Исцеление слепорожденного
Описание произведения.
Сюжет картины основан на тексте Евангелия от Иоанна: «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновенияи помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел».
(Ин. 9:1–41).
Центральной фигурой картины является фигура Спасителя, который возлагает руку на голову бывшего слепца. Слепец, впервые увидевший окружающий его мир, широко раскрыл глаза, в которых читается изумление, восторг, беспокойство, недоумение, словно он не верит и не осознает того, что с ним произошло. Его руки не находят покоя, он, по привычке, пытается ощупывать пространство вокруг себя, но эти действия уже не имеют смысла. Посох слепца в столпе солнечного света — символ оставленного прошлого.
Облик Христа, напротив, излучает спокойствие, силу, некоторую отрешенность от происходящего. Его взор обращен не на исцеленного слепца, а на зрителя, словно в глубину другого сердца, ждущего исцеления. Фигура Христа в светлом одеянии занимает большую часть полотна, одеяние, спускаясь вниз, как бы растворяется в солнечном потоке, отчего у зрителя возникает ощущение, что Христос вплотную подходит к краю, словно сходит к каждому, взирающему на картину.
За спиной Христа, слева, мы видим толпящихся людей, фарисеев и просто свидетелей произошедшего чуда, они с недоумением и любопытством стараются рассмотреть исцеленного человека. Несмотря на то, что Евангельский сюжет сообщает гораздо больше об этом событии, автор намеренно как бы сжимает его, концентрируя внимание лишь на самом важном – факте прозрения слепца, исцеленного Спасителем.
Справа над плечом Спасителя – словно тающий женский образ, в котором автор картины запечатлел свою супругу, смерть которой повлияла на судьбу Сурикова и на появление этого художественного произведения.
История создания.
Весной 1888 года семью Сурикова постигло горе — скончалась жена художника, Елизавета Августовна. Порок сердца и слабое здоровье стали причиной ранней смерти молодой женщины, оставившей на земле двух дочерей и безутешного супруга. Примириться с мыслью о потере родного человека помогла Сурикову в тот момент вера во Христа Воскресшего и воскрешающего всякую душу, верующую в Него. Упование искреннего сердца не было посрамлено – Господь дает Сурикову силы направить свои страдания на творчество, а именно на создание картины «Исцеление слепорожденного». Вот как записано в биографии Василия Ивановича: «После смерти жены я «Исцеление слепорожденного» написал. Лично для себя написал, не выставлял. А потом, в этом же году уехал в Сибирь. Встряхнулся. И тогда от горя к большой жизнерадостности перешёл. Написал я тогда бытовую картину «Городок берут». К воспоминаниям детства вернулся. Необычайную силу духа я тогда из Сибири привёз»…
Работа над созданием картины длилась достаточно долго: в письмах к друзьям в 1893 году он сообщает, что готова картина будет к февралю. Позже Суриков все же выставляет картину и не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге: «На выставку я поставил картину «Исцеление слепого Иисусом Христом». Художники хвалят и московская публика, которая у меня видела картину дома. Не знаю, что скажет петербургская. Да я думаю, что она довольно равнодушная в деле веры»…
Как видно из этих слов – картину «Исцеление слепорожденного» автор воспринимает, прежде всего, как выражение веры – веры во Христа, в вечную жизнь, в то, что его горячо любимая супруга лишь до времени оставила его, перейдя в другой мир. Тот, который даже зримо на картине изображается, словно в дымке, за спиной Спасителя. И не случайно, как уже говорилось выше, автор убирает все подробности произошедшего события – расспросы фарисеев, суд над слепцом, привлечение в качестве свидетелей его родителей и прочее. Для Сурикова важен сам факт, так как в прозрении евангельского слепца он выражает собственное духовное прозрение, исцеление его самого Христом от духовной слепоты.
Отношение автора к вере.
Как вспоминают современники и друзья художника, обрушившееся горе всколыхнуло в Сурикове все религиозные чувства. Утешение во внезапно постигшем горе он находил только в вере в промысел Божий. В это время он часто посещает богослужения, читает духовную литературу. Зимой 1889 года, спустя год после смерти супруги, Василий Суриков пишет друзьям: «У Лилиньки на могилке недавно панихиду служил. Каждое воскресенье просфору подаю. Читаю более всё Священные книги — нахожу большое утешение в них».
Биография.
Родился Василий Иванович Суриков 24 января 1848 года в Красноярске, в семье казачьего офицера.
С 1869 по 1875 годы учился в Академии художеств в Петербурге. В 1877 году переехал в Москву. В 1881 году вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, позже стал членом Союза русских художников. Совершал путешествия за границу: в период с 1883 по 1910 годы посетил Германию, Францию, Австрию, Италию, Швейцарию, Испанию.
Тема большинства работ Сурикова — прошлое России. На своих полотнах он изображал как реальных исторических лиц, так и простых людей самых разных сословий. В основе композиции картин художника находится, как правило, конфликт между изображаемыми персонажами. Первое значительное произведение Сурикова — «Утро стрелецкой казни» (1881). Следующие по значимости картины: «Меншиков в Берёзове» (1883), передающая душевную борьбу и одиночество знаменитого соратника Петра I в глухой сибирской ссылке, «Боярыня Морозова» (1887), основой замысла которой стали героизм и рвение защитников старообрядчества при столкновении с никонианством.
1890-е годы — новый этап в творчестве Сурикова. Его работы этого времени отличаются многоплановостью изображения, яркостью красок. Пример тому — «Взятие снежного городка» (1891) — эпизод народной игры на Масленой неделе. В картинах «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899) художник восхищается мужеством и выносливостью русских воинов.
Последнее крупное произведение Сурикова — «Степан Разин» (1907), в нём нашли отражение народные представления о вожде Крестьянской войны XVII века. Кисти художника принадлежит также ряд портретов и акварелей. Умер художник 19 марта 1916 года в Москве.
Автор текста: Григорьева Наталья.
Примечания[ | ]
- ↑ 123
Письма, воспоминания, 1977, с. 304. - Письма, воспоминания, 1977, с. 431.
- Письма, воспоминания, 1977, с. 171, 323.
- Письма, воспоминания, 1977, с. 172, 324.
- Письма, воспоминания, 1977, с. 293.
- Газета «Московский Комсомолец» — Анонсы изданий Медиа Атлас
- Lib.ru/Классика: Суриков Василий Иванович. Письма В. И. Сурикова (неопр.)
. az.lib.ru. Дата обращения 13 мая 2020. - Анатолий Носков.
Суриков. Вид Красноярска
(неопр.)
.
Красное мѣсто
(7 января 2013). - Живопись и графика: Именная бронзовая медаль (неопр.)
.
Музей-усадьба В. И. Сурикова
. - Ясникова Т. В.
Суриков. — (Жизнь замечательных людей). — М.: Молодая гвардия, 2018. — 453 с. - Андрей Демкин.
Несколько штрихов из истории создания картины «Степан Разин» В.И. Сурикова (рус.) // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования : Журнал. — М.: ЛК пресс, 2010. — № 4 (75). — С. 72—79. — ISSN 1683-7665. - М. А. Волошин.
XIII. «Стенька Разин» (1900–1910) // Суриков. — Л.: Художник РСФСР, 1985. — 224 с. — 20 000 экз. - Василий Суриков. Красноярский бунт 1695 года (неопр.)
.
Города и остроги земли Сибирской — исторические реликвии
. - Посещение царевной женского монастыря, Суриков, 1912 (неопр.)
.
Музеи мира и картины известных художников
. - История школы (неопр.)
.
Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова
. - Головко Оксана.
«Благовещение» Василия Сурикова
(неопр.)
.
Журнал «Фома»
. - Бенуа о Василии Сурикове, статья
- История института (неопр.)
.
Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств
. - История школы (неопр.)
.
Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова
. - История школы (неопр.)
.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 имени В. И. Сурикова»
.
Древний сюжет иконы
Иконы с темой «Благовещения» появились в русском искусстве в христианскую эпоху. Однако сначала они принадлежали кисти византийских мастеров.
Только гораздо позже стали создаваться оригинальные русские сюжеты.
Можно рассмотреть икону, принадлежащую кисти знаменитого иконописца Андрея Рублева. Она написана предположительно в 1408 году. На золотистом фоне изображено две фигуры: Богородица в красных одеждах и ангел, протягивающий к ней руки.
Общий тон иконы нежный и волнующий. Богородица склоняет голову в знак покорности Божественной воли. Ангел прекрасен и невозмутим. Его Лик полон божественного спокойствия и глубины веры.
Собственно говоря, в этом художественном воплощении библейского сюжета есть уже все то, что будет поражать воображение потомков великого иконописца: само Благовещение, картина мирной и тихой жизни Марии, чудесное явление к ней посланника Бога.
Литература[ | ]
- М. М. Алленов. «Василий Суриков»
- Суриков В. И.
Альбом. Вступ. ст. Н. Г. Машковцева. М.: 1960 - Суриков В. И. Альбом. Вступ. ст. Д. Сарабьянова. М.: 1963
- Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике / сост. и коммент. Н. А. и З. А. Радзимовских, С. Н. Гольдштейн. — Л.: Искусство, 1977. — 381 с.
- Ануфриева В. В
. Отрада суриковская: монография — Красноярск: Сибирские промыслы, 2007. — 247 с. - Аференко В. А.
Суриков в Сухобузимском. Загадки рода Матониных и книги В. Я. Шишкова «Угрюм-река» — Железногорск: Полиграфист, 1999. — 88 с. - Большакова Л. А.
В. Суриков. Из собрания Государственной Третьяковской галереи: альбом. Москва: Изобразительное искусство, 1985. — 48 с. - Бродский И. А.
Замечательные полотна. — Ленинград: Художник РСФСР, 1964—408 с
. - Васильева-Шляпина Г. Л
. В. Суриков — Москва: Красная площадь, 2007. — 96 с. - Васильева-Шляпина Г. Л.
Сибирские красавицы В. Сурикова. Портрет в творчестве художника: монография. Санкт-Петербург: ОАО «Иван Фёдоров», 2002. — 350, [2] с. - Волошин М.
А. Суриков: Публ., вступ. ст. и примеч. В. Н. Петрова / Максимилиан Волошин. — Л.: Художник РСФСР, 1985. — 223 с.: ил. - Евдокимов И. В.
Суриков: [жизнь и творчество, 1848—1916] / Иван Евдокимов. — Москва; Ленинград: Искусство, 1940. — 220, [3] с., [13] л. ил.: ил., портр. — (Великие русские художники). - Кеменов В. С.
В. И. Суриков. Историческая живопись. Москва: Искусство, 1987. — 567 с. - Лазарев С. Е.
Образ Степана Разина в изобразительном искусстве // Преподавание истории в школе. — 2020. — № 8. — С. 29—34. - Ломанова Т. М.
Красноярск и Сибирь в творчестве Василия Сурикова: альбом — Красноярск: Сибирский издательский дом «Суриков», 2013. — 143, [1] с. - Машковцев Н. Г.
В. И. Суриков // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века: в 2-х т. / под ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1971. Т. 2. — С. 103—142. - Машковцев Н. Г.
Творческий метод В. И. Сурикова // Машковцев Н. Г. Из истории русской художественной культуры: исследования, очерки, статьи. М.: Советский художник, 1982. — С. 181—192. - Михайлов А. И
. В. И. Суриков. Ленинград: Изд-во Ленингр. обл. союза сов. худ., 1935 (тип. им. Володарского). — 50, [1] с., 32 вкл. л. ил. — (Художественное наследие. Русское искусство). - Николаева Нина.
В[асилий] И[ванович] Суриков / [Соч.] Нины Николаевой; Под ред. Сергея Глаголя. — Москва: И. А. Маевский, 1914. — 48 с.: ил. — (Летучая энциклопедия. Искусство. Живопись, Россия) - Никольский В. А.
Творческие процессы В. И. Сурикова: 39 ил. / Под ред. и с вводной статьей «Великое и близкое нам в Сурикове» В. И. Невского. — Москва: [Всекохудожник], 1934 (16 тип. треста «Полиграфкнига»). — 121, [3] с., 1 вкл. л. ил. — (Творческие процессы и методы в изо-искусстве. Библиотека Всекохудожника / II. Отв. ред. Ю. М. Славинский. Всерос. кооп. союз работников изобразительных искусств) - Постникова Т. В
. Суриков [Текст]: альбом — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2008. — 127, [1] с. - Титова В. Г., Титов Г. А.
В. И. Суриков — Красноярск: Кн. изд-во, 1956. — 207 с., 7 отд. л. ил. - Турунов А. Н.
В. И. Суриков и его картины [Текст] — [Иркутск]: Иркут. обл. изд-во, 1948 (12-я тип. треста «Полиграфкнига»). — 88 с., 4 л.: ил. - Чебодаева М. П
. Хакасия в творчестве художника В. И. Сурикова: [альбом] / Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. — СПб.: ООО «Макси-Принт», 2011. — 84 с.: ил. - Шанин В. Я.
«Суриков, или Трилогия страданий», 2010. - Щекотов Н. М.
Картины В. И. Сурикова: Очерки. — Москва; Ленинград: Искусство, 1944. — 120 с.: ил. - С. Н. Кондаков.
Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 191. — 454 с.
Увековечение имени
- В 1948 году Московскому художественному институту присвоено имя В. И. Сурикова[18].
- На родине художника, в Красноярске, в 1954 году установлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне — Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии Дома-музея.
- В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёром Анатолием Рыбаковым.
- В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.
- Улицы имени Сурикова — в Екатеринбурге, Красноярске, Липецке, Новосибирске, посёлке Сокол в Москве, Киеве, Одессе, Иркутске, Кирове, Владимире, Ленинске-Кузнецком, Нижнем Новгороде; в селе Сухобузимском Красноярского края.
- В Казахстане, в городе Рудном есть переулок Сурикова.
В Красноярске:
- Улица имени В. И. Сурикова;
- Музей-усадьба В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98) с памятником;