Тайна происхождения Ф.С. Рокотова
Будущий художник родился в 30-е годы 18 века в имении Воронцово, бывшее в екатерининскую эпоху подмосковьем. Точная дата не зафиксирована, очевидно, из-за внебрачного появления на свет. Предположительно, отцом ребёнка был князь П.И. Репнин, хозяин имения, позже давший побочному сыну вольную.
Автопортрет Ф. Рокотова
Обучение искусству живописи
Талантливый юноша, выходец из крепостных, был замечен в один из приездов в Москву
И.И. Шуваловым, фаворитом императрицы Елизаветы. При её дворе он опекал Московский университет и готовил почву для открытия Академии художеств в Петербурге. В 1755 году вельможа увёз Фёдора в северную столицу.
Путь в художники лежал через учёбу в Сухопутном шляхетском корпусе. Это был способ получить дворянство. Выслужив чин ротмистра, Рокотов был причислен к дворянскому сословию, а оно открыло дверь в академию.
В 1757 году Фёдор вышел в отставку и стал посещать занятия. Они велись в доме самого Шувалова. Уроки давали иностранные мастера Луи Ле Лоррен и Пьетро Ротари. Они развивали художественный вкус, основанный на эстетике рококо. Прекрасным учебным пособием служила коллекция живописи хозяина дома. Знаменитую Шуваловскую галерею отразил Рокотов на одном из своих полотен.
В 1760 году Фёдор был официально зачислен студентом академии, а с 1762 года уже сам учил других в роли адъюнкта. В его собственных работах этого периода отмечается знание приёмов живописи, отточенная техника, следование манерам европейских мастеров. Любимым жанром становится парадный портрет, в котором он очень преуспел.
Е.В. Санти и В.Н. Суровцева
1785 год – время создания образа графини Елизаветы Васильевны Санти, которая удачно вышла замуж и заняла высокое положение в обществе.
Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Прекрасная роза украшает прическу дамы, длинные серьги подчеркивают красивый овал лица, изысканная зеленовато-розовая, с пепельными переливами гамма ее платья – все говорит о спокойной уверенности в себе этой равнодушной, ироничной и холодной аристократки. Колористическое решение художника безупречно. Очаровательная, молодая, с простым русским лицом, полным достоинства и затаенной нежности, предстает перед зрителем Варвара Николаевна Суровцева. Здесь представлена духовная красота молодой женщины, которая очаровывает больше, чем ее черты лица.
Причастность к масонству
Кроме живописи Ф.С. Рокотов любил литературу, в 1770-е годы посещал литературные кружки. Его интересовали также философия и политика, вопросы влияния людей на ход истории. С 1772 года в Москве стал действовать Английский клуб – сообщество аристократов.
Рокотов был одним из его основателей. Его заседания посвящались политическим новостям, проблемам будущего человечества и России. Стремление проникнуть в ход истории, понять причины событий привело живописца в 1774 году в ряды тайного масонского братства. В Москве действовала его ложа «Клио». Его рекомендовал туда писатель Н. Новиков. Возможно, в масонском кругу Рокотов искал также прибежище от одиночества, вдохновение.
Граф Г. Орлов
Фаворит императрицы, влиятельный вельможа, красавец Григорий Орлов изображен в камзоле с золотым шитьем, надетом поверх лат.
Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. Орлов похож на переодетого античного бога. В 1765 году живописец пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Его произведения крайне отличаются от всего, что создают иноземные мастера, которые работают в России в восемнадцатом веке в стиле рококо. Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Поэтому в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. При просмотре работ раннего периода становится видно, что краски еще пестры и слишком контрастны, а рисунок излишне жесткий.
Творческий расцвет (1770 – 1780)
Особенно глубоко и полно художник в свои 35-45 лет сумел раскрыть женские образы. Они полны загадки и тайны. Вот изображение В.Е. Новосильцевой.
Величавость, достоинство, уверенность в себе – все передано живописцем. Глаза с легким «рокотовским» прищуром насмешливы, как и сложенные в легкую улыбку губы. Тщательно выписано ее полупрозрачное белое платье, рюши и голубоватый атласный бант. Светлая фигура модели выступает из темного фона и приближается к зрителю.
О личной жизни художника
Фёдор Рокотов не был семейным человеком. Вся его жизнь была посвящена творчеству, живописи, исключительным образом – жанру портрета. Но он принимал живое участие в заботах родственников. Он успешно хлопотал об освобождении из крепостной неволи своих племянников.
В 50-е годы прошлого века в архивах была обнаружена челобитная, поданная художником в 1776 году в канцелярию Екатерины на этот счёт. В итоге малолетние родственники получили вольную. Они находились на воспитании в доме Рокотова, затем определены в кадетский корпус, сделали военную карьеру. Им было завещано и всё имущество дяди-живописца.