Лактионов Александр Иванович — Биография

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лактионов.

В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Лактионов, Александр.

Александр Иванович Лактионов
Дата рождения16 (29) мая 1910
Место рождения
  • Ростов-на-Дону, Область Войска Донского, Российская империя
Дата смерти15 марта 1972(1972-03-15) (61 год)
Место смерти
  • Москва, СССР[1]
Страна
  • СССР
Жанрпортрет, жанровая картина, пейзаж, натюрморт
УчёбаЛИЖСА имени И. Е. Репина
Стильсоциалистический реализм
Награды
Звания
ПремииРаботы на Викискладе

Алекса́ндр Ива́нович Лактио́нов

(1910—1972) — советский живописец и график, педагог, профессор.

Академик АХ СССР (1958; член-корреспондент 1949). Народный художник РСФСР (1969). Лауреат Сталинской премии первой степени (1948) и Государственной премии РСФСР имени Репина (1971).

Биография

Александр Иванович Лактионов родился в Ростове-на-Дону 16 (29) мая 1910 года[2] в семье заводского кузнеца и прачки-надомницы. В 19 лет освоил ремесло каменщика, работал чертёжником.

В 1930 году А. И. Лактионов, П. С. Келлер и Н. Е. Тимков едут в Москву, где они познакомились с И. Э. Грабарем, М. В. Нестеровым, С. В. Малютиным[3]. Известные художники и педагоги, просмотрев студенческие работы, дали рекомендации для продолжения учёбы в Ленинградском государственном ИЖСА им. И. Е. Репина, (Академия художеств СССР), куда друзья и направились[3]. В Ленинграде они пришли к И. И. Бродскому. Оказалось, что опоздали, набор студентов был уже завершен[3]. Однако Бродский сверх набора взял к себе в мастерскую Александра Лактионова, а Николаю Тимкову и Петру Келлеру посоветовал приехать на следующий год[3].

Учился в Ленинградской Академии художеств у И. И. Бродского (1932—1938), затем в аспирантуре этой академии у И. Э. Грабаря (1938—1944); среди его наставников особое влияние на молодого художника оказал именно И. И. Бродский, которому рекомендовали Лактионова М. В. Нестеров и И. Э. Грабарь. Следуя девизу Бродского «Ближе к натуре!», Лактионов не только осваивал приёмы современной ему живописи, но и специально изучал технику письма старых мастеров. В 1936—1944 гг. преподавал в ЛИЖСА, Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина), в 1967—1970 вёл занятия в Московском государственном заочном педагогическом институте[4], будучи с 1968 года его профессором. Поддерживал дружеские отношения с известной семьёй родовых иконописцев Клещёвых. Известен главным образом как жанрист и портретист, хотя в наследии художника присутствуют выполненные на высоком уровне пейзажи и натюрморты. Заслуженной популярностью пользуется его написанная в Загорске картина «Письмо с фронта» (1947, Третьяковская галерея), мастерски передающая цветовые и светотеневые свойства натурных планов, их переходы, а также настроение персонажей[5].

Известны произведения Александра Ивановича: «Портрет О. Н. Лактионовой» (1939), «Портрет И. И. Бродского» (1939—1940, квартира-музей И. И. Бродского), «Портрет Т. П. Мясоедовой-Бродской» (1939, Сочинский художественный музей), портреты актёров МХАТа В. И. Качалова, О. Л. Книппер-Чеховой, Н. П. Хмелёва (все — 1940), «Автопортрет» (1945), «Портрет академика И. П. Бардина» (1952, Донецкий художественный музей), «Портрет Н. С. Хрущёва» (литография, 50-е годы XX века), «Портрет космонавта В. М. Комарова» (1967, Третьяковская галерея); «Курсанты выпускают стенную газету» (1938), «Натюрморт. Игрушки» (1949), «Девушка за вышиваньем» (пастель, 50-е годы XX века), «Узкое» (1951), «В новую квартиру» (1952, Донецкий художественный музей), «Обеспеченная старость» (1958—1960).

Александр Иванович Лактионов умер от болезни сердца в Москве 15 марта 1972 года[2]. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Лактионов-художник не забыт: одни его горячо почитают, другие убеждённо не приемлют. При этом развёрнутая посмертная персональная выставка мастера была организована пока единожды (в Москве, в Академии художеств СССР) — через десять лет после его кончины, более четверти века назад. В настоящее время некоторые работы А. И. Лактионова экспонируются в музее Гуггенхайма.

В Москве, на ул. Тверской, д. 19, где он жил, установлена мемориальная доска с барельефом.

  • «Письмо с фронта»

Лактионов, Александр Иванович

Родился 29 мая 1910 г. (16 мая 1910 г. по ст. ст.) в г. Ростове-на-Дону. Его отец работал кузнецом на фабрике и на железной дороге, мать была прачкой.

В 1926-1929 гг. учился в 1-й Советской художественной школе Донпрофобра под руководством Андрея Чинёнова (ныне Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова). Его работы, созданные в годы учебы («Улица Садовая зимой», «Связка репчатого лука»), были отмечены премией на выставке молодых художников Северного Кавказа. После окончания школы Лактионов собирался продолжить образование в Москве, однако для поступления требовался рабочий стаж. Некоторое время он работал в Ростове-на-Дону каменщиком, маляром, был чертежником. В 1930 г. вместе со своими соучениками по художественной школе Петром Келлером и Николаем Тимковым уехал в Москву. В столице начинающие художники были представлены известному живописцу, педагогу Михаилу Нестерову, а также художнику-реставратору Игорю Грабарю. Выполнив творческое задание Нестерова, Лактионов с друзьями получили рекомендательное письмо для поступления в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА; ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской академии художеств). В 1932-1938 гг. Александр Лактионов учился в ЛИЖСА у Исаака Бродского, одного из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х гг., ректора Ленинградского института живописи (в 1934-1935 гг.). В 1938 г. выполнил дипломную работу «Красноармейцы выпускают стенную газету (Герой Советского Союза Н. В. Юдин в гостях у комсомольцев-танкистов)». Продолжил обучение в аспирантуре у Игоря Грабаря (1938–1944). В 1936-1944 гг. занимался преподавательской деятельностью в ЛИЖСА. В 1939-1940 гг. написал портрет своего наставника Исаака Бродского, который ныне хранится в квартире-музее живописца в Санкт-Петербурге. В эти же годы создал портреты летчика, Героя СССР Михаила Водопьянова, жены Бродского Татьяны Мясоедовой-Бродской, своей супруги Ольги Лактионовой и др. В 1940 г. в Ленинград из Москвы приехал на гастроли Московский художественный театр, и Лактионов написал цикл портретов актеров МХАТ — Василия Качалова, Ольги Книппер-Чеховой, Николая Хмелева и др. В годы Великой Отечественной войны находился вместе с институтом в эвакуации в Узбекистане, в Самарканде (1942–1943). В 1942 г. написал картину «Речь товарища Сталина 7 ноября 1941 года». В 1943-1947 гг. жил с семьей в Загорске (ныне Сергиев-Посад, Московская область), в одной из келий Троице-Сергиевой лавры. Там написал свою самую известную картину — «Письмо с фронта» (1947). В том же году полотно было экспонировано на Всесоюзной художественной выставке. За эту работу художнику была присуждена Сталинская премия I степени (1948). В 1949 г. авторская копия «Письма с фронта» была представлена на выставке советской живописи в Германии и Венгрии. Успех полотна был обусловлен жизненностью сюжета и реалистичной трактовкой образов в сочетании с живописной передачей фактуры и ярких красок солнца. Впоследствии репродукции этой картины вошли в учебники живописи и школьные хрестоматии. Она была изображена на одной из почтовых марок СССР серии «История советской живописи» (1973). В настоящее время работа Александра Лактионова хранится в коллекции Третьяковской галереи. В 1949 г. Лактионов стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1958 г. — академиком АХ СССР. С 1967 по 1970 г. — преподаватель, профессор (с 1968 г.) Московского государственного заочного педагогического института (ныне Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова). Александр Лактионов — мастер академического рисунка, работал в жанре социалистического реализма. В основном писал портреты и жанровые сцены, но среди его работ есть также пейзажи, натюрморты и графика. В совершенстве владел техникой лессировки (получение глубоких цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета). Искусствоведы отмечали мастерство живописца при передаче солнечного света. Однако многие критики упрекали художника в отсутствии психологической выразительности и глубины, а также в излишней детализации образов и предметов, что лишало, по их мнению, цельности общего восприятия полотен живописца. Автор тематических картин «Защитник Родины» (1948), «Летом» (1951), «В новую квартиру» (1952), «За вышиванием», «Пионерская правда» (обе — 1954), «После операции» (1965), «В гостях у внуков» (1966), пейзажей и натюрмортов «Узкое» (1951), «Верхушки деревьев. Абрамцево» (1955), «Февраль» (1956), «Тишина» (1967) и др. Создал галерею портретов советских военных и государственных деятелей, представителей культуры и науки (ученых Александра Богомольца, Ивана Бардина, Игоря Курчатова, архитектора Алексея Душкина, хирурга Александра Вишневского, летчика-космонавта Юрия Гагарина и др.). Создал групповой портрет ветеранов сцены в Доме Всероссийского театрального общества им. А. А. Яблочкиной «Обеспеченная старость» (1958–1960). В 1950-х гг. по заказу Центрального комитета КПСС на основе фотографии генсека партии Никиты Хрущева выполнил его портрет в технике литографии. После одобрения работы Хрущевым портрет был официально растиражирован. В 1967 г. Александр Лактионов написал портрет летчика-космонавта Владимира Комарова. За эту работу, а также за портреты Героев Социалистического Труда Ф. Н. Петрова и П. И. Воеводина получил Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина (1971). Александр Лактионов скончался 15 марта 1972 г. в Москве. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. Единственная персональная выставка художника была организована лишь спустя десять лет после его смерти (1982; Москва, Академия художеств СССР). Работы Лактионова хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Киевской картинной галерее (Украина) и др. Некоторые из них экспонируются в музее Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

​Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Народный художник РСФСР (1969). Был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1970).

В Москве, на ул. Тверской, д. 19, где жил художник, установлена мемориальная доска с барельефом.

Его творчеству посвящены книги Дмитрия Осипова «Александр Лактионов» (1968), Елены Николаевой и Игоря Мямлина «Александр Иванович Лактионов» (1978).

В семье Александра и Ольги Лактионовых было семеро детей. Одна из дочерей — Мария — стала художником, окончив Московский государственный институт им. В. И. Сурикова.

Примечания

  1. Union List of Artist Names — 2010. https://wikidata.org/Track:Q2494649″>https://wikidata.org/Track:Q5554720″>https://wikidata.org/Track:P245″>
  2. 12
    Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 14. Куна — Ломами. 1973. 624 стр., илл.; 38 л. илл. и карт. 1 грампластинка.
  3. 1234Скопцова Г.
    Петр Келлер: бедный художник, выставлявшийся на Sotheby’s // rslovar.com. — 2013. — 5 янв.
  4. С 2006 г. это Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова
  5. Существуют авторские копии картины. Оригинал пострадал при доставке в трюме морского судна для показа в США и подвергся серьёзному восстановлению — см. Меос В. Э. «Жизнь и творчество А. И. Лактионова»

Советская живопись

Творчество Александра Ивановича Лактионова в профессиональных кругах вызывало горячие споры. Одни считали, что его работам не хватает внутренней насыщенности образов, другие отмечали правдивость его искусства. Критика, прозвучавшая из уст выдающегося художника-педагога Сергея Васильевича Герасимова по поводу дипломной работы Лактионова, стала определённым стереотипом в отношении коллег и критиков к дальнейшим работам художника. Но если бы Лактионов написал одну только хрестоматийную картину «Письмо с фронта», его имя можно было бы вписать золотыми буквами на страницы истории изобразительного искусства советской эпохи.

Жизнь Александра Лактионова

Будущий художник Александр ИвановичЛактионов родился в рабочей семье в 1910 году. Его родина – Ростов-на-Дону. Здесь в 1926-1929 годах он учился в художественной школе у А.С. Чинёнова.

Первыми освоенными ремёслами юного мастера были профессии каменщика и чертёжника. Уже в зрелом возрасте Александр Иванович с гордостью демонстрировал дом, в котором сделал свою первую кладку. Потом работал он чертёжником.

Спустя некоторое время, решил учиться дальше и с двумя друзьями поехал в Москву. Через братьев Кориных вышел на Михаила Нестерова, который решил посмотреть на что способны молодые дарования. Они выполнили творческое задание именитого художника сделать «портрет дерева». В придачу скопировали одну из репродукций Веласкеса. Вместе с И. Грабарем М. Нестеров дал будущим художникам рекомендательное письмо, с которым ребята едут в Ленинград.

В 1932 году Александр Лактионов поступает в Петербургскую Академию художеств. Лактионов попал в мастерскую Исаака Бродского и сумел стать одним из его любимых студентов. В свою очередь, Бродский оказал наибольшее влияние на творчество молодого художника. Именно его девиз «Ближе к натуре!» стал определяющим в работе Александра Ивановича. Художники были удивительно близки по восприятию мира. Смерть Бродского в 1939 году была тяжким ударом для Лактионова.

Ещё будучи студентом и аспирантом в 1936-1944 годах Лактионов преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. Вся довоенная жизнь молодого художника была полна скитаний и забот о хлебе насущном. Во время блокады семья художника жила в эвакуации в Самарканде. После войны – в Загорске, в одной из келий монастыря. Именно здесь родилась самая знаменитая картина Александра Ивановича «Письмо с фронта» (1947).

Картина стала этапной в жизни Лактионова. За неё в 1948 году художник получил Сталинскую премию, но, что важнее, всенародное признание. Хотя некоторые коллеги до сих пор не считают картину чем-то особенным. Тем не менее, после этой картины Лактионовы получили квартиру и у художника появились заказы.

После «Письма с фронта» А.И. Лактионова признали официально. В 1949 году он становится членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а ещё через 9 лет — академиком. В 1969 году он получил звание Народного художника РСФСР. 1971 год стал особенным в творческой биографии Александра Ивановича, ему присудили Госпремию им. И.Репина за серию портретов Героев социалистического труда, а также за портрет космонавта Комарова. Имел художник и учёное звание профессора. В конце 1960-х преподавал в Московском государственном заочном педагогическом институте. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

В марте 1972 года сердце Александра Лактионова перестало биться.

Интересно, что первая и последняя персональная выставка художника состоялась через 10 лет после его смерти. До сегодняшнего дня у творчества Лактионова есть как приверженцы, так и противники.

Творчество

Одна из глубочайших работ Лактионова «Портрет И.И. Бродского» (1939). Художник изобразил умирающего учителя. Бликами, полутонами и другими средствами художественной выразительности художник сумел передать атмосферу ухода человека в лучший мир. Взглянув на картину, Исаак Израилевич произнес: «Ну вот, теперь можно спокойно умирать». Работа хранится в доме-музее Бродского в Петербурге.

«Письмо с фронта» — картина, написанная в 1947 году. Произведение создано в тот момент, когда в нём нуждалась публика. Высокореалистическое полотно приметно не только эмоциями, но и мастерским владением цветом, формой, тщательно детализировано. Картина как бы наполнена солнцем и в то же время застывшей радостью от победы. В год создания её экспонировали на Всесоюзной художественной выставке. Потом вывесили в Третьяковской галерее, под лестницей. Место показалось не слишком удачным самому Жданову. По совету партийного деятеля «Письмо с фронта» заняло надлежащее место в Третьяковке. После поездки на выставку в США полотно залило водой в трюме парохода. Его отреставрировали, но работа утратила авторскую свежесть.

Позитивная картина «Девушка за вышиванием», написана в 1950-х, изображала девушку, сидящую на подоконнике. Из Третьяковской галереи она уехала в Индию как подарок Джавахарлалу Неру.

Удачным вышел портрет Н.С. Хрущёва, которого художник отретушировал, но в то же время оставил внешнюю схожесть. Портрет тотчас растиражировали. С тех пор Генсек лично поздравлял Лактионова с праздниками.

В последние годы жизни Александр Иванович работает над серией портретов космонавтов. Наиболее заметный – портрет В. Комарова, за который он получил премию им. И.Е. Репина. Космонавт получился на портрете волевым, сильным и мужественным.

Изображал Лактионов и людей искусства – актёров МХАТА (Качалова, Хмелёва, Книппер-Чехову), актёров-ветеранов в композиции «Обеспеченная старость». Как сознавался художник в своих интервью, ему особенно интересно было работать с их лицами. Писал художник автопортреты и портреты близких ему людей.

Особенную страсть чувствовал Александр Лактионов к передаче солнечного света, всех его оттенков. Мягкие тона в натюрморте «Февраль», пейзаже древнего Суздаля. «Натюрморт с апельсинами» — прекрасный образец работы пастелью.

Наиболее плодотворным периодом была вторая половина жизни художника. Он создал серию портретов, пейзажей, натюрмортов, которые не только мастерски исполнены (в них чувствуются традиции русской реалистической школы), но и ярко окрашены эмоционально.

Художник работал маслом, пастелью и темперой, чудесно владел акварелью, часто смешивал технику темперы и масла. Не чужды ему были и графические техники – простой карандаш, литография, офорт. Использовал Александр Лактионов также прессованный уголь и сангину.

До конца жизни художник был верен реалистической манере письма, не признавая экспериментов. Его приверженность классическим традициям Репина, Серова, Малявина чувствуется во многих ранних работах. В 1950-х он обращается к европейским классикам – Ван Эйку, Лиотару. Его манеру критики называют фотографическим иллюзионизмом с чертами социалистического реализма.

В кисти Лактионова чувствуется очень индивидуальное понимание правдивости искусства, своя художественная программа. Что бы не говорили критики о некоторых его полотнах, даже после смерти первая персональная выставка художника собрала тысячи ценителей его искусства.

В нашей стране картины Александра Ивановича Лактионова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, а также в некоторых областных музеях.

Жилищный вопрос в Советском союзе всегда стоял остро. После Революции в разрушенные города тянулся поток рабочих поднимавших индустрию страны, затем грянула Вторая Мировая война. В мирные годы люди строили БАМ, поднимали целину, покоряли Сибирь. Все это время бытовые условия оставляли желать лучшего, и получение нового жилья становилось действительно радостным событием.

В 1937 году Кузьма Петров-Водкин пишет свое самое большое полотно «Новоселье (Рабочий Петроград)» (титульное изображение). Официально сам автор датирует происходящее на полотне весной 1922 года, когда простая рабочая семья въехала в хорошую квартиру в центре города, оставшуюся от сбежавшего за границу богача. Художник продумал все детали, распределив роли героям композиции. Члены большой семьи ведут себя скованно, им непривычно находиться в роскошной обстановке. Люди принесли в новое жилище свою скромную утварь, и теперь дорогой барский ковер соседствует с деревенским половиком, а среди дворцовых стульев затесалась простенькая табуретка. В картине нет явно радующихся людей, они ведут достаточно сдержанную беседу. Петров-Водкин никогда не останавливался на простом бытописательстве в своих произведениях, его картины всегда наполнены глубинным смыслом. Вполне возможно, что новоселье на полотне относиться к реальному времени создания, то есть к 1937 году, периоду политических репрессий. Художник отсылает зрителя к «Тайной вечере», в которой каждый может оказаться Иудой. Люди получили новую квартиру, и сейчас радуются, но никто из них не может быть уверен в своей дальнейшей судьбе.

В послевоенном 1952 году Александр Лактионов пишет «Переезд на новую квартиру». На первый взгляд, это идеальный сюжет конца сталинской эпохи. Пышущая оптимизмом хозяйка с орденом на груди радостно оглядывает новые владения. Совершенно идеальные дети – чинный пионер в белоснежной рубашке бережно держит большой портрет товарища Сталина, на руках у девочки примостилась пушистая кошка. Все сияет совершенной чистотой. Но даже в советское время картина была воспринята неоднозначно, в ней разглядели критику мещанского быта. Женщина перевезла в новую квартиру все свои старые вещи, включая безделушки и искусственные цветы. Такая привязанность к бытовым мелочам официально не приветствовалась в СССР. Кроме того, в послевоенные годы, когда большая часть семей лишилась мужской половины, главенствующая роль женщины выглядела чересчур драматично.

Еще один вариант новоселья можно увидеть на полотне «Новоселы. Из палатки в новый дом» Дмитрия Мочальского. Оно входит в серию работ, посвященных целине. Две семьи въехали из временных палаток в настоящий дом, но жилища новых соседей разделены лишь раздвигающейся шторкой. Художник стремился показать контраст быта совершенно разных семей. Большую часть холста занимает хорошо освещенное пространство, в котором проживает семья с двумя детьми. Люди здесь отчетливы и подвижны, непоседливые дети слушают читающего отца, мать готовит пищу. Их окружают необходимые в большой семьи вещи — кувшин для умывания, детский велосипед, кухонная утварь. Вторая семья состоит из двух человек мужа и жены. Их жизнь более размеренна, лишена бытовой суеты. Мочальский показывает лежащего на кровати немолодого мужчину, беседующего с женой. Быт этой семьи совершенно иной, их окружают книги и гитара.

Одним из самых романтичных произведений советской эпохи можно назвать «Лирическое новоселье» Юрия Пименова. В просторном, почти невесомом пространстве осталась наедине молодая пара. Ремонт еще не окончен, стопки книг лежат прямо на полу. Молодые супруги еще не обзавелись мебелью и бытовыми мелочами, у них есть любовь и огни ночного города за окном.

Алина Свердлова-Александрова

Характерные черты фамилии ЛАКТИОНОВ

  • власть
  • комфорт
  • сила
  • единение с природой
  • непостоянство
  • отсутствие систематичности
  • впечатлительность
  • миролюбие
  • тонкая духовность
  • выносливость
  • нервозность
  • проницательность
  • артистичность
  • большая изобретательность
  • логика
  • мелочность
  • интерес к здоровью
  • острый ум
  • творческие амбиции
  • большая эмоциональность
  • таинственные волнения
  • поиск идеала
  • чувствительная творческая личность
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: