Бродский Исаак Израилевич


Основные факты из биографии Исаака Бродского

Будущий художник родился на украинских землях в небольшом селе Софиевка 25 декабря 1883 года. Склонности к рисованию у него проявились очень рано – уже в пять лет он мог срисовать рисунок из книжки или нарисовать рисунок с натуры.

Исаак Бродский получил профессиональное художественное образование. Высшее художественное училище при Академии художеств – место где у Бродского сформировались художественный взгляд и отношение к живописи и искусству в целом. На зарождающуюся творческую личность большое влияние оказал и ее педагог – Илья Репин.

После окончания Академии Исаак Бродский совершает поездки по различным странам. В поездках он не только занимается самообразованием, изучая различные школы живописи, но и принимает участие в выставках.

Shofar7

Каждый, кто вырос в Советском Союзе, помнит знаменитую картину «Ленин в Смольном». Бывшая комната классной дамы Дворянского института, кресла в строгих белых чехлах, столик на резных ножках. И вождь, устало изучающий документы. Но мало кто помнит, что автор этой знаменитой картины — художник Исаак Израилевич Бродский, который из черты оседлости попал в главные живописцы новой, советской эпохи. Сегодня исполняется 75 лет со дня его смерти.

Будущий художник родился 25 декабря 1883 года в украинском селе Софиевка недалеко от Бердянска. В то время это была Таврическая губерния, часть которой населяли евреи. Отец Исаака был мелким торговцем и землевладельцем, мать хлопотала по хозяйству. Сам он позже вспоминал, что не было в его детстве ничего, что подтолкнуло бы к рисованию, разбудило вдохновение. Но уже в пять лет Исаак часами просиживал с карандашом — перерисовывал иллюстрации из книг, пытался рисовать с натуры. И хотя в еврейской среде изобразительное искусство было не в чести, родители не стали препятствовать таланту сына. Отправили его учиться в городское четырехклассное училище в Бердянске.

Там Исаак поселился в семье ремесленников Евновичей, которые внимательно отнеслись к способностям своего шестилетнего воспитанника. И после того как он окончил школу, именно Евнович убедил его отца, что Исаак — одаренный живописец. Сам же мальчик плакал и отбивался: он прекрасно играл на скрипке и мечтал о музыкальной школе. Но в 1896 году он поступает в Одесское художественное училище при Академии художеств. Для мальчика из крохотного села это стало настоящей путевкой в жизнь. Талант его заприметили учителя. Училище он окончил с отличием и сразу, без экзаменов поступил на первый курс Петербургской академии художеств, в класс самого Ильи Репина.

Все пять лет известный художник опекал одаренного еврейского мальчика, удивлялся его трудолюбию. Искусство на рубеже веков было зеркалом происходивших в обществе процессов: рождались и погибали новые школы, возникали новые течения и направления. Зарождалась революция, Бродский ходил на собрания, писал политические карикатуры в «левые» журналы. Несмотря на талант молодого живописца, из академии его исключили. Вернуться к обучению помог только авторитет Репина: Илья Ефимович убедил ректора в том, что такого ученика нельзя потерять. С юности Бродский предпочитал классический реализм, и Репин во многом повлиял на формирование его художественного вкуса и стиля. Именно он поддерживал его «стремление к реалистической правде в искусстве и прочно вселил презрение и ненависть ко всем кривляниям в живописи».

Окно в Европу

Академия стала для Исаака Бродского идеальным трамплином. В 1908 году он пишет выпускную работу «Теплый день», за которую получает золотую медаль и награду — возможность продолжать обучение в Европе. Рим, Лондон, Берлин… Бродский ходит по музеям и художественным галереям, пишет с натуры. В Париже попадает в мастерскую Родена. Роден будущему живописцу революции очень понравился, а вот Матисс и Пикассо всерьез оттолкнули. Как художник напишет позже, посмотрев их работы, он решил, что это и есть то самое «кривляние» в искусстве, и еще раз убедился в своей приверженности реализму.

Из поездки он возвращается с папкой замечательных этюдов. Академия принимает решение продлить его каникулы, и Бродский еще на полгода уезжает в Италию. На Капри он знакомится с Максимом Горьким и пишет его портрет. Европа тепло принимает молодого художника. В 1913 году его картину «Зима в провинции» показывают на выставке в Мюнхене. Ее признают лучшей на экспозиции, Бродский получает золотую медаль. В Россию он возвращается уже выдающимся мастером, его с радостью принимают в академии, знакомят со всей творческой элитой: Федором Шаляпиным, Александром Скрябиным, Леонидом Андреевым, Владимиром Маяковским, Александром Куприным, Корнеем Чуковским. Бродского любят и ценят, его пейзажи и портреты пользуются огромным спросом. Он очень точно передает дух времени. Горький, у которого художник гостил на Капри, напишет ему: «В творчестве вашем для меня самая ценная и близкая мне черта — ваша ясность, пестрые, как жизнь, краски и тихая эта любовь к жизни, понятой или чувствуемой вами как “вечная сказка”».

Несмотря на любовь к реализму, в пейзажах Бродского соединяются символизм и модернизм. Критики определяют жанр его живописи как «символическую фантастику», его яркие картины отдают салонностью.

Он обласкан критиками, очень востребован, хорошо зарабатывает. И весь отдается своему увлечению — коллекционированию живописи. Основу этой страсти заложил все тот же Илья Ефимович Репин, который подарил любимому ученику три своих рисунка. И теперь Бродский скупает на выставках картины самых разных мастеров.

Новая волна

Революция совершает переворот в его творчестве. Социалистические идеи, которыми художник был увлечен еще с юности, охватывают всю страну. Бродский понимает, что его талант нужен зарождающемуся советскому строю и принимает решение работать на его прославление. В то время как многие его товарищи бегут из страны, Исаак становится официальным художником новой власти. Сначала один за другим пишет портреты лидеров большевиков, затем пробует себя в больших многофигурных полотнах. Первый такой его опыт вызывает восторг у революционного правительства. «В. И. Ленин и манифестация» — с этой картины начинается новый этап в творчестве художника.

Он уже почти не пишет свои очаровательные пейзажи, а буквально документирует современность. Цикл картин «Революция в России» Исаака Бродского известен каждому советскому школьнику, ими иллюстрировали учебники истории. «Расстрел 26-ти бакинских комиссаров», «Торжественное открытиеII Когресса Коминтерна» — Бродскому удается изображать происходящее в стране в совершенно ином, романтизированном, свете. Это, конечно, не совсем реализм, которым раньше так восхищался художник: идеальными, одухотворенными, мудрыми выглядят на его портретах новые вожди. Особенно увлеченно Бродский пишет Ленина. Знаменитой картине «В. И. Ленин в Смольном» предшествует целый ряд портретов вождя. Вслед за Лениным появляются портреты практически всего большевистского истеблишмента: от Ворошилова до Фрунзе, от Молотова до Кагановича. В 1928-м у него появляется новый «натурщик» — Иосиф Сталин.

Коллеги по цеху обвиняли Бродского в обслуживании советского режима, отличавшегося людоедскими методами правления. Но художника сложно было сбить с намеченного пути, тем более что путь этот приносил свои дивиденды: в 1930 году Исаак Бродский становится профессором родной академии, в 1934-м — ее директором. Теперь, правда, она называется иначе — Всероссийская Академия художеств. Бродский, обласканный новой властью, трудится честно и кропотливо: много пишет, растит учеников, с любовью выстраивает учебную работу. Только благодаря его нежной привязанности к альма-матер академия выживает в тяжелые годы. Помогает он и коллегам — устраивает им заказы, ссужает деньгами.

Бродский, действительно, верит в целесообразность происходящего, восхищается новыми вождями, стремится «нести искусство в массы». Свою приличную к тому времени коллекцию живописи решает «подарить народу» и организует серию выставок, первая из которых проходит в его родном Бердянске. «У себя на родине, в Бердянске, я считал необходимым создать музей. Это мне удалось. Я основал художественный музей, которому было предоставлено одно из лучших зданий», — напишет художник в автобиографии «Мой творческий путь». 200 картин лучших российских живописцев отправляются на родину Исаака Бродского, среди них полотна Репина, Кустодиева, Врубеля, Серова. Это будет первый в Запорожье художественный музей, коллекция которого постоянно пополняется. Говорят, туда попало немало картин из расформированного музея Академии художеств. Вполне возможно, что таким образом Бродский спасал картины художников, которые были не в фаворе у новой власти. Часть его коллекции получают музеи Днепропетровска и других провинциальных городов.

Карьера Бродского стремительно развивается. Он становится первым художником, получившим орден Ленина, ему дарят огромную квартиру на Михайловской площади. Именно здесь довелось побывать Корнею Ивановичу Чуковскому, давнему знакомцу художника. «Ах, как пышно он живет — и как нудно! — напишет о своих впечатлениях Чуковский. — Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от “расстрела коммунистов в Баку”… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых “расстрелов” в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них свое имя и живет припеваючи. Все “расстрелы” в черных рамках.

Сам Бродский очень мил… Чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать “расстрелы” и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять-таки мещанин, защищая свое право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией.

Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий. Бюсты Репина, портреты Репина и проч. И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушел от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица…»

Но Корней Иванович не совсем прав. Бродский искренне верит в идеи коммунизма. Он не коллаборационист и штампует портреты вождей не только ради заработка. Он удачный инструмент пропагандистской машины, идеально отлаженный под поставленную задачу. Именно Исаак Бродский удостаивается чести представлять советскую Россию на зарубежных выставках. В страшном 1937 году, когда многие его коллеги по цеху оказались в застенках, он едет в Париж на международную выставку. Едет, правда, не со своими очаровательными пейзажами, а все с теми же пафосными полотнами, прославляющими вождя, — с «Лениным на Путиловском .

Конечно, можно обвинять Бродского в том, что предал свой талант, стал штамповать «лениных», превратился в певца кровавой власти. Но изысканные, сказочные пейзажи — это ведь тоже художник Бродский. И роскошная коллекция живописи, которую он подарил родной стране, и десятки признательных учеников — тоже он.

Материал подготовила Алина Ребель

Характеристика творчества Исаака Бродского

Творческая жизнь художника делится на два периода – ранний период и период творческой зрелости. Для каждого из них характерно что-то свое, и в первую очередь это касается тематики картин. Если говорить о картинах раннего периода, то это пейзажи и портреты родственников, друзей.

Для зрелого периода художник обращается к современности. На его картинах 20-х и 30-х годов можно увидеть те события, которые происходили в России в это время, а так же увидеть отношение самого Бродского к тем событиям, которые он отображал.

Память

В 1940 году на доме установлена мемориальная доска по проекту архитектора Н. Ф. Демкова.[8] с ошибочными датами в тексте: «В этом доме с 1924 по 1939 год жил и умер художник Исаак Израилевич Бродский».

В центре Ленинграда (Площадь Искусств, 3 — Дом Голенищева-Кутузова) был создан музей художника — музей-квартира И. И. Бродского, являющийся отделом Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. В сентябре 1940 года улица Лассаля близ Невского проспекта была переименована в улицу Бродского (в 1991 году ей было возвращено историческое название — Михайловская улица).

Имя Бродского носит основанный им в 1930 году Бердянский художественный музей, куда художник передал около 200 картин русских художников из своего собрания.

Ранний период творчества художника

Первые десятилетия ХХ века в биографии Исаака Бродского отмечены поездками по городам России, а так же за ее пределами. Новые впечатления, знакомства с новыми людьми, с новой культурой – все это влияет на настроение художника, которое отражается в его картинах раннего периода.

Глядя на работы этих лет, можно смело говорить о том, что выполнены они в стиле европейского модернизма, который приближен к салонной живописи.

Для художественного подчерка Исаака Бродского того периода характерны красочность (многие искусствоведы говорят о том, что на картинах этих лет даже слишком много цветов и красок) и внимание ко всем мелким деталям, которые Исаак Бродский рельефно вырисовывает в работах. Все работы этого периода полны оптимизма.

Не смотря на то, что Исаак Израилевич обращался ко многим художественным жанрам, наиболее ярко его художественный стиль проявился в портретах и пейзажах.

Известные картины художника

Картины Бродского — великое наследие нашей страны. Знаменитым художником было создано более 40 работ.

Дореволюционное творчество

Среди дореволюционных полотен живописца отмечаются:

картина «Тёплый день», написанная в 1908 году; «портрет Л. М. Бродской», первой жены мастера кисти, также являющейся художницей. За эти две картины Бродский удостаивается звания художника и получает право на поездку в Европу, а за холст «Тёплый день» получает Золотую медаль; полотна «Италия» и «Сказка», созданные на Капри в 1911 году, когда великий гений живописи проживал в гостях у писателя Максима Горького; «Опавшие листья» и «Зима в провинции», 1913 год. Это — великолепные работы художника, бесподобно отражающие два времени года, утончённую неброскую красоту и скромное обаяние русской природы.

Бродский как певец революции

В революционный период живописцем было написано множество портретов политических деятелей и самого Ленина. Наиболее известными являются:

«портрет Керенского», 1917. Бродскому удаётся очень точно запечатлеть образ государственного деятеля, особенно его пронзительный взгляд; «Ленин и манифестация», 1919. Эта картина художника явилась началом его революционной эпопеи; портреты Троцкого, Луначарского, Зиновьева и Калинина, написанные один за другим в 1921 году; «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна». Работа была выполнена в 1920-1924 годах. «Расстрел 26-и Бакинских комиссаров», 1925. Замысел написать полотно возник у Бродского после трагедии, произошедшей в Закавказье 20 сентября 1918 года. Художнику удалось с точностью передать величие духа, мужество и преданность делу расстрелянных коммунистов.

Далее по порядку были написаны портреты:

  • И. Сталина, 1928;
  • К. Ворошилова, 1929;
  • М. Фрунзе, 1929;
  • В. Менжинского, 1932;
  • В. Молотова, 1933;
  • С. Кирова, 1934;
  • В. Куйбышева, 1935;
  • А. Жданова, 1935;
  • Л. Кагановича, 1935;
  • Г. Орджоникидзе, 1936;
  • М. Горького, 1929.

Лениниада

Образ Ленина живо интересовал Бродского. Он написал много портретов вождя и полотен с его участием.

Знаменитые портреты:

  • «В. Ленин на фоне Кремля», 1924;
  • «Вождь на фоне Волховстроя», 1926;
  • «В. Ленин в Смольном», 1930.

Картины:

  • «Выступление Ленина на митинге возле Путиловского завода», 1929;
  • «Вождь на проводах красноармейских частей, уходящих на войну», 1933.

Зрелый период творчества художника

Великая Октябрьская социалистическая революция совпала с началом зрелого периода в творчестве Исаака Бродского, она же послужила толчком для художника к обращению к новой тематике – история России.

В эти годы появляется большое количество масштабных полотен, многие из которых требовали от художника предварительных работ. Так, при работе над картиной, где Исаак Бродский изображал конгресс, художнику пришлось первоначально нарисовать портреты всех его участников, и только потом он приступил к работе над самой картине.

Для того чтобы сделать свои картины более правдивыми, художник не ограничивался только своими впечатлениями, он занимался изучением документов, свидетельством очевидцев.

Исаак Бродский сам выезжает на те места, где происходили события, которые он изображает. Все это дает нам право называть его картины этого периода документальными.

Стремление прорисовывать даже самые маленькие и незначительные детали перешло из раннего периода в зрелый, а вот краски и цвета его картин стали более сдержанными и спокойными.

Очень часто события, которые изображает Исаак Бродский, несут трагический оттенок, отсюда и преобладание темных оттенков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: