Особенно выразителен созданный Матвеевым образ Анастасии Петровны Голицыной. Её называли «бабой пьяной и глупой», но много испытавшей. Бывшая шутихой Екатерины, терпевшая издевательства и унижения от придворных, Голицына при Петре была лишена всего состояния и изгнана за участие в заговоре царского сына Алексея. Только после смерти Петра и Екатерины она была восстановлена в правах, ей вернули состояние. Художнику удалось выразить сложные и неоднозначные чувства в отношении модели, сделав парадный портрет глубоко психологическим.
Смотреть галерею
Кто был вторым художником в вашей династии?
Мой дед, Владимир Михайлович Голицын, иллюстратор многочисленных книг и журналов (в том числе «Знание — сила», «Кругосвет», «Пионер», «Всемирный следопыт»), изобретатель настольных игр «Пираты», «Захват колоний», «Спасение челюскинцев», «Северный морской путь», «Футбол», «Шелковый путь» и «Юнга». Он родился в 1901 году в княжеской семье в неудобное для этого время.
В. М. Голицын и Е. П. Голицына, урожденная Шереметева. 1920-е годы
В 1919-м он должен был идти в Красную Армию, но вместо службы некоторым обманным путем уехал на север. В 1920–1922 годах работал в Плавучем морском научном институте (Плавморнин), участвовал в экспедиции на Новую Землю на ледоколе «Малыгин», принимал участие в строительстве первого советского научно-исследовательского судна «Персей». В составе экспедиции дед обогнул северный кончик мыса Желания Новой Земли, видел Баренцево море, Карское и Белое. Сохранилось множество его акварелей того периода.
Самая знаменитая картина
После получения должности в живописной команде материальное положение художника немного улучшилось. Скоро изменилась и его личная жизнь – он женится на Ирине Степановне Антроповой, кузине известного живописца. С этим событием принято связывать появление самой известной картины Матвеева. Андрея Матвеевича многие знают по написанному в 1729 году «Автопортрету с женой».
Здесь многое было новаторским. Это один из первых автопортретов в истории отечественной живописи, впервые русский художник изображает себя с супругой. Конечно, Матвеев видел подобные сюжеты у Рембрандта и Рубенса, но свою картину он наполняет особым чувством. Молодой жене было около 16 лет, и мастер откровенно и бережно любуется её свежестью. Не скрывает художник и своего счастья. Этому настроению соответствует всё: композиция, рисунок, легкая воздушная живопись, теплая звучная палитра. Это настоящий шедевр, картина художника высокой выучки, но наполненная чувством такой силы, какая была редкой и для европейских мастеров.
Смотреть галерею
Портрет Федора Голицына написан Рокотовым?
Неизвестный художник (Ф. С. Рокотов?). Портрет князя Ф. Н. Голицына. 1790-е годы | Жан-Луи Вуаль. Портрет княгини В. И. Голицыной. 1790-е годы |
Или кем-то из его круга, искусствоведы пока не пришли к единому мнению на этот счет. Вторым браком Федор Николаевич женился на Варваре Ивановне Волконской. Ее портрет, парный мужу, у нас считается кисти Жан-Луи Вуаля.
У них родилось пять мальчиков. Младший, Михаил Федорович (1800–1873), кавалер многих орденов, был арестован по делу декабристов. Но было установлено, что членом тайных обществ он не был, но был опекуном и главным директором Голицынской больницы, построенной архитектором Матвеем Казаковым на высоком берегу Москвы-реки. «Больница для бедных» строилась и открылась в 1802 году на средства князей Голицыных, но другой ветви — Михайловичей.
Глава живописной команды
В 1730 году главой живописного ведомства при Канцелярии от строений впервые становится русский художник — Андрей Матвеевич Матвеев. Картины для оформления парадных залов и частных покоев, декоративная роспись фасадов, интерьеров и мебели, иконы для вновь построенных соборов и церквей – объем и разнообразие выполненных под руководством Матвеева работ огромны. Масштаб объектов, оформлением которых занималась его живописная команда, меняется кардинально: от Петропавловского собора до царской голубятни, от Сенатского зала Двенадцати коллегий (Петровский зал университета) до росписи царских карет.
Его ведомство стало и прообразом будущей Академии художеств. Большой опыт и человеческие качества Матвеева (терпение и внимательное отношение к молодым) помогали ему готовить новые, умелые и ответственные кадры для своей команды из местной, русской среды.
Слабое здоровье было окончательно надорвано напряженной работой. Весной 1739 года он скончался. Материальное наследие Матвеева, дошедшее до нас, по своему объёму очень невелико. Но и его достаточно, чтобы оценить выдающийся вклад художника в отечественную живопись.
ХУДОЖНИК АНДРЕЙ МАТВЕЕВ. ( 1702 – 1739). [email protected] — презентация
ХУДОЖНИК АНДРЕЙ МАТВЕЕВ. ( 1702 – 1739).
Начало жизни. Небывалым расцветом новых ремесел и искусств начавшимся в XVIII веке русская культура обязана в первую очередь Петру посылавшему талантливую молодежь учиться в Европу. Один из первых кого царь послал обучаться за границу мастерству живописца стал Андрей Матвеев. По существующей легенде юный Андрей повстречал царя в Софийском соборе Новгорода и тот предложил ему ехать учиться. Будущему живописцу было тогда что-то около пятнадцати лет, был ли он тогда учеником иконописца или с какой-то другой стороны имел отношение к живописи неизвестно. Так же неизвестно его настоящее отчество: Матвеевич или Меркурьевич, то же самое касается и фамилии, иногда Андрей Матвеев упоминается как Кобылин. По другим сведениям отец Андрея Матвеева был подьячим, служившим в при дворе в Петербурге и учиться Андрея послала Екатерина I. В любом случае то что Андрей Матвеев учился живописному мастерству в Голландии и Фландрии и был личным стипендиатом Екатерины I является неопровержимым фактом Портрет с женой.
Годы за границей 1716 год стал годом первой отправки на обучение за границу будущих знаменитых художников. На время обучения каждому из них было назначено содержание довольно приличное по тем временам и составившее не менее ста рублей в год. Все они были разосланы по разным городам Европы. Вероятно дальновидный император хотел охватить как можно большее число живописных школ, с целью изучить больше техник и приемов живописного мастерства. Кто-то был послан в Италию как братья Никитины, а Андрей Матвеев оказался в Голландии в Амстердаме в мастерской художника Арнольда Боонена. За обучение Матвеева Боонен получал плату в размере ста гульденов в год. По отзывам агента Фанденбурга надзиравшего за учениками Матвеев учился старательно и прилежно. Впрочем, и сам Андрей Матвеев регулярно отсылал покровительствующей ему императрице отчеты о своем обучении, а так же свои работы, которые лучше всяких отчетов свидетельствовали об его успехах.
Годы за границей После шести лет обучения у Боонена, Матвеев покинул его мастерскую, жил в Роттердаме, Саардаме, а за тем в Гааге, где некоторое время обучался знаменитого Карла Моора. В 1725 после смерти Петра выражая императрице свои соболезнования, Андрей Матвеев отослал ей картину «Аллегория живописи». В этом же году он переехал во Фландрию, где с 1725 по 1727 год обучался в Атверпенской Академии художеств у художника Спервера. Талантливый и прилежный русский студент был замечен и отмечен наградой Академии во время второго года обучения там. Отметив этот успех Андрея Матвеева императрица Екатерина I произвела его в гуфмалеры, т.е. в придворные живописцы. Кроме Матвеева такое же звание имел лишь Иван Никитин – любимый художник Петра I.
Возвращение. Возвращение Андрея Матвеева на родину в 1727 году было приурочено к смерти Екатерины I. Лишившись высокого покровительства художник, тем не менее был отправлен в Канцелярию от строений, начальником которой в то время был гуф-интендант Кармедон, бывший парикмахер. Художественной частью заправлял француз Луи Каравакк давно и прочно обосновавшийся в Петербурге в качестве придворного живописца и не собиравшийся никому уступать этого почетного места. Каравакк поручил Матвееву написать картину «для освидетельствования». Прекрасно понимая, что вновь прибывший живописец высоко образован и является сложившимся мастером европейского уровня, тем не менее очень несправедливо оценил его мастерство, заявив, что Матвеев «имеет большую силу в красках, а не в рисунках». Исходя из этой своей оценки Каравакк был готов принять Матвеева лишь в качестве своего подмастерья, и только после заступничества архитекторов Трезини и Земцова, заявивших, что Матвеев «и в рисунках гораздо искусен», Андрею Матвееву удалось получить звание живописного мастера.
Творчество Полотнам художника присуща не только теплая гамма красок, словно смешанных в свете огня, но и точный рисунок, где в передаче внешнего сходства проступает сокровенная глубина неповторимая в каждой отдельной личности. Необычайно хорошо это свойство таланта мастера можно заметить в парных портретах князя и княгини Голицыных 1728 года, а так же в его собственном «Автопортрете с женой». Автопортрет был написан в 1729 году после женитьбы на Ирине Степановне Антроповой, и является самым известным из творений мастера, в котором его талант проявился с особенной мощью. В 1731 году Матвеев стал руководителем живописной команды Канцелярии от строений. Его работа предполагала множество самых разнообразных занятий от декоративной росписи стен зданий и написания икон, до реставрационных работ и росписи царских карет. Кроме того ему приходилось вести счета и отчеты и даже заготовка материалов легла на его плечи.
Творчество. Последний известный портрет датируется 1730 годом. В число работ Андрея Матвеева входит оформление Летнего дворца, Петропавловского собора, которые к сожалению были уничтожены пожаром 1756 году. Аничков мост, Адмиралтейские, Троицкие, Триумфальные ворота, Сенатский зал Двенадцати коллегий и … росписи царской голубятни и кроме того еще длинный список разнообразных работ из которых мало что уцелел Имея мягкий доброжелательный нрав, Андрей Матвеев сумел сплотить вокруг себя художников и подмастерьев, работающих в его подчинении, став для многих из них учителем живописи. Его знания предмета далеко выходили за рамки портретной живописи, что позволило ему создать собственную систему обучения, которая легла впоследствии, в систему обучения Петербургской Академии художеств. Его манера письма стала во многом определяющей для русской портретной живописи в дальнейшем.
Источники 1. А.Матвеев — биография, картины nearyou.ru/matveev/0matveev.htm 2. Матвеев, Андрей Матвеевич Википедия 3. Живописец Андрей Матвеев — Человек без границ Искусство Живопись. 4. : Статьи » художники » Русские художники » МАТВЕЕВ Андрей… pointart.ru/index.php?type=review&area=1&p=articles&id..