. 1872
К:Картины 1872 года «Славянские композиторы»
— групповой портрет славянских (русских, польских и чешских) композиторов, написанный Ильёй Репиным в 1871-72 годах по заказу московского предпринимателя А. А. Пороховщикова.
История создания
На волне славянофильства 1860—70-x годов А. А. Пороховщиков решает воплотить воодушевлявшую его идею славянского братства в ресторане «Славянский базар». В рамках реализации этой идеи подрядчик задумал картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов». Согласно воспоминаниям И. Е. Репина, сначала Пороховщиков обратился к признанному в то время мастеру исторической живописи К. Маковскому, однако запрошенная им сумма 25 000 рублей оказалось чрезмерной для бюджета проекта. Менее знаменитые живописцы были готовы работать за 15 000. Недавний выпускник Академии художеств Репин согласился выполнить заказ за 1500 рублей. Предполагалось, что картина должна выполнять декоративные функции, и предназначалась для просмотра с большого расстояния.
В работе над картиной активную помощь художнику оказывал Владимир Стасов, который взял на себя задачу поиска портретов скончавшихся и не доступных для натурного портретирования музыкантов. По общему мнению Репина и Стасова в композицию было необходимо включить Мусоргского и Бородина, однако эта идея была отвергнута заказчиком:
— Вот ещё! Вы всякий мусор будете сметать в эту картину! Мой список имен музыкантов выработан самим Николаем Рубинштейном, и я не смею ни прибавить, ни убавить ни одного имени из списка, данного вам… Одно мне досадно — что он не вписал сюда Чайковского. Ведь мы, вся Москва, обожаем Чайковского. Тут что-то есть… Ho что делать? A Бородина я знаю; но ведь это дилетант в музыке: он — профессор химии в Медико-хирургической академии… Нет, уж вы всяким мусором не засоряйте этой картины! Дa вам же легче: скорее! Скорее! Торопитесь с картиной, её ждут… Репин, Далёкое близкое |
Основной объём работы над картиной был выполнен в Санкт-Петербурге, окончательно доделана картина была уже на месте, в Москве. Торжественное открытие «Славянского базара» произошло 10 мая 1872 года. Тогда гостям был представлен, в частности, концертный зал, исполненным в национальном духе, под названием «Русская палата». У него было второе название — «Беседа». Интерьер заказчик поручил петербургскому академику Андрею Леонтьевичу Гуну. В большом зале среди портретов выставили на всеобщее обозрение картину, получившую название «Славянские композиторы».
Память мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Обсуждение: 11 комментариев
- Александр Первый:
02.10.2009 в 00:00Слабо!Репин антимонархист,противник Святой Руси,да к тому же фальсификатор(картина об так называемом убийстве Благоверным царем Иоанном Грозным сына).Специалисты относят последнее «творение» к сатанископодобным картинам.Само упоминание этого русофоба на сайте с символикой «Святая Русь» с такой умилительной интонацией — жест применения антимонархистам и русофобам.В начале 20 века православная Российская империя набрала мощный ход интеллектуального,военного,экономического развития.А всякие горькие,чеховы,репины видели в Святой Руси конца 19 и начала 20 века только плохое,чем оказывали неоценимую поддержку ее врагам(внутренним и внешним).Черного кобеля не отмоешь до бела. Автор рецензируемого текста пытается это сделать.Александр Первый(так меня называли в школе ввиду двух Александров с одинаковой фамилией)02.10.2009
- Сергий.:
30.09.2012 в 00:00
Абсолютная солидарность с Александром Первым.Шила в мешке не утаишь. Полуправда всегда была и будет называться-ЛОЖЬ. А у жида Репина к концу жизни рука-то отсохла. К чему-бы это? Ни полслова автор об этом не пишет. А жаль.
- Жасмин:
17.10.2012 в 00:00
Класс
- юРА:
21.10.2012 в 00:00
Патриарх Кирилл в интервью каналу Россия: «…В каком-то смысле мы Церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещенного греко-римского мира и пошли с проповедью славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное — они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие.»
Он почти дословно повторил Геббельса: «Славяне, будучи этническими ублюдками, не способны воспринять и нести великое наследие Арийской расы, и вообще славяне не годятся для того, чтобы быть носителями культуры. Они не творческий народ, это стадные животные, а не личности, совершенно не приспособленные для умственной деятельности» (Пауль Йозеф Геббельс, 1942, «Дневники»). Славянские деревни в Германии. Официальная история трещит по швам. Остров Рюген — ОСТРОВ БУЯН. Аркаим. Смотри видео «Великая Тартария» СЛАВЯНСКИЕ СЕМЬИ САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ!!!
- Критерий:
30.12.2012 в 00:00
Вы- коментаторы…,какие же вы убогие критики.
- тезка художника:
13.07.2013 в 00:00
более глупой и тенденциозной статьи о великом русском художнике и замечательном человеке не встречал
- МВН — тезке художника:
13.07.2013 в 00:00
Илья Ефимович, благодарю за внимание. Ответом Вам может служить вот этот текст:
- МВН — еврею из Киева:
09.01.2015 в 00:00
Ваше назидание тут не может быть размещено из-за используемых Вами ругательств. Если Вам удастся его изложить приличным языком — пожалуйста.
- Эмма:
04.01.2016 в 00:00
Великий русский художник, который презирал русский народ, что он и выразил в картине «Крестный ход». Об этом писали его современники: «… Многие, однако, понимали неправду, карикатурность, нерусскость всего изображенного на полотне».
- Михаил:
12.01.2020 в 03:06
Илья Репин потомок кантонистов и имеет еврейские корни! Вот источник его таланта!
- Александр:
14.01.2020 в 00:57
Согласен с Александром 1! И. Репин, В. Серов и т. п. художники — наглядные примеры общего ожидовления русской культуры и искусства к. 19 — н. 20 вв. Еврейские коммунисты после 1917 г. канонизировали именно эти имена.
Изображённые композиторы
Список композиторов для Пороховщикова составлял Николай Рубинштейн, руководствовавшийся своими личными музыкальными пристрастиями. Большая часть композиторов, изображённых на картине, к моменту её создания уже скончались.
В центре картины изображены русские композиторы: на первом плане М. И. Глинка (ум. 1857) беседует с М. А. Балакиревым, В. Ф. Одоевским (ум. 1869) и Н. А. Римским-Корсаковым. Позади этой группы сидит на стуле А. С. Даргомыжский (ум. 1869), за которым виден И. Ф. Ласковский, справа А. Ф. Львов (ум. 1870) (в придворном мундире), слушающий А. Н. Верстовского (ум. 1862). У рояля — братья Антон и Николай Рубинштейны, между Антоном Рубинштейном и Львовым стоит А. Н. Серов.
В глубине за ними группу образуют А. П. Гурилёв (ум. 1858), Д. С. Бортнянский (ум. 1825) и П. И. Турчанинов (ум. 1856).
На заднем плане картины изображены польские музыканты — С. Монюшко (крайний справа), Ф. Шопен (ум. 1849), М. Огинский (ум. 1833) и К. Липинский (на фоне двери).
Левый край — чешские композиторы Э. Направник (крайний), Б. Сметана, К. Бендель и В. Горак.
Большинство лиц было написано по портретам, кроме М. A. Балакирева, Н. A. Римского-Корсакова, тогда ещё морского офицера, и Направника.
Збигнев Прайснер
Збигнев Прайснер, фото: Петр Тумидайский/FORUM
Кшиштоф Комеда тесно сотрудничал с Романом Полански, Войцех Киляр — с Кшиштофом Занусси, а Збигнев Прайснер был любимым композитором легендарного Кшиштофа Кесьлёвского. Начиная с фильма «Без конца» (1984), Прайснер был автором саундтреков ко всем картинам Кесьлёвского вплоть до смерти режиссера в 1996 году. Его музыка к фильмам «Двойная жизнь Вероники» и «Три цвета: красный» принесла композитору награды Французской киноакадемии и Берлинского кинофестиваля. В 1998 году он написал «Реквием по моему другу», посвященный памяти Кесьлёвского.
Прайснер написал музыку к более чем восьмидесяти художественным, документальным и короткометражным фильмам и завоевал множество престижных наград. Он также участвовал в реализации интересных проектов вне мира кино. В 2005 году Дэвид Гилмор из группы Pink Floyd пригласил Прайснера создать аранжировку 9 своих песен для струнного оркестра из 40 человек. Композиции вошли в альбом Гилмора «On an Island». В 2013 году Прайснер принимал участие в проекте «Дневники надежды», основанном на воспоминаниях детей о Холокосте.
Диалог с мастером, или кино после Кесьлёвского
Отрывок, характеризующий Славянские композиторы
– Ваше благородие, к генералу. Здесь в избе стоят, – сказал фейерверкер, подходя к Тушину. – Сейчас, голубчик. Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра… Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион за обедом, разговаривая с некоторыми начальниками частей, собравшимися у него. Тут был старичок с полузакрытыми глазами, жадно обгладывавший баранью кость, и двадцатидвухлетний безупречный генерал, раскрасневшийся от рюмки водки и обеда, и штаб офицер с именным перстнем, и Жерков, беспокойно оглядывавший всех, и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами. В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов. – Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал. Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было? – Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился. – Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство. На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику. – Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру. – Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно. Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано. – Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею. – Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому. – Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей. Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось. – Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова. Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил: – Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство. – Вы бы могли из прикрытия взять! Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору. Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались. – Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого.
Илья Ефимович Репин, потомок кантонистов
Илья Ефимович Репин. Автопортрет
Илья Ефимович Репин (24.07.1844–29.09.1930) – знаменитый художник. Родился в г. Чугуеве в семье военного поселянина-кантониста, занимавшегося торговлей. В 1855 г. посещал топографическую школу, но она закрылась из-за упразднения военных поселений. Учился у художника-иконописца И.М. Бунакова, выполняя заказы на иконы и росписи церквей; писал портреты.
Скопив денег, в 1863 г. уехал в Петербург и после занятий в Рисовальной школе Общества поощрения художников сдал экзамены в Академию художеств, где занимался около 10 лет, написав в ее стенах принесшую ему известность картину «Бурлаки на Волге» (1873). За программную работу «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил Большую золотую медаль и право на трехгодичную командировку в Италию и Францию после окончания академии в 1871 г.
Впечатления Ильи Ефимовича от первого Рима с его христианскими святынями было весьма примечательным для понимания складывавшегося у него міровоззрения как основы его творчества. В 1875 г. В.В. Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы. «Что вам сказать о пресловутом Риме? – писал он в одном из них. – Ведь он мне совсем не нравится! Отживший, мертвый город, и даже следы-то жизни остались только пошлые, поповские, – не то что во дворце дожей, в Венеции! Только один Моисей [работы] Микеланджело действует поразительно. Остальное, и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется… Я чувствую, во мне происходит реакция против симпатий моих предков: как они презирали Россию и любили Италию, так мне противна теперь Италия, с ее условной до рвоты красотой».
Вернувшись в Россию, в 1878 г. примкнул к «прогрессивному» Товариществу передвижных художественных выставок, став одним из вождей реалистической школы живописи. Его картины почти всегда были социально-критичны; была серия картин даже с симпатией к революционерам: «Под конвоем» (1876), «Арест пропагандиста» (1880–1889), «Отказ от исповеди» (1879–1885), «Не ждали» (1884). Церковная тематика у Репина также часто дышит критическим духом, таковы, например, картины «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883), изображающий верующих как тупую фанатичную толпу; «Протодьякон» (1877), – по словам критика: «экстракт наших дьяконов… у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…». Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым.
Репин, впрочем, создал яркие по своей психологической выразительности портреты современников – А.Ф. Писемского (1880), М.П. Мусоргского (1881), Н.И. Пирогова (1881), П.А. Стрепетовой (1882), Л.Н. Толстого (1887). В них также нередко чувствуется оценочное содержание. Особенно в портретах на грандиозном полотне «Торжественное заседание Государственного совета» (1901–1903), которое Репин создал вместе с группой своих учеников.
Вероятно, талантливый художник стал заложником социальной и художественной среды, в которой жил и работал (и он был не единственным таким деятелем: см. биографии Лескова, Ключевского…). Уклониться от неписанных «интеллигентских» норм поведения для многих означало критику или профессиональное забвение. Именно потому подписывали они, например, протестное заявление российской интеллигенции «К русскому обществу. По поводу кровавого навета на евреев» в связи с процессом Бейлиса, выгораживая явного убийцу, – в их числе видим и фамилию Репина…
Возможно, здесь сказалось и происхождение Ильи Ефимовича. Можно предположить, что предки Репина были из евреев, поскольку и с отцовской, и с материнской стороны были кантонисты. «Есть и портрет самого художника на выставке, черты лица его объясняют, что вынуждает его выбирать и рассказывать такие моменты», – писал К.П. Победоносцев о причинах критической настроенности художника. О теплой дружбе Репина с еврейством см.: Григорий Островский. Илья Репин и евреи // «Вести», приложение «Окна». Тель-Авив, 1.1.2004.)
В результате Репин снискал себе симпатии и либералов, и революционеров. В советской школе его картины, как и других передвижников, служили примером «гневного протеста против деспотизма» и доказательствами «темной» и «реакционной» царской России.
Тем не менее в этой «реакционной» стране изрядный вольнодумец Репин, происходивший из довольно низкого социального слоя, стал в 1893 г. действительным членом Петербургской академии художеств. В 1894–1907 гг. преподавал в Петербургской Академии художеств (с 1898 по 1899 гг. – ее ректор) и надо полагать не бедствовал. «Торжественное заседание Государственного совета» писал как правительственный заказ.
Власть большевиков знаменитому художнику также не понравилась. Он стал эмигрантом, но не эмигрируя. Еще в 1899 г. он поселился в финляндской усадьбе «Пенаты» в Куоккале, которая после Октябрьского переворота оказалась за границей. Попытки советского правительства вернуть «прогрессивного» Репина в СССР не удались.
Помещение этой заметки о Репине в календаре «Святая Русь» объясняется его огромной популярностью в среде «прогрессивной интеллигенции» и в советской школе – необходимо поместить ее в должные образовательные рамки для показа «от обратного» того, как далеки были многие подобные общепризнанные авторитеты «русской культуры» от осознания исторического призвания России. Отметим все же справедливости ради, что, тем не менее, некоторые его исторические полотна – когда они не касались его міровоззренческих противоречий с православной Россией – вошли в золотой фонд русской национальной живописи. Как, например, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891) и др. Да и «Бурлаки на Волге» – хотя это изображено утрировано – тоже были в недавней русской истории. Однако подлинно русский художник должен был бы не только «бичевать социальные язвы», но и глубже понимать их духовную природу, средства их излечения и ответственность за них того социального круга, к которому принадлежал сам Илья Ефимович.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Постоянный адрес страницы:
Оставить свой комментарий
« Предыдущая запись
Русское народное творчество
Безусловно, русская музыка в народном стиле является основополагающей в древнеславянской культуре. Слушая такие композиции сегодня, мы словно прикасаемся к основным историческим вехам, узнаем о традициях и укладе жизни наших предков.
Задорная русская народная музыка
Изначально русская песня в сопровождении инструмента использовалась для сопровождения религиозных или языческих обрядов, а позже — для семейных событий или торжеств.
Но были и такие, которые рассказывали о важных событиях, о народном походе или военных подвигах. Такие произведения именуются эпическими или былинными. Основными направлениями в русском народном творчестве были:
- Детские песни. К ним относятся колыбельные или песенки-потешки, которые пелись деткам мамами и бабушками и обязательно передавались из поколения в поколение, как семейные ценности.
Русские народные колыбельные
- Обрядовые этно напевы. Ими сопровождался каждый календарный праздник славян (Масленица, Ивана Купала, Святки и многие другие праздники).
Обрядовые песни
- Песни-плачи. Это целая профессия, представительницами которой были плакальщицы. Песни-плачи исполнялись, когда провожали в последний путь усопших, а также во время войн.
- Эпические произведения. Это целые истории, полные событий, положенные на музыку. С их помощью рассказывались о ратных подвигах на поле боя, прославлялись герои, поддерживался боевой дух.
- Частушки. Незатейливые песенки веселого жанра популярны и сегодня. Короткие частушки-стишки исполняются в шутливой форме, обычно на злободневные темы.
Русская песня сопровождала людей повсюду. Ярмарки, праздники, свадьбы и сегодня сопровождает традиционная славянская музыка, а русская песня относится к важнейшим ценностям в мировой этно культуре.