«Страшный суд» Ганса Мемлинга
- Год создания: 1467-1471
- Техника живописи: масло и темпера на панели
- Жанр живописи: религиозный
- Стиль: живопись эпохи Возрождения
- Выставка: Национального музея в Гданьске
«Страшный суд» Ганса Мемлинга является триптихом, состоящим из двух частей: крупнейшая — центральная и две боковых поменьше. Это выдающееся произведение голландского художника раннего возрождения было написано в 1467-1471 годах. Мемлинг создал свою картину в смешанной технике изображения темпера-масло нанесенных на деревянные доски. Сюжетом он выбрал главную тему христианской эсхатологии.
Как указано в названии работы, образ представляет собой видение Страшного суда. Доминантой композиции является фигура Иисуса, символизирующая божественность, которая находится на переднем плане и изображена на золотом фоне. Сын Божий восседает над кругом, а ноги его покоятся на сфере золотистого цвета, что является символом его власти над миром. Рядом с Иисусом мы видим лилию (символ Воскресения), и пламенный меч (символ изгнания из рая). С обеих сторон «Страшного суда» сидит 12 апостолов, Мария и Иоанн Креститель, над ними парят ангелы, удерживающие четыре атрибута Страстей Христовых, в том числе копье, крест и колонны, на которых его бичевали. Ниже вы можете увидеть три ангела, которые дуют в трубы, возвещая о скором апокалипсисе. На правой панели также ангел с трубой, объявляющий Страшный суд.
Изображенный в доспехах чуть ниже Иисуса архангел Гавриил стоит посреди равнины и разделяет души блаженных от проклятых душ. Этот выбор делается путем измерения веса бремени человеческих деяний. Левое крыло изображения показывает души праведников, которые войдут в Царство Небесное. Их на кристаллической лестнице встречает святой Петр, держа в руке ключ к воротам рая. На этой стороне Мемлинг использует яркие цвета, ассоциирующиеся с миром и радостью. Боковая панель с правой стороны характеризуется темными цветами, хаосом и путаницей, черными и демоническими персонажами, вынужденными страдать в агонии ада.
Триптих Ганса Мемлинга напоминает современный алтарь и имеет очень большие размеры (центральная панель — 242 × 180, 8 см толщиной и две боковые 242 х 90 см). Ясный символизм можно увидеть в любой форме или объекте, показанном на рисунке. Цвет и контраст на изображении позволяют отличать добро (яркая часть) и зло (темная часть). Художник хотел, заставить зрителей задуматься, изменить свое поведение и выбрать наиболее важные ценности (христианские), которыми каждый человек должен руководствоваться в своей жизни.
Сюжет[ | ]
Центральная часть и внутренние стороны боковых створок алтаря занимает одна большая сцена, построенная строго симметрично. Художник трактовал тему Страшного суда, используя систему изображения, принятую в изобразительном искусстве Северной Европы и соединяя её с мотивами библейских текстов, в том числе Апокалипсиса. В центральной части триптиха Мемлинг частично повторил композицию «Страшного суда» ван дер Вейдена (полиптиха из госпиталя в Боне). Так же, как и у ван дер Вейдена, Христос-Судия восседает на радуге (она по Ветхому Завету — символ единения Бога и человека). Вертикальная ось центральной части проходит через фигуры Христа и Архангела Михаила, взвешивающего души. Пылающий меч и лилия, исходящие из уст Христа символизируют справедливость и милосердие, его ноги опираются на сферу. Правая рука Христа поднята в благословляющем жесте, левая — опущена в осуждающем. Его окружают двенадцать апостолов, Дева Мария и Иоанн Креститель, ходатайствующие за людские души. Над этой группой располагаются ангелы, которые несут знаки Страстей Христовых, ниже — ангелы, трубящие в трубы Апокалипсиса.
В нижней части композиции доминирует фигура Архангела Михаила в рыцарских доспехах. С помощью весов он разделяет блаженных и проклятых, своим жезлом Михаил попирает душу обречённую. Человеку, изображённому на левой части весов Мемлинг придал черты Томмазо Портинари, причём портрет был добавлен уже после завершения картины. Появление изображения Портинари объясняется по-разному: возможно Тани просил написать его, желая угодить своему преемнику, или Портинари также оплатил создание триптиха, или даже купил его[3].
У ног Архангела Михаила мёртвые, завёрнутые в саваны, выходят из могил на последний суд. Пейзаж в центральной части триптиха — грозные тучи над бесплодной голой землёй, подчёркивает приближение последней катастрофы, несущей конец миру.
На правой створке изображена сцена низвержения в Ад грешников. Историки искусства видят здесь сходство с алтарной створкой Дирка Баутса, хрянящейся в Лувре. В отличие от других художников, обращавшихся к теме Страшного суда, Мемлинг не увлекается картиной жестоких мучений или изображением гротескных звероподобных дьяволов. Трагизм момента художник передаёт через мимику (здесь он в полной мере использует свой талант портретиста) и жесты несчастных, ввергаемых в огонь. Тела грешников, переплетённые друг с другом в страданиях, тем не менее грациозны и изящны. Несомненно, что художник внимательно изучал обнажённую натуру.
Левая створка представляет одну из самых светлых картин Рая в живописи. Праведники с помощью Святого Петра поднимаются к вратам Небесного Иерусалима по хрустальной лестнице, на вершине которой их, как предсказано в Евангелии, облекают в одежды в соответствии с тем рангом, который они занимали при жизни. Спасённых музыкой встречают ангелы. Из-за прикрытых Врат Рая вырывается ослепительно яркий свет. Жесты персонажей гармоничны, лица спокойные, просветлённые. Архитектурный комплекс Райских Врат напоминает здания в Брюгге. На фронтоне входа — барельеф с изображением сотворения Евы. На пилястрах портала расположены статуи ветхозаветных пророков и царей. Под тимпаном, в окружении символов четырёх евангелистов: быка, льва, орла и ангела, на троне восседает Христос, у его ног — Божий агнец. Некоторые исследователи[4] считают, что Мемлинг переосмыслил мотивы входа в Рай из кёльнского «Страшного суда», созданного Стефаном Лохнером около 1435 года.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения lomovolga
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Шедевры в деталях | Hans Memling (Ханс Мемлинг, c.1433-1494) — Триптих Воскресения Господня | Триптих с Богоматерью и Младенцем на престоле
lomovolga
Ганс Ме́млинг (нем. Hans Memling, нидерл. Jan van Mimmelynghe, лат. Johannes Memmelinc или Memlinc; 1433/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — крупнейший фламандский живописец второй половины XV века. Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения.
Мемлинг, Ханс (ок 1435 Зелигенштадт — 1494 Брюгге) Триптих Воскресения Господня ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435-1494) Триптих Воскресения Господня (фрагмент) ок 1490, 42х62 , Лувр
Мемлинг, Ханс (ок 1435 Зелигенштадт — 1494 Брюгге) Триптих Воскресения Господня ок 1490, 42х62 , Лувр
Ганс Ме́млинг (нем. Hans Memling, нидерл. Jan van Mimmelynghe, лат. Johannes Memmelinc или Memlinc; 1433/1435, Зелигенштадт — 11 августа 1494, Брюгге) — крупнейший фламандский живописец второй половины XV века.
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned Музей истории искусств, Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail) Vienna Collection
Ганс Мемлинг Триптих (открытые створки), ок.1485
Ганс Мемлинг Триптих (открытые створки), ок.1485
Ганс Мемлинг Триптих (открытые створки), ок.1485
Ганс Мемлинг Триптих (открытые створки), ок.1485
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (Eve) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (Adam) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail, Eve) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail, Eve) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail, Adam) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned (detail, Adam) Vienna Collection
Hans Memling (1433|1435-1494) Triptych with the Virgin and Child Enthroned Vienna Collection
Серия сообщений «Шедевр в деталях»:
Часть 1 — Шедевр в деталях | Ян ван Эйк (Jan van Eyck, circa 1390–1441) — Гентский алтарь, 1432 Часть 2 — Шедевр в деталях | Карло Кривелли (Carlo Crivelli, 1435–1495) — Annunciation with St. Emidius. … Часть 23 — Шедевр в деталях | Diego Velazquez (Диего Веласкес, 1590-1660) — Венера с зеркалом, 1648 | док. фильм «Частная жизнь шедевра» BBC, 2006 Часть 24 — Шедевры в деталях | Якоб Йорданс (Jacob Jordaens, 1593-1678, Flemish) — Праздник бобового короля | Король пьет Часть 25 — Шедевры в деталях | Hans Memling (Ханс Мемлинг, c.1433-1494) — Триптих Воскресения Господня | Триптих с Богоматерью и Младенцем на престоле
Мемлинг, Ганс
См. также: Страшный суд (Мемлинг), Семь радостей Марии и Портрет пожилой женщины
«Страсти Христовы» (1470). Галерея Сабауда, Турин
Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении.
Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани. Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм. Показывая низвержение грешников в Ад Мемлинг избегает грубого натурализма в изображении их мучений. Замечательный портретист, он сосредоточен на передаче чувства обречённости, ужаса, боли в чертах лиц персонажей. Вершины мастерства Мемлинг достигает в сцене введения в Рай. Из всех художников, что обращались к теме Страшного суда, Мемлинг воплотил «прекраснейший из когда-либо созданных образов Рая»[5]. Исследователи творчества художника отмечают сходство алтаря с композициями на ту же тему ван дер Вейдена и Лохнера. Картина была отправлена во Флоренцию морем и на Балтике стала добычей пирата Пауля Бенеке. «Страшный суд» попал в Гданьск и, несмотря на все хлопоты по возвращению картины, предпринятые Лоренцо Медичи, она так и осталась там (находится в Поморском музее).
«Страсти Господни» (1470—1471) — художник трактовал эпизоды Страстей довольно необычно. Он разместил евангельские сцены в городской среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мотивы мифологические и реалистические.
Один из первых натюрмортов в истории искусства (ок. 1485). Музей Тиссена.
«Вирсавия» (1485—1490) — редкое для того времени изображение обнажённой женщины. Мемлинг окружает библейскую героиню любовно выписанными предметами быта богатого бюргерского дома, создавая картину, полную интимного уюта.
Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев.
Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа[6]. Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.
Оставаясь около тридцати лет верным раз и навсегда выбранному стилю, Мемлинг был продолжателем традиций таких мастеров Северного Возрождения, как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные». Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель[7], поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.
Если романтики и викторианцы считали его мягкость высшим выражением средневекового искусства, то мы склонны сравнивать его с таким композитором, как Феликс Мендельсон. Иногда он очаровывает, но никогда не раздражает, никогда не шокирует и никогда не потрясает.
— Эрвин Панофский[8]
Рака Святой Урсулы (1479, музей Мемлинга в Брюгге) | Портрет мужчины с римской монетой (до 1480, Антверпен) | «Святой Себастьян» (1470-е, Брюссель). |