Боголюбов, Алексей Петрович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Боголюбов; Боголюбов, Алексей.

Алексей Петрович Боголюбов
И. Е. Репин. Портрет Боголюбова, 1876 год.
Дата рождения16 (28) марта 1824[1]
Место рождениясело Померанье, Новгородский уезд, Новгородская губерния, Российская империя
Дата смерти7 ноября 1896(1896-11-07)
Место смерти
  • Париж, Франция[2][3]
Страна
  • Российская империя
Жанрмарина, пейзаж
Учёба
  • Императорская Академия художеств (1853)[3]
Стильреализм
Награды
Званияакадемик ИАХ (1858) профессор ИАХ (1861) действительный член ИАХ (1893)
Премиипенсия ИАХ (1854)
Медиафайлы на Викискладе

Алексей Петрович Боголюбов

(16 [28] марта 1824, село Померанье, Новгородская губерния — 7 ноября 1896, Париж) — русский художник-маринист, мастер русской батальной марины.

Биография

Внук писателя А. Н. Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 [28] марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795—1845)— дочери писателя Александра Николаевича Радищева.

Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведён в Морской кадетский корпус, окончив его в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.

В 1850 году Боголюбов поступил в Императорскую Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил золотую медаль 2 степени за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е.и.в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».

Боголюбов окончил Академию в 1853 году с золотой медалью 1-го достоинства и был назначен художником Главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.

Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки (см. Записки Качалова — Качалов Николай Александрович).

По возвращении получил звание академика, а в 1860 году — профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого.

В 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути, чтобы «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях»[4]. В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений»[4] написал старший брат художника, Николай (1821—1898), также участвовавший в этой поездке. По мотивам некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна.

В 1864 году вместе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финскому заливу, и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов.

В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.

В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.

Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком. Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие.

А. П. Боголюбов, скончавшийся во Франции, был похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (т. н. «Некрополь мастеров искусств»). Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 г.

В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, базируется Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя А. П. Боголюбова.

Жена (с 06.11.1859; Висбаден) — Надежда Павловна Нечаева

(27.09.1839—17.03.1865), дочь полковника Павла Павловича Нечаева, рано осиротела, воспитывалась в Екатерининском институте, после жила с дядей Н. А. Жеребцовым в Париже, где познакомилась с будущем мужем. По его словам, она «была весьма миловидная, миниатюрная девица с прекрасными умными глазами, русыми волосами и ртом невыразимой приятности. Все движения её были просты, не изысканны, но полны врождённой грации». После свадьбы жила в Дюссельдорфе, где хорошо была принята знакомыми мужа, за «её ум, миловидность и кротость». Скончалась от чахотки в Ницце. Похоронена с мужем и детьми на Малоохтинском кладбище. Дети: Надежда (ум. 1865) и Николай (10.09.1864—15.06.1865).

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ БОГОЛЮБОВ

И. Е. Репин. Портрет Боголюбова, 1876 год.

Внук писателя А. Н. Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 [28] марта1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795—1845).

Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге, окончив его в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.

В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е. и. в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».

А. П. Боголюбов «Вид Смольного монастыря с Охты»

Москва. Середина июня 1882 года. И. Е. Репин создает пор­трет удивительного человека, своего старшего друга А. П. Боголюбо­ва. Алексей Петрович был болен, Репин приехал его навестить и на­писал маститого художника в один сеанс — за три часа заду­шевной беседы. Происходило это в доме Боголюбова, который и поныне стоит на Сущевской улице, № 14.

А. П. Боголюбов. Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года. 1875–1877

За долгую, более чем полувеко­вую жизнь в искусстве, создав несколько тысяч произведений в живописи и графике, Боголюбов прошел своеобразный путь раз­вития. Дарование его проявилось очень рано («…я был маляром чуть ли не с четырехлетнего воз­раста»,— вспоминал он) и быстро развивалось, поощряемое и в се­мье, и в Морском кадетском кор­пусе, где он получил образование и где рисованию обучали весьма серьезно.

А. П. Боголюбов. Италия Палермо

С восьми лет его готовили к морской службе. Верно, ждала его завидная карьера морского офицера («В 12 лет я в совершен­стве знал все морские мелочи»,— писал Боголюбов). Но им владела непреодолимая любовь к художе­ству. Он постоянно что-то зачер­чивал в альбом, бегал в порт ри­совать корабли, сочинял картины. В 17 лет мичман Боголюбов на­писал первую дошедшую до нас морскую баталию: «Бой люгера «Широкий» с греческим шестидесятипушечным корветом «Спе­ция» в Монастырской бухте (о. Парос)». Появились покупате­ли, заказчики. К. Брюллов, И. Айвазовский, скульптор П. Клодт и президент Петербургской Акаде­мии художеств герцог М. Лейхтенбергский одобрительно отнеслись к таланту молодого моряка.

А. П. Боголюбов. Турция Мечеть в Константинополе

В 1851 году, не оставляя служ­бы, Боголюбов начинает зани­маться в Академии художеств у пейзажиста М. Н. Воробьева и ба­талиста Б. П. Виллевальде. За три года упорной работы он столь преуспел в постижении академиче­ской науки, что получил все поощ­рительные награды — серебряную медаль за картину «Китобои», Ма­лую золотую за «Вид Смольного монастыря с Большой Охты». А при окончании Академии в 1853 го­ду — Большую золотую медаль и звание художника I степени за три вида Ревеля и «Вид Петербур­га с взморья в лунную ночь».

Боголюбов закончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником Главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.

А. П. Боголюбов. Синоп. Турция. 1856

Итак, моряк стал художником. Снискав большие успехи в искус­стве, он получает отставку, несмо­тря на то, что уже шла Крымская война. Царь Николай I заказыва­ет Боголюбову серию из семи кар­тин на темы славных побед рус­ского флота на Черном море. Баталии были исполнены во вре­мя заграничной командировки — пенсионерства, как тогда говори­ли, на которое давала право зо­лотая медаль.

А. П. Боголюбов. Нормандский город. 1879 год.

За границей Боголюбов провел без малого шесть лет, побывав в Турции, на Мальте, изъездил всю Европу. Удивительно, природу Италии он не полюбил, только Венеция покорила его своим жем­чужным воздухом. Всю жизнь потом он писал и рисовал этот город с его каналами и архитек­турой. В Италии же серьезней­шим образом изучал наследие русского пейзажиста Сильвестра Щедрина, писал картины на щед­ринских местах. В Риме познако­мился и с Александром Ивано­вым, гениальные пейзажные этю­ды которого не были еще извест­ны в России.

А.П.Боголюбов. Италия. Венеция ночью. 1850-е

Во Франции он сдружился с ве­ликим пейзажистом К. Коро, барбизонцами Ш. Ф. Добиньи, Т. Рус­со. Прошел хорошую двухлетнюю школу у Андрея Ахенбаха, лидера дюссельдорфских пейзажистов-реалистов. Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки.

Можно сказать — потрудился на славу — в полном смысле этого слова: вернувшись в конце 1860 года в Петербург, привез 30 картин, более двухсот живописных этюдов и несчетное количество рисунков. По возвращении получил звание академика, а в 1860 году— профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Многие вещи приобретены любителями. Свою лучшую картину «Ярмарка в Ам­стердаме» художник преподнес царю. Александр II щедро распла­тился за крымские баталии и за­казал новую серию полотен на темы петровских морских побед на Балтике и Каспии, поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого. Газеты и журналы наперебой трубили хва­лу. Даже спустя двадцать лет И. Н. Крамской, непререкаемый тогда авторитет, вспоминал, что, вернувшись после пенсионерства, Боголюбов

«…сразу стал тем Бо­голюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа… Это бы­ло положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными евро­пейскими мастерами».

Вот так уже в начале творче­ского пути современники оцени­вали роль Боголюбова в разви­тии русского искусства. Но сле­дует отметить, что реалистиче­ские достижения у художника тогда отчетливо проявились в ри­сунке и живописных этюдах, а в картинах царила эстетика роман­тизма, правда, в чисто боголюбовском варианте: в основу карти­ны он закладывал живое наблю­дение и изученный на натуре ро­мантический эффект, сюжетно усложненный, воплощал на хол­сте. На картине «Вход рыбачьего судна в гавань Сен-Валери в Ко. Франция» — буря в Атлантиче­ском океане у берегов Норман­дии — все сурово, драматично, в предельном напряжении. Кипя­щие волны отбрасывают барку под напруженными парусами от при­чала. Люди из последних сил тросом притягивают ее к пирсу. В небе тяжелая туча наплывает на прозрачные облака. Свет зло­веще озаряет паруса барки и вол­ны вокруг. Романтизм оказался естественным в картинах морских баталий. Сражение — уже само по себе необычное явление, а если это бой парусных кораблей, гиган­тов, красавцев времен Крымской и петровских войн, то и подавно. Во главе полотен Крымской се­рии — «Синопский бой 18 ноября 1853 года». Петровский цикл со­здавался около двадцати лет и, естественно, не был стилистиче­ски цельным.

Романтическая направленность шестидесятых годов в семидесятые уступила место более трезвому историзму. Пример тому две картины эпизоды Гангутского сражения 27 июля 1714 года.

При всех достоинствах боголюбовских батальных полотен выде­ляется одно -эскиз к картине «Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года». Это первое морское сражение парусных кораблей, до того флот был галерный. Эскиз писался в порыве творческого вдохновения художника и моря­ка-профессионала, когда знания преображаются в видение, а жи­вопись в гармоническом потоке цвета, пластическом сочетании красок дает жизнь предметам в пространстве, свето-воздушной среде.

Как морской баталист, Бого­любов — явление в отечествен­ном искусстве, непревзойденный историограф русского флота. На его картинах специалисты изу­чали и изучают морскую историю. Большинство его батальных про­изведений, а их около ста, было собрано в Русской галерее Эрми­тажа. В наше время основные коллекции находятся в Централь­ном военно-морском музее и Выс­шем военно-морском училище име­ни М. В. Фрунзе (бывший Мор­ской кадетский корпус). Отдель­ные картины — в Русском музее и Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева.

Возвратившись из Европы, Боголюбов обнаружил, что совсем не знает своего Отечества, не ви­дел ни Москвы, ни Волги. И ре­шает восполнить упущенное. В мае следующего года он уже плы­вет от Твери до Астрахани и далее по западному берегу Каспия.

В 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути, чтобы «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях». В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» написал старший брат художника, Николай (1821—1898), также участвовавший в этой поездке. По мотивом некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна.

В 1864 году вместе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финскому заливу, и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов.

Затем еще три путеше­ствия в 1863, 1866 и 1869 годах. Одно начиналось с Петербурга на север к Петрозаводску и через каналы Мариинской системы в Волгу, на Дон, в Черное море, Крым с возвращением через Ук­раину и Центральную Россию в Москву. Во множестве произве­дений воспел он Родину, великую русскую реку, ее берега, города, самобытные суда — ладьи, баржи, красочные расшивы, мокшаны, огромные коноводки. Как во­сторженно говорил он о Волге:

«Плывя бесконечными столбичами и проехав Жигулевские горы, я подумал — ну что такое Рейн, Дунай со своими Железными во­ротами и, наконец, Саксонская Швейцария, какая это мелочь и сколько этого добра стоит на Вол­ге, и никто не кричит о нем. На­станет время, и нас узнают!»

А о Москве вспоминал:

«Не думал я никогда, чтоб этот православный город так на меня подействовал! Щетинистый Кремль с его баш­нями, Василий Блаженный, собо­ры, скученные, всех возможных стилей и архитектур, Замоскво­речье! Все это было так чудно, так оригинально!»

Москва вошла в его душу. Ка­жется, он переписал и перерисо­вал ее всю — широкие раздоль­ные панорамы с Воробьевых гор и других возвышенностей, Кремль с монастырями, площадями, соборами — изнутри, виды его с Ка­менного моста, Софийской набе­режной, иллюминированный Кремль в пасхальную ночь; па­норамы из Кремля — особенно на Замоскворечье, храм Христа Спа­сителя, золоченая глава которого виднелась за 60 верст; Москва-река со слободами по берегам — Андреевской, Хамовнической, Воронцовым, Девичьим и Бабьим полями.

В 1878 году художник пишет интереснейшую картину «Вид Москвы от дома Г. И. Хлудова» (ме­сто на взгорке над Яузой невда­леке от Курского вокзала). По­лотно это — историческое свиде­тельство. Передний план — бога­тый усадебный ухоженный сад с розариями и вазонами. Мрамор­ные львы охраняют широкий пан­дус, поднимающийся направо вверх к дому. Но за деревьями дома не видно, а выше — кирпич­ные корпуса и здание управления сахаро-рафинадного завода, цер­ковка Покрова Богородицы в Гру­зинском переулке. За парапетом, над обрывом к Яузе, в утренней голубой дымке Москва — пано­рама от Кремля и храма Спаса к Замоскворечью до излуки Яузы в Таганской части. Прозрачными свечками ушли в небо церковь Воскресения в Кадашах и коло­кольня церкви Черниговских Чу­дотворцев, гордый храм Климен­та, папы римского; далее храм Никиты Великомученика на Швивой горке и величественное клас­сической архитектуры здание Яуз­ской больницы.

Занимали Боголюбова вопросы гармонии бытия, соседствующие в жизни праздники и обыденность, величие и суетность. Как он их решал — видно на карти­нах «Москва. Волхонка», «Двух­сотлетний юбилей Петра Великого на Неве». 30 мая 1872 года в Рос­сии торжественно отмечали 200 лет со дня рождения Петра I. Бо­голюбову и его другу К. Ф. Гуну понравился праздник в Петербур­ге, гуляние на Сенатской площа­ди у «Медного всадника» с ка­танием по Неве на катерах, и они написали большую картину. Гун — людей, а Боголюбов — все осталь­ное. И так у них ладно получи­лось, что изобразили и себя, ри­сующими на фоне памятника.

В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.

А. Боголюбов мастер сюжетной композиционной картины. Живописное искусство его было изощреннейшим. Этюды с нату­ры — это тоже картины-миниатю­ры, сложные по композиции и за­конченные по живописи. В подав­ляющем большинстве они испол­нены лирического любования при­родой во всех ее проявлениях. Сам Боголюбов ценил свои этю­ды больше картин. Очень мало продавал, дарил только близким людям. Первым начал показы­вать этюды на выставках, как и рисунки, узаконив их эстетиче­скую ценность. Ему это было лег­ко — он блестяще владел техни­кой графики. Пример тому аква­рель «Венеция».

В силу открытости своей нату­ры Боголюбов легко делился с товарищами-художниками тайна­ми мастерства. По всей вероятно­сти, замечательный этюд «Вёль», исполненный в 1874 году, был учебным пособием для молодых пенсионеров Поленова, Репина, Савицкого. Первоначально он на­зывался «Русские художники на этюдах в Вёле». Эта деревушка во французской Нормандии на­поминала Боголюбову родную природу, по которой он очень скучал.

В 1872 году художник сильно заболел, и врачи настоятельно рекомендовали мягкий климат, пугая суровой русской зимой. Бо­голюбов обосновался в Париже, лишь два-три летних месяца про­водя на родине. Но свой париж­ский дом превратил в малую Россию, где собирались русские художники, музыканты, писатели. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. Не пропускал Боголюбовские вторники И. С. Тургенев. Позже Боголюбов создал Общество рус­ских художников в Париже, был избран его председателем, а сек­ретарем — Тургенев. В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.

А. П. Боголюбов, скончавшийся во Франции, был похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (т.н. «Некрополь мастеров искусств»). Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 г.

В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, базируется Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя А. П. Боголюбова.

Н. ОГАРЕВА

Музеи

Работы Боголюбова в музеях разных стран

  • Азербайджан, Национальный музей искусств Азербайджана, Баку.
  • Армения, Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
  • Белоруссия, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
  • Грузия, Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.
  • Украина, Одесский художественный музей, Одесса.
  • Украина, Харьковский художественный музей, Харьков.
  • Украина, Херсонкий областной художественный музей им. А. А. Шовкуненко, Херсон.
  • Украина, Днепропетровский художественный музей, Днепр.
  • Украина, Донецкий областной художественный музей, Донецк.
  • Украина, Запорожский художественный музей, Запорожье.
  • Украина, Львовская государственная картинная галерея Львов.
  • Украина, Полтавский художественный музей, Полтава.
  • Украина, Сумской областной художественный музей им. Н. Х. Онацкого
  • Казахстан, Государственный музей искусств, Алматы.
  • Эстония, Дворец-музей Кадриорг.
  • Украина, Николаевский областной художественный музей им. В. В. Верещагина

Республиканские музеи Российской Федерации

  • Бурятия, Бурятский республиканский художественный музей, Улан-Удэ
  • Северная Осетия, Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ
  • Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
  • Карелия, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
  • Дагестан, Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала
  • Мордовия, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Саранск
  • Удмуртия, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск
  • Чувашия, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Областные и краевые музеи Российской Федерации

  • Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
  • Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
  • Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Нижегородский государственный художественная музей
  • Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого
  • Тульский областной художественный музей
  • Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина
  • Волгоградский музей изобразительных искусств
  • Вольский краеведческий музей
  • Иркутский областной художественный музей
  • Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств
  • Омский областной музей изобразительных искусств
  • Пермская государственная художественная галерея
  • Рыбинский музей-заповедник
  • Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
  • Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского
  • Государственный Литературный музей, Москва
  • Архангельский областной краеведческий музей, Архангельск
  • Костромской государственный объединённый художественный музей
  • Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова
  • Ростовский областной музей изобразительных искусств
  • Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого
  • Тюменский музей изобразительных искусств
  • Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
  • Вязниковский историко-художественный музей
  • Государственный художественно-архитектурный музей, Ораниенбаум
  • Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Калужский областной художественный музей
  • Кировский областной художественный музей
  • Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
  • Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
  • Музей Тропинина, Москва
  • Музей личных коллекций
  • Новосибирский государственный художественный музей
  • Новгородский государственный объединённый музей-заповедник
  • Переславль-Залесский музей-заповедник
  • Плесский государственный исторический археологический и художественный музей-заповедник
  • Приморская краевая картинная галерея, Владивосток
  • Серпуховский историко-художественный музей
  • Сочинский художественный музей
  • Тверская областная картинная галерея
  • Ульяновский художественный музей
  • Челябинская областная картинная галерея
  • Череповецкий краеведческий музей

Алексей Петрович Боголюбов

Музейная жизнь России до революции 1890-х годов была сосредоточена в основном в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге и в основном музеи были частными и почти недоступными для посещения широкой публикой. 29 июня 1885 года состоялось торжественное открытие первого в России провинциального художественного музея в городе Саратове, музей получил имя А. Н. Радищева. 30 июня музей был открыт для бесплатного посещения всеми желающими. Основал Саратовский художественный музей художник-подвижник Алексей Петрович Боголюбов. После открытия этого музея по всей России прошла волна организации художественных музеев — подобные музеи возникают в Харькове, Нижнем Новгороде, Пензе и других городах России. Само же наследие художника очень интересно: он писал пейзажи, море, города, отдавая много сил на развитие русской художественной школы. Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, Новгородской губернии. Мальчик был вторым сыном в семье полковника Петра Гавриловича Боголюбова и воспитанницы Смольного института Фёклы Александровны, дочери писателя А.Н.Радищева. Участник Отечественной войны 1812 года, Петр Гаврилович умер от последствий ранений, когда старшему сыну, Николаю, было девять лет, Алексею шесть. Как сироты заслуженного человека мальчики были приняты в Санкт-Петербургский Пажеский корпус. Затем были морская рота Александровского Царскосельского корпуса, Морской кадетский корп. Встреча лейтенанта Алексея Боголюбова с президентом Академии художеств герцогом Максимилианом Лейхтенбергским решила судьбу юноши — моряк решил стать художником. Не оставляя службы морского офицера, Боголюбов стал учеником Академии художеств, брал уроки у профессоров М.Н.Воробьева, Б.П.Виллевальде, А.П.Брюллова, Ф.А.Бруни. Но наибольшее влияние оказал на него И. К. Айвазовский. В 1853 году Совет Академии художеств удостоил Боголюбова большой золотой медали, звания художника 1-й степени и трехлетней поездки в художественные центры Европы для совершенствования за счет Академии. Уволившись из флота, Боголюбов в чине титулярного советника в звании художника был причислен к Главному Морскому штабу. В 1854-60 годы художник ездит по Европе. В Риме знакомится с А. А. Ивановым, который хвалит его работы, в Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у А. Ахенбаха. В Париже восхищается барбизонцами. В мастерской Боголюбова любил бывать К. Коро. Ш.-Ф. Добиньи обменивался с русским художником этюдами. На Всемирной Парижской выставке Боголюбов исполнял обязанности комиссара русского художественного отдела и, по просьбе великого князя Владимира Александровича, члена жюри. И деятельность Боголюбова по организации выставки, и участие его как экспонента, несмотря на отказ на соискание наград, были высоко оценены — офицерским знаком Почетного легиона и академическим призом «Пальма прима». Возвратившись в 1860 г. в Россию с огромным количеством картин и этюдов, Боголюбов показал свои работы на выставке в Академии художеств и получил звание профессора и особую благодарность. В 1860-х гг. совершил три поездки по Волге. Он пишет пейзажи, передает определенное освещение, состояние дня. По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850-70-х гг. выполняет серии картин, посвященных морским баталиям Крымской и русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. Условия заказа диктовали точность в изображении всех деталей корабельной оснастки и передаче исторических подробностей. С 1873 г. и до самой смерти Боголюбов из-за плохого здоровья по совету докторов зимние месяцы проводит во Франции. Здесь он много рисует и одновременно ведет общественную жизнь. Алексей Петрович сумел сделать свой парижский дом культурным центром. Вокруг Боголюбова собирались русские художники и вообще русские, жившие в Париже, близкие к искусству. В его просторной мастерской на рю де Рома, 95, каждый находил то, в чем нуждался, — добрый совет, материальную поддержку, временный кров, общение с художниками, писателями, актерами и музыкантами. Очень популярными были зародившиеся в 1874 году «боголюбовские вторники», на которых бывали И.С.Тургенев, А.К.Толстой, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, К.А.Савицкий, Н.Д.Дмитриев-Оренбург¬ский, А.А.Харламов, французские художники Ж.-П.Лоранс, Ж.-Л.Жером. Боголюбов активно содействовал постройке в Париже православного храма Александра Невского. Возведение собора осуществлялось под руководством друга Боголюбова, архитектора И.В.Штрома, по проекту которого в 1885 году выстроен Радищевский музей в Саратове. Интерьер собора расписывали по рекомендации Боголюбова пенсионеры Академии художеств братья Е.С. и П.С. Сорокины и Ф.А.Бронников. Боголюбов подарил собору две свои картины. В этом соборе отпевали И.С.Тургенева. В 1885 году А.П. Боголюбов создал в Саратове на основе собственного собрания первый в России провинциальный художественный музей и дал ему имя своего деда А.Н. Радищева. Позже при музее открылась рисовальная школа. Музею и школе Боголюбов завещал все состояние, «дабы возвысить образовательное дело юношества».мер художник в Париже, но тело его привезли в Россию и похоронили в Петербурге.

Галерея работ

  • Аллея в парке. Лихтенштейн. 1889 год
  • Антверпен. 1854 год
  • Афонское сражение. 1853 год
  • Бакинская губерния. Баку. Набережная. 1861 год
  • Бакинская губерния. Баку. Улица в полдень. 1861 год
  • Бой 44-пушечного фрегата «Флора» с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года. 1854 год
  • Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года. 1878 год
  • Бой пароходофрегата «Владимир» с турецко-египетским военным пароходом «Перваз-Бахри» 5 ноября 1853 года
  • Гибель фрегата «Александр Невский» (Вид ночью). 1868 год.
  • Гибель фрегата «Александр Невский» (Дневной вариант). 1868 год
  • Франция. Нормандия. Вёль[fr]. 1880 год
  • Италия. Венеция ночью. 1850-е
  • Венеция. 1850-е
  • Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года. 1845
  • Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года. 1851
  • Императорская паровая яхта «Александрия» 1852 года. 1852 год
  • Клипер «Разбойник» в Гавре. 1887 год
  • Турция. Мечеть в Константинополе
  • Морской бой. Пленение фрегатом «Владимиром» турецкого парохода «Перваз-Бахри». 1858 год
  • Нормандский город. 1879 год.
  • Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 года 1857 год.
  • Италия. Палермо
  • Пароход «Колхида» во время боя у поста Святого Николая. 1854 год
  • Синоп. Турция. 1856
  • Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года. 1875–1877
  • Фрегат «Паллада» 1847 года. 1847 год
  • «Море», 1835 год. Национальный музей искусств Азербайджана (Баку)
  • «Пожар на паруснике» Конец XIX века. Сочинский художественный музей

Студия И. Галереи интерьерной живописи

Боголюбов Алексей Петрович(1824–1896)-выдающийся русский художник-маринист, мастер русской батальной марины. Внук писателя Александра Николаевича Радищева(1749-1802),Алексей Николаевич Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 (28) марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795—1845).

После скоропостижной смерти отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге,который окончил в 1841 году с присвоением звания мичмана флота Российского. Алексей Боголюбов поступил на флотскую службу, во время которой побывал в разных странах: Голландии, Португалии, Англии, острове Мадейре. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Стремление к живописи проявилось ещё в кадетском корпусе. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Рисунки молодого офицера попали в руки герцогу, который, внимательно познакомившись с ними, посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.

В 1850 году Алексей Петрович Боголюбов поступил в Императорскую Академию художеств вольноопределяющимся учеником. Его педагогами в Академии были профессор Максим Никифорович Воробьёв(1787-1855), известный русский живописец, великолепный мастер пейзажа, представитель романтизма, занимающий значительное место в истории русской живописи и как художник, и как наставник целого поколения русских пейзажистов, и Богдан Павлович Виллевальде(1818/19-1903),талантливый и самобытный русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств.Но, несомненно, самое большое влияние на творчество боголюбова оказал великий Иван Константинович Айвазовский(1817-1900), всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Боголюбов обратил на себя внимание педагогов двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году.» За эти работы молодой художник был пожалован высочайшими подарками. В 1852 году Алексей Петрович получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие его Императорского величества герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».

В 1863 году Алексей Петрович Боголюбов окончил Императорскую Академию художеств с большой золотой медалью, получил аттестат 1-й степени на звание классного художника и право заграничной командировки. Одновременно с этим он получил отставку от службы и назначение художником-маринистом Главного морского штаба Императорского флота. Оставив морскую службу, Алексей Петрович Боголюбов в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве он пользовался советами знаменитого Александра Калама(1810-1864),известного швейцарского художника, чьи эпические, в основном альпийские пейзажи были чрезвычайно популярны в XIX веке и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие пейзажного жанра, в Париже работал в мастерской Луи-Габриэль-Эжен Изабе(1803-1886),известного французского живописца-мариниста, акварелиста, литографа романтического направления, в Дюссельдорфе в течение двух лет учился у известного пейзажиста-мариниста Андреаса Ахенбаха(1815-1910)

В 1856 году Алексей Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.В 1858 году за виды Константинополя, Рима и Шильонского замка на Женевском озере Боголюбов был удостоен звания академика, а в 1861 году – звания профессора живописи. В этом же году Боголюбов устроил в залах Императорской Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, и в особенности его «Синоп» и «Кермес в Амстердаме», украшающие в наши дни экспозицию Государственного Эрмитажа. В последующих годах Боголюбов много путешествовал с художественными целями по России. Император Александр II,высоко оценив труды и талант Боголюбова, поручил ему написать в картинах историю флота Петра Великого; этими работами Боголюбов был занят в течение всего времени царствования государя-императора. Также,Алексей Петрович Боголюбов по поручению гидрографического департамента морского министерства вместе с капитанами Баженовым и Кроуном посещал многочисленные балтийские порты, бороздил просторы Финского залива и шхеры для исполнения атласа, изображал берега и производил промеры окрестностей портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море под руководством известного гидрографа, капитана Ивашенцова.Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути.В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» написал старший брат художника, Николай (1821—1898), также участвовавший в этой поездке. По мотивом некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна.

В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей. В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят. Боголюбов являлся основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове,позднее завещал этому музею свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком.

27 октября 1896 года, в возрасте 72-х лет Алексей Петрович Боголюбов скончался в Париже. Тело художника было перевезено в Россию и предано земле в Санкт-Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры в так называемый «Некрополь мастеров искусств». Предполагалась установка нового памятника, однако, позднее место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита была установлена в 2006 году.В Москве, в бывшем особняке художника, находящимся по адресу: ул. Сущёвская, дом 14, в настоящее время находится Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя Алексея Петровича Боголюбова. Произведения Боголюбова находятся в собраниях многих музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие…. Без всякого сомнения, Алексей Петрович Боголюбов является одним из наиболее значительных и талантливейших наших маринистов, которого смело можно поставить в один ряд с лучшими европейскими маринистами. Значение Боголюбова как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Он вместе с Львом Феликсовичем Лагорио(1826-1905),одним из самых известных русских художников-маринистов и Иваном Константиновичем Айвазовским(1817-1900),всемирно известным русским художником-маринистом, а также другими значительно более молодыми маринистами — Александром Карловичем Беггровым(1841-1914),Руфином Гавриловичем Судковским(1850-1885), Владимиром Донатовичем Орловским(1842-1914), Фёдором Александровичем Васильевым(1850-1873) —без всякого сомнения являются главнейшими представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты, посредственно или непосредственно, являлись и являются его учениками.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

Примечания

  1. RKDartists https://wikidata.org/Track:Q17299517″>https://wikidata.org/Track:P650″>
  2. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др.
    Record #11940723X // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.

    https://wikidata.org/Track:Q27302″>https://wikidata.org/Track:Q304037″>https://wikidata.org/Track:Q256507″>https://wikidata.org/Track:Q170109″>https://wikidata.org/Track:Q36578″>

  3. 12
    https://books.google.com/books?id=O0IzDwAAQBAJ&pg=PA9&dq=Alexey+Bogolyubov&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwi1l6HP3LzZAhWBm1kKHf2NAW8Q6AEIJzAA#v=onepage&q=Alexey%20Bogolyubov&f=false
  4. 12
    [Боголюбов Н. П., Боголюбов А. П.]. Волга от Твери до Астрахани. С 10 литографиями, 31 политипажем и картою Волги. Издание Общества «Самолёт». СПб., в типографии Гогенфельдена и Ко, 1862. VIII, 415 c.; с иллюстрациями в тексте и 10 иллюстрациями на отдельных листах. 23,1 x 15,3 см. Титульный лист гравирован Е. Гогенфельденом по рисунку А. Шарлеманя.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: