В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Боголюбов; Боголюбов, Алексей.
Алексей Петрович Боголюбов | |
И. Е. Репин. Портрет Боголюбова, 1876 год. | |
Дата рождения | 16 (28) марта 1824[1] |
Место рождения | село Померанье, Новгородский уезд, Новгородская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 7 ноября 1896(1896-11-07) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Жанр | марина, пейзаж |
Учёба |
|
Стиль | реализм |
Награды | |
Звания | академик ИАХ (1858) профессор ИАХ (1861) действительный член ИАХ (1893) |
Премии | пенсия ИАХ (1854) |
Медиафайлы на Викискладе |
Алексей Петрович Боголюбов
(16 [28] марта 1824, село Померанье, Новгородская губерния — 7 ноября 1896, Париж) — русский художник-маринист, мастер русской батальной марины.
Биография
Внук писателя А. Н. Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 [28] марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795—1845)— дочери писателя Александра Николаевича Радищева.
Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведён в Морской кадетский корпус, окончив его в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.
В 1850 году Боголюбов поступил в Императорскую Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил золотую медаль 2 степени за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е.и.в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».
Боголюбов А. П. Открытие Петербургского Морского канала в 1886 г.
Боголюбов окончил Академию в 1853 году с золотой медалью 1-го достоинства и был назначен художником Главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.
Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки (см. Записки Качалова — Качалов Николай Александрович).
А. П. Боголюбов. 1861 год.
По возвращении получил звание академика, а в 1860 году — профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого.
В 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути, чтобы «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях»[4]. В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений»[4] написал старший брат художника, Николай (1821—1898), также участвовавший в этой поездке. По мотивам некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна.
В 1864 году вместе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финскому заливу, и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов.
В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.
В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.
Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком. Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие.
А. П. Боголюбов, скончавшийся во Франции, был похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (т. н. «Некрополь мастеров искусств»). Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 г.
Надежда Боголюбова на портрете В. П. Верещагина
В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, базируется Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя А. П. Боголюбова.
Жена (с 06.11.1859; Висбаден) — Надежда Павловна Нечаева
(27.09.1839—17.03.1865), дочь полковника Павла Павловича Нечаева, рано осиротела, воспитывалась в Екатерининском институте, после жила с дядей Н. А. Жеребцовым в Париже, где познакомилась с будущем мужем. По его словам, она «была весьма миловидная, миниатюрная девица с прекрасными умными глазами, русыми волосами и ртом невыразимой приятности. Все движения её были просты, не изысканны, но полны врождённой грации». После свадьбы жила в Дюссельдорфе, где хорошо была принята знакомыми мужа, за «её ум, миловидность и кротость». Скончалась от чахотки в Ницце. Похоронена с мужем и детьми на Малоохтинском кладбище. Дети: Надежда (ум. 1865) и Николай (10.09.1864—15.06.1865).
Алексей Петрович Боголюбов (16 [28] марта1824, село Померанье, Новгородская губерния — 27 октября 1896, Париж) — русский художник-маринист, мастер русской батальной марины.
Внук писателя А. Н. Радищева. Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 [28] марта1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795—1845).
Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге, окончив его в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.
В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде. Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.». В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е. и. в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».
Москва. Середина июня 1882 года. И. Е. Репин создает портрет удивительного человека, своего старшего друга А. П. Боголюбова. Алексей Петрович был болен, Репин приехал его навестить и написал маститого художника в один сеанс — за три часа задушевной беседы. Происходило это в доме Боголюбова, который и поныне стоит на Сущевской улице, № 14.
За долгую, более чем полувековую жизнь в искусстве, создав несколько тысяч произведений в живописи и графике, Боголюбов прошел своеобразный путь развития. Дарование его проявилось очень рано («…я был маляром чуть ли не с четырехлетнего возраста»,— вспоминал он) и быстро развивалось, поощряемое и в семье, и в Морском кадетском корпусе, где он получил образование и где рисованию обучали весьма серьезно.
С восьми лет его готовили к морской службе. Верно, ждала его завидная карьера морского офицера («В 12 лет я в совершенстве знал все морские мелочи»,— писал Боголюбов). Но им владела непреодолимая любовь к художеству. Он постоянно что-то зачерчивал в альбом, бегал в порт рисовать корабли, сочинял картины. В 17 лет мичман Боголюбов написал первую дошедшую до нас морскую баталию: «Бой люгера «Широкий» с греческим шестидесятипушечным корветом «Специя» в Монастырской бухте (о. Парос)». Появились покупатели, заказчики. К. Брюллов, И. Айвазовский, скульптор П. Клодт и президент Петербургской Академии художеств герцог М. Лейхтенбергский одобрительно отнеслись к таланту молодого моряка.
В 1851 году, не оставляя службы, Боголюбов начинает заниматься в Академии художеств у пейзажиста М. Н. Воробьева и баталиста Б. П. Виллевальде. За три года упорной работы он столь преуспел в постижении академической науки, что получил все поощрительные награды — серебряную медаль за картину «Китобои», Малую золотую за «Вид Смольного монастыря с Большой Охты». А при окончании Академии в 1853 году — Большую золотую медаль и звание художника I степени за три вида Ревеля и «Вид Петербурга с взморья в лунную ночь».
Боголюбов закончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником Главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха. В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.
Итак, моряк стал художником. Снискав большие успехи в искусстве, он получает отставку, несмотря на то, что уже шла Крымская война. Царь Николай I заказывает Боголюбову серию из семи картин на темы славных побед русского флота на Черном море. Баталии были исполнены во время заграничной командировки — пенсионерства, как тогда говорили, на которое давала право золотая медаль.
За границей Боголюбов провел без малого шесть лет, побывав в Турции, на Мальте, изъездил всю Европу. Удивительно, природу Италии он не полюбил, только Венеция покорила его своим жемчужным воздухом. Всю жизнь потом он писал и рисовал этот город с его каналами и архитектурой. В Италии же серьезнейшим образом изучал наследие русского пейзажиста Сильвестра Щедрина, писал картины на щедринских местах. В Риме познакомился и с Александром Ивановым, гениальные пейзажные этюды которого не были еще известны в России.
Во Франции он сдружился с великим пейзажистом К. Коро, барбизонцами Ш. Ф. Добиньи, Т. Руссо. Прошел хорошую двухлетнюю школу у Андрея Ахенбаха, лидера дюссельдорфских пейзажистов-реалистов. Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки.
Можно сказать — потрудился на славу — в полном смысле этого слова: вернувшись в конце 1860 года в Петербург, привез 30 картин, более двухсот живописных этюдов и несчетное количество рисунков. По возвращении получил звание академика, а в 1860 году— профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Многие вещи приобретены любителями. Свою лучшую картину «Ярмарка в Амстердаме» художник преподнес царю. Александр II щедро расплатился за крымские баталии и заказал новую серию полотен на темы петровских морских побед на Балтике и Каспии, поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого. Газеты и журналы наперебой трубили хвалу. Даже спустя двадцать лет И. Н. Крамской, непререкаемый тогда авторитет, вспоминал, что, вернувшись после пенсионерства, Боголюбов
«…сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа… Это было положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными европейскими мастерами».
Вот так уже в начале творческого пути современники оценивали роль Боголюбова в развитии русского искусства. Но следует отметить, что реалистические достижения у художника тогда отчетливо проявились в рисунке и живописных этюдах, а в картинах царила эстетика романтизма, правда, в чисто боголюбовском варианте: в основу картины он закладывал живое наблюдение и изученный на натуре романтический эффект, сюжетно усложненный, воплощал на холсте. На картине «Вход рыбачьего судна в гавань Сен-Валери в Ко. Франция» — буря в Атлантическом океане у берегов Нормандии — все сурово, драматично, в предельном напряжении. Кипящие волны отбрасывают барку под напруженными парусами от причала. Люди из последних сил тросом притягивают ее к пирсу. В небе тяжелая туча наплывает на прозрачные облака. Свет зловеще озаряет паруса барки и волны вокруг. Романтизм оказался естественным в картинах морских баталий. Сражение — уже само по себе необычное явление, а если это бой парусных кораблей, гигантов, красавцев времен Крымской и петровских войн, то и подавно. Во главе полотен Крымской серии — «Синопский бой 18 ноября 1853 года». Петровский цикл создавался около двадцати лет и, естественно, не был стилистически цельным.
Романтическая направленность шестидесятых годов в семидесятые уступила место более трезвому историзму. Пример тому две картины эпизоды Гангутского сражения 27 июля 1714 года.
При всех достоинствах боголюбовских батальных полотен выделяется одно -эскиз к картине «Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года». Это первое морское сражение парусных кораблей, до того флот был галерный. Эскиз писался в порыве творческого вдохновения художника и моряка-профессионала, когда знания преображаются в видение, а живопись в гармоническом потоке цвета, пластическом сочетании красок дает жизнь предметам в пространстве, свето-воздушной среде.
Как морской баталист, Боголюбов — явление в отечественном искусстве, непревзойденный историограф русского флота. На его картинах специалисты изучали и изучают морскую историю. Большинство его батальных произведений, а их около ста, было собрано в Русской галерее Эрмитажа. В наше время основные коллекции находятся в Центральном военно-морском музее и Высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе (бывший Морской кадетский корпус). Отдельные картины — в Русском музее и Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева.
Возвратившись из Европы, Боголюбов обнаружил, что совсем не знает своего Отечества, не видел ни Москвы, ни Волги. И решает восполнить упущенное. В мае следующего года он уже плывет от Твери до Астрахани и далее по западному берегу Каспия.
В 1861 году по поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути, чтобы «дать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях». В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» написал старший брат художника, Николай (1821—1898), также участвовавший в этой поездке. По мотивом некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна.
В 1864 году вместе с капитанами Баженовым и Кроуном Боголюбов выполнил аналогичный атлас берегов Финскому заливу, и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов.
Затем еще три путешествия в 1863, 1866 и 1869 годах. Одно начиналось с Петербурга на север к Петрозаводску и через каналы Мариинской системы в Волгу, на Дон, в Черное море, Крым с возвращением через Украину и Центральную Россию в Москву. Во множестве произведений воспел он Родину, великую русскую реку, ее берега, города, самобытные суда — ладьи, баржи, красочные расшивы, мокшаны, огромные коноводки. Как восторженно говорил он о Волге:
«Плывя бесконечными столбичами и проехав Жигулевские горы, я подумал — ну что такое Рейн, Дунай со своими Железными воротами и, наконец, Саксонская Швейцария, какая это мелочь и сколько этого добра стоит на Волге, и никто не кричит о нем. Настанет время, и нас узнают!»
А о Москве вспоминал:
«Не думал я никогда, чтоб этот православный город так на меня подействовал! Щетинистый Кремль с его башнями, Василий Блаженный, соборы, скученные, всех возможных стилей и архитектур, Замоскворечье! Все это было так чудно, так оригинально!»
Москва вошла в его душу. Кажется, он переписал и перерисовал ее всю — широкие раздольные панорамы с Воробьевых гор и других возвышенностей, Кремль с монастырями, площадями, соборами — изнутри, виды его с Каменного моста, Софийской набережной, иллюминированный Кремль в пасхальную ночь; панорамы из Кремля — особенно на Замоскворечье, храм Христа Спасителя, золоченая глава которого виднелась за 60 верст; Москва-река со слободами по берегам — Андреевской, Хамовнической, Воронцовым, Девичьим и Бабьим полями.
В 1878 году художник пишет интереснейшую картину «Вид Москвы от дома Г. И. Хлудова» (место на взгорке над Яузой невдалеке от Курского вокзала). Полотно это — историческое свидетельство. Передний план — богатый усадебный ухоженный сад с розариями и вазонами. Мраморные львы охраняют широкий пандус, поднимающийся направо вверх к дому. Но за деревьями дома не видно, а выше — кирпичные корпуса и здание управления сахаро-рафинадного завода, церковка Покрова Богородицы в Грузинском переулке. За парапетом, над обрывом к Яузе, в утренней голубой дымке Москва — панорама от Кремля и храма Спаса к Замоскворечью до излуки Яузы в Таганской части. Прозрачными свечками ушли в небо церковь Воскресения в Кадашах и колокольня церкви Черниговских Чудотворцев, гордый храм Климента, папы римского; далее храм Никиты Великомученика на Швивой горке и величественное классической архитектуры здание Яузской больницы.
Занимали Боголюбова вопросы гармонии бытия, соседствующие в жизни праздники и обыденность, величие и суетность. Как он их решал — видно на картинах «Москва. Волхонка», «Двухсотлетний юбилей Петра Великого на Неве». 30 мая 1872 года в России торжественно отмечали 200 лет со дня рождения Петра I. Боголюбову и его другу К. Ф. Гуну понравился праздник в Петербурге, гуляние на Сенатской площади у «Медного всадника» с катанием по Неве на катерах, и они написали большую картину. Гун — людей, а Боголюбов — все остальное. И так у них ладно получилось, что изобразили и себя, рисующими на фоне памятника.
В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.
А. Боголюбов мастер сюжетной композиционной картины. Живописное искусство его было изощреннейшим. Этюды с натуры — это тоже картины-миниатюры, сложные по композиции и законченные по живописи. В подавляющем большинстве они исполнены лирического любования природой во всех ее проявлениях. Сам Боголюбов ценил свои этюды больше картин. Очень мало продавал, дарил только близким людям. Первым начал показывать этюды на выставках, как и рисунки, узаконив их эстетическую ценность. Ему это было легко — он блестяще владел техникой графики. Пример тому акварель «Венеция».
В силу открытости своей натуры Боголюбов легко делился с товарищами-художниками тайнами мастерства. По всей вероятности, замечательный этюд «Вёль», исполненный в 1874 году, был учебным пособием для молодых пенсионеров Поленова, Репина, Савицкого. Первоначально он назывался «Русские художники на этюдах в Вёле». Эта деревушка во французской Нормандии напоминала Боголюбову родную природу, по которой он очень скучал.
В 1872 году художник сильно заболел, и врачи настоятельно рекомендовали мягкий климат, пугая суровой русской зимой. Боголюбов обосновался в Париже, лишь два-три летних месяца проводя на родине. Но свой парижский дом превратил в малую Россию, где собирались русские художники, музыканты, писатели. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. Не пропускал Боголюбовские вторники И. С. Тургенев. Позже Боголюбов создал Общество русских художников в Париже, был избран его председателем, а секретарем — Тургенев. В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят.
Из Парижа он хлопотал и добился возможности открыть в российской провинции, в Саратове, художественный музей как памятник своему деду, вольнодумцу А. Н. Радищеву. Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком. Произведения Боголюбова находятся в собраниях музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие.При музее организовал художественную школу. Все состояние, собранную неустанным трудом художественную коллекцию отдал музею и школе. Был он одинок, рано лишился жены и сына и считал долгом жить «на пользу Родине, родному художеству, воспитанию юношества». Много нужных и добрых дел за А. Боголюбовым. К его заслугам можно отнести воспитание таких крупных русских художников, как А. Беггров, И. Похитонов, В. Орловский, В. Поленов. Блистательные живописцы следующих поколений В. Борисов-Мусатов, К. Пет-ров-Водкин, П. Кузнецов, скульптор А. Матвее выросли в Боголюбовской школе, на первоклассных образцах искусства, собранных в Саратовском Радищевском музее.
А. П. Боголюбов, скончавшийся во Франции, был похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (т.н. «Некрополь мастеров искусств»). Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 г.
В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. 14, базируется Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя А. П. Боголюбова.
Н. ОГАРЕВА
Музеи
Могила Боголюбова в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге.
Работы Боголюбова в музеях разных стран
- Азербайджан, Национальный музей искусств Азербайджана, Баку.
- Армения, Национальная картинная галерея Армении, Ереван.
- Белоруссия, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.
- Грузия, Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.
- Украина, Одесский художественный музей, Одесса.
- Украина, Харьковский художественный музей, Харьков.
- Украина, Херсонкий областной художественный музей им. А. А. Шовкуненко, Херсон.
- Украина, Днепропетровский художественный музей, Днепр.
- Украина, Донецкий областной художественный музей, Донецк.
- Украина, Запорожский художественный музей, Запорожье.
- Украина, Львовская государственная картинная галерея Львов.
- Украина, Полтавский художественный музей, Полтава.
- Украина, Сумской областной художественный музей им. Н. Х. Онацкого
- Казахстан, Государственный музей искусств, Алматы.
- Эстония, Дворец-музей Кадриорг.
- Украина, Николаевский областной художественный музей им. В. В. Верещагина
Республиканские музеи Российской Федерации
- Бурятия, Бурятский республиканский художественный музей, Улан-Удэ
- Северная Осетия, Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ
- Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
- Карелия, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
- Дагестан, Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала
- Мордовия, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Саранск
- Удмуртия, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск
- Чувашия, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Областные и краевые музеи Российской Федерации
|
|
Алексей Петрович Боголюбов
Музейная жизнь России до революции 1890-х годов была сосредоточена в основном в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге и в основном музеи были частными и почти недоступными для посещения широкой публикой. 29 июня 1885 года состоялось торжественное открытие первого в России провинциального художественного музея в городе Саратове, музей получил имя А. Н. Радищева. 30 июня музей был открыт для бесплатного посещения всеми желающими. Основал Саратовский художественный музей художник-подвижник Алексей Петрович Боголюбов. После открытия этого музея по всей России прошла волна организации художественных музеев — подобные музеи возникают в Харькове, Нижнем Новгороде, Пензе и других городах России. Само же наследие художника очень интересно: он писал пейзажи, море, города, отдавая много сил на развитие русской художественной школы. Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, Новгородской губернии. Мальчик был вторым сыном в семье полковника Петра Гавриловича Боголюбова и воспитанницы Смольного института Фёклы Александровны, дочери писателя А.Н.Радищева. Участник Отечественной войны 1812 года, Петр Гаврилович умер от последствий ранений, когда старшему сыну, Николаю, было девять лет, Алексею шесть. Как сироты заслуженного человека мальчики были приняты в Санкт-Петербургский Пажеский корпус. Затем были морская рота Александровского Царскосельского корпуса, Морской кадетский корп. Встреча лейтенанта Алексея Боголюбова с президентом Академии художеств герцогом Максимилианом Лейхтенбергским решила судьбу юноши — моряк решил стать художником. Не оставляя службы морского офицера, Боголюбов стал учеником Академии художеств, брал уроки у профессоров М.Н.Воробьева, Б.П.Виллевальде, А.П.Брюллова, Ф.А.Бруни. Но наибольшее влияние оказал на него И. К. Айвазовский. В 1853 году Совет Академии художеств удостоил Боголюбова большой золотой медали, звания художника 1-й степени и трехлетней поездки в художественные центры Европы для совершенствования за счет Академии. Уволившись из флота, Боголюбов в чине титулярного советника в звании художника был причислен к Главному Морскому штабу. В 1854-60 годы художник ездит по Европе. В Риме знакомится с А. А. Ивановым, который хвалит его работы, в Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у А. Ахенбаха. В Париже восхищается барбизонцами. В мастерской Боголюбова любил бывать К. Коро. Ш.-Ф. Добиньи обменивался с русским художником этюдами. На Всемирной Парижской выставке Боголюбов исполнял обязанности комиссара русского художественного отдела и, по просьбе великого князя Владимира Александровича, члена жюри. И деятельность Боголюбова по организации выставки, и участие его как экспонента, несмотря на отказ на соискание наград, были высоко оценены — офицерским знаком Почетного легиона и академическим призом «Пальма прима». Возвратившись в 1860 г. в Россию с огромным количеством картин и этюдов, Боголюбов показал свои работы на выставке в Академии художеств и получил звание профессора и особую благодарность. В 1860-х гг. совершил три поездки по Волге. Он пишет пейзажи, передает определенное освещение, состояние дня. По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850-70-х гг. выполняет серии картин, посвященных морским баталиям Крымской и русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. Условия заказа диктовали точность в изображении всех деталей корабельной оснастки и передаче исторических подробностей. С 1873 г. и до самой смерти Боголюбов из-за плохого здоровья по совету докторов зимние месяцы проводит во Франции. Здесь он много рисует и одновременно ведет общественную жизнь. Алексей Петрович сумел сделать свой парижский дом культурным центром. Вокруг Боголюбова собирались русские художники и вообще русские, жившие в Париже, близкие к искусству. В его просторной мастерской на рю де Рома, 95, каждый находил то, в чем нуждался, — добрый совет, материальную поддержку, временный кров, общение с художниками, писателями, актерами и музыкантами. Очень популярными были зародившиеся в 1874 году «боголюбовские вторники», на которых бывали И.С.Тургенев, А.К.Толстой, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, К.А.Савицкий, Н.Д.Дмитриев-Оренбург¬ский, А.А.Харламов, французские художники Ж.-П.Лоранс, Ж.-Л.Жером. Боголюбов активно содействовал постройке в Париже православного храма Александра Невского. Возведение собора осуществлялось под руководством друга Боголюбова, архитектора И.В.Штрома, по проекту которого в 1885 году выстроен Радищевский музей в Саратове. Интерьер собора расписывали по рекомендации Боголюбова пенсионеры Академии художеств братья Е.С. и П.С. Сорокины и Ф.А.Бронников. Боголюбов подарил собору две свои картины. В этом соборе отпевали И.С.Тургенева. В 1885 году А.П. Боголюбов создал в Саратове на основе собственного собрания первый в России провинциальный художественный музей и дал ему имя своего деда А.Н. Радищева. Позже при музее открылась рисовальная школа. Музею и школе Боголюбов завещал все состояние, «дабы возвысить образовательное дело юношества».мер художник в Париже, но тело его привезли в Россию и похоронили в Петербурге.
Галерея работ
- Аллея в парке. Лихтенштейн. 1889 год
- Антверпен. 1854 год
- Афонское сражение. 1853 год
- Бакинская губерния. Баку. Набережная. 1861 год
- Бакинская губерния. Баку. Улица в полдень. 1861 год
- Бой 44-пушечного фрегата «Флора» с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года. 1854 год
- Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Бутленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года. 1878 год
- Бой пароходофрегата «Владимир» с турецко-египетским военным пароходом «Перваз-Бахри» 5 ноября 1853 года
- Гибель фрегата «Александр Невский» (Вид ночью). 1868 год.
- Гибель фрегата «Александр Невский» (Дневной вариант). 1868 год
- Франция. Нормандия. Вёль[fr]. 1880 год
- Италия. Венеция ночью. 1850-е
- Венеция. 1850-е
- Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года. 1845
- Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года. 1851
- Императорская паровая яхта «Александрия» 1852 года. 1852 год
- Клипер «Разбойник» в Гавре. 1887 год
- Турция. Мечеть в Константинополе
- Морской бой. Пленение фрегатом «Владимиром» турецкого парохода «Перваз-Бахри». 1858 год
- Нормандский город. 1879 год.
- Ночное нападение на 44-пушечный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 года 1857 год.
- Италия. Палермо
- Пароход «Колхида» во время боя у поста Святого Николая. 1854 год
- Синоп. Турция. 1856
- Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года. 1875–1877
- Фрегат «Паллада» 1847 года. 1847 год
- «Море», 1835 год. Национальный музей искусств Азербайджана (Баку)
- «Пожар на паруснике» Конец XIX века. Сочинский художественный музей
Студия И. Галереи интерьерной живописи
Боголюбов Алексей Петрович(1824–1896)-выдающийся русский художник-маринист, мастер русской батальной марины. Внук писателя Александра Николаевича Радищева(1749-1802),Алексей Николаевич Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 (28) марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795—1845).
После скоропостижной смерти отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге,который окончил в 1841 году с присвоением звания мичмана флота Российского. Алексей Боголюбов поступил на флотскую службу, во время которой побывал в разных странах: Голландии, Португалии, Англии, острове Мадейре. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. Стремление к живописи проявилось ещё в кадетском корпусе. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Рисунки молодого офицера попали в руки герцогу, который, внимательно познакомившись с ними, посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.
В 1850 году Алексей Петрович Боголюбов поступил в Императорскую Академию художеств вольноопределяющимся учеником. Его педагогами в Академии были профессор Максим Никифорович Воробьёв(1787-1855), известный русский живописец, великолепный мастер пейзажа, представитель романтизма, занимающий значительное место в истории русской живописи и как художник, и как наставник целого поколения русских пейзажистов, и Богдан Павлович Виллевальде(1818/19-1903),талантливый и самобытный русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств.Но, несомненно, самое большое влияние на творчество боголюбова оказал великий Иван Константинович Айвазовский(1817-1900), всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Боголюбов обратил на себя внимание педагогов двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году.» За эти работы молодой художник был пожалован высочайшими подарками. В 1852 году Алексей Петрович получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие его Императорского величества герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».
В 1863 году Алексей Петрович Боголюбов окончил Императорскую Академию художеств с большой золотой медалью, получил аттестат 1-й степени на звание классного художника и право заграничной командировки. Одновременно с этим он получил отставку от службы и назначение художником-маринистом Главного морского штаба Императорского флота. Оставив морскую службу, Алексей Петрович Боголюбов в течение семи лет путешествовал по Европе. В Женеве он пользовался советами знаменитого Александра Калама(1810-1864),известного швейцарского художника, чьи эпические, в основном альпийские пейзажи были чрезвычайно популярны в XIX веке и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие пейзажного жанра, в Париже работал в мастерской Луи-Габриэль-Эжен Изабе(1803-1886),известного французского живописца-мариниста, акварелиста, литографа романтического направления, в Дюссельдорфе в течение двух лет учился у известного пейзажиста-мариниста Андреаса Ахенбаха(1815-1910)
В 1856 году Алексей Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.В 1858 году за виды Константинополя, Рима и Шильонского замка на Женевском озере Боголюбов был удостоен звания академика, а в 1861 году – звания профессора живописи. В этом же году Боголюбов устроил в залах Императорской Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные государем, и в особенности его «Синоп» и «Кермес в Амстердаме», украшающие в наши дни экспозицию Государственного Эрмитажа. В последующих годах Боголюбов много путешествовал с художественными целями по России. Император Александр II,высоко оценив труды и талант Боголюбова, поручил ему написать в картинах историю флота Петра Великого; этими работами Боголюбов был занят в течение всего времени царствования государя-императора. Также,Алексей Петрович Боголюбов по поручению гидрографического департамента морского министерства вместе с капитанами Баженовым и Кроуном посещал многочисленные балтийские порты, бороздил просторы Финского залива и шхеры для исполнения атласа, изображал берега и производил промеры окрестностей портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море под руководством известного гидрографа, капитана Ивашенцова.Это совпало по времени с инициативой Волжского пароходного общества «Самолёт» по изданию путеводителя по Волжскому речному пути.В результате путешествия по Волге к Каспию, Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» написал старший брат художника, Николай (1821—1898), также участвовавший в этой поездке. По мотивом некоторых сюжетов этой серии рисунков художник впоследствии создал и крупные живописные полотна.
В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей. В 1885 году Боголюбов ходатайствовал о снятии запрета на демонстрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая сильно не понравилась императору Александру III и его окружению. После подачи Боголюбовым ходатайства запрет был снят. Боголюбов являлся основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове,позднее завещал этому музею свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ. Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам. В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком.
27 октября 1896 года, в возрасте 72-х лет Алексей Петрович Боголюбов скончался в Париже. Тело художника было перевезено в Россию и предано земле в Санкт-Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры в так называемый «Некрополь мастеров искусств». Предполагалась установка нового памятника, однако, позднее место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита была установлена в 2006 году.В Москве, в бывшем особняке художника, находящимся по адресу: ул. Сущёвская, дом 14, в настоящее время находится Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоено имя Алексея Петровича Боголюбова. Произведения Боголюбова находятся в собраниях многих музеев России, в частности в Третьяковской галерее — «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие…. Без всякого сомнения, Алексей Петрович Боголюбов является одним из наиболее значительных и талантливейших наших маринистов, которого смело можно поставить в один ряд с лучшими европейскими маринистами. Значение Боголюбова как художника заключается не столько в художественном изображении истории русского флота, сколько вообще в его произведениях, относящихся непосредственно к простому морскому пейзажу. Он вместе с Львом Феликсовичем Лагорио(1826-1905),одним из самых известных русских художников-маринистов и Иваном Константиновичем Айвазовским(1817-1900),всемирно известным русским художником-маринистом, а также другими значительно более молодыми маринистами — Александром Карловичем Беггровым(1841-1914),Руфином Гавриловичем Судковским(1850-1885), Владимиром Донатовичем Орловским(1842-1914), Фёдором Александровичем Васильевым(1850-1873) —без всякого сомнения являются главнейшими представителями русского морского пейзажа. Все более молодые русские маринисты, посредственно или непосредственно, являлись и являются его учениками.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. С.-Пб. 1899 г . Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М.: Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 53. — 692 с. , Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.
В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние
Примечания
- RKDartists https://wikidata.org/Track:Q17299517″>https://wikidata.org/Track:P650″>
- Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др.
Record #11940723X // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.https://wikidata.org/Track:Q27302″>https://wikidata.org/Track:Q304037″>https://wikidata.org/Track:Q256507″>https://wikidata.org/Track:Q170109″>https://wikidata.org/Track:Q36578″>
- ↑ 12
https://books.google.com/books?id=O0IzDwAAQBAJ&pg=PA9&dq=Alexey+Bogolyubov&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwi1l6HP3LzZAhWBm1kKHf2NAW8Q6AEIJzAA#v=onepage&q=Alexey%20Bogolyubov&f=false - ↑ 12
[Боголюбов Н. П., Боголюбов А. П.]. Волга от Твери до Астрахани. С 10 литографиями, 31 политипажем и картою Волги. Издание Общества «Самолёт». СПб., в типографии Гогенфельдена и Ко, 1862. VIII, 415 c.; с иллюстрациями в тексте и 10 иллюстрациями на отдельных листах. 23,1 x 15,3 см. Титульный лист гравирован Е. Гогенфельденом по рисунку А. Шарлеманя.