Благовещение 2020: история, смысл и след в искусстве


Исцеление слепорожденного

Описание произведения.

Сюжет картины основан на тексте Евангелия от Иоанна: «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновенияи помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел».

(Ин. 9:1–41).

Центральной фигурой картины является фигура Спасителя, который возлагает руку на голову бывшего слепца. Слепец, впервые увидевший окружающий его мир, широко раскрыл глаза, в которых читается изумление, восторг, беспокойство, недоумение, словно он не верит и не осознает того, что с ним произошло. Его руки не находят покоя, он, по привычке, пытается ощупывать пространство вокруг себя, но эти действия уже не имеют смысла. Посох слепца в столпе солнечного света — символ оставленного прошлого.

Облик Христа, напротив, излучает спокойствие, силу, некоторую отрешенность от происходящего. Его взор обращен не на исцеленного слепца, а на зрителя, словно в глубину другого сердца, ждущего исцеления. Фигура Христа в светлом одеянии занимает большую часть полотна, одеяние, спускаясь вниз, как бы растворяется в солнечном потоке, отчего у зрителя возникает ощущение, что Христос вплотную подходит к краю, словно сходит к каждому, взирающему на картину.

За спиной Христа, слева, мы видим толпящихся людей, фарисеев и просто свидетелей произошедшего чуда, они с недоумением и любопытством стараются рассмотреть исцеленного человека. Несмотря на то, что Евангельский сюжет сообщает гораздо больше об этом событии, автор намеренно как бы сжимает его, концентрируя внимание лишь на самом важном – факте прозрения слепца, исцеленного Спасителем.

Справа над плечом Спасителя – словно тающий женский образ, в котором автор картины запечатлел свою супругу, смерть которой повлияла на судьбу Сурикова и на появление этого художественного произведения.

История создания.

Весной 1888 года семью Сурикова постигло горе — скончалась жена художника, Елизавета Августовна. Порок сердца и слабое здоровье стали причиной ранней смерти молодой женщины, оставившей на земле двух дочерей и безутешного супруга. Примириться с мыслью о потере родного человека помогла Сурикову в тот момент вера во Христа Воскресшего и воскрешающего всякую душу, верующую в Него. Упование искреннего сердца не было посрамлено – Господь дает Сурикову силы направить свои страдания на творчество, а именно на создание картины «Исцеление слепорожденного». Вот как записано в биографии Василия Ивановича: «После смерти жены я «Исцеление слепорожденного» написал. Лично для себя написал, не выставлял. А потом, в этом же году уехал в Сибирь. Встряхнулся. И тогда от горя к большой жизнерадостности перешёл. Написал я тогда бытовую картину «Городок берут». К воспоминаниям детства вернулся. Необычайную силу духа я тогда из Сибири привёз»…

Работа над созданием картины длилась достаточно долго: в письмах к друзьям в 1893 году он сообщает, что готова картина будет к февралю. Позже Суриков все же выставляет картину и не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге: «На выставку я поставил картину «Исцеление слепого Иисусом Христом». Художники хвалят и московская публика, которая у меня видела картину дома. Не знаю, что скажет петербургская. Да я думаю, что она довольно равнодушная в деле веры»…

Как видно из этих слов – картину «Исцеление слепорожденного» автор воспринимает, прежде всего, как выражение веры – веры во Христа, в вечную жизнь, в то, что его горячо любимая супруга лишь до времени оставила его, перейдя в другой мир. Тот, который даже зримо на картине изображается, словно в дымке, за спиной Спасителя. И не случайно, как уже говорилось выше, автор убирает все подробности произошедшего события – расспросы фарисеев, суд над слепцом, привлечение в качестве свидетелей его родителей и прочее. Для Сурикова важен сам факт, так как в прозрении евангельского слепца он выражает собственное духовное прозрение, исцеление его самого Христом от духовной слепоты.

Отношение автора к вере.

Как вспоминают современники и друзья художника, обрушившееся горе всколыхнуло в Сурикове все религиозные чувства. Утешение во внезапно постигшем горе он находил только в вере в промысел Божий. В это время он часто посещает богослужения, читает духовную литературу. Зимой 1889 года, спустя год после смерти супруги, Василий Суриков пишет друзьям: «У Лилиньки на могилке недавно панихиду служил. Каждое воскресенье просфору подаю. Читаю более всё Священные книги — нахожу большое утешение в них».

Биография.

Родился Василий Иванович Суриков 24 января 1848 года в Красноярске, в семье казачьего офицера.

С 1869 по 1875 годы учился в Академии художеств в Петербурге. В 1877 году переехал в Москву. В 1881 году вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, позже стал членом Союза русских художников. Совершал путешествия за границу: в период с 1883 по 1910 годы посетил Германию, Францию, Австрию, Италию, Швейцарию, Испанию.

Тема большинства работ Сурикова — прошлое России. На своих полотнах он изображал как реальных исторических лиц, так и простых людей самых разных сословий. В основе композиции картин художника находится, как правило, конфликт между изображаемыми персонажами. Первое значительное произведение Сурикова — «Утро стрелецкой казни» (1881). Следующие по значимости картины: «Меншиков в Берёзове» (1883), передающая душевную борьбу и одиночество знаменитого соратника Петра I в глухой сибирской ссылке, «Боярыня Морозова» (1887), основой замысла которой стали героизм и рвение защитников старообрядчества при столкновении с никонианством.

1890-е годы — новый этап в творчестве Сурикова. Его работы этого времени отличаются многоплановостью изображения, яркостью красок. Пример тому — «Взятие снежного городка» (1891) — эпизод народной игры на Масленой неделе. В картинах «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899) художник восхищается мужеством и выносливостью русских воинов.

Последнее крупное произведение Сурикова — «Степан Разин» (1907), в нём нашли отражение народные представления о вожде Крестьянской войны XVII века. Кисти художника принадлежит также ряд портретов и акварелей. Умер художник 19 марта 1916 года в Москве.

Автор текста: Григорьева Наталья.

Примечания[ | ]

  1. 123
    Письма, воспоминания, 1977, с. 304.
  2. Письма, воспоминания, 1977, с. 431.
  3. Письма, воспоминания, 1977, с. 171, 323.
  4. Письма, воспоминания, 1977, с. 172, 324.
  5. Письма, воспоминания, 1977, с. 293.
  6. Газета «Московский Комсомолец» — Анонсы изданий Медиа Атлас
  7. Lib.ru/Классика: Суриков Василий Иванович. Письма В. И. Сурикова (неопр.)
    . az.lib.ru. Дата обращения 13 мая 2020.
  8. Анатолий Носков.
    Суриков. Вид Красноярска
    (неопр.)
    .
    Красное мѣсто
    (7 января 2013).
  9. Живопись и графика: Именная бронзовая медаль (неопр.)
    .
    Музей-усадьба В. И. Сурикова
    .
  10. Ясникова Т. В.
    Суриков. — (Жизнь замечательных людей). — М.: Молодая гвардия, 2018. — 453 с.
  11. Андрей Демкин.
    Несколько штрихов из истории создания картины «Степан Разин» В.И. Сурикова (рус.) // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования : Журнал. — М.: ЛК пресс, 2010. — № 4 (75). — С. 72—79. — ISSN 1683-7665.
  12. М. А. Волошин.
    XIII. «Стенька Разин» (1900–1910) // Суриков. — Л.: Художник РСФСР, 1985. — 224 с. — 20 000 экз.
  13. Василий Суриков. Красноярский бунт 1695 года (неопр.)
    .
    Города и остроги земли Сибирской — исторические реликвии
    .
  14. Посещение царевной женского монастыря, Суриков, 1912 (неопр.)
    .
    Музеи мира и картины известных художников
    .
  15. История школы (неопр.)
    .
    Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова
    .
  16. Головко Оксана.
    «Благовещение» Василия Сурикова
    (неопр.)
    .
    Журнал «Фома»
    .
  17. Бенуа о Василии Сурикове, статья
  18. История института (неопр.)
    .
    Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств
    .
  19. История школы (неопр.)
    .
    Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова
    .
  20. История школы (неопр.)
    .
    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 имени В. И. Сурикова»
    .

Древний сюжет иконы

Иконы с темой «Благовещения» появились в русском искусстве в христианскую эпоху. Однако сначала они принадлежали кисти византийских мастеров.

Только гораздо позже стали создаваться оригинальные русские сюжеты.

Можно рассмотреть икону, принадлежащую кисти знаменитого иконописца Андрея Рублева. Она написана предположительно в 1408 году. На золотистом фоне изображено две фигуры: Богородица в красных одеждах и ангел, протягивающий к ней руки.

благовещение картины

Общий тон иконы нежный и волнующий. Богородица склоняет голову в знак покорности Божественной воли. Ангел прекрасен и невозмутим. Его Лик полон божественного спокойствия и глубины веры.

Собственно говоря, в этом художественном воплощении библейского сюжета есть уже все то, что будет поражать воображение потомков великого иконописца: само Благовещение, картина мирной и тихой жизни Марии, чудесное явление к ней посланника Бога.

Литература[ | ]

  • М. М. Алленов. «Василий Суриков»
  • Суриков В. И.
    Альбом. Вступ. ст. Н. Г. Машковцева. М.: 1960
  • Суриков В. И. Альбом. Вступ. ст. Д. Сарабьянова. М.: 1963
  • Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике / сост. и коммент. Н. А. и З. А. Радзимовских, С. Н. Гольдштейн. — Л.: Искусство, 1977. — 381 с.
  • Ануфриева В. В
    . Отрада суриковская: монография — Красноярск: Сибирские промыслы, 2007. — 247 с.
  • Аференко В. А.
    Суриков в Сухобузимском. Загадки рода Матониных и книги В. Я. Шишкова «Угрюм-река» — Железногорск: Полиграфист, 1999. — 88 с.
  • Большакова Л. А.
    В. Суриков. Из собрания Государственной Третьяковской галереи: альбом. Москва: Изобразительное искусство, 1985. — 48 с.
  • Бродский И. А.
    Замечательные полотна. — Ленинград: Художник РСФСР, 1964—408 с
    .
  • Васильева-Шляпина Г. Л
    . В. Суриков — Москва: Красная площадь, 2007. — 96 с.
  • Васильева-Шляпина Г. Л.
    Сибирские красавицы В. Сурикова. Портрет в творчестве художника: монография. Санкт-Петербург: ОАО «Иван Фёдоров», 2002. — 350, [2] с.
  • Волошин М.
    А. Суриков: Публ., вступ. ст. и примеч. В. Н. Петрова / Максимилиан Волошин. — Л.: Художник РСФСР, 1985. — 223 с.: ил.
  • Евдокимов И. В.
    Суриков: [жизнь и творчество, 1848—1916] / Иван Евдокимов. — Москва; Ленинград: Искусство, 1940. — 220, [3] с., [13] л. ил.: ил., портр. — (Великие русские художники).
  • Кеменов В. С.
    В. И. Суриков. Историческая живопись. Москва: Искусство, 1987. — 567 с.
  • Лазарев С. Е.
    Об­раз Сте­па­на Ра­зи­на в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве // Пре­по­да­ва­ние ис­то­рии в шко­ле. — 2020. — № 8. — С. 29—34.
  • Ломанова Т. М.
    Красноярск и Сибирь в творчестве Василия Сурикова: альбом — Красноярск: Сибирский издательский дом «Суриков», 2013. — 143, [1] с.
  • Машковцев Н. Г.
    В. И. Суриков // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века: в 2-х т. / под ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1971. Т. 2. — С. 103—142.
  • Машковцев Н. Г.
    Творческий метод В. И. Сурикова // Машковцев Н. Г. Из истории русской художественной культуры: исследования, очерки, статьи. М.: Советский художник, 1982. — С. 181—192.
  • Михайлов А. И
    . В. И. Суриков. Ленинград: Изд-во Ленингр. обл. союза сов. худ., 1935 (тип. им. Володарского). — 50, [1] с., 32 вкл. л. ил. — (Художественное наследие. Русское искусство).
  • Николаева Нина.
    В[асилий] И[ванович] Суриков / [Соч.] Нины Николаевой; Под ред. Сергея Глаголя. — Москва: И. А. Маевский, 1914. — 48 с.: ил. — (Летучая энциклопедия. Искусство. Живопись, Россия)
  • Никольский В. А.
    Творческие процессы В. И. Сурикова: 39 ил. / Под ред. и с вводной статьей «Великое и близкое нам в Сурикове» В. И. Невского. — Москва: [Всекохудожник], 1934 (16 тип. треста «Полиграфкнига»). — 121, [3] с., 1 вкл. л. ил. — (Творческие процессы и методы в изо-искусстве. Библиотека Всекохудожника / II. Отв. ред. Ю. М. Славинский. Всерос. кооп. союз работников изобразительных искусств)
  • Постникова Т. В
    . Суриков [Текст]: альбом — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2008. — 127, [1] с.
  • Титова В. Г., Титов Г. А.
    В. И. Суриков — Красноярск: Кн. изд-во, 1956. — 207 с., 7 отд. л. ил.
  • Турунов А. Н.
    В. И. Суриков и его картины [Текст] — [Иркутск]: Иркут. обл. изд-во, 1948 (12-я тип. треста «Полиграфкнига»). — 88 с., 4 л.: ил.
  • Чебодаева М. П
    . Хакасия в творчестве художника В. И. Сурикова: [альбом] / Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. — СПб.: ООО «Макси-Принт», 2011. — 84 с.: ил.
  • Шанин В. Я.
    «Суриков, или Трилогия страданий», 2010.
  • Щекотов Н. М.
    Картины В. И. Сурикова: Очерки. — Москва; Ленинград: Искусство, 1944. — 120 с.: ил.
  • С. Н. Кондаков.
    Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 191. — 454 с.

Увековечение имени

  • В 1948 году Московскому художественному институту присвоено имя В. И. Сурикова[18].
  • На родине художника, в Красноярске, в 1954 году установлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне — Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии Дома-музея.
  • В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёром Анатолием Рыбаковым.
  • В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.
  • Улицы имени Сурикова — в Екатеринбурге, Красноярске, Липецке, Новосибирске, посёлке Сокол в Москве, Киеве, Одессе, Иркутске, Кирове, Владимире, Ленинске-Кузнецком, Нижнем Новгороде; в селе Сухобузимском Красноярского края.
  • В Казахстане, в городе Рудном есть переулок Сурикова.

В Красноярске:

  • Улица имени В. И. Сурикова;
  • Музей-усадьба В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98) с памятником;
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: