Читать онлайн «Рябушкин» автора Артемов Владислав Владимирович — RuLit — Страница 16

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Рябушкин.

Андрей Петрович Рябушкин
Дата рождения17 (29) октября 1861
Место рождениясело Станичная слобода, Борисоглебский уезд (Тамбовская губерния)
Дата смерти27 апреля (10 мая) 1904 (42 года)
Место смертиусадьба Дидвино, Новгородский уезд, Новгородская губерния
Страна
  • Российская империя
Жанристорическая живопись
Учёба
  • Московское училище живописи
Медиафайлы на Викискладе

Андре́й Петро́вич Ря́бушкин

(17 [29] октября 1861, село Станичная слобода, Борисоглебский уезд (Тамбовская губерния) — 27 апреля [10 мая] 1904, усадьба Дидвино, Новгородская губерния[1]) — русский живописец. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.

Биография[ | ]

Родился 17 (29) октября 1861 года в селе Станичная слобода[2]Тамбовской губернии. Его отец Пётр Васильевич и старший брат Фёдор были иконописцами, и в детстве Андрей часто помогал им в работе. В 14 лет А. Рябушкин осиротел. Случайно его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. Х. Преображенский. Он увёз юношу в Москву и определил его в училище.

Училище Рябушкин не закончил, уехал в Петербург, где поступил в 1882 году в Академию художеств. Учился, в частности, у Павла Петровича Чистякова. Его дипломной работой стало произведение на религиозную тему — «Снятие с креста» (1890). В ходе своих путешествий по России увлёкся русской историей и русским народным эпосом.

В 1890-х годах художник писал заказные работы, рисунки и акварели для изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Его крупной исторической картиной в этот период стала «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895).

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901. Масло. Государственная Третьяковская галерея

Значительная роль в произведениях художника отведена русскому пейзажу. В декоративном решении полотна Рябушкин шёл от традиции русской иконописи и фресковых росписей. В 1901 году он написал одну из лучших картин «Свадебный поезд в Москве». На ней изображена Москва XVII века. В 1913 году картина была продана коллекционером Сергеем Щербатовым Третьяковской галерее.

В последние годы жизни Рябушкин увлёкся созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам. В это время им написаны картины «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903).

В 1903 году у него был диагностирован туберкулез. Лечение в Швейцарии не помогло. Скончался художник в имении своего друга художника Василия Васильевича Беляева усадьбе Дидвино Новгородской губернии и уезда и был погребён на ближайшем кладбище в Добром Селе.

Прах перезахоронен в 1957 году на Любанском городском кладбище, на могиле поставлен памятник.

110 картин художника А. Рябушкина экспонируются в Государственном русском музее, в Третьяковской галерее, во Всероссийском музее А. С.Пушкина, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Псковском художественном музее. Несколько работ находятся в частных коллекциях живописи.

Мастера русского искусства — Художник Андрей Петрович Рябушкин

Твитнуть

07.09.2011 07:19

Автор: Н. Антонова, Е Губанова.

Известные имена художников

Семнадцатого октября 1861 года в городе Борисоглебске Тамбовской губернии, в Станичной слободе произошло никем не замеченное событие – в семье государственного крестьянина Петра Васильевича и Пелагеи Ивановны Рябушкиных родился сын Андрей. Сам Петр Рябушкин был ремесленником, но не простым – он писал иконы и был довольно известен в округе. По традиции своему ремеслу стал учить младшего сына, так же как и его старшего брата.

Андрей оказался очень способен к рисованию и уже к семи годам с успехом помогал отцу и брату в работе. Наряду с художественными способностями мальчик оказался одарен и абсолютным музыкальным слухом и красивым голосом. Талант крестьянского сына был замечен руководителем архиерейского хора, и Андрея привлекли к участию в церковных песнопениях. Музыка всецело захватила мальчика, даже свободное время он не проводил праздно, осваивая игру на различных музыкальных инструментах. Репетиции и выступления не оставляли ему много этого самого времени, ведь участие в работе хора оказалось тяжелой работой. Однажды во время исполнения «Херувимской» Андрей, пытаясь взять очень высокую ноту, сорвал голос. Как оказалось, навсегда, с пением пришлось распрощаться.

Тесные контакты в музыкальной среде наложили отпечаток на дальнейшее творчество Андрея Рябушкина, вызвав в мальчике живой интерес к русской культуре и истории.

Отчаянность ситуации усугубилась тем, что почти одновременно с этим мальчик осиротел. Трудно сказать, как могла сложиться дальнейшая судьба Андрея Рябушкина, если бы художественные способности четырнадцатилетнего юноши не заметил его тезка и земляк — Андрей Харлампиевич Преображенский, тоже художник-иконописец. В один из приездов к родственникам Преображенский решил забрать молодого Рябушкина с собой в Москву, где и определил его на учебу в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Рябушкин Андрей Петрович. Возвращение с ярмарки.

Рябушкин Андрей Петрович. Возвращение с ярмарки.

Преподавателями Андрея Рябушкина в Училище стали такие признанные авторитеты в живописи, как А. Е. Архипов, К. А. Коровин, В. Г. Перов и В. А. Серов. Особенным расположением Андрей пользовался у Перова, который помог юноше в освобождении от платы за обучение, «так как успехи его были всеми замечены». После смерти Перова Андрей оставляет Московское училище и переезжает в Петербург, где продолжает обучение живописи в Академии художеств. Столичные преподаватели были поражены мастерством Рябушкина, все говорили, что «он явился к нам уже готовым художником».

В работе над картинами Андрей Рябушкин был очень требователен к себе: вначале делал множество эскизов, и те, которые ему не нравились – попросту сжигал. Этим объясняется то, что в наследии художника сохранилось около двух тысяч эскизов, хотя их могло быть в несколько раз больше. Только после того, как все фрагменты мозаики становились на свои места, идея обретала целостность, художник переносил свои мысли на холст. Как наследие раннего интереса к русской старине, жизни простого народа и влияние московского периода жизни в окружении демократичных художников Училища, можно воспринимать сюжеты картин художника.

Рябушкин Андрей Петрович. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901.

Рябушкин Андрей Петрович. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901.

Получив предложение отправиться в путешествие за границу для того, чтобы набраться новых впечатлений и собрать материалы для будущих работ, наотрез от него отказался. Вместо этого поехал на родную Тамбовщину, в Борисоглебск. Итогом этой поездки стала серия картин из жизни русского крестьянства и низших городских сословий. Среди работ А. Рябушкина того периода: «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии>, «Семья купца в XVII веке», «Русские женщины в церкви» и другие.

Поездки по России в одиночку или с друзьями каждый раз давали новую пищу творчеству художника. Изучая роспись храмов, Рябушкин невольно попадал под влияние русских традиций в живописи и религиозных мотивов. Дипломной его работой стала картина «Снятие с креста». И в дальнейшем художник неоднократно писал работы на религиозные темы.

Рябушкин Андрей Петрович. Семья купца в XVII веке. 1896.

Рябушкин Андрей Петрович. Семья купца в XVII веке. 1896.

По своему характеру Андрей Петрович был тихим и незаметным человеком, в то же время общение с ним оставляло неизгладимое впечатление, вызывая искреннее чувство симпатии. После знакомства с Рябушкиным художник В. Д. Поленов писал жене, что встретил чрезвычайно интересного человека, который пишет чудесные картины.

Около двух тысяч рисунков, иллюстраций и этюдов оставил после себя Андрей Петрович, но цифра могла быть еще внушительнее, если бы художник «не прибе­гал периодически к хорошо испытанному им спое ­ликвидации своих произведений — к сжиганию их.

В жизни Рябушкин, как и многие творческие личности, отличался оригинальностью. Его особенностью было полное пренебрежение бытовыми удобствами, отрицание комфорта. Для жизни ему подходили абсолютно любые условия. Из всего имущества, помимо самого необходимого, у него было всего несколько книг.

Рябушкин Андрей Петрович. Русские женщины 17 столетия в церкви. 1899

Рябушкин Андрей Петрович. Русские женщины 17 столетия в церкви. 1899

Основным мотивом произведений Андрея Рябушкина становится изображение русской женщины, воплотившей в себе национальные семейные традиции. В своих работах художник этот образ несколько идеализирует, облагораживает, используя в качестве инструмента реализации своих идей цвет и ритмику картины. Позднее тематика несколько поменялась — художник обратился к былинным и сельским мотивам.

Андрей Петрович Рябушкин и прежде не отличался богатырским здоровьем, а в самом начале двадцатого века вследствие напряженной работы заболел туберкулезом легких и 27 апреля 1904 года скончался в возрасте всего лишь сорока двух лет, полным новых неосуществленных замыслов. Творчество художника стало по праву неотъемлемой частью русской культуры.

На родине, в Борисоглебске не забывают своего талантливого земляка, в его честь названа одна из улиц города, а на здании, в котором когда-то учился А. П. Рябушкин (бывшая церковно-приходская школа) установлена мемориальная доска с именем живописца.

← Незабываемые встречи – Художник Г. Г. НисскийЖизнь и творчество А. И. Лактионова →

Новые статьи:

  • Людвиг Эмиль Гримм →
  • Анкер – любимый художник швейцарцев →
  • СИНЬЯК, художник моря!!! →
  • Жизнь и творчество Дали →
  • Николай Михайлович Ромадин →

Галерея[ | ]

  • Воскресный день

    (1889). Новгородский музей-заповедник

  • Улица старой Москвы

    (1890-е). Окружная художественная галерея, Ханты-Мансийск

  • Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате

    (1893). Третьяковская галерея

  • Выход боярышни с няньками в сад (1893). Третьяковская галерея
  • Московская улица XVII века в праздничный день

    (1895) Г осударственный Русский музей (ГРМ)

  • Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве

    (1897). ГРМ

  • Женщины в церкви (1899) — фрагмент. Третьяковская галерея
  • Красная палата

    (1899).
    Нижнетагильский музей изобразительных искусств

  • Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)

    (1901)

  • Ожидают выхода царя

    (1901) — эскиз. Третьяковская галерея

  • Иоанн Грозный с приближёнными

    (1903); Иван Грозный и Василий Блаженный. Тюменский музей изобразительных искусств

  • Боярышня XVII века

    (1903). ГРМ[3]

  • Новгородская церковь

    (1903). ГРМ

  • Зимнее утро

    (1903). Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

Рябушкин

Рябушкин в Энциклопедическом словаре: Рябушкин — Андрей Петрович (1861-1904) — российский живописец. Красочныежанровые и жанрово-исторические картины воссоздают быт Москвы 17 в.(»Свадебный поезд в Москве», 1901).

Тимон Васильевич (1914/15-86) — российский экономист,член-корреспондент АН СССР (1966). Основные труды в области политэкономиии статистики.

Определение слова «Рябушкин» по БСЭ: Рябушкин

— Андрей Петрович [17(29).10.1861, с. Станичная Слобода, ныне Воронежская область, — 27.4(10.5).1904, усадьба Дидвино, близ станции Любань, ныне Ленинградская область], русский живописец. Сын крестьянина-иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-82) у В. Г. Перова и И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1882-90). Жил в Петербурге. Писал жанровые картины, посвященные в основном праздничной, обрядовой стороне крестьянского быта («Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии», 1880, Третьяковская галерея; «Чаепитие», 1903, частное собрание, Москва), сцены из истории России (главным образом 17 в.), трактуя их в камерно-бытовом плане [«Русские женщины XVII столетия в церкви», 1899, «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», 1901, обе — Третьяковская галерея; «Едут», 1901, Русский музей, Ленинград]. Оставаясь в целом верным традициям русской живописи 2-й половины 19 в. (убедительно передавая обстановку, костюмы, пейзаж), Р. вместе с тем нередко прибегал к обобщению форм, придавал своим композициям динамику и некоторую плоскостность. Декоративной красочностью, навеянной народным творчеством, введением орнаментальных и архитектурных мотивов он стремился подчеркнуть национальный характер изображаемого. Работал также как иллюстратор. Лит.: А. П. Рябушкин. [Альбом. Предисл. Е. Б. Муриной], М., 1961; Суздалей П. К., Рябушкин, М., 1961; Масалина Н. В., А. П. Рябушкин, М., 1966. А. П. Рябушкин. «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате». 1893. Третьяковская галерея. Москва.

А. П. Рябушкин. «Едут». 1901. Русский музей. Ленинград.

Рябушкин — Тимон Васильевич [р. 30.12.1914 (12.1.1915), Воронеж], советский экономист, член-корреспондент АН СССР (1966). Член КПСС с 1942. Окончил Институт народно-хозяйственного учёта в Воронеже (1936). В 1948-53 заместитель начальника, начальник отдела статистической методологии ЦСУ СССР; главный редактор Госстатиздата. В 1954-61 заведующий сектором экономической статистики института экономики АН СССР. В 1961-70 заведующий сектором статистики, заместитель директора института экономики мировой социалистической системы АН СССР. С 1970 заведующий отделом демографии и статистики Центрального экономико-математического института. В 1948-61 представитель СССР в статистической комиссии и комиссии по народонаселению ООН. С 1958 член Международного статистического института, в 1961-65 и с 1973 вице-президент этого института. Основные труды в области политической экономии и статистики. В них рассматриваются проблемы баланса народного хозяйства, экономико-статистические методы анализа пропорций в народном хозяйстве и взаимосвязи его элементов, методы сопоставления статистических данных в международном плане, исследуются закономерности развития мирового социалистического хозяйства. Под редакцией Р. издана книга «В. И. Ленин и современная статистика» (т. 1-3, 1970-73). Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Соч.: Очерки по экономической статистике, М., 1950; Статистические методы изучения народного хозяйства, М., 1957; Проблемы экономической статистики, М., 1959; Международная статистика, М., 1965; Темпы и пропорции развития народного хозяйства социалистических стран, М., 1966; Экономическая статистика, М., 1966; В. И. Ленин и статистика, М., 1971.

Рябушинский Рябушкин Рябчик

Литература[ | ]

  • Воскресенский А. К.
    Андрей Петрович Рябушкин. Биографический очерк. — СПб.: Тип. Морского Министерства, 1912. — 48 с. — (Серия иллюстрированных монографий «Современное искусство», вып. 6.).
  • Мурина Е.
    Рябушкин. — М.: Советский художник, 1961. — С. 96. — 10 300 экз.
  • Кузнецов Б. М.
    Андрей Петрович Рябушкин / Оформление Э. И. Копеляна. — Л.: Художник РСФСР, 1969. — 62 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз.
  • Андрей Петрович Рябушкин: Альбом / Авт.-сост. Н. Г. Машковцев. — М.: Изобразительное искусство, 1976. — 18, [32] с. — (Русские художники). — 75 000 экз.
  • Механикова В. М.
    Андрей Петрович Рябушкин. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 112 с. — (Массовая библиотека по искусству). — 30 000 экз.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: