Репин Илья Ефимович (18441930). «Воскрешение дочери Иаира» Илья Репин родился 24 июля 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (18041884) — презентация


История о дочери Иаира

Иаир – это персонаж в Евангелии, который по рассказу евангелистов не был ни священником, ни левитом. Он был простым мирянином, у которого была дочь. Она была ему очень дорога, но однажды болезнь сильно сковала ее, девушка оказалась в постели.

Никто из врачей не мог помочь ей. Но однажды в городе появился Человек, который, смог бы ему помочь в его беде. Это был Господь Иисус Христос и Иаир просил Его возложить Свои руки на дочь, чтобы исцелить ее от болезни. Господь пошел в дом Иаира возложить, по его просьбе руки на умирающую.

По дороге, одна потерявшая надежду когда-либо вылечиться женщина, когда увидела Спасителя незаметно подошла к Нему и прикоснулась к Его одежде и получила исцеление сразу же. Но по обычаям евреев, с данной болезнью (она 12 лет кровоточила) женщины считаются нечистыми и потому должны оставаться дома и своим поведением она совершила преступление. Понимая, что она не сможет это утаить, отчаялась. Но Господь сказал ей: «… дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова».

Дщерь в данном случае означает «верная». Это показывает то, что если бы девушка не имела веры, она не смогла бы получить благодать от Господа.

В это время умерла дочь Иаира. На тот момент все знали, что Христос исцеляет, но никто не знал, что он может возвращать к жизни. Каждый понимает, что это просто невозможно. Но для Господа нет ничего невозможного в этом мире.

Картина И. Е. Репина «Воскрешение дочери Иаира» (описание)

И. Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сюжету чуда воскрешения Иисусом посвящена картина Ильи Ефимови­ча Репина «Воскрешение дочери Иаира». Трудно ему далась работа над ней. Как найти настроение, чтобы передать одно из удивительных чудес Христа? Как в красках изобразить библейскую легенду? Четыре ме­сяца художник не мог прикоснуться к полотну. Кон­курс на золотую медаль Академии художеств неумоли­мо приближался. С чего начать? С перечитывания Евангелия? Но он знал эти строки наизусть. Он пред­ставил себе Иаира, отца двенадцатилетней девочки… Смерть не пощадила его единственную дочь. Непопра­вимое свершилось…

И вот в дом приходит Христос — великий человек, облечённый даром исцеления, прикасается к её застыв­шим рукам — и жизнь возвращается вновь. В борьбе двух начал — тёмного и светлого — отражение основ­ной мысли картины, единоборство жизни и смерти.

Общая её тональность получилась мрачной, тревож­ной. Резкие переходы от светлого к тёмному создавали настроение беспокойства и волнения.

Вот в комнату вошёл человек с лицом мудреца, оде­тый в синие мягко ниспадающие одежды. Во всём его облике — спокойная сосредоточенность, уверенность в своей силе. Осторожно прикоснулся он к руке мёртвой девочки, лежавшей на ложе, покрытом белыми струя­щимися тканями. Прикосновение это так спокойно и естественно, что мать и отец замерли, боясь поверить в чудо. На их лицах изумление, страх и волнение. Материал с сайта https://worldofschool.ru

Репин запечатлел момент, предшествующий свер­шению чуда. Зритель почти не видит, как прямо на его глазах начинает оживать остывшее уже тело. Грудь де­вочки, кажется, приподнялась для первого глубокого вздоха, а в лице совершается почти зримая перемена. Оно теряет свою мертвенную бледность и приобретает краски. Непонятна поистине потрясающая магия вол­шебной кисти! Светильник отбрасывает на девочку тёплые желтоватые лучи, которые уже торопятся со­прикоснуться с голубоватым дневным освещением.

2 ноября 1871 г. молодому начинающему живопис­цу Илье Репину была присуждена первая золотая ме­даль Академии, которая давала право на звание ху­дожника первой степени и шестилетнее обучение за границей.

На этой странице материал по темам:

  • И е репин картина воскрешение дочери иаира в русском музеи

  • Опк тема урока конспекекта воскрешение дочери иаира

  • Описание картины репина воскрешение дочери иаира

  • Никола пуссен картины описание

  • Описание картины ильи репина «воскрешение дочери иаира»

Иисус Христос воскресил дочь местного жителя

Каждый евангелист старается передать реакцию у отца на весть о том, что его дочь умерла. Эта новость очень сильно потрясла его, но Иисус сказал ему, чтобы тот не отчаивался, а сохранял веру. После чего Он взяв с собой своих самых ближайших учеников (Петра, Иоанна и Иакова) и отправился в дом Иаира.

Когда Иисус вместе с учениками подошел к дому, в нем уже началась погребальная церемония. Она проходила совсем не так, как сейчас, в настоящее время. Здесь находились плакальщицы, задача которых была – настроить всех на атмосферу скорби и плача.

Иисус сказал находящимся в доме, что девушка не мертва, она просто спит. Все видели, что душа покинула ее тело, а значит, проснуться она никак не может. Как сказано в Евангелии, многие стали смеяться над словами Господа, потому что не поверили и не могли поверить в такое. Господь повелел всем выйти, оставив лишь своих учеников и родителей умершей. Взяв девицу за руку, Иисус сказал: «Талифа — куми», что значит: «Девица, тебе говорю, встань!» и мгновенно воскресил ее. Господь сказал ее родителям, чтобы они дали ей поесть, так как она не ела довольно много времени из-за болезни.

В Евангелии от Луки описывается воскрешение девочки немного иначе.

Воскрешение дочери Иаира

Описание произведения.

«Воскрешение дочери Иаира» — одна из первых монументальных работ Репина. Это драматически сложное полотно создавалась в тот период, когда талант живописца только набирал силу. Эпизод воскрешения Иисусом 12-летней единственной дочери правителя синагоги встречается в трех синоптических Евангелиях. Наиболее подробно сюжет раскрыт в Евангелии от Марка: «И вот приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива». (Мк.5:22). Просьба о помощи прерывается ужасной вестью — «…дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?». (Мк.5:35). Но Иисус идёт в дом Иаира, чтобы явить чудо Господне и воскресить оплакиваемую родителями девочку. Репин выбрал момент, когда Христос подходит к постели уже мертвой дочери Иаира.

Все внимание зрителя приковывается к левой стороне картины, которая освещается подсвечником – свет выхватывает мрачную обстановку комнаты, Спасителя, ложе и бледное лицо усопшей. Такая трактовка света, отличающаяся смысловой выразительностью, роднит Репина с ембрандтом (это был его излюбленный приём). Правая сторона полотна затемнена, и из этого полумрака выступают лица скорбящих родителей. Эти герои писались Репиным, основываясь на воспоминании о личной трагедии. Точно также оплакивали его родители маленькую дочку, сестру живописца, когда та скоропостижно умерла, наполнив сердце пустотой, а дом скорбью.

Картина свободна от «бытовизма», жанровой будничности. Живая сцена передана, как важное и значительное событие. При этом художник изображает детали, свидетельствующие о том, что похоронный обряд уже начался — не случайно в изголовье девушки положены белые цветы. Затененность интерьера создает атмосферу тишины и скорби. Картина отличается академической строгостью, благородством цветовых взаимодействий, сдержанностью жестов. Всё в ней дышит возвышенностью, создается эффект напряженного ожидания чуда. Иисус держит умершую за руку, лицо его спокойно: «И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа-куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань». (Мк.5:41). Лука описывает чудо воскрешения девочки в следующих выражениях: «И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем». (Лк. 8:55–56). Важно, что на картине Репина девушка еще мертва. Глядя на полотно, зритель становится еще одним свидетелем происходящего, невольно испытывая собственную веру в возможность чуда воскресения.

История создания.

В 1871 году представленный библейский сюжет стал темой выпускной конкурсной работы Петербургской Академии художеств. Главными претендентами на победу (то есть на Большую золотую медаль и на право пенсионерской поездки) были Илья Репин и Василий Поленов.

Работа над полотном давалась Репину тяжело. Для того, чтобы вжиться в сюжет, художник обращается к личным воспоминаниям о том, как его родители оплакивали младшую дочь: «Припомню настроение, когда умерла моя сестра Устя, и как это поразило всю семью. И дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило». Теперь, когда пережитое было на некотором отдалении, Репин был поражен тем, как мало, в сущности, изменились люди со времен Христа. Мы по-прежнему «знаем», что есть смерть, и не верим в Воскресение, горько усмехаемся, когда нам говорят про вечную жизнь. И Репин начинает прорабатывать сцену, в отличном от первых эскизов ключе. Во-первых, он отказался от изображения самого чуда. Во-вторых, убрал черты «бытовизма», прослеживающиеся в первых набросках, его работа стала более монументальной. В начальных эскизах Репин «главным образом искал красивых линий и классических форм», теперь же он следит за общим настроением и работает аккуратно. За большой холст он принимается с некоторой робостью, в своих воспоминаниях пишет: «К вечеру картина моя была уже так впечатляюща, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине». Интересно отметить, что в создании «Воскрешения» художнику помогла «Лунная соната» Бетховена, которую он прослушивал в исполнении своего брата множество раз.

Полотно Репин закончить не успел, на конкурс картина была выставлена неоконченной, но это не повлияло на впечатление комиссии. За эту дипломную работу Репин получил звание художника, свою первую Золотую медаль и был отправлен в заграничную командировку.

Отношение автора к вере.

Илья Репин неоднократно обращался в своем творчестве к евангельской теме. В 1898 году он даже совершает паломничество на Святую Землю, чтобы самому увидеть места, где ходил и проповедовал Христос. В своих воспоминаниях художник пишет: «всюду живая Библия», «так грандиозно я почувствовал Бога живого», «Боже! Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия». Подобные поступки и мысли свидетельствуют о том, что Репин стремился познать истину и укрепить свою веру. О многом говорит и то, что в последние годы своей жизни, будучи в эмиграции и одиночестве, художник пел в церковном хоре и, вероятно, в этом находил утешение.

Биография.

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в Чугуеве (ныне Харьковская область), в семье военного поселенца. Семья не имела твердого материального положения, молодой Репин рано стал зарабатывать сам – он занимался иконописью и решил скопить денег, чтобы поступить учиться в Петербург. Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город не вернулся, а стал слушателем подготовительной вечерней школы. Позднее он все-таки добивается своей цели и в период 1864—1871 года учится в Академии художеств. Под впечатлением путешествия по Волге, создает картину «Бурлаки на Волге» (1870—1873), которая сразу принесла ему известность. В 1873—1876 годах, на средства Академии, он продолжал оттачивать свой талант в Италии и во Франции.

В конце 70-х и в 80-е годы XIX века живописец достигает вершины мастерства. В 1878 году Репин примкнул к группе передвижников. Основная тема его творчества в эти годы связана с жизнью российской деревни («Проводы новобранца», 1879; «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883). Позднее он обращается к теме революционной борьбы («Отказ от исповеди», 1879—1885; «Арест пропагандиста», 1880—1892; «Не ждали», 1884— 1888). Тогда же Репин проявляет себя как блестящий портретист: им написаны портреты В.В.Стасова (1873 г.), М.П.Мусоргского, Н.И.Пирогова (оба в 1881), Л.Н.Толстого (1887 г.). Кроме того, он создаёт свои лучшие исторические полотна: «Царевна Софья» (1879 г.), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891).

В 1890-х годах Репин временно порвал с передвижниками, но к концу XIX века вернулся на прежние позиции. В 1893 году он был избран действительным членом Академии художеств, в 1894—1907 годах преподавал там, а в 1898—1899 годах занимал должность ректора. Среди его учеников — известные живописцы И.Э.Грабарь и Б.М.Кустодиев.

С 1899 года Илья Ефимович жил в своём имении «Пенаты» в Куоккале, вследствие чего, в 1917 году оказался за рубежом — в Финляндии. Несмотря на приглашения вернуться на родину, Репин, не одобрявший политики советской власти, так и не вернулся в СССР, передав при этом свои картины в дар России. Живописец ушел из жизни 29 сентября 1930 года в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области).

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: