В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Рябушкин.
Андрей Петрович Рябушкин | |
Дата рождения | 17 (29) октября 1861 |
Место рождения | село Станичная слобода, Борисоглебский уезд (Тамбовская губерния) |
Дата смерти | 27 апреля (10 мая) 1904 (42 года) |
Место смерти | усадьба Дидвино, Новгородский уезд, Новгородская губерния |
Страна |
|
Жанр | историческая живопись |
Учёба |
|
Медиафайлы на Викискладе |
Андре́й Петро́вич Ря́бушкин
(17 [29] октября 1861, село Станичная слобода, Борисоглебский уезд (Тамбовская губерния) — 27 апреля [10 мая] 1904, усадьба Дидвино, Новгородская губерния[1]) — русский живописец. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.
Биография[ | ]
Родился 17 (29) октября 1861 года в селе Станичная слобода[2]Тамбовской губернии. Его отец Пётр Васильевич и старший брат Фёдор были иконописцами, и в детстве Андрей часто помогал им в работе. В 14 лет А. Рябушкин осиротел. Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увёз юношу в Москву и определил его в училище.
Училище Рябушкин не закончил, уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Учился, в частности, у Павла Петровича Чистякова. Его дипломной работой стало произведение на религиозную тему — «Снятие с креста» (1890). В ходе своих путешествий по России увлёкся русской историей и русским народным эпосом.
В 1890-х годах художник писал заказные работы, рисунки и акварели для изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Его крупной исторической картиной в этот период стала «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895).
Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901. Масло. Государственная Третьяковская галерея
Значительная роль в произведениях художника отведена русскому пейзажу. В декоративном решении полотна Рябушкин шёл от традиции русской иконописи и фресковых росписей. В 1901 году он написал одну из лучших картин «Свадебный поезд в Москве». На ней изображена Москва XVII века. В 1913 году картина была продана коллекционером Сергеем Щербатовым Третьяковской галерее.
В последние годы жизни Рябушкин увлёкся созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам. В это время им написаны картины «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903).
В 1903 году у него был диагностирован туберкулез. Лечение в Швейцарии не помогло. Скончался художник в имении своего друга художника Василия Васильевича Беляева усадьбе Дидвино Новгородской губернии и уезда и был погребён на ближайшем кладбище в Добром Селе.
Прах перезахоронен в 1957 году на Любанском городском кладбище, на могиле поставлен памятник.
110 картин художника А. Рябушкина экспонируются в Государственном русском музее, в Третьяковской галерее, во Всероссийском музее А. С.Пушкина, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Псковском художественном музее. Несколько работ находятся в частных коллекциях живописи.
Мастера русского искусства — Художник Андрей Петрович Рябушкин
Твитнуть
07.09.2011 07:19
Автор: Н. Антонова, Е Губанова.
Известные имена художников
Семнадцатого октября 1861 года в городе Борисоглебске Тамбовской губернии, в Станичной слободе произошло никем не замеченное событие – в семье государственного крестьянина Петра Васильевича и Пелагеи Ивановны Рябушкиных родился сын Андрей. Сам Петр Рябушкин был ремесленником, но не простым – он писал иконы и был довольно известен в округе. По традиции своему ремеслу стал учить младшего сына, так же как и его старшего брата.
Андрей оказался очень способен к рисованию и уже к семи годам с успехом помогал отцу и брату в работе. Наряду с художественными способностями мальчик оказался одарен и абсолютным музыкальным слухом и красивым голосом. Талант крестьянского сына был замечен руководителем архиерейского хора, и Андрея привлекли к участию в церковных песнопениях. Музыка всецело захватила мальчика, даже свободное время он не проводил праздно, осваивая игру на различных музыкальных инструментах. Репетиции и выступления не оставляли ему много этого самого времени, ведь участие в работе хора оказалось тяжелой работой. Однажды во время исполнения «Херувимской» Андрей, пытаясь взять очень высокую ноту, сорвал голос. Как оказалось, навсегда, с пением пришлось распрощаться.
Тесные контакты в музыкальной среде наложили отпечаток на дальнейшее творчество Андрея Рябушкина, вызвав в мальчике живой интерес к русской культуре и истории.
Отчаянность ситуации усугубилась тем, что почти одновременно с этим мальчик осиротел. Трудно сказать, как могла сложиться дальнейшая судьба Андрея Рябушкина, если бы художественные способности четырнадцатилетнего юноши не заметил его тезка и земляк — Андрей Харлампиевич Преображенский, тоже художник-иконописец. В один из приездов к родственникам Преображенский решил забрать молодого Рябушкина с собой в Москву, где и определил его на учебу в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Рябушкин Андрей Петрович. Возвращение с ярмарки.
Преподавателями Андрея Рябушкина в Училище стали такие признанные авторитеты в живописи, как А. Е. Архипов, К. А. Коровин, В. Г. Перов и В. А. Серов. Особенным расположением Андрей пользовался у Перова, который помог юноше в освобождении от платы за обучение, «так как успехи его были всеми замечены». После смерти Перова Андрей оставляет Московское училище и переезжает в Петербург, где продолжает обучение живописи в Академии художеств. Столичные преподаватели были поражены мастерством Рябушкина, все говорили, что «он явился к нам уже готовым художником».
В работе над картинами Андрей Рябушкин был очень требователен к себе: вначале делал множество эскизов, и те, которые ему не нравились – попросту сжигал. Этим объясняется то, что в наследии художника сохранилось около двух тысяч эскизов, хотя их могло быть в несколько раз больше. Только после того, как все фрагменты мозаики становились на свои места, идея обретала целостность, художник переносил свои мысли на холст. Как наследие раннего интереса к русской старине, жизни простого народа и влияние московского периода жизни в окружении демократичных художников Училища, можно воспринимать сюжеты картин художника.
Рябушкин Андрей Петрович. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901.
Получив предложение отправиться в путешествие за границу для того, чтобы набраться новых впечатлений и собрать материалы для будущих работ, наотрез от него отказался. Вместо этого поехал на родную Тамбовщину, в Борисоглебск. Итогом этой поездки стала серия картин из жизни русского крестьянства и низших городских сословий. Среди работ А. Рябушкина того периода: «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии>, «Семья купца в XVII веке», «Русские женщины в церкви» и другие.
Поездки по России в одиночку или с друзьями каждый раз давали новую пищу творчеству художника. Изучая роспись храмов, Рябушкин невольно попадал под влияние русских традиций в живописи и религиозных мотивов. Дипломной его работой стала картина «Снятие с креста». И в дальнейшем художник неоднократно писал работы на религиозные темы.
Рябушкин Андрей Петрович. Семья купца в XVII веке. 1896.
По своему характеру Андрей Петрович был тихим и незаметным человеком, в то же время общение с ним оставляло неизгладимое впечатление, вызывая искреннее чувство симпатии. После знакомства с Рябушкиным художник В. Д. Поленов писал жене, что встретил чрезвычайно интересного человека, который пишет чудесные картины.
Около двух тысяч рисунков, иллюстраций и этюдов оставил после себя Андрей Петрович, но цифра могла быть еще внушительнее, если бы художник «не прибегал периодически к хорошо испытанному им спое ликвидации своих произведений — к сжиганию их.
В жизни Рябушкин, как и многие творческие личности, отличался оригинальностью. Его особенностью было полное пренебрежение бытовыми удобствами, отрицание комфорта. Для жизни ему подходили абсолютно любые условия. Из всего имущества, помимо самого необходимого, у него было всего несколько книг.
Рябушкин Андрей Петрович. Русские женщины 17 столетия в церкви. 1899
Основным мотивом произведений Андрея Рябушкина становится изображение русской женщины, воплотившей в себе национальные семейные традиции. В своих работах художник этот образ несколько идеализирует, облагораживает, используя в качестве инструмента реализации своих идей цвет и ритмику картины. Позднее тематика несколько поменялась — художник обратился к былинным и сельским мотивам.
Андрей Петрович Рябушкин и прежде не отличался богатырским здоровьем, а в самом начале двадцатого века вследствие напряженной работы заболел туберкулезом легких и 27 апреля 1904 года скончался в возрасте всего лишь сорока двух лет, полным новых неосуществленных замыслов. Творчество художника стало по праву неотъемлемой частью русской культуры.
На родине, в Борисоглебске не забывают своего талантливого земляка, в его честь названа одна из улиц города, а на здании, в котором когда-то учился А. П. Рябушкин (бывшая церковно-приходская школа) установлена мемориальная доска с именем живописца.
← Незабываемые встречи – Художник Г. Г. Нисский | Жизнь и творчество А. И. Лактионова → |
Новые статьи:
- Людвиг Эмиль Гримм →
- Анкер – любимый художник швейцарцев →
- СИНЬЯК, художник моря!!! →
- Жизнь и творчество Дали →
- Николай Михайлович Ромадин →
Галерея[ | ]
- Воскресный день
(1889). Новгородский музей-заповедник
- Улица старой Москвы
(1890-е). Окружная художественная галерея, Ханты-Мансийск
- Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате
(1893). Третьяковская галерея
- Выход боярышни с няньками в сад (1893). Третьяковская галерея
- Московская улица XVII века в праздничный день
(1895) Г осударственный Русский музей (ГРМ)
- Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве
(1897). ГРМ
- Женщины в церкви (1899) — фрагмент. Третьяковская галерея
- Красная палата
(1899).
Нижнетагильский музей изобразительных искусств - Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)
(1901)
- Ожидают выхода царя
(1901) — эскиз. Третьяковская галерея
- Иоанн Грозный с приближёнными
(1903); Иван Грозный и Василий Блаженный. Тюменский музей изобразительных искусств
- Боярышня XVII века
(1903). ГРМ[3]
- Новгородская церковь
(1903). ГРМ
- Зимнее утро
(1903). Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
Рябушкин
Рябушкин в Энциклопедическом словаре: Рябушкин — Андрей Петрович (1861-1904) — российский живописец. Красочныежанровые и жанрово-исторические картины воссоздают быт Москвы 17 в.(»Свадебный поезд в Москве», 1901).
Тимон Васильевич (1914/15-86) — российский экономист,член-корреспондент АН СССР (1966). Основные труды в области политэкономиии статистики.
Определение слова «Рябушкин» по БСЭ: Рябушкин
— Андрей Петрович [17(29).10.1861, с. Станичная Слобода, ныне Воронежская область, — 27.4(10.5).1904, усадьба Дидвино, близ станции Любань, ныне Ленинградская область], русский живописец. Сын крестьянина-иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-82) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1882-90). Жил в Петербурге. Писал жанровые картины, посвященные в основном праздничной, обрядовой стороне крестьянского быта («Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии», 1880, Третьяковская галерея; «Чаепитие», 1903, частное собрание, Москва), сцены из истории России (главным образом 17 в.), трактуя их в камерно-бытовом плане [«Русские женщины XVII столетия в церкви», 1899, «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», 1901, обе — Третьяковская галерея; «Едут», 1901, Русский музей, Ленинград]. Оставаясь в целом верным традициям русской живописи 2-й половины 19 в. (убедительно передавая обстановку, костюмы, пейзаж), Р. вместе с тем нередко прибегал к обобщению форм, придавал своим композициям динамику и некоторую плоскостность. Декоративной красочностью, навеянной народным творчеством, введением орнаментальных и архитектурных мотивов он стремился подчеркнуть национальный характер изображаемого. Работал также как иллюстратор. Лит.: А. П. Рябушкин. [Альбом. Предисл. Е. Б. Муриной], М., 1961; Суздалей П. К., Рябушкин, М., 1961; Масалина Н. В., А. П. Рябушкин, М., 1966. А. П. Рябушкин. «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате». 1893. Третьяковская галерея. Москва.
А. П. Рябушкин. «Едут». 1901. Русский музей. Ленинград.
Рябушкин — Тимон Васильевич [р. 30.12.1914 (12.1.1915), Воронеж], советский экономист, член-корреспондент АН СССР (1966). Член КПСС с 1942. Окончил Институт народно-хозяйственного учёта в Воронеже (1936). В 1948-53 заместитель начальника, начальник отдела статистической методологии ЦСУ СССР; главный редактор Госстатиздата. В 1954-61 заведующий сектором экономической статистики института экономики АН СССР. В 1961-70 заведующий сектором статистики, заместитель директора института экономики мировой социалистической системы АН СССР. С 1970 заведующий отделом демографии и статистики Центрального экономико-математического института. В 1948-61 представитель СССР в статистической комиссии и комиссии по народонаселению ООН. С 1958 член Международного статистического института, в 1961-65 и с 1973 вице-президент этого института. Основные труды в области политической экономии и статистики. В них рассматриваются проблемы баланса народного хозяйства, экономико-статистические методы анализа пропорций в народном хозяйстве и взаимосвязи его элементов, методы сопоставления статистических данных в международном плане, исследуются закономерности развития мирового социалистического хозяйства. Под редакцией Р. издана книга «В. И. Ленин и современная статистика» (т. 1-3, 1970-73). Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Соч.: Очерки по экономической статистике, М., 1950; Статистические методы изучения народного хозяйства, М., 1957; Проблемы экономической статистики, М., 1959; Международная статистика, М., 1965; Темпы и пропорции развития народного хозяйства социалистических стран, М., 1966; Экономическая статистика, М., 1966; В. И. Ленин и статистика, М., 1971.
Рябушинский Рябушкин Рябчик
Литература[ | ]
- Воскресенский А. К.
Андрей Петрович Рябушкин. Биографический очерк. — СПб.: Тип. Морского Министерства, 1912. — 48 с. — (Серия иллюстрированных монографий «Современное искусство», вып. 6.). - Мурина Е.
Рябушкин. — М.: Советский художник, 1961. — С. 96. — 10 300 экз. - Кузнецов Б. М.
Андрей Петрович Рябушкин / Оформление Э. И. Копеляна. — Л.: Художник РСФСР, 1969. — 62 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. - Андрей Петрович Рябушкин: Альбом / Авт.-сост. Н. Г. Машковцев. — М.: Изобразительное искусство, 1976. — 18, [32] с. — (Русские художники). — 75 000 экз.
- Механикова В. М.
Андрей Петрович Рябушкин. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 112 с. — (Массовая библиотека по искусству). — 30 000 экз.