Клавдий Васильевич Лебедев | |
Дата рождения | 16 (28) октября 1852(1852-10-28) |
Место рождения |
|
Дата смерти | 21 сентября (4 октября) 1916(1916-10-04) (63 года) |
Место смерти | Москва |
Страна |
|
Учёба |
|
Стиль | реализм |
Звания | академик ИАХ (1897) действительный член ИАХ (1906) |
Медиафайлы на Викискладе |
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лебедев.
Клавдий Васильевич Лебедев
(1852—1916) — русский исторический и церковный живописец[1], академик живописи и действительный член Императорской Академии художеств[2].
Биография[ | ]
Клавдий Васильевич Лебедев происходил из крестьянской семьи, учился в Строгановском училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова и Е. С. Сорокина. С 1890 года там же преподавал.
В 1881 году был награждён большой серебряной медалью и получил звание классного художника 3-й степени. Член общества передвижников с 1891 года.
1897 — академик живописи, с 1906 — действительный член Академии художеств.
Состоял профессором натурного класса Академии Художеств, преподавал в 1894—1898 гг.
Картины Клавдия Лебедева (1852 — 1916)
Живопись Лебедева — это исторические темы в духе реализма. Всем знакомые и понятные образы истории прошлого являются очень прозрачными в плане понимания. Художник родился в 1852 году в крестьянской семье.
Пляска
Сострунка медведя в лесу
К боярину с наветом 1904
Отец Клавдия Васильевича был церковным живописцем. Можно предположить, что профессия отца оказала большое влияние на будущий выбор жизненного пути сыном. Увы, но информации о детстве и юношестве художника канула в лета – её просто нет.
Боярская свадьба 1883
Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи 1898
Избрание Михаила Романова в 1613 г.1912
В начале семидесятых годов девятнадцатого века Клавдий начал учиться в Строгановском училище рисования, в 1875 году он продолжил своё образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали В. Маковский, В. Перов и Е. Сорокин. Учителя отмечали Лебедева, как безусловно талантливого начинающего художника.
Сокольничий
Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 г. 1903
Освоение русскими новых земель 1904
С 1877 года Клавдий Васильевич принимает участие в выставках, которые организует училище и Императорская Академия художеств.
Дьяк Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте, 1903.
Подъячий, 1912
Насильственный постриг, 1896,
С 1891 года – действующий член объединения Товарищества передвижных художественных выставок. В этот же период художник начинает работу над оформлением храмов. Сначала был Вознесенский собор в Ельце, затем иконостас болгарской церкви первомученника Стефана в Стамбуле.
Боярышня
Портрет боярыни
Портрет боярыни 1913 г.
Талант Лебедева проявился и в области книжной графики. Наиболее известны великолепные иллюстрации художника к произведениям И.С. Тургенева и А. К. Толстого. Кроме того Лебедевым создан целый цикл библейских иллюстраций.
Царевна Несмеяна(Принцесса и шут)
Царевна Софья получает у Троицы письмо Василия Голицына
Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча 1889
В начале девяностых годов Лебедев становится преподавателем Московского училища живописи, а в 1896 году его назначили профессором натурального класса Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств. В 1897 году Лебедеву присвоено звание академика. С 1906 года – действительный член Академии художеств.
По материалам: svistanet.com, gallart.by и art-assorty.ru
Творчество[ | ]
Живопись[ | ]
Жанровый живописец, писал в духе реализма на темы русской истории X—XVII веков. Оставил большое наследие в виде исторических полотен и рисунков со сценами из «домашнего быта» боярской Руси.
Иллюстрации и книжная графика[ | ]
Иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива». Участвовал в иллюстрировании многотомного издания «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Был штатным художником издательского товарищества И. Д. Сытина.
Оригинальные рисунки К. В. Лебедева хранились в музее истории религии.
Иконопись[ | ]
Совместно с А. И. Корзухиным расписывал Вознесенский собор в Ельце (1877 г.). Создал иконы для иконостаса болгарской церкви Святого Стефана в Стамбуле (1898—1906 годы). Сто пятнадцать созданных им эскизов и рисунков находится в собрании Церковно-археологического Кабинета Московской духовной академии.
В начале XX века иллюстрировал Библию: Лебедев К. В.
Картины по Священной истории Ветхого Завета. Вып. 1. — М., 1911—1912. Иллюстрации к Библии К. В. Лебедев создавал в 1908—1909 годах. Из 100 листов для публикации художником были отобраны 43.
Алексей Лебедев: «Ученый художник рисует то, что видит, а наивный – то, что знает»
28 апреля в павильоне «Карелия» (№67) на ВДНХ открылась выставка «Вечные ценности: наивное искусство» из коллекции музея-заповедника «Царицыно». На данной выставке можно увидеть около 190 работ 70 художников, которые являются яркими представителями наивного искусства второй половины XX века. Корреспондент «365» поговорил с куратором выставки Алексеем Лебедевым и узнал, чем отличается наивное искусство от самодеятельного, может ли профессиональный художник писать в наивном стиле и существует ли интерес у современного зрителя к этому направлению в живописи.
Выставка «Вечные ценности: наивное искусство»
Алексей Валентинович, расскажите в чем, на ваш взгляд, заключаются вечные ценности наивного искусства?
Речь идет не о вечных ценностях наивного искусства, а о вечных общечеловеческих ценностях. Разделы экспозиции относят нас к таким базовым понятиям, как родина, героизм, любовь… Речь об этом, если говорить о названии выставки.
У Вас есть статьи по классическому искусству, творчеству Рокотова и Левицкого, и в то же время вы интересуетесь наивным искусством. Почему?
Я интересуюсь не только наивным искусством, а вообще примитивом. Наивное искусство появилось в XX столетии, а примитив – более широкое понятие, к которому относится и внеакадемическое искусство предшествующих эпох. У меня есть книга по примитиву XVIII – первой половины XIX века. Как искусствовед, я занимаюсь живописью определенного периода, а не только Рокотовым и Левицким. Но есть и более широкий вопрос: почему специалистов и массового зрителя интересуют разные формы художественного примитива? – Ответ, наверное, таков: дело не в неумелости, а в том, что это искусство предъявляет особую картину мира.
Выставка «Вечные ценности: наивное искусство»
Изменяется ли интерес к наивному искусству в России? Ведь долгое время наивное искусство считали «второстепенным».
Интерес к наивному искусству просыпается не впервые. Этим искусством заинтересовались давно – в Европе, и в России. Другое дело, что надо разделять интерес профессионалов и широкой публики. Художники и искусствоведы увлеклись наивным искусством уже более столетия тому назад. Так, например, на выставке «Мишень» (1913) рядом с полотнами Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой висели работы Нико Пиросманашвили (грузинский художник-самоучка. – Прим. «365».).
П.П. Леонов «Пустыне нужны сайгаки», 1991
В начале прошлого века родился примитивизм – направление и поныне существующее в изобразительном искусстве. Примитивистами называют «ученых» мастеров, которые сознательно используют в своих произведениях приемы художественного примитива. Если говорить о широкой публике, то всплеск интереса к наивному искусству был в 1990-е годы. Ждать ли сейчас новой волны увлечения – не знаю. Посещаемость выставки покажет. Мне кажется, что современный зритель частенько не различает наивное и самодеятельное искусство. Он воспринимают наив как самодеятельность, и, скорее, умиляется трогательными нелепостями этого искусства, чем видит в нем самостоятельную художественную систему.
Алексей Валентинович, в чем, по вашему мнению, заключается разница между наивным и самодеятельным искусством?
У самодеятельного художника нет отличной от его «ученого» собрата системы мировидения. Самоучка не умеет рисовать как профессионал, но всеми силами старается. Он мыслит в тех же категориях, что и профессиональный художник, просто рисует плохо. А наивное искусство дает особую картину мира. Когда зритель видит работы наивных художников, то невольно задаются вопросом: «А может, и я так смогу?» Ответ на этот вопрос прост. Самодеятельным художником может стать каждый, если начнет рисовать и проявит некоторое усердие, а стать наивным художником дано не всякому. Это дар божий. Либо он есть, либо его нет. Это тип мышления. Мы с вами сейчас находимся в разделе выставки, где представлен пейзаж. Раздел называется «Пространство». Нетрудно заметить, что это всегда сочиненное пространство, сочиненный пейзаж. «Ученый» художник рисует то, что видит, а наивный – то, что знает. Это отражение не столько окружающей действительности, сколько внутренней картины мира.
М.А. Ржанников «На пруду», 1992
То есть получается, что профессиональный художник писать в наивном стиле не может?
Может, только результатом его опытов будет не примитив, а примитивизм. А это вещи совсем разные. Примитив – это А.Руссо и Н.Пиросманашвили, а примитивизм – это Ларионов, Гончарова, Пикассо, то есть «ученые» художники, которые сознательно используют приемы внеакадемического искусства. Все, что представлено на выставке «Вечные ценности», – это примитив. Работ художников-примитивистов здесь нет, Желающим их посмотреть придется сходить в Третьяковскую галерею.
О.С. Локтионова «Дары земли», 1997
Есть ли на выставке самая важная работа, гордость коллекции?
У наивного искусства есть свои «классики» – художники, завоевавшие известность на всякого рода международных форумах и выставках: Павел Леонов, Анна Дикарская, Катя Медведева… Они широко представлены в экспозиции, но для данной выставки это не очень существенно, т.к. она построена не по монографическому принципу. В основу структуры экспозиции положены архетипы – базовые ценности, на которых основано мифологическое мышление. Под мифом я подразумеваю не сказку, а целостную картину мира. Работы одного художника могут быть помещены в разные разделы.
Алексей Лебедев на открытии выставки «Вечные ценности: наивное искусство»
Е.И. Медведева «Пробуждение России», 1994
То есть на картинах изображен идеальный мир художника?
Он идеальный не в том смысле, что совершенный, а в том смысле, что целостный. Этот мир может быть и трагическим. В разделе «Начало и конец» в ряде работ фигурирует тема смерти, тема изгнания из рая. Если вы внимательно присмотритесь, то убедитесь, что наивное искусство светлое, но не веселое. Оно вполне серьезное. Ирония и юмор ему не свойственны.
А как же на картинах, где изображен праздник?
Заметьте, что праздники у наивных художников, как правило, очень серьезные. Главная тема этих работ – человеческое единение. Кстати, есть и грустные праздники. Например, картина Мизинова «Пасха», где сидят старик и старуха и смотрят в пространство. Так что праздник тоже бывает разным.
М.А. Ржанников «Обсуждение охоты», 1993
Владимир Мизинов «Пасха», 1991
Вы отметили, что наивное искусство становится актуальным в 1990-е, но ведь и сейчас художники продолжают рисовать в наивном стиле. Как выглядит в наше время наивный художник?
Я говорил не об актуальности, а о популярности. Это вещи связанные, но все же не одно и то же. Да, была волна увлечения, было много выставок, которые пользовались успехом. Но популярность не особо сказывается на росте или сокращении числа наивных художников. Непрофессиональное искусство самовоспроизводится вне зависимости от внешних факторов. В человеке живет желание творить, и именно оно порождает массив самодеятельного искусства. А среди самодеятельных художников встречаются странные люди, у которых особая картина мира. Они и становятся наивными художниками. Поэтому наивное искусство будет всегда. Оно рождается из человеческой потребности к творчеству. Что же касается интереса публики, то он подвержен моде. В какой-то момент наивное искусство ложится на сердце, в какой-то момент отходит в тень. И остается на какое-то время уделом специалистов. А потом интерес широкого зрителя возвращается. В 1990-е годы выставка «Примитив в России XVIII – XIX столетий», сделанная мною в Третьяковской галереи, имела большой успех. Насколько велик сейчас будет интерес к выставке «Вечные ценности»? Скоро узнаем.
В.Ф. Мизинов «Натюрморт с кошкой», 1990
Эта коллекция является собранием музея «Царицыно», которую создал Вадим Помещиков. Почему она тогда выставляется на территории ВДНХ?
На этот вопрос существует несколько ответов. Во-первых, выставка возникла спонтанно, когда годовой план у музея уже был сверстан. И ее, как сверхплановую, было решено показать на ВДНХ. Во-вторых, «Царицыно», как и любой другой музей, заинтересован в привлечении новой публики. А ВДНХ – это особый мир, другой посетитель. Здесь «Царицыно» охватывает аудиторию, которая, может, и про этот музей и не слышала. И наконец, ВДНХ реализует стратегию постепенного создания музейного кластера. Здесь все больше постоянных и временных музейных экспозиций. Поэтому есть объективные и субъективные предпосылки к тому, чтобы выставка была именно здесь. Кстати, наивное искусство смотрится на ВДНХ довольно органично: ему больше подходит обстановка ярмарки и городского парка, чем атмосфера классического художественного музея.
А.Г. Печугин «Явление мессии народу», 1988. Авторизированная копия картины А.А. Иванова «Явление Христа народу»
Всякий ли самодеятельный художник может стать наивным?
Не всякий. Само понятие «самодеятельный» относится к технической стороне дела. Оно означает, что у художника нет профессионального образования. А наивный художник – это особая система мышления, которая либо есть, либо нет. Это природный дар. Например, в картине Леонова, изображена сцена, где две женщины-путешественницы удирают от волков верхом на зебре. Дело происходит в Африке. А их спасают русские летчики, прилетевшие на трех самолетах. Нужно иметь специфическое устройство головы, чтобы такое пришло на ум. Леонов, например, всю жизнь пытался изобрести вечный двигатель. Рисовать неумело может каждый, а вот такое придумать дано не всякому.
П.П. Леонов «Русские путешественники в Африке», 1992
Выставка «Вечные ценности: наивное искусство из коллекции музея-заповедника «Царицыно»» будет открыта для посетителей на ВДНХ в павильоне № 67 «Карелия» с 29 апреля по 14 августа 2020 года.
Текст: Елена Рыбакова
Из воспоминаний современников[ | ]
… был художником среднего дарования, не поднимавшимся над уровнем второстепенных передвижников… Сам мягкий и робкий, он и внешность имел такую же, несколько сладкую, «истинно художественную»: мягкие вьющиеся волосы, кокетливую небольшую бородку и носил мягкий фуляровый галстук.
— И. Э. Грабарь[3]
Одарённый мягкой, нежной душой, человек исключительной доброты и безупречной честности — он так же честно относился к любому делу, с такой же любовью и щепетильной добросовестностью штудировал каждую мелочь — узор на платке бабы или боярском костюме, складки на тулупе мужика, орнамент на старинной чаре…
— Маковский В. Е.
К. В. Лебедев (некролог) // Нива. — 1916. — № 50. — С. 821.