Карты, деньги, голова: какими были азартные игры в Советском Союзе


Одноименная серия картин

В конце 19 столетия знаменитый французский художник Поль Сезанн написал серию картин, на которых изображал игру в карты. Все картины имеют одно название — «Игроки в карты».

Чем больше росло количество картин, тем меньше людей на них изображалось, а также уменьшалось количество второстепенных объектов на картине. В конечном итоге, наиболее запоминающейся и популярной стала последняя картина из этой серии, она явилась для художника идеальным вариантом его задумки.

От Дейнеки до Олеши: Как футбол изображают в искусстве?

Мистика игры в футбол мастерски раскрывается в ключевой сцене романа Юрия Олеши (1899–1960) «Зависть». Впервые роман был напечатан в журнале «Красная новь» в 1927 году. Сюжет этого сразу же после выхода в свет оцененного критикой как шедевр произведения разворачивается вокруг конфликта одиночки с советским коллективом — тема, которая разрабатывалась и во многих других литературных произведениях того времени, в том числе и в сатирических романах И. Ильфа и Е. Петрова. «Никчемный» интеллигент Николай Кавалеров, не приспособленный к современной ему советской действительности (он является рассказчиком истории и в известной степени alter ego автора), противопоставлен совершенному «новому человеку» — Володе Макарову, рабочему и вратарю футбольной команды. Конфликт разворачивается вокруг борьбы за Валю, племянницу успешного советского функционера Андрея Бабичева. Конфликт старого и нового миров воплощен также и в противопоставлении двух братьев — Ивана и Андрея Бабичевых. Иван — гениальный изобретатель и одиночка. Как и Кавалеров, он не вписывается в новое социалистическое общество. Созданная И. Бабичевым «универсальная» машина-робот по имени Офелия бунтует против него и почти уничтожает своего создателя. Андрей Бабичев, успешно служащий советской власти директор мясокомбината, воплощает своим оптимизмом и совершенством своего хорошо упитанного тела торжество материализма над мятущимся духом. Уже первые строки романа, описывающие утреннюю гимнастику Бабичева, увиденную глазами Кавалерова, поражают кинематографическим контрастом крупных и дальних планов.

Ключевая сцена романа описывает игру в футбол. Советская команда выступает против немецкой сборной. Их нападающий Гецке, загорелый коренастый мужчина и эгоистичный, самовлюбленный игрок, является антиподом вратаря Володи Макарова. Тот готов на любые жертвы ради коллектива.

Для Юрия Олеши, который сам в юности был страстным футболистом, матч является волшебным спектаклем, зачаровывающим зрителя и снимающим все правила земного притяжения.

В этом смысле описание футбола можно считать литературной параллелью футбольных мотивов Дейнеки.

Володя не схватывал мяч — он срывал его с линии полета и, как нарушивший физику, подвергался ошеломительному действию возмущенных сил. Он взлетал вместе с мячом, завертевшись, точь-в-точь навинчиваясь на него: он обхватывал мяч всем телом — коленями, животом и подбородком, набрасывая свой вес на скорость мяча, как набрасывают тряпки, чтобы потушить вспышку. Перехваченная скорость мяча выбрасывала Володю на два метра вбок, он падал в виде цветной бумажной бомбы.

В критический момент игры, когда стадион замер, как зачарованный. Андрей Бабичев снимает эти чары со стадиона, бросая «расколдованный» мяч в зрительские трибуны. Указанные параллели в литературном описании и в живописных и графических произведениях Дейнеки очевидны; кажется, что они цитируют друг друга и вдохновляются взаимными открытиями. Во всяком случае, явны дискурсивные совпадения в парении фигур в процессе футбольной игры и в их мистических превращениях.

Схожую динамику выявляет стихотворение Николая Заболоцкого «Футбол» (1926). Как и у Дейнеки, фигура футболиста магическим образом вырывается за пределы обыденной реальности, обретая вселенский масштаб. Взгляд на происходящее на стадионе меняется многократно. То это перспектива игрока, то вдруг описание дается с точки зрения ожившего мяча, то с позиции рассказчика-автора. В погоне за мячом форвард преодолевает, как это наглядно показано у Дейнеки, законы притяжения. Но в стихотворении — это его душа, которая, отрываясь от тела, вылетает за пределы футбольного поля, обозначив трагический дуализм телесного и духовного начал.

Как плащ, летит его душа,

Ключица стукается звонко

О перехват его плаща.

Танцует в ухе перепонка,

Танцует в горле виноград…

В следующих строфах описывается, как мяч покидает пределы стадиона и, подобно глобусу, устремляется во внеземное пространство с тем, чтобы потом, преобразившись, неотвратимо ринуться обратно, на футбольное поле, и обратиться в погоню за футболистом.

Через моря и реки,

Просторы, площади, снега,

Расправив пышные доспехи

И накренясь в меридиан,

Несется шар.

Футбольная игра в стихотворении Заболоцкого превращается в смертельную борьбу игрока и мяча, при которой мяч мутирует в опасного соперника. В этой игре побеждает мяч, а нападающий рискует, в буквальном смысле, своей головой.

Кожаный футбольный мяч то становится похожим на земной шар, то превращется в опасный артиллерийский снаряд, то в оторванную голову спортсмена. Последние строфы стихотворения — это эпитафия мертвому форварду. Безголовое тело нападающего распростерто, подобно мертвому античному герою, на мраморной плите.

Игроки в карты

На картине изображены два мужчины, играющих в карты. Сезанн очень любил крестьян, поэтому и изобразил их на своем полотне. Он изобразил неспешную и размеренную игру в карты, игроки спокойны, они сидят за небольшим светлым столом в одном из местных заведений. Если взять в расчет количество подобных картин, можно сделать вывод, что художник часто бывал в подобных заведениях и наблюдал за играющими людьми. Он хорошо изучил их поведение, благодаря тому, что они мало двигаются во время игры.

На своей картине Сезанн мастерски изобразил экспрессию, создал ощущение динамики, с помощью детального изображения мимики и жестов игроков. Все эти вещи он смог соединить со своей манерой живописи. Картина выполнена в светлых ярких оттенках, что создает в картине живую атмосферу обыденщины. Фон картины выполнен размыто, он вовсе не напоминает стену забегаловки, он похож скорее на что-то абстрактное.

На полотне зритель наблюдает противостояние двух людей, вдохновленных азартом и полностью затянутых в карточную игру. В нашем мире карты порой являются не просто частью игры, они также могут предсказать судьбу человека.

Игроки в карты

На этой картине карты используются людьми для развлечения. Если рассмотреть выражения лиц героев, можно заметить, что они очень сосредоточены, они размышляют над каждым ходом, придумывают стратегию игры, чтобы одержать победу над противником, они настолько серьезны, что создается впечатление, что от исхода игры зависит их судьба. И это совсем не шутки, ведь довольно часто в азартные игры люди играют на большие средства и другие ценные вещи, и часто бывают такие моменты, когда крупный проигрыш ломает всю дальнейшую жизнь игрока. Возможно, зритель как раз наблюдает тот самый момент, когда решается судьба игроков. Странным обстоятельством является то, что происходит все это в какой-то забегаловке. Но несмотря на то, что герои сами по себе довольно простые люди, в этот момент они выглядят очень важными персонами. Это и является главным смыслом всего полотна, Поль Сезанн наконец-то добился именно того, чего хотел.

Знаменитая картина «Собаки, играющие в покер»

Американский художник Кассиус М. Кулидж (1844 — 1934) считался одним из лучших художников-карикатуристов своего времени. Широчайшую известность и успех принесли ему изображения собак в повседневных «человеческих» ситуациях. Всего картин в этой серии было 16.

Кассиус Марселлас Кулидж, своеобразный коммерческий художник, подаривший миру «Собак, играющих в покер», родился в 1844 году в северном районе Нью-Йорка в семье фермеров-квакеров, придерживающихся аболиционистских взглядов, и был назван в честь одного из самых красноречивых политиков довоенного Юга, выступающих за отмену рабства, сенатора Кентукки. Кассиуса Марселласа Клея. 98 лет спустя это имя будет носить еще один великий сын «пырейного» штата — величайший на все времена, как скажут о нем, трехкратном чемпионе по боксу среди тяжеловесов, чьи предки вполне возможно принадлежали сенатору. Или же его брату-рабовладельцу Генри.

Юный художник-квакер, которого друзья и родные называли Кэш, не получил формального художественного образования, но к тому времени, когда ему исполнилось 20, его эскизы уже публиковались на страницах газет. В 1878 году его рисунок напечатали в «Харпер Уикли», в 1881 году он сочинил оперу о нашествии москитов на Нью-Джерси, а также придумал те самые шуточные плакаты с изображением «безголовых» мускулистых атлетов и купающихся красавиц, на фоне которых так любят фотографироваться туристы, просунув голову в оставленное отверстие. И все это не считая его потрясающе разнообразной ежедневной деятельности, связанной с банками, образованием и журналистикой.

В 1903 году Кулидж получил заказ на серию юмористических рисунков для Brown & Bigelow Company, поставщика рекламных календарей. Любимым сюжетом его картин были огромные собаки, такие как мастиффы, колли, датские доги и сенбернары, делающие то, что могут делать только люди; на 9-ти из 16 картинах они пьют из бутылок пиво или виски, курят сигары или старомодные пенковые трубки, а также с увлечением играют в пятикарточный дро-покер. В большинстве случаев они сидят в уютной комнатке вокруг круглого игрового стола, затянутого зеленым сукном. Единственный источник света — затененная лампа, висящая в центре, над столом. Высокие напольные часы на одной из картин показывают 1:10 пополуночи.

Что касается самих собак, то игроки в покер на картинах Кулиджа являются представителями крупной буржуазии — судьями и прочими законниками, бизнесменами. Единственные особи женского пола во всей серии — пара гончих, пытающихся разогнать игроков своими нераскрытыми зонтами на картине «Засидевшись у больного друга» и сексуальная черная пуделиха с подносом, разносящая напитки, в неопубликованной версии «Смелого блефа». На рисунках отражена та же игровая и сексуальная политика, что и в «Трамвае «Желание» Теннеси Уильямса, впервые вышедшего на экраны в 1947 году, но не столь драматично. Пьеса, действие которой разворачивается в съемной квартире Нового Орлеана под резкие фортепианные звуки блюза, раскрывает нам мир, в котором мужчины пьют, орут, курят и играют в покер. (В сущности, рабочее название пьесы Уильямса — «Ночь покера»). За исключением лишь одного джентльмена, Митча, все персонажи ведут себя как собаки: «Псы вы все, просто псы».

Пабло Пикассо – «Алжирские женщины»

Ценители искусства (коллекционеры) всегда готовы платить много за Пабло Пикассо и его творения.

В 2020 году, его картина «Алжирские женщины», которая является самой знаменитой в серии из 15 полотен, была продана с молотка за 179 миллионов долларов.

Цену картине добавляют истории, связанные с похищением творений Пикассо и неотразимый талант художника.

Поль Гоген – «Когда свадьба»

Поль Гоген стал знаменитым благодаря этой картине, где написаны образы двух девушек, думающих о любви.

Кроме того, одной из изображенных на полотне девушек, является 13-летняя жена художника, которую зовут Техаамана.

Эта же картина получила рекордную цену в 2020 году, её стоимость составила 210 миллионов долларов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: